Научная статья на тему 'Виктор Петрович Астафьев: образы Родины'

Виктор Петрович Астафьев: образы Родины Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1124
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ПАТРИОТИЗМ / ПОЭТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА / RUSSIAN CLASSICAL LITERATURE / PATRIOTISM / POETIC STYLE OF А LITERARY TEXT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Орлова Г.А.

Представлен анализ повести В.П.Астафьева «Последний поклон» и рассказа «Конь с розовой гривой». Поэтика текстов дает возможность использования классической литературы в формировании фундаментальной основы жизни отношения к Родине. Образы детства, семьи, природы, труда, быта, песен позволяют увидеть многогранную целостность восприятия автором Отечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIKTOR PETROVICH ASTAFYEV: IMAGES OF THE MOTHERLAND

The analysis of V.P.Astafiev's novel The Last Bow and one of the short stories The Horse with a Pink Mane is presented. The poetic style of the texts makes it possible to use classical literature to form the fundamental basis of life the attitude to the Motherland. Images of childhood, family, nature, work, everyday life, songs allow us to see the integrity of the author's perception of the Fatherland.

Текст научной работы на тему «Виктор Петрович Астафьев: образы Родины»

УДК 821.161.1 <М:Шр8://<М.ог^10.34680/2411-7951.2019.2(20).11

Г.А.Орлова

ВИКТОР ПЕТРОВИЧ АСТАФЬЕВ: ОБРАЗЫ РОДИНЫ

Представлен анализ повести В.П.Астафьева «Последний поклон» и рассказа «Конь с розовой гривой». Поэтика текстов дает возможность использования классической литературы в формировании фундаментальной основы жизни — отношения к Родине. Образы детства, семьи, природы, труда, быта, песен позволяют увидеть многогранную целостность восприятия автором Отечества.

Ключевые слова: русская классическая литература, патриотизм, поэтика художественного текста

В 2019 году исполняется 95 лет со дня рождения выдающегося русского писателя Виктора Петровича

Астафьева. Чтение и понимание русской классической литературы, отбор текстов, их анализ требуют рекомендаций и подходов в контексте современных обсуждаемых вопросов. Предлагаем вариант анализа текстов В.П.Астафьева с позиций раскрытия автором патриотизма: образы Родины, которые дороги и любимы писателем. Рассматривается данная тема в повести «Последний поклон» [1], рассказе «Конь с розовой гривой» [2].

Повесть «Последний поклон» создавалась Виктором Петровичем двадцать лет. Состоит она из отдельных глав-рассказов, действие которых начинается в конце 20-х годов XX столетия и заканчивается после Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.

Основной прием работы с текстом, который используется нами — поиск смыслов, подтекстов и исследование некоторых способов эстетического освоения мира писателем (т.е. поэтики автора). К ним мы относим семантические со-«противопоставления», художественное пространство и время, ритм и интонация, мотивы, формы повествования, система точек зрения, заглавие как элемент структуры, слово в ткани текста. Осмысление темы любви к Родине ярко раскрывается в рассказе «Конь с розовой гривой». Рассказ многогранен, наполнен смыслами и одновременно прозрачен. Родина, ее тема- это не рядоположенная тема среди других тем, это целостность, вершина, «образ мира» автора, это глубинный смысл произведения. Он возникает из взаимосвязанных смыслов: детство, семья, друзья, бабушка, дедушка, природа, труд, песни.

— Детство:

все в нас закладывается в детстве:

друзья — Левонтьевские ребята;

занятия (речка, купание, лес и ягоды, рыбалка, игры);

природа (сибирская тайга и река);

военное, сиротское, суровое детство;

родные (бабушка, дедушка, тетки, утонувшая мама);

труд;

быт, песни.

Эти воспоминания возвращают героя произведения на Родину, они наполнены светом, целостны. В.П.Астафьев тонко и глубоко чувствует «нескудеющую силу и нетленную красу» (Ф.Тютчев) Отчизны [3].

— Семья:

мальчик-сирота как главный герой и рассказчик:

семья бабушки как патриархальная семья с традициями большой трудовой семьи, семья как ценность, как основа, где бабушка-генерал, молчаливый обстоятельный дедушка, братан Алешка, тетка Августа;

образ — со- и противопоставление — семья дяди Левонтия: «боевое семейство», «левонтьевские орлы», дом «где были одни ребятишки и ничего больше», дом, который «стоял сам собою на просторе», с разбитыми окнами и распахнутыми дверями, безалаберное и полное жизни, стойкое семейство, безоглядное, широкое. Эту малую Родину сохраняет с любовью благодарная память автора.

Понимание смыслов художественного текста всегда связано с поисками для себя по П.Флоренскому «корневого человека» [4]. У россиян эти корни в русской культуре, в Православии.

Еще одна линия, на наш взгляд, центральная смысловая линия рассказа «Конь с розовой гривой» — искушение — грех — покаяние. Однако для читателя эта линия определяется не сразу, и не называется такими словами. Чаще возникает тема совести (что тоже верно). При перечитывании приходим к мысли, что рассказ построен на раскрытии смысла: искушение — грех — покаяние.

— искушение (и прямое — вкусная земляника, и не такое явное — быть как все — отодвинуть разговор, пожалеть себя, пожалеть бабушку);

— как «попался на уду» — съел землянику, а потом в туесок натолкал травы, закрыл сверху ягодой, а за этим пришло и другое — дрались, подбили птичку, потом «занялись захватывающим жутким делом: забегали в устье холодной пещеры, где жила (это в селе доподлинно знали) нечистая сила», во главе всего был «бес Санька» — «вреднее и злее всех левонтьевских»;

— отдал бабушке туесок, приготовился принять «кару за содеянное злодейство», но бабушка не обнаружила злодейство. Отлегло, забылся, «отправился на улицу играть». Но ночью...! «Бабушку надул! Калачи украл! Что только будет? — терзался я ночью, ворочался на полатях» «А что, если слезть с полатей, забраться к бабушке под одеяло и все-все рассказать» да жалко бабушку, не решился и заснул;

— бабушка уплыла в город, дедушка на заимке и целый день впереди — мастерски показал Виктор Петрович, как мальчик то забывал о проступке, то пытался оправдать себя, то надеялся на заступничество, то снова жалел себя; одиночество, страх, душевные муки не отпускают мальчика. «Вдруг, — пишет далее Виктор Петрович, — из-за леса показалась лодка, а на ней бабушка» «Я рванул к яру..., подскочил, и бежать по берегу, прочь от лодки». Все еще надеется герой, что может быть минует его расплата: до ночи скрывался у двоюродного братишки, но пришлось идти домой.

Состояние спрятавшегося в кладовке, отягощенного нераскаянным грехом мальчика передается внутренним монологом: «я зарылся в половик, притих, тоскливо было в кладовке, стало совсем темно и одиноко, может быть, бабушка все мне простит. Придет и простит». Еще надеется, что не сам будет каяться, а бабушка простит.

Утром предстояло еще одно испытание — «дедушка приехал ночью. Красота!» Дедушка-заступник, «потатчик» как говорила бабушка.

Почти весь день еще не выходил мальчик из кладовки, надеясь, что бабушка «управится по дому и уйдет». Она же всем рассказывала «А мой-то! Малой-то! Чего утворил!» И каждый раз, проходя мимо кладовки «не забывала напомнить: "не спишь ведь, не спишь! Я все-о вижу!"»

Но вот дедушка «завернул в кладовку, подмигнул: "Терпи, не робей!" — да еще и по голове погладил», «хлынули слезы» — безудержные.

«Ну, што-ты, што-ты!.. Попроси прошшенья. Ступай, ступай», — успокаивал дед, обирая большой рукой слезы с моего лица. Я ступил в избу и завел: «Я больше ... я больше...» Этот момент покаяния — одно из сильных мест рассказа:

— «надо было двигаться к столу, садиться, глядеть на людей. Ах ты, Господи! Да чтобы я еще хоть раз..., да я ...»

— «и срамила же меня бабушка! И обличала же! я уж заревел, не просто раскаиваясь, а испугавшись, что пропал, что ни прощения, ни возврата нету... »

— «даже дед не выдержал... Ушел..., дескать, мне тут ни помочь, ни совладать, Бог пособляй тебе, внучек».

И вот концовка рассказа.

«Бабушка устала, выдохлась, а может, и почуяла, что уж того она, лишковато все ж меня громила.

Было покойно в избе, однако все еще тяжело. Не зная, что делать, как дальше жить, я разглаживал заплатку на штанах, вытягивал из нее нитки. А когда поднял голову, увидел перед собой...

Я зажмурился и снова открыл глаза. Еще раз зажмурился, еще раз открыл. По скобленному кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах, скакал белый конь с розовой гривой.

— Бери, бери, че смотришь? Глядишь, зато еще, когда омманешь баушку...

Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло. Нет в живых дедушки, ни бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я все не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой».

Светом веет от этой истории. Светом и откровением. Всеобъемлющее чувство Родины открывается читателю; понимаешь, что все это — семья, детство, природа, люди и есть — Отчизна, которая выстраивала Астафьева — человека и патриота, понимаешь, что корни каждого из нас должны быть в Отечестве, чтобы жизнь процветала и развивалась; что человека волнует Отечество Небесное, но без отношения к земному Отечеству достойная жизнь невозможна. Глубокому пониманию смыслов способствует заложенные в самой природе русского языка основы православной культуры, которые понятийной структурой языка воплощены великим Виктором Петровичем Астафьевым.

Будучи еще совсем молодым ученым, Сергей Аверинцев написал прекрасные строки о филологии, вызывающие восхищение и сейчас: «Филология занимается «смыслом» — смыслом человеческого слова и человеческой мысли...» [5]. Слова эти звучат обнадеживающе и в наше неспокойное время.

Человек не может отказаться от поиска смысла жизни, от поиска своего места в ней, не может отказаться от высших ценностей — духовности, понимания истины, Бога. И на этом пути ему может и должна помочь великая русская литература, надо учиться и учить ее читать, понимать и воспринимать.

1. Астафьев В.П. Последний поклон: Повесть в рассказах. М.: Эксмо, 2006. 848 с.

2. Астафьев В.П. Конь с розовой гривой. М.: Дет. лит., 2008. 277 с.

3. Тютчев Ф.И. А.В.Плетневой [Электр. ресурс]. URL: http://www.ruthenia.ru/tiutcheviana/stihi/bp/327.html (дата обращения: 01.02.2019).

4. Флоренский П. А., свящ. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии. М., 2000. С. 209.

5. Аверинцев С.С. Похвальное слово о филологии [Электр. ресурс] // Юность. 1969. № 1. С. 98-102. URL: http://nevmenandr.net/scientia/averintsev-philologia.php (дата обращения: 01.02.2019).

References

1. Astafev V.P. Posledniy poklon: Povest' v rasskazakh [The Last Bow]. Moscow, 2006. 848 p.

2. Astafev V.P. Kon' s rozovoy grivoy [The Horse with a Pink Mane]. Moscow, 2008. 277 p.

3. Tyutchev F.I. A.V.Pletnevoy [To A.V. Pletneva]. Available at: http://www.ruthenia.ru/tiutcheviana/stihi/bp/327.html (accessed: 01.02.2019).

4. Florenskiy P.A., svyashch. Stat'i i issledovaniya po istorii i filosofii iskusstva i arkheologii [Articles and studies on the history and philosophy of art and archeology.]. Moscow, 2000, p. 209.

5. Averintsev S.S. Pokhval'noe slovo o filologii [Words of praise to philology]. Yunost', 1969, no. 1, pp. 98-102. Available at: http://nevmenandr.net/scientia/averintsev-philologia.php (accessed: 01.02.2019).

Orlova G.A. Viktor Petrovich Astafyev: images of the Motherland. The analysis of V.P.Astafiev's novel The Last Bow and one of the short stories The Horse with a Pink Mane is presented. The poetic style of the texts makes it possible to use classical literature to form the fundamental basis of life - the attitude to the Motherland. Images of childhood, family, nature, work, everyday life, songs allow us to see the integrity of the author's perception of the Fatherland.

Keywords: Russian classical literature, patriotism, poetic style of а literary text.

Сведения об авторе. Галина Александровна Орлова — кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики и методики начального образования, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Galina.Orlova@novsu.ru.

Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 20.02.2019. Принята к публикации 20.03.2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.