Научная статья на тему 'ВИКТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ'

ВИКТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
305
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИКТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / КИБЕРПРЕСТУПНОСТЬ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ЖЕРТВЫ КИБЕРПРЕСТУПЛЕНИЙ / ЦИФРОВЫЕ РЕСУРСЫ / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / ВИКТИМИЗАЦИЯ / ЗАПРЕТ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СЕТЕЙ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Стяжкина Светлана Александровна

Проблема защиты несовершеннолетних от различных преступных посягательств никогда не теряет своей актуальности. Дети, в силу возрастных особенностей социально-психологического, физиологического, эмоционального, интеллектуального развития, представляют собой одну из наиболее виктимных групп населения. Одним из актуальных вопросов является вопрос защиты личности несовершеннолетних в киберпространстве от негативного влияния информационных ресурсов и контентов. Несмотря на многочисленные преимущества интернет-пространства, существуют серьезные угрозы для личности, исходящие от сети Интернет, особенно это касается несовершеннолетних. Полагаю, что необходимо вести серьезную профилактическую работу с родителями по вопросам необходимости ограничения времени пребывания детей в сети Интернет. Большинство родителей не осознает негативного влияния информационных сетей на их детей. На наш взгляд, родителям в рамках классных часов в школах следует объяснять последствия неконтролируемого пребывания детей в сети Интернет и разъяснять им способы защиты их детей от негативного влияния Интернет-ресурсов. Особую роль в виктимологической профилактике следует уделить самим несовершеннолетним, объяснять и разъяснять им правила безопасного пользования сетью и те последствия, которые могут наступить в результате нарушения этих правил. Уроки информатики должны учить детей не только навыкам программирования и использования цифровых ресурсов, но и безопасному пользованию информационно-телекоммуникационными системами. Возможно, одним из средств профилактики преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних в сети Интернет, будет являться запрет лицам, совершившим подобные преступления, пользоваться сетью Интернет. Речь может идти о дополнительном виде наказания в виде запрета совершать определенные действия, такие как пользование информационно-телекоммуникационными сетями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Стяжкина Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VICTIMOLOGICAL PREVENTION OF CRIMES COMMITTED AGAINST MINORS ON THE INTERNET

The problem of protecting minors from various criminal assaults never loses its relevance. Children, due to the age characteristics of socio-psychological, physiological, emotional, intellectual development, represent one of the most victimized groups of the population. One of the topical issues is the issue of protecting the identity of minors in cyberspace from the negative influence of information resources and content. I believe that it is necessary to conduct serious preventive work with parents on the need to limit the time spent by children on the Internet. Most parents are not aware of the negative impact of information networks on their children. In our opinion, parents should explain the consequences of children's uncontrolled stay on the Internet and explain to them how to protect their children from the negative influence of Internet resources within the classroom hours at schools. Perhaps one of the means of preventing crimes committed against minors on the Internet will be a ban on persons who have committed such crimes to use the Internet. It may be an additional form of punishment in the form of a ban on performing certain actions, such as using information and telecommunications networks.

Текст научной работы на тему «ВИКТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

155

УДК 343.988-053.6:004.738.5(045) С.А. Стяжкина

ВИКТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Проблема защиты несовершеннолетних от различных преступных посягательств никогда не теряет своей актуальности. Дети, в силу возрастных особенностей социально-психологического, физиологического, эмоционального, интеллектуального развития, представляют собой одну из наиболее виктимных групп населения. Одним из актуальных вопросов является вопрос защиты личности несовершеннолетних в киберпространстве от негативного влияния информационных ресурсов и контентов. Несмотря на многочисленные преимущества интернет-пространства, существуют серьезные угрозы для личности, исходящие от сети Интернет, особенно это касается несовершеннолетних. Полагаю, что необходимо вести серьезную профилактическую работу с родителями по вопросам необходимости ограничения времени пребывания детей в сети Интернет. Большинство родителей не осознает негативного влияния информационных сетей на их детей. На наш взгляд, родителям в рамках классных часов в школах следует объяснять последствия неконтролируемого пребывания детей в сети Интернет и разъяснять им способы защиты их детей от негативного влияния Интернет-ресурсов. Особую роль в вик-тимологической профилактике следует уделить самим несовершеннолетним, объяснять и разъяснять им правила безопасного пользования сетью и те последствия, которые могут наступить в результате нарушения этих правил. Уроки информатики должны учить детей не только навыкам программирования и использования цифровых ресурсов, но и безопасному пользованию информационно-телекоммуникационными системами. Возможно, одним из средств профилактики преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних в сети Интернет, будет являться запрет лицам, совершившим подобные преступления, пользоваться сетью Интернет. Речь может идти о дополнительном виде наказания в виде запрета совершать определенные действия, такие как пользование информационно-телекоммуникационными сетями.

Ключевые слова: виктимологическая профилактика, киберпреступность, несовершеннолетние, жертвы кибер-преступлений, цифровые ресурсы, интернет-зависимость, виктимизация, запрет на использование информационно-телекоммуникационных сетей, компьютерные программы.

DOI: 10.35634/2412-9593-2023-33-1-155-160

Проблема защиты несовершеннолетних от различных преступных посягательств никогда не теряет своей актуальности. Дети, в силу возрастных особенностей социально-психологического, физиологического, эмоционального, интеллектуального развития представляют собой одну из наиболее виктимных групп населения. Беззащитность и доверчивость, физическая слабость, эмоционально-волевая несформированность делают их очень уязвимыми и легкодоступными жертвами различного рода преступлений. По официальным данным Генеральной прокуратуры РФ, в 2021 году в отношении несовершеннолетних совершено свыше 103 тыс. преступлений, среди которых 328 убийств (в том числе покушения и приготовления), почти 1,5 тыс. фактов причинения легкого вреда здоровью, свыше 1,5 тыс. побоев. К сожалению, официальные органы не предоставляют более подробной информации относительно структуры преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних.

Кроме того, необходимо отметить, что данные преступления обладают очень высокой латент-ностью. Несовершеннолетние, боясь реакции взрослых либо угроз преступника, очень редко сообщают о совершенных в отношении них преступлений. Особенно это касается половых преступлений, преступлений, связанных с незаконным оборотом порнографических материалов и т. д. В связи с чем особую актуальность приобретают вопросы защиты несовершеннолетних жертв преступлений. Наиболее перспективным направлением в решении данного вопроса должна выступать виктимологи-ческая профилактика преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних. Речь идет о деятельности, направленной на выявление и устранение причин и условий, способствующих викти-мизации несовершеннолетних, на нейтрализацию факторов, порождающих виктимогенные ситуации с участием несовершеннолетних.

Следует отметить, что проблема виктимологической профилактики приобретает все большую актуальность. Роль жертвы очень велика в механизме совершения многих преступлений, таких как хищения, насильственные преступления, половые преступления и многие другие. Жертва зачастую выступает активным элементом преступления, и от ее поведения во многом зависит исход преступ-

2023. Т. 33, вып. 1 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

ной деятельности. Особое внимание представляют несовершеннолетние жертвы преступлений, обладающие повышенной виктимностью.

Не менее актуальным вопросом является вопрос защиты личности несовершеннолетних в ки-берпространстве от негативного влияния информационных ресурсов и контентов. Цифровая среда расширяет свое влияние и сферу применения. Киберпространство быстрыми темпами внедряется во все сферы жизнедеятельности человека и общество. Личность все больше погружается в информационную среду и все больше зависит от нее. Безусловно, информационные технологии и ресурсы очень удобны, практичны, они предоставляют многочисленные возможности по поиску и получению новой информации, ее обработке и передаче, хранению. Огромный массив информации может храниться в памяти компьютеров, смартфонов, флешкарт и т. д., мы можем легко и быстро ее получить, передать за сотни километров. В сети Интернет можно найти практически любую информацию, получить услугу, приобрести товары, заключить сделки, получить образование, участвовать в конкурсах, играть на биржах, слушать музыку и смотреть кино, общаться и заводить друзей и знакомых, это целый мир, в котором современная личность проводит большую часть своего времени. И, естественно, в этом виртуальном мире есть своя преступность, расширяющая свои масштабы и умело скрывающаяся от правосудия.

Несмотря на многочисленные преимущества интернет-пространства, существуют серьезные угрозы для личности, исходящие от сети Интернет, особенно это касается несовершеннолетних.

На первый план выходит проблема негативного влияния интернет-пространства на психику несовершеннолетнего, его интеллектуальные, эмоциональные, волевые особенности и свойства.

Как отмечается в научной литературе: «Повсеместное внедрение цифровых технологий в практику общественной жизни закономерным образом привело к росту использования гаджетов и потребления услуг в Интернете, наиболее заметным в подростково-юношеской возрастной группе. Вместе с тем интенсивный рост числа пользователей новых технологий с очевидностью опережает накопление знаний о влиянии информационной среды на психику и мозг человека, которые формируются и развиваются в новых условиях. Отдельный и важный вопрос касается патологического вовлечения в компьютерные и онлайн-игры, а также в виртуальное общение в социальных сетях, что привело в конечном счете к фиксации в 2013-2014 гг. в DSM V нового типа аддикций - интернет-зависимостей» [2]. Речь идет о возникновении нового вида зависимости - интернет-зависимости, сравнимой с алкогольной и наркотической зависимостью у подростков. Всемирная организация здравоохранения относит интернет-зависимость к категории патологических пристрастий, приводящих к деформации личности [1]. Таким образом, необходимо вести активную работу по профилактике подобного рода аддиктивного поведения подростков. Речь идет о психолого-педагогической помощи и коррекции поведения подростков в целях недопущения формирования у них интернет-зависимости. Причем эта работа должна проводится и в отношении родителей подростков, так как основные причины ухода детей в виртуальную реальность лежат в семейно-бытовой сфере и связаны с психоэмоциональными взаимоотношениями внутри семьи.

Кроме того, по мнению немецкого психиатра Шпитцера М., существует обратная зависимость: «чем больше времени дети тратят на просмотр телепередач, тем медленней их языковое развитие и тем ниже их способность к обучению во взрослом возрасте». Более того, по мнению Шпитцера, бесконтрольное погружение в информационную реальность третьего порядка может привести к «цифровому слабоумию», обусловленному недостатком мыслительной деятельности» [3]. В монографии Г. Смола и Г. Ворган приведены экспериментальные материалы, свидетельствующие о замедлении созревания лобных долей мозга у подростков, интенсивно использующих цифровые технологии, что приводит к ухудшению умственных способностей и снижению социальных навыков, эффективности социального интеллекта и, как следствие, к ухудшению социальной адаптации [5].

Таким образом, большинством исследователей приходят к выводу о неоднозначном влиянии цифровых ресурсов на развитие несовершеннолетних. С одной стороны, Интернет-пространство и новые технологии позволяют получать любую информацию, необходимую для научной, образовательной деятельности, с другой стороны, чрезмерное увлечение информационными ресурсами приводит к психическим нарушениям у подростков. Причем негативный результат на психику ребенка проявляется не сразу, а через определенный, достаточно длительный период времени.

Во-первых, стоит обратить внимание на необходимость контроля со стороны, прежде всего, родителей, а также возможно и общества, государства за количеством времени, которое проводят

подростки в Интернет-пространстве. Безусловно, родители обязаны ограничивать время нахождения ребенка в сети Интернет. Но, к сожалению, следует отметить, что многие родители очень легкомысленно относятся к данному вопросу, не видя большой проблемы в том, что их ребенок все свободное время проводит за гаджетами, играя в онлайн-игры или просматривая различного рода развлекательные контенты, зачастую содержащие элементы порнографии, экстремизма и т. д.

По данным института общественного мнения «Анкетолог», более 60 % родителей, имеющих детей младше трех лет, разрешают пользоваться различными гаджетами своим детям не более часа в день. Что касается детей от четырех до семи лет, то большинство родители допускают их пребывание перед экранами до полутора часов в день (60 %). Дети от семи до девяти лет в среднем проводят за гаджетами от тридцати минут до трех часов. Подростки уже чаще всего пользуются различными га-джетами, в основном смартфонами, более полутора часов в сутки. Причем более половины родителей подростков старше 14 лет отметили, что их дети проводят более трех часов в день за использованием различных гаждетов. Что касается ограничений, которые могут использовать родители в части использования их детьми различных технических средств, то по различным данным пользуются такими возможностями от 11 до 40 % родителей.

Не менее важной проблемой является проблема влияния информации на поведение несовершеннолетних. Никем не контролируемый поток информации ежедневно исходит от интернет-ресурсов. Дети, находясь в Интернете, постоянно подвергаются воздействию различного рода информации. Как указывается в научной литературе: «Информация может быть вредна уже только потому, что избыточна. Все есть яд и все есть лекарство — зависит от дозы. В современной цифровой реальности информационное перенасыщение практически неизбежно. Причем наибольшее воздействие цифровая информационная среда оказывает на сознание детей и подростков - не полностью сформировавшееся, а потому особо уязвимое. Именно подрастающее поколение погружается в реальность третьего порядка особенно глубоко» [3]. Ребенок в силу его социально-психологических особенностей не может фильтровать и выбирать нужную ему информацию, не может защитить себя от вредной информации, зачастую не осознавая ее содержание и смысл. Происходит восприятие ребенком информации и ее принятие, он не может критически оценивать с точки зрения права и морали весь тот «информационный мусор», который потоком исходит от информационно-телекоммуникационных сетей. Сегодня Интернет-пространство заменяет несовершеннолетнему реальное, живое общение с друзьями, прогулки во дворе, подвижные игры на улице и т. д. Общение происходит с виртуальными личностями, прогулки по социальным контентам, игры в киберпространстве с использованием технических приспособлений, имитирующих реальность восприятия. «Информационное пространство несовершеннолетнего представляет собой информационно-коммуникативное поле его взаимодействия с другими участниками информационного социума, которое постепенно расширяется по мере взросления ребенка. Здесь следует говорить не только о взаимодействии несовершеннолетнего с различными источниками информации, но и о сложном процессе взаимодействия между всеми участниками (субъектами) информационных отношений, среди которых находится несовершеннолетний, что обуславливает необходимость изучения возможных рисков и угроз в данной сфере» [4].

По данным «Лаборатории Касперского», большинство детей использует информационно-телекоммуникационные сети для игр, их около 74 %; более 70 % используют сеть Интернет для просмотров фильмов, видеоконтентов, роликов. Более 60 % детей активно общаются в Интернете через социальные сети и мессенджеры. Что касается образовательных программ, использования интернет-ресурсов в процессе обучения, то их менее половины (46 %).

Особую обеспокоенность у психологов, педагогов, юристов вызывает сильная вовлеченность детей в социальные сети и онлайновую коммуникационную среду. Так, 58 % школьников активно общаются во «ВКонтакте», 53 % смотрят YouTube-ролики, 47 % увлечены просмотром коротких видео в ^кТок. При этом у половины (52 %) школьников есть чат с одноклассниками, о котором не знают учителя или родители.

«Мнения большинства исследователей по вопросам влияния сверхувлеченности социальными сетями на психологические и социальные характеристики подростков практически совпадают. Отмечается, что часть пользователей социальных сетей характеризуется такими личностными чертами, как агрессивность, враждебность, поверхностность в оценках при общении в Сети и отсутствие критического отношения к информации в блогах и аккаунтах» [2]. Также исследователями в области детской психологии отмечается, что в результате подобной сверхувлеченности детей социальными

2023. Т. 33, вып. 1 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

сетями и их негативного влияния «создается сообщество антигуманных и социально опасных подростков, действия которых не контролируются в полной мере и имеют явно опасный общественный характер» [2]. Идет недооценка как со стороны родителей, так и общества, и государства в целом роли социальных сетей в процессе формирования личности несовершеннолетнего.

Более того, ряд контентов содержит в себе «вредную» информацию, содержащую призывы к экстремистской деятельности, террористическим актам, насилию и жестокости. Не менее опасными являются сайты, содержащие порнографические материалы. Ребенок постоянно подвергается информационному воздействию.

И только 2,6 % родителей, по официальным данным Федеральной службы государственной статистики, пользуются средствами родительского контроля. Большинство родителей ограничиваются проведением бесед о вреде смартфонов.

Полагаю, что необходимо вести серьезную профилактическую работу с родителями по вопросам необходимости ограничения времени пребывания детей в сети Интернет. Большинство родителей не осознает негативного влияния информационных сетей на их детей. На наш взгляд, родителям в рамках классных часов в школах следует объяснять последствия неконтролируемого пребывания детей в сети Интернет и разъяснять им способы защиты их детей от негативного влияния Интернет-ресурсов.

Одним из эффективных способов родительского контроля является использование различных компьютерных программ, позволяющих родителям отслеживать количество времени, проведенного ребенком в гаджетах, интернет-ресурсы, которыми пользуется ребенок, сайты, на которые выходит. Кроме того, данные программы позволяют родителям устанавливать временные ограничения пользования смартфонами и компьютерами, устанавливать запрет на посещение определенных сайтов и пользования интернет-ресурсами ребенком.

Безусловно, необходимо работать с детьми в части разъяснения им правил пользования информационно-телекоммуникационными сетями, объяснять им последствия многочасового пребывания в Интернете. Но, конечно, основными мерами профилактики должны выступать меры, направленные на переориентацию подростков из виртуальной сферы в реальную. Необходимо развивать сеть детских клубов, спортивных школ, творческих кружков. Подростку должно быть интереснее общаться со сверстниками, заниматься спортом, музыкой, чем находится в интернет-пространстве. К сожалению, массовая пропаганда интернет-ресурсов и возможностей, открывающихся у людей в цифровой среде, привела к повышенному интересу у детей к цифровым ресурсам. Практически безграничные возможности Интернета очень привлекательны своей доступностью и простотой. Подростки не хотят заниматься и прилагать усилия в реальной жизни для достижения каких-то результатов, имея под рукой компьютер с его потенциалом.

Еще одна проблема связана с тем, что в своей насыщенной онлайн-жизни дети редко уделяют внимание вопросам приватности. Исследование показало, что юные пользователи размещают в интернете довольно много личных данных. В частности, почти половина указывает в социальных сетях свой настоящий возраст и рассказывают о своих увлечениях, больше четверти (27 %) отмечают номер школы, 13 % выкладывают фотографии, на которых видно обстановку квартиры, 12 % указывают имена родственников (родителей), а 10 % и вовсе публикуют номер мобильного телефона. Такой легкомысленный подход к защите персональных данных говорит о том, что дети зачастую недооценивают опасность таящихся в киберпространстве и за его пределами рисков. Немаловажным является и тот факт, что треть родителей не знают, какая информация об их ребенке находится в открытом доступе не только в соцсетях, но и в целом в интернете. Открытость детей, зачастую их бравада и позерство делают их легкими жертвами киберпреступников. Особенно это касается преступлений, связанных с негативным информационным воздействием на ребенка и использованием его в своих преступных целях. Часто дети становятся жертвами сексуальных преступлений, особенно таких, как развратные действия и незаконный оборот порнографических материалов. В силу специфики возраста им сложно противостоять преступникам, особенно если поступают угрозы в их адрес, связанные с распространением о несовершеннолетних какой-либо конфиденциальной информации. И опять здесь речь должна идти о роли родителей в сфере контроля за детьми и их связями в сети Интернет.

Возможно, одним из средств профилактики преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних в сети Интернет, будет являться запрет лицам, совершившим подобные преступления, пользоваться сетью Интернет. Речь может идти о дополнительном виде наказания в виде запрета

совершать определенные действия, такие как пользование информационно-телекоммуникационными сетями. При современном уровне технического развития и цифровых возможностей данная мера могла бы стать одним из сдерживающих факторов совершения преступлений в информационной среде. Причем можно предусмотреть запрет на использование сети за исключением случаев, необходимых для совершения действий на официальных интернет-порталах, таких как Госуслуги, например, или для вызова экстренных служб. В таком случае лицо имеет возможность пользоваться ресурсами официальных сайтов, но не имеет права выходить в социальные сети, пользоваться иными интернет-ресурсами. Особенно это касается лиц, совершивших половые преступления в отношении несовершеннолетних, такие как развратные действия (ст. 135 УК РФ), использующих несовершеннолетних для изготовления порнографических материалов (ст. 242.2 УК РФ), склоняющих несовершеннолетних к совершению самоубийства (ст. 109.1 УК РФ), совершению преступлений и антиобщественных действий (ст.ст. 51, 152 УК РФ), потреблению наркотических средств (ст. 230 УК РФ) с использованием сети Интернет. Представляется, что данная мера будет достаточно эффективной не только в сфере предупреждения преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних в сети Интернет, но и в отношении иных преступлений, совершаемых в сети Интернет либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей.

Подводя итог, следует отметить, что проблема виктимологической профилактики преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних в сети Интернет, носит комплексный характер, включающий в себя как вопросы технического, организационного, так и социально-правового плана. Прежде всего необходимо вести разъяснительную работу о влиянии информационно-телекоммуникационных сетей на подростков и тех рисках, с которыми сталкивается несовершеннолетний пользователь сети с родителями и самими несовершеннолетними. Родители - это те лица, которые должны осуществлять строгий контроль за пребыванием их детей в цифровом пространстве. Для этого имеются специальные программы, технические средства, позволяющие контролировать и время, и ресурсы, используемые их детьми, а также ограничивать как время, так и те ресурсы, которые могут причинить вред ребенку.

Особую роль в виктимологической профилактике следует уделить самим несовершеннолетним, объяснять и разъяснять им правила безопасного пользования сетью и те последствия, которые могут наступить в результате нарушения этих правил. Уроки информатики должны учить детей не только навыкам программирования и использования цифровых ресурсов, но и безопасному пользованию информационно-телекоммуникационными системами.

Одним из перспективных направлений является расширение сферы досуга детей, не связанного с использованием информационно-телекоммуникационных сетей. У подростков должен быть выбор сфер, в которых они бы могли реализовать себя вне школы, таких как спорт, искусство, общение и др.

Кроме того, необходимо предусмотреть различные способы воздействия на лиц, совершивших преступления в отношении несовершеннолетних с использованием информационно-телекоммуникационных сетей. Представляется, что таких лиц необходимо ограничивать в возможности использования сети Интернет. Одним из способов может быть установление запрета на использование информационно-телекоммуникационных сетей как вид наказания либо как ограничения, устанавливаемые в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы в рамках административного надзора.

Проблема информационной безопасности становится одной из центральных проблем, и необходим системный подход к ее решению. Прежде всего, необходимо защитить наиболее уязвимую группу населения от негативного влияния информационных ресурсов - детей. Так как последствия этого влияния будут видны только через продолжительный период времени, когда уже очень сложно будет исправить ситуацию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гилева Н.С. К вопросу о профилактике интернет-зависимости у подростков // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. С. 136.

2. Каменская В.Г. Цифровые технологии и их влияние на социальные и психологические характеристики детей и подростков // Экспериментальная психология. 2022. Т. 15, № 1. https://psyjournals.ru/exp/2022/n1/ Кате^кауа_Тоташу_ШИ^Йт1.

3. Петрова Е.В. Информационная экология в цифровой среде // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2019. №3 (23). С. 106.

4. Рыбакова О.С. Безопасность несовершеннолетних в информационном обществе: анализ киберрисков и угроз // Мониторинг правоприменения. 2020. № 2 (35). С. 66.

5. Смол Г., Ворган Г. Мозг онлайн. Человек в эпоху Интернета. М.: КоЛибри, 2011. 148 с.

Поступила в редакцию 12.12.2022

Стяжкина Светлана Александровна, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4) E-mail: [email protected]

SA. Styazhkina

VICTIMOLOGICAL PREVENTION OF CRIMES COMMITTED AGAINST MINORS ON THE INTERNET

DOI: 10.35634/2412-9593-2023-33-1-155-160

The problem of protecting minors from various criminal assaults never loses its relevance. Children, due to the age characteristics of socio-psychological, physiological, emotional, intellectual development, represent one of the most victimized groups of the population. One of the topical issues is the issue of protecting the identity of minors in cyberspace from the negative influence of information resources and content. I believe that it is necessary to conduct serious preventive work with parents on the need to limit the time spent by children on the Internet. Most parents are not aware of the negative impact of information networks on their children. In our opinion, parents should explain the consequences of children's uncontrolled stay on the Internet and explain to them how to protect their children from the negative influence of Internet resources within the classroom hours at schools. Perhaps one of the means of preventing crimes committed against minors on the Internet will be a ban on persons who have committed such crimes to use the Internet. It may be an additional form of punishment in the form of a ban on performing certain actions, such as using information and telecommunications networks.

Keywords: victimological prevention, cybercrime, minors, victims of cybercrime, digital resources, Internet addiction, victimization, prohibition on the use of information and telecommunication networks, computer programs.

Received 12.12.2022

Styazhkina S.A., Candidate of Law, Associate Professor Udmurt State University

Universitetskaya st., 1/4, Izhevsk, Russia, 426034 E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.