УДК 343
РО! 10.23672/Ь0961-6698-0730-т
Вишневецкий Кирилл Валерьевич
доктор юридических наук,
профессор,
начальник кафедры
уголовного права и криминологии,
Краснодарский университет МВД России
kvishnevecky@mail.ru
Кашкаров Алексей Александрович
доктор юридических наук, доцент,
начальник кафедры уголовного права и криминологии, Крымский филиал
Краснодарского университета МВД России kashkarov79@yandex.ru
Kirill V. Vishnevetsky
Doctor of Law, Professor,
Head of Department of Criminal Law and Criminology, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia kvishnevecky@mail.ru
Alexey A. Kashkarov
Doctor of Law,
Associate Professor,
Head of the Department
of Criminal Law and Criminology,
Crimean branch of the Krasnodar University
of the Ministry of Internal Affairs of Russia
kashkarov79@yandex.ru
Виктимологическая
характеристика коррумпирования
должностного лица органа публичной власти
Victimological characteristics
of corruption of an official of a public authority
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы, связанные с виктимологический характеристикой жертвы взяточничества должностного лица органа публичной власти. В публикации отмечается амбивалентное отношение современного социума к проблеме коррупции должностных лиц органов публичной власти и их коррумпирования. Охарактеризованы различные группы корруптеров, которые склоняют должностных лиц к взяточничеству.
Ключевые слова: взяточничество, должностное преступление, коррупция, коррумпирование, преступление, склонение, вовлечение.
Annotation. The article deals with issues related to the victimological characteristics of the victim of bribery -an official of a public authority. The publication notes the ambivalent attitude of modern society to the problem of corruption of officials of public authorities and their corruption. Various groups of corrupt officials are characterized, who persuade officials to take bribes.
Keywords: bribery, malfeasance, corrupt official, corruption, crime, inclination, involvement.
Общественная опасность должностной преступности заключается в том, что она причиняет вред экономике государства и подрывает авторитета органов публичной власти, сковывает развитие гражданского общества, нивелирует достижения в социальной, образовательной и культурной сферах, разбалансирует и устраняет честную конкуренцию между хозяйствующими субъектами, приводит к симбиозу преступности и правоохранительных органов. Указанные факторы могут привести к росту протестных настроений среди широких слоёв населения, именно указанные обстоятельства свидетельствуют об актуальности данной публикации.
Исходя из круга субъектов общественных отношений, которые формируются и существуют в сфере публичной власти жертвой взяточничества выступают лица, права и законные интересы
которых страдают в результате противоправных действий взяткодателя и взяткополучателя (к такого рода лицам относятся: латентные жертвы взяточничества; лица, у которых вымогали взятку; должностные лица, которых склоняют к получению взятки; государство) [1, с. 206-209]. Отметим, что вопросы, связанные с уяснением криминологических и уголовно-правовых характеристик должностной преступности, виктимологической характеристик жертвы, которая пострадала от противоправных действий должностного лица достаточно часто становятся предметом научных исследований. Однако вопросы, связанные с проблемами вовлечения и/или склонения должностных лиц в коррупционную деятельность, на достаточном теоретическом уровне не рассматривались, что также подчёркивает необходимость такого рода публикации.
Предупреждение преступлений, связанных с взяточничеством, должно быть обоюдно направленным и учитывать факторы виктимной привлекательности, которыми обладают должностное лица органов публичной власти.
Исследователи отношения российского общества к должностной преступности в органах публичной власти отмечают достаточно высокий уровень терпимости к проявлениям коррупции [2, с. 135— 138; 3, с. 110], это объясняется коррупционными традициями, которые сложились в обществе, стремлением минимизировать затраты, а также желанием некоторых должностных лиц органов публичной власти незаконно обогатиться. Вместе с тем, в сознании большинства граждан должностные лица органов публичной власти, чаще всего, воспринимается либо в относительно нейтральном качестве, либо в негативном качестве - коррупционера и взяточника. То, что должностные лица органов публичной власти могут выступать в качестве жертвы должностных преступлений, а именно - взяточничества, граждане воспринимают иронично или вовсе скептично. Таким образом, мы можем говорить о неоднозначном отношении граждан к проблеме должностной преступности, с одной стороны возможности, которые достигаются путём подкупа должностных лиц в обществе допускаются, а в некоторых аспектах даже приветствуются; с другой стороны, отношение к должностным лицам органов публичной власти, которые обладают «функциональными ресурсами», как уже указывалось нами ранее, является негативным.
Под термином «функциональные ресурсы должностного лица органа публичной власти» мы понимаем наличие должностных полномочий, служебного положения, иных организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функции, которыми наделено должностное лицо органа публичной власти в силу закона и/или занимаемой должности в органе публичной власти.
Наличие функциональных ресурсов у должностного лица органа публичной власти создаёт угрозу для него самого стать жертвой преступления, так как полномочия, которыми наделено должностное лицо привлекательны для коррупте-ров, при этом, как отмечает Г.Н. Горшенков должностное лицо становится потенциальной жертвой криминального подкупа [4, с. 144-151].
Желание получить доступ к функциональным ресурсам, которыми наделено должностное лицо, может быть осуществлено различными способами, например:
- путём применения насилия (физического или психологического);
- угрозы применения насилия в отношении самого должностного лица, так и близких для него лиц;
- шантажа, введения должностного лица в заблуждение и т.п.
Схожая позиция, относительно склонения, закреплена в Постановлении Пленума Верховного
Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 г. № 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» [5], также, в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации определяется от 9 июля 2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» [6], что склонение должностного лица к совершению соответствующих противоправных действий (бездействию) может быть осуществлено путем уговоров, обещаний, принуждения и др. Однако наиболее распространённым способом склонения должностного лица к совершению преступления является подкуп - дача взятки.
Стремление корруптера склонить или вовлечь должностное лицо органа публичной власти к получению взятки в психологической теории и криминологии получило название «коррумпирующие поведение» [7, с. 70-72].
Модели поведения жертвы и преступника во взяточничестве могут быть различными. Коррумпирующее поведение является менее распространённым видом преступного поведения во взяточничестве по сравнению с обоюдно заинтересованным коррупционном поведением либо вымогательством взятки должностным лицом органа публичной власти [8, с. 35-38]. Однако именно в процессе коррумпирующего поведения должностное лицо становится жертвой преступления, связанного с вовлечением или склонением к получению взятки.
Вместе с тем, следует отметить, что возможна трансформация жертвы должностного лица в преступника, и этот процесс может занимать длительный промежуток времени, а может произойти относительно быстро. Все зависит от морально-деловых и нравственно-психологических качеств конкретного должностного лица.
Вовлечение и постепенное научение должностного лица органов публичной власти коррупционным практикам подтверждают положения теории дифференцированных связей сформулированной Э. Сатерлендом в 30-х годах ХХ столетия, в основу которой положен социальный конфликт ценностей и моделей поведения, в результате чего, должностное лицо обучается преступному поведению, впитывает, перенимает его от иных людей, социальных групп в процессе общения [9, с. 106-108; 10, с. 32-33]. Также, следует отметить, что, по нашему мнению, вовлекаемое, склоняемое к взяточничеству должностное лицо органа публичной власти перестаёт быть жертвой преступления после получения взятки от взяткодателя, в силу того, что должностное лицо совершило должностное преступление, а именно - получило взятку.
Научение коррупционным практикам можно охарактеризовать как коррупционное инфицирование должностного лица органа публичной власти. Должностное лицо становится терпимым к коррупционным преступлениям, у него формируется
желание принимать участие в такого рода противоправных деяниях.
Следует согласиться с А. В. Ревягиным, который указывает на то, что коррумпирующее поведение (как и коррупционное) детерминируется не только внешними и объективными условиями, как например смена государственной принадлежности региона [11, с. 50-53], но имеет и ярко выраженные психологические составляющие и социокультурные корни, то есть, зависит от внутренних субъективных причин (определенных свойств личности, ее правовых установок, ценностных ориентаций) [12, с. 24-27].
Как нам представляется, причинами вовлечения или склонения должностного лица органа публичной власти к получению взятки является стремление вовлекателя (корруптера), как уже отмечалось выше, получить доступ к функциональным ресурсам вовлекаемого должностного лица органа публичной власти, сократить временные, материальные и иные издержки.
Принимая за основу положения теории дифференцированных связей, можно сделать вывод о том, что вовлечение должностного лица в преступную деятельность осуществляется посредством контактирования должностного лица органа публичной власти с контрагентом, который является носителем коррупционных практик. Всю совокупность контрагентов должностного лица органа публичной власти, носителей коррупционных практик можно разделить на ряд самостоятельных групп:
1) иные должностные лица органа публичной власти, как коллеги, так и должностные лица иных органов публичной власти (надзорные, контролирующие), обладающие коррупционными практиками;
2) коррупционно ангажированные родственники и близкие лица должностного лица органа публичной власти;
3) сторонние лица.
Характеризуя первую группу лиц, склоняющих должностное лицо к получению взятки, следует исходить из того, что склонение к должностному преступлению может осуществляться иными должностными лицами органов публичной власти, обладающими коррупционными практиками. Такого рода должностное лицо - корруптер может являться прямым либо непосредственным руководителем склоняемого, может выступать коллегой, находящимся на равнозначной должности, либо быть подчинённым. Особо следует отметить, что коррумпирование должностных лиц может осуществляться должностными лицами иных органов публичной власти. Так, например, в феврале 2021 года два сотрудника отделов аппарата прокуратуры Республики Крым склонили должностное лицо ОВД к получению взятки за прекращение уголовного дела, находящегося в производстве [13].
Именно коллеги оказывают на должностное лицо органа публичной власти существенное влияние,
так как коллеги обеспечивают формирование профессиональных характеристик, которые приобретают должностное лицо органа публичной власти. Взаимоотношения в коллективе обуславливает приобретение навыков коммуникации с физическими и юридическими лицами. Именно в служебном (трудовом) коллективе должностных лиц органов публичной власти реализуются все положения теории дифференцированных связей.
Вне служебного коллектива должностное лицо органа публичной власти проводит время с родственниками и близкими лицами. Родственники, а также близкие лица могут влиять на поведение должностного лица органа публичной власти, такого рода влияние может быть как положительное, так и негативное. Негативное влияние может выражаться в критике правомерного поведения должностного лица, в жалобах на недостаток средств для обеспечения жизнедеятельности семьи. Такого рода негативное влияние со стороны родственников склоняет должностное лицо органа публичной власти к выбору противоправной, чаще всего, коррупционной модели поведения. Раскрывая такую группу корруптеров, как сторонние лица, следует исходить из того, что данная группа лиц не является однородной. В её состав могут входить такие подгруппы как: лица, выполняющие профессиональные функции; лица, разово склоняющие должностное лицо к коррупционному преступлению.
К категории лиц, выполняющих профессиональные функции, могут относиться: адвокаты, законные представители, лица, оказывающие «услуги» в органах публичной власти, так называемые, «решалы», «бегунки», «нужные люди», бывшие должностные лица органа публичной власти, уволенные, но обладающие определённым авторитетом и кругом общения (связями) в органе публичной власти. Как нам представляется, данная категория корруптеров стремится склонить должностное лицо не столько к разовому факту коррупционной преступной деятельности, сколько сделать её системной и налаженной. Такого рода лица стараются наладить «профессиональные» и «взаимовыгодные» отношения с должностными лицами органов публичной власти. Деятельность корруптера, связанная со склонением должностного лица органа публичной власти к коррупционному преступлению, является активной, осознанной, волевой, инициативной и последовательной, в ходе которой собирается информация о предпочтениях и интересах, круге общения потенциальной жертвы склонения, а также, сведения о его родственниках и друзьях, наличие компрометирующих или иных сведений, которые могут пригодиться для ангажирования должностного лица органа публичной власти в коррупционную деятельность [14; 15, с. 13].
Именно такого рода инициативное коррумпирование должностных лиц органов публичной власти представляет повышенную общественную опасность, так как, чаще всего, такого рода склонение осуществляется с целью понудить должностное лицо к совершению противозаконных действий, связанных с укрывательством (сокрытием) преступлений, выполнением действий, которые
могут нанести существенных вред интересам общества и государства, представляют опасность для жизни и здоровья физических лиц.
Коррумпирование должностного лица органа публичной власти профессиональными коррупте-рами является наиболее результативным видом склонения/вовлечения в должностную преступность, чаще всего, используется представителями организованной преступности в отношении сотрудников правоохранительных, надзорных и контролирующих органов.
Лица, разово склоняющие должностное лицо органа публичной власти к получению взятки, не преследуют цели формирования устойчивой связи между собой и должностным лицом органа публичной власти; обстоятельства, связанные со склонением, носят чаще ситуативный характер и обусловлены незначительными нарушениями
Литература:
1. Кашкаров А.А. Виктимологический механизм должностной преступности / А.А. Кашкаров // Общество и право. 2016. № 2(56). С. 206-209.
2. Камнева Е.В. Коррупционное и коррумпирующее поведение в контексте девиантного экономического поведения / Е.В. Камнева // Современные подходы к противодействию коррупции: тренды и перспективы. Сборник тезисов докладов и статей Всероссийской научной конференции с зарубежным участием. 2019. С. 135-138;
3. Кашкаров А.А. Должностная преступность в органах публичной власти и её предупреждение в условиях смены государственной принадлежности территории : дис. ... д-р. юрид. наук. 12.00.08. Краснодар, 2019. С. 423.
4. Горшенков Г.Н. Виктимологическая составляющая в детерминации коррупционного поведения / Г.Н. Горшенков // Актуальные проблемы криминологического исследования региональной преступности: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. Баку, 2015. С. 144-151.
5. О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 г. URL : https://rg.ru/2006/06/28/verhovny-sud.html
6. О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации определяется от 09 июля 2013 г. № 24. URL : https://rg.ru/2013/07/17/verho vny-sud-dok.html
7. Камнева Е.В. Психологические аспекты феномена коррупции / Е.В. Камнева, Н.В. Анненкова // Гуманитарные науки. Вестник финансового университета. 2013. № 4. С. 67-72.
норм и положений действующего законодательства. Также, отметим, что уровень должностных лиц в структуре органов публичной власти, которые могут быть подвергнуты такого рода склонению, является не высоким, низовым, и, как нам представляется, это могут быть сотрудники патрульно-постовой службы полиции, участковые уполномоченные полиции, ДПС ГИБДД.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что чем выше уровень должности, занимаемой должностным лицом органа публичной власти, тем выше его виктимная привлекательность, тем чаше и на более системной основе его будут склонять к совершению должностного преступления, кроме того, должностное лицо органа публичной власти, обладающие правом согласования «сложных», «дорогих» вопросов также обладают повышенной виктимной привлекательностью.
Literature:
1. Kashkarov A.A. Victimological mechanism of malfeasance / A.A. Kashkarov // Society and Law. 2016. № 2(56). Р. 206-209.
2. Kamneva E.V. Corrupt and corrupt behavior in the context of deviant economic behavior / E.V. Kamneva // Modern approaches to combating corruption: trends and prospects. Collection of abstracts of reports and articles of the All-Russian scientific conference with foreign participation. 2019. Р. 135-138;
3. Kashkarov A.A. Official criminality in public authorities and its prevention in the context of a change in state ownership of the territory : dis. ... doctor of Law. 12.00.08. Krasnodar, 2019. P. 423.
4. Gorshenkov G.N. Victimological component in the determination of corrupt behavior / G.N. Gorshenkov // Actual problems of criminological research of regional crime: materials of the II Intern. scientific-practical conf. Baku, 2015. Р. 144-151.
5. On judicial practice in cases of crimes related to narcotic drugs, psychotropic, potent and poisonous substances. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation dated June 15, 2006 URL : https://rg.ru/2006/06/28/verhovny-sud.html
6. On judicial practice in cases of bribery and other corruption crimes. The resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation is determined from July 09, 2013 № 24. URL : https:// rg.ru/2013/07/17/verhovny-sud-dok.html
7. Kamneva E.V. Psychological aspects of the phenomenon of corruption / E.V. Kamneva, N.V. Annen-kova // Humanities. Financial University Bulletin. 2013. № 4. P.67-72.
8. Кашкаров А.А. Виктимная амбивалентность на примере взяточничества / А.А. Кашкаров // Вик-тимология. 2017. № 2(12). С. 35-38.
9. Фокс В. Введение в криминологию / В. Фокс; Пер. с англ. Л. : Прогресс, 1980. С. 106-108.
10. Курганов С.И. Криминология : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». 3-е изд., перераб. и доп. М. : Юнити-Дана: Закон и право, 2012. 183 с.
11. Кашкаров А.А. Трансформация местных представительных органов публичной власти в крымском федеральном округе как фактор обеспечения криминологической безопасности / А.А. Кашкаров // Юридический мир. 2015. № 6. С. 50-53.
12. Ревягин А.В. Нравственно-психологические стандарты антикоррупционного поведения сотрудников и работников органов внутренних дел / А.В. Ревягин // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 1(68). С. 24-27.
13. В Крыму два сотрудника прокуратуры стали фигурантами дела о крупной взятке. URL : https:// rg.ru/2021/04/16/reg-ufo/v-krymu-dva-sotrudnika-prokuratury-stali-figurantami-dela-o-krupnoj-vziat ke.html
14. Коррупционная преступность. Понятие и криминологическая характеристика. URL : https://be5. biz/pravo/k008/19.html (дата обращения 27.06. 2021).
15. Утебаев Э.К. Коррупция - составляющий элемент составов преступлений взяточничества / Э.К. Утебаев // Вестник Казахского гуманитарно-юридического инновационного университета. 2016. № 1. С. 12-13.
8. Kashkarov A.A. Victim ambivalence on the example of bribery / A.A. Kashkarov // Victimology. 2017. № 2(12). Р. 35-38.
9. Fox V. Introduction to criminology : Transl. from English. L. : Progress, 1980. P. 106-108.
10. Kurganov S.I. Criminology : textbook for university students enrolled in the specialty «Jurisprudence». 3rd ed. Rev. and add. M. : Unity-Dana : Law and Law, 2012. 183 p.
11. Kashkarov A.A. Transformation of local representative public authorities in the Crimean federal district as a factor in ensuring criminological security / A.A. Kashkarov // Legal world. 2015. № 6. Р. 50-53.
12. Revyagin A.V. Moral and psychological standards of anti-corruption behavior of employees and employees of internal affairs bodies / A.V. Revyagin // Psychopedagogy in law enforcement bodies. 2017. № 1(68). Р. 24-27.
13. In Crimea, two prosecutors became involved in a large bribe case. URL : https://rg.ru/2021/04/16/reg-ufo/v-krymu-dva-sotrudnika-prokuratury-stali-figu-rantami-dela-o -krupnoj-vziatke.html
14. Corrupt crime. Concept and criminological characteristics. URL : https: //be5.biz/pravo/k008/19.html (date of application 27.06.2021).
15. Utebayev E.K. Corruption is a constituent element of the bribery offenses / E.K. Utebayev // Bulletin of the Kazakh Humanitarian and Legal Innovative University. 2016. № 1. P. 12-13.