Научная статья на тему 'ВИКТИМНОСТЬ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ПРОЯВЛЕНИЯ БУЛЛИНГА У ПОДРОСТКОВ'

ВИКТИМНОСТЬ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ПРОЯВЛЕНИЯ БУЛЛИНГА У ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
109
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИКТИМНОСТЬ / ВИКТИМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / БУЛЛИНГ / ШКОЛЬНАЯ ТРАВЛЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ИЗОЛИРОВАННОСТЬ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / VICTIMIZATION / VICTIM BEHAVIOR / BULLYING / SCHOOL BULLYING / SOCIAL ISOLATION / ADOLESCENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сахаутдинова Н.Н.

В данной статье раскрывается понятие буллинга (травли среди сверстников) в школьной среде и его причины. Чаще всего он проявлялся как вербальная агрессия. В современном школьном сообществе имеют место изощренные формы школьной травли: избиение одноклассников, доведение до самоубийства, а также физическая расправа. В статье мы предприняли попытку выявить психологические предпосылки буллинга в контексте виктимного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сахаутдинова Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VICTIMIZATION AS A PREREQUISITE FOR THE MANIFESTATION OF BULLYING IN ADOLESCENTS

This article describes the concept of bullying (bullying among peers) in the school environment and its causes. Most often it was manifested as verbal aggression. In today's school community there are sophisticated forms of school bullying: beating classmates, incitement to suicide, as well as physical violence. In the article we have made an attempt to reveal psychological preconditions of bullying in the context of victim behavior.

Текст научной работы на тему «ВИКТИМНОСТЬ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ПРОЯВЛЕНИЯ БУЛЛИНГА У ПОДРОСТКОВ»

УДК 159.922.7

Сахаутдинова Н.Н. студент 4 курса факультет психологии ФГБОУВО «Башкирский государственный педагогический

университет им М. Акмуллы» научный руководитель: Шиляева И.Ф., к.ф.н.

доцент Россия, г. Уфа

ВИКТИМНОСТЬ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ПРОЯВЛЕНИЯ БУЛЛИНГА

У ПОДРОСТКОВ

Аннотация: В данной статье раскрывается понятие буллинга (травли среди сверстников) в школьной среде и его причины. Чаще всего он проявлялся как вербальная агрессия. В современном школьном сообществе имеют место изощренные формы школьной травли: избиение одноклассников, доведение до самоубийства, а также физическая расправа. В статье мы предприняли попытку выявить психологические предпосылки буллинга в контексте виктимного поведения.

Ключевые слова: виктимность, виктимное поведение, буллинг, школьная травля, социальная изолированность, подростковый возраст.

Sakhautdinova N.N.

Shilyaeva I.F.

VICTIMIZATION AS A PREREQUISITE FOR THE MANIFESTATION OF BULLYING IN ADOLESCENTS

This article describes the concept of bullying (bullying among peers) in the school environment and its causes. Most often it was manifested as verbal aggression. In today's school community there are sophisticated forms of school bullying: beating classmates, incitement to suicide, as well as physical violence. In the article we have made an attempt to reveal psychological preconditions of bullying in the context of victim behavior.

Key words: victimization, victim behavior, bullying, school bullying, social isolation, adolescence.

Травля среди подростков сегодня одна из наиболее распространенных проблем в школах и детских коллективах, которая значительно увеличивает риск суицида среди подростков, приводит к эскалации агрессии и насилия в коллективе, снижению успеваемости, эмоциональным и невротическим проблемам.

За рубежом травлю среди подростков назвали буллингом. Само слово происходит от английского bully, что означает «хулиган, драчун, грубиян, задира, насильник». Термин «буллинг» ввел норвежский ученый Дан Ольвеус в 1993 году. Он дал понятие буллингу как «преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство

социальной власти или физической силы»[1].

По нашему мнению, решающую роль в проявлении буллинга в образовательной среде играет виктимность, которая характеризует предрасположенность человека стать жертвой тех или иных неблагоприятных обстоятельств. Подросток еще ею не стал, но у него в личности имеются определенные качества, делающие его при некоторых обстоятельствах жертвой, причем скорее и легче, чем другого, у кого этих качеств личности нет. Повышенная виктимность подростков определяется не только их психологическими особенностями, но и социальными ролями, местом в системе социальных отношений, положением, которое они занимают в семье.

Важнейшим аспектом повышенной виктимности подростков является негативное воздействие взрослых на их психику, средств массовой информации, групп сверстников, формирующих у них антисоциальную установку личности[2].

Психофизические особенности детского и подросткового возраста -любопытство, жажда приключений, доверчивость, внушаемость, неумение приспособиться к условиям, в которых возникает необходимость находиться, беспомощность в конфликтных жизненных ситуациях, а в ряде случаев и просто физическая слабость, обуславливают повышенную виктимность этой возрастной группы. В связи с этим у подростков возникает множество проблем, с которыми самостоятельно справиться «на входе» в самостоятельную жизнь многие молодые люди не могут.

Наличие таких составляющих, как возрастные особенности психического и психосексуального развития подросткового возраста в сочетании с излишней доверчивостью, недостаточной критичностью, неадекватная самооценка, эмоциональная неустойчивость и высокая степень нервно-психической напряженности, делает подростка виктимным.

Безнадзорность, беспризорность и эмоциональное отвержение, недостаточный уход и недостаток эмоционального тепла, а также отставание в психофизическом развитии, легкая внушаемость, неспособность оценить степень опасности и беспомощность в отношении к насилию так же характерны для виктимной личности[3].

Одна из самых главных причин виктимности условия жестокого обращения со стороны родителей и как следствие враждебное восприятие мира, готовность стать жертвой насилия со стороны более сильных и жестокость в отношении слабых[4].

Актуальность темы позволила провести нам исследование. Целью исследования стало выявление взаимосвязи высокого уровня виктимности и позицию участника в буллинг-структуре.

Гипотеза: Высокий уровень виктимности обуславливает позицию участника буллинг-структуры в классном коллективе.

Исследование проводилось среди учащихся МБОУ г. Уфы: подростки в возрасте 13-14 лет. В исследовании приняли участие 27 человек (8 девочек и

19 мальчиков).

Испытуемым были предложены две методики: методика на выявление «буллинг-структуры» и методика исследования склонности к виктимному поведению (Андронникова О.О.).

Полученное нами соотношение результатов методики проиллюстрировано на рисунке 1.

Рисунок 1.

Процентное соотношение результатов методики

на выявление буллинг-структуры

наблюдател и

11%

инициаторы

18%

жертвы

19%

защитники

52%

В ходе обработки результатов методики было выявлено, что из 21 учащегося 7 класса МБОУ «Башкирский лицей №2», 5 из них - инициаторы; 5- жертвы; 3- наблюдатель; 14 - защитники.

На втором этапе анализа результатов эмпирического исследования проводим статистический анализ данных с использованием коэффициента линейной ранговой корреляции Спирмена, который позволяет вычислить связь между позицией жертвы в буллинг-структуре и уровнем виктимности.

В ходе корреляционного анализа была выявлена положительная среднезначимая взаимосвязь между позицией жертвы и виктимности(р<0,05), что может говорить о том, что чем больше уровень виктимности, тем больше вероятность того, что виктимность является предпосылкой к появлению буллинга у подростков (таблица 1).

Таблица 1.

Результаты статистического расчета

виктимность жертва

виктимность Коэффициент корреляции 1,000 ,817**

Ро Спирмена N 27 27

жертва Коэффициент корреляции ,817** 1,000

N 27 27

**. Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).

Можно сделать вывод, что выдвинутая гипотеза подтверждена. Таким образом, мы можем утверждать, что высокий уровень виктимности предопределяет позицию жертвы в буллинг-структуре. Она характеризует предрасположенность человека стать жертвой тех или иных неблагоприятных обстоятельств. У подростка имеются такие качества, которые в определенной ситуации делают его жертвой, скорее и легче, чем того, у кого этих качеств нет.

Использованные источники:

1. Зиновьева Н.О. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации / Н.О. Зиновьева, Н.Ф. Михайлова. Санкт-Петербург: Речь, 2005. 248 с.

2. Малкина-Пых И.Г. Психология поведения жертвы / И.Г. Малкина-Пых. Москва: Эксмо, 2006. 1008 с.

3. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: учебное пособие / В.Д. Менделевич. Санкт-Петербург: Речь, 2005. 445 с.

4. Мудрик А.В. Виктимология / А.В. Мудрик. Москва: Магистр, 2002. 524 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.