Научная статья на тему 'ВИКАРНЫЙ ЕПИСКОП СЕЛЕНГИНСКИЙ ЕФРЕМ (КУЗНЕЦОВ), НОВОМУЧЕНИК И ИСПОВЕДНИК РОССИЙСКИЙ: СТРАНИЦЫ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ'

ВИКАРНЫЙ ЕПИСКОП СЕЛЕНГИНСКИЙ ЕФРЕМ (КУЗНЕЦОВ), НОВОМУЧЕНИК И ИСПОВЕДНИК РОССИЙСКИЙ: СТРАНИЦЫ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
77
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВИЕ / ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / НОВОМУЧЕНИК / ИСПОВЕДНИК / ВИКАРИЙ / ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ / ЕПИСКОП СЕЛЕНГИНСКИЙ / ЕФРЕМ (КУЗНЕЦОВ)

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дроботушенко Евгений Викторович

В статье отражен жизненный путь подвижника православия в Забайкалье викария Забайкальской епархии, епископа Селенгинского преосвященного Ефрема (Кузнецова). Его биография становилась предметом анализа исследователей, однако в настоящее время еще недостаточно изучена. При этом авторы публикаций, приводя тот или иной факт из жизни святителя, зачастую не указывают ссылки на источники, что не позволяет считать достоверной информацию. Также следует отметить, что из статьи в статью, в книги приводятся одни и те же данные. В то же время практически не рассмотрена деятельность Ефрема (Кузнецова) как автора значительного количества изданных работ. Достаточно широко известно, что преосвященный был членом Поместного собора Русской православной церкви в 1917-1918 гг., однако характеристика его деятельности в этом статусе не приводится. В истории забайкальского православия было немного служителей, которые стали известными не только в регионе, но и за его пределами. Причем это связано не с занимаемыми ими должностями, а именно с подвижническим подвигом. Это прославленные в Соборе сибирских святых основатель и первый настоятель Чикойского Иоанно-Предтеченского монастыря Варлаам (Надежин) и миссионер, затем викарный епископ Селенгинский, позже епископ Якутский и Вилюйский, епископ Рязанский и Зарайский, церковный писатель Мелетий (Якимов). Не менее яркой личностью в истории развития православия в Забайкалье был преосвященный Ефрем (Кузнецов). Автор статьи пытается с помощью методов сбора, анализа и синтеза материала собрать известные факты жизненного пути епископа Ефрема воедино. Помимо имеющихся публикаций в статье отражены архивные материалы, а также, что немаловажно, публикации святителя. Отметим, что приведенные сведения свидетельствуют о недосточной изученности биографии преосвященного Ефрема (Кузнецова). Требуется дальнейшая работа с источниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Дроботушенко Евгений Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EPHREM (KUZNETSOV), VICAR BISHOP OF SELENGINSK - A NEW MARTYR AND CONFESSOR OF RUSSIA: LIFE PAGES

The article describes the life of a Vicar of Transbaikal Diocese, the Right Reverend Bishop of Selenginsk Ephrem (Kuznetsov). His biography has become the subject of analysis by researchers, however, it is impossible to say that today it is full. The authors of publications, citing the facts from the life of the bishop, often do not make references to the sources, and this does not allow us to speak about the unambiguous reliability of all the information provided. It should also be noted that the same data is rewritten from article to article. At the same time, the researches pay little attention to the activity of Ephrem (Kuznetsov) as an author of a significant number of published works. It is widely known that the bishop was a member of the Local Council of the Russian Orthodox Church in 1917-1918, but there is no information about his activities in this status. In the history of Transbaikal Orthodoxy there are few figures, who became famous not only in the region, but also beyond its borders, due to their heroic conduct, and not to the status. They were Varlaam (Nadezhin) - the missionary, founder and first abbot of Chikoy Monastery of the John the Baptist, then Vicar Bishop of Selenginsk, later Bishop of Yakutsk and Vil- yui, Bishop of Ryazan and Zaraysk, church writer Meletiy (Yakimov). An equally bright personality who did a lot for the development of Orthodoxy in Transbaikalia was Ephrem (Kuznetsov). We have made an attempt to collect the known facts on the life of Bishop Ephrem using the methods of collection, analysis and synthesis of material. The article reflects archival materials, as well as publications of the bishop. The available data do not allow us to speak about the complete study of the biography of the Right Reverend Ephrem (Kuznetsov), thus further serious work with sources is required to fill in its blank pages.0

Текст научной работы на тему «ВИКАРНЫЙ ЕПИСКОП СЕЛЕНГИНСКИЙ ЕФРЕМ (КУЗНЕЦОВ), НОВОМУЧЕНИК И ИСПОВЕДНИК РОССИЙСКИЙ: СТРАНИЦЫ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ»

Научная статья УДК 271.2:93/94

DOI: 10.18101/2305-753X-2021-3-3-10

ВИКАРНЫЙ ЕПИСКОП СЕЛЕНГИНСКИЙ ЕФРЕМ (КУЗНЕЦОВ), НОВОМУЧЕНИК И ИСПОВЕДНИК РОССИЙСКИЙ: СТРАНИЦЫ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

© Дроботушенко Евгений Викторович

кандидат исторических наук, доцент, декан историко-филологического факультета, Забайкальский государственный университет Россия, 672039, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30 DRZZ@yandex.ru

Аннотация. В статье отражен жизненный путь подвижника православия в Забайкалье викария Забайкальской епархии, епископа Селенгинского преосвященного Ефрема (Кузнецова). Его биография становилась предметом анализа исследователей, однако в настоящее время еще недостаточно изучена. При этом авторы публикаций, приводя тот или иной факт из жизни святителя, зачастую не указывают ссылки на источники, что не позволяет считать достоверной информацию. Также следует отметить, что из статьи в статью, в книги приводятся одни и те же данные. В то же время практически не рассмотрена деятельность Ефрема (Кузнецова) как автора значительного количества изданных работ. Достаточно широко известно, что преосвященный был членом Поместного собора Русской православной церкви в 1917-1918 гг., однако характеристика его деятельности в этом статусе не приводится. В истории забайкальского православия было немного служителей, которые стали известными не только в регионе, но и за его пределами. Причем это связано не с занимаемыми ими должностями, а именно с подвижническим подвигом. Это прославленные в Соборе сибирских святых основатель и первый настоятель Чикойского Иоанно-Предтеченского монастыря Варлаам (Надежин) и миссионер, затем викарный епископ Селенгинский, позже епископ Якутский и Вилюйский, епископ Рязанский и Зарайский, церковный писатель Мелетий (Якимов). Не менее яркой личностью в истории развития православия в Забайкалье был преосвященный Ефрем (Кузнецов). Автор статьи пытается с помощью методов сбора, анализа и синтеза материала собрать известные факты жизненного пути епископа Ефрема воедино. Помимо имеющихся публикаций в статье отражены архивные материалы, а также, что немаловажно, публикации святителя. Отметим, что приведенные сведения свидетельствуют о недосточной изученности биографии преосвященного Ефрема (Кузнецова). Требуется дальнейшая работа с источниками.

Ключевые слова: православие, православная церковь, новомученик, исповедник, викарий, Забайкальская епархия, епископ Селенгинский, Ефрем (Кузнецов).

Для цитирования

Дроботушенко Е. В. Викарный епископ Селенгинский Ефрем (Кузнецов), новомученик и исповедник российский: страницы жизненного пути // Вестник Бурятского государственного университета. Гуманитарные исследования Внутренней Азии. 2021. Вып. 3. С. 3-10.

Православную историю можно рассматривать с разных позиций. Это появление и развитие православия на определенной территории в целом либо какие-то частные, конкретные аспекты, история церковно-административного деления, трансформация видов деятельности православной церкви, история монастырей и храмов, церковно-приходских школ и школ грамоты, благотворительности и т. д. Можно проследить историю православия, характеризуя выдающихся личностей, занимавшихся распространением православной веры, активно участвовавших в становлении и развитии институтов православной церкви. Они были в истории Русской православной церкви в целом и на уровне регионов в частности. Забайкалье не является исключением.

Оценивать личность в православной истории можно с двух позиций. Первая — через занимаемую должность, что находит отражение в управленческих решениях, а также архивных документах, отчетах, планах, распоряжениях. В основном авторы публикаций оценивают личность таким образом [2; 5, ч. 1, с. 94-102; 6, с. 294-319; 16, с. 209-221]. В некоторых случаях исследователи пишут о святителях, но подразумевают все же епархиальных архиереев по должности [16, с. 221-228]. Однако, на наш взгляд, имеющиеся данные логично было бы дополнить информацией о подвижниках православия, не связывая с должностями. Да и первых нужно оценивать с опорой на принцип объективности исторического познания, разделяя выполнение функциональных обязанностей и различные деяния.

Справедливости ради отметим, что в некоторых работах встречается разделение на «архиереев» и «подвижников» церкви [5, ч. 2. с. 152-173]. Однако предопределено это скорее тем, что здесь объединились институциональная функциональность и подвижнический подвиг.

Второй подход предполагает выделений личностей по принципу их вклада в развитие православия независимо от выполнения должностных функций. Если уж две составляющие совпадут, то это будет показателем значимости православного управленца в истории.

В данной статье мы опираемся на второй подход. В истории забайкальского православия, как и в иных регионах, в разное время были подвижники. Вероятно, тех, кто отличился подвижническим подвигом, много быть не может. По нашему убеждению, и в Забайкалье это единицы. Это, несомненно, прославленные в Соборе сибирских святых основатель и первый настоятель Чикойского Иоанно-Предтеченского монастыря Варлаам (Надежин), миссионер, затем викарный епископ Селенгинский, позже епископ Якутский и Вилюйский, епископ Рязанский и Зарайский, церковный писатель Мелетий (Якимов)1.

Варлаам, в миру Василий Надежин, широко известен и за пределами Забайкалья. Во-первых, организовал скит, позже преобразованный в мужской заштатный монастырь в труднопроходимой, удаленной от населенных пунктов местности, во-вторых, занимался миссионерской и образовательной деятельностью 2

[14].

1 Собор сибирских святых // ДРЕВО. Открытая православная энциклопедия. URL: https://drevo-info.ru/articles/6185.html (дата обращения: 18.11.2021). Текст: электронный.

2 ГАЗК. Ф. 8. Оп. 1. Д. 1582. Л. 13; ГАЗК. Ф. 153. Оп. 1. Д. 508. Л. 2; ГАЗК. Ф. 282. Оп. 1. Д. 582. Л. 247; ГАИО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 3981. Л. 2.

Мелетий, в миру Михаил Кузьмич Якимов, стал знаменитым во всей Российской империи прежде всего как церковный писатель. В понимании православной церкви досоветского периода автор трудов, где отражена история и современное в тот момент состояние православной церкви. Действительно, он издал ряд значимых для православной истории трудов [4; и др.].

В то же время преосвященный Мелетий многое сделал и для развития православия в Забайкалье. Вначале он прославился как миссионер, строя церкви и ведя проповедническую деятельность в среде коренного населения региона. В дальнейшем уже в статусе главы II Забайкальской духовной миссии, викария Иркутской епархии, епископа Селенгинского, основателя первого женского монастыря за Байкалом — Читинского Богородицкого1.

Активно распространял православие в Забайкалье еще один подвижник — викарий уже Забайкальской епархии, епископ Селенгинский Ефрем (Кузнецов).

Биография святителя описана в материалах священника Афанасия Гумерова [3]. Еще более подробна она охарактеризована в одной из работ Н. Н. Волниной и Ю. В. Биктимировой [2, с. 8-13].

Основная проблема у авторов трудов о жизненном пути Ефрема (Кузнецова) — нет ссылок на источники информации. В первом случае упоминаются главным образом отдельные публикации преосвященного, во втором — дается только несколько ссылок на «Забайкальские епархиальные ведомости».

Близкий, по сути, текст к публикации Н. Н. Волниной (она, судя по всему, и является авторам) и Ю. В. Биктимировой встречаем в одной из статей книги, содержащей биографии представителей забайкальского духовенства и мирян, пострадавших во время репрессий советской власти. При этом в статье имеются ссылки на архивные источники, что позволяет считать ее наиболее качественной и вызывающей доверие [9, с. 8-13].

В данной работе мы не будем повторять известные и описанные факты биографии святителя Ефрема. Об этом можно узнать в указанных публикациях. Здесь мы акцентируем внимание на тех аспектах, которые не стали объектом исследования жизненного пути преосвященного. Для начала следует определить, чем отличался Ефрем (Кузнецов) от иных забайкальских епископов:

1. Миссионер в начале забайкальского служения, глава Забайкальской духовной миссии в дальнейшем, епископ Селенгинский, викарий Забайкальской епархии к концу жизненного пути.

2. Автор достаточно большого количества трудов, среди которых публицистические материалы, отчеты, нравственно-поучительные тексты. В своих публикациях рассматривал миссионерскую деятельность в Забайкалье, выделяя ее проблемы. Основой послужили собственный миссионерский опыт и работа с имеющимися отчетами о миссионерской деятельности. Сведений о том, что кто-то еще из православных авторов их использовал, в настоящее время нет.

3. В 1908 и 1913 гг. — редактор журнала Забайкальской епархии «Забайкальские епархиальные ведомости». В ситуации постоянного отсутствия грамотных редакторов занимался редактированием журнала.

1 ГАЗК. Ф. 8. Оп. 1. Д. 780. Л. 2; ГАЗК. Ф. 8. Оп. 1. Д. 1066. Л. 120, 123; ГАЗК. Ф. 153. Оп. 2. Д. 5. Л. 32; ГАЗК. Ф. 282. Оп. 1. Д. 2130. Л. 4; ГАЗК. Ф. 282. Оп. 1. Д. 3059. Л. 10.

4. Член Поместного собора Русской православной церкви в 1917-1918 гг.

5. Трагические погиб в результате репрессивной политики молодой советской власти. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников российских.

Итак, первая важнейшая характеристика Ефрема Кузнецова — миссионер. Отметим, что при работе с архивными источниками не выявлено информации о миссионерской деятельности будущего святителя. Нет также сведений о количестве крещеных «инородцев» или обращенных в лоно официальной православной церкви старообрядцев и единоверцев. В то же время совершенно очевидно, что именно миссионерский опыт позволил Е. Кузнецову в дальнейшем стать главой духовной миссии, а позже и викарным епископом, издать ряд публикаций о миссионерстве в Забайкалье.

Практически все труды Е. Кузнецова посвящены миссионерской деятельности в Забайкалье. При этом ее объемы и качество он оценивал не слишком хорошо. Еще будучи просто священником, занимавшимся миссионерской деятельностью, Е. Кузнецов писал в большом обзоре о деятельности II Забайкальской духовной миссии за четыре десятилетия ее существования: «Из рассмотрения всех сведений о Забайкальской духовной миссии получаются выводы не особо утешительные. Забайкальское язычество, пользуясь благоприятными для себя условиями, представляет сильную оппозицию миссии» [10, с. 20].

В начале второго десятилетия XX в. Е. Кузнецов размещал в журнале Забайкальской епархии «Забайкальские епархиальные ведомости» как публицистические материалы, так пастырские наставления, именуемые «поучениями» [13, с. 323326]. При этом статьи, по своей сути, отличаются богословским характером и содержат наставнические высказывания. Это, к примеру, заметка «Зависимость труда земледельца от религиозно-нравственного состояния общества», слово архимандрита Ефрема перед молебном при открытии I Забайкальского областного сельскохозяйственного съезда в г. Чите 1 марта 1912 г. [11, с. 352-356].

Особое внимание Е. Кузнецов в своих публикациях уделял истории и современному состоянию одного из особо почитаемых православными в Забайкалье мест — озеру Иргень, вблизи которого еще в 1653 г. отрядом казаков П. Бекетова был построен острог. Местность стала известной в связи с почитаемыми Русской православной церковью мучениками «Симеоном, Киприаном, Иосифом, Василием и иже с ними», замученными, по преданию, воеводой Афанасием Пашковым1. Согласно некоторым данным, именно Е. Кузнецов в небольшой книге, изданной в 1911 г., описал историю иргенских мучеников [12]. Иргень известна и тем, что в середине XVIII в. при Иргенском остроге проживал в ссылке Аввакум Петров (Петрович). Он описал это в своем «Житие» [7, с. 184, 188]. Однако пребывание протопопа Аввакума — это наследие, скорее, старообрядчества, чем официального православия. В то же время именно Аввакум Петров доложил в челобитной на имя царя Алексея Михайловича о жестокостях воеводы А. Пашкова [8, с. 191-193].

Интерес к Иргени у Ефрема, вероятно, предопределен расположением там с 1860-х гг. миссионерского стана, а также близостью озера к Забайкальской епархии

1 Синодик всех русских святых. URL: http://www.pravoslavie.ru/2368.html (дата обращения: 18.11.2021).

в г. Чите. Это давало возможность сначала просто миссионеру, а позже главе духовной миссии уделять ей особое внимание.

Отметим один из важнейших фактов в биографии Е. Кузнецова — в 1908 и 1913 гг. он, будучи протоиереем, являлся редактором «Забайкальских епархиальных ведомостей»1, в 1908 г. вышел один сдвоенный номер под его редакцией.

Есть вопросы, на которые сегодня невозможно ответить. Так, в 1910 г. в г. Чите был издан вопросник по подворной переписи инородцев Забайкальской области2, авторов в тексте нет. С учетом огромного опыта Е. Кузнецова можно предположить, что он участвовал в составлении вопросника. Так это или нет, еще предстоит выяснить.

Практически не изучена деятельность Ефрема (Кузнецова) как члена Поместного собора Русской православной церкви в 1917-1918 гг. В отдельных архивных источниках упоминания об этом все же встречаются. Так, в одном из дел есть информация о том, что в обсуждении вопроса о деятельности православной церкви в епархиях, где затруднен ежегодный созыв епархиальных собраний в связи с местными условиями, принимал участие епископ Селенгинский Ефрем3.

На заседании Собора состоялось большое выступление преосвященного Ефрема при обсуждении вопроса об упразднении в православной церкви викари-атств. «Едва ли можно говорить об уничтожении викарных епископов. Нельзя надеяться на быстрое дробление епархий, когда отпадет надобность в викариях». Причиной возникновения этого вопроса, по мнению Ефрема, стало столкновение мнений, самолюбие. Он отмечал, что Селенгинское викариатство существовало с 1862 г. и прекрасно оправдало свое назначение4.

В итоге Собор принял следующее решение: «1) существующие епархии сокращать в пределах, где есть возможность, делать новые из викариатств; 2) там, где это нужно, выделить в управление викария круг дел; 3) викариатские кафедры замещаются Священным Синодом по представлению правящих архиереев; 4) викарии получают содержание из местных источников, размер определяется Синодом; 5) викарии, по возможности, настоятели монастырей»5.

К сожалению, сохранилась только эта информация об участии преосвященного Ефрема Селенгинского в Поместном соборе Русской православной церкви. Очевидно, что в этом направлении требуется дальнейшая поисковая работа.

Жизненный путь преосвященного Ефрема (Селенгинского) завершился трагически. Будучи членом Собора Русской православной церкви в 1917-1918 гг., после его закрытия остался в Москве, где был арестован на квартире Иоанна

1 Забайкальские епархиальные ведомости. 1908. № 16-17; 1913. № 8-24. Текст: непосредственный.

2 Вопросник по подворной переписи инородцев Забайкальской области / Бишешиней суралга бусу турулту зонэй Забайхалэй областин. Чита: Типо-Литография «Забайкальского товарищества печатного дела», 1910. 31 с. Текст: непосредственный.

3 ГАРФ. Ф. Р3431. Оп. 1. Д. 255. Л. 51.

4 ГАРФ. Ф. Р3431. Оп. 1. Д. 254. Л. 176.

5 Там же.

Восторгова. В августе 1918 г. был расстрелян [3]. По некоторым данным, был захоронен в г. Москве на братском кладбище, которое снесли в 1920-е гг.1

Преосвященный Ефрем (Кузнецов) после гибели удостоился упоминания Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Тихоном (Белавиным) [1, с. 236]. В 2000 г. на юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви причислен к лику святых новомучеников и исповедников российских для общецерковного почитания2.

Таким образом, Ефрем (Кузнецов), будучи миссионером, главой Забайкальской духовной миссии, викарием Забайкальской епархии, епископом Селенгинским, многое сделал для распространения православия в Забайкалье. Сказать, что жизненный путь Ефрема Кузнецова рассмотрен в полной мере, нельзя. Очевидно, требуется дальнейшая работа с источниками для устранения имеющихся пробелов.

Литература

1. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти 1917-1943: в 2 ч. Москва: Изд-во Правосл. Свято-Тихон. Богосл. ин-та, 1994. 1064 с. Текст: непосредственный.

2. Волнина Н. Н., Биктимирова Ю. В. Жизнь и служение забайкальских архиереев (1894-2014 гг.). Чита: ИП Непомнящих С. Я., 2017. 136 с. Текст: непосредственный.

3. Гумеров А., священник. Священомученик Ефрем (Кузнецов), Селенгинский. Епископ // Православный церковный календарь. URL: https://azbyka.ru/days/sv-efrem-kuznecov (дата обращения: 18.11.2021). Текст: электронный.

4. Древние церковные грамоты Восточно-Сибирского края (1653-1726) и сведения о Даурской миссии, собранные миссионером Архимандритом Мелетием. Казань: Университетская типография, 1875. 199 с. Текст: непосредственный.

5. Дулов A. В., Санников А. П. Православная церковь в Восточной Сибири в XVII — начале XX в.: в 2 ч. Иркутск: МИОН, 2006. Ч. 1. 294 с.; Ч. 2. 324 с. Текст: непосредственный.

6. Жалсараев А. Д. Поселения, православные храмы, священнослужители Бурятии XVII-XX столетий. Энциклопедический справочник. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 2001. 448 с. Текст: непосредственный.

7. Житие протопопа Аввакума // Барсков Я. Л. Памятники первых лет русского старообрядчества. Санкт-Петербург: Тип. М. А. Александрова, 1912. 11 с. Текст: непосредственный.

8. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения / ред., вступ. ст. и ком. Н. К. Гудзия. Москва: Academia, 1934. 497 с. Текст: непосредственный.

9. За Христа пострадавшие. Памяти жертв гонений на Русскую православную церковь в Забайкалье: библиографический указатель / Н. Н. Волнина, О. А. Леонова, Н. А. Прокофьева, Т. Л. Шильникова. Чита: ИП Непомнящих С. Я., 2018. 176 с. Текст: непосредственный.

10. Кузнецов Е., священник. Деятельность Забайкальской духовной миссии за сорокалетие ее существования (с 1860 по 1899 г.). Москва: Печатня А. И. Снегиревой, 1902. 20 с. Текст: непосредственный.

1 Священомученик Ефрем, епископ Селенгинский // Церковь Успения Пресвятой Богородицы г. Темникова. URL: http://temnikov.prihod.ru/zhitija_svjatykh_(ikonografija) (дата обращения: 18.11.2021). Текст: электронный.

2 Там же.

11. Ефрем, архимандрит. Зависимость труда земледельца от религиозно-нравственного состояния общества // Забайкальские епархиальные ведомости. 1912. 1-15 июля. № 13-14. С. 352-356. Текст: непосредственный.

12. Ефрем, архимандрит. Иргень — место святое. Чита: Паровая Типо-Литография «Забайкальского товарищества печатного дела», 2011. 29 с. Текст: непосредственный.

13. Ефрем, архимандрит. Поучение перед сбором пожертвования на сооружение лампады к гробнице мощей святителя и Чудотворца Иоанна Максимовича, ко дню его прославления, от Архипастыря, пастырей и пасомых Забайкальской епархии // Забайкальские епархиальные ведомости. 15 мая 1916. № 10. С. 323-326. Текст: непосредственный.

14. Мелетий, архимандрит. Пустынник Варлаам, основатель Иоанно-Предтеченского скита на границах Китайской монголии, в Чикойских горах за Байкалом (эпизод из истории русского православного миссионерства в Сибири). Рязань: [б.и.], 1901; Одесса: [б.и.], 1912. 56 с. Текст: непосредственный.

15. Мелетий, епископ Рязанский и Зарайский. Православие и устройство церковных дел в Даурии (Забайкалье), Монголии и Китае в XVII и XVIII столетиях. Историческое исследование. Рязань: Типография Братства св. Василия, 1901. 219 с. Текст: непосредственный.

16. Санников А. П. Церковь, общество и государство на восточных окраинах Российской империи в Х'^-Х'^П веках. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2016. 311 с. Текст: непосредственный.

Статья поступила в редакцию 29.10.2021; одобрена после рецензирования 15.11.2021; принята к публикации 17.11.2021.

EPHREM (KUZNETSOV), VICAR BISHOP OF SELENGINSK — A NEW MARTYR AND CONFESSOR OF RUSSIA: LIFE PAGES

Evgeny V. Drobotushenko

Cand. Sci. (History), A/Prof.,

Dean of History and Philology Faculty,

Transbaikal State University

30 Aleksandro-Zavodskaya St., Chita 672039, Russia

drzz@yandex.ru

Abstract. The article describes the life of a Vicar of Transbaikal Diocese, the Right Reverend Bishop of Selenginsk Ephrem (Kuznetsov). His biography has become the subject of analysis by researchers, however, it is impossible to say that today it is full. The authors of publications, citing the facts from the life of the bishop, often do not make references to the sources, and this does not allow us to speak about the unambiguous reliability of all the information provided. It should also be noted that the same data is rewritten from article to article. At the same time, the researches pay little attention to the activity of Ephrem (Kuznetsov) as an author of a significant number of published works. It is widely known that the bishop was a member of the Local Council of the Russian Orthodox Church in 1917-1918, but there is no information about his activities in this status. In the history of Transbaikal Orthodoxy there are few figures, who became famous not only in the region, but also beyond its borders, due to their heroic conduct, and not to the status. They were Varlaam (Nadezhin) — the missionary, founder and first abbot of Chikoy Monastery of the John the Baptist, then Vicar Bishop of Selenginsk, later Bishop of Yakutsk and Vil-yui, Bishop of Ryazan and Zaraysk, church writer Meletiy (Yakimov). An equally bright personality who did a lot for the development of Orthodoxy in Transbaikalia was Ephrem

(Kuznetsov). We have made an attempt to collect the known facts on the life of Bishop Ephrem using the methods of collection, analysis and synthesis of material. The article reflects archival materials, as well as publications of the bishop. The available data do not allow us to speak about the complete study of the biography of the Right Reverend Ephrem (Kuznetsov), thus further serious work with sources is required to fill in its blank pages.

Keywords: Orthodoxy, Orthodox Church, new martyr, confessor, Vicar, Diocese of Transbaikalia, Bishop of Selenginsk, Ephrem (Kuznetsov).

For citation

Drobotushenko E. V. Ephrem (Kuznetsov), Vicar Bishop of Selenginsk — A New Martyr and Confessor of Russia: Life Pages. Bulletin of Buryat State University. Humanities Research of Inner Asia. 2021; 3: 3-10 (In Russ.).

The article was submitted 29.10.2021; approved after reviewing 15.11.2021; accepted for publication 17.11.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.