Литература двух Америк. 2023. № 14.
Обзорная статья https://doi.org/10.22455/2541-7894-2023-14-465-478 https://elibrary.ru/UUOGTA УДК 821.111(73).0
Literature of the Americas, no. 14 (2023)
This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
Ирина МОРОЗОВА, Виктория ЖУРАВЛЕВА,
VIII МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЗВЕРЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ В РГГУ: «АМЕРИКАНСКАЯ ГЛУБИНКА В ЛИТЕРАТУРЕ, ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ США»
Аннотация: В обзоре изложены основные темы конференции по американистике, проведенной РГГУ в апреле 2023 г С одной стороны, глубинка США гордится репутацией настоящей Америки с ее семейными ценностями и религиозным традиционализмом в противовес мультикультурному и космополитичному характеру крупного города. С другой стороны, она часто предстает как территория, связанная с упадком нравственности, одиночеством, бедностью и расовой нетерпимостью. Организаторы конференции предложили провести междисциплинарное исследование проблем, связанных с жизнью американской глубинки; показать ее самопрезентацию и понимание с точки зрения Другого; ввести разговор о глубинке в общегуманитарное пространство с целью выявления тех общих элементов, которые формируют характерное представление о жизни провинциальной Америки в различных дискурсивных практиках и контекстах в литературе, культуре, истории и политической мысли XIX-XXI вв. Темами конференции стали: описание глубинки США в литературе; готическое повествование и глубинка; американская глубинка как фактор и актор современной политики США; ее образы в визуальном дискурсе; роль в создании имиджа Соединенных Штатов; сравнительный анализ российских и американских репрезентаций глубинки. Кроме того, в 2023 г. отмечается столетие компании Уолта Диснея. На конференции этому событию был посвящен специальный круглый стол. На конференции также прошли две презентации: образовательного интернет-проект «Открой Америку» (80 лекций и 80 видеороликов), завершившегося публикацией в издательстве РГГУ трех книг на русском и английском языках, и коллективной монографии «"Тропа Драйзера": творчество писателя в современном освещении» (2023).
Ключевые слова: научная конференция, американистика, литература, история, культура США, американская глубинка, имагология, готический нарратив, южная готика, Уолт Дисней.
Информация об авторах:
Ирина Васильевна Морозова, доктор филологических наук, профессор, Российский государственный гуманитарный университет, Миусская пл., д. 6, 125047 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-1709-0279. E-mail: irinamoro@gmail.com.
Виктория Ивановна Журавлева, доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой американских исследований факультета международных отношений, политологии, и зарубежного регионоведения Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета, Миусская пл., д. 6, 125047 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-4690-2686. E-mail: zhuravlevavic@mail.ru.
Для цитирования: Морозова И.В., Журавлева В.И. VIII Международные Зверевские чтения в РГГУ: «Американская глубинка в литературе, политике и культуре США» // Литература двух Америк. 2023. № 14. С. 465-478. https://doi.org/10.22455/2541-7894-2023-14-465-478.
Литература двух Америк. 2023. № 14.
Review Article
https://doi.org/10.22455/2541-7894-2023
https://elibrary.ru/UUOGTA
UDC 821.111(73).0
IRINA MOROZOVA, VICTORIA ZHURAVLEVA
VIII ZVEREV INTERNATIONAL CONFERENCE AT RSUH: "AMERICA'S HINTERLAND IN LITERATURE, POLITICS, AND CULTURE"
Abstract: The review outlines the major topics of the conference on the American Studies held by RSUH in April 2023. On the one hand, the US hinterland, is proud of the reputation of true America with its family values and religious traditionalism as opposed to multicultural and cosmopolitan large urban centers. On the other hand, it often sees itself as a territory associated with the decline of morality, loneliness, poverty, and racial intolerance. The conference organizers proposed to conduct an interdisciplinary study of the problems associated with the life of the American hinterland; to show its self-representation and understanding from the standpoint of the Other; to enter the conversation about the hinterland into the general humanitarian space in order to identify those common elements that form a characteristic idea of the life of provincial America in various discursive practices and contexts in literature, culture, history and political thought of the XIX-XXI centuries. The conference topics included depiction of the US hinterland in literature; gothic narrative and hinterland; American hinterland as a factor and actor in the modern US politics; its images in visual discourse; its role in creating the image of the United States; a comparative analysis of Russian and American hinterland representations. Additionally, 2023 marks the centenary of the Walt Disney Company. Special round-table discussion was arranged at the conference commemorating this event. The conference featured two presentations: the educational internet-project "Discover America" (80 lectures and 80 videos) finished by the publication of three books both in Russian and English at RSUH Press and the collective monograph "Dreiser s Path": A View with a Modern Lens.
Keywords: conference, American studies, American literature, history and culture, American hinterland, imagology, gothic narrative, southern gothic, Walt Disney.
Information about the authors:
Irina V. Morozova, Doctor Hab. in Philology, Professor, Russian State University for the Humanities, Miusskaia sq. 6, 125047 Moscow, Russia. ORCID ID: https://orcid. org/0000-0003-1709-0279. E-mail: irinamoro@gmail.com.
Victoria I. Zhuravleva, Doctor Hab. in History, Professor, Chair of the American Studies Department, Russian State University for the Humanities, Miusskaia sq. 6, 125047 Moscow, Russia. ORCID ID https://orcid.org/0000-0003-4690-2686. E-mail: zhuravlevavic@mail.ru.
For citation: Morozova, Irina, and Victoria Zhuravleva. "VIII Zverev International Conference at RSUH: 'America's Hinterland in Literature, Politics, and Culture'." Literature of the Americas, no. 14 (2023): 465-478. https://doi.org/10.22455/2541-7894-2023-14-465-478.
This is an open access article -14-465-478 distributed under the Creative
Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
27-28 апреля 2023 г. в Российском государственном гуманитарном университете состоялись VIII Международные чтения по американистике, названные в честь Алексея Матвеевича Зверева, известного российского филолога, литературного критика и одного из крупнейших отечественных специалистов по американской литературе XX в.
На прошедшей конференции организаторы вынесли на междисциплинарное обсуждение проблемы, связанные с жизнью американской глубинки, ее саморепрезентациями и осмыслением с позиций Другого, предложили общегуманитарный разговор о глубинке с целью выявить те общие элементы, которые формируют характерное представление о жизни провинциальной Америки в разных дискурсивных практиках и контекстах — в литературе, культуре, истории и политической мысли XIX-XXI вв. В онлайн- и оффлайн-режиме в конференции приняли участие 50 ученых, представителей различных научных и национальных школ и поколений, начиная с маститых исследователей и заканчивая бакалаврами (отечественную школу представляли 47 человек, зарубежную — 2).
Выступления были посвящены изображению глубинки в американской литературе, где особое внимание уделялось готическому нарративу, глубинке как фактору и актору современной политики США, образам американской глубинки в визуальном дискурсе, ее репрезентациям в инонациональных культурах и ее роли в создании имиджа США.
Ответственными за организацию Зверевских чтений, как и в предыдущие годы, стали ведущие американисты РГГУ В.И. Журавлева (доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой американских исследований ФМОПиЗР ИАИ РГГУ, Москва) и И.В. Морозова (доктор филологических наук, профессор кафедры сравнительной истории литератур ИФИ РГГУ, Москва).
В рамках чтений работали пять секций — «Инонациональный взгляд на глубинку: диалог культур»; «Репрезентация глубинки в готическом повествовании»; «Американская глубинка в живописи и аудиовизуальных репрезентациях», «Американская глубинка в литературном тексте: общее 467
Программа конференции
и локальное», «Американская глубинка как социокультурное и политическое явление», а также Круглый стол «100 лет студии Дисней».
Доклады пленарного заседания наметили основные векторы последующей дискуссии, нацеленные на междисциплинарное осмысление феномена американской глубинки в различных контекстах. Пленарное заседание открыл доклад И.В. Морозовой «Глубинка как топос южной готики», в котором на основе анализа произведений
южных авторов глубинка была представлена и как топос, то есть обобщенное место разворачивания смыслов, связанных с уникальным южным опытом жизни, и как набор устойчивых фабульных формул, общих мотивов, проблем и сюжетов. В.И. Журавлева в выступлении «Американская глубинка как современный социальный и политический феномен»
James Christopher Hill. Southern Gothic Ruins. Ил. к докладу И.В. Морозовой
Доклад В.И. Журавлевой
акцентировала внимание на коллективном портрете глубинки США в XXI в. и ее роли в президентских выборах 2016 г., когда она обеспечила победу Д. Трампа. По мнению исследовательницы, исход грядущих выборов 2024 г. во многом зависит от того, смогут ли демократы и их кандидат что-то предложить аграрной и депрессивной Америке с ее социально-экономическими проблемами, традиционализмом, радикализмом, антиэлитаризмом и взглядом не столько в будущее, сколько в прошлое.
Л.Н. Попкова (Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева) в докладе «Женское консервативное движение и американские культурные войны, 1980-1990-е гг.» обратилась к проблеме глубинного консервативного гендерного мышления, противостоящего феминистским призывам предшествующего поколения. Завершил первую сессию пленарного заседания доклад О.Ю. Пановой (ИМЛИ им. А.М. Горького РАН,
Москва; МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва), нацеленный на сравнительный анализ репрезентаций американской и советской глубинки в травелогах Т. Драйзера «Каникулы индианца» (1916) и «Драйзер смотрит на Россию» (1928).
Во второй сессии пленарного заседания была представлена коллективная монография «"Тропа Драйзера": творчество писателя в современном освещении» (ред. И.В. Морозова. М.: РГГУ, 2023). Ее авторами стали представители исследовательских школ России, США, Канады и Великобритании. В обсуждении приняли участие авторы нескольких глав книги — О.Ю. Анцыферова, А.А. Апенко, М.К. Бронич, А.Я. Ливергант, И.В. Морозова, О.Ю. Панова. Пленарное заседание завершила презентация образовательного интернет-проекта «Открой Америку», который состоит из 8 курсов, включающих 80 лекций, 80 видео и 20 подкастов. Его результатом стало издание в РГГУ трех книг на русском и английском языках — «Общее прошлое русских и американцев» (2021) (автор — В.И. Журавлева) и «Открой Соединенные Штаты Америки» в 2-х частях под редакцией В.И. Журавлевой (2023). Кроме Виктории Ивановны, главного архитектора проекта, в презентации приняли участие другие авторы курсов, вошедших в последние две книги: И.В. Морозова, А.Б. Окунь, А.С. Панов, Г.Ю. Проко-пенков, И.А. Цветков, Н.А. Цветкова.
Секцию 1 «Инонациональный взгляд на глубинку: диалог культур» открывало выступление И.М. Супоницкой (Институт всеобщей истории РАН,
«Тропа Драйзера»: творчество писателя в современном освещении.
Ред. И.В. Морозова. М.: РГГУ, 2023. 206 с.
ОТКРОЙ
СОЕДИНЕННЫЕ
ШТАТЫ
АМЕРИКИ
Открой Соединенные Штаты Америки: Курсы лекций: В 2 кн. на рус. и англ. яз. / Журавлева В.И., Морозова И.В., Окунь А.Б., Панов А.С., Прокопенков Г.Ю., Цветков И.А., Цветкова Н.А.; Под ред. В.И. Журавлевой. М.: РГГУ, 2023.
Москва), которая сравнивала глубинную Америку и Россию на рубеже XIX-XX вв. на примере истории жизни и деятельности тверского помещика П.А. Дементьева, в 1881 г. переехавшего в США и писавшего из американской глубинки статьи для российских журналов под псевдонимом Тверской. Теме глубинки в российско-американском интертексте был посвящен доклад Е.М. Бутениной (Дальневосточный федеральный университет, Владивосток) «Провинция и столица: диалог Джойс Кэрол Оутс с Чеховым (рассказ Джойс Кэрол Оутс "Дама с собачкой")», в котором рассматривалась рассказанная с женской точки зрения современная версия чеховского шедевра.
Последующие пять докладов этой секции выводили слушателей в советско-американские диалоги в пространстве и во времени. Так, А.С. Панов (РГГУ) в выступлении на тему «Образы американский глубинки в травелогах советских "спецов" 1920-х гг.» обратил внимание собравшихся на то, как страна Советов в поисках ориентиров собственного индустриального развития отправляла в США экономистов, инженеров и других технических специалистов, публиковавших по возвращению свои впечатления и создававших амбивалентный образ заокеанской республики. Под их пером она представала и как флагман промышленного и технологического развития, у которого есть чему поучиться, и как сосредоточие капиталистического зла. П.Г. Черёмушкин (РАНХиГС, Москва), обратившись к творчеству А.А. Дейнеки, А.Ю. Коджака, И.М. Семенова и Е.А. Медведева, размышлял о репрезентациях американской провинциальности в работах советских художников, побывавших в США или изобретавших инонациональную реальность в своем воображении. Для И.М. Тарбеева (Институт всеобщей истории РАН) был важен ответ на вопрос о том, как посредством обращения к жизни глубинки советские американисты 1960-х гг. в написанных ими по государственному заказу научно-популярных книгах, а также снятых при их участии фильмах конструировали представление о «простой / настоящей Америке». В.А. Аванскую (Институт всеобщей истории РАН) интересовал обмен мнениями между Н.С. Хрущевым и простыми американцами, в своих письмах предлагавших ему понимание «настоящей Америки» и формировавших его посредством использования образа советского Другого, а Н.И. Ажгихину (Медиагруппа «Журналист», Москва) — женский взгляд на американскую и российскую глубинку, представленный на страницах международного журнала «We / Мы».
Секция 2 «Репрезентация глубинки в готическом повествовании» открылась докладом Т.Н. Беловой (МГУ имени М.В. Ломоносова) «Художественные принципы изображения американской глубинки в романе У. Фолкнера "Шум и ярость"». В нем рассматривались основные социальные, этические и расовые проблемы южной глубинки, отраженные в романе У. Фолкнера. Три последующих доклада — М.К. Хараз (Литературный институт имени А.М. Горького, Москва), А.А Галенкиной (РГГУ) и А.А. Алиповой (Литературный институт имени А.М. Горького) также были посвящены поэтике глубинки в южно-готическом повествовании. М.К. Хараз в докладе «"Орфей спускается в ад": южная готика в драматургии Теннесси Уильямса» обратилась к выявлению характерных для южной готики тем одиночества, эскапизма, безумия и их художественному осмыслению в творчестве американского драматурга. А.А. Галенкина в выступлении «"И тогда тишина в Нун-Сити станет почти что звуком": образ захолустного городка в романе Трумена Капоте "Другие голоса, другие комнаты"» исследовала две особенности изображения провинциального городка как собирательного образа американской глубинки: мистическую и социальную. В докладе А.А. Алиповой «Американская глубинка глазами авторов южной готики» был представлен анализ образов американской глубинки в произведениях малого жанра М. Ричарда, И. Ройс и У. Гея. О.Ю. Анцыферова и Е.С. Семенова (СПбГУ) в докладе «Топос маленького североамериканского городка в произведениях Робертсона Дэвиса и Стивена Кинга» фокусировались на сравнении топоса маленького города в романах «Возрождение» американского писателя Стивена Кинга и «Пятый персонаж» канадского писателя Робертсона Дэвиса. Докладчицы убедительно продемонстрировали, что такие социологические атрибуты глубинки как сплоченность общинной жизни, эмпатия по отношению к соседям, относительная бессобытийность влияют на сюжетосложение, временную структуру, построение нарратива и систему персонажей. Творчество С. Кинга также оказалось в центре внимания Т.Л. Селитриной (Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфа), посвятившей свое выступление «Атмосфера школьного образования в американской глубинке как предпосылка готической поэтики прозы Стивена Кинга» размышлениям Кинга о собственном печальном опыте школьной жизни, оказавшем большое влияние на его решение обратиться к готической прозе. В ней он эффективно передает напряженность между обыденным и таинственным, создавая готическую
атмосферу. Работу сек- 1ЛИ
ции завершил доклад Ю.В. Стулова (независимый исследователь, Минск, Республика Беларусь) «Как маленький городок попадает на первые страницы газет (роман К. Уайтхеда "Дни Джона Генри")». В нем речь шла о том, что роман представляет собой Участники конференции:
пародию как на провин- МХ бронич, ю& Стулов, тл. Се™трина циальные нравы, так и на прессу, паразитирующую на сенсациях и небылицах, и состоит из ряда виньеток, рисующих многомерный мир американской провинции.
Тематически многоаспектная секция 3 «Американская глубинка в живописи и аудиовизуальных репрезентациях» открывалась двумя докладами, посвященными изображению глубинки в американском живописном искусстве XIX в. Л.М. Троицкая (Институт всеобщей истории РАН) представила доклад о визуальном освоении Дикого Запада в творчестве американского орнитолога и художника-анималиста Дж. Одюбона, результатом путешествий которого в западный регион стали многочисленные рисунки, запечатлевшие природный мир фронтира, сыгравшие большую роль в его научном изучении и ставшие классикой американской живописи. Объектом внимания Т.В. Алентьевой (Курский государственный университет) стало отражение повседневной жизни сельского населения Среднего Запада и Юга США в творчестве американских художников У.С. Маунта, Дж.К. Бингхэма, И. Джонсона и У. Хомера, изображавших уходившую в прошлое патриархальную среду сельской глубинки.
Ю.А. Клейман (Российский государственный институт сценических искусств, Санкт-Петербург) обратилась к репрезентациям американской глубинки в сценическом искусстве. Объектом ее сравнительного анализа стал роман Э. Колдуэлла «Табачная дорога» и его постановка на театральной сцене в то время, когда американское общество переживало период Великой депрессии, что усилило трагические мотивы в сценическом воплощении произведения. М.Ф. Казючица (ВГИК им. С.А. Герасимова, Москва) и Ю.В Данилину (ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, Москва; РГГУ) интересовало
изображение глубинки на киноэкране. Первый в своем выступлении «Образ американской глубинки в прямом кино: кандидат в президенты и электорат в фильме Primary (1960)» подчеркнул основные манипулятивные практики, задействованные для формирования позитивного образа Дж. Кеннеди в массовом сознании американского провинциального электората, что можно рассматривать как успешный опыт использования документального кино для достижения политических целей. Ю.В. Данилина в докладе о специфике визуального образа окружающей среды в современных американских независимых фильмах о жизни в провинции выделила художественные средства, позволяющие кинематографистам создавать депрессивный образ повседневности американской провинции.
Аудиовизуальным репрезентациям американской глубинки в трех абсолютно разных жанрах были посвящены доклады А.Б. Окуня (Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева) «Как я начал бояться и разлюбил бомбу: эволюция репрезентации ядерного оружия в американской музыке кантри», А.С. Роговцевой (РГГУ) «Путешествие из города в глубинку в американском психоделическом дискурсе», П.И. Алхазовой (РГГУ) «Гендерные отношения американской глубинки в мультипликации». А.Б. Окунь говорил об эволюции отношения к ядерному оружию от позитивного («любви к бомбе») до критического и негативного («страха перед бомбой») в американской музыке кантри в конце 1940-х — начале 1960-х гг., рассматривая ее в широком контексте общественно-политической и культурной жизни страны. А.С. Роговцеву интересовал феномен использования психоделического культурного дискурса в жизни одной из общин хиппи в начале 1970-х, находившейся в американской глубинке, что превратило ее в уникальное явление среди других подобных сообществ. П.И. Алхазова посвятила свое выступление изображению гендерных ролей в популярных американских мультсериалах «Гриффины», «Симпсоны» и «Южный парк», оценивая их как специфический способ иронического и сатирического самопознания американского общества.
Первым докладчиком в секции 4 «Американская глубинка в литературном тексте: общее и локальное» стала Е.М. Апенко (независимый исследователь, Санкт-Петербург) с выступлением на тему «Поздние романы Джеймса Ф. Купера как локальный текст». Она предложила рассматривать произведения Купера 1840-х гг. как своего рода метатекст, где образ «американской глубинки» на этапе
ее формирования реализуется в изображении определенного локуса, обладающего особыми художественными константами, которые маркируют территориальную идентичность. К.А. Вихрова (Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица) в докладе «Христианская пастораль: американская глубинка в романе Дж.Ч. Гарднера "Никелевая гора"» обратила внимание на описание глубинки как сельской утопии с подчеркнутой христианской ритуализированностью жизненных событий. М.К Бронич (независимый исследователь, Нижний Новгород) выявила особенность изображения и картографирования американской глубинки в прозе Апдайка, определив это описание как своеобразный вызов самой идее провинциальной заскорузлости, опровергающий устоявшееся представление о неизменной скуке глубинки, где мир соразмерен человеку и где жизнь протекает в согласии с природой вещей, а стало быть, с Богом.
Два доклада были посвящены произведениям о глубинке как романам о земле. Так, Т.Е. Комаровская (БГПУ им. М. Танка, Минск, Республика Беларусь) в докладе «Гонерилья сельской Америки: роман Джейн Смайли "Тысяча акров"» проследила интертекстуальные связи романа с трагедией Шекспира. Исследовательница доказала, что произведение, построенное на шекспировской мифологеме, представляет собой вариант социального романа о земле и развивает традиции Бальзака, Золя, Стейнбека, Фолкнера, Апдайка. Тему земли продолжила Е.В. Исаева (РГГУ) в своем выступлении «Квебекская глубинка в "Романе о земле"», обратив внимание на тот факт, что в квебекской литературе цикл произведений о земле занимает особое место. Они публиковались на протяжении 100 лет и были связанны с консервативной идеологией франкоканадцев, провозглашающей сохранение французского языка, франко-канадской культуры, католической веры в условиях опасности ассимиляции с англоязычным окружением.
А.К. Никулина (Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы) сместила фокус на психологическое измерение глубинки. В своем докладе «У нас это возможно: "фашизм сердца" и американский Средний Запад в романе У. Гэсса "Тоннель"» она проанализировала, как книга о провинциальном Среднем Западе вырастает в значимое исследование универсальной человеческой ситуации, «фашизма сердца» как психологического фактора, формирующегося задолго до превращения фашизма в политическое явление. Афроамериканская литературная традиция описания провинции с ее
противопоставлением большого города и глубинки, индивидуума и общины, стала темой доклада И.В. Щепачевой «Образ американской глубинки в творчестве Персиваля Эверетта» (Казанский (Приволжский) федеральный университет): в нем был проанализирован роман «Американская пустыня» с характерной жесткой оппозиций двух локаций. Секция завершилась докладом Н.С. Шалимовой и К.М. Михайловой (МГПУ, Москва) «Образ американской глубинки в литературе о подростках», посвященном американскому Югу как месту взросления героев-подростков. На материале романов «Над пропастью во ржи» Дж.Д. Сэлинджера, «Убить пересмешника» Х. Ли, «Маленький друг» Д. Тартт, «Маленькая жизнь» Х. Янагихары рассказывалось о становлении протагониста, эволюции его внутреннего мира через призму восприятия городского ландшафта.
Первые пять докладов, представленные в секции 5
университет) на основе
малоизученного травелога шотландки Дженет Шоу, совершившей в 1774 — начале 1776 гг. путешествие в Вест-Индию, Северную Каролину и Португалию, рассказала об имагологии, начинавшейся в глубинке во время Американской революции. В докладе М.М. Сиротинской (РГГУ) был поднят вопрос о том, как истолковывался «американский прогресс» в региональных периодических изданиях США. Значительный отклик вызвало выступление Г.В. Александрова (Международный центр антропологии, НИУ ВШЭ, Москва) о колдовстве в округе Йорк в Южной Каролине, спровоцировавшее обсуждение вопроса о том,
насколько явление колдовства отражало локальные и региональные особенности США и насколько его можно рассматривать вне американского контекста. Тему религиозных верований продолжила Л.В. Байбакова (МГУ имени М.В. Ломоносова) в докладе о попытках мормонов создать теократическое государство на Западе США во второй половине XIX в. и о деятельности современной Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. Выступление М.М. Грузкова (СПбГУ) «Битва за медные рудники Монтаны: судебные процессы между медными королями США в 1890-х гг. и их влияние на становление движения макрейкеров» стало своеобразным переходом к истории США XX в. Молодой исследователь рассказал об одном из крупнейших судебных процессов американской глубинки — «Войне медных королей», который превратил Монтану в поле противоборства магнатов из федеральных центров и продемонстрировал роль местной и центральной прессы в политической жизни американцев.
Три последующие доклада были посвящены деятельности ФБР в американской глубинке. А.О. Водякова (Самарский государственный социально-педагогический университет), опираясь на следственные дела ФБР, охарактеризовала деятельность организованных преступных группировок в американской периферии в период действия «сухого закона». Я.А. Левина (Самарский государственный технический университет) интересовали ответы на вопросы о том, как в годы Второй мировой войны на местах реализовывались инициативы правительства и руководства ФБР по противодействию немецким и японским организациям и какова была роль местных отделений в интернировании японцев. П.Д. Токмакова (Самарский государственный технический университет) на основе документов и других источников представила опыт ФБР по борьбе с распространением деструктивных сект в американской провинции во второй половине XX в. Завершало работу секции во многом основанное на личных наблюдениях выступление А.Е. Фельдта (Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, Архангельск) о религиозном многообразии американской культуры в городском пространстве Гринсберга (Западная Пенсильвания).
В рамках конференции прошел круглый стол в честь 100-летнего юбилея со дня образования студии Дисней, посвященный обсуждению самых различных аспектов продукции этой компании. Дискуссию открыл доклад М.В. Марковой (РГГУ; РАНХиГС) «Замок, который построил Дисней: волшебная сказка и волшебство мульти-
Круглый стол «100 лет студии Диснея». Визуальный ряд доклада М.В. Марковой.
пликации». В нем были рассмотрены технические характеристики ранней сказочной мультипликации Уолта Диснея на примере «Белоснежки» с точки зрения их типологического сходства с ключевыми чертами сказки, выделенными Максом Люти (отсутствие глубины, плоскость и абстрактный стиль). Мультипликации Диснея нашли отражение также в докладах А.Р. Шевченко (Казанский (Приволжский) федеральный университет), К.В. Галкиной (РГГУ), А.А. Мухиной (РГГУ). А.Р. Шевченко в своем выступлении «Сказочный сюжет о принцессе и лягушонке сквозь призму столетий: ответ на вызовы нового времени в интерпретации Диснея» проанализировала мультипликационную картину «Принцесса и лягушка» как римейк классики детской литературы, где синтез сюжетных перипетий первоисточника и детской книги Э. Бейкер «приправлен» наиболее актуальными для XXI в. тенденциями: мечтой о карьере и независимости, проблемой межрасового взаимодействия культур, гендерной повесткой. Тема гендерных отношений в мультипликации Диснея стала основной выступления К.В. Галкиной «Гендерный дискурс в "Атлантиде" Диснея». Исследовательница продемонстрировала, почему и как потенциально новаторский мультфильм о нетрадиционных гендерных ролях потерпел крах и в очередной раз утвердил консервативную гендерную политику Диснея. А.А. Мухина в докладе «Репрезентация поколений в анимационном фильме "Энканто"» обратила внимание на конфликт поколений, рассматриваемый как противостояние двух подходов к решению проблем: консервативного (сохранение status quo) и модернистского (изменение существующего порядка вещей), где внутрисемейный конфликт, экстраполируемый на судьбы всего человечества, экстериоризируется и проявляется на пространственном
уровне, создавая таким образом «локус проблемы». В своем докладе «Американизация британской культуры в фильме "Спасти мистера Бэнкса"» А.И. Ханбикова (РГГУ) обратилась к истории экранизации Уолтом Диснеем повестей Памелы Трэверс, акцентировав внимание на сложностях взаимодействия двух культур, которые стали главной темой фильма. Н.Ю. Спутницкая (ВГИК им. С.А. Герасимова; РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург) в выступлении «Американская глубинка в историях о стране Оз: версии компании MGM, Disney и Marvel» проанализировала репрезентацию мира глубинки в экранизации повести Ф. Баума «Волшебник страны ОЗ» студии МГМ, а также способы реконструкции мира волшебной страны на студии «Дисней» в 1980-х и 2010-х, обратив внимание на источники кинематографических цитат.
Подводя итог прошедшей конференции, необходимо подчеркнуть, что в центре внимания ее участников оказалась как сама американская глубинка, так и нарративы о ней, созданные за всю историю существования США. Хронологическая протяженность этого дискурса, представленная в докладах, позволила проследить эволюцию темы глубинки в литературе и публицистике, исторических текстах и политике, изобразительном искусстве и кинематографе, мультипликации и музыкальной культуре Америки. Конференция продемонстрировала высокую продуктивность конструктивного и доброжелательного обмена мнениями между американистами, представляющими различные дисциплинарные области с характерными для них подходами и исследовательскими практиками. Среди участников чтений увеличилось число молодых исследователей — не только аспирантов и магистрантов, но и бакалавров с американских программ РГГУ и других университетов. И этот возросший интерес со стороны молодежи к изучению Соединенных Штатов Америки во всей многоликости их прошлого и настоящего вселяет надежду на дальнейшее развитие американистики в России, несмотря на глубочайший кризис во взаимоотношениях двух стран.
© 2023, И.В. Морозова, В.И. Журавлева
Дата поступления в редакцию: 27.05.2023 Дата одобрения рецензентами: 08.06.2023 Дата публикации: 25.06.2023
© 2023, Irina V. Morozova, Victoria I. Zhuravleva,
Received: 27 May 2023 Approved after reviewing: 8 Jun. 2023 Date of publication: 25 Jun. 2023