Научная статья на тему 'Вихревая турбулентность при обтекании выступов и впадин центробежного рабочего колеса'

Вихревая турбулентность при обтекании выступов и впадин центробежного рабочего колеса Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
157
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Протевень И.С., Майоров Д.В., Краева Е.М.

Рассмотрены параметры вихревых струй сформировавшихся в каналах рабочего колеса насоса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вихревая турбулентность при обтекании выступов и впадин центробежного рабочего колеса»

Секция ««ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ И СИСТЕМЫ ТЕРМОРЕГУЛИРОВАНИЯЛА И КА»

График границы устойчивого вращения жидкостного кольца:

I - область устойчивого жидкостного кольца; II - область разрушающегося жидкостного кольца

На рисунке представлена зависимость, которая хорошо согласуется с экспериментальными данными, полученными на воде при испытании диска с лопатками, при горизонтально расположенной оси вращения (j = 0). Область устойчивого жидкостного кольца в диапазоне практически приемлемых типоразмеров дисков находится выше границы 15-20 рад/с.

Библиографические ссылки

1. Краева Е. М. Высокооборотные насосы аэрокосмических систем малого расхода : моногр. ; Сиб-ГАУ. Красноярск, 2005.

2. Ketola H. N., Megrew J. M. Theory of the partially welled rotating disk. The British Hidromechanics Research association. Granfield, april, 1967. H. 4. Р. 69-94.

© Протевень И. С., Краев М. В., 2011

УДК 621.43:532.562

И. С. Протевень, Д. В. Майоров Научный руководитель - Е. М. Краева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ВИХРЕВАЯ ТУРБУЛЕНТНОСТЬ ПРИ ОБТЕКАНИИ ВЫСТУПОВ И ВПАДИН ЦЕНТРОБЕЖНОГО РАБОЧЕГО КОЛЕСА

Рассмотрены параметры вихревых струй сформировавшихся в каналах рабочего колеса насоса.

Турбулентное движение является хаотическим. В хаотичности заключается основное свойство такого движения. Одно из основных признаков турбулентных течений заключается в том, что скорость в любой данной точке потока зависит от времени. Хотя это условие является необходимым, его недостаточно для определения турбулентного движения. Приведена фотография [1] турбулентного течения при обтекании квадратного выступа.

Изображенное плоское течение имеет две области отрыва, которые расположены симметрично спереди выступа и за ним и в которых образуются большие рециркуляционные вихри. В углах существуют последовательности меньших и более слабых вихрей.

В неоднородной пристеночной турбулентности на внешней границе вязкого подслоя происходят спонтанные разрушения структуры течения. Значительная завихренность, образовавшаяся на стенке развивается в отчетливо выраженные продольные

вихри, которые затем уносятся из пристеночного подслоя и переносят с собой количество движения во внешнюю область.

Картина течения между вращающимися РК с торцовыми лопатками и гладким корпусом довольно сложна [2]. Жидкость, находящаяся в области каналов, подвергается непосредственному силовому воздействию лопаток. Жидкость в осевом зазоре закручивается за счет сил трения и проскальзывает относительно лопаток РК. Таким образом, на одном и том же радиусе частицы жидкости в канале и осевом зазоре движутся с различной скоростью, что приводит к относительному перемещению их в радиальном и осевом направлениях. В области лопаток имеется радиальное течение в направлении к периферии.

Поскольку коэффициент закрутки потока ф < 1, то всегда имеет место относительное движение жидкости и лопаток РК, что непременно приводит к образованию в каналах РК циркуляционной зоны, как следствие обтекания потоком впадин. Известно, что при течении жидкости в канале за плохо обтекаемым телом (в нашем случае каналы и лопатки РК) возникают отрывные течения [3]. Отрывное течение характеризуется образованием возвратных потоков и вихрей. Этот процесс в большей мере определяется отношением глубины впадины h к ширине Ь, толщиной пограничного слоя на стенке перед впадиной и относительной высотой стенок паза. Взаимодействие между струей и жидкостью в канале приводит к появлению циркуляционного течения в зоне за выступом.

Таким образом, одной из характеристик вихревой зоны в канале центробежного РК является отношение

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Технические науки

окружной скорости и к скорости набегающего потока w на внешней границе зоны вихря

Расчетное значение приведено в работе [3] для неподвижного канала при анализе разных зон течения.

Используя основные закономерности для свободных плоских струй [3], с учетом известных опытов о деформации любого неравномерного профиля и его перехода в струйный на очень малом расстоянии от кромки лопатки, получим границы для различных зон течения при обтекании межлопаточного канала конечной длины.

Для симметричной относительно оси Х границы зоны смещения, разделяющей течение в канале от потока в зазоре, положение ее можно определить по выражению [3].

у = ±0,08829х.

Дальнейший исследования позволили оценить основные параметры структуры турбулентного вихревого потока в поле центробежных сил.

Библиографические ссылки

1. Альбом течений жидкости и газа: перевод с англ. / сост. Н. Ван-Дайк, М. : Мир, 1986.

2. Краева Е. М. Высокооборотные насосы аэрокосмических систем малого расхода : моногр. Сиб-ГАУ. Красноярск, 2005.

3. Абрамович Г. Н. Теория турбулентных струй. М. : Физматгиз, 1960.

© Протевень И. С., Майоров Д. В., Краева Е. М., 20111

УДК 62-762

Р. И. Сулейманов Научный руководитель - В. П. Назаров Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЩЕЛЕВОГО УПЛОТНЕНИЯ РОТОРА ТНА

С ДЕФОРМИРУЕМОЙ ВТУЛКОЙ

Дано описание и принцип работы щелевого уплотнения с деформируемой втулкой для турбонасосного агрегата ЖРД.

Современные уплотнения роторов турбонасосных агрегатов являются сложными триботехническими системами и аккумулируют в себе новейшие достижения различных отраслей науки и техники: трибо-механики, материаловедения, теплопередачи, теории упругости, гидрогазодинамики, теории колебаний, гидроаэроупругости, теории оптимизации гидромеханических систем и т. д.

Зачастую выход из строя узлов современных ЖРД связан с нарушением работы уплотнительных систем, так как создание эффективных уплотнительных устройств высокооборотных роторных машин связано со значительными трудностями. Они вызваны недостаточностью теоретических разработок, отсутствием необходимых экспериментальных данных и опыта конструирования уплотнений для современных высокооборотных многорежимных турбонасосных агрегатов многократного использования с многоразовыми включениями ЖРД.

В турбонасосных агрегатах наиболее широкое распространение получили неподвижные и самоустанавливающиеся уплотнения с гарантированным зазором. Конструктивно в насосах и турбинах ТНА уплотнения преимущественно выполняются щелевыми с фиксированной гладкой стенкой [1].

Щелевые уплотнения повышают критическую частоту вращения ротора и снижают амплитуду его резонансных колебаний. Однако такое положительное влияние щелевое уплотнение оказывает только в том случае, когда форма щели в направлении градиентно-

го потока среды в ней является конфузорной. При диффузорной форме щели, даже при малых значениях диффузорности, например, из-за деформаций, в щелях возникают значительные силы, увеличивающие прогиб ротора, что ухудшает его вибрационные характеристики.

Из практики известно, что получение малой конусности в деталях с помощью механической обработки сопряжено со значительными технологическими трудностями.

При проектировании новых турбонасосных агрегатов актуальной задачей является выбор оптимальной конструкции системы уплотнений. Анализ существующих конструкций бесконтактных и контактных уплотнений показал, что щелевое уплотнение с деформируемой втулкой, разработанное В. А. Мельниковым [2], позволяет повысить эффективность и работоспособность уплотнительной системы ТНА в широком диапазоне рабочих параметров.

Целесообразно рассмотреть схему и принцип работы данного уплотнения.

На рисунке представлена схема щелевого уплотнения с деформируемой втулкой.

Уплотнение имеет: корпус 3; тонкостенную втулку 2; обойму 4, обеспечивающую оптимальный зазор между ротором 1 и деформируемой втулкой 2; упорную втулку 5, предотвращающую осевое перемещение обоймы.

Принцип работы данного уплотнения следующий: при появлении перепада давлений между полостью

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.