УДК 339.138
ВИДЫ, СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ ПОД ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ: МАРКЕТИНГОВЫЙ АСПЕКТ
С. Г. Валов, Н. В. Федорова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Рассматриваются виды, средства и методы привлечения инвестиций в инновационный проект.
Ключевые слова: инновации, маркетинг, инвестиции.
TYPES, TOOLS AND METHODS FOR ATTRACTING INVESTMENT INNOVATION
PROJECT: MARKETING ASPECT
S. G. Valov, N. V. Fedorova
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation
E-mail: [email protected]
Consider the types, means and methods to attract investments in the innovative project.
Keywords: innovation, marketing, investment.
Космос - это кладезь науки и инноваций. Многие технологии, которыми мы сегодня пользуемся вышли именно из научных разработок по освоению космоса. В космосе, как и на Земле, много нерешенных проблем, для решения которых нужно создать более безопасные и выгодные технологии. Созданием таких технологий зачастую занимаются различные научно-исследовательские институты (НИИ) и конструкторские бюро (КБ), бюджетные или государственные учреждения. Но в новое время созданием инновационных продуктов и выводом их на рынок занялись маленькие частные компании.
В последнее время в быт современного русского человека пришли такие слова, как инвестиции, инновации, стартапы. Это логично, ведь современная экономика не может жить без развития малого бизнеса, к которому и относят стартап-компании. По определению стартап - это крошечное предприятие, с небольшим уставным капиталом, маленькими (или вообще отсутствующими) оборотами, но большими амбициями. И космическая отрасль не прошла стороной. Ведь космос - это не только интересно, но еще и выгодно. К слову, бюджет Федеральной космической программы 2016-2025 гг. в России составляет 1,4 трлн рублей [1]. Поэтому частные компании разработчики все чаще начали проявлять интерес к космосу.
В России число стартапов в космическое отрасли очень мало. Во многом это сводиться к трем причинам. Во-первых, инвестиционная и бизнес грамотность молодых специалистов страдает. Специалисты просто не знают, что делать, даже если у них есть идея, которая теоретически сможет всколыхнуть весь мир. Во-вторых, не знание, откуда взять инвестиции под свой проект, ведь без ресурсов, в том числе денежных создать что-то будет достаточно трудно. В-третьих, сейчас нет законодательной и нормативной базы, которая бы защищала стороны инвесторов и стартапов. Как, например, это делается в США и Великобритании. Страх от того, что компания так и не сможет развиться и у основателя будут большие неприятности, останавливает большинство предприимчивых граждан заняться собственным бизнесом.
Что же такое инвестиции. В общем даже самый заурядный кредит или заемные деньги - это инвестиции. В основном стартапы привлекают либо гранты и субсидии, либо продают доли в новой компании различным государственным или частным структурам. Такая продажа называется привлечением капитала (инвестиций).
Секция «Маркетинги коммерциализация космоса»
В профессиональной среде инвестиционный капитал делится на два вида: «посевной» капитал и венчурный капитал.
«Посевной» капитал инвестируется со средств фондов «посевного» капитала - юридически зарегистрированных или незарегистрированных объединений инвесторов для совместного вложения средств в проекты начальных «посевных» фаз развития. «Посевной» фонд вкладывает средства путем приобретения долей в новой компании, как правило, на ограниченный срок (до тех пор, пока рынок не будет способен вернуть вложенный капитал с существенной прибылью, обычно на 10 лет с возможными пролонгациями) [2].
Венчурный каптал представляет собой «профессиональный» капитал, инвестированный для финансирования ранней стадии («посев», «стартап»). Финансирование может принимать формы покупки обыкновенных акций, конвертируемых привилегированных акций или конвертируемых долговых обязательств. В обмен на принимаемый на себя относительно высокий риск венчурные инвесторы получают адекватное вознаграждение в виде прибыли [2].
Отечественные аналоги платформы kickstarter.com - это boomstarter.ruи planeta.ru. Конечно, в России по сравнению с США краудфандинговые сборы заметно меньше. Однако данным капиталом можно начать реализацию НИОКРа еще до привлечения «посевных» инвестиций. Для того чтобы собрать на краудфандинговых платформах средств нужно создать страницу проекта, отредактировать ее, выставить цель и конечный продукт. Главным способом получение прибыли, в данном случае, будет продажа сувенирной продукции или же продажа продукта до ее непосредственного выхода на рынок (в виде сертификатов на приобретение).
Для того чтобы привлечь такой каптал обязательно нужно проработать рекламную и РЯ-компанию, установить адекватное вознаграждение участников краудфандинга, а также, при условии продажи продукта до его создания, правильно рассчитать стоимость продукта.
В общем, ведение краудфандинговой компании требует маркетинговых навыков создания и управления проектами, а также навыками бюджетирования.
Если не брать во внимание краудфандинг, то по своей сути привлекая денежные средства вы либо получаете финансирование безвозмездно (гранты и субсидии), либо продаете доли еще не вышедшей на рынок компании, либо продаете технологию, до ее непосредственного создания. Во всех этих случаях законы маркетинга целиком и полностью подходят при привлечении инвестиций.
Грантами и субсидиями занимаются государственные структуры и фонды. Самым известным и деятельным фондом является «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере». Фонд реализует программы инновационного развития, направленные на создание новых и развитие действующих высокотехнологических компаний, коммерциализацию результатов научно-технической деятельности [3; 4].
Таблица 1
Программы поддержки стартапов «Фонда содействия малых форм предприятий
в научно-технической сфере»
Программа Описание
УМНИК Поддержка талантливой молодежи, ориентированной на инновационную деятельность. Участники программы - молодые ученые в возрасте от 18 до 28 лет. Лучшие проекты получают финансовую поддержку в размере 400 тыс. рублей на два года
СТАРТ Поддержка малых инновационных предприятий на посевной стадии. Подать заявку на участие в программе могут компании, созданные менее двух лет назад, с годовой выручкой до 1 млн рублей, а также физические лица (при условии регистрации юридического лица в течении месяца после публикации результатов). Финансирование 9 млн руб на 3 года. Для перехода на следующий финансовый год компания должна соблюдать определенные критерии
Фонд финансирует как малые так большие компании. Для финансирования стартап-компаний у фонда есть две программы. Чтобы получить денежные средства Фонда нужно составить и отправить заявку на грант, где прописана не только технология, но и коммерциализация этой технологии. Пройти предварительную и основную аттестацию проекта, непосредственно связываясь с инвестиционным советом Фонда [3].
При создании заявки на получение гранта от Фонда от заявителя требуется не только конечный продукт и команда проекта, но и знание того, как будет организовано производство и сбыт, основанное на изучении потребности рынка. Фонд оказывает помощь в получении главных «посевных»
инвестиций, без которых получение венчурных инвестиций невозможно. Чтобы получить венчурные инвестиции нужно пройти все вышеперечисленные этапы и остаться на плаву.
С учетом всех тех возможностей в данный момент нет больших IPO и огромных вливаний инвестиций в маленькие российские компании, как например это происходит в «силиконовой долине». И даже если таковые имеются, то информация о них остается в тени.
Изучив виды, средства и методы реализации инвестиционных проектов по коммерциализации космических технологий и привлечения инвестиций в них, можно сделать вывод, что для увеличения занятости населения, развитию экономики и конкуренции России на рынке инновационных технологий, нужно решить ряд важных задач:
1. Повысить инвестиционную, бизнес и маркетинговую грамотность молодых ученых и специалистов;
2. Повышение информированности молодых ученых и специалистов о фондах содействия в привлечении разных форм инвестиций;
3. Доработать законодательную и нормативную базу для защиты всех сторон инвестиционной деятельности;
4. Создать инструменты по поддержки выхода на рынок новых инновационных технологий.
Библиографические ссылки
1. Федеральная космическая программа России на 2016-2025 годы [Электронный ресурс]. URL: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2016/443/ (дата обращения: 05.04.2016).
2. Российская ассоциация венчурного инвестирования (РАВИ). Белая книга. Рекомендации по функционированию российских посевных фондов с государственным участием [Электронный ресурс]. URL: http://www.rvca.ru/rus/resource/library/WhiteBook-2014/ (дата обращения: 05.04.2016).
3. Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере [Электронный ресурс]. URL: http://www.fasie.ru/programs/ (дата обращения: 05.04.2016).
4. Богомолов В. А., Данильченко Ю. В. Стратегические цели предприятий космической отрасли России в контексте стратегических целей страны // Решетневские чтения : материалы XIV Между-нар. науч. конф., посвящ. памяти генерал. конструктора ракет.-космич. систем академика М. Ф. Решет-нева (10-12 ноября 2010, г. Красноярск) : в 2 ч. / под общ. ред. Ю. Ю. Логинова ; Сиб. гос. аэрокос-мич. ун-т. Красноярск, 2010. Ч. 2. С. 332-610.
© Валов С. Г., Федорова Н. В., 2016