Научная статья на тему 'Виды шумозащитных экранов'

Виды шумозащитных экранов Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1591
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗВУК / ШУМОЗАЩИТНЫЙ ЭКРАН / NOISE / NOISE BARRIER

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Айрбабамян С. А., Бугарёв Е. А.

В этой статье представлены основные виды шумозащитных экранов и их характеристики. Представлен расчет шумозащитного экрана (стенки).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Types of noise barriers

This article presents the main types of noise barriers and their characteristics. The calculation of a noise barrier (wall) is shown.

Текст научной работы на тему «Виды шумозащитных экранов»

Серия 4. Химическое машиностроение и инженерная экология

Виды шумозащитных экранов

к.т.н. доц. Айрбабамян С.А., Бугарёв Е.А.

Университет машиностроения 8(495)223-05-23, доб. 1313

Аннотация. В этой статье представлены основные виды шумозащитных экранов и их характеристики. Представлен расчет шумозащитного экрана (стенки).

Ключевые слова: звук, шумозащитный экран.

В современном городе одной из самых распространённых проблем является воздействие шума транспортных потоков на человека. По ряду причин в городе при уже существующей застройке практически всегда единственным возможным методом является установка акустического экрана. Акустический экран является не только преградой для распространения звука, но и физической преградой для распространения загрязняющих веществ. По данным Балтийского Государственного Технического Университета (ВОЕНМЕХ) снижение за акустическим экраном высотой 4 метра установленного вдоль автомобильной дороги, составило:

- уровень звука 12-15 дБ А;

- концентрация взвешенных частиц в 10-12 раз;

- концентрация вредных химических веществ (оксид и диоксид азота) в 3-10 раз;

- содержание вредных тяжелых металлов за акустическим экраном практически не обнаружено.

Из выше перечисленного следует, что установка АЭ способствует снижению сразу нескольких вредных факторов и является эффективным способом обеспечения экологической безопасности.

В настоящее время применяются десятки самых разных конструкций АЭ. В зависимости от конструкции и достигаемого эффекта снижения шума, АЭ можно разделить на четыре группы:

- Широкие экраны;

- Комбинированные экраны;

- Экраны - тоннели;

- Экраны барьеры (стенки).

Широкие экраны, как правило, представляют собой здания не жилого типа, земляные валы, выемки. Широкая верхняя часть обеспечивает дополнительное снижение шума. Основным недостатком широких экранов является сложность в исполнении при уже существующей застройке.

Экраны-тоннели имеют наибольшую эффективность, но очень сложны в конструктивном исполнении и чрезвычайно дороги.

Экраны-стенки являются наиболее распространёнными, так как изготавливаются из различных материалов и имеют разнообразное конструктивное исполнение. Недостаток таких экранов наличие звукоотражающего эффекта, который возникает при расположении экранов друг напротив друга. Указанного недостатка можно избежать с помощью элементов из звукопоглощающего материала. Эффективность таких экранов от 5 до 15 дБ А, она варьируется изменением длины, высоты, формы и расстоянием между источником шума и экраном. Снижение уровня звука экраном-стенкой в расчетных точках, расположенных на границе звуковой тени, составляет 5 дБА. Для обеспечения более высокой акустической эффективности следует увеличить высоту экрана. При проектировании экрана-стенки вдоль магистральной улицы или дороги для ориентировочных расчетов повышение его эффективности с увеличением высоты допускается принимать равным в среднем 1,5 дБА на 1 м.

Серия 4. Химическое машиностроение и инженерная экология

Таблица 1

Виды шумозащитных экранов

Определение размеров шумозащитных сооружений

При расчетах акустической эффективности шумозащитных сооружений рассматриваются расчетные сечения, соединяющие источник шума и расчетную точку. Снижение шумо-защитными сооружениями происходит в результате образования за ними, так называемой звуковой тени.

Однако, полного снижения шума не происходит из-за частичного огибания звуковыми волнами препятствия, вызванного явлением дифракции.

Рисунок 1. Схема положения зоны дифракции в профиле (а) и в плане (б) в зависимости положения расчетной точки (РТ) и размер шумозащитного экрана, его высоты и длины Участка дороги (угловой размер экрана, видимый из расчетной точки 0 - угол

перекрытия экраном)

Основной характеристикой определяющей акустические качества шумозащитного экрана-стенки является его высота. При проложении автомобильной дороги в выемке - глубина и уклоны откосов выемки. При экранировании прилегающей территории шумозащитным валом - высота и ширина верха шумозащитного вала.

Высота шумозащитного экрана-стенки Акустическая эффективность экрана зависит от разности длин путей звукового луча д, определяемой в соответствии со схемой, представленной на вышеуказанном рисунке по формуле:

5 = а + Ь - с (1)

где 3 — разности длин путей звукового луча, м; а - кратчайшее расстояние между акустическим центром источника шума и верхней кромкой экрана, м; Ь - кратчайшее расстояние от верхней кромки экрана до расчетной точки, м; с - кратчайшее расстояние от акустического центра источника шума до расчетной точки, м.

Расстояния а, в и с определяются с точностью до сотых долей метра по формулам:

а = у!+ккР " ¿иш } , (2)

Ь = , (3)

с = , (4)

где Ьиш - высота источника шума над уровнем проезжей части, м; И экр - высота экрана, м; Ърт - высота расчётной точки над уровнем земли, м; ¿1 - расстояние от источника шума до экрана, м; ¿2 - расстояние от экрана до расчётной точки, м;

Таблица 2

Ориентировочные значения снижения звука транспортного потока протяженными экранами-стенками в расчетных точках на высоте 1,5 м от уровня поверхности

территории

Расстояние между экраном и Высота экрана, м Снижение уровня звука

расчетной точкой, м экраном, дБА

10 2 7

10 4 12

10 6 16

20 2 7

20 4 12

20 6 15

50 2 7

50 4 11

50 6 14

100 2 7

100 4 11

100 6 13

Рисунок 2. Расчетная схема определения разницы пути (5 )для экрана - стенки

При выполнении расчетов положение акустического центра источника шума назначается на высоте 1,00 м над уровнем проезжей части на оси проезжей части для двух полосных дорог или на оси наиболее удаленной от расчетной точки полосе движения в случае многополосных дорог.

Если поверхности проезжей части улицы или дороги и прилегающей территории расположены на разных уровнях, то вместо величин Ниш, Нэкр и Нрт в формулы 6.2 - 6.4 следует подставлять отметки уровней акустического центра источника шума отметку расчетной точки верхней кромки экрана (НЭЩ)) и отметку расчетной точки (Ирт), полученные из проектного решения поперечного профиля в расчетном сечении.

Для ориентировочных расчетов величины а, в и с можно определять графически, пред-

Серия 4. Химическое машиностроение и инженерная экология

ставив в одинаковых горизонтальном и вертикальном масштабах расположение акустического центра источника шума, экрана и расчетной точки в вертикальной плоскости, перпендикулярной плоскости экрана.

Шумопонижение экрана в зависимости от разницы путей прохождения звука S определяется по формуле или графически, по номограмме на рисунке.

А!экр = 18,2 + 7,81g (S + 0,2) (5)

где: ЛЬэкр - шумопонижение экрана, дБ А; 5 - разница между геометрическим расстоянием источник шума - расчетная точка и кратчайшим расстоянием между источником шума и расчетной точкой, м.

Литература

1. Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам. Москва: «РОСАВТОДОР», 2011.

2. Васильев A.B. Экология и промышленность России, июнь 2004. Снижение шума транспортных потоков в условиях современного города.

3. Осипов Г. Л. Защита от шума в градостроительстве. 1993.

4. Иванов Н.И. Безопасность жизнедеятельности, № 8, 2005. Применение акустических экранов для защиты от шума автомобильного и железнодорожного транспорта.

Энергетическое состояние поверхности углеродистых сталей как характеристика их коррозионой стойкости

д.х.н. с.н.с. ИИ Реформатская, д.х.н. А.Н. Подобаев, Д.С. Шишлов, В.Д. Чибышева,

к.х.н. О.Ю. Артамонов

Научно-исследовательский физико-химический институт им. Л.Я. Карпова,

Университет машиностроения reformir@yandex. ru

Аннотация. Методами энергодисперсионного анализа, сканирующей туннельной микро- и спектроскопии исследовано состояние различных участков поверхности опытной плавки углеродистой стали 20, содержащей 0,75 % Cr. При отсутствии в металле коррозионно активных сульфидных включений очагами локальной коррозии служат инертные карбиды хрома и оксиды алюминия. Очаги локальной коррозии возникают в местах выхода на поверхность рассматриваемых фазовых выделений вследствие ускоренного травления границ металл/включение, на которых наблюдается резкое повышение туннельной активности.

Ключевые слова: сталь, включение, фаза, туннельная микроскопия, туннельная спектроскопия, локальная коррозия, активные центры

В предыдущей статье [1] было показано, что коррозионно-электрохимические характеристики углеродистых сталей существенно зависят от изменения содержания в них хрома в количествах до ~ 1 масс. %. С ростом содержания хрома затрудняется переход стали в пассивное состояние, и облегчается процесс образования питтингов. Небольшие добавки титана, напротив, улучшают коррозионно-электрохимическое поведение рассматриваемых сталей. Для подтверждения высказанных предположений необходимо проведение специальных исследований поверхности металла, в том числе методом туннельной спектро- и микроскопии (СТС и СТМ).

Известно, что размер атомов хрома и железа отличаются не более, чем на 1%, что определяет возможность существования непрерывного ряда твердых растворов в системе Fe-Cr [2]. Однако при введении хрома в железо все же происходят искажения кристаллической решетки [3], что неизбежно должно сказаться и на энергетическом состоянии поверхности ме-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.