Научная статья на тему 'ВИДЫ ПРОЦЕДУР ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ СУДОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИХ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ'

ВИДЫ ПРОЦЕДУР ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ СУДОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИХ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7
1
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
освидетельствование судов / корпус / двигатели / котлы / холодильные установки / ship inspection / superstructure / engines / pressure vessels / refrigeration systems

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федотов И. С.

В данной статье описываются основные аспекты освидетельствования судов, их виды, процедуры и ключевые аспекты проверки. Она подчеркивает важность регулярных освидетельствований для обеспечения безопасности и надежности судов в процессе их эксплуатации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPES OF SHIP INSPECTION PROCEDURES TO ENSURE THEIR SAFE OPERATION

Article describes the main aspects of ship inspections, their types, procedures, and key inspection points. It emphasizes the importance of regular inspections to ensure the safety and reliability of ships during their operation.

Текст научной работы на тему «ВИДЫ ПРОЦЕДУР ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ СУДОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИХ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ»

УДК 004

Федотов И.С.

магистрант 1 курса Северный (Арктический) федеральный университет (г. Архангельск, Россия)

ВИДЫ ПРОЦЕДУР ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ СУДОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИХ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Аннотация: в данной статье описываются основные аспекты освидетельствования судов, их виды, процедуры и ключевые аспекты проверки. Она подчеркивает важность регулярных освидетельствований для обеспечения безопасности и надежности судов в процессе их эксплуатации.

Ключевые слова: освидетельствование судов, корпус, двигатели, котлы, холодильные установки.

Освидетельствование судов в процессе их эксплуатации является критически важным аспектом обеспечения безопасности морских перевозок. Этот процесс направлен на поддержание технического состояния судов на высоком уровне, что позволяет предотвратить аварии, обеспечить сохранность грузов и защитить жизни экипажа и пассажиров. В данной статье рассматриваются основные виды освидетельствований, их периодичность, а также ключевые аспекты, которые проверяются в ходе этих процедур. Освидетельствование судов включает несколько видов, каждый из которых имеет свои особенности и периодичность проведения:

Первоначальное освидетельствование проводится с целью присвоения судну класса. В ходе этого освидетельствования проверяется соответствие элементов судна и судовых технических средств согласованной технической документации и правилам. Объем первоначального освидетельствования

устанавливается с учетом результатов технического наблюдения, осуществляемого в процессе постройки, переоборудования, переклассификации, модернизации или ремонта судна.

Очередное освидетельствование проводится каждые пять лет и включает два этапа. На первом этапе эксперт устанавливает техническое состояние элементов судна и судовых технических средств на основании представленных результатов дефектации и выборочного осмотра. На втором этапе проверяется выполнение требований, установленных на первом этапе, и проводятся швартовные и ходовые испытания.

Ежегодное освидетельствование проводится для подтверждения класса судна. Включает наружные осмотры и проверки в действии, объем которых определяется в соответствующих разделах правил. Дата ежегодного освидетельствования назначается в пределах трех месяцев до или после даты, отсчитываемой от назначенной даты последнего ежегодного, очередного или первоначального освидетельствования.

Доковое освидетельствование проводится с целью выявления признаков потери общей прочности, недопустимых местных остаточных деформаций и нарушений целостности наружной обшивки и проверки технического состояния элементов судовых устройств, расположенных в подводной части судна. Судно ставится на слип, в док или поднимается на берег с обеспечением доступа к днищу судна для осмотра и дефектации подводной части корпуса.

Внеочередное освидетельствование проводится в случае повреждений, выявления дефектов, угрожающих безопасности, или при необходимости уточнения технического состояния судна. Объем внеочередного освидетельствования определяется с учетом целей и задач освидетельствования для каждого судна на основании требований правил.

В ходе освидетельствований проверяются различные аспекты технического состояния судна:

Корпус и надстройки: Проверяется техническое состояние оборудования жилых и служебных помещений, элементов конструктивной противопожарной

защиты, проходов, дверей, трапов, комингсов, закрытий люков и горловин, иллюминаторов, фальшборта, леерного ограждения, поручней, переходных мостиков, сходных трапов.

Двигатели и механизмы: Проверяется техническое состояние главных и вспомогательных двигателей, редукторов, реверсивно-редукторных передач, разобщительных и других муфт, валопроводов, движителей, компрессоров, насосов, вентиляторов, сепараторов, палубных механизмов и т. п.

Котлы и сосуды под давлением: Проверяется техническое состояние пароводяного и газового трактов, топки и наружных поверхностей котла, а также состояние трубопроводов и всей арматуры котельной установки.

Холодильные установки: Проверяется техническое состояние холодильных и морозильных установок, включая компрессоры, теплообменные аппараты, морозильные и охлаждающие аппараты, а также состояние изоляции грузовых охлаждаемых помещений.

Освидетельствование судов является неотъемлемой частью обеспечения их безопасной эксплуатации. Регулярные и тщательные проверки позволяют выявлять и устранять дефекты, предотвращать аварии и поддерживать суда в работоспособном состоянии. Важность этих процедур не может быть переоценена, так как от их качества зависит безопасность морских перевозок и жизни людей на борту. При этом проведение освидетельствований регламентируется не только внутренними правилами судовладельца, но и международными конвенциями и национальными стандартами, принятыми в сфере морского транспорта.

Современные технологии позволяют существенно повышать эффективность освидетельствований и улучшать качество контроля состояния судна. Например, активно развиваются методы неразрушающего контроля, позволяющие оценивать целостность корпуса без проведения дорогостоящего вскрытия обшивки. Использование ультразвуковых, магнитных и радиографических методик помогает выявлять скрытые дефекты металла, трещины, коррозию и очаги усталостных повреждений. Это особенно важно

при планировании ремонта судна, поскольку своевременное обнаружение проблемных зон позволяет оптимизировать затраты и продлить срок службы судна.

Важным моментом является то, что разные типы судов могут требовать отдельных специфических процедур освидетельствования, учитывающих их конструктивные особенности. Например, танкеры, суда ледового класса и пассажирские лайнеры имеют свои уникальные параметры и требования к осмотру. Специалисты, проводящие освидетельствование, должны обладать профильными знаниями и регулярно повышать квалификацию, чтобы учитывать последние изменения в нормативной базе и новейшие технические решения.

В условиях возросшей нагрузки на морские перевозки и повышения экологических стандартов возрастает важность ответственного подхода к освидетельствованию судов. Необходимость поддерживать суда в исправном состоянии обусловлена не только соображениями безопасности, но и соблюдением экологических норм: утечки топлива или сброс загрязняющих веществ могут нанести существенный ущерб окружающей среде. Регулярное освидетельствование и контроль исправности судовых систем помогают минимизировать подобные риски.

Таким образом, процедуры освидетельствования судов формируют фундаментальную основу для поддержания высокого уровня безопасности на море. Развитие технологий и совершенствование нормативных требований стимулируют отрасль к постоянному совершенствованию методов осмотра, расширению практик цифрового контроля и применению инновационных решений в области профилактики аварий. Для судовладельцев это не только обязательная регламентная процедура, но и важный элемент стратегии управления рисками, направленный на обеспечение надёжности флота и соблюдение высоких международных стандартов мореплавания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Методические указания по определению технического состояния корпусов судов - Российское классификационное общество, 2020;

2. Руководство по освидетельствованию судов в процессе их эксплуатации (ПОСЭ) - Российское классификационное общество // https://rfclass.ru/uploads/pose_rko_vvedeny_v_dejstvie_s_28-09-2024.pdf

Fedotov I.S.

Northern (Arctic) Federal University (Arkhangelsk, Russia)

TYPES OF SHIP INSPECTION PROCEDURES TO ENSURE THEIR SAFE OPERATION

Abstract: article describes the main aspects of ship inspections, their types, procedures, and key inspection points. It emphasizes the importance of regular inspections to ensure the safety and reliability of ships during their operation.

Keywords: ship inspection, superstructure, engines, pressure vessels, refrigeration

systems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.