Научная статья на тему 'Виды поводов для возбуждения уголовного дела'

Виды поводов для возбуждения уголовного дела Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3992
726
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС / ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА / ВИДЫ ПОВОДОВ / ЯВКА С ПОВИННОЙ / ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРЕСТУПЛЕНИИ / ИНЫЕ ИСТОЧНИКИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА / CRIMINAL PROCEDURE / INSTITUTION OF CRIMINAL PROCEEDINGS / TYPES OF REASONS / GIVING ONESELF UP / COMPLAINT / OTHER SOURCES FOR INSTITUTION OF CRIMINAL PROCEEDINGS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузьмин Александр Сергеевич, Мухтасипова Татьяна Николаевна

Представлен анализ законодательных основ видов поводов для возбуждения уголовного дела. Не претендуя на исчерпывающее освещение существующих в науке уголовно-процессуального права подходов к определению повода к возбуждению уголовного дела и его природы, автор отмечает разнородность указанных в законе правовых средств, а также отсутствие взаимосвязи и взаимообусловленности между ними, что не позволяет рассматривать их совокупность как систему. Заслуживает внимания авторская оценка поводов, указывающих на частное и публичное начала в уголовном судопроизводстве. На конкретных примерах рассмотрены тенденции закрепления в качестве повода к возбуждению уголовного дела сообщений, основанных на материалах контрольно-надзорных проверок, производимых органами исполнительной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPES OF REASONS FOR INSTITUTION OF CRIMINAL PROCEEDINGS

The article deals with an analysis of legislative foundations of reasons for institution of criminal proceedings. Without pretending to a thorough interpretation of the existing in the criminal procedural law approaches to determining the reason for instituting criminal proceedings and its nature, the author draws attention to the diversity of legal means specified in the law, as well as the absence of interrelationship and interdependence between them, because of which the totality of these legal means cannot be considered as a system. Noteworthy is the author''s evaluation of occasions, pointing to private and public origin of the above reasons in criminal proceedings. On the basis of concrete examples, the existing tendencies to use the messages based on the control-supervisory materials, collected by the executive authorities as a pretext for initiating criminal proceedings, are considered.

Текст научной работы на тему «Виды поводов для возбуждения уголовного дела»

Виды поводов для возбуждения уголовного дела

А.С. Кузьмин, аспирант, Оренбургский ГАУ;

Т.Н. Мухтасипова, к.ю.н, филиал МГУТУ

Согласно ч. 1 ст. 140 УПК РФ поводами для возбуждения уголовного дела служат:

— заявление о преступлении;

— явка с повинной;

— сообщение о совершённом или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

В соответствии с Федеральным законом от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» в число надзорных полномочий прокурора вошло право выносить мотивированное постановление о направлении в следственный орган или орган дознания соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).

Это постановление прокурора получило значение повода к возбуждению уголовного дела, что нашло отражение в новом п. 4, включённом в ч. 1 ст. 140 УПК.

Указанные законодательные новеллы подталкивают к размышлению над следующими взаимосвязанными вопросами:

1) является ли такое постановление прокурора по своей природе поводом к возбуждению уголовного дела в том понимании, в каком это понятие рассматривается в науке уголовно-процессуального права;

2) насколько обоснованно рассматривать предусмотренную в ч. 1 ст. 140 УПК совокупность поводов как систему.

Не претендуя на исчерпывающее освещение существующих в науке уголовно-процессуального права подходов к определению понятия повода к возбуждению уголовного дела и его природы, отметим, что в целом доминирует взгляд на повод как на источник, содержащий сведения о совершённом преступлении, как саму информацию о событии преступления и связанных с ним обстоятельствах.

В связи с этим трудно не согласиться, что отдельные поводы невозможно однолинейно трактовать исключительно в информационно-источниковом ключе. Так, Е.Н. Козилов пишет, что явку с повинной «исходя из этимологического значения термина «источник» поводом назвать нельзя» [1].

Действительно, явка с повинной — это действие, а не источник фактических данных. Но это действие имеет цель — доведение до сведения уполномоченных органов и должностных лиц определённой по содержанию информации. В этом плане явка с повинной по своей информативной сути не отличается от других указанных в законе поводов. Все поводы, предусмотренные в ст. 140 УПК, имея общую информационную суть, казалось бы, могут в своей совокупности пониматься как система. В то же время вполне очевидно, что эти поводы различаются по своей природе как правовые явления, что, как думается, не позволяет рассматривать их в целом как некую систему.

Так, заявление о преступлении — правовое средство, обеспечивающее реализацию заинтересованными лицами их субъективного права на доступ к правосудию. Явка с повинной (п. 2 ч. 1 ст. 140 УПК) также является правовым средством обеспечения интересов лиц, причастных к преступлению, направленным на смягчение возможного наказания. Сообщения должностных лиц и

организаций, полученные из иных источников (п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК), также выступают правовым средством защиты нарушенных прав и законных интересов. Перечисленные поводы как правовые средства реализуются частными лицами и различными негосударственными и немуниципальными учреждениями, организациями на основе общих конституционных положений (ст. 33, 45 Конституции РФ), не являясь результатом исполнения ими каких-либо должностных обязанностей. В этом смысле в литературе обоснованно отмечается, что такие поводы указывают на частное начало в уголовном судопроизводстве [2].

Иначе обстоит дело с государственными органами, учреждениями и организациями, занимающимися хозяйственной или организационноуправленческой деятельностью, а тем более контрольно-надзорной. До недавнего времени уголовнопроцессуальный закон не выделял в качестве отдельного повода сообщения о преступлениях, поступающие от государственных и муниципальных органов, учреждений (п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК).

К примеру, УПК не указывает в качестве повода к возбуждению уголовного дела представление Счётной палаты с материалами проведённых проверок, по результатам которых обнаружились признаки хищения бюджетных средств. Тем не менее именно такая информация нередко служит поводом к возбуждению уголовного дела. Так, в

2010 г. Счётной палатой России в правоохранительные органы было направлено 217 материалов по проверке нарушений в бюджетно-финансовой сфере, по результатам которых было возбуждено 41 уголовное дело. Понятно, что Счётная палата не должна давать уголовно-правовую оценку установленным ею нарушениям, предоставляя это органам предварительного расследования [3].

Однако явственно проступает тенденция к закреплению в качестве повода к возбуждению уголовного дела сообщений, основанных на материалах контрольно-надзорных проверок, производимых органами исполнительной власти. В соответствии с Федеральным законом от 6 декабря

2011 г. N 407-ФЗ перечень поводов к возбуждению уголовного дела пополнился новым положением. Так, согласно новой ч. 1.1 ст. 140 УПК поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных ст. 198—199.2 УК, служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Известно, что такого рода материалы проверок составляют фактическую основу постановления руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о привлечении к налоговой ответственности того или иного лица (организации и физического лица). В этом смысле такое постановление является актом правоприменения, констатирующим

налоговое правонарушение, указание на которое со ссылкой на доказательства содержится в материалах проверки.

Отсюда следует, что такого рода постановления — продукт реализации административноправовых отношений и, следовательно, отражают публичное начало, в поле которого формируются основания для обращения о защите публичного интереса уголовно-правовыми средствами. Но и в этом случае руководитель (заместитель руководителя) налогового органа как субъект административного процесса не даёт и не вправе давать уголовно-правовую оценку установленным фактическим обстоятельствам налогового нарушения.

Постановление же прокурора о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений (п. 4 ч. 1 ст. 140 УПК) является актом применения норм уголовного закона. Оно носит универсальный характер, поскольку пригодно в качестве повода по всем преступлениям, за исключением преступлений, предусмотренных ст. 198-199.2 УК.

Именно это обстоятельство позволяет определить подследственность, а значит, и конкретный орган предварительного расследования, куда направляется постановление прокурора. Понятно, что в силу этого, а также в силу прямого указания уголовно-процессуального закона (п. 3 ч. 2 ст. 37, п. 4 ч. 1 ст. 140 УПК) такое постановление является уголовно-процессуальным актом. Таким образом, получается, что применение норм уголовного закона субъектом уголовно-процессуальной деятельности происходит фактически до принятия решения о возбуждении уголовного дела. Основания для такого рода правоприменительного вывода возникают фактически в рамках прокурорско-надзорных отношений. В п. 2 ст. 27 Закона о прокуратуре указывается, что при наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом. При этом в ст. 27, 28 Закона о прокуратуре ничего не говорится о постановлении, о котором идёт речь в п. 3 ч. 2 ст. 37, п. 4 ч. 1 ст. 140 УПК. Не указывается рассматриваемое постановление и в числе актов прокурорского реагирования в иных отраслях надзора, хотя оно является таким же требованием о восстановлении нарушений закона, как и постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении (п. 2 ст. 22, ст. 25 Закона о прокуратуре).

Тем не менее думается, что в первую очередь рассматриваемое постановление является по своей правовой природе актом прокурорского реагирования на нарушения закона, обнаруженные

в результате прокурорских проверок исполнения закона в тех сферах деятельности, которые охватываются отраслями прокурорского надзора; во вторую очередь - уголовно-процессуальным актом, обязывающим орган предварительного расследования разрешить вопрос о возбуждении уголовного дела.

Значение рассматриваемого акта заключается в том, что он переформатирует возникшие прокурорско-надзорные отношения в уголовнопроцессуальные, что обусловлено общим назначением прокуратуры осуществлять от имени Российской Федерации такое направление прокурорской деятельности, как уголовное преследование (п.п. 1 и 2 ст. 1 Закона о прокуратуре). Но такое переформатирование не безосновательное: выводы прокурора опираются на собранные в результате прокурорской проверки доказательства, которыми по крайней мере устанавливаются событие преступления, причины наступивших вредных последствий, другие обстоятельства, характеризующие объективную сторону преступления. В этом смысле постановление прокурора и материалы прокурорской проверки, на которых оно основывается, не могут рассматриваться только лишь как информация о преступлении. В них отражаются основания возбуждения уголовного дела. По сути, эти документы есть отражение результатов непосредственного обнаружения признаков преступления - итога фактоустановительной деятельности уполномоченного субъекта как правоприменителя.

Исходя из изложенных размышлений о правоприменительной природе постановления прокурора, а также исходя из природы прокурорской власти, думается, что рассматриваемое постановление не может пониматься в значении повода. Все положения, указанные в ст. 140 УПК, кроме рассматриваемого постановления, являются поводом прежде всего для доследственной проверки как вида процессуальной деятельности, обусловливая её законность и обоснованность. Иначе говоря, поводы нужны для того, чтобы начать уголовнопроцессуальную деятельность в виде проверки, указанной в ст. 144 УПК.

Рассматриваемое же постановление — законное требование прокурора. И как акт прокурорского надзора и как уголовно-процессуальный акт властного субъекта уголовного судопроизводства оно должно быть обязательным для органов предварительного расследования. В свете реализуемых прокурором надзорных полномочий в стадии возбуждения уголовного дела (ч. 4 ст. 146, ч. б ст. 148 УПК) бессмысленным представляется положение, предусмотренное в ч. 1.1 ст. 148 УПК, допускающее, в принципе, отказ в возбуждении уголовного дела в связи с рассматриваемым постановлением прокурора. Прокурор как субъект уголовно-процессуальной деятельности сохранил своё полномочие отменять незаконные и необоснованные постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Ничто не мешает прокурору отменить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по направленным им материалам, даже если решение об отказе в возбуждении уголовного дела по таким материалам принято с согласия руководителя следственного органа. Думается, что вопрос о начале уголовного преследования в виде возбуждения уголовного дела должен оставаться в сфере деятельности прокурора, но только применительно к случаям обнаруженных нарушений уголовного закона в результате проведённых прокурорских проверок.

Таким образом, предусмотренные в законе поводы к возбуждению уголовного дела в действительности разнородные. А это, как думается, не позволяет их рассматривать как систему. Не видится в них и такого признака системности, как взаимообусловленность или взаимосвязь элементов.

Литература

1. Козилов Е.Н. Поводы к возбуждению уголовного дела: юридическая природа, система. Пути совершенствования // Уголовное судопроизводство. 2007. N 2. URL: http:// www.consultant.ru. (Дата обращения 1.03.2014 г.).

2. Кузьменко Е.Л. Система поводов к возбуждению уголовного дела: теоретический и прикладной аспекты: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2007.

3. Степашин С.В. Тезисы выступления на 3-й конференции ЕВРОСАИ-АРАБОСАИ «Роль ВОФК в гармонизации социальных отношений» (Абу-Даби, 29 марта 2011 г.) // Официальный сайт Счётной палаты РФ. URL: http://www. ach.gov.ru/ru/chairman. (Дата обращения 1.03.2014 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.