сотрудничество в сферах инфраструктуры, туризма, транспорта и связи.
МЕРКОСУР в его нынешнем виде был создан 26 марта 1991 года в ходе первой встречи президентов Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая в Асунсьоне, а в 2012 году Венесуэла стала полноправным членом. На встрече было заключено Асунсьонское соглашение - это основной документ, определяющий структуру, состав и задачи таможенного союза и общего рынка 4 стран.
МЕРКОСУР — крупное интеграционное объединение стран Латинской Америки и Карибского бассейна с населением 277 млн человек, площадью 12,7 млрд кв. км, валовым внутренним продуктом 3,3 трлн долларов (2018 г.). По своему экономическому потенциалу и значимости в мировой экономике она уступает только Европейскому союзу, НАФТА и АСЕАН.
Развитие интеграционного движения МЕРКОСУР на сегодняшний день прошло 3 фазы. Первый из них начался в марте 1991 г. на мартовской встрече президентов 4 южноамериканских стран. Они подписали Асунсьонское соглашение о создании этой ассоциации, что переводится как Общий рынок Южного конуса. По соглашению до 31 декабря 1994 г. планировалось снять все тарифные и нетарифные ограничения во взаимной торговле, то есть создать зону свободной торговли, ввести единый внешний тариф и создать таможенный союз.
Создание МЕРКОСУР явилось крупным сдвигом во внешнеэкономической политике Бразилии и Аргентины, крупнейших стран Южной Америки, ранее мало интересовавшихся интеграцией. Их модель роста была ориентирована на крупные национальные рынки, защищенные высокими тарифами. Бразилия проводила эту политику более последовательно, но изменения в международных экономических отношениях, усиление тенденции к созданию крупных торговых блоков, а также стремление занять лидирующие позиции в Латинской Америке заставили ее присоединиться к созданию интеграционного союза , в котором она сыграла ведущую роль.
Модель интеграции МЕРКОСУР - «экономика открытого рынка». На первом этапе своей эксплуатации (1991-1998 гг.) эта модель успешно работала за счет автоматизации основных ее узлов, интеграционное движение развивалось высокими темпами. В очень короткие сроки была реализована программа либерализации взаимной торговли, которая включала общее снижение таможенных пошлин на 7% в год. В результате торговля 90% товаров была освобождена от тарифов и других барьеров. Экспорт внутри пояса увеличился с 4,1 млрд. долларов до 12 млрд. долларов в 19901994 гг., а их доля в общем объеме экспорта стран-членов увеличилась с 8,8% до 19,3%.
Список использованной литературы:
1. О. Гельдымухамедова и другие. Международные организации и объединения - Ашхабад.: ТДНГ, 2019.
2. Журнал "Финансы и экономика". № 3, 2016.
© Оразметова А, 2022
Чарыева Оразджемал, старший преподаватель Язмырадов Мекан, магистрант подготовки курса "Мировая экономика" Туркменский государственный институт экономики и управления
Ашхабад, Туркменистан
ВИДЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Аннотация
Международные организации представляют собой вид межгосударственного сотрудничества,
которое подразделяется на правительственные и неправительственные международные организации.
Ключевые слова:
межправительственная организация, международное сообщество, международные организации.
Annotation:
International organizations are a type of interstate cooperation, which is divided into governmental and non-governmental international organizations.
Key words:
intergovernmental organization, international community, international organizations.
Международные организации представляют собой вид межгосударственного сотрудничества, который подразделяется на правительственные и неправительственные международные организации.
Международные межправительственные организации - это объединения стран или государственных учреждений, созданные на основе международных договоров между государствами. Он является членом международных межправительственных организаций и по общему правилу является государством через своих представителей. Государства-участники международных межправительственных организаций представлены на уровнях, представляющих две основные группы: государства-учредители и государства, присоединившиеся к учредительным договорам. Как правило, нет никакой разницы в правовых и договорных отношениях между государствами-учредителями и государствами, присоединившимися позже. Новые государства принимаются в организацию большинством или единогласием голосов ее членов. Некоторые международные организации открыты для всех стран мира, признающих устав организации и выполняющих ее обязательства (например, ООН, Всемирная организация здравоохранения). Большинство организаций ограничены в возможностях. Условиями вступления в них являются наличие конкретных направлений бизнеса и интересов (Организация стран-экспортеров нефти, Форум стран-экспортеров газа), определенный уровень экономического развития (ОЭСР), принадлежность к какому-либо региону мира. (африканские знания), конкретные политические (Совет Европы) для выполнения условий.
Основные черты международных межправительственных организаций:
1. Членами международных межправительственных организаций являются независимые государства. Они создают международные межправительственные организации, принимают устав организации, участвуют в голосовании, избирают высшие органы международных межправительственных организаций.
2. Договорной основой международной межправительственной организации являются ее устав, учредительный документ, международные договоры, оформляющие вновь создаваемое, постоянно действующее международное юридическое лицо в международном пространстве, наряду с определением прав и обязанностей групп (государств). Международные межправительственные организации могут создаваться не только на основе международных договоров, но и по собственным решениям международных организаций в качестве их вспомогательных органов. Например, резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций об учреждении Программы
Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП), Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Международные межправительственные организации могут создаваться по нормам любых международных договоров. Точнее, в соответствии с положениями Конвенции ООН по морскому праву было создано международное агентство по морскому дну.
3. Каждая международная межправительственная организация создается с конкретными целями. Именно цели организаций определяют легитимность, авторитет и специфику их организационно-правовых инструментов.
4. Наличие функционирующей внутренней организационной структуры (общий признак международных межправительственных организаций и международных неправительственных организаций). Как правило, это организационная структура парламентского союза.
5. Все международные организации являются субъектами международного права (международные межправительственные организации - традиционные, основные, реальные; международные неправительственные организации - нетрадиционные). Международные межправительственные организации обладают большим объемом прав субъекта международного права: право заключать международные договоры, заявлять о своих требованиях на международном уровне, наличие привилегий и иммунитетов, обязанность выполнять международно-правовые обязанности.
Международные неправительственные организации - это объединения иностранных физических и юридических лиц, зарегистрированных в этом государстве и субъектах разных стран, которые имеют право создавать общественные организации и избираться в руководящие органы этих организаций. Международные неправительственные организации играют активную роль во всех сферах современных международных отношений. Они являются лидерами в некоторых областях. Международные неправительственные организации соответствуют следующим общепризнанным критериям:
- цель организации имеет международное значение;
- работа по достижению поставленных целей имеет международное значение;
- учредитель организации выбирает страну регистрации и осуществляет свою деятельность в соответствии с внутренним законодательством страны регистрации;
- субъекты не менее двух государств являются членами (участниками) организации, либо эффективная деятельность организации осуществляется не менее чем в двух государствах.
Большую роль в решении глобальных проблем науки, поддержании мира во всем мире и обеспечении всеобщей безопасности играют государства и международные межправительственные организации. Однако решить экологические, демографические, социальные и другие проблемы силами только одного или нескольких государств и правительственных организаций невозможно. Для эффективного решения этих задач необходимо добиться широкого и решающего участия всех народов, ведь наш мир представляет собой сеть экономического и политического взаимодействия. Мир фактически представляет собой единое международное сообщество. Сегодня все больше стран начинают понимать необходимость реорганизации существующих и новых структур, координации усилий не только государств, но и всего населения планеты для решения опасных проблем человечества.
Географически международные организации могут быть глобальными, региональными или межрегиональными по своему характеру. Совместная собственность глобальных организаций обычно
описывается как многосторонняя. При этом сам термин подчеркивает многофункциональность и масштабность. Цели и задачи организаций глобального характера актуальны для всех или многих стран. К таким организациям относятся Лига Наций в межвоенный период, затем ООН и ее специализированные учреждения (Организация образования, науки и культуры, Всемирная организация здравоохранения и др.).
Список использованной литературы:
1. О. Гельдымухамедова и другие. Международные организации и объединения - Ашхабад.: ТДНГ, 2019.
2. Журнал "Финансы и экономика". № 2, 2021.
©Чарыева О., Язмырадов М., 2022