Научная статья на тему 'ВИДЫ МАНИПУЛИРОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЦЕЛЯМИ И СРЕДСТВАМИ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ'

ВИДЫ МАНИПУЛИРОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЦЕЛЯМИ И СРЕДСТВАМИ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
94
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАНИПУЛИРОВАНИЕ / ЮРИДИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ / ЮРИДИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРАВО / ИНТЕРЕС / ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Куликов Михаил Алексеевич

Исследуются виды манипулирования юридическими целями и средствами в правовом регулировании - новой и недостаточно исследованной категории юриспруденции. Предлагается авторская дефиниция манипулирования юридическими целями и средствами, а также обосновывается ряд классификационных оснований, которые могут быть положены в основу выделения разновидностей рассматриваемой формы правомерного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPES OF MANIPULATION OF LEGAL GOALS AND MEANS IN LEGAL REGULATION

The types of manipulation of legal goals and means in legal regulation - a new and insufficiently researched category of jurisprudence - are investigated. The author's definition of manipulation of legal goals and means is proposed, and a number of classification grounds that can be used as the basis for the identification of varieties of the considered form of lawful behavior are substantiated.

Текст научной работы на тему «ВИДЫ МАНИПУЛИРОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЦЕЛЯМИ И СРЕДСТВАМИ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 34.01

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-5-174-179 NIION: 2003-0059-5/22-438 MOSURED: 77/27-003-2022-05-637

Виды манипулирования юридическими целями и средствами в правовом регулировании

Михаил Алексеевич Куликов

Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, Москва, Россия, Mikhail.a.kulikov@mail.ru

Аннотация. Исследуются виды манипулирования юридическими целями и средствами в правовом регулировании — новой и недостаточно исследованной категории юриспруденции. Предлагается авторская дефиниция манипулирования юридическими целями и средствами, а также обосновывается ряд классификационных оснований, которые могут быть положены в основу выделения разновидностей рассматриваемой формы правомерного поведения.

Ключевые слова: манипулирование, юридическая цель, юридическое средство, правовое регулирование, право, интерес, публичная власть

Для цитирования: Куликов М. А. Виды манипулирования юридическими целями и средствами в правовом регулировании // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 5. С. 174-179. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-5-174-179.

Original article

Types of manipulation of legal goals and means in legal regulation

Mikhail A. Kulikov

Moscow State Institute of International Relations (University) Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation,

Moscow, Russia Mikhail.a.kulikov@mail.ru

Abstract. The types of manipulation of legal goals and means in legal regulation — a new and insufficiently researched category of jurisprudence — are investigated. The author's definition of manipulation of legal goals and means is proposed, and a number of classification grounds that can be used as the basis for the identification of varieties of the considered form of lawful behavior are substantiated.

Keywords: manipulation, legal goal, legal means, legal regulation, law, interest, public authority

For citation: Kulikov M. A. Types of manipulation of legal goals and means in legal regulation. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(5):174-179. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-5-174-179.

Социальная обусловленность манипулирования юридическими целями и средствами [15, с. 30; 8, с. 170], равно как и его атрибутивность правовому регулированию общественных отношений, объясняет гетерогенную природу данной формы манипулирования, многообразие ее видов и полисубъектный состав участников.

Предлагаем исходить из того, что манипулирование юридическими целями и средствами— это осуществляемая при помощи скрытой тактики или стратегии форма правомерного поведения, заключающаяся в постановке или использовании юридических целей, а также в создании или использовании юридических средств в интересах субъекта управления (манипулятора) вопреки истинным потребностям и интересам объекта управления (манипулируемых).

Анализ разновидностей манипулирования целями и средствами в правовом регулировании поз-

волит не только глубже изучить природу указанной формы правомерного поведения, но также и ее роль в правовой жизни современного общества.

Предлагаем выделять следующие разновидности манипулирования юридическими целями и средствами.

В зависимости от субъекта манипулятивного воздействия, манипулирование юридическими целями и средствами может осуществляться следующими участниками правоотношений:

а) органами публичной власти — как органами государственной власти федерального и регионального уровней, так и органами местного самоуправления. Данный вид манипулирования юридическими целями и средствами является весьма распространенным в силу того, что властные органы выступают, по сути, основными участниками правового регулирования общественных отношений, используя для этого

© Куликов М. А., 2022

правотворческие, правоприменительные, правоин-терпретационные и иные средства. Именно органы публичной власти в целях повышения эффективности управленческого процесса используют манипулятив-ные технологии претворения в жизнь значительного количества решений, что привело к возникновению достаточно категоричной, но вполне обоснованной концепции о том, что властные элиты не могут существовать без использования развитого механизма манипулирования, а сама публичная власть и есть не что иное, как реализация манипулятивных технологий в целях осуществления требуемого контроля за поведением объекта управления [9, с. 15].

Органы публичной власти используют технологии манипулирования юридическими целями и средствами как для непосредственной координации общественных отношений, так и для оптимизации взаимодействия внутри самой системы публичной власти;

б) иными участниками правоотношений, не наделенными властными функциями. Манипулирование юридическими целями и средствами может осуществляться не только в процессе правотворческой, правоприменительной, либо правоинтерпретационной деятельности, но и посредством всех форм реализации права, когда деятельность субъекта правоотношения направлена на такое использование юридических целей и средств, при котором его контрагенты добровольно принимают решения, им запланированные, вопреки своим истинным потребностям и интересам. Несмотря на то, что обозначенные выше участники правоотношений не являются органами публичной власти и изначально не наделены властными полномочиями в отношении неопределенного круга лиц, это не нивелирует тот факт, что манипулирование (юридическими целями и средствами в том числе) является разновидностью управленческой деятельности. В данном случае управление проявляется в субъект-объектных отношениях, возникающих между участниками правоотношений (субъектами правореали-зационной деятельности) при манипулятивном воздействии одной стороны на другую вне зависимости от их формального правового статуса.

В зависимости от сферы юридической практики, в которой осуществляется манипулирование юридическими целями и средствами, оно может быть классифицировано на следующие виды;

а) манипулирование юридическими целями и средствами в сфере правотворчества, что предпола-

гает различные формы правомерной активности его субъектов. Данная разновидность манипулирования может заключаться как в конструировании и формальном закреплении манипулятивных целей, так и в создании соответствующих средств-инструментов (нормативно-правовых актов, отдельных юридических норм, субъективных прав, юридических обязанностей, определенных льгот, гарантий, запретов, штрафов и т. д.). Таким образом, манипулятивные цели и средства могут выступать результатом правотворчества.

Помимо сказанного, в процессе самой правотворческой деятельности ее субъекты могут использовать уже существующие юридические цели и средства (как средства-инструменты, так и средства-деяния) ради реализации собственных интересов за счет и в ущерб законным интересам всех иных участников правоотношений [7, с. 3]. Сказанное особенно часто имеет место при осуществлении правотворческого лоббирования, когда узкогрупповые интересы «пробивают себе дорогу» в законодательство в ущерб интересам большинства [14, с. 30];

Нельзя не отметить и тот факт, что неясность, неопределенность и, в отдельных случаях, неграмотность правотворческих конструкций сама по себе может быть использована в манипулятивных целях [12, с. 50], в обход закона [1, с. 30].

б) манипулирование юридическими целями и средствами в правореализационном процессе. Следует подчеркнуть, что манипулирование юридическими целями и средствами может осуществляться в процессе всех форм реализации права: соблюдения, исполнения, использования и применения.

К примеру, соблюдение установленных запретов, равно как и исполнение соответствующих обязанностей также может выступать как объектом манипулирования юридическими целями и средствами, так и его формой;

в) манипулирование юридическими целями и средствами в правоинтерпретационном процессе, которое заключается в искажении или неверном, субъективном толковании смысла действующих правовых предписаний, осуществляемом в целях соответствующей координации поведения объекта манипу-лятивного воздействия в интересах его субъекта. Однако, следует подчеркнуть, что данная разновидность манипулирования юридическими целями и средствами не имеет ничего общего с мотивированием участников общественных отношений на совершение противоправных действий.

JURISPRUDENCE

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Значимость эффективного правоинтерпретаци-онного процесса в современном обществе трудно переоценить. Грамотное установление как смысла, так и духа правовой нормы позволяет оптимизировать правовое регулирование, не допустить применение нормативно-правовых актов не в соответствии с волей субъекта правотворчества. Вместе с тем, весьма злободневно звучит тезис о том, что «выявление целей действующих правовых норм отнюдь не означает, что эти цели были сознательно поставлены разработчиками нормативно-правового акта ... на всех этапах его разработки» [6, с. 90].

Таким образом, использование формально-догматического подхода к толкованию правовых норм еще не гарантирует выявления истинных причин принятия данной нормы, равно как и ее адекватное применение в сложившихся конкретно-исторических условиях.

В зависимости от сферы правового регулирования общественных отношений, манипулирование юридическими целями и средствами может осуществляться в самых разных сферах общественной жизни: социальной, политической, финансово-экономической, экологической, в сфере здравоохранения, образования и науки, национальной безопасности, пенсионного обеспечения, патриотического воспитанияи др.

В силу того, что манипулирование юридическими целями и средствами атрибутивно правовому регулированию общественных отношений, оно «проникает» во все те сферы, которые и подвержены правовой регламентации.

В зависимости от уровня осуществления манипулирование юридическими целями и средствами может подразделяться на следующие виды:

а) манипулирование юридическими целями и средствами на международном уровне. Полагаем, что данная форма манипулятивного воздействия в настоящее время является одной из самых распространенных и опасных по своим последствиям. К числу причин, способствующих развитию данной формы манипулирования, можно отнести: развитие информационно-коммуникационных технологий; желание отдельных государств (и, прежде всего, коллективного Запада) переписать историю, изменить восприятие мира в сознании многомиллионного населения своих граждан; стремление так называемых «развитых государств» захватить новые рынки сбыта и продолжать экономическую, культурную, образовательную и другие виды экспансий, прикрываясь нормами

международного права и некими «цивилизацион-ными», «общечеловеческими» ценностями и др.

Желание коллективного Запада доминировать на международной арене, диктовать свои «правила игры» и навязывать выгодную только ему международную политическую повестку всем странам мира, быть единственным арбитром в том, что является добром или злом, допустимым или неприемлемым не только в международных отношениях, но и во внутренних делах суверенных государств подкрепляется, что сегодня особенно очевидно, манипулированием именно юридическими целями и средствами.

В отмеченной связи Президент России В. В. Путин прямо говорит о неприкрытых манипуляциях Запада международным правом, подчеркивая, что западные страны «под разными предлогами, в том числе с целью обеспечить собственную безопасность», действуют «за тысячи километров» от своей территории, и «когда им мешает международное право и устав ООН, объявляют это все устаревшим, ненужным. А когда соответствует что-то их интересам, сразу ссылаются на нормы международного права, на устав ООН, на гуманитарные права международные и т. д. Эти манипуляции (выделено авт. — М.К.) надоели»;

б) манипулирование юридическими целями и средствами на федеральном и региональном уровнях государственной власти, а также на уровне местного самоуправления, что проявляется не только в формулировании манипулятивных целей и создании требуемых органам публичной власти средств-установлений, но и в использовании уже существующих юридических целей и средств-установлений ради реализации своих интересов за счет требуемого поведения объекта управления, что выражается в активном использовании также и средств-деяний;

в) манипулирование юридическими целями и средствами, осуществляемое на локальном (корпоративном) уровне. Данное манипулирование может выражаться в самых разнообразных правомерных действиях, связанных, например, с определенным способом размещения привилегированных акций для топ-менеджмента компаний; переводом сотрудников на так называемые «зарплатные проекты», реализуемые по договоренности с определенным банком; воздействием на потребительские интересы и предпочтения при организации сетевого бизнеса, осуществления слияния и поглощения компаний; проведением обучения или повышения квалификации сотрудников

за счет компании с последующим обязательством проработать на соответствующей позиции в течение определенного срока и т. д.;

г) манипулирование юридическими целями и средствами, осуществляемое всеми иными участниками правореализационной деятельности. К данному виду манипулирования относится реализация правомерных стремлений физическими и юридическими лицами в рамках соблюдения, исполнения и использования норм права.

В зависимости от характера решаемые задач манипулирование юридическими целями и средствами может иметь стратегический или тактический характер. Примером манипулирования юридическими целями и средствами, носящим стратегический характер может выступить использование международного права в интересах Запада ради сохранения доминирующего положения в системе международных отношений, легализация проводимого политического курса, создание необходимых правовых основ для введения масштабных антироссийских санкций и т. д. Тактическое манипулирование юридическими целями и средствами осуществляется ради достижения конкретной управленческой задачи и, как правило, носит кратковременный характер. Примерами подобного манипулирования может выступить «удержание» ценного сотрудника от перехода в другую компанию посредством каких-либо изменений в трудовом договоре, оплата фитнес клуба работникам, вместо более существенного повышения их заработной платы и т. д.

В зависимости от характера последствий манипулирование юридическими целями и средствами может иметь краткосрочный или долгосрочный (длящийся) характер. Так, если субъект манипуля-тивного воздействия заинтересован в конкретном, однократном действии объекта манипуляции (получение добровольного согласия на увольнение, оплату навязываемых услуг и т. д.), то можно говорить о краткосрочном характере манипуляции, если же речь идет, к примеру, о подписании долгосрочного договора на условиях, негативные последствия которых объект манипулятивного воздействия не осознает, то налицо долгосрочный (длящийся) характер манипулирования.

В зависимости от отраслевой принадлежности юридических целей и средств, которыми осуществляется манипулирование, оно может быть классифицировано на манипулирование юридическими

целями и средствами в конституционном, уголовном [4, с. 100-120; 5, с. 25], гражданском, семейном, трудовом, финансовом праве и других отраслях.

В зависимости от характера (степени сложности) юридических целей и средств, манипулирование может осуществляться как отдельными юридическими целями и средствами, так и их комплексом, совокупностью или даже правовыми режимами.

Так, использование определенных льгот или поощрений как отдельных средств-инструментов (установлений) для нужной субъекту манипулятивного воздействия координации поведения объекта управления может рассматриваться как манипулирование отдельно взятым юридическим средством. Манипулирование же правовыми режимами представляется гораздо более эффективным и интересным случаем манипулирования юридическими целями и средствами. Современный этап правового регулирования общественных отношений предполагает использование различных видов правовых режимов. Так, в фокусе научных исследований оказываются различные экспериментальные [2] и административно-правовые [13, с. 8] режимы, правовые режимы антиконкурентных действий [3], виртуального имущества [16, с. 35], цифровых технологий [11] и даже стейблкоинов [10].

В силу сказанного считаем, что манипулирование юридическими целями и средствами может осуществляться (и осуществляется) посредством как создания, так и использования различных правовых режимов, что особенно актуально при осуществлении правового регулирования новыми общественными институтами и процессами.

Если говорить более предметно о классификации манипулирования юридическими целями, то в зависимости от вида юридической цели, манипулирование ими может осуществляться следующими двумя основными способами.

1. Посредством создания манипулятивной цели, т. е. такой цели, которая изначально формулируется исходя из интересов субъекта манипулятивного воздействия и направлена на достижение требуемого результата посредством соответствующего поведения объекта управления. К подобным целям можно отнести закрепление в правовых актах США и Евросоюза образа России как врага, агрессора, страны с нереализованными империалистическими амбициями и т. д. Манипулятивный характер данных целей заключается в том, что они формируют и провоцируют соответствующее негативное отношение к Рос-

JURISPRUDENCE

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

сии населения коллективного Запада, которое не отдает себе отчета в масштабах искажения действительности и истинных намерениях субъектов подобных манипуляций. Веря, что единственным источником всех бед является именно Россия, многомиллионное население отвлекается от действительно насущных проблем и продолжает поддерживать навязанную агрессивную политику, действуя в ущерб своим интересам.

2. Посредством использования уже существующих юридических целейв интересах субъекта манипулятив-ного воздействия. В данном контексте можно говорить о том, что юридические цели становятся средством достижения целей субъекта управления. Так, благая и социально-обусловленная цель охраны и защиты национальной безопасности может использоваться как средство для введения цензуры, оправдания ограничения отдельных прав и свобод граждан и т. д.

В зависимости от вида используемых юридических средств, манипулирование ими может быть классифицировано на манипулирование средствами-установлениями (создание в манипулятивных целях соответствующих нормативно-правовых актов, дозволений, запретов, льгот, привилегий и т. д.) и манипулирование средствами-деяниями (использование существующих дозволений, соблюдение установленных запретов, осуществление правоприменительной деятельности, интерпретация права и т. д.).

Обобщая сказанное, можно заключить, что манипулирование целями и средствами в правовом регулировании осуществляется на различных уровнях публичной власти, субъектами правотворческого, право-реализационного и правоинтерпретационного процессов в различных сферах общественной жизни с использованием как отдельных юридических целей и средств, так и их совокупности (правовых режимов).

Любой из перечисленных видов манипулирования юридическими целями и средствами направлен на удовлетворение интересов субъекта манипулятив-ного воздействия в ущерб определенным интересам его объекта. Изложенное, с одной стороны, позволяет относить манипулирование юридическими целями и средствами к явлениям нежелательным, снижающим потенциал и эффективность механизма правового регулирования, с другой, — говорит об имманентности манипулирования практически любой форме воздействия на интересы участников правоотношений, к которой правовое регулирование имеет самое непосредственное отношение.

Изложенные выше тезисы призваны актуализировать необходимость научного исследования манипулирования юридическими целями и средствами как особого правового явления, получившего широкое распространение в современном обществе.

Список источников

1. Баранов В. М. Обход закона: сущность и проблемы противодействия // Противодействие злоупотреблению правом. Н. Новгород, 2019.

2. Будакова Н. И. Регулирование правоотношений при реализации экспериментального правового режима // Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение. 2021. № 1. С. 27-37.

3. Егорова М. А. Правовые режимы антиконкурентных действий. М. : Юстицинформ, 2021.

4. Ендольцева А. В. Институт освобождения от уголовной ответственности. Проблемы и пути их решения. М., 2017.

5. Ендольцева А. В. Классификация обстоятельств, позволяющих не привлекать лицо к уголовной ответственности // Уголовное право. 2003. № 3. С. 24-26.

6. Зыков С. В. Телеологическое толкование категории «исключительное право» // Актуальные проблемы российского права. 2021. № 4.

7. Малько А. В., Субочев В. В. Законный интерес и юридическая обязанность: актуальные вопросы соотношения // История государства и права. 2004. № 5. С. 2-5.

8. Малько А. В., Субочев В. В. Политико-правовое манипулирование как психологический феномен и научная категория // Психология и право. 2021. № 1. С. 163-180.

9. Мамычев А. Ю., Мордовцев А. Ю., Аполь-ский Е. А. Стратегия властных отношений в «доциф-ровом» формате политического манипулирования // Право и практика. 2021. № 4. С. 13-20.

10. Новоселова Л. А., Медведева Т. М. О формировании правового режима стейблкоинов // Банковское право. 2021. № 6. С. 7-14.

11. Пересыпкина Е. И. Экспериментальные правовые режимы в сфере цифровых технологий // Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение. 2020. № 5. С. 54-64.

12. Соболева А. К. Законодательная дефиниция как средство манипулирования: недемократические ограничения прав человека в законотворческой и правоприменительной практике // Юридическая техника. 2014. № 8. С. 46-53.

JURISPRUDENCE

13. Старостин С. А. Классификация административно-правовых режимов // Законы России: опыт, анализ, практика. 2020. № 11. С. 3-10.

14. Субочев В. В. Лоббизм в России: природа, специфика, проблемы правового регулирования // Право и управление. XXI век. 2014. № 2 (31). С. 28-36.

15. Субочев В. В. Политико-правовое манипулирование как основа управления обществом в эпоху постправды // Вестник Томского государственного университета. Право. 2019. № 34. C. 29-43.

16. Четвергов Д. С. Правовой режим виртуального имущества // Право и бизнес. 2021. № 3. С. 33-39.

References

1. Baranov V. M. Circumvention of the law: the essence and problems of counteraction // Countering abuse of law. N. Novgorod, 2019.

2. Budakova N. I. Regulation of legal relations in the implementation of the experimental legal regime // Communication services: accounting and taxation. 2021. No. 1. Р. 27-37.

3. Egorova M. A. Legal regimes of anticompetitive actions. M. : Justicinform, 2021.

4. Endoltseva A. V. Institute of Exemption from Criminal Liability. Problems and ways to solve them. M., 2017.

5. Endoltseva A. V. Classification of circumstances that allow not to bring a person to criminal responsibility // Criminal law. 2003. No. 3. Р. 24-26.

6. Zykov S. V. Teleological interpretation of the category «exclusive right» // Actual problems of Russian law. 2021. No. 4.

7. Malko A. V., Subochev V. V. Legitimate interest and legal obligation: topical issues of correlation // History of the state and law. 2004. No. 5. P. 2-5.

8. Malko A. V., Subochev V. V. Political and legal manipulation as a psychological phenomenon and scientific category // Psychology and Law. 2021. No. 1. P. 163-180.

9. Mamychev A. Yu., Mordovtsev A. Yu., Apols-ky E. A. Strategy of power relations in the «pre-digital» format of political manipulation // Law and practice. 2021. No. 4. P. 13-20.

10. Novoselova L. A., Medvedeva T. M. On the formation of the legal regime of stablecoins // Banking Law. 2021. No. 6. P. 7-14.

11. Peresypkina E. I. Experimental legal regimes in the field of digital technologies // Communication services: accounting and taxation. 2020. No. 5. P. 54-64.

12. Soboleva A. K. Legislative definition as a means of manipulation: undemocratic restrictions on human rights in lawmaking and law enforcement practice // Legal technique. 2014. No. 8. P. 46-53.

13. Starostin S. A. Classification of administrative and legal regimes // Laws of Russia: experience, analysis, practice. 2020. No. 11. P. 3-10.

14. Subochev V. V. Lobbying in Russia: nature, specifics, problems of legal regulation // Law and management. XXI century. 2014. No. 2 (31). P. 28-36.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Subochev V. V. Political and legal manipulation as the basis of society management in the post-truth era // Bulletin of Tomsk State University. Right. 2019. No. 34. P. 29-43.

16. Chetvergov D. S. The legal regime of virtual property // Law and business. 2021. No. 3. P. 33-39.

Информация об авторе

М. А. Куликов — докторант Московского государственного института международных отношений (университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации, заместитель руководителя международного бюро по кибер-безопасности «КИБЕРПОЛ», кандидат юридических наук.

Information about the author

M. A. Kulikov — Doctoral Student of the Moscow State Institute of International Relations (University) Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Deputy Head of the International Cybersecurity Bureau «CYBERPOL», Candidate of Legal Sciences.

Статья поступила в редакцию 05.05.2022; одобрена после рецензирования 11.07.2022; принята к публикации 15.08.2022.

The article was submitted 05.05.2022; approved after reviewing 11.07.2022; accepted for publication 15.08.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.