Научная статья на тему 'Виды коммуникаций в системе дистанционного обучения'

Виды коммуникаций в системе дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3315
374
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОММУНИКАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ / ВИДЫ КОММУНИКАЦИЙ / DISTANCE LEARNING / COMMUNICATION / INTERNET / THE TYPES OF COMMUNICATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пьянников Михаил Михайлович

Сегодня Интернет представляет собой сферу, где сосредоточена практически любая информация. Большинство современных школьников используют Интернет для общения, реализации творческих потребностей и обучения. Использование Интернета в современной системе дистанционного обучения играет ведущую роль и дает возможности учащимся для постоянного развития, обучения и самореализации. В научной литературе широко описаны методы, принципы и технология дистанционного обучения, но недостаточно внимания уделяется особенностям взаимодействия или коммуникации в системе дистанционного обучения. В этой связи целью исследования является выявление видов коммуникаций и определение роли каждого структурного элемента в системе дистанционного обучения. В результате исследования выявлены педагогические условия, необходимые для эффективного сетевого взаимодействия участников дистанционного обучения. Область применения результатов: выводы, полученные в результате исследования, могут быть использованы в теории и практике дистанционного образования. Особое значение основные положения работы имеют на этапе разработки модели дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TYPES OF COMMUNICATIONS IN THE SYSTEM OF DISTANCE LEARNING

Today internet is an area where practically any kind of information is available. Most of modern pupils use the Internet for the purpose of communication, realisation of creative needs and study. The use of the Internet plays the leading role in the modern system of distance learning and makes it possible for students to develop, study and realize themselves. The methods, principles and technology of distance learning are widely described in the scientific literature, but not much attention is paid to the peculiarities of interaction and communication in the system of distance learning. In this connection the purpose of study is to find out the kinds of communication and to determine the role of each of the structure element in the system of distance learning. In the result of study there were found out the pedagogical conditions, necessary for the effective net interaction of the participants of distance learning. The sphere of results application includes the conclusions received in the result of study can be used both in theory and in practice of distance learning. The main ideas of work are particularly important at the stage of model development of distance learning.

Текст научной работы на тему «Виды коммуникаций в системе дистанционного обучения»

DOI: 10.12731/2218-7405-2013-1-34 УДК 37.013

ВИДЫ КОММУНИКАЦИЙ В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Пьянников М.М.

Сегодня Интернет представляет собой сферу, где сосредоточена практически любая информация. Большинство современных школьников используют Интернет для общения, реализации творческих потребностей и обучения. Использование Интернета в современной системе дистанционного обучения играет ведущую роль и дает возможности учащимся для постоянного развития, обучения и самореализации. В научной литературе широко описаны методы, принципы и технология дистанционного обучения, но недостаточно внимания уделяется особенностям взаимодействия или коммуникации в системе дистанционного обучения. В этой связи целью исследования является выявление видов коммуникаций и определение роли каждого структурного элемента в системе дистанционного обучения. В результате исследования выявлены педагогические условия, необходимые для эффективного сетевого взаимодействия участников дистанционного обучения. Область применения результатов: выводы, полученные в результате исследования, могут быть использованы в теории и практике дистанционного образования. Особое значение основные положения работы имеют на этапе разработки модели дистанционного обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, коммуникация, Интернет, виды коммуникаций.

THE TYPES OF COMMUNICATIONS IN THE SYSTEM OF DISTANCE LEARNING

Pyannikov M.M.

Today internet is an area where practically any kind of information is available. Most of modern pupils use the Internet for the purpose of communication, realisation of creative needs and study. The use of the Internet plays the leading role in the modern system of distance learning and makes it possible for students to develop, study and realize themselves. The methods, principles and technology of distance learning are widely described in the scientific literature, but not much attention is paid to the peculiarities of interaction and communication in the system of distance learning. In this connection the purpose of study is to find out the kinds of communication and to determine the role of each of the structure element in the system of distance learning. In the result of study there were found out the pedagogical conditions, necessary for the effective net interaction of the participants of distance learning. The sphere of results application includes the conclusions received in the result of study can be used both in theory and in practice of distance learning. The main ideas of work are particularly important at the stage of model development of distance learning.

Keywords: distance learning, communication, Internet, the types of communications.

Современная педагогика активно изучает новый феномен, который на прямую связан с информатизацией и компьютеризацией всех областей человеческой деятельности. Эффективность организации системы дистанционного обучения зависит от продуктивности взаимодействия элементов в системе дистанционного обучения. Не смотря на тривиальность идеи, работа с литературными источниками показывает, что не все ученые осознают значимость прин-

ципа обратной связи, который в системе дистанционного обучения играет, если не ведущую, то основную роль. В данном исследовании сделана попытка раскрыть особенности видов коммуникации в процессе взаимодействия элементов дистанционного обучения.

Взаимодействие пользователя с компьютером или компьютерными программами предполагает реакцию машины на вводимые пользователем команды и запросы. Такое взаимодействие имеет ограниченную свободу действий, т.к. процесс коммуникации определяется программой или системой. Эффективность такой коммуникации обуславливается опытом пользователя и качеством интерфейса (совокупность средств и методов, при помощи которых пользователь взаимодействует с различными, чаще всего сложными, машинами, устройствами и аппаратурой). [2]

Характерной чертой взаимодействия «человек-компьютер-человек» является особый тип коммуникации, который А.Н. Богомолов называет интеракцией. [1] Такая коммуникация в процессе выполнения определенной деятельности осуществляется с целью получения практического результата.

Организация процесса такой коммуникации имеет свои особенности, которые сводятся к следующим параметрам:

• синхронная или асинхронная коммуникация, во время которой процесс взаимодействие осуществляется в удобное для участников коммуникации время;

• использование различных видов представления информации;

• наличие правил общения;

• демократичность и открытость общения;

• лаконичность сообщений;

• использование специальной лексики;

• использование специальных символов (смайлики, аббревиатуры);

• использование англицизмов;

• грамматические и лексические ошибки, которые допускаются для увеличения скорости обмена сообщениями и эмоциональности речи.

Выделяя основные сферы применения технологий с использованием возможностей всемирной сети, Интернет можно рассматривать как средство для получения и передачи информации, как средство коммуникации, как средство обучения и развлечения. Таким образом, основываясь на сфере применения Интернета, к классификации видов деятельности пользователей, которую предложила О. Корсунова - познавательной, игровой и коммуникативной, [3] по мнению А.Н. Богомолова, необходимо добавить образовательную деятельность. [1] Свободный доступ к информации в Интернете существенно меняет образовательную парадигму и обуславливает изменения не только в системе обучения, но и в устройстве общества. Около 2,1 миллиарда пользователей сетью Интернет было зарегистрировано в 2011. Отметим, что почти половина всех пользователей Интернет младше 25 лет. Количество сайтов на конец 2011 года составило 555 миллионов. Количество аккаунтов электронной почты составило 3,15 миллиарда. [5]

Организация сетевой коммуникации может быть реализована следующими способами:

• групповая или индивидуальная проектная деятельность;

• ведение блогов, дневников, журналов;

• пересылка заданий и получение комментариев по электронной почте;

• индивидуальная или групповая переписка с применением системы мгновенного сообщения (Instant messaging);

• организация групповых и индивидуальных видео или аудио конференций.

Основным критерием качественного образования в системе дистанционного обучения выступает уровень организации обратной связи между обучающимися и преподавателями. С одной стороны возможность доступа к онлайно-

вым дневникам и журналам способствует развитию рефлексии, активности и коммуникативных навыков, но с другой стороны требует от организаторов высоко защищенный уровень доступа к такой информации.

Проектная деятельность, по мнению А.В. Потемкиной, развивает в личности коммуникабельность, коллективизм, волю к достижению результата, учит презентовать себя в социуме. [4] Работа над индивидуальным или групповым проектом развивает не только вышеперечисленные качества, но также совершенствует познавательную активность, умение определить проблему, поэтапно спланировать перспективу по ее решению, привлечь необходимые ресурсы, оценить работу, проанализировать допущенные ошибки, внести изменения для избегания допущенных ошибок и презентовать результаты своей работы. Более полный список формируемых умений и навыков в процессе проектной деятельности дает И.С. Сергеев. Ученый считает, что в результате работы над проектом у учащихся формируются рефлексивные умения, поисковые (исследовательские) умения, навыки оценочной самостоятельности, умения и навыки работы в сотрудничестве, менеджерские умения и навыки, коммуникационные умения, презентационные умения и навыки. [6]

Использование системы мгновенного сообщения позволяет, с одной стороны, каждому обучающемуся быстрее осуществлять обратную связь с педагогом и другими членами процесса обучения, с другой, педагог может сделать обучение более продуктивным и выстроить систему обучения так, чтобы она соответствовала требованиям и ожиданиям каждого учащегося. Характерной особенностью такой системы обучения является снижение потери времени и информации, повышение контроля обучения, рост темпов обучения. Процесс коммуникации, выстроенный с помощью системы мгновенного сообщения, обеспечивает эффективную обратную связь с педагогом и другими участниками системы обучения, что увеличивает продуктивность каждого обучающегося и, как следствие, повышает результаты обучения.

Развлекательные возможности Интернета очень широки и разнообразны: развлекательные порталы и сайты, сетевые онлайн игры, онлайн видео и радио, сетевые библиотеки и т.д., которые можно с высокой эффективностью применять в процессе обучения.

Интернет, как важный источник сосредоточения информации, которая представлена в мировой сети, необходимо применять в современном образовании для развития информационно-коммуникационной компетентности. Следует учитывать, что процесс обучения проходит в специфической образовательной среде и предполагает определенную деятельность, как со стороны преподавателя, так и со стороны учащихся. Для достижения продуктивности электронной коммуникации необходима эффективная обратная связь, которая осуществляется с помощью Интернета и программного обеспечения.

Развитие Интернета позволяет организовать обучение, используя не только специальные программы, но и отбирать нужный учебный материал в сети для реализации конкретного содержания обучения. С точки зрения реализации потенциала сетевого обучения, большое значение имеет использование в процессе обучения обучающих программ, образовательных порталов, материала, который помогает организовать и управлять занятиями (сетевые дневники, журналы, автоматическое составление расписания и т.д.).

В заключении отметим, что виды коммуникации (взаимодействие пользователя с компьютером и компьютерными программами, «человек-компьютер-человек», сетевое взаимодействие через Интернет) обуславливают использование тех или иных технологий для повышения эффективности образования. По сравнению с другими видами коммуникаций сетевое взаимодействие через Интернет имеет более широкий спектр образовательных возможностей. Использование Интернета в процессе дистанционного обучения имеет огромный потенциал, что обуславливает его популярность и рост количества обучающихся, выбирающих такую форму обучения.

Список литературы

1. Богомолов А.Н. Научно-методическая разработка виртуальной языковой среды дистанционного обучения иностранному (русскому) языку: дис. д-р. пед. наук. М., 2008. С. 373.

2. Википедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Интерфейс пользователя (дата обращения 23.05.2012)

3. Корсунова О. Слово в защиту хакера или штрихи к портрету компьютерного поколения. URL: http://ps.1september.ru/article.php?ID=200206207 (дата обращения 25.05.2012)

4. Потемкина А.В. Проектная деятельность в формировании организационно-управленческой компетентности будущих педагогов // Вестник НСО ГОУ ПК №5 URL: https://sites.google.com/site/vestniknsogoupkno5/izdania/2-vypusk/proektnaa-deatelnost-studentov-v-professionalnom-obrazovatelnom-ucrezdenii (дата обращения 25.05.2012)

5. Риановости. Количество пользователей интернета в мире превысило 2 миллиарда. URL: http://ria.ru/technology/20120119/543870925.html (дата обращения 27.05.2012)

6. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся / И.С. Сергеев Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. 2-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2005. 80 с.

References

1. Bogomolov A.N. Nauchno-metodicheskaya razrabotka virtualnoi yazikovoi sredi distantsionogo obucheniya inostrannomu (russkomu) yaziku [Scientific methodical formulation of virtual language environment of distance learning of a foreign (Russain) language]. EdD Thesis. Moscow. 2008. 373 p.

2. Wikipedia. http://ru.wikipedia.org/wiki/Интерфейс_пользователя (accessed May 23, 2012)

3. Korsunova O. Slovo v zashchitu hakera ili shtrikhi k portretu kompyuternogo pokoleniya [The word in protection of hacker and hatches to the portrait of computer generation]. http://ps.1september.ru/article.php?ID=200206207 (accessed May 25, 2012)

4. Potemkina A.V. Proektnaya deyatelnost v formirovanii organizatsionno-upravlencheskoi kompetentnosti budushchikh pedagogov [The project activity in the formation of organization-management competence of future teachers]. Vestnik NSO GOU PC, no. 5. https://sites.google.com/site/vestniknsogoupkno5/izdania/2-vypusk/proektnaa-deatelnost-studentov-v-professionalnom-obrazovatelnom-ucrezdenii (accessed May 25, 2012)

5. Rianovosti. Kolichestvo polzovatelei interneta v mire previsilo 2 milliarda [The number of the Internet users in the world is over 2 billion]. http://ria.ru/technology/20120119/543870925.html (accessed May 27, 2012)

6. Sergeev I.S. Kak organizovat proektnuyu deyatelnost uchashchikhsya [How to organize the project activity of students]. Practical guide for teachers of secondary schools, Second edition, Moscow. ARKTI. 2005. 80 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Пьянников Михаил Михайлович, аспирант кафедры педагогики

Забайкальский государственный университет

ул. Александро-Заводская, 30, г. Чита, 672039, Россия

e-mail: [email protected]

DATA ABOUT THE AUTHOR

Pyannikov Mikhail Mikhailovich, post-graduate student of the department of pedagogy

Zabaikalsky State University

30, Alexandro-zavodskaya sreet, Chita, 672039, Russia e-mail: [email protected]

Рецензент:

Клименко Татьяна Константиновна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики ЗабГУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.