Научная статья на тему 'Виды информационных технологий, применяемых в педагогическом процессе, в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) второго поколения'

Виды информационных технологий, применяемых в педагогическом процессе, в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) второго поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
706
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / INFORMATION TECHNOLOGY / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / TEACHING PROCESS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / THE EDUCATIONAL STANDARD OF THE EDUCATIONAL SYSTEM / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Высоцкая П. А.

В статье рассмотрены различные виды информационных технологий, которые получили широкое применение и развитие в условиях внедрения в педагогический процесс Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPES OF INFORMATION TECHNOLOGIES USED IN THE PEDAGOGICAL PROCESS, IN THE INTRODUCTION OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS (FSES) OF THE SECOND GENERATION

This article describes the different types of information technologies, which are widely used in the development and implementation of the pedagogical process of Federal State Educational Standards (FSES).

Текст научной работы на тему «Виды информационных технологий, применяемых в педагогическом процессе, в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) второго поколения»

/ ред. Р. Г. Стронгин. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2007. 134 с.

12. Olesen H. S., Jensen J. H. Problem-Oriented Project Work. A workbook. Roskilde: Roskilde University Press, 2004. 314 p.

13. Paulsen A Learning through Project at the University of Roskilde // The Passion to Learn. An inquiry into autodidactism / ed. J. Solomon. Chapter 14. London; New-York: Routlege Falmer, 2003. P. 147-157.

14. Olesen H. S, Jensen J. H. (eds.). Project Studies - a late modern university reform? Roskilde: Roskilde University Press, 2005. 305 p.

15. Lucas R. E., Jr. International Trade and Growth // Course Outline and Reading List. University of Chicago. Winter, 2004. 8 p.

16. Кузнецов Ю. А. Проектно-ориентированный метод обучения как инструмент повышения качества самостоятельной работы студентов // Бо-лонский процесс: сотрудничество Российских и Европейских университетов (проект CD_JEP-23225-2002): матер. междунар. науч.-метод. конф. Н. Новгород, ННГУ, 27 октября 2006 г.:

Н. Новгород: Пламя, 2006. С. 35-41.

17. Кузнецов Ю. А., Мичасова О. В. Проектно-ориен-тированный метод обучения и система подготовки экономистов-математиков на механико-математическом факультете ННГУ // Качество образования. Проблемы и перспективы: сб. ст. / под ред. А. В. Петрова. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2007. № 2. С. 37-48.

18. Кузнецов Ю. А., Семенов А. В., Тюхтина А. А. Особенности применения проектно-ориентиро-ванных методов обучения в преподавании экономико-математических дисциплин // Качество образования. Проблемы и перспективы: сб. ст. / под ред. А. В. Петрова. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2008. № 3. С. 52-62.

19. Опыт применения проектно-ориентированных методов в преподавании информационных технологий / Ю. А. Кузнецов, Е. В. Круглов, А. В. Семенов, О. В. Мичасова // Качество образования. Проблемы и перспективы: сб. ст. / под ред. А. В. Петрова. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2008. № 3. С. 72-77.

ВИДЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ, В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА (ФГОС) ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

TYPES OF INFORMATION TECHNOLOGIES USED IN THE PEDAGOGICAL PROCESS, IN THE INTRODUCTION OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS (FSES) OF THE SECOND GENERATION

П. А. Высоцкая

В статье рассмотрены различные виды информационных технологий, которые получили широкое применение и развитие в условиях внедрения в педагогический процесс Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Ключевые слова: информационная технология, педагогический процесс, образовательный стандарт, система образования.

P. A. Vysotskaya

This article describes the different types of information technologies, which are widely used in the development and implementation of the pedagogical process of Federal State Educational Standards (FSES).

Keywords: information technology, teaching process, the educational standard of the educational system.

Совсем недавно российские школы перешли на новые стандарты в образовании, которые изложены в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) и утверждены Приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. № 373. ФГОС - это совокупность трех систем требований: 1. Требования к результату образования.

2. Требования к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность).

3. Требования к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.).

Система образования отказывается от традиционно-

го представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения.

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

• личностным (готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность у них мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности);

• метапредметным (освоение учащимися универсальных учебных действий, что обеспечит овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и овладение межпредметными понятиями);

• предметным (освоение учащимися опыта специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира) [1].

Обновленные требования к результатам системы обучения предъявляют и совершенно иные требования к уроку как основополагающей форме организации педагогического процесса. Основными постулатами современного урока являются:

1. Субъективация (ученик - равноправный участник образовательного процесса).

2. Метапредметность (формируются универсальные учебные действия).

3. Деятельностный подход (учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности).

4. Рефлексивность (учащиеся становятся в ситуацию, когда необходимо проанализировать свою деятельность на уроке).

5. Импровизационность (учитель должен быть готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения).

Урок должен включать следующие 6 основных этапов:

• мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);

• целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить ^ узнать ^ научиться»);

• осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);

• коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);

• взаимопроверка, взаимоконтроль;

• рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).

Математика представлена базовым вариантом и двумя вариантами с расширенным изучением некоторых разделов курса.

Первый вариант планирования не только позволяет обеспечить достаточную для продолжения образования предметную подготовку, но и расширяет представления обучающегося о математических отношениях и закономерностях окружающей его действительности, повышает уровень эрудированности, прививает математическую культуру.

Во втором варианте планирования усиление геометрической направленности курса математики позволяет способствовать более детальному рассмотрению вопросов, связанных с геометрией. В процессе изучения дисциплины развиваются пространственное воображение и конструкторские умения обучающегося. Он научится строить математические суждения, связанные с анализом чертежей, фигур, моделей, объяснять различные факты с помощью математических техник: геометрическое моделирование, поиск вариантов (объединения, разбиения) и т. д.

Третий вариант планирования в большей степени, чем остальные, ориентирован на всестороннее развитие у обучающегося навыка работы с информацией. В нем существенно расширен раздел, посвященный работе с данными. Учащиеся не только получают опыт обнаружения и интерпретирования информации по заданному плану, но и принимают участие в составлении разных схем, инструкций, алгоритмов, анализу и представлению информации. Второй и третий варианты тематического планирования позволяют рассмотреть интеграцию математики с иными учебными дисциплинами.

К окончанию обучения в начальной школе, по мнению авторов программы, будет обеспечена готовность учащихся к дальнейшему образованию, достигнут достаточный уровень их математического развития:

• понимание математики как части общечеловеческой культуры;

• способность проводить исследование предмета, явления, факта с точки зрения его математической сущности (числовые характеристики объекта, форма, размеры, продолжительность, соотношение частей и пр.);

• применение анализа, сравнения, обобщения, классификации для упорядочения, установления закономерностей на основе математических фактов, создания и применения моделей для решения задач, формулирования правил, составления алгоритма действия;

• выполнение измерений в различных ситуациях, установление изменений, происходящих с математическими объектами;

• прогнозирование результатов математической деятельности, контроль и оценка действий с различными объектами, обнаружение и исправление ошибок;

• поиск необходимой математической информации, ее разумное использование и систематизация.

В свете вышеуказанных изменений фундаментальных основ педагогического процесса возникает необходи-

Рис. Возможности применения информационных технологий в учебном процессе

мость в информатизации процесса обучения. Разрабатывается все большее количество средств информационных технологий, которые будут постепенно внедрены в систему образования и смогут обеспечить достижение целей, заявленных в новых требованиях к учебному процессу.

Применение новых информационных технологий раскрывает неограниченные возможности для повышения качества знаний обучающихся, обеспечивая интеллектуальное развитие каждого ребенка; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Урок с применением компьютерных технологий не только оживил учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности школьника, в частности, длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повысил мотивацию в обучении. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя. Это способствует значительному повышению качества образования, что ведет к решению главной задачи образовательной политики.

Важнейшим средством информационных технологий для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные

программы и инструментальные средства для разработки программ. К системным программам относят операционные системы, обеспечивающие работу всех иных программ с оборудованием и взаимодействие учащегося и персонального компьютера с программами. В эту категорию также включают служебные или сервисные программы. К прикладным программам относят программное обеспечение, которое является инструментарием информационных технологий - технологий работы с текстами, графикой, табличными данными и т. д. (см. рисунок).

В настоящее время в системе образования повсеместное распространение получили офисные прикладные программы и средства информационных технологий: текстовые процессоры, таблицы, программы подготовки презентаций и слайд-шоу, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т. п.

С появлением компьютерных сетей образование получило новое качество, связанное с возможностью оперативно получать практически любую информацию. Посредством сети Интернет возможен мгновенный доступ к информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т. д.).

В сети Интернет доступны и другие распространенные средства информационных технологий: это электронная почта, списки рассылки, группы новостей, электронные библиотеки. Разработаны специализированные программные

продукты для общения в реальном времени, позволяющие после установления связи передавать текст, вводимый с клавиатуры, а также звук, изображение и любые файлы. Программы такого рода позволяют организовать совместную работу нескольких удаленных друг от друга пользователей.

С изобретением способов сжатия больших объемов данных доступное для передачи по телекоммуникационным сетям качество звука и видео повысилось в разы. Как следствие, весьма активно стало развиваться относительно новое средство информационных технологий - интернет-телефония. С помощью специализированного оборудования и программного обеспечения через глобальную сеть Интернет стало возможным проводить аудио- и видеоконференции.

Для обеспечения эффективного и оперативного поиска информации в телекоммуникационных сетях существуют поисковые системы, которые созданы для сбора данных об информационных ресурсах сети и предоставляют пользователям услугу быстрого поиска. С помощью поисковых систем можно искать документы Всемирной паутины, мультимедийные файлы и про-

граммное обеспечение, адресную информацию об организациях и людях.

В заключение можно с уверенностью сказать, что внедрение стандартов, закрепленных в Федеральном государственном образовательном стандарте, без помощи средств информационных технологий не представляется возможным. Информационные технологии позволяют учащимся существенно расширить возможности получения знаний, навыков и умений, а различные средства и программные продукты делают возможным переход от традиционной классно-урочной системы к поистине «живому» педагогическому процессу, при котором педагог выступает посредником между учеником и соответствующим средством информационных технологий.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2010. 31 с. (Стандарты второго поколения).

БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ ТРЕХМЕРНЫХ ОБЪЕКТОВ С ПОМОЩЬЮ ВЕКТОРНЫХ ГРАФИЧЕСКИХ РЕДАКТОРОВ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ

ON THE BASIC PRINCIPLES OF CONSTRUCTION OF THREE-DIMENSIONAL OBJECTS USING VECTOR GRAPHIC EDITORS OF COMPUTER PROGRAMS

Н. А. Мартыненко, А. А. Павлова

В статье изложены базовые принципы создания трехмерных графических объектов - 3D-примити-вов, которые являются первичным «строительным материалом» для конструирования составных геометрических моделей. Рассмотренные приемы моделирования доступны многим современным векторным чертежно-графическим редакторам компьютерных программ. Основной принцип генерации виртуальных объектов и преобразований над ними одинаков, различны только средства и технические приемы выполнения операций.

Ключевые слова: визуальные стили, выдавливание, лофтинг, булевы операции.

N. A. Martynenko, A. A. Pavlova

The article describes the basic principles of construction of three-dimensional graphic objects - 3D primitives which are considered to be the primary "building blocks" for construction of composite geometric models. The techniques of modeling which are investigated in the article are available for many modern vector graphic software editors. Construction and transformation of virtual objects in different programs have one and the same principle, the difference can be found in tools and in techniques of performing the operations.

Keywords: visual styles, extruding, lofting, Boolean operations.

Водном из предыдущих номеров журнала была помещена статья «Базовые принципы работы векторных графических редакторов компьютерных программ» [1]. В ней говорилось об основных способах создания двумерных объектов при помощи графических учебных пакетов программ КОМПАСА и AutoCAD, а так-

же о некоторых возможностях редактирования построенных изображений: изменение размеров объектов, места их расположения, количества объектов и их пропорций.

В школе учащиеся знакомятся с разнообразными плоскими (двумерными) и объемными (трехмерными) формами предметов и законами их образования. Также

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.