3. Volcheckaja T.S. Kriminalisticheskaja situalogija: monografija (Forensic Situation Study: Monograph), pod red. N.P. Jablokova, Moscow, Kaliningrad, 1997.
4. Glazyrin F.V. Kriminalisticheskoe izuchenie lichnosti obvinjaemogo (Forensic Study of the Offender), avtoref. dis. ... d-ra jurid. nauk, Sverdlovsk, 1973.
5. Malykhina N.I. Voprosy formirovanija kriminalisticheskogo uchenija ob uchastnikah kriminal'nogo sobyti-ja (The Questions of the Formation of Forensic Theory of Criminal Participators), Sovremennaja kriminalisti-ka, problemy, tendencii, perspektivy, materialy mezhd. nauch.-praktich. konferencii, posvjashhennoj 90-letiju so dnja rozhdenija Zasluzhennogo dejatelja nauki RF, Zasluzhennogo jurista RSFSR, doktora juridicheskih nauk, professora Nikolaja Pavlovicha Jablokova, Moskva, 22 dekabrja 2015 g. / Red.-sost. M.A. Lushechkina. Moscow, 2015. pp. 84-88.
6. Malykhina N.I. Kriminalisticheskoe issledovanie svojstv i sostojanij lica, sovershivshego prestuplenie (Forensic Study of the Offender's Properties and States). Raleigh, North Carolina, USA, Lulu Press, 2015.
7. Malykhina N.I. Osobennosti postroenija modeli lica, sovershivshego prestuplenie (Features of the Construction of the Model of the Offender), Pravovoe gosudarstvo: teorija i praktika, 2015. № 41, pp. 141-144.
8. Mozhaeva I.P. Kriminalisticheskoe uchenie ob organizacii rassledovanija prestuplenij (Forensic Theory of the Organization of Crime Investigations), dis. ... d-ra jurid. nauk. Moscow, 2014.
9. Novikov A.M., Novikov D.A. Metodologija: slovar' sistemy osnovnyh ponjatij (Methodology: The Dictionary of the System of Basic Concepts), Moscow, 2013.
10. Filosofija. Metodologija. Nauka (Methodology. Science) / Red. kol. V.A. Lektorskij (otv. red.), B.S Dynin, E.P. Nikitin, V.S. Shvyrev, Moscow, 1972.
Дата поступления: 18.04.2016 Received: 18.04.2016
УДК 340
ВИДЫ ЭКСПЕРТИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ
НОСКОВ Олег Сергеевич
кандидат юридических наук, майор полиции, начальник кафедры огневой и тактико-специальной подготовки ФГКОУВО «Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», г. Уфа, Россия. E-mail: Oleg.noskov. 1982@mail.ru
Современное общество и государство нуждаются в правовом регулировании различных актуальных вопросов своего функционирования. Так как мы живем в правовом государстве, то и принимаемые нормативно-правовые акты должны соответствовать требованиям и стандартам. Работая над улучшением законодательства очень важно соблюдать последовательность. Необходимо работать так, чтобы принимаемые законы соответствовали современному состоянию российского общества, а также дальнейшим нашим планам. Каждый, вновь принимаемый нормативный правовой акт, касающийся введения новых обязанностей и издержек должен быть обоснованным и с ним должна согласиться большая часть российского общества. Все вновь создаваемые правовые нормы и проекты нормативных правовых актов
131
TYPES OF EXPERT EXAMINATIONS OF REGULATORY LEGAL ACTS
NOSKOV Oleg Sergeyevich
Candidate of Sciences (Law), Police Major, Head of the Department of Fire and Special Tactical Training of the FSGEI HE "Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Ufa, Russia.
E-mail: Oleg.noskov. 1982@mail.ru
Modern society and state need legal regulation of various topical issues of their functioning. Since we live in the rule-of-law state, adopted regulatory legal acts have to correspond to requirements and standards. It is very important to comply with sequence while working on legislation improvement. It is necessary to work so that the adopted laws correspond to the current state of the Russian society, and our further plans. Every newly adopted regulatory legal act concerning introduction of new duties and expenses has to be justified and the most part of the Russian society has to agree with it. All newly made law principles and draft regulatory legal acts have to pass public discussion and public examination. There are many types of expert examinations of regulatory legal acts. Their accurate list is absent. Carrying
должны проходить публичное обсуждение и об- out expert examinations at the stage of creating щественную экспертизу. Существуют множество the concept of a regulatory legal act will influ-видов экспертиз нормативно-правовых актов. Их ence the qualitative and quantitative characteris-четкий перечень отсутствует. Проведение экспер- tic of the regulatory legal act. тиз еще на этапе создания концепции нормативно-правового акта повлияет на качественную и количественную характеристику нормативно-правового акта.
Ключевые слова: нормативные правовые акты, Key words: regulatory legal act, legislation, expert законодательство, экспертиза, виды экспертиз. examination, types of expert examinations.
Современное развитое общество и государство нуждаются в правовом регулировании различных актуальных вопросов своего функционирования. Для чего и разрабатываются, принимаются нормативно-правовые акты. Поскольку мы живем в правовом государстве, так и принимаемые нормативно-правовые акты, которые должны соответствовать требованиям и стандартам. Работая над улучшением законодательства важно, чтобы это происходило последовательно. Необходимо работать так, чтобы принимаемые законы соответствовали современному состоянию российского общества, а также дальнейшим нашим планам. Каждый, вновь принимаемый нормативный правовой акт, касающийся введения новых обязанностей и издержек должен быть обоснованным и с ним должны согласиться большая часть российского общества. Считаем, что все вновь создаваемые правовые нормы и проекты нормативных правовых актов должны проходить публичное обсуждение и общественную экспертизу. Существуют множество видов экспертиз нормативно-правовых актов. Их четкий перечень отсутствует. Проведение экспертиз еще на этапе создания концепции нормативно-правового акта повлияет на качественную и количественную характеристику нормативно-правового акта. Среди законодательных актов, в которых раскрываются основные положения экспертиз нормативных правовых актов или их проектов, можно выделить следующие: Федеральный закон РФ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [1], Федеральный закон РФ «Об Общественной палате российской федерации» [2], Федеральный закон РФ «Об экологической экспертизе» [3], Федеральный закон РФ «О Счетной палате Российской Федерации» [4], Федеральный закон РФ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [5].
Также следует отметить, что применение экспертизы в правотворческой деятельности успешно действует во многих зарубежных странах. Так, например, во Франции ни один законопроект не может быть принят без заключения Государственного Совета, аналогичная ситуация, призванная следить за эффективностью принимаемого акта в Нидерландах.
Проанализировав законодательство Российской Федерации можно выделить следующие виды экспертиз нормативных правовых актов и их проектов, которые проводятся федеральными органами исполнительной власти:
1. Правовая экспертиза - проводится как на федеральном уровне (органы юстиции), так и на уровне субъектов РФ (все службы федеральных органов исполнительной власти). Эти органы обладают широкими полномочиями по нормативно-правовому регулированию соответствия нормативных правовых актов или их проектов, в которые включаются:
- оценка проекта с точки зрения его соответствия правовым принципам; использование соответствующих правовых категорий;
- сопоставления проектов нормативных правовых актов договорам и соглашения РФ с иностранными государствами, международным актам, ратифицированным РФ;
- обеспечение системности законодательства;
- обоснованности выбора формы акта, корректности применения тех или иных средств юридической техники;
- соответствия положений проекта современным достижениям отечественной и зарубежной правовой науки и юридической практики.
2. Научная экспертиза осуществляется специализированными научными учреждениями и высшими учебными заведениями, ведущими учеными и специалистами - экспертами в определенной отрасли знаний.
3. Экологическая экспертиза - предполагает проверку проектов нормативных актов на соответствие стандартам в области охраны окружающей среды.
4. Антикоррупционная экспертиза является еще одним видом экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, проводимой федеральным органом исполнительной власти в области юстиции, а также органами, организациями, их должностными лицами - в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Важно отметить, что эксперты в ходе осуществления антикоррупционной экспертизы должны также проанализировать вспомогательную документацию к тексту проекта правового акта (пояснительные записки, дополнительные документы, экспертизы, проведенные в ходе разработки проекта, и т.д.). Такие данные могут представлять собой ценный актив.
При поведении антикоррупционной экспертизы, важно иметь представление о процедурных вопросах, таких как:
1. К каким органам будет принадлежать эксперт (государственные, муниципальные, негосударственные, финансируемые частным сектором, академической и т.д.)?
2. Связан ли эксперт с разработкой нормативно-правовых актов?
3. Какие основные навыки и образование имеет эксперт по борьбе с коррупцией специализация экспертов?
4. Какими гарантиями независимости эксперт будет обладать?
Следует отметить, что статистические данные и социологические опросы также могут иметь значение для проведения экспертиз, таким образом, эксперт должен учитывать такие факторы.
Эксперт должен хорошо ориентироваться не только в юридических знаниях, но и иметь аналитические навыки; таким образом, кроме догматического анализа специалист должен быть в состоянии обеспечить и функциональный анализ, например, в случаях, когда создаются новые институты или органы.
По проектам законов могут проводиться комплексная, самостоятельная, повторная и дополнительная научные экспертизы [6].
Таким образом, проведение экспертиз нормативно-правовых актов играет важную роль. Существует огромное множество экспертиз и все они необходимы, и их следует учитывать в правотворческой деятельности. Проведение единой комплексной экспертизы нормативного правового акта, включающей все обозначенные виды экспертиз, повлияет на качественную и количественную характеристику нормативного правового акта. При этом как указала С.В. Поленина, во-первых, экспертиза должна быть независимой, а во-вторых, - она должна быть профессиональной [7].
Библиографические ссылки
1. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: федер. закон Рос. Федерации от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ.
2. Об Общественной палате Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 4 апреля 2005 г. № 32-Ф3.
3. Об экологической экспертизе: федер. закон Рос. Федерации от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ.
4. О Счетной палате Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ.
5. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: федер. закон Рос. Федерации от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ.
6. Разуваев А.А. Экспертиза как средство повышения эффективности процесса правореализации (вопросы теории и практики): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2006.
7. Поленина С.В. Итоги законодательной деятельности в РФ и определение задач перспективного, планирования законопроектной работы // Материалы НПК. М., 1995. С. 67.
References
1. Ob antikorrupcionnoj ehkspertize normativnyh pravovyh aktov i proektov normativnyh pravovyh aktov: feder. zakon Ros. Federacii ot 17 iyulya 2009 g. № 172-FZ (On Anti-Corruption Examination of Regulations and Drafts of Regulations: Federal Law of the Russian Federation of July 17, 2009 No. 172-FL).
2. Ob Obshchestvennoj palate Rossijskoj Federacii: feder. zakon Ros. Federacii ot 4 aprelya 2005 g. № 32-FZ (On the Public Chamber of the Russian Federation: Federal Law of the Russian Federation of April 4, 2005 No. 32-FL).
3. Ob ehkologicheskoj ehkspertize: feder. zakon Ros. Federacii ot 23 noyabrya 1995 g. № 174-FZ (On Environmental Assessment: Federal Law of the Russian Federation of November 23, 1995 No. 174-FL).
4. O schetnoj palate Rossijskoj Federacii: feder. zakon Ros. Federacii ot 11 yanvarya 1995 g. № 4-FZ (On the Audit Chamber of the Russian Federation: Federal Law of the Russian Federation of January 11, 1995 No. 4-FL).
5. Ob organizacii predostavleniya gosudarstvennyh i municipal'nyh uslug: feder. zakon Ros. Federacii ot 27 iyulya 2010 g. № 210-FZ (On the Organization of Providing State and Municipal Services: Federal Law of the Russian Federation of July 27, 2010 No. 210-FL).
6. Razuvaev A.A. Ekspertiza kak sredstvo povysheniya effektivnosti protsessa pravorealizatsii (voprosy teorii i praktiki) (Expertise as a Means of Increasing the Efficiency of Law Enforcement Process (The Issues of Theory and Practice), avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk, Saratov, 2006.
7. Polenina S.V. Itogi zakonodatel'noi deyatel'nosti v RF i opredelenie zadach perspektivnogo, planirovaniya zakonoproektnoi raboty (The Results of Legislative Activity in the Russian Federation and the Definition of Objectives Perspective Planning of Legislative Work), Materialy NPK, Moscow, 1995, pp. 67.
Дата поступления: 25.04.2016 Received: 25.04.2016