ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ ♦ п аразитология ♦
УДК 636.22: 619: 616.993.1 (470.342)
Видовая идентификация кровепаразитов крупного рогатого скота в Кировской области
Х. Георгиу', доктор биологических наук, заведующий лабораторией протозоологии ([email protected]), О.О. Скорнякова2, кандидат ветеринарньх наук, доцент кафедры хирургии, акушерства и заразных болезней ([email protected]).
1 Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной ветеринарии имени Я.Р. Коваленко» (ВИЭВ) (109428, Москва, Рязанский проспект, д. 24, кор. 1).
2 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вятская ГСХА» (610017, Киров, Октябрьский проспект, д. 133). Реферат
Вопрос дифференциации возбудителей кровепаразитарных заболеваний в Кировской области, в частности бабезиоза (пироплазмоза) и анаплазмоза КРС, для ветеринарных специалистов животноводческих хозяйств и ветеринарных лабораторий в последние годы стал актуальным в связи с выбором специфического лечения.
Цель исследования. Изучить видовой состав возбудителей кровепаразитарных заболеваний КРС в Кировской области. Материалы и методы. Период исследований составил 10 лет. Для определения вида кровепаразита исследовали под микроскопом мазки из периферической крови заболевших животных, окрашенные по методу Романовского-Гимзы с использованием буферного раствора. Микроскопия выполнена на бинокулярном микроскопе «Микромед-1»; для морфометрической оценки возбудителя использовали цифровую камеру (видео-окуляр) серии Toup Cam 3.1 MP и программное обеспечение анализа изображений ToupView.
Заключение. В Кировской области бабезиоз КРС официально регистрируется с 2006 г., анаплазмоз — с 2005 г. Впервые на территории Кировской области был идентифицирован возбудитель бабезиоза (пироплазмоза) КРС — Babesia bigemina (Piroplasma bigeminum) (Smith et Kilborne, 1893) и возбудитель анаплазмоза КРС — Anaplasma marginale (Theiler, 1910). Обнаруженные возбудители ничем не отличаются от описанных в литературе паразитов.
Ключевые слова: бабезиоз, пироплазмоз, анаплазмоз, крупный рогатый скот, Babesia bigemina (Piroplasma bigeminum), Anaplasma marginale, морфология Сокращения: ДНК—дезоксирибонуклеиновая кислота, КРС — крупный рогатый скот, РНК — рибонуклеиновая кислота
Введение
Вопрос дифференциации возбудителей кровепаразитарных заболеваний в Кировской области, в частности бабезиоза (пироплазмоза) и анаплазмоза КРС, для ветеринарных специалистов животноводческих хозяйств и ветеринарных лабораторий в последние годы стал актуальным в связи с выбором специфического лечения.
Бабезиоз — облигатно трансмиссивная протозойная болезнь, вызываемая беспигментными эндоглобулярны-ми паразитами; характеризуется, в основном, повышением температуры тела, желтухой и гемоглобинурией [1].
Бабезиоз у КРС вызывают Bаbеsiа bigemina (син. Рiro-plasma bigeminum), Babesia bovis (син. Francaiella colchi-ca), Bаbеsiа divergens. Возбудителей бабезиоза дифференцируют между собой (табл.) по их форме, углу соединения парных грушевидных форм, соотношению размера к радиусу эритроцита, локализации в эритроците при микроскопии мазков из крови или внутренних органов [2, 3].
В отличие от бабезиоза возбудителями анаплазмоза жвачных (Дьяконов Л.П., 1973) являются типичные прокариоты, не имеющие «истинного» ядра и других органоидов, свойственных простейшим. От вирусов анаплазмы отличаются клеточной организацией и наличием ДНК и РНК [5].
Anaplasma marginale (Дзасохов Г.С., 1959) — паразит диаметром от 0,3 до 0,8 мкм. Форма округлая, точковидная. Возбудитель состоит из одного хроматинового вещества, окрашивается по Романовскому-Гимзе в темно-красный цвет. В эритроците чаще располагается по краю. Число анаплазм в одном эритроците составляет от 1 до 4. Зараженность эритроцитов может достигать 50 % и более [1, 2] (табл.).
Рис. 1.
Различные формы Babesia bigemina (Piroplasma bigeminum) в крови
КРС, ок. 10, об. 100_
Fig. 1. The different forms Babesia bigemina (Piroplasma bigeminum) in the blood of cattle (eye-piece 10, lens 100)
Рис. 2. Различная локализация Anaplasma marginale в эритроцитах крови
КРС (ок. 10, об. 100)_
Fig. 2. The different position Anaplasma marginale in the blood of cattle (eye-piece 10, lens 100)
Цель исследования
Идентифицировать вид возбудителей бабезиоза и анаплазмоза КРС в условиях Кировской области.
Материалы и методы
Настоящая работа проводилась в 2005-2014 гг. на кафедре эпизоотологии, паразитологии и патологической анатомии (хирургии, акушерства и заразных болезней) ФГБОУ ВПО Вятская ГСХА, на базе диагностического отдела КОГКУ «Кировская областная ветеринарная лаборатория», в лаборатории протозоологии ГНУ ВИЭВ.
Для определения вида кровепаразита исследовали под микроскопом мазки из периферической крови заболевших животных, окрашенные по методу Романовского-Гимзы
Видовая идентификация кровепаразитов крупного рогатого скота в Кировской области
Дифференциальная диагностика возбудителей бабезиозов и анаплазмоза КРС [3] Differencial diagnostics of babesiosis and anaplasmosis pathogens in cattle [3]
Возбудитель Форма Размер парных грушевидных и точковидных форм к радиусу эритроцита Угол соединения парных форм Локализация
Babesia bovis Кольцевидная, амебовидная, грушевидная Равны Тупой В центре эритроцитов
Babesia bigemina Овальная, кольцевидная, круглая, амебовидная, грушевидная Больше Острый То же
Babesia divergens Круглая, амебовидная, грушевидная Меньше Острый По периферии эритроцитов
Anaplasma marginale Точковидная, округлая Меньше - По краям эритроцитов
с использованием буферного раствора. Микроскопия выполнена на бинокулярном микроскопе «Микромед-1»; для морфометрической оценки возбудителя использовали цифровую камеру (видео-окуляр) серии Toup Cam 3.1 MP и программное обеспечение анализа изображений ToupView.
Результаты и обсуждение
В Кировской области бабезиоз КРС впервые был зарегистрирован в 2006 г. в Верхошижемском районе в ОАО «Агрофирма Среднеивкино». Заболели три коровы с летальным исходом. В 2008 г. в Советском районе (СПК СА «Мушинский») заболели 5 коров, из них три животных с летальным исходом, а в 2009 г. в ОАО «Мокинское» выявлено три случая бабезиоза. В 2010 г. число заболевших бабезиозом животных в Советском районе выросло в 3 раза (в СХПК «Лошкаринский» заболело 6 голов, в частном секторе д. Кочки — 3 коровы), а в 2012 г. — в 1,3 раза по сравнению с 2010 г. (заболело с летальным исходом 12 коров в Кирово-Чепецком районе (ООО «Агрофирма «Фатеево») и в Богородском районе (колхоз «Чирковский») Кировской области) [4, 5]. В 2013 г. бабезиоз был обнаружен в Верхошижемском районе в СХПК «Звезда» у двух коров, одна из которых принадлежала частным владельцам, но выпасалась вместе со стадом хозяйства. Оба случая с летальным исходом [4].
При микроскопии мазков из крови КРС в эритроцитах были обнаружены преимущественно парной грушевидной формы паразиты, соединенные тонкими концами под острым углом, что является характерным диагностическим признаком паразита Babesia bigemina (Piroplasma bige-minum). Длина парных грушевидных форм была больше радиуса эритроцита, расположение в эритроците — в центре (рис. 1). Число паразитов в одном эритроците от одного до четырех. Размер парных грушевидных 2.. .3 мкм.
Анаплазмоз КРС регистрируется в Кировской области с 2005 г. [3]. В ходе исследований в категорию стационарно неблагополучных по анаплазмозу были отнесены три южных района области — Вятско-Полянский, Малмыжский и Кильмезский. Средний процент зараженности составил 80,56 % [5].
При микроскопии в периферической крови КРС, спонтанно зараженных анаплазмозом, обнаруживались еди-
ничные точковидной формы паразиты, расположенные ближе к периферии эритроцита и окрашенные в темно-красный цвет (рис. 2). Паразитемия в среднем составила 5...6 (максимум 7...8) анаплазм в 100 эритроцитах.
Заключение
Исходя из данных морфологических особенностей обнаруженных нами паразитов в крови КРС, можно заключить, что возбудителем бабезиоза КРС в Кировской области является внутриэритроцитарный паразит Babesia bigemina (Piroplasma bigeminum) (Smith et Kilborne, 1893), относящийся к роду Babesia, а возбудителем анаплазмоза — Anaplasma marginale (Theiler, 1910), относящийся к роду Anaplasma. Обнаруженные нами возбудители ничем не отличались от описанных в литературе паразитов.
Авторы приносят глубокую благодарность заведующему диагностическим отделом КОГКУ «Кировская областная ветлаборато-рия» М.Н. Харламовой за предоставленный ценный научный материал, необходимый для изучения эпизоотологических особенностей кровепаразитарных болезней крупного рогатого скота в Кировской области и проведения занятий по протозоологии на очном и заочном отделениях факультета ветеринарной медицины Вятской ГСХА.
Библиография
1. Ахмадов Н.А. Диагностика, меры борьбы с бабезиозом и анаплазмозом крупного рогатого скота в Республике Таджикистан / Н.А. Ахмадов: автореф. дис... канд. биол. наук. Защ. 02.04. 2013. М.: 11-й Формат, 2013. — 27 с.
2. Георгиу, Х. Диагностика пироплазмидозов крупного рогатого скота // Труды ВИЭВ. — 2010. — Т. 76. — С. 138-142.
3. Методические указания по лабораторной диагностике пироплазмидозов животных. — М., 2000. — 4с.
4. Сведения о лабораторно-диагностических исследованиях, проведенных лабораториями Кировской области за 2005-14гг.: Отчеты КОГКУ «Кировская областная ветлаборато-рия». — Киров, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014.
5. Скорнякова, О.О. Эпизоотологический мониторинг и динамика сезонной восприимчивости крупного рогатого скота к бабезиозу и анаплазмозу / О.О. Скорнякова // Российский паразитол. журнал. — 2014. — № 4. — С. 34-40.
References
1. Akhmadov N.A. Diagnostics and control of babesiosis and anaplasmosis in cattle in the Republic of Tajikistan: Extended abstract of candidate's thesis, Moscow, 11th Format, 2013, 27 p.
2. Georgiou Ch. Diagnostics of piroplasmidosis in cattle // Proceedings VIEV. М., 2010. V. 76. pp.138-142.
3. Methodological guidelines on laboratory diagnostics of piroplasmoses in animals, Moscow, 2000, 4 p.
4. Data on laboratory diagnostics conducted by laboratories in Kirov Region in 2005-2014: Report by Kirov Regional Veterinary Laboratory. Kirov, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014.
5. Skornyakova O.O. Epizootological monitoring and dynamics of seasonal susceptibility of cattle to babesiosis and anaplasmosis// Russian Parasitol. Journal., 2014. No. 4. pp. 34-40.
ABSTRACT
Ch. Georgiou1, O.O. Skornyakova2
1YR. Kovalenko's All-Russian Research Institute for Experimental Veterinary Medicine of Federal agency for scientific institutes of Russian Federation (VIEV) (109428, Moscow, Ryazansky pr., 24-1). 5 Vyatka State Agricultural Academy (610017, Kirov, Oktyabrsky Prospect, 133).
Species Identification of Blood Parasites of Cattle in the Kirov Region. A question of the differentiation of the hematozoon diseases agents in the Kirovskaya district, in particular babesiosis (piroplasmosis) and anaplasmosis of cattle, for the veterinary specialists of cattle-breeding economies and veterinary laboratories in recent years became urgent in connection with the selection of specific treatment. Purpose. The aim was to study the species composition of pathogens of hematozoon diseases in cattle in the Kirov region.
Materials and methods.The investigation has taken 10 years. To determine the species of the blood parasite the smears from peripheral blood of sick animals were examined under microscope. The smears were stained by Romanovsky-Giemsa procedure by using buffer solution. The microscopial examination was performed with binocular microscope "Micromed-1". Digital camera Toup Cam 3.1 MP (video ocular) and image analysis software ToupView were used for morphometric analysis of the pathogen. Conclusion. In Kirov region babesiosis in cattle has been officially registered since 2006, anaplasmosis — since 2005. The pathogen of babesiosis (piroplasmosis) of cattle — Babesia bigemina (Piroplasma bigeminum) (Smith et Kilborne, 1893) and the pathogen of anaplasmosis of cattle — Anaplasma marginale (Theiler, 1910) have been identified for the first time on the territory of Kirov region. The pathogens discovered do not differ from those described earlier Keywords: babesiosis, piroplasmosis, anaplasmosis, cattle, Babesia bigemina (Piroplasma bigeminum), Anaplasma marginale, morphology.