Научная статья на тему 'Видимая музыка, или звучащая живопись цифровой виртуальности'

Видимая музыка, или звучащая живопись цифровой виртуальности Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
389
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИЙНОСТЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЖИВОПИСЬ / МУЗЫКА / КОМПЬЮТЕРНАЯ ОБРАБОТКА / ИНТЕРАКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / РЕЦИПИЕНТ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Яцюк Ольга Григорьевна, Пожарев Тодор

Авторы анализируют специфику мультимедийного взаимодействия живописи и музыки наиболее древних и хорошо изученных видов искусства, которые, объединяясь с помощью компьютерной обработки в единое произведение, приобретают новый смысл и новые качества. В итоге, они приходят к выводу, что катализатором развития новых художественных процессов может стать появившаяся перспектива интерактивного взаимодействия человека (реципиента) с изображением на экране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Видимая музыка, или звучащая живопись цифровой виртуальности»

О. Г. Яцюк (Москва), Т. Пожарев (Нови Сад, Сербия)

ВИДИМАЯ МУЗЫКА, ИЛИ ЗВУЧАЩАЯ ЖИВОПИСЬ ЦИФРОВОЙ ВИРТУАЛЬНОСТИ

Произведение мультимедийного художественного творчества по сути своей является синтезом аудио и видео образов, воспроизводимых средствами компьютерных технологий. Существует устойчивая тенденция утилитарного отношения к объектам мультимедиа либо как к сугубо функциональному средству коммуникации (системе воспроизводимых компьютером символов и знаков, передающих определенный тип информации), либо как к пространству игровых проектов. Однако по мере освоения компьютерных технологий творческими людьми с художественными наклонностями, художественным вкусом, художественным образованием расширяется диапазон и увеличивается глубина проникновения мультимедиа в сферу искусства.

Мало кого удивляет использование в современном театре видеозвуковых эффектов, постановочное совмещение балета и компьютерных проекций танца, «оживление» цифровой анимацией художественных полотен. Тем не менее, художники, дизайнеры и теоретики искусства пока только начинают осмысление художественных средства мультимедиа. Мы предлагаем рассмотреть специфику мультимедийного взаимодействия живописи и музыки — наиболее древних и хорошо изученных видов искусства, которые, объединяясь с помощью компьютерной обработки в единое произведение, приобретают новый смысл и новые качества.

МУЛЬТИМЕДИА КАК СРЕДА

ОБРАЗНОЙ ВИЗУАЛИЗАЦИИ.

Движущиеся на экране в сопровождении звука фигуры (абстрактные или реалистичные), непредсказуемость их поведения и возможность зрителя влиять на них вызывают яркие эмоции. Современные экранные миры обрастают мифами. Компьютерную виртуальную реальность зачатую демонизируют. Что же чувствует человек при погружении в мир экранных образов? «Активное воображение», «падение» в бессознательное, развертывание внутренних образов, стремление к творческому самовыражению — все, что описывал Карл Густав Юнг, происходит в сознании зрителя благодаря способности компьютерных технологий

создавать иллюзию сиюминутности происходящего. В современном мире термин «визуализация» напрямую связан с созданием образов на экране, но термин это ввел в обиход Юнг еще в начале XX века. Согласно его теории, визуализация — свойство человеческого сознания воспроизводить видимые и невидимые образы. Их можно разделить на две категории — образы визуального ряда и образы ощущения визуального ряда.

Человек владеет визуальным воображением, то есть воспринимает окружающий мир образами-сюжетами. Человек способен к визуальному мы/шлению — он систематизирует и упорядочивает полученную визуальную информацию, и на основании этого он может представить то, чего нет и не было.

И наконец, человек способен к визуальному восприятию — он трактует процессы, происходящие вокруг него, базируясь на визуальном опыте, на знакомых и понятных с рождения образах, категориях, стереотипах: кровь красная, дым черный, воздух прозрачный. Он воспринимает образ целостно, а затем анализирует, детализирует и систематизирует его. Таким образом, в формировании воспринимаемой модели участвует как впечатление (чувственная составляющая), так и осмысление (логическая составляющая). В сознании зрителя мультимедийного проекта без усилий и специального напряжения формируется образ. Можно констатировать, что визуализация (по Юнгу)— свойство человеческого сознания, открывающее возможность художественного осмысления реальности — более объемного, яркого, эмоционального. С его помощью окружающий мир можно воспринимать и понимать более полно.

Сегодня термин визуализация привычнее услышать в контексте рассуждений о компьютерных экранных образах. Человек способен увидеть мысленные образы на экране. Причем это не статичное изображение, а меняющийся, движущийся, «живой» образ. Он практически реален, им можно управлять. Законы физического мира на него не действуют, но их можно смоделировать, а можно поместить образ в мир, управляемый по собственным законам. Это воплощенная на экране мысль, мечта, иллюзия. Очевидно, что подобная возможность не могла быть не замечена художниками.

СПЕЦИФИКА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ

СРЕДСТВ МУЛЬТИМЕДИА

Конечная цель любого художественного произведения — создание эстетически значимого образа, эмоционально воздействующего на сознание, вовлекающего слушателя и/или зрителя в процесс восприятия и

интерпретации художественного текста. Мы полагаем, что в среде мультимедиа эти возможности могут быть раскрыты наиболее полно. Для подтверждения выдвинутого тезиса проанализируем средства мультимедиа с позиций художественного творчества.

Образы мультимедийного произведения полимодальны. В единую систему объединяется изобразительный ряд, звуковое сопровождение, анимационные приемы и эффекты.

Видеоряд мультимедиа может быть сгенерирован автоматически (примером может служить «фрактальное искусство»), создаваться с помощью компьютерных графических редакторов (цифровая живопись, pixel art), построен на основе фотографии или включать формат фильма. Мы хотим обратить внимание на тот факт, что с развитием технологий оцифровки появилась возможность задействовать в мультимедиа традиционные живописные и графические художественные техники.

Диапазон аудиосоставляющей не менее широк: музыка, исполненная на традиционных музыкальных инструментах, звуки природы, шумовые эффекты, электронная музыка.

В результате компьютерной обработки все исходные материалы компонуются в законченное произведение, которое сохраняются в едином цифровом формате. Соединение видеоряда и звукового контента реализуется средствами анимации: подбираются режимы трансформирования фигур, формы перехода одних изображений в другие, регулируется длительность и частота смены кадров.

Что доминирует в мультимедийном произведении — музыка или визуальные образы? Ответ не может быть однозначным. Приоритетный канал воздействия на человека определяет драматургия произведения, но главным является то, что структурно организованные аудио- и видеосигналы объединяются в целостно воспринимаемое синкретичное образование. При этом имманентная динамичность аудиовизуальных образов является, на наш взгляд, наиболее ярким и действенным художественным средством. Мультимедийное произведение глубоко погружено во временной континуум. Специфическую выразительность ему придают темпоральная неустойчивость, витальность. Ощущение ритмичности и необратимости времени происходит наиболее остро, так как человек не только слышит звуковые модуляции, но и одновременно видит динамичные образы, преобразующиеся в ритме звукового сопровождения. Логика повествования, характерная для музыкального произведения, усиливается или деформируется

постоянно изменяющимся видеорядом. Эта неустойчивость текущего состояния создает эффект погруженности в художественное виртуальное пространство. Формируется эффект эмерджентности. Обостряется не только интеллектуальное осмысление, но и духовное переживание произведения.

ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Кажущаяся простота работы с компьютерными редакторами подталкивает к творческим экспериментам. Существует множество развлекательных видеозаставок, рекламных роликов, анимированных картинок (например, обои для рабочего стола компьютера) и пр., однако произведений мультимедиа, обладающих художественной значимостью, не так уж много. В чем проблема? Что необходимо знать и уметь художнику мультимедиа?

За базовую первооснову при создании медиа-арт произведения может быть взят как звуковой ряд, так и изобразительная составляющая. Во втором случае особую выразительность и очарование придает использование в качестве исходного материала не сугубо цифровых, а «рукотворных» художественных произведений. Примером могут служить проекты Питера Гринуэя, созданные на основе живописи Рембрандта, Рафаэля, да Винчи, Веронезе и обработки музыки Перселла, Вивальди, Моцарта, Шенберга. Режиссерский талант и «исходные компоненты» медиаинсталляции — реальные произведения высокого искусства — позволили Гринуэю создать ярчайшие образцы художественного творчества. А как быть, если творение должно быть полностью оригинальным? Если в его основу должны быть положены специально созданные музыка и изображение?

В этом случае одному человеку не под силу достичь высокого художественного уровня. Виды творческой деятельности композитора и художника принципиально различны, кроме того, работа с компьютерными программами требует совершенно иных специфических знаний и навыков. Поэтому над подобным арт-проектом работают несколько авторов. Выбирается основная тема, разрабатывается концепция, и в соответствии с ней каждый создает произведение своего жанра, стараясь совместить все тексты в едином мультимедийном целом. При этом возникают серьезные риски! Очевидно, что спорность художественной ценности многих арт-мультимедиа обусловлена именно коллективностью созидания: чем больше авторов участвуют в формировании худо-

жественного произведения, тем сложнее создать законченный единый образ. Проблему усугубляет и то, что осуществлять подобные проекты осмеливаются творческие экспериментаторы, каждый из которых — яркая индивидуальность. Несомненно, необходим лидер, владеющий максимально широкой палитрой инструментов и решающий главную художественную задачу.

Рассмотрим пример, когда исходной доминантой мультимедийного произведения является музыка. Музыка — более абстрактная материя, чем изобразительный ряд, поэтому абсолютно логично, что художник, вдохновляясь работой композитора, рождает в своем сознании образы, а затем визуализирует их. На сегодняшний день в практике мультимедийного искусства подобная ситуация складывается довольно часто. Очевидно, что наиболее цельный и значимый образец мультимедийного творчества может создать мастер, тонко чувствующий музыку и одновременно владеющий традиционными техниками изобразительного искусства, компьютерными технологиями визуализации, обработки и анимирования изображения. В этом случае вопрос, что создается, музыкальное обрамление визуальных образов или графическое сопровождение музыки, становится неактуальным. Произведение должно быть целостным, и в достижении этой целостности решающая роль отводится художнику-аниматору, владеющему современными графическими программами. Казалось бы, он просто должен «оживить» готовые изображения под готовую музыку, однако именно аниматор и организует напряженный диалог между аудио- и видеообразами. Его интуиция и художественный вкус рождают новые смыслы, воздействующие на сознание зрителя. Эти смыслы проявляются посредством неких установленных им самим закономерностей, которым подчиняются и зрительные, и звуковые составляющие. Обязательное условие успешной работы — совершенное знание компьютерного аппарата, такого же инструмента творчества, как кисть художника или смычок музыканта. При этом наряду с интуитивным чувствованием художественной ткани будущего произведения художник мультимедиа должен обладать способностью дискурсивного мышления. Именно оно из разрозненных частей рождает живую ткань законченного динамичного художественного произведения (к сожалению, специалистов этого уровня пока немного).

Примерами подобной работы являются медиа-проекты художника из Сербии Тодора Пожарева. Он создает видеокомпозиции, беря за основу музыку (в частности, экспериментальные произведения

электронной музыки аспиранта Московской консерватории Николая Попова).

Сам Тодор Пожарев отмечает, что содержание музыки и видеоряда должны быть в абсолютном сочетании: ритм и высота тона музыки обязаны соответствовать цвету, свету и форме рисунка. При этом важно не математическое соответствие (которое компьютерные средства могут вычислить программно), а выявление самой сути музыки и ее атмосферы: «Весь процесс начинается, когда я слушаю музыку и начинаю анализировать возникающие ассоциации. Наибольшая сложность в том, чтобы представить визуальную форму образов, их внутреннюю динамику, органическую материю, которая является строительным элементом музыкального произведения. Именно этот процесс самый глубокий и самый ответственный».

«Увиденные» образы Тодор изначально воспроизводит красками на холсте. Таких холстов должно быть несколько (для каждой части музыкального произведения). В дальнейшем он оцифровывает каждое изображение, раскладывает их на отдельные элементы в программе Adobe Photoshop, а затем, в соответствии с музыкальным звучанием, анимирует программами Adobe AfterEffects и Adobe Premier.

Успешность мультимедийного произведения определяется выполнением определенных правил на каждом этапе его создания:

во-первых, при анимировании изображения нужно использовать только базовые возможности программы. Не следует пользоваться стандартными шаблонами, эффектами и плагинами, которые входят в штатный набор видео-редактора;

во-вторых, видео ряд должен «материализовать» музыкальное произведение на фундаментальном уровне. Необходимо отказываться от всех стереотипов, которые преследуют конкретный тип музыки. Эта проблема особенно часто возникает при работе с популярными мелодиями или с произведениями известных композиторов. Очень маленький процент художников смеет выйти из порочного круга посредственности;

в-третьих, несмотря на все возможности сегодняшних компьютерных технологий, они остаются только инструментом, но никак не самоценным фактором, определяющим художественную значимость произведения. Другими словами, ответственность полностью лежит на авторе, и качество работы определяется его творческой фантазией, а не специализированными программами и стандартными надстрой-

ками к ним. Никакие компьютерные эффекты не замаскируют недостаток знания, таланта или остроту ума автора мультимедийного произведения.

Для иллюстрации сказанного мы предлагаем к рассмотрению работу Тодора Пожарева «MARTELLATO», созданную на музыку композитора Николая Попова.

Видеоряд проекта «MARTELLATO» — абстрактные динамичные черно-белые композиции, но, тем не менее, в них четко прослеживаются ассоциации с реальным миром. Для автора это имеет принципиальное значение, так как, по его мнению, полный отказ изобразительного искусства от фигуративности и мимесиса приводит к разрыву мира реального и мира художественного, и, в конечном счете — к отречению от художественности (еще Аристотель считал, что природа художественного заключена в радости узнавания). Разумеется, целью художника мультимедиа не является копирование действительности. Усиливая выразительность, он отказывается от деталей изображаемых реальных объектов и подчеркивает их значимые свойства. При этом достигается необходимый уровень абстрактности, который еще больше усиливается, когда изобразительное полотно оживает в ритме звучащей музыки. Все это повышает знаковость создаваемых образов, символику смыслообразования, обеспечивает большую эмоциональную целостность произведения.

СМЫСЛОВЫЕ КОНЦЕПТЫ СОВРЕМЕННЫХ

АРТ-МУЛЬТИМЕДИА

Новые художественные возможности, открываемые мультимедийным творчеством, заставляет нас вспомнить, что настоящие художники всегда являлись пророками и новаторами, а не последователями установок, диктуемых церковью, государственной властью, или каким-то другим институтом общественного давления. К сожалению, арт-творчество сегодняшнего дня ориентировано на быстрые «художественные» решения, легкие для понимания, доступные для широких масс, другим словами — на «конкурентный продукт». Мы не говорим сейчас о коммерческой составляющей современного искусства, тема несколько глубже. Появление цифровых технологии и легкодоступных компьютеров привело к тому, что миллионы людей стали считать себя художниками, дизайнерами, музыкантами. Кроме того, каждая смена художественной концепции в XX веке стимулировала появление новых объектов массовой культуры, понятных для широких масс. В результате массы поверили, что теперь

высокое искусство доступно и им (а не только испанскому королю, который держал в качестве придворного художника Франциско Гойю). Но, на самом деле, в восприятии и понимании искусства мало что изменилось. Большинство людей приходят в художественные галереи ради развлечения. Настоящие образцы искусства, которые являются результатом бесконечного и сложного процесса художественного творчества, встречаются нечасто и слишком трудны для понимания в обществе потребления. Это особенно характерно для арт-мультимедиа, в которых зачастую упор делается не на эстетические ценности, а на технические эффекты.

Тем не менее, мы настаиваем на том, что компьютерные технологии обладают высоким художественным потенциалом. Анализ художественных мультимедиа подтверждает продолжающуюся диффузию границ творчества и объединение различных видов искусства в некий симбиоз. Обращаясь к сознанию и психике человека, мультимедиа оперирует комплексом визуальных и звуковых образов, уплотняя тем самым поток художественной информации. Мультимедиа, разорвав рамки средств коммуникации, все активнее становятся новым гибридным художественным языком, так как через звучание музыкальной темы, динамичные формы экранных изображений и их непрерывную подвижность в сознании реципиента происходит достраивание художественной материи, интерпретация художественных образов и постижение эстетической сущности произведения.

Катализатором развития новых художественных процессов может стать появившаяся перспектива интерактивного взаимодействия человека (реципиента) с изображением на экране. Это свойство мультимедиа пытается использовать Питер Гринуэй. Пока чаще всего процесс «исполнения» арт-мультимедиа сводится к «проигрыванию» компьютерного файла. Однако форма произведения может быть «открытой», если автор даст возможность исполнителю (или зрителю/слушателю) непосредственно участвовать в процессе воспроизведения. «Живое» звучание, сценарная неоднозначность совмещения музыкальных и видеообразов во время исполнения приведет к усилению эмоционального восприятия, что позволяет говорить о высоком художественном потенциале мультимедийного произведения, способного стать подлинным произведением искусства. Он признавался, что ему интересно задействовать возможности новейших удивительных средств: «Вокруг нас открываются окна и двери новых опытов. Новые языки, новые видения, новые модальности, новые восприятия, микроперспективы, макроперспективы. Мы должны как можно полнее использовать эти возможности,

как только выпадает шанс»[Зайцева].

Список литературы:

Зайцева И. Питер Гринуэй: Кино потеряло былое влияние. Интервью. http://top10-kiev.LivejournaL.com/156238.htmL.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.