Научная статья на тему 'Viber и WhatsApp в русском языковом сознании: анализ полевой и категориальной структуры'

Viber и WhatsApp в русском языковом сознании: анализ полевой и категориальной структуры Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY-NC
470
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / МЕССЕНДЖЕР / АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / WHATSAPP / VIBER / ПСИХОЛИНГВИСТИКА / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / ДИГИТАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Клюев Никита Александрович

Предметом исследования является структура субконцептов WhatsApp и Viber в русском языковом сознании. Цель работы заключается в описании полевой организации ассоциативных полей на стимулы WhatsApp и Viber и выявлении классификационных когнитивных признаков. Особое внимание уделяется проведению сравнительного анализа категориальных структур субконцептов: проводится сопоставительный анализ классификаторов, полученных в результате когнитивной интерпретации номинативных полей субконцептов. Материалом исследования послужили реакции, полученные в ходе свободного ассоциативного эксперимента (проводился в сетевой форме). Методом концептуального исследования стала когнитивная интерпретация языковых единиц, номинирующих содержание субконцептов (ассоциаты обобщаются в когнитивные признаки, затем на основе полученных данных формируется перечень классификаторов). Основными выводами проведённого исследования являются: установление сходства субконцептов на уровне полевой организации и категориальной структуры; выявление когнитивных признаков «Цвет и элементы фирменного стиля» и «Название WhatsApp / Viber» как первичных способов различения субконцептов в сознании пользователей; выявление значительной доли аффективных признаков в структуре обоих субконцептов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Клюев Никита Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Viber и WhatsApp в русском языковом сознании: анализ полевой и категориальной структуры»

Viber и WhatsApp в русском языковом сознании: анализ полевой и категориальной структуры

Клюев Никита Александрович

аспирант, кафедра "Иностранные языки и связи с общэственностъю", Пермский национальный

исследовательский политехнический университет

614007, Россия, Пермская область, г. Пермь, уп. Революции, 4, кв. 92

И [email protected]

Статья из рубрики "Актуальный вопрос"

Аннотация.

Предметом исследования является структура субконцептов WhatsApp и УШег в русском языковом сознании. Цель работы заключается в описании полевой организации ассоциативных полей на стимулы WhatsApp и УШег и выявлении классификационных когнитивных признаков. Особое внимание уделяется проведению сравнительного анализа категориальных структур субконцептов: проводится сопоставительный анализ классификаторов, полученных в результате когнитивной интерпретации номинативных полей субконцептов. Материалом исследования послужили реакции, полученные в ходе свободного ассоциативного эксперимента (проводился в сетевой форме). Методом концептуального исследования стала когнитивная интерпретация языковых единиц, номинирующих содержание субконцептов (ассоциаты обобщаются в когнитивные признаки, затем на основе полученных данных формируется перечень классификаторов). Основными выводами проведённого исследования являются: установление сходства субконцептов на уровне полевой организации и категориальной структуры; выявление когнитивных признаков «Цвет и элементы фирменного стиля» и «Название WhatsApp / У^ег» как первичных способов различения субконцептов в сознании пользователей; выявление значительной доли аффективных признаков в структуре обоих субконцептов.

Ключевые слова: концепт, мессенджер, ассоциативный эксперимент, WhatsApp, УШег, психолингвистика, социальные медиа, когнитивная лингвистика, интернет-коммуникация, дигитальная коммуникация

DOI:

10.7256/2454-0749.2018.3.26683

Дата направления в редакцию:

24-06-2018

Дата рецензирования:

01-07-2018

Hdid публикации:

02-07-2018

1. Введение

По данным Mediascope, месячная аудитория мессенджера WhatsApp в России на апрель 2018 года составляет 24,9 млн пользователей, Viber — 20,8 млн пользователей, они являются самыми популярными мессенджерами в России. При этом подавляющее большинство пользователей заходят в них с мобильных устройств (24,1 млн человек —

WhatsApp, 19,9 млн человек — Viber)^10!. По состоянию на сентябрь 2017 года, W hatsApp входил в десятку интернет-ресурсов в России с максимальной совокупной

аудиторией десктоп + мобайл ПШ. Представленные данные позволяют с уверенностью говорить, что коммуникация через мессенджеры является одним из самых популярных каналов коммуникации у пользователей интернета. Активное использование мессенджеров не может не накладывать отпечаток на представление пользователей о коммуникационном ландшафте, в котором они существуют. Когнитивные исследования подобных явлений помогут понять процессы концептуализации и категоризации явлений в сознании человека, т.к. показывают опыт его взаимодействия с динамично меняющимися объектами в условиях регулярного взаимодействия, поскольку «концепт отражает категориальные и ценностные характеристики знаний о некоторых фрагментах

мира» [7].

Исследования мессенджеров в русле лингвистики затрагивают преимущественно вопросы жанров интернет-дискурса, влияния медиасреды на коммуникацию (электронно-опосредованная коммуникация), а также функционирования полимодальных текстов в интернет-среде (Е. И. Горошко, Л. В. Павлова, Н. А. Ахренова, S. C. Herring и др.).

Цель данной статьи — описать полевую организацию ассоциативных полей на стимулы WhatsApp и Viber , выявить классификационные когнитивные признаки и провести сравнительный анализ категориальных структур.

2. Методика и структура выборки

В качестве метода исследования выбран свободный ассоциативный эксперимент в интернете Существует большое количество исследований, применяющих

семантические методы анализа языковых единиц, объективирующих ассоциативное поле концепта (Ю. Н. Караулов, Е. И. Горошко, З. Д. Попова, И. А. Стернин, М. В. Пименова и др.). В данном исследовании мы применим метод когнитивной интерпретации языковых средств, номинирующих концепт, предложенный З.Д. Поповой и И.А. Стерниным: «когнитивная интерпретация результатов ассоциативных экспериментов может осуществляться через этап описания психолингвистического значения, а может осуществляться напрямую - через прямую когнитивную интерпретацию ассоциатов. <...> ассоциаты обобщаются непосредственно в когнитивные признаки, минуя стадию распределения семантических компонентов по отдельным значениям» [8, с- 14°1.

В эксперименте приняло участие 605 испытуемых. Учитывая новизну исследуемых явлений и доступность их использования, мы не вводили дополнительные элиминирующие параметры для выборки вроде возраста, пола, рода деятельности. Основную долю испытуемых составили люди в возрасте от 18 до 27 лет (62%). 59% испытуемых — мужчины, 41% — женщины. Участникам эксперимента предлагалось написать первое, что приходит в голову, когда они слышат указанные стимулы. Для

стимула WhatsApp зафиксировано 32 отказа, для стимула Viber — 17. 3. Результаты эксперимента 3.1. Полевая организация концепта

Результаты эксперимента для стимула WhatsApp представлены Рис. 1.

сель 4. как да.и 4. (крсшска фото (фотографии) I. фчйкбук (fsctbooJt) 4. Друзы з, принт з. Ролггмв з. зютп з. фномпжнй ?. го.тосовьк

coiiÖmiHiH 3. мюп Д. Смс 3. сэицэтфон (е:чар1фекы) 3. ерунда Z, c«ipa I. вогслш СшИшт I. Бесполезность 2. Не нуля 2, программа 2. деЬоое 2, менее 2, мобильный 1е.мфсн 2. Мобильник 2, iPböne (АНфои^ 2, Apple (Эти) 2, Спян 2, Диалог 2. e«tb L фе<а кепки 1. шланг 1, дно 1. böi ]. ЮНфШЛШШаЛЫЮСГЬ1. fk ПОДДфЛтЛСГСН 1. HrttyjfcJLU.fi №ССс№£нгр I. Г» ЛсТ> I. jfctfHM XptHb 1. НАШ Hi .№t£iiKatt£kii

I, WTF !, HE spvia 1.СйНфЫ I«iwrtHb» I, "¿.течечглрир, Влтсап' 1, Ашлапйсцос «w? I. фо 3, нрклдонпи км I■ скд>Т 1, гелвфоюиа труфм I, ОаиллдхЕ L. Цоыойка J, Кшаи-то сои. сеть J, Ьсспл.шгий 1, сдаю (грстраиыы) 1, Бабушка I. ('сареыетии замена сис I, dike 1, Бессиыслекиая адьтсриптни ** 1. Г вол и 1. кузобвый 1, ннта 1. ковиуреиш« I. Пелены I. bosc« ги t.«гь вк 1. 'iii моей группы 9. норъмт тип I, Елки 1, ккшЗ Ертнк I. Poeodbw^vf ! CW 1 Ч~№1ПИ» w-wrwn 1 n»htw> ! WW мА 4ЙШДТ!! 1ЧВвф|В1.Н«

ЛКбЛЮ 1. aili tiiltiKHft L. СШ&Щ вслруга I. Сяыж» L Ну тнкечг

зелёный 43. сообщения 24. приложение 22,

мессенджер 108

PlavUufcel I, ЧтоПраплжеипве 3 ОбшеНТК 12тТС.тсф0Н 12, ЧЯТ 10.

], id Еслсфшк 1. Vctapei 1. Геу ^^^^^^

на пек фгокп I. Сроню 1. г I . бесин 1, Hey'hn и» №1 ей а. Млй 1.У0«»СГ ЦХМ

венргаый t.tte очт I, УэоГ Vtbci (ВИб«ру toUlfcl}) 8. СОШМЛЫШ сСГЬ (СОИ ССТЬ. бф.ТЮЛОМП I. СМИ t. лаги I w с , ,

швнтш I.hhi^ i.ii*,™11"11') клена* иконка 5

соо&пеине тем у к 1, ад J. oft игоплу i, i-uucftiuinj* vtviiuucjma t. ajf i. чсс[у гречи i, стулемш i, не мое 1. Мкнскр с тел*impft нкснксЛ |„

есчеклес l . Tevica эел&сиА: u Wlirt н eilti ? i, Картинки: t. чс-гак t r утрф Ii, НейИмзимос il 1, поисковик i., Назсер 1, Whal's up, сицып ? L. Мн1н*р-лы 1. разложение I. ч1иГ4 op I. зелененная хреяь ■ гр!юее I. prfoxi 9. Звук айфон» с новом сообщник 1. be 1. Мышь I. (вдгонры I. {BPH*» Ij Доступно I. Млш ]. Спло препк 1и>ллп>*з1».1Тк c*4ib fp мсч,\1чыч1с 1, MeancHHutt i, «по случилось L шмкбм 1, ^Sfнeлжep 1, ел г или 9. Уледвмминл 3. itbiepiiuiiiu 1.Гл>т>е irpiueuvwie I. бесоок^есю 1. п»сьж> 1. Значоы I. ин9Г<зм«ста на телефоне 1. 6rei».tciBO I.

ЛАЙ НО Ж ИОЛЬ^ККЬ I. Обоиешк С ШДругоА I. bUfä^CK I. KäMcjÄi I. D(x>3 л I. Iuöi" I. ушки 1. Whüüp 1. 1ШК10 ]. II left Ча]Жс1 ]. HtfWM riüjft »ксемдх«р l Chili«! си^щпщкии L. 1в.тЛиисккнП I, ieieicuit к.эсфси I, .ij-^ше luJiicp I, "iic-iiouici 1, twü 1, Itifisuft тлл'нж 1, анжкуршт

Cialtstt Ii. цуж 9. Kinaft L whtfulbdi L

v I. iipdiummiyu I. лу-шш роль L оиршм прклолтше в

'itünajft иичм: легрлдаари 11ЛП 1.110-10й1К1ла Mtutmom« io осужла» 1.1.14ем I, " Ihhik« 1, ij« рад.«!, №гди ш рослелтИ ртт <ек Ii. ЛОГОТИП. ^ЬиъАрр з. Нн» I, . lüToec-Bvvii. 1. фигня 9. Блшт 3. 1. Тихий ужЛС J. xepiti >:л>:пн ко .плел 1. Г Je MCJAMIT HüüJKätfc

Рисунок 1. Ассоциаты на стимул WhatsApp

На рисунке видно, что ядро ассоциативного поля представлено номинацией мессенджер , ближнюю периферию составили номинации зелёный , сообщения , приложение , общение , телефон , чат , Viber (вибер, вайбер) , социальная сеть (соц сеть, соцсеть) , трубка , зелёная иконка .

Далее рассмотрим полевую организацию ассоциатов на стимул Viber (Рисунок 2).

С'плм 4, »¡Айкл 4, LiriWKeBiJft A, Kaflftqs 3. Рабиса Л, Д№ф<н( J, B.iiltiip i, сияргфон 1, Чшиш-ИЛ 3, focti-Mtirigc tRoifKH Z, JH> teuto Трубка на фиолетовой фч>нс 2п Родители I, вс иужея 2. У бер 2,111лра 2., рскллш S^IEmqjHfT 2Г фиолетовая ихонжп семья 2, роюкый 2. Ешй олпя вягслп 2. Biebcr (бнбер) 2. молодежь 2. говио 2. ерундя I. сеть 1, Неудобно li. рейс 1. фиолетовый Vilwrt* лрр I * Члп« 3, Незгйелиоюе I. СЫПЛЮТ |„ ПО делу 1.КЛ&Ш I, В ПШВКПК MjvOJi I. фнолстоиыяишршф i доспнишм апшм L,

дконнм 3. странный м^ссскл^ср I, прапожешк ахясмйр1 фонов надобно« 3. вплкнаонкн 1. я по не mil 1. К.Ш!е-:о негопшиые-JMOUHB I. змт I. Л>Т>зижпс ¿тикеры 1. ПрОДИИН>Т1Я соврсмхпвня ЗЛМС!» смс 1. Comhciqlc I. Отстой I. Лен 1. ЫС'ГТО I. Era ижонкп I. iiiKTpft-Mctrr I, Бершл I. Фиолетовый кружок 1. ФфЮ 1. фиоикгокнй м«с«ш«!> I. симвзш'пшй мксснелжср 1. дтн шВ 1. Тупит комтауш I.Дпсщф " Sffi?- 1 " ■. ■ кйй I г Ридутость I, Прадэшк» IР

*онок (энонкн) ЙО, сооЛщини (соовщгнне) J'J. „(ь™ i ля I.

шшкяйш^Ыш! пр|1тож5яке I? ¡¿лефин |3. счЗшгнпе 11 СкаГш е. cajat i.CqinK i.nmcn 1, весит I. лисо.ши toto 1.1i S„ L|irj S, шш^щи» (вйбршнн) К, ийМ> т, ' ТК 1. Икен" i.soiitp G

ОТСТОЙ 1. nvpnvpHblft см^ифо ^^^^^^^^^^^^^^^ -.IQpyCIM i. IliJKlDKLi l.JCBJTDLb

L, 4HTiori ihdoIi 1. npoivi' МЙССНДЛСр 11 cjwiiniHi др}тм t, тормочп L,

3>uH;iH шючя l.tM^'tiV I iliiiMrfonuf! 7Й ^iitjunnwhHe b, <Ии>ктсвыЛ

ЯР.-Ш1ЮК 1, inVjbll ^^Л 4 ' >UiO ]. Itlirj^UC L. VMri? 1,

«yoiKK-ooSoKHHi ].скорость Him^ikl(> 7. ГфвфвЫНа fv [n]liii(|jJ i. МКЙПЛ I. стон I. иииэяые I. ^jranioc

MKydfcat 1. HTTCtn l.o- (WlMt'5 Wljnisajjj] kiwi's й,цидайу.ствдяпеиащ

д^итиимтам. J (Л|1>, , у с.щ trtl (««ХЩШЫШЯ ccrM ? 1-. Р™» J.O^wwww i.

4]J.ifii00LiMciLi[iih J. анд^освяль .. - _c i. Jli woJHHl —]. []1тпя ]. Итсмггнлни.г I.

Тскт L. Mfi>]rt:qi l rjincitioicil ir*cpiMnLi L ыаыкл Lp&i L БйСШШКП 1. iipS I. icitup I,Cki ii^ 1. rnf»pnfnjMlb |.сштг

I. PnonpCIUHUe I. HlSip l.]milrttfiii i.KjlSopt I. Гс<Ц|11Л1:1[1!И l.llapO.lHJ I.cK t.t ЦиННО I. 0ILW l.hxuniart l.tMc lj Бнбри^от Е.муж^н Лил доСссплйттшк cuc LCimcqm Lt^ww щни&аияш Тс.тн|юшйя L, E^jrrb- l.npect 1.Сло:*ныл

t.v.ioftro И Г|']1ЧП1'Л ]. feira.TCHfO I. 3. i. i|illl 1ЧЧ K0I^]44t HI El v кого нее ] .ттро'л t.b|i№T I. vl!rni L пук

VTbn I, KlUm 1. фотки I, Кч^ф 1. muni I. pi* «5? 1. Ovcpewll мдаимяр it 4>wi4 I, * пан >ю читчк^ И 1.

t;iII|ilih '^'dUs A^ip (.^UECWK i, Дд^ I. дпицкя? чрвчошда« j-Ilqurpca L.bujpec 1, нст^й'ишй мгесяске^ L, дурей I. J[кокьл.

L

Рисунок 2. Ассоциаты на стимул Viber

Ядро ассоциативного поля представлено двумя номинациями: мессенджер и фиолетовый . В ближнюю периферию вошли номинации звонок (звонки) , сообщения (сообщение) , приложение , телефон , общение , Скайп , связь , чат , вибрация (вибрации ), мама , вибратор , программа , стикеры (стикер ), вотсапп (What's up, Whatsapp, What's app) , друзья (друг ), соц сеть (социальная сеть ).

Представим к сравнению структуры ассоциативных полей на уровне ядра и ближней периферии. Очевиден ряд сходств:

1 . Ядерную часть ассоциативных полей составляет реакция мессенджер . Данная лексема практически не закреплена в русскоязычных словарях. Словарь бизнес-терминов определяет мессенджер как клиентскую программу в системах обмена

мгновенными сообщениями [6]. Это означает, что понятие мессенджер выступает гиперонимом по отношению к понятиям Viber и WhatsApp . Поскольку родовое понятие занимает центр ассоциативных полей обоих стимулов, мы приходим к выводу, что они выступают субконцептами по отношению к концепту мессенджер .

2 . К ядру ассоциативных полей также тяготеют цветовые номинации (зелёный для WhatsApp и фиолетовый для У^ег). Это может быть связано с тем, что именно цвет (в который окрашены иконка приложения и элементы интерфейса) служит главным когнитивным маркером разграничения изучаемых объектов в сознании пользователей.

3 . Ближнюю периферию обоих ассоциативных полей составляют реакции, отражающие пользовательский опыт (взаимодействие и восприятие) приложений У^ег и WhatsApp (звонок, сообщения, общение, приложение и т.д.).

3.2. Категориальная структура концептов

Значительное число реакций, составляющих в том числе дальнюю периферию ассоциативных полей и представленных разными номинациями, семантически очень близки, поэтому оставлять их за скобками анализа нельзя. Поскольку на этапе сравнительного анализа полевой организации концептов мы пришли к выводу, что WhatsApp и Viber являются субконцептами концепта мессенджер , на этапе когнитивной интерпретации выделяются классификационные когнитивные признаки (классификаторы в терминологии Дж. Лакоффа), которые являются результатом категоризации и должны

быть общими для обоих концептов [5, 8]. Стоит отметить, что в рамках данного анализа строгое разделение когнитивных признаков на группы невозможно, поэтому часть признаков может относиться сразу к нескольким классификаторам. Далее мы представляем когнитивные классификационные признаки концептов Viber и WhatsApp .

Когнитивная интерпретация ассоциатов показала, что в структурах концептов выделяется 8 классификационных признаков:

1. Сервис (программа, приложение).

2. Коммуникация и возможности общения.

3. Цвет и элементы фирменного стиля.

4. Отношение к стимулу.

5. Устройство.

6. Люди.

7. Название WhatsApp / У^ег.

8. Названия сервисов.

В Таблицах 1 и 2 представлены классификационные признаки в структурах концептов WhatsApp и Viber , расположенные в порядке уменьшения их яркости (доли когнитивных

признаков, входящих в группу классификатора).

Таблица 1. Когнитивные классификационные признаки в структуре концепта WhatsApp

Когнитивный классификационный признак Кол-во признаков Яркость

Сервис (программа, приложение) 155 30%

мессенджер, приложение, социальная сеть, программа, ненужный мессенджер, окно (программы), зелёный мессенджер, удобная программа, мессенджер большинства, ЧтоПриложение, лишнее приложение, программа для смс, менеджер, глупое приложение, непонятный мессенджер, app, какая-то соцсеть, прога, сеть, очередное приложение в PlayMarket, плей маркет.

Коммуникация и возможности общения 121 23,4%

сообщения, чат, фото, звонки, голосовые сообщения, смс, звонок, конфиденциальность, современная замена смс, сообщения айфон, новость, чат моей группы, бесплатные смс, чатик-хуятик, пароль, диалог, программа для смс, видеообщение, все видят, когда ты последний раз там был, голосовухи, это где можно написать сообщение, надоедливые сообщения, звонки, уведомления, письмо, камера, общение, связь, как дела, переписка, привет, смайлики, фото кошки, по делу, стикеры, ответ, смайлы, не беспокоить, говорить, беседы, краткость, болтология, слова, картинки, разговоры, стало проще поддерживать связь со знакомыми, общение с подругой, обмен сообщениями, спам, геморрой и спам, говорить, инкогнито.

Цвет и элементы фирменного стиля 72 14,0%

зёлёный, фиолетовый, зелёная иконка, зелёная хрень, зелёный кружок, зелёный мессенджер, зелень, зелёный логотип, зелёный значок, зелёный кружочек, трубка на зелёном фоне, месэнджер с зелёной иконкой, тёмно-зелёный, зелёненькая хрень в iPhone, зелёненький, зелёный телефон, зелёный значок, трубка, телефонная трубка.

Отношение к стимулу 61 11,8%

ерунда, бесполезность, не нужен, дно, ненужный мессенджер, по делу, кабала по американски, WTF, не круто, помойка, бесплатный, бессмысленная альтернатива вк, неудобный, нормал так, не люблю, удобная программа,

странная штука, чушь, лишнее приложение, дурость, удобство, деградация, устарел, геморрой и спам, ложь, старый век, дерьмо, не читал но осуждаю, зачем, лишнее, ненужный, не очень, удобно, фигня, заебал, не нужно, тихий ужас, херня какая-то непонятная, хуже, хрень, отвращение, ад, ой впизду, надоедливые сообщения, не моё, отвлекает, необходимость, раздражение, доступно, стало проще поддерживать связь со знакомыми, медленный, заколебал, глупое приложение, беспокойство, бесполезно, давно не пользуюсь, непонятный мессенджер, лучше вайбер.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Устройство 29 5,6%

телефон, смартфон, мобильный телефон, мобильник, iPhone, не поддерживается на моём планшете, на телефоне, много места на телефоне.

Люди 27 5,2%

друзья, родители, мама, сестра, скаут, бабушка, чат моей группы, российские друзья, есть у всех, лучшая подруга, отец, подростки, для геев, студенты, общение с подругой, муж, nigga, нига, нигеры, men!, man.

Название WhatsApp 26 5,0%

вотсапп , boi, Элементарно, Ватсап!, Вазаааап, в чём дело, WHAAAASSSUUUUP!! WAZZAAAAAAAAUP!, вазааап, what app, man нига, ваззаааап, вазап, нигеры, nigga, What is That?, чокак, What's up, nigga?, what's up, что случилось, ватсап, men!, Wazzup, whatsafuck, бро.

Названия сервисов 25 4,8%

Viber (вибер, вайбер), фейсбук (facebook), вотсапп, Элементарно, Ватсап!, есть вк, что-то иногда мелькающее на стене фконта, Hey!I'm using WhatsApp!, логотип WhatsApp, вместо ICQ, ICQ, вк, конкурент Скайпа, лучше вайбер, imessage, бессмысленная альтернатива вк.

Таблица 2. Когнитивные классификационные признаки в структуре концепта Viber

Когнитивный классификационный признак Кол-во признаков Яркость

Сервис (программа, приложение) мессенджер, приложение, программа, социальная сеть, фиолетовый мессенджер с достающим спамом, странный мессенджер, приложение для смартфонов неудобное, фиолетовый мессенджер, 121 22,7%

симпатичный мэссенджер, мессенджер непонятно какой аудитории, прораммное обеспечение, ещё одно приложение для общения, моё любимое приложение, "бабушкин" мессенджер, месэнджер с фиолетовой иконкой, глупое приложение, очередной месенджер и куча мусора, дурацкое приложение, неудачный мессенжер, сервис, клиент.

Коммуникация и возможности общения

звонок (звонки), сообщение (сообщения), общение, связь, чат, стикеры, спам, звонилка, бесплатные звонки, чатик, видеозаписи, дурацкие стикеры, продвинутая современная замена смс, фото, контакты, детские картинки, халявные звонки, мама с фотками кота, переписка с семьёй, очередная болталка, переписка, ещё одно приложение для общения, спамеры, опять забыла его проверить, аудиосообщение, слова, смайоы, защищённое соединение между думя пользователями, текст, ответ, разговор, смс, нужен был до бесплатных смс, смайлики, фотки, в место смс.

109

20,5%

Цвет и элементы фирменного стиля

фиолетовый, трубка, сиреневый, трубка на фиолетовом фоне, фиолетовая иконка, розовый, фиолетовый Whats app, фиолетовый мессенджер с достающим спамом, его иконка, фиолетовый кружок, фиолетовый мессенджер, фиолетовый жёлтый рюкзак, фиолетовая назойливость, иконка вайбера, пурпурный смартфон, круглый, хрень фиолетовая, фиолетовый ярлычок, бледный баклажан, синее облачко, violet, месэнжер с фиолетовой иконкой, синий, телефонная трубка, иконка.

108

20,3%

Отношение к стимулу

полезно, не нужен, ерунда, неудобно, неизведанное, по делу, мусор, филетовый мессенджер с достающим спамом, странный мессенджер, приложение для смартфонов неудобное, какие-то негативные эмоции, сомнение, отстой, нечто, симпатичный мессенджер, для лохов, тупит, ненужный мессенджер, не пробовал, но плохой, раздутость, противно, ругают, прошлое, фу, фиолетовая назойливость, бесит, очередная болталка, отстой, норм, раздражение, ненадобность, сучный, тормозит, затянули сволочи, хрень фиолетовая, хрень, моё любимое приложение, бессмыслица,

69

12,9%

отврат, дурацкое оповещение, нет стабильности, состояние раздражения, ад, назойливость, гавно, бесполезность, fags, разочарование, нахер, странно, раздражает, нужен был до бесплатных смс, глупое приложение, бесить, стресс, сложный, удобно и приятно, бесполезно, хрен, фигня которой ни у кого нет, фигня, так себе, очередной мессенджер и куча мусора, дурацкое приложение, перегрев, неудачный мессенджер

Люди мама, друзья, родители, семья, Bieber (бибер), Вайпер (viper), аноним, для лохов, мессенджер непонятной какой аудитории, мама с фотками кота, переписка с емьёй, девочка, девушка, чатик с папой, иностранные друзья, затянули сволочи, бабушка, для геев, старики, муж, старая знакомая, племянница, мамка скачала себе, fags, молодежь, дуров, спамеры. 43 8,1%

Название Viber вибрация, вибратор, вайбер, вайпер, Убер, Bieber,Фибра, воблер, Fiber, violet, вибрировать, теория струн, вибрирует, вейпер, а как это читается? 34 6,4%

Названия сервисов Скайп , вотсапп (What's up, Whatsapp, What's app), Вайбер, Убер, фиолетовый Whats app, иконка вайбера, телеграм, ваттсап, ICQ с котиками, то же, что и ватсап, вк, звук звонка Viber, квип, второй Watts App. 30 5,6%

Устройство телефон, смартфон, айфон, в планшетах. 19 3,6%

Сводная структура классификационных когнитивных признаков обоих концептов представлена на Рисунке 3.

Рисунок 3. Сравнение структур классификационных когнитивных признаков для

WhatsApp и Viber .

Рисунок 3 наглядно показывает сходство структур на уровне классификационных признаков. Оно, на наш взгляд, неслучайно и доказывает высказанную ранее мысль, что WhatsApp и Viber являются не просто родственными понятиями, но и субконцептами концепта мессенджер и поэтому слаборазличимы в сознании пользователей по большинству признаков (за исключением цвета и названия). Рассмотрим содержание каждого классификационного признака в сравнении.

1. Сервис (программа, приложение)

Самый яркий классификационный признак в категориальной структуре обоих концептов. В силу отсутствия регулярной установленной лексемы для обозначения родового понятия, результаты эксперимента включают достаточно широкий перечень номинаций, объединённых в интегральные признаки (ср.: мессенджер, приложение, социальная сеть, программа, окно и др. д л я WhatsApp и мессенджер, приложение, программа, социальная сеть, программное обеспечение и др. для Viber ). При этом признак более ярко выражен в структуре концепта WhatsApp (30% против 22,7% для Viber ).

2. Коммуникация и возможности общения

Второй по яркости признак, который отражает основной опыт использования WhatsApp и Viber у испытуемых. В числе актуализированных признаков присутствуют определённые способы коммуникации, входящие в функционал приложений (сообщения, звонки, голосовые сообщения, чат, замена смс и др. ), процесс коммуникации (переписка, беседы, общение и др. ), а также непосредственные продукты коммуникации в разных медийных формах (смайлики, текст, фотки и др. ). Яркость классификатора примерно равна для обоих концептов (23,4% для WhatsApp и 20,5% для Viber ).

3. Цвет и элементы фирменного стиля

Третий по яркости признак в структурах концептов. Более ярко представлен в структуре концепта Viber (20,3% против 14% для WhatsApp ). Количество разных номинаций, объективирующих признак, в случае Viber также заметновыше (ср.: фиолетовый, сиреневый, розовый, пурпурный, бледный баклажан, violet , синий — Viber ; зелёный, зелёненький, тёмно-зелёный — WhatsApp ). Кроме того, актуализируются признаки, отражающие визуальное восприятие фирменного стиля приложений (WhatsApp : зелёная

иконка, зелёный кружок, трубка на зелёном фоне, зелёный телефон, трубка и т.д.; Viber : трубка, трубка на фиолетовом фоне, фиолетовая иконка, фиолетовый ярлычок и т.д. ).

4. Отношение к стимулу

Признак объективирован номинациями, которые носят оценочный характер и содержат эмоционально окрашенную информацию, отражающую перцептивную сторону концептов. Несмотря на эмотивную полярность, большинство реакций имеет негативную тональность (90% для WhatsApp , 92,4% для Viber ). Например, WhatsApp : ерунда, бесполезность, не нужен, дно, не круто, помойка и др.; Viber : не нужен, неудобно, мусор, странный мессенджер, отстой и др.

5. Люди

Классификационный признак отражает медийность исследуемых объектов, их роль посредника между участниками коммуникации, поэтому когнитивные признаки включают представления испытуемых либо о пользовательской аудитории сервисов, либо о тех людях, с которыми они сами через них общаются (WhatsApp : друзья, родители, сестра, мама, бабушка, студенты и др.; Viber : мама, друзья родители, семья, мессенджер непонятно какой аудитории, мама с фотками кота и др. ). Яркость признака выше для концепта Viber (8,1% против 5,2% для WhatsApp ).

6. Названия WhatsApp и Viber

Признак объективируется ассоциатами, связанными непосредственно с откликом на стимул как на название, отражающими языковые отношения со стимулом. Так, название WhatsApp, построенное на игре слов (фраза «What's up?»), вызывает соответствующие реакции (boi , Ватсап!, Вазаааап, в чём дело, WAZZAAAAAAAAUP ! и т.п. ). В случае с названием Viber обыгрывается созвучие с другими словами (Bieber , Viper , Убер, воблер, фибер и т.д. ). Яркость признака выше для концепта Viber (6,4% против 5% для WhatsApp ).

7. Названия других сервисов

Признак объективируется достаточно большим количеством номинаций других сервисов. Возможно, это связано с тем, что по отношению друг к другу эти сервисы являются тем, что А.А. Залевская называла симилярами — семантически близкими в языковом сознании людей объектами, не являющимися синонимами в традиционном смысле. Это предположение подкрепляется и цветовыми реакциями, иллюстрирующими отсутствие иных содержательных различий между ними. Ср.: WhatsApp : Viber , фейсбук, есть вк, вместо ICQ и др.; Viber : скайп, вотсапп, телеграм и др . Яркость признака выше для концепта Viber (5,6% против 4,8% для WhatsApp ).

8. Устройство

Устройства выступают материальными посредниками между пользователем и мессенджером. Поэтому опыт регулярного взаимодействия с этими устройствами нашёл своё отражение и в ассоциативном поле концептов (WhatsApp : телефон, смартфон, мобильный телефон, iPhone и др.; Viber : телефон, смартфон, айфон, в планшетах ). Яркость признака заметно выше для концепта WhatsApp (5,6% против 3,6% для Viber ).

4. Выводы

1 . Результаты эксперимента показывают сходство субконцептов не только на уровне

полевой организации и категориальной структуры, но и на уровне семантики языковых средств, объективирующих их содержание, и, следовательно, когнитивных признаков, представляющих собой это содержание. Приведённые выше примеры доказывают это для всех классификационных признаков, за исключением признаков «Цвет и элементы фирменного стиля» и «Название WhatsApp / Viber».

2. Кардинальные и очевидные содержательные различия в признаках «Цвет и элементы фирменного стиля» и «Название WhatsApp / Viber» указывают на то, что эти признаки являются первичными способами различения субконцептов в сознании пользователей. Актуализация именно этих зон может быть связана с продуктовой конкуренцией и маркетинговой активностью разработчиков приложений WhatsApp и Viber, где каждая сторона пытается добавить в функционал своего приложения новые возможности, которые вводит конкурент. Следовательно, с определённого момента существования приложений когнитивная демаркация приложений по признаку функционала становится невозможной. При этом главным дифференциальным признаком, на наш взгляд, является именно признак «Цвет и элементы фирменного стиля», потому что номинации, объективирующие его, отражают внеязыковой, перцептивный опыт взаимодействия пользователей с изучаемыми объектами. В случае с признаком «Название WhatsApp / Viber» мы в обоих случаях видим чисто языковую игру, связанную с названием каждого сервиса (для сравнения: в классификационном признаке «Названия других сервисов» актуализируется также внеязыковая реальность).

3 . Заметная доля аффективных признаков в структуре обоих субконцептов может говорить об активном опыте взаимодействия пользователей с изучаемыми объектами. Несмотря на подавляющее число негативно окрашенных признаков, число пользователей обоих приложений в русскоязычном сегменте непрерывно растёт.

Исследование отражает опыт взаимодействия пользователей с приложениями в текущей их версии. Не исключено, что изменение любого элемента приложения, который актуализирует какой-нибудь из классификационных когнитивных признаков, приведёт к заметным содержательным и (или) структурным изменениям концептов, что, в свою очередь, позволит изучить их динамическую природу.

Библиография

1. Аудитория самых популярных мессенджеров в России на начало 2018 года: Telegram в тройке лидеров Электронный ресурс). — Режим доступа:

https ://vc.ru/36321-auditoriya-samyh-populyarnyh-messendzherov-v-rossii-na-nachalo-2018-goda-telegram-v-troyke-liderov (Дата обращения: 23.04.2018).

2. Ахренова Н. А. Основные способы классификации жанров Интернет-дискурса // Вестник ЧГПУ. 2009. №9. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/osnovnye-sposoby-klassifikatsii-zhanrov-internet-diskursa (дата обращения: 23.05.2018).

3. Горошко Е. И. Психолингвистика Интернет-коммуникаций Электронный ресурс). — Режим доступа: http://www.textology.ru/article.aspx?aId = 198 (дата обращения: 23.04.2018).

4. Исследование Telegram аудитории Электронный ресурс). URL http://momri.org/telegram_audience (дата обращения: 23.05.2018).

5. Лакофф Дж. Мышление в зеркале классификаторов / Пер. с англ. Р.И. Розиной // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXIII. Когнитивные аспекты языка. — М., 1988 — С. 12-21.

6. Мессенджер: словарь бизнес-терминов Электронный ресурс). — Режим доступа:

https://dic.academic.ru/dic.nsf/business/17635 (дата обращения: 23.04.2018).

7. Пименова М. В. Душа и дух: особенности концептуализации / М. В. Пименова. — Кемерово: Графика, 2004. — С. 10.

8. Попова З. Д. Семантико-когнитивный анализ языка / З. Д. Попова, И. А. Стернин. — Воронеж: Истоки, 2007. — С. 140.

9. Herring, S. C., Ed. Computer-Mediated Discourse Analysis. Electronic resource) / S. C. Herring Special issue of the Electronic Journal of Communication, 6(3) -1997. -URL: http://www.cios.org/www/ejc/v6n396.htm (дата обращения: 23.05.2018).

10. Mediascope представляет данные по аудитории мобильного интернета в городах с населением 100 000+ Электронный ресурс). — Режим доступа: http://mediascope.net/press/news/774724/ (Дата обращения: 23.04.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.