УДК 821 (091)
ЛАМухамадеева, Р.М.Зябиров
ВХОЖДЕНИЕ ТАТАРСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИЙСКОЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.
В конце XIX - начале ХХ вв. происходит активная интеграция мусульман в российское социокультурное пространство. Она повлекла за собой развитие капиталистических отношений, отходничество, урабанизационные процессы, исполнение мусульманами воинской повинности. Правительственный прагматизм означал создание определенных условий для представителей иной культуры, прежде всего - защиту их этноконфессиональной идентичности в инородной среде от грубой ассимиляции.
Ключевые слова: интеграция, этноконфессиональная идентичность, ассимиляция, отходничество, урбанизация.
Mukhamadeeva L.A., Zyabirov RM. ENTERING TATAR SOCIETY IN THE RUSIAN SOCIO-CULTURAL SPACE IN THE LATE XIX - EARLY XX CENTURIES
In the late nineteenth and early twentieth centuries, the active intégration of Muslims in the Russian socio-cultural space. It entailed the development of capitalist relations, seasonal work, urbanization processes, the execution of Muslims conscription. Government pragmatism meant the creation of certain conditions for the representatives of other cultures, primarily the protection of their ethnic and religious identity in a foreign environment from the gross assimilation.
Key words: integration, ethnic and religious identity, assimilation, seasonal work, urbanization.
В конце XIX - начале ХХ вв. происходит активная интеграция мусульман в российское социокультурное пространство. По мнению исследователей, она повлекла за собой «развитие капиталистических отношений, отходничество, урабанизационные процессы, исполнение мусульманами воинской повинности. Правительственный прагматизм означал создание определенных условий для представителей иной культуры, прежде всего - защиту их этноконфессиональной идентичности в инородной среде от грубой ассимиляции» [1. с. 4].
Газета «Русская правда» в 1912 г. писала: «Пробуждение мусульманских народностей от вековой спячки - несомненный факт. Ислам переживает на наших глазах внутреннюю эволюцию, передовые улемы стараются доказать, что ислам не противится прогрессу и реформам. В России мы тоже видим пока немногочисленных, но стойких и талантливых представителей реформаторского движения в исламе. Движение до сих пор носило религиозный отпечаток в виду той важной роли, какую играет религия в жизни мусульман. Но это дает повод дилетантам в исламе видеть в движении опасность «панисламизма». Мы с особым удовольствием отмечаем новое течение среди тюркских народов, течение чисто светское и культурно-прогрессивное» [2].
Достижения Европы и России способствовали необходимости обязательного изучения новых наук за рубежом. Татарская общественность обсуждала необходимость отправления учеников в Европу, а для предотвращения негативной реакции со стороны татарского духовенства обращала внимание на исламскую культуру в корнях европейских наук [3. с. 124-125]. В это время появляются первые переводы произведений известных русских и западных писателей и первые собственные сочинения.
«Известия по Казанской епархии», издаваемые при Казанской духовной академии, в 1912 г. опубликовали доклад священника В.Бетковского «Отрезвление народа как одно из главных условий борьбы с переходящим в наступление мусульманством», где констатировалось, что «между татарами прежде часто возникали волнения, переходящие иногда границы дозволенного. Потом в них начала замечаться резкая перемена: они начинают дорожить миром и спокойствием, все силы сосредотачивать на объединении, взаимопомощи, просвещении и вообще задачах культурных. На наших глазах из татарства силы стихийной образуется сила сознательная. К этому нужно прибавить распространение между татарами идей панисламизма, пантюркизма. Таким образом, внутри нашего отечества создается нравственно-умная и бытовая крепость, совершенно обособленная от русской земли, создается государство в государстве» [4. с.49]. Инспектор народных училищ Таврической губернии А.Горячкин утверждал, что руководители мусульманских масс считают, по-видимому, культуру и просвещение среди мусульман, проживающих в России, необходимым в целях самоопределения, а не сближения с русскими на почве общегосударственных интересов России [5. с. 475].
Идея преемственности "Запад-Восток" в татарском обществе и тюркском мире в целом
была реализована с падением Османского государства. По поводу процесса реализации перехода от восточных ценностей к западноевропейским А.З. Валидов дает поэтапную характеристику в «Тюрк Юрты». Он пишет, что «...в результате второй мировой войны и революции экономика мелких национальностей, в том числе и турок, разрушалась более чем у других. В непосредственном участии турок в этих событиях волшебные занавески их жизни были сняты, турецкая жизнь столкнулась с техникой и культурой Европы. Место мечтаний и воображений заняла действительность, религия уступила место статистике - науке; ученики и софисты бросили религиозные школы, ушли в светские школы, техникумы и сельскохозяйственные институты. И, как через рентгеновские лучи обнаружились все болезни и недостатки Востока. С другой же стороны, благодаря 13-летней войне и революции, была парализована национально-культурная связь между различными тюркскими народами. Прекратился обмен между печатными произведениями между турками России и турками Турции, порвалось также всякая идейная связь между турецкими племенами самой России. В результате такого полнейшего и всестороннего застоя национальной жизни получился такой распад и хаос. Только теперь мы вспоминаем и оцениваем, как велико было влияние литературы и учебников турок на русских турок (татар) до европейской войны, и какое огромное моральное влияние имела в Турции самодеятельность русских турок. В данную эпоху силы, которые могут работать по пути возрождения идеи турецкого национализма, не только не в состоянии производить что-то новое, противопоставляемое влиянию нахлынувших идей европейской экономики, они не в состоянии даже восстановить старое довоенное положение. Нет средств, нет капиталов - препятствий много; имеющиеся культурные силы все уменьшаются, а новые силы не появляются» [6].
В татарском обществе произошел распад хозяйственно-экономической и просветительской деятельности, который парализовал национально-культурную связь между тюркскими народами и привел к застою национальной жизни российских татар [7. с.176]. Лишь в 80-х гг. XIX в. началось движение в пользу реформы татарской жизни, школы и всего быта, проведение которой диктовалось необходимостью хозяйственно-технического прогресса. Появились представители лидеров религиозных модернизаторов Ш.Марджани, Х.Фаизханов, К.Насыри, Г.Баруди, М.Бигиев, З.Камали, Г. Шнаси и другие [8. с.104].0днако просветительский путь не получил своего ясного оформления. Эти деятели не знали с чего начать: одни боролись за право разума, другие за обновление школы, другие за введение европейских наук [9. с.277]. И.Гаспринский, ЮАкчура, С.Максуди, Ф.Карими развивали идеи модернизации и либерализации татарского общества под непосредственным влиянием Западной Европы. Они видели «модернизацию, как естественную реакцию мусульманского общества на кризис традиционализма, многократно усиленный давлением колониальной системы» [10. с. 161].
Вместе с тем, татарские ученые выступали против слепого подражания и установления древних авторитетов - таклида - при решении новых проблем. Основателем этого направления стал Абдуннасыр Курсави [11. с. 72], а продолжателями его идей были Шихабутдин Марджани и Риза Фахретдин.
В Поволжье и Приаралье одной из обсуждаемых религиозных проблем была взаимосвязь разума и откровения. У татарских джадидистов было две важные причины, чтобы сделать эту проблему актуальной. Из них первой являлось то, что общество и часть ученых видели некую противоположность между религией и развивающимися на Западе естественными науками, и считали, что естественные науки вытесняют религию. В результате неправильного понимания этой науки, в обществе, в основном, признавались лишь религиозные науки, и таким образом, усложнялось преподавание естественных наук в школах и медресе. Второй причиной выделялось то, что в религиозном знании основой являлась имитация (подражание или таклид).
Источники и литература
1. Загидуллин И.К. Исламские 1. Zagidullin I.K. Islamskie instituty v институты в Российской империи: мечети в Rossijskoj imperii: mecheti v evropejskoj chasti европейской части России и Сибири. - Казань: Rossii i Sibiri. - Kazan': Tatar. kn. izd-vo, 2007. Татар. кн. изд-во 2007. 2. Russkaja pravda. - 1912. - 11 fevralja.
2. Русская правда. - 1912. - 11 3. Abdulhamid Muslimi. Mardzhani // Shura. февраля. - 1916. - № 5. - S. 124-125.
3. Абдулхамид Муслими. 4. Tagirdzhanova A.N. Kniga o Muse-jefendi,
Марджани // Шура - 1916. - № 5. - C. 124-125. ego vremeni i sovremennikah. - Kazan', 2010.
4. Тагирджанова А.Н. Книга о Мусе-
эфенди, его времени и современниках. - Казань, 2010.
5. НА РТ. Ф. 41. Оп. 11. Д. 8. Л. 48-62об.; Из секретного анализа инспектора народных училищ Таврической губернии Александра Горячкина. Гаспринский Исмэгыйль: тарихи-документаль жыентык / тез. С.Рэхимов. - Казан: «^ыен», 2006. - 475 б.
6. Валидов А.З. Кризис идеологии у турок. - Тюрк-Юрты. - 1926. - № 24. - Декабрь.
7. Аршаруни А., Габидуллин Х Очерки панисламизма и пантюркизма в России. -Казань: Изд-во «Иман», 2002.
8. Российский парламентаризм:исторический опыт и современные тенденции развития: Сборник док-ладов и материалов / Всероссийская научно-практическая конференция к 100-летию Государственной думы. 23 марта 2006 года, г. Казань. - Казань: Дом печати, 2006.
9. Гаспринский Исмэгыйль: тарихи-документаль ^ыентык / тез. С.Рэхимов. - Казан: «Ж;ыен», 2006. - 277 б.
10. Гафаров А.А. Татарское религиозное реформаторство конца XVIII - первой половины XIX в. в контек-сте общеисламской модернизации / Ученые записки Казанского университета. - Т. 148. Серия гуманитарные науки. - Кн. 4. - Казань, 2006.
11. Гермез М. Муса Джарулла Бигиев. -Казань, 2010.
5. NA RT. F. 41. Op. 11. D. 8. L. 48-62ob.; Iz sekretnogo analiza inspektora narodnyh uchilishh Tavricheskoj gubernii Aleksandra Gorjachkina. Gasprinskij Ismagyjl': tarihi-dokumental' zhyentyk / tez. S.Rahimov. - Kazan: «^yen», 2006. - 475 b.
6. Validov A.Z. Krizis ideologii u turok. -Tjurk-Jurty. - 1926. - № 24. - Dekabr'.
7. Arsharuni A., Gabidullin H. Ocherki panislamizma i pantjurkizma v Rossii. - Kazan': Izd-vo «Iman», 2002.
8. Rossijskij parlamentarizm:istoricheskij opyt i sovremennye tendencii razvitija: Sbornik dok-ladov i materialov / Vserossijskaja nauchno-prakticheskaja konferencija k 100-letiju Gosudarstvennoj dumy. 23 marta 2006 goda, g. Kazan'. - Kazan': Dom pechati, 2006.
9. Gasprinskij Ismagyjl': tarihi-dokumental' »yentyk / tez. S.Rahimov. - Kazan: «^yen», 2006. -277 b.
10. Gafarov A.A. Tatarskoe religioznoe reformatorstvo konca XVIII - pervoj poloviny XIX v. v kontek-ste obshheislamskoj modernizacii / Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta. - T. 148. Serija gumanitarnye nauki. - Kn. 4. - Kazan', 2006.
11. Germez M. Musa Dzharulla Bigiev. - Kazan', 2010.