г
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
)
Е.В. ГУСЛЯКОВА, ведущий эксперт
Ассоциация классических университетов России А.Л. ДЕМЧУК, доцент И.Г. ТЕЛЕШОВА, доцент МГУ им. М.В. Ломоносова
Вхождение системы высшего образования Российской Федерации в Европейское пространство высшего образования: проблемы и задачи
В статье освещены основные факторы, оказывающие влияние на вхождение системы высшего образования РФ в Европейское пространство высшего образования. Особое внимание уделено вопросам подготовки Национального доклада Российской Федерации к предстоящей в 2015 г. конференции министров образования стран ЕПВО, которая осуществляется в рамках реализации проекта «Экспертно-аналитическое обеспечение процесса вхождения Российской Федерации в Европейское пространство высшего образования с учетом европейской практики интеграции образования и рынка труда и сетевых форм реализации образовательных программ» Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы. Представлена информация о консультационно-методическом и информационно-аналитическом сетевом центре, созданном на базе экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова для разработки механизмов внедрения и распространения успешных практик образовательных организаций высшего образования, проведения обучающих мероприятий, консультаций, тиражирования опыта по вопросам вхождения системы высшего образования Российской Федерации в Европейское пространство высшего образования.
Ключевые слова: Болонский процесс, Европейское пространство высшего образования, проблемы вхождения в ЕВПО, консультационно-методический и информационно-аналитический сетевой центр
Понятие «Европейское пространство высшего образования» начало широко использоваться с марта 2010 г., после прошедшей в Будапеште и Вене конференции министров образования европейских стран, приуроченной к десятилетнему юбилею Болонского процесса, на которой ответственные за высшее образование министры официально заявили о создании Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) [1].
Как и сам Болонский процесс, ставивший задачи формирования системы сопоставимых степеней для обеспечения возможности трудоустройства европейских выпускников и повышения международной конкурентоспособности системы высшего образования в Европе, введения двухуров-
невой (впоследствии - трехуровневой) системы высшего образования, внедрения европейской системы переноса и накопления зачетных единиц - ECTS (European Credit Transfer System), развития мобильности учащихся и профессорско-преподавательского состава, содействия сотрудничеству в области обеспечения качества образования, Европейское пространство высшего образования означало дальнейшую интеграцию и гармонизацию образовательных систем стран Европы, делая их более «сопоставимыми» и совместимыми. Помимо собственно образовательных проблем (связанных с процессом обучения), странам, входящим в Европейское пространство высшего образования, предстоит решать многочисленные проблемы, касающиеся соци-
6
Высшее образование в России • № 10, 2014
ального измерения высшего образования (обеспечение равных возможностей доступа к высшему образованию для всех групп населения), обучения в течение всей жизни (непрерывного образования), признания полученного образования (в том числе неформально, вне учебных заведений), процессов интернационализации (включая создание совместных программ и степеней), финансовой поддержки учащихся, возможностей трудоустройства выпускников (взаимодействие с работодателями) и других аспектов высшего образования [2].
Для обеспечения «обратной связи », мониторинга эффективности реализуемых в рамках Болонского процесса мер предусмотрено регулярное предоставление стра-нами-участницами отчетов (национальных докладов), содержащих сведения о ходе реализации принципов Болонского процесса, достигнутых результатах и имеющихся трудностях. За прошедшие после присоединения к нему годы Российская Федерация представляла Национальный отчет о мероприятиях за 2004-2005 гг. и два Национальных доклада (за 2005-2007 и 2007— 2009 гг.).
В настоящее время идет подготовка Национального доклада Российской Федерации к предстоящей в 2015 г. (Ереван, Армения) конференции министров образования стран ЕПВО. Подготовку осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации в рамках проекта «Экспертно-аналитическое обеспечение процесса вхождения Российской Федерации в Европейское пространство высшего образования с учетом европейской практики интеграции образования и рынка труда и сетевых форм реализации образовательных программ» Федеральной целевой программы развития образования на 20112015 годы.
По итогам конкурсного отбора выполнение работ по указанному проекту поручено Ассоциации классических университетов России. В ходе реализации проекта
была поставлена задача создания консультационно-методического и информационно-аналитического центра для разработки механизмов внедрения и распространения успешных практик образовательных организаций высшего образования, проведения обучающих мероприятий, консультаций, тиражирования опыта по вопросам вхождения системы высшего образования Российской Федерации в Европейское пространство высшего образования.
Дальнейшая интеграция России в ЕПВО неразрывно связана с развитием информационного, нормативного, методического обеспечения, а также организационной инфраструктуры реализации принципов ЕПВО в России. Необходима активизация вузовского сообщества через привлечение его к обсуждению назревших проблем, к информационной и консультационно-методической работе по их решению, особенно на европейском уровне. Существует потребность в централизованной систематизации результатов реализации основных принципов ЕПВО в системе российского высшего образования, в распространении европейских подходов к разработке и реализации образовательных программ, в создании и централизованной координации функционирования сети организационнометодических региональных структур. В настоящий момент можно говорить о том, что отсутствие единого консультационнометодического и информационно-аналитического центра с разветвленной сетью региональных партнеров служит серьезным препятствием для эффективной интеграции российской системы образования в ЕПВО.
Проведенный анализ показал, что российские участники Болонского процесса выделяют следующие ключевые факторы, оказывающие существенное негативное влияние на вхождение в ЕПВО:
— недостаточная информированность о системах образования зарубежных стран, национальных рамках квалификаций, необ-
Практика модернизации образования
7
ходимая для успешного сотрудничества в области организации образовательных программ, предусматривающих сетевую форму реализации;
- отсутствие полного глоссария терминов и понятий, используемых в странах ЕПВО;
- проблемы в области «признания » обществом уровневой системы образования.
По отдельным позициям Болонского процесса наши проблемы и задачи выглядят следующим образом.
В части организации трехуровневой системы высшего образования:
• неопределенность статуса третьего уровня образования в России, его сопоставимость с квалификациями в Европе (например, с PhD);
• отсутствие модульной организации учебного процесса;
• декларативность в использовании компетентностного подхода, явно преобладающая над его реализацией;
• проблема сопоставимости результатов обучения;
• необходимость составления «карты компетенций» (содержательной расшифровки компетенций); проблема ее операци-онализации;
• отсутствие четкого разделения уровней бакалавриата и магистратуры в плане адекватности компетенций и результатов обучения;
• излишне широкий перечень (набор) компетенций и завышенный уровень результатов освоения программ бакалавриата;
• проблемы сетевых/совместных программ, сопряжения общих и междисциплинарных компетенций различных направлений подготовки;
• слабость связей с работодателями.
В части внедрения европейской системы ECTS:
■ проблема расчета/измерения трудоемкости зачетной единицы;
■ отсутствие сопряжения российских
методик измерения трудоемкости и системы оценки результатов обучения с европейскими (возможно, требуется создание национальной кредитной системы).
В части выдачи европейского приложения к диплому:
♦ отсутствие единообразия подходов к выдаче приложения к диплому, совместимого с общеевропейским (бланки, их распространение);
♦ необходимость определения источников финансового обеспечения выдачи приложений.
В части создания национальной рамки квалификаций:
■ совершенствование и адаптация (внедрение) национальной рамки квалификаций;
■ разработка собственной рамки квалификаций для профессиональных стандартов;
■ выработка методологии проектирования отраслевых рамок квалификаций;
■ распространение информации об отраслевых рамках других стран;
■ создание словаря/базы данных о квалификациях в рамках ЕПВО (с глоссарием терминов).
В части функционирования механизмов обеспечения качества:
• совершенствование системы государственной, общественно-профессиональной и общественной аккредитации и сопряжения ее с международными стандартами;
• разработка внутренней системы обеспечения качества;
• расширение сети центров признания иностранных квалификаций и передача этой функции образовательным организациям.
В части обеспечения академической мобильности:
♦ системное решение вопросов финансирования академической мобильности, в первую очередь - в рамках программ, реализуемых в сетевой форме;
8
Высшее образование в России • № 10, 2014
♦ достижение конкурентоспособности программ;
♦ активное позиционирование российской системы образования в Европе и мире, PR;
♦ урегулирование вопросов, касающихся приема иностранных учащихся на совместные программы (реализуемые в сетевой форме), в частности, установление правил и процедур получения двойного диплома;
♦ создание инфраструктуры содействия и мотивации учащихся и преподавателей в области академической мобильности [3].
Для оказания поддержки российским образовательным организациям высшего образования и систематизации результатов реализации основных принципов ЕПВО в системе российского высшего образования, распространения европейских подходов к разработке и реализации образовательных программ на базе Центра современных проблем образования экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова был создан единый консультационно-методический и информационно-аналитический центр с сетью региональных партнеров.
Миссия центра состоит в содействии интеграции российской системы образования в ЕПВО посредством оказания консультационно-методической и информационноаналитической поддержки российским образовательным организациям высшего образования.
Целями деятельности центра являются:
♦ создание сети организационно-методических структур региональных партнеров для решения вопросов интеграции российской системы образования в ЕПВО, координация деятельности сети;
♦ систематизация результатов реализации основных принципов Болонского процесса в системе российского высшего образования;
♦ распространение европейских под-
ходов к разработке и реализации образовательных программ.
В рамках достижения поставленных целей деятельность центра включает в себя решение следующих задач:
■ позиционирование российской системы высшего образования в европейском и мировом пространстве высшего образования;
■ изучение и распространение основных принципов, инструментов и лучших практик вхождения (интеграции) в ЕПВО;
■ организация сбора и анализа данных о реализации принципов Болонского процесса в системе российского высшего образования;
■ предоставление информационных, консультационно-методических и иных услуг российским образовательным организациям высшего образования, органам управления образованием и иным заинтересованным организациям по вопросам реализации принципов Болонского процесса и интеграции в ЕПВО;
■ содействие участию студентов бакалавриата и магистратуры, аспирантов и стажеров, преподавателей российских образовательных организаций высшего образования в процессах формирования ЕПВО.
Основные направления деятельности центра:
v изучение и распространение лучших практик образовательных организаций высшего образования по ключевым аспектам формирования ЕПВО;
v подготовка аналитических материалов и рекомендаций по вопросам вхождения (интеграции) российской системы образования в ЕПВО;
v взаимодействие и сотрудничество с региональными партнерами в России, органами управления образованием, российскими и зарубежными образовательными организациями высшего образования, научными учреждениями, центрами аналогичного профиля, всеми заинтересованными лицами в целях распространения результатов деятельности центра;
Практика модернизации образования
9
v выполнение заказов на консультирование образовательных организаций высшего образования, органов государственной власти и управления, иных заинтересован-ныхорганизаций по вопросам формирования ЕПВО, включая методическую поддержку разработки и реализации образова-тельныхпрограмм с применением европейских методологических подходов (в том числе совместных программ и программ двух дипломов), примерных образовательных программ подготовки на основе ФГОС ВО;
v организационно-методическая поддержка экспертизы проектов законодательных актов, нормативных, методических и иных документов;
v организация и проведение информационно-аналитических сессий, методических семинаров, конференций, круглых столов по вопросам вхождения (интеграции) российской системы образования в ЕПВО, разработка программ подготовки, взаимного обучения и повышения квалификации экспертов, профессорско-преподавательского и административно-управленческого персонала российских образовательных организаций высшего образования.
Региональными партнерами центра являются: Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, СевероКавказский федеральный университет, Уральский федеральный университет им. Первого президента Б.Н. Ельцина, Юж-
ный федеральный университет, Национальный исследовательский Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Тверской государственный университет, Удмуртский государственный университет, Донской государственный технический университет, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого.
Литература
1. Budapest-Vienna Declaration on the European
Higher Education Area. March 12, 2010. URL: http://www.ehea.info/Uploads/Declarations/ Budapest-Vienna_ Declaration.pdf
2. Караваева Е.В., Телешова И.Г., Ульянова
М.Е., Эченикэ В.Х. Возможность использования методологических принципов европейского образования в российских университетах // Высшее образование в России. 2013. №. 1. С. 3-13.
3. На пути к сопоставимости программ выс-
шего образования. Информационный обзор (под ред. И. Дюкарева, Е. Караваевой, А. Демчука, П. Бенейтоне, Х. Гонсалес и Р. Вагенара). Бильбао: Университет Деус-то (Deusto University Press), 2013. 198 с. URL: http:/ / tuningrussia.org/ index.php?option= com_content&view=article&id= 116&Itemid =152&lang=ru
Авторы:
ГУСЛЯКОВА Елена Викторовна - канд. физ.-мат. наук, ведущий эксперт, Ассоциация классических университетов России (АКУР), [email protected]
ДЕМЧУК Артур Леонович - канд. филос. наук, доцент, МГУ им. М.В. Ломоносова, [email protected]
ТЕЛЕШОВА Ирина Георгиевна - канд. экон. наук, доцент, МГУ им. М.В. Ломоносова, [email protected]
GUSLYAKOVA E.V, DEMCHUK A.L, TELESHOVA I.G. INCLUSION OF THE RUSSIAN HIGHER EDUCATION SYSTEM INTO THE EUROPEAN HIGHER EDUCATION AREA
Abstract. The article highlights the main factors affecting the inclusion of the Russian higher education system into the European Higher Education Area focusing on the preparation of the Russian Federation National Report for the upcoming EHEA Ministerial Conference
10
Высшее образование в России • № 10, 2014
(that will take place in Yerevan, Armenia in 2015) which is carried out within the framework of the proj ect “Expert and analytical support of the inclusion of the Russian higher education system into European Higher Education Area with due consideration of the European practice of integration of education and labor market and of the network form of educational programs” of the Federal Target Program for the Development of Education in 2011-2015.
The article presents an information about methodological and information analysis network Centre established at the Faculty of Economics, Lomonosov Moscow State University for the development of mechanisms of implementation and dissemination of the best practices of higher education institutions, for organizing training events, consultations and dissemination of the experience on various issues of the inclusion of the Russian higher education system into European Higher Education Area.
Keywords: Bologna process, European Higher Education Area (EHEA), problems of the inclusion into EHEA, consultative, methodological and information analysis network Centre
References
1. Budapest-Vienna Declaration on the European Higher Education Area. March 12, 2010. Available
at: http://www.ehea.info/Uploads/Declarations/Budapest-Vienna_Declaration.pdf
2. Karavaeva E.V., Teleshova I.G., Uliyanova M.E., Echenike V.J. (2013) [Applicability of the
methodological principles of European education at Russian universities]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia], No. 1, pp. 3-13 (in Russ., abstract in Eng.)
3. Demchuk Artur, Dyukarev Ivan, Karavaeva Evgeniya, Beneitone Pablo, Gonzalez Julia and Wagenaar
Robert (eds) (2013) Na puti k sopostavimostiprogramm vysshego obrazovaniya. Informatsionnyi obzor [Towards Comparability of Higher Education Programmes. Information Review]. Bilbao, Deusto University Press, 172 p. Available at: http:// www.deusto-publicaciones.es/ index.php/ main/ libro/1023/ es
Authors:
GUSLYAKOVA Elena V. - Cand. Sci. (Phys.-Math.), Leading expert, Association of the Classical Universities of Russia (ACUR), Moscow, Russia, [email protected]
DEMCHUK Artur L. - Cand. Sci. (Philosophy), Assoc. Prof., Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia, [email protected]
TELESHOVA Irina G. - Cand. Sci. (Economics), Assoc. Prof., Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia, [email protected]
Г.И. ЛАЗАРЕВ, ректор Т.В. ТЕРЕНТЬЕВА, первый проректор
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
Инновационные подходы к управлению научноисследовательской деятельностью университета в условиях новой государственной политики
В статье рассматриваются проблемы организации и управления научно-исследовательской деятельностью российских университетов в свете нового порядка государственного финансирования вузовской науки. На основе анализа научно-исследовательской деятельности Владивостокского государственного университета экономики и сервиса предложены новые подходы к реализации управленческой стратегии в этой области. В ее основе лежит синхронизация научного и образовательного процес-