Научная статья на тему 'ВХОЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО ЕАЭС В УСЛОВИЯХ ФОРМИРВОАНИЯ ЦИФОРОВОЙ ЭКОНОМИКИ'

ВХОЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО ЕАЭС В УСЛОВИЯХ ФОРМИРВОАНИЯ ЦИФОРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and innovation
Область наук
Ключевые слова
информационное пространство / единое информационное пространство ЕАЭС / интеграционное объединение / цифровые платформы.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Якушенко К.В

В настоящее время практически все страны-члены интеграционных объединений мира работают над стратегиями формирования и развития информационного пространства интеграционной группировки. Развитие единого информационного пространства в интеграционной группировке обусловлено достижениями в области информатики и цифровой экономики, и позволяет значительно снизить транзакционные издержки бизнеса, развивать конкурентные преимущества стран-членов. В статье представлен анализ формирования и развития единого информационного пространства ЕАЭС и преимущества, которые дает вхождение в него Республики Узбекистан. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости углубления сотрудничества Узбекистана и ЕАЭС по развитию цифровой экономики и единого информационного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВХОЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО ЕАЭС В УСЛОВИЯХ ФОРМИРВОАНИЯ ЦИФОРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»

ВХОЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО ЕАЭС В УСЛОВИЯХ ФОРМИРВОАНИЯ ЦИФОРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Якушенко К.В

проректор по науке БНТУ, Минск, Республика Беларусь https://doi.org/10.5281/zenodo.11042249

Аннотация. В настоящее время практически все страны-члены интеграционных объединений мира работают над стратегиями формирования и развития информационного пространства интеграционной группировки. Развитие единого информационного пространства в интеграционной группировке обусловлено достижениями в области информатики и цифровой экономики, и позволяет значительно снизить транзакционные издержки бизнеса, развивать конкурентные преимущества стран-членов. В статье представлен анализ формирования и развития единого информационного пространства ЕАЭС и преимущества, которые дает вхождение в него Республики Узбекистан. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости углубления сотрудничества Узбекистана и ЕАЭС по развитию цифровой экономики и единого информационного пространства.

Ключевые слова: информационное пространство, единое информационное пространство ЕАЭС, интеграционное объединение, цифровые платформы.

ENTRY OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN INTO THE INFORMATION SPACE OF THE EAEU IN THE CONDITIONS OF THE FORMATION OF A DIGITAL ECONOMY

Annotation. Currently, almost all member countries of integration associations around the world are working on strategies for the formation and development of the information space of the integration group. The development of a unified information space in the integration group is due to achievements in the field of computer science and the digital economy, and can significantly reduce business transaction costs and develop the competitive advantages of member countries. The article presents an analysis of the formation and development of the unified information space of the EAEU and the advantages that the entry of the Republic of Uzbekistan into it provides. The results obtained indicate the need to deepen cooperation between Uzbekistan and the EAEU on the development of the digital economy and a common information space.

Keywords: information space, common information space of the EAEU, integration association, digital platforms.

O'ZBEKISTON RESPUBLIKASINING RAQAMLI IQTISODIYoTNI SHAKLLANISH SHARTLARIDA YEOII AXBOROT MENOSINA

KIRISHI.

Izoh. Ayni paytda butun dunyo bo'ylab integratsiya birlashmalariga a'zo bo'lgan deyarli barcha mamlakatlar integratsiya guruhining axborot makonini shakllantirish va rivojlantirish strategiyalari ustida ishlamoqda. Integratsiya guruhida yagona axborot makonining rivojlanishi

kompyuter fanlari va raqamli iqtisodiyot sohasidagi yutuqlar bilan bog'liq bo'lib, biznes tranzaksiyalari xarajatlarini sezilarli darajada kamaytirishi va a'zo mamlakatlarning raqobatdosh afzalliklarini rivojlantirishi mumkin. Maqolada YeOII yagona axborot makonini shakllantirish va rivojlantirish tahlili hamda O'zbekiston Respublikasining unga kirishi bilan bog'liq afzalliklar keltirilgan. Olingan natijalar O'zbekiston va YeOII o'rtasida raqamli iqtisodiyot va yagona axborot makonini rivojlantirish bo'yicha hamkorlikni chuqurlashtirish zarurligini ko'rsatadi.

Kalit so'zlar: axborot maydoni, YeOIIumumiy axborot maydoni, integratsiya birlashmasi, raqamli platformalar.

Евразийская интеграция в настоящее время является действенным стимулом для восстановления и дальнейшего развития информационных связей, ослабленных распадом Советского Союза, усиливающимися экономическими конфликтами, разными векторами политико-экономического развития стран. Информационное пространство (ИП), изначально основываясь на экономическом пространстве региона, развиваясь, «стирает границы», игнорируя географические ограничения. Евразийская интеграция, основанная на формировании информационного пространства, может способствовать устойчивому развитию на всех уровнях общества и производства данного региона.

Растущая цифровая трансформация процессов материального производства, углубление глобализации требуют от стран перехода на новый уровень информационного взаимодействия, способствующего взаимопроникновению, быстрому обмену и свободе распространения информации и знаний для граждан. Возникает необходимость разработки консолидированного подхода стран к формированию информационного пространства в рамках интеграционных объединений, что является преимуществом при обеспечении условий успешной координации экономической системы в мировой экономике. Разработка механизмов функционирования единого информационного пространства (ЕИП) интеграционного объединения призвана повысить информированность всех участников процесса, снизить время и затраты на поиск информации, уменьшить трансакционные издержки (на взаимодействие) на всех уровнях интеграции [1, с. 1].

Республике Узбекистан в декабре 2020 г. был предоставлен статус государства-наблюдателя при ЕАЭС, а в апреле 2021 г. подписан Меморандум о взаимодействии между ЕАЭК и Правительством Республики Узбекистан, утвержден план совместных мероприятий и учреждена совместная рабочая группа. В мае 2023 г. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев выступил на заседании Высшего Евразийского экономического совета в Москве с рядом инициатив для дальнейшего развития торгово-экономических отношений со странами евразийского объединения. Одним из направлений сотрудничества Узбекистана со странами-членами ЕАЭС стало вхождение страны в информационное пространство ЕАЭС.

Информационное пространство является частью системообразующего экономического пространства и объединяет взаимосвязанные процессы отношений акторов по поводу обмена информационными сигналами в процессе хозяйственной деятельности в условиях перехода к «новой экономике». Сетевой подход позволяет указать на активизацию проблемы эффективного функционирования информационного

пространства с учетом развития информационного рынка интеграционного объединения, а также и нерыночного сетевого взаимодействия акторов.

В мировой экономике повышается роль сетевых экономических отношений, которые представляют собой механизм, основанный на горизонтальных связях и действующий на основании принципов, отличных от рынка и иерархии, на доверии, самоорганизации и сотрудничестве. Данный сетевой механизм связан с иными, чем рыночные, инструментами координации акторов: с реципрокным обменом (дарообмен), поддержкой неформальных норм и правил, действием института доверия, включенностью в социальные сети, наличием информационного капитала, неформальным обменом информацией, знаниями, идеями, обеспечением участников более комплексной информацией, чем рынок. Поэтому возникает необходимость рассмотрения экономических явлений с точки зрения рыночного и нерыночного взаимодействий между субъектами. Пространственный и институциональный аспекты позволяют выявить составные элементы информационного пространства ЕАЭС:

а) совокупные экономические отношения, включающие информационный рынок (рыночные отношения) и сетевые экономические отношения (нерыночные отношения);

б) информационный сигнал, передаваемый с целью совершения трансакции на всех уровнях экономических отношений;

в) институциональная среда (информационные институты, информационная политика), представленная политическими, экономическими и социальными нормами, посредством которых будет осуществляться контроль и координация субъектов внутри пространства и за его пределами;

г) акторы, реализующие свои экономические интересы, направленные на возможные результаты совместной/конкурентной деятельности;

д) подсистема отношений между акторами пространства.

В интеграционной группировке формируется «единое информационное пространство интеграционного объединения». Под ним понимается система взаимодействий в институциональной среде интеграционного объединения между акторами, реализующими свои экономические интересы, направленные на возможные результаты совместной/конкурентной деятельности, которая представлена в виде совокупных экономических отношений, выраженных во взаимодействии субъектов на информационном рынке и их сетевых экономических отношений по поводу поиска, производства, распределения, обмена, потребления, координации и защиты информационных продуктов и сигналов в процессе хозяйственной деятельности.

Формирование единого информационного пространства создает для интеграционного объединения преимущества по обеспечению условий для успешной координации действий государственно-частного партнерства:

- повышение информированности участников экономической деятельности за счет сокращения издержек на поиск необходимых товаров и услуг;

- анализ рынка спроса и предложения и оптимизации экономических процессов;

- снижение затрат на поиск информации вследствие уменьшения эффекта «информационного шума»;

- сокращение трансакционных издержек на взаимодействие и координацию на всех уровнях взаимодействия, ускорение трансформации существующих политических и экономических институтов, стабилизацию экономической системы;

- ускорение процессов участия государств-членов в цепочках добавленной стоимости за счет создания баз данных о возможных партнерах, передовых разработках и инновационных подходах, информирования о лучших практиках других интеграционных объединений по информационному обеспечению и по поддержке в процессах их имплементации;

- обеспечение эффективного экономического взаимодействия при предоставлении равных условий для всех участников и нивелировании препятствующих обмену информаций границ [2].

Отличительной особенностью механизма единого информационного пространства ЕАЭС по сравнению с другими интеграционными объединениями является применение его на уровне международной экономической интеграции с учетом единства подходов к формированию и функционированию информационного пространства государств-членов ЕАЭС.

В настоящее время проводятся мероприятия по развитию единого информационного пространства ЕАЭС на национальном, наднациональном и международном уровнях, по ряду направлений и формированию системы эффективного информационного взаимодействия в институциональной среде ЕАЭС, при котором информация будет доступна субъектам в полном объеме на условиях единообразия применения соответствующих критериев. Автором предложено:

а) в таможенном регулировании на основе концепции Единого окна и электронной таможни развитие электронной таможни, в которой процесс происходит без контакта участника ВЭД и таможенного инспектора (поиск товаров на электронных торговых площадках внутри ЕАЭС и за внешним контуром, механизм автоматического расчета и контроля стоимости внешнеэкономических сделок, возможность самостоятельно и автоматизировано выбирать контрактную стоимость товара, методы и варианты расчета стоимости доставки);

б) в техническом регулировании - внедрить цифровую информационно-справочную систему информирования о продукции, соответствующей требованиям технических регламентов ЕАЭС, разработать единые информационные программы ЕАЭС, направленные на повышение потребительской грамотности, подготовку и повышение квалификации специалистов в сфере технического регулирования;

в) в сфере интеграции и макроэкономической политики предлагается формирование порядка обмена информацией по макроэкономической политике государств-членов ЕАЭС с целью синхронизации бизнес-циклов, создание базы данных о легально действующих брокерах и осуществление доступа их на рынок ЕАЭС, а также единой базы со сведениями о кредитных историях предприятий при осуществлении трансграничного кредитования;

г) в промышленности и АПК - внедрение цифровых технологий в области контроля и управления предприятием с целью снижения издержек без искажения доводимой информации до персонала, наполнение данными электронного информационного каталога проектов в АПК государств-членов, создание единой информационной системы по обеспечению коллективной продовольственной безопасности, объединяющей все заинтересованные органы на

межгосударственном и национальных уровнях, а также товаропроизводителей и население, в целях оперативного информирования и обеспечения обратной связи при мониторинге;

д) в энергетике - разработка стратегии автоматизации для оснащения объектов энергетического сектора системами противоаварийной автоматики для защиты обмена информацией с системным оператором, для регистрации аварийных событий и мониторинга переходных режимов, для создания системы учета энергоресурсов для организации работы на оптовом рынке энергии и мощности, создание единой системы информационного оповещения в случае атомной аварии наподобие системы, созданной в СНГ, создание единой системы информационного обмена на общем электроэнергетическом рынке ЕАЭС при утверждении правил информационного обмена и создании финансирования системы информационного обмена;

е) в сфере транспорта и транспортной инфраструктуры предлагается создание единого унифицированного перевозочного документа по всем видам транспорта и подписание соглашений о единых технических требованиях по всем видам транспорта, внедрение цифровых электронных пломб при осуществлении контейнерных перевозок и использование децентрализованной распределенной базы данных (блокчейн) состояния электронных пломбировочных устройств, что отвечает современным вызовам в области безопасности перевозок;

ж) в финансовой сфере - создание электронной информационной инфраструктуры для выравнивания развития текущих финансовых рынков стран-участниц ЕАЭС, введения «единого цифрового идентификатора» для физических и юридических лиц для обеспечения цифровой безопасности и упрощения удаленного доступа к финансовым услугам для перехода к безбумажному документообороту, разработка аффилированного с сайтом ЕЭК интернет-портала, позволяющего субъектам ЕАЭС получать максимальную информацию об условиях, особенностях и существующих возможностях работы на финансовых рынках государств-членов ЕАЭС;

з) в торговой политике - создание многофункциональных интернет-сайтов, каждый из которых будет посвящен одному из преференциальных соглашений ЕАЭС с третьей стороной, создание Торгового дома ЕАЭС с развитием информационной поддержки единых подходов экспортной стратегии [1, с. 31-32].

Правительство Республики Узбекистан в ходе совместных заседаний ЕЭК обсуждает вопросы сближения систем технического регулирования до 2025 г., формирования общих электронных платформ и онлайн-систем в сферах таможенного администрирования, санитарного, фитосанитарного и ветеринарного надзора, подготовки проекта меморандума о сотрудничестве между Деловым советом ЕАЭС и Торгово-промышленной палатой Республики Узбекистан, развития международного транспортного коридора «Север - Юг», реализации проектов Союза по «Евразийскому агроэкспрессу» и цифровизации железнодорожных грузоперевозок, а также совместной подготовки востребованных кадров по инженерно-техническим специальностям. Эти мероприятия позволят Узбекистану активнее развивать цифровую экономику [3].

Также Узбекистан рассматривает возможность подключения к цифровым платформам ЕАЭС по налоговому и таможенному администрированию, промышленности, трудовой миграции и туризму, а также изучаются возможности сотрудничества по ряду

других приоритетных направлений. Наиболее интересные направления сотрудничества по вхождению Узбекистана в единое информационное пространство ЕАЭС следующие:

1) Цифровой проект (платформа) по формированию сети промышленной кооперации и трансфера технологий, которая необходима для формирования кооперационных связей в пространстве союза, через которую бизнес сможет взаимодействовать и искать партнеров;

2) Второй проект - «Работа без границ», который предполагает возможность поиска работы на всем пространстве ЕАЭС через каналы, которые существуют в каждой стране;

3) Третий проект - «Цифровые транспортные коридоры» - нацелен на создание единой экосистемы со сквозной цифровой логистикой, движением товара и транспорта на пространстве Евразийского союза и взаимодействием с другими странами [4, 5].

До конца текущего года предусмотрено внести изменения в порядок разработки техрегламентов Евразийского экономического союза, подготовить базу для перехода на электронные формы сертификатов соответствия и деклараций о соответствии.

Подключение к формируемым в ЕАЭС цифровым платформам Узбекистана не только позволит усовершенствовать внедряемые процессы цифрового управления, но и значительно расширит возможности узбекского бизнеса как в поиске партнеров, в проведении расчетов, привлечении инвестиций, так и в доставке и сбыте своей продукции на рынках стран ЕАЭС. Точно также это поможет гражданам в трудоустройстве в странах ЕАЭС и будет способствовать повышению их правовой и социальной защищенности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Якушенко К.В. Формирование единого информационного пространства в условиях международной региональной экономической интеграции: методология, теория, практика Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук по специальности 08.00.14 - мировая экономика. Минск: БГУ. 2021. 57 с.

2. Якушенко, К.В. Информационная интеграция в евразийском экономическом союзе: преимущества и методика оценки развития / К.В. Якушенко // Белорусский экономический журнал. - 2020. - № 3. - С. 106-117.

3. Глазьев С. «Узбекистан занимает первое место среди торговых партнеров ЕАЭС в СНГ». Электронный ресурс: https://eec.eaeunion.org/news/sergey-glazev-uzbekistan-zanimaet-pervoe-mesto-sredi-torgovykh-partnerov-eaes-v-sng/. Дата доступа: 20.02.2024.

4. Указ Президента Республики Узбекистан об утверждении стратегии «Цифровой Узбекистан-2030» и мерах по ее эффективной реализации г. Ташкент, 5 октября 2020 г., № УП-6079.

5. Абатуров В. Углубление взаимодействия с ЕАЭС для Узбекистана не является стремлением стать полноправным членом этой организации Электронный ресурс: https://www.cer.uz/en/post/publication/uglublenie-vzaimodejstvia-s-eaes-dla-uzbekistana-ne-avlaetsa-stremleniem-stat-polnopravnym-clenom-etoj-organizacii-mnenie. Дата доступа: 20.02.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.