УДК 796.011.3 DOI: 10.24412/2305-8404-2024-3-39-45
ВФСК ГТО В СИСТЕМЕ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ
А.С. Колодкин, Н.К. Постников, С.В. Марусейцев, А.О. Батухтина
Рассмотрен вопрос внедрения в процесс патриотического воспитания молодежи обязательной сдачи нормативов комплекса ГТО. Установлено, что идеей возрождения ВФСК ГТО является формирование не только патриотического отношения к Родине, ее защите, любви и гордости к своей стране, но и привычки ведения здорового образа жизни, укрепления здоровья и активной жизненной позиции. Выявлены основные особенности формирования патриотизма студентов в рамках сдачи нормативов, проанализирован уровень популярности участия студентов в них.
Ключевые слова: студенты, ВФСК ГТО, физическая подготовка, мотивация, военно-патриотическое воспитание, патриотизм.
ALL-RUSSIAN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS COMPLEX RLD IN THE SYSTEM OF MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS
Kolodkin A.S., graduate student, Kolodkin 2013@ mail.ru, Russia, Kirov, Vyatka State University,
Postnikov N.K., lecturer, postnikov nikplay @bk.ru, Russia, Kirov, Vyatka State University,
Maruseitsev S.V., senior laboratory, usr235 [email protected], Russia, Kirov, Vyatka State University,
Batukhtina A.O., student, anyabatukhtina@ gmail.com, Russia, Kirov, Vyatka State University
The issue of introducing mandatory passing of the standards of the RLD complex into the process of patriotic education of youth is considered. It has been established that the idea of reviving the ARPCSC RLD is to form not only a patriotic attitude towards the Motherland, its defense, love and pride for one's country, but also the habit of leading a healthy lifestyle, promoting health and an active life position. The main features of the formation of students' patriotism within the framework of passing standards have been identified and the level of popularity of student participation in them has been analyzed.
Key words: students, ARPCSC RLD, physical training, motivation, military-patriotic education, patriotism.
Колодкин Алексей Сергеевич, аспирант, Kolodkin [email protected], Россия, Киров, Вятский государственный университет,
Постников Николай Константинович, преподаватель, postnikov [email protected], Россия, Киров, Вятский государственный университет,
Марусейцев Сергей Владимирович, старший лаборант, [email protected], Россия, Киров, Вятский государственный университет,
Батухтина Анна Олеговна, студент, anyaba-tukhtina@gmail. com, Россия, Киров, Вятский государственный университет
В процессе научно-технической революции и развития человечества основной задачей являлось поддержание высокой работоспособности организма. Как известно, для поддержания высокого уровня физического развития организма, нужно придерживаться здорового образа жизни. Развитие физической культуры и спорта (ФКиС) - это одна из важнейших составляющих политики государства. Оно позволяет выявлять и развивать всевозможные навыки и способности людей. Именно благодаря занятиям физической культурой и спортом человек укрепляет свой потенциал, повышает качество своей жизни и населения в целом, добивается различных целей и идеалов.
С каждым годом увеличивается число занимающихся на постоянной основе ФКиС. Основной целью занятий ФКиС является всестороннее и гармоническое развитие личности, подготовка людей к высокопроизво -дительному труду и защите Родины. На основе этого Указом Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 года № 172 был введен Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) (далее - ВФСК ГТО). Первоочередной задачей становится формирование идеологии соблюдения здорового образа жизни, защиты своей страны и территории. Возрождение комплекса ГТО в России отразилось на желании и стремлении граждан к ведению здорового образа жизни, совершенствованию навыков и умений как в обычной жизни, так и в профессиональной деятельности, в частности, на участии во всевозможных спортивных мероприятиях различного уровня.
На каждом этапе становления и развития государства приоритетной задачей являлась защита Родины. В свете событий, происходящих во всем мире, страна нуждается в хорошо физически развитых людях, готовых в любое время встать на помощь и защиту страны. По своей специфике комплекс ГТО является мощным механизмом формирования лично -сти, патриотизма и гражданственности.
Цель исследования - выявить основные особенности формирования патриотизма студентов в рамках ВФСК ГТО и оценить уровень популярности участия студентов в сдаче норм ГТО.
Задачи исследования:
1) изучить значимость вовлечения студентов в участие в ВФСК ГТО для повышения уровня военно-патриотического воспитания личности;
2) проанализировать статистические данные участия молодежи в ВФСК ГТО;
3) определить способы внедрения и поощрения студентов в систе -матическом участии в ВФСК ГТО на примере вузов.
Методика и организация исследования. В качестве основного метода исследования применялся анализ научно-методической и нормативно-правовой литературы. Изучены статистические данные, полученные в ре -зультате обработки показателей участия студентов в ВФСК ГТО в разные периоды времени.
Результаты исследования и их обсуждение. Первое упоминание о комплексе ГТО было еще в далекие советские годы. В то время он носил название «Готов к труду и обороне СССР». Всесоюзный физкультурный комплекс служил основой физической подготовки не только в образовательных, но и профессиональных организациях. Он являлся основой физического воспитания советского гражданина и просуществовал 60 лет (с 1931 по 1991 год).
В связи с политическими событиями, происходившими во второй половине 20-го столетия, внезапным началом Великой Отечественной войны, политическими разногласиями и перестройками страна нуждалась в хорошо подготовленной и обученной профессиональной державе. В 1965 году по инициативе комсомола на страницах знаменитой газеты того времени «Комсомольская правда» было предложено создание для русской армии военно-спортивного комплекса (ВСК). Основной целью ВСК являлось «дальнейшее повышение уровня физической подготовленности советского народа» (особо уделялось внимание подготовке молодежи). Поэтому созданный военно-спортивный комплекс являлся одной и частных специальных ступеней основного комплекса ГТО.
Слова Иосифа Виссарионовича Сталина в предвоенное время стали главным лозунгом и девизом создания всеобщего комплекса подготовки армии. Он уверял, что «весь русский народ нужно держать в состоянии по -стоянной мобилизационной готовности перед лицом врага и опасности внезапного военного нападения противника. Чтобы русская армия и русский народ не могли застигнуть врасплох никакие фокусы и «случайно -сти» наших внешних врагов».
Именно в военное время в комплекс ГТО были включены различные виды упражнений, связанные с совершенствованием военно-прикладных способностей. Основными испытаниями были такие упражнения, как «марш-бросок», разные виды и способы переползаний, переноска патронного ящика, стрельба из разных видов огнестрельного оружия. Благодаря внедрению комплекса «Готов к труду и обороне СССР» и обязательному постоянному участию в нем советский народ смог победить и противосто -ять нацизму в стране.
Вследствие патриотической целеустремленности, стойкости и упорства, суровой проверки на прочность, благодаря практическому со -держанию комплекса ГТО, его целей и задач советский народ смог победить в Великой Отечественной войне.
В советское время приоритетным направлением было военное дело, поэтому основной задачей всех государственных учреждений и организаций, в частности физкультурных организаций, стало воспитание физически подготовленного населения. Комплекс ГТО выступал в качестве одного из важнейших инструментов в данном направлении физического развития, позволял в короткие сроки овладеть военным делом и военными специальностями. Тысячи советских людей становились профессиональными танкистами, снайперами, летчиками. Они формировали и совершенствовали профессиональные умения и навыки средствами различных видов подготовки: лыжной, стрелковой, маршевой. Значкисты ГТО постоянно пополняли военный кадровый запас страны, добровольно уходили на фронт и успешно действовали на поле боя [1].
Благодаря введению в повседневную жизнь советского человека комплекса ГТО возрос уровень военной подготовки народа, повысилось качество обучения военному делу как одной из важнейших составляющих благосостояния страны.
В 2014 году Президент России Владимир Владимирович Путин подписал Указ о введении в действие комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Современный ВФСК ГТО призван способствовать пропаганде ведения здорового образа жизни и гражданско-патриотическому воспитанию молодого поколения. Именно нормативы ГТО - это уже проверенная годами, давно сложившаяся система подготовки людей к быстро меняю -щейся и бурно развивающейся жизни населения.
Возобновленный комплекс ГТО - это новое улучшенное современное прочтение старой советской программы военной и трудовой подготовки населения. Комплекс призван обеспечить общефизическое развитие российских граждан, гражданско-патриотическое воспитание и подготовку людей к выполнению конституционного долга по защите своей Родины начиная с самых малых лет [4].
Основными целеполагающими задачами создания ВФСК ГТО являются:
1) пропаганда здорового образа жизни среди молодежи;
2) организация массового физкультурно-спортивного досуга учащихся;
3) определение уровня физической подготовленности студентов и степени владения практическими умениями и навыками физкультурно-оздоровительной и прикладной направленности;
4) повышение интереса молодежи к развитию физических и волевых качеств, готовности к труду и защите своей Родины.
Основные возрастные группы, на которые делается упор, - это школьники (11-17 лет) и студенты (18-24 года). Патриотическое воспитание становится одним из основных направлений национальной политики.
Большинство молодых людей все чаще хотят связать свою дальнейшую жизнь с военным делом. ВФСК ГТО является «стартовым трам -плином» в реализации и достижении своих целей. Физическая подготовка является одной из важнейших частей подготовки военнослужащих. Солдаты и военнослужащие РФ обязаны иметь высокий уровень физического развития и спортивной подготовки. Российская армия уделяет много вни -мания физической форме личного состава. Каждый день изо дня в день солдаты занимаются повышением уровня своей физической подготовленности посредством беговых, силовых и скоростно-силовых упражнений (кросс, подтягивание, прыжки и т. д.), упражнений борьбы, военно-прикладных упражнений (преодоление препятствий, стрельба). Для поступле-
ния и обучения в военных вузах страны требуется обязательная сдача спортивных нормативов, схожих с нормативами ВФСК ГТО [5].
Поэтому с помощью ГТО каждый мотивированный студент сможет достичь высокого уровня физической подготовленности. Также занятия оказывают положительное влияние на психическое состояние молодежи, формируют положительное отношение к армии, своей стране, во -енно-прикладным видам спорта и военно-спортивным играм. ВФСК ГТО в силу своей военно-спортивной направленности служит одним из самых эффективных методов военно-патриотического воспитания молодежи [6].
ВФСК ГТО имеет идейно-политическую направленность, которую необходимо реализовывать в процессе физического воспитания. Физическая культура рассматривается не только как обязательная часть здорового образа жизни, но и как подготовка будущего поколения к защите Родины и организации трудовой деятельности на ее благо.
Развитие молодого поколения должно основываться на активной жизненной позиции и инициативе общественного развития. Одна из основных задач ГТО - воспитание всесторонне развитой личности, готовой к защите Родины. Поэтому не стоит забывать, что для помощи стране могут понадобиться не только знания, но и умение владеть оружием. Умение быстро бегать, плавать, преодолевать препятствия, ходить на лыжах, а также хорошо развитые такие двигательные качества, как сила, быстрота, ловкость и выносливость, применимы не только в трудовой, но и боевой деятельности. Эти качества не даются с рождения и не появляются автоматически, они требуют постоянной систематичной тренировки и развития [7].
Для активного вовлечения студентов в процесс сдачи нормативов ВФСК ГТО необходимы:
1) систематическая целенаправленная методическая работа препо -давателей физической культуры по формированию у студентов мотивации и интереса к занятиям физической культурой и сдаче норм ГТО;
2) улучшение материально-технической оснащенности вузов для занятия физической культурой и реализации комплекса ГТО;
3) усиление пропаганды ВФСК ГТО;
4) направление студентов к самостоятельной подготовке и выполнению нормативов ВФСК ГТО [4].
Вузы должны стимулировать студентов к систематическим заня-тиям физической культурой и сдаче норм ГТО.
При поступлении студенты, имеющие знаки ГТО, получают возможность добавить дополнительные баллы к результатам ЕГЭ при поступ -лении в учебное заведение. Это позволяет абитуриентам повысить свои шансы на поступление и получение выбранной специальности. Кроме того, обладатели знака ГТО могут претендовать на повышенную академическую стипендию, что является дополнительным стимулом для успешной учебы и получения выдающихся результатов.
Кроме того, золотой значок ГТО является дополнительным плюсом при поступлении на работу. Работодатели стали в большей степени ценить здоровый образ жизни и физическую подготовку сотрудников. Поэтому наличие золотого знака ГТО может стать преимуществом при трудоустройстве и получении интересной вакансии [3].
Заключение. Подводя итог сказанному, можно еще раз отметить, что Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО не только направлен на развитие уровня мотивации молодежи, в частности студен -тов, но и служит хорошим инструментом для развития и формирования военно-патриотических, морально-волевых качеств. Систематические занятия физической культурой, сдача нормативов ГТО способствуют созданию предпосылок для здорового, развитого, активного общества, способного в любое время встать на защиту своей Родины [2].
Государственная политика РФ ориентирована на воспитание молодого поколения, готового защищать свою страну. Военно -патриотическое воспитание является частью внутренней политики страны, которая основывается на российском законодательстве. Развитие патриотизма у студентов выступает одним из ключевых личностных результатов в освоении профессиональной программы, основанной на положениях образовательного стандарта.
Сдача нормативов ГТО - это сложное и ответственное дело, которое требует от людей максимальной отдачи и силы воли вознаграждается получением соответствующих знаков отличия и зачетных книжек.
Список литературы
1. Енченко И.В. Эволюция комплекса «Готов к труду и обороне» // Наука и спорт: современные тенденции. 2014. № 4. С. 45-51.
2. Комплекс ГТО: индивидуализация, доступность, критерии эффективности / В.А. Кудинова [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2018. № 5. С. 59-61.
3. Крайник В.Л. Совершенствование физической подготовки студентов к сдаче норм комплекса ГТО // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2019. № 1. С. 30.
4. Павлова И.В., Герман Е.В., Турбина Е.Ю. Факторы привлечения студентов к выполнению норм физкультурно-спортивного комплекса ГТО // Культура физическая и здоровье. 2019. № 1(69). С. 53-56.
5. Пушкарева И.Н., Русинова М.П. Использование принципов общественно-государственного управления в процессе эффективного внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО среди населения // Педагогическое образование в России. 2015. № 1. С. 93-95.
6. Физическая культура и спорт. ВФСК ГТО в практике физического воспитания студентов: учеб. пособие / К.Э. Столяр [и др.]. М.: Изд-во РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. 63 с.
7. Шумилин И.В. От норм ГТО к Всероссийскому физкультурно -спортивному комплексу // Известия Тульского государственного универ -ситета. Физическая культура. Спорт. 2014. Вып. 3. С. 54-60.
References
1. Enchenko I.V. Evolyuciya kompleksa «Gotov k trudu i oborone» [Evolution of the "Ready for Labor and Defense" complex] // Nauka i sport: sovremennye tendencii [Science and sport: modern trends]. 2014. No. 4. P. 45-51.
2. Kompleks GTO: individualizaciya, dostupnost', kriterii effektivnosti [GTO complex: individualization, accessibility, effectiveness criteria] / V.A. Kudinova [et al.] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2018. No. 5. P. 5961.
3. Krajnik V.L. Sovershenstvovanie fizicheskoj podgotovki studentov k sdache norm kompleksa GTO [Improving the physical preparation of students for passing the standards of the GTO complex] // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical culture: education, training]. 2019. No. 1. P. 30.
4. Pavlova I.V., German E.V., Turbina E.Yu. Faktory privlecheniya studentov k vy-polneniyu norm fizkul'turno-sportivnogo kompleksa GTO [Factors of attracting students to fulfill the norms of the physical culture and sports complex of the GTO] // Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e [Physical culture and health]. 2019. No. 1(69). P. 53-56.
5. Pushkareva I.N., Rusinova M.P. Ispol'zovanie principov obshchestvenno-gosu-darstvennogo upravleniya v processe effektivnogo vnedreniya vserossijskogo fizkul'turno-sportivnogo kompleksa GTO sredi naseleniya [Using the principles of public and public administration in the process of effective implementation of the All-Russian physical culture and sports complex GTO among the population] // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia]. 2015. No. 1. P. 93-95.
6. Fizicheskaya kul'tura i sport. VFSK GTO v praktike fizicheskogo vospitaniya studentov [Physical culture and sports. VFSK GTO in the practice of physical education of students]: textbook. allowance / K.E. Stolyar [et al.]. M.: Publishing house REU im. G.V. Plekhanova, 2016. 63 p.
7. Shumilin I.V. Ot norm GTO k Vserossijskomu fizkul'turno-sportivnomu kom-pleksu [From GTO standards to the All-Russian physical culture and sports complex] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical Culture. Sport]. 2014. Vol. 3. P. 54-60.