УДК 796.011.3 DOI: 10.24412/2305-8404-2023-6-31-37
ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ КОМПЛЕКСА ГТО В ВУЗАХ
А.Г. Капустин, И.Ю. Зыков, А.С. Колодкин, Н.К. Постников
Проанализирован уровень физической подготовленности студентов вузов к сдаче норм комплекса ГТО. Выявлено противоречие между постепенным ростом количества студентов с отклонениями в состоянии здоровья, невысоким уровнем их физической подготовленности, низкой мотивацией к учебному процессу физического воспитания и необходимостью сдачи норм комплекса ГТО. Рассмотрены результаты опыта внедрения норм комплекса ГТО в разных вузах, выявлены проблемы и предложены пути их решения.
Ключевые слова: физическая культура, студенты, ВФСК ГТО, нормативы ГТО, мотивация, здоровье, физическая подготовка.
Капустин Александр Григорьевич, канд. пед. наук, доц., шг[email protected], Россия, Киров, Вятский государственный университет,
Зыков Илья Юрьевич, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Киров, Вятский государственный университет,
Колодкин Алексей Сергеевич, аспирант, Ко-1о^ш2013 @таП.т, Россия, Киров, Вятский государственный университет,
Постников Николай Константинович, магистрант, postnikov [email protected], Россия, Киров, Вятский государственный университет
Важнейшим инструментом развития стратегий социального развития страны является развитие физической культуры и спорта как фактора снижения заболеваемости, повышения выносливости, увеличения физически развитого общества и уменьшения уровня смертности людей. Именно они способствуют повышению уровня здоровья населения, увеличению физической силы, а значит и работоспособности. В то же время, руководствуясь результатами многочисленных исследований, можно констатировать факт ухудшения здоровья и снижения уровня физической подготовленности населения России за последние два десятилетия. Наибольшую тревогу вызывает преобладание отрицательных тенденций в области здоровья, именно среди молодежи [3]. Многие исследователи данной проблемы отмечают, что больше половины выпускников общеобразовательных
PROBLEMS OF INTRODUCING THE GTO COMPLEX IN HIGHER EDUCA TION INSTITUTIONS
Kapustin A.G., candidate of pedagogical sciences, associate professor, [email protected], Russia, Kirov, Vyatka State University, Zykov I.Y., candidate of pedagogical sciences, associate professor, [email protected], Russia, Kirov, Vyatka State University, Kolodkin A.S., graduate student, Kolodkin [email protected], Russia, Kirov, Vyatka State University,
Postnikov N.K., undergraduate, postnikov [email protected], Russia, Kirov, Vyatka State University
The level of physical readiness of university students to pass the norms of the GTO complex was analyzed. A contradiction between the gradual increase in the number of students with health problems, their low level of physical fitness, low motivation for the educational process of physical education and the need to pass the norms of the TRP complex was revealed. The results of the experience of implementing the norms of the GTO complex in different universities are considered, problems are identified, and ways to solve them are proposed.
Key words: physical culture, students, VFSK GTO, GTO standards, motivation, health, physical training.
учреждений болеют хроническими заболеваниями. Почти 30 % призывников российских Вооруженных Сил являются негодными к военной службе по состоянию здоровья, а 40 % - не справляются с нормативами по физической подготовке даже на оценку «удовлетворительно» [2].
По мнению специалистов, ухудшение состояния здоровья студентов связано, главным образом, с изменениями в условиях жизнедеятельности. Здесь следует принимать во внимание, что молодежь становится особенной восприимчивой, когда на нее влияет социальное окружение. Различные ученые отмечают, что период студенчества - наиболее важный для формирования и становления личности, вхождения в социальную среду. В этот период происходит выбор поведенческих установок, овладение особенностями будущей деятельности, усвоения новых для себя предписаний и норм, приобретения желаемой социальной роли. К тому же загруженность более объемной и интенсивной программой в вузе требует более длительного времени нахождения в библиотеке или за компьютером, что негативно отражается на физической активности. Такое сокращение времени на физические упражнения является одной из основных причин ухудшения здоровья. Так, почти половина студентов вузов имеет проблемы со здоровьем, а более 60 % - низкий уровень физической подготовленности [1].
Президент России В.В. Путин в 2014 году подписал указ «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)». Целями данного комплекса являются повышение числа граждан, которые ведут здоровый образ жизни и регулярно занимаются физической культурой, широкое освещение пользы спорта, а также духовное и патриотическое воспитание. Изначально и в идеальном варианте комплекс ГТО планировали вводить среди всех граждан России и, в первую очередь, молодежи, так как в молодом возрасте имеет большое значение сохранение здоровья и воспитание патриотизма. Именно молодое поколение - это трудовой ресурс страны и ее защита. Однако процесс внедрения комплекса ГТО столкнулся с рядом проблем [5].
Цель исследования - провести анализ проблем внедрения комплекса ВФСК ГТО в вузах России.
Задачи исследования:
1) проанализировать на основании результатов теоретического исследования уровень физической подготовленности студентов вузов к сдаче норм комплекса ГТО;
2) оценить значимость внедрения комплекса ГТО для повышения уровня физической подготовленности студентов вузов;
3) изучить опыт внедрения норм комплекса ГТО в разных вузах;
4) выявить проблемы внедрения комплекса ГТО в вузах и предложить пути их решения.
Методика и организация исследования. В качестве основного метода исследования применялся анализ научной литературы. Рассмотрены результаты исследований подготовленности студентов к сдаче норм комплекса ГТО на базе Севастопольского государственного университета (СевГУ), Вятского государственного университета, Пермского государственного аграрно-технологического университета им. академика Д.Н. Прянишникова, Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина.
Результаты исследования и их обсуждение. Одной из проблем внедрения комплекса ГТО можно назвать недостаточную подготовленность студентов к сдаче нормативов. Так, в 2022 году было проведено исследование с участием 48 студентов первого курса Политехнического института СевГУ, отнесенных по состоянию здоровья к основной группе здоровья с целью анализа уровня их физической и функциональной подготовленности. По результатам тестирования был выявлен низкий уровень развития физических качеств и функциональных возможностей у студентов.
Также в качестве примера можно привести исследование уровня развития основных физических качеств у студентов в контексте обязательных видов испытаний ГТО на базе Вятского государственного университета. В исследовании приняли участие студенты 3-го курса (юноши 18-20 лет) факультета информатики, математики и физики. Установлено, что обучающиеся испытывали большие трудности в выполнении тестов на гибкость и общую выносливость [9].
С целью анализа подготовленности к сдаче норм комплекса ГТО было проведено тестирование 63 студентов Пермского аграрного вуза в возрасте от 18 до 24 лет. В результате исследования было выявлено, что испытуемые имели среднюю готовность к сдаче норм ГТО, в том числе в рамках силовой подготовки. Кроме того, некоторые из них практически полностью не справились с требованиями вуза [8].
В Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете, принимая во внимание новые требования федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, в комплекс физических упражнений были внедрены занятия по подготовке студентов к сдаче нормативов ГТО. Затем на базе стадиона и спортивного зала было организовано прохождение соответствующих испытаний по сдаче норм комплекса, в которых приняли участие 175 человек, учащихся первого курса в возрасте 18-19 лет. После тестирования был проведен анализ уровня подготовленности студентов к сдаче норм комплекса ГТО. Виды испытаний комплекса ГТО, которые прошли участники:
1) поднимание туловища из положения лежа на спине (на золотой знак не смог сдать ни один юноша, но в то же время 44 % девушек сдали на золотой знак);
2) прыжок в длину с места толчком двумя ногами (смогли сдать норматив 18 % девушек и 22 % юношей);
3) бег на 100 метров (не выполнили норматив 31 % юношей и 46 % девушек);
4) подтягивание из виса на высокой перекладине (на золотой знак сдали только 28 % юношей, а не прошли испытание 48 %).
Как видно из тестовых результатов, довольно большой процент студентов оказался не подготовленным к сдаче нормативов ГТО. При этом для юношей сложнее всего было сдавать подтягивание, а для девушек -прыжок в длину с места толчком двумя ногами [10].
Обратимся к опыту сдачи нормативов комплекса ГТО в Белгородском юридическом институте МВД России имени И.Д. Путилина. Так, были проведены испытания по сдаче нормативов ГТО, по результатам которых выяснилось, что только 40 курсантов и слушателей из 360 испытуемых справились с нормативами комплекса ГТО на разные знаки отличия [6].
Также результаты социологического опроса студентов разных вузов показали, что только 25 % из них придерживаются здорового образа жизни, который включает регулярные физические упражнения, соблюдение режима дня и правильное питание. Большинство из опрошенных имеют средний уровень физической подготовки (64 %) и осведомлены о введении норм комплекса ГТО (78 %), более половины (55 %) полагают, что готовы к сдаче нормативов ГТО. Из-за желания проверить собственные физические способности 42 % студентов хотели бы принять участие в сдаче нормативов ГТО, получить знак отличия ГТО - 26 %, принять участие в фестивале ГТО и завести новые знакомства - 22 %, получить денежное вознаграждение и знак отличия - 10 %. Среди причин нежелания принять участие в сдаче нормативов ГТО большинство респондентов (45 %) назвали отсутствие свободного времени, не видят в этом необходимости 25 %, остальные затруднились с ответом.
Из полученных данных следует, что студенты российских вузов имеют достаточные знания о внедрении комплекса ГТО, но, несмотря на это, большинство из них не занимаются физическими упражнениями регулярной основе и не проявляют высокой мотивации к выполнению комплекса ГТО [2].
Заключение. Результаты теоретического исследования свидетельствуют о необходимости создания условий для подготовки студентов к сдаче норм комплекса ГТО. В качестве мотивации к сдаче норм ГТО можно использовать выявление лучших студентов в группе, на потоке или в вузе с последующим широким освещением их достижений, назначение доплат к стипендиям, поощрения за успешную сдачу норм ГТО, выдачу соответствующих документов, таких как, например, зачетные книжки спортсменов с уровнем достижений в комплексе ГТО, и т. д. [4].
Кроме того, в результате исследования было выявлено противоречие между постепенным ростом количества студентов вузов с отклонениями в состоянии здоровья, невысоким уровнем их физической подготовленности, а также низкой мотивацией к учебному процессу физического воспитания и необходимостью сдачи норм комплекса ГТО.
В процессе исследования были рассмотрены проблемы низкой физической подготовленности студентов к сдаче норм комплекса ГТО и недостаточной мотивации для активной подготовки к сдаче норм посредством регулярных занятий физической культурой [7]. На наш взгляд, для улучшения физического состояния молодежи необходимо вести активную пропаганду спорта, занятия которым позволит не только повысить общий уровень физической подготовленности молодых людей, но и успешно сдать нормативы комплекса ГТО.
Для дополнительной мотивации сдача норм ГТО может быть организована в виде развлекательных мероприятий, например, различных соревнований либо спортивных праздников. Также необходимо выработать механизм поощрения: например, тому, кто успешно сдает нормативы, вручать сертификаты в торжественной обстановке, награды за различные спортивные достижения, ценные призы и подарки. Студенческая аудитория может быть привлечена за счет приглашенных известных личностей и спонсоров. В вузах необходимо разрабатывать программы физической подготовки к сдаче нормативов комплекса ГТО. Не менее важным является повышение общего имиджа комплекса ГТО путем привлечения средств массовой информации, проведения образовательных мероприятий в вузах.
Список литературы
1. Кизько А.П., Кизько Е.А. Состояние здоровья и физической подготовленности современной студенческой молодежи // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма: сб. материалов XIII Меж-дунар. науч.-практ. конф., посв. 70-летию каф. физ. воспитания УГАТУ. Уфа: Изд-во УГАТУ, 2019. С. 84-88.
2. Кожемякина А.П. Актуальные проблемы реализация ВФСК «Готов к труду и обороне» среди студентов // Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма и оздоровления различных категорий населения: сб. материалов XVI Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / под ред. С.И. Логинова, Ж.И. Бушевой. Сургут: Изд-во СГУ, 2017. С. 203-206.
3. Лопатина Р.Ф., Лопатин Н.А. Здоровье студентов вуза как актуальная социальная проблема // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 1. С. 135-140.
4. Макусев О.Н., Дмитриева О.В. Проблемы внедрения ВФСК ГТО в среду учащейся молодежи и пути их решения // Инновационная наука. 2017. № 3-2. С. 200-202.
5. Маюрова И.А., Бутыч Н.С., Малокостов В.А. Анализ физического состояния студентов первого курса нефизкультурных направлений подготовки // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2022. № 5 (207). С. 113-118.
6. Муханов Ю.В., Клименко Б.А. Проблемы внедрения комплекса «Готов к труду и обороне» в Белгородском юридическом институте МВД России имени И.Д. Путилина // Актуальные проблемы внедрения комплекса ГТО и развития массового спорта: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. / под общ. ред. И.Н. Никулина. Белгород: ИД «Белгород», НИУ «БелГУ», 2016. С. 110-113.
7. Назаренко Л.Д. Формирование культуры здоровья средствами ГТО // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2015. № 1 (34). С. 117-124.
8. Сбитнева О.А. Оценка развития силы у студентов в аграрном вузе // Развитие образования. 2022. Т. 5. № 2. С. 18-22.
9. Состояние физической подготовленности студентов в рамках требований обязательных нормативов комплекса ГТО / Т.В. Беличева [и др.] // Возрождение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО: проблемы, опыт, перспективы: сб. науч.-метод. статей по итогам Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Киров: Радуга-ПРЕСС, 2016. С. 25-28.
10. Старкова Е.В. Предпосылки и предварительные результаты внедрения ВФСК ГТО в вузах // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Психологические и педагогические науки. 2016. № 2-1. С. 81-88.
References
1. Kiz'ko A.P., Kiz'ko E.A. Sostoyanie zdorov'ya i fizicheskoj podgotovlennosti so-vremennoj studencheskoj molodezhi [The state of health and physical fitness of modern student youth] // Actual problems of physical culture, sports and tourism: sat. materials XIII Intern. scientific-practical. conf., dedicated 70th anniversary of the department. physical education of the USATU. Ufa: UGATU Publishing House, 2019. P. 84-88.
2. Kozhemyakina A.P. Aktual'nye problemy realizaciya VFSK «Gotov k trudu i ob-orone» sredi studentov [Actual problems of the implementation of the All-Russian Federal Sports Complex "Ready for Labor and Defense" among students] // Improvement of the system of physical education, sports training, tourism and health improvement of various categories of the population: collection of articles. materials XVI Vseros. scientific-practical. conf. with international participation / ed. S.I. Loginova, Zh.I. Busheva. Surgut: SSU Publishing House, 2017. P. 203-206.
3. Lopatina R.F., Lopatin N.A. Zdorov'e studentov vuza kak aktual'naya social'naya problema [Health of university students as an actual social problem] // Vestnik Kazanskogo
gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Kazan State University of Culture and Arts]. 2017. No. 1. P. 135-140.
4. Makusev O.N., Dmitrieva O.V. Problemy vnedreniya VFSK GTO v sredu uchash-chejsya molodezhi i puti ih resheniya [Problems of implementation of the VFSK RLD in the environment of students and ways to solve them] // Innovacionnaya nauka [Innovative science]. 2017. No. 3-2. P. 200-202.
5. Mayurova I.A., Butych N.S., Malokostov V.A. Analiz fizicheskogo sostoyaniya studentov pervogo kursa nefizkul'turnyh napravlenij podgotovki [Analysis of the physical state of first-year students of non-physical areas of training] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2022. No. 5 (207). P. 113-118.
6. Muhanov Yu.V., Klimenko B.A. Problemy vnedreniya kompleksa «Gotov k trudu i oborone» v Belgorodskom yuridicheskom institute MVD Rossii imeni I.D. Putilina [Problems of implementation of the "Ready for Labor and Defense" complex at the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilina] // Actual problems of the implementation of the TRP complex and the development of mass sports: sat. materials Vseros. scientific-practical. conf. / under total ed. I.N. Nikulin. Belgorod: PH "Belgorod", National Research University "BelGU", 2016. P. 110-113.
7. Nazarenko L.D. Formirovanie kul'tury zdorov'ya sredstvami GTO [Formation of a culture of health by means of the GTO] // Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sports]. 2015. No. 1 (34). P. 117-124.
8. Sbitneva O.A. Ocenka razvitiya sily u studentov v agrarnom vuze [Evaluation of the development of strength among students in an agrarian university] // Razvitie obrazova-niya [Development of education]. 2022. V. 5. No. 2. P. 18-22.
9. Sostoyanie fizicheskoj podgotovlennosti studentov v ramkah trebovanij obyaza-tel'nyh normativov kompleksa GTO [The state of physical fitness of students within the framework of the requirements of the mandatory standards of the GTO complex] / T.V. Belicheva [et al.] // Revival of the All-Russian sports complex GTO: problems, experience, prospects: sat. scientific method. articles based on the results of the All-Russia. scientific-practical. conf. with international participation. Kirov: Raduga-PRESS, 2016. P. 25-28.
10. Starkova E.V. Predposylki i predvaritel'nye rezul'taty vnedreniya VFSK GTO v vuzah [Prerequisites and preliminary results of the introduction of the VFSK GTO in universities] // Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. Psihologicheskie i pedagogicheskie nauki [Bulletin of the Perm State Humanitarian and Pedagogical University. Psychological and pedagogical sciences]. 2016. No. 2-1. P. 81-88.