Научная статья на тему 'Въездной туризм как фактор развития экономики северных регионов российской Федерации: опыт Ямало-Ненецкого автономного округа'

Въездной туризм как фактор развития экономики северных регионов российской Федерации: опыт Ямало-Ненецкого автономного округа Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
514
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛЯРНЫЙ ТУРИЗМ / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТУРИСТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ДЕСТИНАЦИЯ / POLAR TOURISM / HISTORICAL AND CULTURAL POTENTIAL / ETHNOGRAPHIC POTENTIAL / TOURIST RESOURCES / TOURIST DESTINATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Контонистов Олег Эдуардович, Шарафанова Елена Евгеньевна

Представлен краткий обзор туристических возможностей Ямало-Ненецкого автономного округа. Показаны перспективы развития туризма в регионе в условиях взаимодействия муниципальных и региональных органов власти, определены задачи стимулирования инвестиционной активности для развития туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Контонистов Олег Эдуардович, Шарафанова Елена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Въездной туризм как фактор развития экономики северных регионов российской Федерации: опыт Ямало-Ненецкого автономного округа»

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИИ СФЕРЫ УСЛУГ

УДК 332.12 ББК 65.19

ВЪЕЗДНОЙ ТУРИЗМ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ СЕВЕРНЫХ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОПЫТ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО

АВТОНОМНОГО ОКРУГА

О.Э. Контонистов, Е.Е.Шарафанова

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А

Исторически сложилось так, что территория России представляет собой совокупность регионов, крайне неравнозначных по своему политическому, экономическому и ресурсному потенциалам. Как следствие, в различных регионах происходит формирование разнообразных «институтов развития», учитывающих их экономические, политические культурноисторические особенности [1]. Именно в субъектах Федерации в настоящее время формируются новые формальные правила и неформальные нормы взаимодействия частных экономических агентов и представителей органов государственной власти в решении проблем модернизации территорий и повышения их инвестиционной привлекательности. Однако, проводя политику модернизации, Федеральный центр уделяет недостаточное внимание региональной сегментации и локализации институциональной среды российской экономики, которая обусловливает разную степень эффективности централизованно предпринимаемых мер по модернизации экономики [2, с. 83].

Географически Россия разделена на три основные полосы: южную, среднюю и северную. Недостаточный территориальный вес южного пояса в общей территориальной массе Российской Федерации дает основание говорить о ней скорее как о северной державе с разделением территории на различные северные пояса.

Одной из перспективных зон для развития северного туризма является Заполярье, которое составляет 20% территории России и половину заполярного

круга земного шара. Это пятая часть территории страны, имеющая побережье, равное по протяженности северному побережью США, Канады, Дании, Великобритании и Норвегии вместе взятых, и уникальные природные ресурсы. Совокупность двух этих факторов создает прекрасный фундамент для развития индустрии туризма в России.

В основе концепции туризма заложена идея приключений и встречи с чем-то необычным и новым, в получении уникальных впечатлений, порой экстремальных. Перспективность идеи туризма в Заполярье лежит, прежде всего, в привлекательности его территории. Человек, попадая в необычные условия, помимо всего прочего, имеет возможность почувствовать себя на таком огромном пространстве первооткрывателем, находящимся лицом к лицу к девственной природе.

Полярный туризм в России существует, но он остается элитным и неконкурентоспособным по отношению к таковому по другую сторону полюса. Важно комплексно освоить эту территорию для создания индустрии туризма и его продуктов: элитного, среднего и широкого потребления, - таким образом, превращая Заполярье в объект государственного бизнеса, приносящего реальный доход России.

Побережье Заполярья можно представить в виде огромной арки, тянущейся с запада от Кольского полуострова до Берингова моря на востоке. Чтобы выстроить любую арку, необходимо вначале построить кружало, которое бу-

дет ее держать. А для этого, в свою очередь, нужно определить основные точки его опоры.

Иными словами, нужно создать мультимодальные платформы («точки опоры») этого огромного единого пространства, позволяющие распределять туристические потоки и получать доступ в любой пункт Заполярья. Европейская часть этой арки уже начинает осваиваться. Как одну из мультимодальных платформ можно рассматривать, например, Восточную Карелию.

Азиатская же ее часть остается огромным целинным пространством, где необходимо будет определить и создать 3-5 таких «точек опоры». И здесь наиболее перспективным из них в западновосточном направлении нам представляется Салехард и его регион, имеющий выгодное стратегическое и географическое положения, уникальные экономические условия и людские ресурсы, приспособленные к условиям Крайнего Севера.

Таким образом, Салехард и его регион имеет все предпосылки стать второй опорной точкой арки Заполярья, новой мультимодальной платформой развития индустрии туризма в России.

Ямало-Ненецкий автономный округ (далее - автономный округ), обладая достаточным туристическим потенциалом, занимает весьма скромное место на рынке туристических услуг.

В настоящее время автономный округ имеет достаточно большие туристические возможности для зимнего и летнего отдыха, существуют достаточно веские предпосылки для его развития.

Наиболее ценным природным ресурсом автономного округа, выгодно отличающим его туристический потенциал от потенциалов других регионов, является разветвленная озерно-речная система, 59000 озер. Реки, озера и прибрежные воды Карского моря богаты рыбой. На территории автономного округа обитают 60 видов млекопитающих, 224 вида птиц, 2 вида рептилий и 5 видов амфибий - всего 310 видов. Во многом уникальны природные ландшафты, со-

четающие тундру, лесотундру и северную тайгу с сопками и гранитными скалами. В автономном округе находится 17 заказников и заповедников.

Историко-культурный потенциал автономного округа определяется его ролью в освоении богатств Крайнего Севера. Сохранилось 96 различных объектов культурного наследия (в т.ч. памятников), 315 объектов истории и культуры (в т.ч. города и городища, остатки древних поселений, могильники).

В автономном округе действуют 20 музеев и 2 выставочных зала, 7 центров национальных культур, природноэтнографический комплекс пос. Горно-князевск, геологический памятник природы «Харбейский», Ханты-Мужевский парк-музей «Живун». В Красноселькупском районе находится памятный знак «Центр поверхности Российского государства» (определенный Д.И. Менделеевым), в Надымском районе - археологический памятник «городище Мангазея» (1601 г.). Все это может быть использовано как туристические объекты.

Этнографический потенциал округа определяется проживанием на его территории народов разных культур (ненцы, ханты, коми), часть из которых до сих пор сохранила своеобразные черты своего быта. Сохранились народные промыслы, отражающие самобытную культуру ненцев.

Ежегодно на высоком уровне проводятся различные национальные праздники: «День оленевода», «День рыбака», «Вороний день» и т.д.

В автономном округе созданы горнолыжные трассы. Функционирует горнолыжный комплекс в окрестностях городов Салехард и Лабытнанги. Горнолыжному коплексу в пос. Полярный («Ямал-геофизика») необходима реконструкция и установление собственника. Горнолыжная трасса, расположенная на Ан-гальском мысу в г. Салехарде, в стадии развития.

Все вышеперечисленное является основным фактором для развития в автономном округе различных видов туризма

- этнографического, спортивного и экс-

тремального, сплавов, рыболовных и охотничьих туров, событийного, экологического, горнолыжного, историкопознавательного. Именно их наличие и качество определяют привлекательность региона на российском и международном туристическом рынке. Поэтому в рекламных целях им должно уделяться достаточно много внимания.

Разумное использование туристических ресурсов должно и может приносить существенный доход, однако пока его величина незначительна, что во многом определяется состоянием отрасли.

В настоящее время в инфраструктуру туристической отрасли входят коллективные средства размещения (КСР): 55 КСР гостиничного типа и 3 санатория. В Шрышкарском районе на озере Варчато действует прекрасная туристическая база, которая может принимать круглый год одновременно 20-25 туристов. На террито-рии геологического памятника природы «Харбейский» (Приуральский район) находится туристическая база, также базы отдыха имеются в муниципальных образованиях: город Ноябрьск, город Губкинский, город Тарко-Сале, город Новый Уренгой.

В 2005 году на туристическом рынке автономного округа с разной степенью эффективности работало 6 туристических организаций (на данный момент -28). Объем туристических услуг, оказываемых данными организациями населению и гостям округа, в 2005 году составлял 40,7 млн рублей (обслужено 2 870 туристов), в 2006 году 54,4 млн рублей (обслужено 9 370 туристов), в

2007 году 145 млн рублей (обслужено 16 100 туристов), в 2008 года 296 млн рублей (обслужено 19 800 туристов).

Туристические фирмы, осуществляющие деятельность на территории автономного округа, работают преимущественно в сфере выездного туризма. Въездным и внутренним туризмом занимаются международные туроператоры автономного округа - автономное учреждение «Ямалтур» (г. Салехард), ООО «Гостиница «Уренгой», включенные в Единый федеральный реестр туропера-

торов. Организацией развития детско-юношеского туризма (спортивного) в автономном округе занимается 10 туристских клубов, которые преимущественно относятся к учреждениям дополнительного образования.

Автономный округ как туристическая дестинация находится в начальной стадии развития. Содержательное описание эволюции туристических дестинаций дано А.Д. Чудновским с соавторами [2, с. 50-51], которые выделяют четыре стадии развития.

Первая стадия начинается с путешествий небольших групп путешественни-ков-первооткрывателей, которые жаждут наслаждения от красот нетронутой природы. В этот период туризм не оказывает влияние на местность, местное населения активно контактирует с путешественниками и начинает привлекать их, предлагая им средства размещения. Дальнейший рост числа туристов стимулирует местные власти развивать инфраструктуру.

На стадии развития туристической дестинации численность туристов интенсивно растет и в период высокого сезона может даже превышать численность местного населения. Контроль за развитием туризма переходит из компетенции местной администрации в руки внешних компаний, которые более высокими темпами начинают развивать инфраструктуру, тем самым изменяя облик туристического центра. При этом увеличивается нагрузка на места жизнеобеспечения.

На стадии зрелости туристической дестинации сначала замедляется рост прибытий иностранных посетителей, хотя общее число прибывающих все еще растет и превышает численность местного населения. Центр туризма становится известным, и в нем создают свои отели крупные транснациональные гостиничные цепи. Далее развитие этого туристического центра достигает своего пика, затем мода на него падает, и он продолжает функционировать в основном за счет повторных прибытий.

На заключительной стадии жизненного цикла туристическая дестинация

становится малопривлекательной для большинства туристов и сильно зависимой от редких и небольших групп туристов [3].

Данные таблицы один свидетельствуют о том, что въездной туризм в автономном округе находится в начале своего развития.

Таблица 1

№ строк Наименование показателей Значение Показателей

1. Количество коллективных средств размещения (КСР), представивших квартальный отчет по форме № 1-КСР (краткая), всего, ед. 69

2. Средний коэффициент загрузки КСР (К1), сдавших отчет, в отчетном периоде, % 30,5

3. Число туристов, размещенных в КСР, всего (сумма строк 3.3. и 3.4.) 22,94

из них:

3.1. граждан России (сумма строк 3.3.1. и 3.4.1.) 20,24

3.2. иностранных граждан (сумма строк 3.3.2. и 3.4.2.) 2,7

3.3. число туристов, размещенных в представивших квартальную отчетность КСР, всего 3,34

из них:

3.3.1. граждан России 2,94

3.3.2. иностранных граждан 0,4

3.4. число туристов, размещенных в не представивших квартальную отчетность КСР, всего 19,6

из них:

3.4.1. граждан России 17,3

3.4.2. иностранных граждан 2,3

4. Число туристов, размещенных не в КСР, всего 4,5

из них:

4.1. граждан России 2,7

4.2. иностранных граждан 1,8

5. Общий объём туристического потока в регионе (сумма строк 3. и 4.), всего 27,44

из них:

5.1. граждан России (сумма строк 3.1. и 4.1.) 22,94

5.2. иностранных граждан (сумма строк 3.2. и 4.2.) 4,5

Показатели объема въездного туристического потока в Ямало-Ненецком автономном округе за 2010 год в соответствии с рекомендациями Ростуризма рассчитаны исходя из данных обследования туристических фирм, предприятий, гостиничного хозяйства и индивидуальных предпринимателей, занимающихся туристической деятельностью. Число коллективных средств размещения на отчетный период 2010 года составило 69 единиц, общий объем туристического потока более 27 тысяч. Эффективность функционирования коллективных средств размещения в Ямало-Ненецком автономном округе определена коэффициентом загрузки КСР туристами на уровне 28-30%.

Развитие туризма в автономном округе основано на инициативе муниципальных образований. В связи с внесением изменений в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции от 25.12.2008 г. №281-ФЗ), которые наделили полномочиями исполнительные органы государственной власти муниципальных образований автономного округа создавать условия для развития туризма, существует реальная возможность активного участия их в реализации государственной стратегической инициативы.

Большое значение имеет и тот факт, что организованный туризм обеспечива-

ет немалые поступления в окружной и муниципальные бюджеты автономного округа через налоги от туристических предприятий, коллективных средств размещения, пунктов общественного питания, таможенного и других сборов.

Целесообразность активного развития въездного туризма обусловлена необходимостью увеличения поступлений финансовых средств в автономный округ за предоставленные туристические и сопутствующие услуги. Кроме того, определение приоритета туристического бизнеса и его государственная поддержка (выраженная, например, в налоговых льготах) могут содействовать увеличению притока инвестиций, в том числе прямых, как в создание совместных предприятий в сфере туризма, так и в развитие туристической инфраструктуры (гостиничный и ресторанный бизнес), что немаловажно для автономного округа.

Необходимо также отметить, что средства, вкладываемые в туристическую инфраструктуру, имеют самый быстрый период окупаемости.

Развитая туристическая индустрия позволяет решить задачу занятости местного населения, так как туризм является одной из самых трудоемких отраслей с большим количеством работников, занятых обслуживанием туристов. Как показывает практика, прием и обслуживание одного туриста обеспечивает рабочие места 5 - 7 человекам, что в значительной степени способствует смягчению такого явления, как безработица.

Следует отметить, что дальновидно и своевременно созданный в 2005 году исполнительный орган государственной власти в сфере туризма - агентство по туризму Ямало-Ненецкого автономного округа заложил базис для дальнейшего развития и становления туризма как отрасли экономики. Создано нормативноправовое обеспечение, ведется постоянное позиционирование автономного округа как территории, благоприятной для туризма, проводится необходимая работа по аналитическому, методическому, кадровому обеспечению развитию отрасли,

формированию инфраструктуры и системы управления.

Основная проблема развития - проблема привлечения инвестиций. В ЯмалоНенецком автономном округе действует Программа по государственной поддержке инвестиционной деятельности предприятий и организаций на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на

2008 - 2012 годы. Целью ее принятия является создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности в автономном округе и привлечения внебюджетных источников для реализации стратегических, приоритетных и социальных проектов в широком спектре отраслей экономики автономного округа. Программа направлена на улучшение инвестиционного климата автономного округа, снижение инвестиционных рисков, создание эффективной системы реализации инвестиционных проектов, оптимизацию воспроизводственного процесса по обновлению основных фондов, обеспечение качественного и устойчивого экономического роста на основе внедрения передовых технологий. Основными задачами государственной поддержки инвестиционной деятельности являются:

- стимулирование развития экономики автономного округа;

- диверсификация структуры экономики автономного округа;

- увеличение налогооблагаемой базы, формируемой на территории автономного округа.

Инвестиционные проекты, включенные в Программу, содержат, в числе прочих, приоритетные проекты и социальные проекты. Развитие въездного туризма может быть включено в круг стратегических для автономного округа проектов, поскольку оно способствует решению задач регионального развития, развитию межрегиональной экономической интеграции, созданию условий для устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера на основе комплексного развития традиционных отраслей хозяйствования. Стимулирование развития въездного туризма позволяет

решать и некоторые социальные задачи в результате повышения занятости населения, более полного использования трудовых ресурсов регионального рынка труда, улучшения качества жизни населения. Связанные с туризмом и рекреацией предприятия и рабочие места зачастую создаются в наименее развитых регионах стран, что позволяет сбалансировать экономическую структуру и содействует закреплению населения в сельской местности, предотвращая его отток в перенаселенные города в поисках работы. Проекты по развитию туристическо-рекреационной индустрии включают в себя строительство и модернизацию аэ-

ропортов, дорог, морских вокзалов, систем очистки сточных вод, реставрацию культурных памятников, а также создание музеев и информационных центров на природных объектах, то есть способствуют общехозяйственному и социально-культурному развитию страны. Обеспечивается устойчивый рост доходов общегосударственных, региональных и местных бюджетов (налоги на размещение и общественное питание, аэропортовые сборы, налог с оборота, входная плата за посещение культурных и природных достопримечательностей, подоходный налог и другие фискальные поступления) [4].

ЛИТЕРАТУРА

1. Курбатова М.В., Саблин К.С. Субъекты развития в условиях территориально фрагментированной институциональной среды российской экономики //Terra economicus. 2010. Т.8. № 2. С. 57-69.

2. Левин С.Н. Конструирование конституционных правил в транзитивной экономике России: взгляд из региона // Постсоветский институционализм - 2007: варианты институционального развития России: предпосылки, закономерности, перспективы. Томск: Изд-во ТГПУ, 2009.

3. Чудновский А.Д., Жукова М.А., Сенин В.С. Управление индустрией туризма. М., 2004.

4. Рудь Н. Инвестиции в туристско-рекреационную сферу: зарубежный опыт и потенциал российских регионов // Мировая экономика и международные отношения. 2007. №7. С. 66-74.

УДК: 338.48(075.8) ББК: 75.81я73

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА В ГОСТИНИЧНОЙ ИНДУСТРИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Т.С. Пантюхова

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А

Сложившаяся экономическая ситуация, связанная с современным кризисом, диктует предприятиям гостиничного сектора новый подход к внутрифирменному развитию. Конкуренция среди гостиниц вышла на совершенно новый уровень, и успех современных гостиничного предприятия все больше зависит от того, встало ли оно на инновационные рельсы, ведь инновативность - один из важнейших факторов конкурентоспособности любого предприятия. Современное общество, являющееся крайне динамичным образованием, стремится попробовать

что-то новое, стандартных услуг ему уже мало. В индустрии гостеприимства на помощь обществу, жаждущему инновационных изысков, приходят, в первую очередь, международные гостиничные цепи, которые за счет своих больших возможностей готовы удовлетворить любые пожелание клиентов. Гостиничные цепи, являясь своего рода инновацией, привлекают потенциальных клиентов своими нововведениями, разработкой которых они занимаются постоянно.

Актуальность данной темы связана со значительным распространением по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.