УДК 94(41/99)
Н. Ф. Вирт
ВЕЙМАРСКАЯ РЕСПУБЛИКА В ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ТЕОЛОГИИ ФРИДРИХА ГОГАРТЕНА
Статья посвящена рассмотрению взглядов лютеранского теолога Фридриха Гогартена на республиканский строй Веймарской Германии. В начале статьи раскрываются причины формирования диалектической теологии в Германии 20-х годов ХХ в. После установления республиканской формы правления положение протестантских церквей Германии существенно изменяется. Их роль и влияние ослабевают, а количество прихожан уменьшается. Процесс изменений затрагивает не только церкви как структурные образования, но и теологическую мысль. В статье выделяются основные причины перехода от либеральной теологии XIX в. к новой диалектической теологии. Одной из важнейших причин изменений в протестантском богословии стали последствия Первой мировой войны, которые вызвали общеевропейский культурный кризис. Также на формирование новой теологии оказали влияние идеи К. Барта. Решающее значение сыграла неспособность либеральной теологии найти выход из сложившегося культурного кризиса. Рассматриваются особенности богословских идей лютеранского теолога Ф. Гогартена, которые формируются под воздействием теологии кризиса. Отме-
чается вклад Ф. Гогартена в развитие диалектической теологии на протяжении 20-х и первой половины 30-х гг. ХХ в. Корни его политических представлений лежат в новой интерпретации взглядов на устройство государства и общества, которые были сформированы Мартином Лютером и другими реформаторами церкви. На основании рассмотрения политических концепций Ф. Гогартена раскрывается его отношение к Веймарской Германии. Теолог видит в республиканском устройстве анархизм, который противоречит фундаментальным основам христианства. Германия 20-х годов предстает в его сочинениях страной, вынужденной искать новые пути государственного устройства. Одним из вариантов Ф. Гогартен видит установление диктатуры для подавления анархистских тенденций германского общества. В заключение анализируются причины поддержки Ф. Гогартеном национал-социалистической диктатуры на протяжении 30-х гг. ХХ в. и его сотрудничества с протестантским движением «Немецких христиан».
Ключевые слова: диалектическая теология, протестантизм, Фридрих Гогартен, Веймарская Германия, теология кризиса.
Nikolay Virt
WEIMAR REPUBLIC IN THE DIALECTIC THEOLOGY OF FRIEDRICH GOGARTEN
The article is devoted to the consideration of the views of the Lutheran theologian Friedrich Gogarten on the republican system of Weimar Germany. At the beginning of the article, the reasons for the formation of dialectical theology in Germany of the 1920s are revealed. After the establishment of the republican form of government, the situation of the Protestant churches in Germany changes significantly. Their role and influence are weakening, and the number of parishioners is decreasing. The process of change affects not only churches as structural entities, but also theological thought. The article highlights the main reasons for the transition from liberal theology of the XIX to a new dialectical theology. One of the most important reasons for the changes in Protestant theology was the consequences of the First World War, which caused a pan-European cultural crisis. Also, the ideas of C. Bart influenced the formation of a new theology. Of decisive importance was the inability of liberal theology to find a way out of the current cultural crisis. The features of the theological ideas of the Lutheran theologian F. Gogarten, which are formed under the influence of theol-
ogy of the crisis, are examined. F. Gogarten's contribution to the development of dialectical theology during the 1920s and the first half of the 1930s is noted. The roots of his political ideas lie in a new interpretation of the views on the structure of the state and society, which were formed by Martin Luther and other church reformers. Based on a review of the political concepts of F. Gogarten, his attitude to Weimar Germany is revealed. The theologian sees anarchism in the republican system, which contradicts the fundamental foundations of Christianity. Germany in the 1920s appears in his writings as a country compelled to search for new ways of government. F. Gogarten sees one of the options as the establishment of a dictatorship to suppress the anarchist tendencies of German society. In conclusion, the reasons for F. Gogarten's support of the national socialist dictatorship during the 1930s are analyzed and his collaboration with the protestant movement of "German Christians".
Key words: dialectical theology, protestantism, Friedrich Gogarten, Weimar Germany, theology of crisis.
Первая мировая война коренным образом изменила ситуацию в Германию. На смену империи пришла республика, рожденная на осколках общества, проигравшего войну, находящегося в глубоком экономическом, политическом и психологическом кризисе. Ломка монархических институтов и введение демократии наложили отпечаток и на протестантские церкви Германии.
Начиная с периода объединения германских государств, протестантская религия играла важную роль в жизни страны. Протестантизм преобладал в Центральной, Восточной и Северной Германии, а также был силен на юге и юго-западе государства, особенно в Вюртемберге, Франконии и Пфальце [2, с. 58].
Положение протестантизма в Германской империи во многом являлось привилегированным. Особенно в Пруссии, чья церковь становится крупнейшей в стране. Однако количество верующих, постоянно ходящих на воскресные службы и причащавшихся, неуклонно сокращалось. В соответствии с имперским законодательством прихожане обязаны были причащаться в важные церковные праздники, а за непосещение богослужения наказывались денежным штрафом. Такое положение сохранялось до начала XIX в., когда на волне общественно-политических изменений, вызванных Французской революцией, германские протестантские церкви лишаются права судить за несоблюдение церковных законов. Количество воцерковленных верующих быстро пошло на спад. В 1862 г доля причащавшихся на территории всех евангелических церквей будущей Германской империи (в границах 1871 г.) ещё составляла 58,5%, в 1880 г. - 45,5%, на рубеже веков (1900 г.) - 40,3%, а в XX в. сокращалась еще быстрее. В 1933 г., на закате Веймарской республики, данный показатель составлял лишь 25,4% [2, с. 61]. Но, несмотря на это обстоятельство, немцы продолжали причислять себя к одному из двух господствующих христианских течений страны. Согласно статистике на 1933 г. 62,7% немцев исповедовали евангелического вероисповедания, 32,5% придерживалось католицизма [2, с. 58].
Веймарский период явился испытанием для протестантских церквей Германии. Сложнее всего были 1919-1921 гг., когда принимается Веймарская конституция, изменившая положение религиозных организаций. К тому же правившие в этот период социал-демократы проводили политику секуляризации, которая встретила жесткое сопротивление со стороны церквей.
Высказывания против республики допускали не только рядовые прихожане во время праздничных богослужений, но и видные протестантские теологи Германии. Одни из них критиковали республику с теологических позиций, другие считали ее недостаточно национальным, германским государством.
На фоне изменений в обществе и государственном устройстве в ходе войны и установления республиканского строя, изменилась и протестантская теология. Появилась новая теологическая школа - диалектическая.
Обстоятельства, связанные с возникновением диалектического богословия на европейском континенте подробно изучены [5]. Несмотря на то, что среди исследователей существуют разногласия относительно точного времени появления этого движения, они четко установили три основных причины его появления, источники формирования новой теологии.
Первая причина заключается в том, что диалектическое богословие появилось как реакция на опыт мировой войны. Разумеется, не сама война разрушила оптимистичные представления о мире и культуре большинства образованных европейцев, в том числе протестантских богословов. Беспрецедентные разрушения и гибель сотен тысяч людей после конфликта стали восприниматься как разрушение всей европейской цивилизации, что способствовало появлению диалектического богословия. Характерными для этого времени являются персональные истории Пауля Тиллиха и Карла Барта, которые позволяют понять, что означала война для молодых теологов, получивших образование в традициях протестантского либерализма и ставших впоследствии основателями «теологии кризиса».
П. Тиллих прошел через окопы Первой мировой войны. Воспитанный в типичной для XIX
в. консервативной прусской семье, получивший прекрасное образование, П. Тиллих добровольно отправился на службу в 1914 году. Подхваченный националистическим и патриотическим подъемом, охватившим Германию в первые месяцы после объявления войны Антанте, и уверенный в быстрой победе, двадцативосьмилетний П. Тиллих стал капелланом имперской армии. Он провел следующие четыре года на Западном фронте и получил там опыт, оказавшимся «поворотным моментом» его жизни [7, р. 20]. В 1917 году военный опыт П. Тиллиха умножился личностным кризисом, приведшим его к увлечению философией Ф. Ницше. Вскоре после демобилизации он вернулся домой, политизированный войной, и готовый принять участие в Ноябрьской революции 1918 г. После прибытия в Берлин, П. Тиллих втягивается в конфликт с церковным начальством за участие в демонстрациях Социал-демократической партии Германии. В 1920 г. П. Тиллих основал «Кайрос Круг» - группу интеллектуалов, главной целью которых было обновление «религиозных ценностей» в Веймарской республике.
Вторая история раскрывает влияние войны на диалектическое богословие - К. Барта. Уроженец Швейцарии, К. Барт провел годы войны в качестве пастора в городе Сафенвиль в швейцарском
г. Ааргау. К. Барт, как и П. Тиллих, обучался в традициях немецкого либерального протестантизма и даже работал редактором-консультантом в «Die christliche Welt» - официальном печатном органе теологического либерализма. Хотя К. Барт не являлся свидетелем боевых действий, как П. Тиллих, он, тем не менее, знал, что война нанесла смертельный удар по европейской цивилизации. Личный кризис К. Барта, усиленный окружавшим
его падением христианских ценностей и массовыми убийствами привели к тому, что теолог обратился к переосмыслению Библии и трудам реформаторов, в которых пытался найти путь выхода из кризиса [4, р. 17]. Таким образом, на примере двух представителей диалектической теологии видно, что именно Первая мировая война стала движущей силой для разработки совершенного нового взгляда на протестантское богословие.
Вторым элементом, обусловившим появление нового направления в теологии, стало опубликование книги К. Барта «Комментарий к посланию Павла к римлянам» [1] в 1919 г К. Барт был не одинок в своем отрицании богословия XIX века, но его сочинение явилось первым подробным манифестом против либеральной теологии. К 1928 г. книга пережила шесть изданий и стала прочно ассоциироваться и отождествляться с развивающейся диалектической теологией.
В-третьих, диалектическая теология была вызвана восстанием молодого поколения против унаследованной мудрости их богословских «отцов». Работы новых богословов изобилуют ссылками на несостоятельность либеральной теологии XIX века. Например, К. Барт был одержим свержением того, что он считал богословскими идолами [4, р. 18]. Также очевидно, что движению диалектических богословов помог тот факт, что «идолы» довоенного европейского общества к 1918 г уже пошатнулись.
Этот последний момент раскрывает важную связь между диалектическим богословием и Веймарским периодом. Используя общепризнанный «кризис» в европейской культуре в своих интересах, диалектические богословы отвергают все, что осталось от «старой эпохи». Эта иконоборческая стратегия включала вступление в открытый бой со своими «отцами» - людьми, у которых «диалектические богословы» учились до войны [4, р. 18].
Богословы 20-х годов ХХ в. по-разному относились не только к теологии или Веймарской республике. Одним из поводов для размежевания служило отношение к набиравшему популярность национал-социалистическому движению. Одним из тех, кто принял диктатуру НСДАП становится Фридрих Гогартен.
Основным мотивом для благосклонного отношения к национал-социализму для Ф. Гогартена явилось полное разочарование в Веймарской республике. Ф. Гогартен в начале Веймарского периода выступал одним из ведущих поборников диалектического богословия, которое ассоциировалось с прогрессивным движением. Конец Веймарского периода он встретил как сочувствующий нацистскому режиму, что его отдаляло от К. Барта и П. Тиллиха, открытых противников А. Гитлера и «Немецких христиан» (движение немецкого духовенства, поддерживающее национал-социализм, основанное в 1932 г. - прим. Н. В.).
Ф. Гогартен родился в 1887 году в г Дортмунде. Теологический путь Ф. Гогартена был схож с
путем его ближайших друзей - К. Барта, П. Тиллиха, Э. Хирша. Он изучал либеральную теологию в университетах Берлина, Йены и Гейдельберга. Как К. Барт и П. Тиллих, Ф. Гогартен пропустил через себя военный опыт и через него радика-лизовался. Радикализация привела его к поиску новой теологии, способной разрешить как его личностный кризис, так и кризис европейской и германской культуры. В октябре 1920 г Ф. Гогартен посетил К. Барта в Швейцарии, где произвел на него благостное впечатление своими размышлениями о богословии. После службы в качестве помощника пастора в Бремене, он взял на себя небольшой приход в Тюрингии. К этому времени Ф. Гогартен приобрел полное собрание сочинений М. Лютера и погрузился в изучение мыслей и идей великого реформатора христианства [6, p. 55]. Под руководством К. Барта Ф. Гогартен отделился от господствующей либеральной теологии, представленной Альбрехтом Ритчем и другими. Он выступил против историзма и антропоцентризма протестантского богословия XIX века, подчеркнув абсолютную противоположность Бога и человека.
Первым эссе, написанным Ф. Гогартеном, становится «Кризис культуры». Это была его первая работа, вызвавшая интерес окружающих. В это время на автора сильное влияние оказала книга Освальда Шпенглера «Закат Европы» [3]. Опубликованная в 1918 г., она нашла широкий отклик в среде немецких интеллектуалов, находившихся в послевоенном кризисе и искавшими возможности выхода из него.
«Закат Европы» становится бестселлером, и никому в Германии после Первой мировой войны не стоило напоминать, что цивилизация находится в кризисе. Задача, которую Ф. Гогартен поставил перед собой, заключалась в том, чтобы прояснить отношение религии к кризису. И здесь он резко отличался от многих своих коллег-богословов. Вопрос, с которым они столкнулись, заключался в следующем: может ли христианство как западная религия пережить падение западной цивилизации? Многие пришли к выводу, что, хотя христианство как исторически обусловленная форма религии может не выжить, это не имеет большого значения, если основные религиозные истины, выраженные в христианстве, сохраняются. Данный факт, по их мнению, для христианства, как и для всех религий, является выражением глубокого внутреннего религиозного сознания человечества. Данное сознание сохранится, даже если христианство уйдет в прошлое вместе с западной цивилизацией [6, p. 56].
Ответ Ф. Гогартена был иным. Это была и защита современного ему христианства и во многом нападение на либерализм и либеральную теологию, господствовавшую в немецких университетах и храмах на протяжении всего XIX века.
В 1920 г. Ф. Гогартен пишет еще одно эссе, постулирующие его переход на позиции диалектической школы лютеранской теологии. Эссе «Между временами» («Zwischen den Zeiten») - краткое пророческое эссе, ознаменовавшее «окончатель-
ный, резкий разрыв Гогартена с либерализмом» [4, p. 28] и воплотившее дух нового движения в теологии. В эссе Ф. Гогартен использовал образ всеобъемлющей борьбы за существование «между временами» (довоенным и послевоенным), чтобы выразить «ужасное человеческое положение» послевоенной Европы. Его описание кризиса, охватившего европейскую культуру, включало в себя резкую критику собственных богословских наставников из либеральной школы, Ф. Гогартен не ограничивалось библейскими образами и богословскими аллюзиями. Фактически, ранние работы Ф. Гогартена имеют то же самое содержание, что и современные ему «светские» сочинения о культурном кризисе, лишь рассматривающие реальность под другим углом зрения [4, р. 28].
Эссе «Между временами» явилось важным символом нового движения, и его название использовалось в качестве названия нового журнала, который вскоре стал неофициальным голосом диалектического богословия. В 1922 г. Ф. Гогартен, К. Барт и Эдуард Турнайзен создали журнал «Zwischen den Zeiten», ставший «форумом протестантского богословского авангарда» [4, р. 28] на протяжении 20-х годов, известного в Европе как «теология кризиса» или «диалектическая теология», а в Северной Америке как «неоортодоксальность» [6, р. 57]. К его основателям вскоре присоединились Георг Мерц, Рудольф Бультманн и Эмиль Бруннер, а журнал неуклонно увеличивал свой тираж и количество авторов вплоть до роспуска в 1933 г.
В своей следующей крупной работе -«Politische Ethik» (Политическая этика) - Ф. Гогартен рассматривает значение лютеранской теологии в политическом дискурсе. Здесь можно заметить влияние доктрины М. Лютера о гражданской власти, которая обосновывавшей авторитет и власть магистратов. Восходящее к М. Лютеру нежелание Ф. Гогартена рисковать анархией и погружать Германию в еще больший хаос времен республики сделали его менее склонным к критике государства в первые годы нацистского режима. Этим Ф. Гогартен выделялся среди других представителей диалектической теологии.
В середине 30-х гг. происходило постепенное разделение богословских путей Ф. Гогартена и К. Барта. Последний обвинял Ф. Гогартена, Р. Бультмана и Э.Бруннера в том, что они оставили общий язык более ранней диалектической теологии и сделали ее слишком зависимой от философии, особенно от философии экзистенциализма в хайдеггеровском понимании. Этот конфликт привел к закрытию журнала «Zwischen den Zeiten», а также к последующему разрыву отношений между ними.
Продолжая преподавать в Университете Брес-лау с 1931 по 1935 гг., и в Геттингенском университете с 1935 г. до своей отставки в 1955 г., Ф. Гогартен не публиковал никаких других крупных работ до окончания Второй мировой войны.
При рассмотрении богословских трудов Ф. Гогартена конца Веймарского периода, можно уви-
деть, как резко изменилась его реакция на кризис культуры. «Политическая этика» Ф. Гогартена, написанная в 1932 г., развивает его понимание государства в то время, когда крах Веймарской республики казался все более неизбежным. Ф. Гогартен утверждал, что государство должно базироваться на понятии «нации», причем «нации», обращенной к Богу. Он делал акцент на силе государства, обеспечении порядка и «послушания по принуждению», если это необходимо. Подобными размышлениями Ф. Гогартен оправдывал установление тоталитаризма в Германии. Под влиянием учения М. Лютера Ф. Гогартен утверждал, что анархические тенденции, существовавшие в Веймарской Германии, не позволяли людям жить по «закону», как это задумал Бог.
Ф. Гогартен приветствовал приход А. Гитлера к власти, и его «лютеровское» неприятие анархии толкало богослова к некритическому отношению к национал-социалистическому режиму. Ф. Гогартен также не последовал за К. Бартом и другими теологами, присоединившимися к борющейся против национал-социализма «Исповедующей церкви». Вместо этого он примкнул к «немецким христианам», группе, состоящей из церковных лидеров, поддержавших А. Гитлера, разделяя идеи расовой чистоты и национальной исключительности. В результате такого отношения к политике властей Ф. Гогартен смог сохранить свою должность преподавателя в Геттингене, вплоть до своей болезни в 1938 г. Однако со временем он дистанцировался от движения «Немецких христиан» по причине их нетерпимой расовой политики и иным действиям. Уже после войны Ф. Гогартен выступил с публичной критикой национал-социализма.
Таким образом, Ф.Гогартен как член диалектической школы, который наиболее убедительно обосновал разрыв движения с довоенной теологией и культурой, а также сформулировавший концепцию теологии «между временами», в конечном итоге поддался веяниям времени и встал на сторону национал-социалистической диктатуры, видя в ней спасение от антихристианской анархии. С другой стороны, путь Ф. Гогартена от диалектического богословия к союзу с национал-социализмом является убедительным символом духа времени Веймарской Германии. Послевоенные диалектические труды Ф. Гогарте-на и его публичные дебаты с Эрнстом Трельчем в 1923 г. становятся символом конфликта между поколениями, характеризовавшим начало 20-х годов в Германии, а его политические взгляды после 1930 г. отражают глубокое отвращение к демократии, которое многие образованные немцы этого периода так и не смогли преодолеть. Как и Ф. Гогартен, многие немецкие интеллектуалы видели в нацистской угрозе лишь стремление вернуться к порядку перед лицом пугающего «анархизма» республики.
Литература
1. Барт К. Толкование посланий к римлянам и филиппийцам. М.: Библейский богословский институт Св. Апостола Андрея, 2010. 306 с.
2. Гербер Ш. Христианство и церковь в кайзеровской Германии и Веймарской республике: тенденции развития и основные позиции / Христианство в общественной, политической и духовной жизни Германии в ХХ веке. Сборник статей российских и немецких историков / отв. ред. К. Кроуфорд, Т. А. Некрасова. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2017. С. 57-64.
3. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М.: Мысль. 1993. 666 с.
4. Haynes S.R. «Between the times»: German theology and the Weimar «Zeitgeist» // Soundings: An Interdisciplinary Journal, Vol. 74. №. 1/2 1991), P. 9-44.
5. Robinson J. M., ed. The Beginnings of Dialectic Theology. Richmond: John Knox Press, 1968. 256 p.
6. Runyon T. Exploring the Range of Theology. Eugene, Oregon, 2012. 245 p.
7. Stumme J. R. Socialism in Theological Perspective: A Study of Paul Tillich 1918-1933. Missoula, MT: Scholars Press, 1978. 297 p.
References
1. Bart K. Tolkovanie poslanij k rimljanam i filippijcam (Interpretation of the Epistles to the Romans and Philippians). Moscow: Biblical Theological Institute of St. Andrew publ., 2010. 306 s.
2. Gerber Sh. Hristianstvo i cerkov' v kajzerovskoj Germanii i Vejmarskoj respublike: tendencii razvitija i osnovnye pozicii (Christianity and the Church in Kaiser Germany and the Weimar Republic: development trends and main positions) // Hristianstvo v obshhestvennoj, politicheskoj i duhovnoj zhizni Germanii v XX veke: sbornik statej rossijskih i nemeckih istorikov / ed by K. Krouford, T. A. Nekrasov. Moscow; Berlin: Direkt-Media, 2017. P. 57-64.
3. Shpengler O. Zakat Evropy. Ocherki morfologii mirovoj istorii (Sunset of Europe. Essays on the morphology of world history). Moscow: Mysl', 1993. 666 p.
4. Haynes S. R. «Between the times»: German theology and the Weimar «Zeitgeist» // Soundings: An Interdisciplinary Journal. 1991. Vol. 74, No. %. P. 9-44.
5. Robinson J. M., ed. The Beginnings of Dialectic Theology. Richmond: John Knox Press, 1968. 256 p.
6. Runyon T. Exploring the Range of Theology. Eugene, Oregon, 2012. 245 p.
7. Stumme J. R. Socialism in Theological Perspective: A Study of Paul Tillich 1918-1933. Missoula, MT: Scholars Press, 1978. 297 p.
Сведения об авторе
Вирт Николай Федорович - аспирант кафедры зарубежной истории, политологии и международных отношений гуманитарного института Северо-Кавказского федерального университета (Ставрополь) / [email protected]
Information about the author
Virt Nikolay - postgraduate student, Department of Foreign History, Political Science and International Relations, Institute of Humanities, North-Caucasus Federal University (Stavropol) / [email protected]