УДК 342.515
Сушков Н.В. студент 2 курса специальность 40.02.01 научный руководитель: Диветайкина Т.Е.
преподаватель отделение СПО Ковылкинский филиал ФГБОУ ВО «НИ МГУ им. Н. П. Огарёва» Российская Федерация, г. Ковылкино ВЕТО ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Аннотация: в статье рассмотрен порядок наложения вето Президентом РФ на федеральные законы, принимаемые российским парламентом.
Ключевые слова: вето, закон, Президент Российской Федерации, Государственная Дума, Совет Федерации, Конституция РФ.
Sushkov N. V.
2-year student of specialty 40.02.01 Kovylkinsky branch of FGBOU VO «NIMGU. N.P. Ogaryov»
Russian Federation, Kovylkino Scientific adviser: Dyvetaykina T.E. the teacher of the department of ACT Kovylkinsky branch of FGBOU VO «NI MGU. N.P. Ogaryov»
Russian Federation, Kovylkino VETO OF THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE LEGISLATIVE PROCESS
Abstract: the article considers the procedure for imposing a veto by the President of the Russian Federation on federal laws passed by the Russian parliament
Keywords: veto, law, the President of the Russian Federation, the State Duma, the Federation Council, the Constitution of the Russian Federation.
Президент Российской Федерации не относится ни к одной из ветвей государственной власти, однако выполняет функции и в сфере законодательной власти, и в сфере исполнительной власти, и в сфере судебной власти. Выполняя определённые функции в законодательной сфере, Президент РФ принимает участие в законодательном процессе. Он имеет право быть субъектом законодательной и конституционной инициативы, у него есть право относительного вето на принятые федеральные законы, а также на подписание и обнародование принятых законов453.
453 Безруков А. В. Конституционное право России. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2015. С. 102. URL:http: ural-
"Экономика и социум" №5(48) 2018 www.iupr.ru
Вето - это наложение запрета (письменное или устное) на решение, принятое уполномоченным органом, но не совпадающее с мнением человека (структуры) наделенным подобным правом. Слово «вето» произошло от латинского «veto», что значит «запрещаю»454.
Задача президентского вето - оказать сдерживающую силу и дать определенный противовес для реализации опыта разделения власти. Предоставление такого права дает главе государства дополнительные полномочия, как гаранту прав и свобод граждан, а также соблюдения требований Конституции страны.
Вето Президента РФ - не абсолютное. Оно может быть преодолено 2/3 голосов. В ситуации, когда Совет Федерации не рассматривал отправленный Президенту законопроект, а дал «добро» по умолчанию, то он обязуется внимательно его перечитать и внести свои правки. При этом дальнейшее право одобрения или неодобрения законодательной инициативы дается уже Совету Федерации.
Если Президент РФ наложил вето на законопроект, но за него все равно проголосовало 2/3 от всех депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, то документ принимается без внесения изменений. Таким способом преодолевается вето Президента РФ. В этом случае у главы государства есть два варианта - подписать закон в ошибочной (по его мнению) редакции или обратиться за разъяснениями в Конституционный Суд Российской Федерации.
Часто после рассмотрения законопроекта Президент РФ вносит предложение переработать весь закон, внести в него определенные правки или не принимать вовсе. Чаще всего глава государства не соглашается при решении социальных вопросов, касающихся незащищенных слоев населения (инвалидов, пенсионеров) и особенностей их финансирования из государственного бюджета страны.
Иногда Президент РФ не накладывает вето на законопроект, но в устной форме дает понять, что не поддерживает его. В этом случае парламенту рекомендовано заняться корректировкой документа и внесением определенных правок.
В Конституции РФ установлено, что, возвращая законопроект, Президент обязуется разъяснить причины наложенного вето, перечислить имеющиеся мотивы поступка. Если Совет Федерации и Государственная Дума при повторном голосовании не преодолеют вето Президента (то есть не наберут больше 2/3 голосов), то дальнейшее рассмотрение возможно с учетом требований статьи 105 Конституции РФ455.
Много дискуссий ведется по поводу возврата законопроекта и его
education.ru (дата обращения: 25.05.2018).
454 Юридический энциклопедический словарь / под общ. ред. В. Е. Крутских. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2004. С. 43.
455 Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.
неодобрения без рассмотрения Президентом. Сторонники этого права приводят следующую аргументацию:
- Президент РФ - это гарант Конституции РФ. Следовательно, его права как гаранта ничем не ограничены;
- Президент РФ имеет обязательства и конституционное право подписывать федеральные законы (если они одобрены Советом Федерации и Госдумой).
Следовательно, если Президент РФ усмотрел в действиях законодательных органов определенные нарушения (в том числе и нарушения процедуры принятия законов), то он может не подписывать его без объяснения причин.
Но у данного права Президента есть и противники, которые приводят свои контраргументы:
- Конституцией РФ главе государства дается право вето. При этом перечень оснований для отклонения законопроектов не ограничивается;
- подписание главой государства закона - это не право, а его безусловная обязанность;
- Федеральное Собрание России по Конституции может самостоятельно определять распорядок работы;
- Президент обязан четко следовать букве Конституции РФ и работать по принципу разрешено, что не закреплено в вышеупомянутом документе.
По закону Президенту РФ дается 14 дней на подписание документа. В этот период он может воспользоваться своим правом вето и внести предложения. Отклоненный законопроект передается в комитет Государственной Думы, которому дается 10 дней на рассмотрение замечаний. При этом Комитет может поступить следующим образом:
- принять предложения Президента РФ в его редакции;
- согласиться с мнением главы государства и снять законопроект с рассмотрения;
- создать специальную комиссию, которая бы занималась решением разногласий между исполнительным и законодательным органом;
- одобрить закон в старой редакции, преодолев его вето.
Основания для наложения вето Президентом РФ могут быть
следующие: нарушение конституционных основ федерального устройства; внедрение в компетенцию субъектов Федерации; нарушение прав и свобод граждан России; несоответствие принятых решений нормам финансовой политики страны; ограничения законом прав Правительства РФ и главы государства; превышение полномочий Парламентом; нарушение требований конституции; внедрение в сферу влияния Правительства или Президента; несоответствие нормам финансовой политики и так далее.
В последнее время Президент РФ все чаще пользуется правом вето, основываясь на политических причинах. В такой ситуации отказ Президента РФ проявляется в выявлении множества юридических и технических
недостатков закона.
Использованные источники:
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Безруков А. В. Конституционное право России / А. В. Безруков. -3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юстицинформ, 2015. - 155 с. ига1-education.ru (дата обращения: 25.05.2018).
3. Юридический энциклопедический словарь / под общ. ред. В. Е. Крутских. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 450 с.