Научная статья на тему '«ВЕСЫ БОЖИИ» — МЕТОДИКА РАЗРЕШЕНИЯ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ КОНФЛИКТОВ'

«ВЕСЫ БОЖИИ» — МЕТОДИКА РАЗРЕШЕНИЯ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ КОНФЛИКТОВ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
11
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
постмодерн / релятивизм / антитеза / антитетичность мышления / целостное православное мировоззрение / разрешение конфликтов / самопомощь

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Острогляд Алина Витальевна

Предлагается антитетичный метод самодиагностики и самопомощи в разрешении внутренних и внешних конфликтов, основанный на прояснении противоположных смыслов возникающих противоречий. Используется принцип выборов параллелей из Библии, антологии святоотеческой мысли и корнесловного словаря.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««ВЕСЫ БОЖИИ» — МЕТОДИКА РАЗРЕШЕНИЯ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ КОНФЛИКТОВ»

УДК 316.47+316.485.6

Острогляд Алина Витальевна (Санкт-Петербург)

«ВЕСЫ БОЖИИ» -МЕТОДИКА РАЗРЕШЕНИЯ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ КОНФЛИКТОВ

Аннотация: Предлагается антитетичный метод самодиагностики и самопомощи в разрешении внутренних и внешних конфликтов, основанный на прояснении противоположных смыслов возникающих противоречий. Используется принцип выборов параллелей из Библии, антологии святоотеческой мысли и корнесловного словаря.

Ключевые слова: постмодерн, релятивизм, антитеза, анти-тетичность мышления, целостное православное мировоззрение, разрешение конфликтов, самопомощь.

«Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло»

(Втор. 30, 15)

Актуальность. В последние годы мы живем в «новом дивном мире» массированной шизофреногенной бомбардировки общественного сознания через СМИ и социальные сети; в мире, где многие общепризнанные понятия и термины утратили свое исходное, изначальное содержание — они искажены или подменены. Эти процессы исследователи отмечают в науке и в социальной жизни (Орешкина. 2015, с. 2-3, 19-20), в госуправлении (Старостин. 2019, с. 93) и в церковной жизни (Кнорре. 2009).

Манипуляторы человеческим сознанием в качестве главного средства достижения политического господства используют специально создаваемый искусственный язык: он превращен в товар, зомбирует, лишает критического мышления (Кара-

Мурза. 2022, с. 68-78). Размывание и искажение смыслов привело к тому, что от привычного уже «испорченного телефона» в общении мы перешли к коммуникации без надлежащего словесного инструментария: текст воспринимается все труднее, осмысленный диалог все чаще заменяется обменом изображениями. Это управляемые процессы, ведь лишение слов и понятий их смыслового содержания — крайне эффективный инструмент разобщения людей.

Необходимо отметить, что размывание и подмена смыслов — особенность эпохи постмодерна, которая началась уже в 80-е годы прошлого века, однако, «по своей сущности и смыслу не может рассматриваться в качестве какой-либо самостоятельной и определенной философии... Говорят о "постмодернистском мышлении", "ситуации постмодернизма в философии", "интеллектуальной ситуации постмодернизма". постмодернизм претендует на определенный концептуальный смысл и возвышает себя над классическими концепциями (теориями модерна). Чувство превосходства постмодерна над последними вытекает, прежде всего, из осознания того, что человек бессилен объяснить мир, что человеческий разум не способен добраться до сути вещей и не может претендовать на "истину"» (Ратников. 2002, с. 128-131).

Таким образом, «для эпохи постмодерна характерен совершенно. новый взгляд на человека. Начиная с психоанализа, в философии становится популярным переход от гуманизма к антигуманизму, от антропологии к антиантропологии. Если в эпоху Возрождения человек был образцом, вершиной гуманизма, то в психоанализе все открытия ученых толкают их взгляды на опровержение гуманистических идей». Т. е., «исследуются не положительные, а именно отрицательные черты в человеке, происходит не возвеличивание человеческого достоинства, а, наоборот, будто умышленное унижение.» (Шкиль. 2016, с. 65).

Основа постмодернизма, релятивизм, способ организации мышления, подвергающий сомнению любую истину. Релятивизм насаждает отрицание существования единственно правильного объяснения чего-либо, однозначного понимания любого явления или события.

Релятивизм, заложенный в основу любой пропаганды, утверждает: истины нет, любая истина относительна, мы никогда не узнаем правды. Поэтому в информационное пространство вбрасывается сразу несколько версий: чем их больше, чем они противоречивее, тем лучше. Сама идея о поиске порядка и смысла в информационном потоке, обосновании первопричины происходящего, объявляются ересью. Сознательно размываются границы между добром и злом. Ясность мышления вытесняется абсурдом.

Делается все, чтобы убедить обывателя, что истину искать бессмысленно, так как ее просто не существует. Ведь при отсутствии в сознании азимута — «Я есмь путь и истина и жизнь...» (Ин. 14:6) — на любой аргумент «за» можно найти контраргумент «против». И это одна из самых эффективных технологий манипуляции общественным сознанием. Иными словами: «Постмодерн является инструментом деконструкции этики» (Жиганов. 2020).

Вместе с тем система ЕГЭ уже два десятилетия лишает молодежь двух важнейших способностей: критического мышления и самостоятельной постановки задач. Ведь тест приучает выбирать правильный ответ из предложенных вариантов, однако, в разнообразнейших жизненных ситуациях правильный ответ необходимо искать самостоятельно. В случаях внутрен-них1, либо межличностных конфликтов2 задача усложняется. Что же может помочь независимо мыслить и принимать верные решения в условиях глобальной психоманипуляции?

Антитезы как система ценностных ориентиров. Антитеза, антитетичность в широком смысле это принцип мировосприятия, заключающийся в обнаружении диаметральной противоположности двух явлений. В искусстве это прием, запечатлевающий контрастность понятий, характеров, психо-

1 Внутренний конфликт (когнитивный диссонанс) — это дисбаланс или полное расхождение в собственных убеждениях или представлениях относительно любой темы: желаний, мыслей, чувств и т. п.

2 Конфликт — это крайняя стадия обострения межличностных отношений при столкновении противоположных интересов, позиций.

логических состояний, ситуаций (в своем творчестве их часто использовали Ф. М. Достоевский и М. Ю. Лермонтов). Антитезу мировоззрения «доброго» и «поврежденного», мышления «пчелы» и «мухи» описывает прп. Паисий Святогорец (2010, с. 29-30). Лексическим средством выражения антитезы являются антонимы: в результате резкого противопоставления их содержательная сущность проявляется наиболее ярко.

«Бинарные оппозиции рассматриваются в научной литературе как универсальное средство познания действительности, лежащее в основе описания любой картины мира..; Базовые смысловые оппозиции лежат в основе универсального когнитивного кода, при помощи которого человек осмысляет окружающую действительность. Бинарные оппозиции, отражающие особенности восприятия мира человеком, способность структурировать познаваемое, представляют интерес для многих наук. Мыслители разных времен. обращались к бинарной оппозиции как к средству познания мира, бытия, или как к методу ведения спора, диалога, или — глобальнее — как к методологическому инструментарию научного исследования» (Григорьева. 2019, с. 4-5).

«Весы Божии» — методика самопомощи в решении конфликтов. В мире постмодерна для сохранения здравого ума и мира душевного необходимо опираться на ценностные константы и, что еще более важно — уметь создавать их.

Идеей метода послужил рассказ «Весы Божии» (Анагносто-пулос. 1956), в котором трудовое усердие героя определялось и взвешивалось по неочевидным духовным параметрам (фанатизм, любославие, любостяжание, показное старание и т. д.). Представляется возможным использовать такой анализ буквально: для интуитивной самодиагностики в любом делании, заменив килограммы процентами. Затем уточнить все понятия по приведенному ниже методу и, скорректировав несколько изменившиеся числа, как правило, возможно увидеть некоторый сдвиг в самооценке, поскольку, сначала проценты ставятся наугад, а затем — исходя из переосмысленных и заново усвоенных категорий.

Суть методики: факторы, составляющие конфликт, определяются ключевыми словами, затем с помощью синонимов

раскрывается значение каждого слова и заостряется антитезой. Из полученного поля вариантов выбираются понятия, наиболее подходящие человеку в его жизненном контексте и сопоставляются, «взвешиваются» с точки зрения Св. Писания и Предания. Таким образом, проясняется «цена вопроса»: чем пожертвовать, поступиться, а на чем твердо стоять.

Использование данной методики позволяет разным людям находить различные варианты разрешения конфликтов для одних и тех же антитетичных понятий, исходя из разных жизненных контекстов, не уклоняясь, однако, от истины, поскольку она черпается из первоисточников.

Описание этапов.

1. Ключевые слова: в описании ситуации определяются ключевые слова. Цель: назвать возникший вопрос/затруднение наиболее точными для данной ситуации понятиями. Ключевые слова должны означать болевые точки и значимые аспекты ситуации. Человек самостоятельно составляет личный ассоциативный ряд, либо поиск ведется в ходе беседы с психологом.

В качестве примера рассмотрим словосочетание «любовь к людям» из списка в рассказе «Весы Божии».

2. Поиск синонимов к ключевым словам. Цель: уточнить все смыслы создаваемого концепта для того, чтобы слово можно было перевести на церковный язык, особенно в случае, если оно иностранное, так как необходимо навыкать думать и говорить на одном языке, согласованном с Писанием. Ключевое слово, таким образом, может поменяться на синоним. Также это необходимо для поиска синонима, максимально точно отображающего контекст конкретной ситуации: внутри- или

и 1 о о ^ о

межличностный конфликт, семейный, рабочий, либо вопрос глобального дискурса и т. д. Поиск синонимов ведется сначала самостоятельно, а затем результат можно сверить с помощью словаря синонимов.

Синонимы «любви к людям»: альтруизм, самоотверженность, самопожертвование.

Предположим, что человеку наиболее отзывается слово «самопожертвование», но его нет в Библии, поэтому ключевое понятие «любовь к людям» не меняется.

3. Поиск антонимов: к уточненному ключевому слову найти антонимы, среди которых также выбрать слово из церковного лексикона и затем проверить с помощью словаря антонимов. И также подобрать синонимы к этому антониму. Цель: обозначить противоположный полюс понятия.

В нашем примере антоним «любви к людям» —«себялюбие». В итоге получаем:

4. Создание концепта. Цель: создание «объединяющей идеи» (Степанов. 2004, с. 4), схватывание смысла понятий через поиск и выбор подходящих к ситуации цитат из «Симфонии Библии» по ключевому слову и его антониму (в идеале — объединяющих оба понятия) до достижения озарения, т. е. принятия нужного решения. В случае, если в Библии этого слова нет, следует использовать святоотеческие сотницы, антологии святоотеческой мысли, пословицы, поговорки, словари, например, корнесловный (Семенцов. 2022) и т. д. (процесс может затянуться). В это время происходит синтез — процесс соединения или объединения ранее разрозненных понятий в целостное представление и таким образом формируется ответ на запрос (разрешение конфликта).

Получаем искомый ответ: «Возлюби ближнего своего как самого себя» (Мф. 22:39).

5. Варианты завершения процесса:

- оставить ум между полюсами понятий, не форсируя процесс, наблюдая, к какой чаше весов склоняется сердце («Где обрящуся аз?»);

- если не удалось найти нужную цитату, то самостоятельно нащупать логику срединного пути между полюсами понятий, создав тезис и антитезис;

- продолжать поиск баланса в паре антонимов: искать то, что парадоксально объединяет, содержит оба понятия в виде антиномии (Грузберг. 2002).

Несколько итоговых примеров:

Любовь к людям — Альтруизм Самоотверженность Самопожертвование

Себялюбие Эгоизм Эгоцентризм Меркантильность

- стремление к уважению — самоумаление: «кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф. 23, 12);

- стремление к власти (властолюбие) — подчинение: «кто хочет быть первым, да будет всем слугой» (Мф. 20, 25);

- любовь к Богу (служение Богу) — служение мамоне (земным благам) = небесное — земное: «Не можете служить Богу и мам-моне» (Лк. 16, 13).

Выводы:

1. Релятивизация ценностей, лишение человека нравственных ориентиров устраняется путем формирования антитетичного мышления — очерчиванием ценностных констант в мировоззрении (созданием индивидуальной карты полярных пределов смыслов).

2. Существует целый ряд понятий, среди которых православному христианину необходимо четко ориентироваться, чтобы избежать ложно понятых убеждений — главных помех в духовной жизни. Антитезы как система ценностных ориентиров позволяют достраивать целые мировоззренческие блоки — это творческий процесс создания смыслового поля с пространством интуитивных индивидуальных выборов. Данный метод, являясь методом самопомощи, помогает формированию целостного православного мировоззрения.

3. Методику можно применять вариативно: например, с помощью арт-терапии (уточнив смыслы, изобразить полярные понятия). Главное достоинство данного метода — возможность самодиагностики «слепых пятен» в понятийном аппарате и, соответственно, самопомощь.

4. Практика использования методики помогает выявлению мировоззренческих трудностей человека: ригидности сознания, отсутствии навыка рефлексии, срабатыванию защит, отсутствии мотивации к самопознанию и т. д. Остается открытым вопрос: в каких случаях данная методика не работает, какие стереотипы обыденного сознания могут мешать?

Литература

Анагностопулос Стефанос протопр. Весы Божии. Чудо вразумления священника. Пер. с новогр. // elitsy.ru [сайт]. URL: https://elitsy.ru/ communities/110271/2118215/ (дата обращения: 17.10.2022).

Григорьева Т. В. Перцептивная оппозиция в русском языке как способ оценочной категоризации действительности. Дис. ... докт. филол. наук. Уфа, 2019. 377 с.

Грузберг Л. А. Антиномия не есть антонимия // Проблемы социо-и психолингвистики. Вып. 1. Пермь, 2002. С. 7-10.

Жиганов Н. О. Постмодерн, крах этики и образ будущего. 2020 // Anthropology. WEB-кафедра философской антропологии [сайт]. URL: http://anthropology.ru/ru/text/zhiganov-no/postmodern-krah-etiki-i-obraz-budushchego (дата обращения: 31.10.22).

Кара-Мурза С. Б. Манипуляция сознанием. М.: Родина, 2022. 432 с.

Кнорре Б. Православие в России и 20-летнее испытание свободой: о подменах церковной жизни в откровенном разговоре игумена Петра Мещеринова. 2009 // К истине. Миссионерско-апологетический проект [сайт]. URL: https://k-istine.ru/mission/mission_mescherinov-02. htm?ysclid= l9d3rhnugg724495307 (дата обращения: 31.10.22).

Орешкина М. А. Проблема подмены смыслов // Научный журнал КубГАУ. 2015, № 8 (112).

Паисий Святогорец прп. Слова. Т. 3. Духовная борьба. М.: Святая гора, 2010. 366 с.

Ратников В. П. Постмодернизм: истоки, становление, сущность // Философия и общество. 2002. № 4. С. 120-132.

Семенцов В. В. Краткий корнесловный словарь-справочник для православных психологов и педагогов. Вып. 1-2. СПб.: ЦХПА, ООО «Контраст», 2022.

Старостин С. А. О подмене понятий в государственном управлении. // Вестник Томского государственного университета. Право. 2019. № 32. С. 76-96.

Степанов Ю. С. Константы: словарь русской культуры. М.: Академический проект, 2004.

Шкиль Л. Л. От универсализма к релятивизму: новая философия человека в эпоху постмодерна // Приволжский научный вестник. 2016. № 4 (56). С. 65-69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.