Научная статья на тему '«Весьма важная штука понять, в Какую сторону развит человек. . . »: образ Порфирия Петровича в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»'

«Весьма важная штука понять, в Какую сторону развит человек. . . »: образ Порфирия Петровича в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
13460
721
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСТОЕВСКИЙ / «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» / ОБРАЗ / ГЕРОЙ–ИДЕОЛОГ / ТЕОРИЯ / ИГРА / ЖИЗНЬ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ / “CRIME AND PUNISHMENT” / DOSTOYEVSKY / IMAGE / HERO IDEOLOGIST / THEORY / GAME / LIFE / INTERPRETATION / SYSTEM OF CHARACTERS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Алексеева Мария Александровна

Статья посвящена изучению романа Ф. М. Достоевского в школе. Автор предлагает систему заданий для работы над образом героя, дает план анализа ключевых эпизодов одной из сюжетных линий романа, уточняет позицию Порфирия Петровича в системе персонажей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“It’s Important to Understand the Way of a Persion’s Development.”: the Image of Porfiry Petrovich in the Dostoyevsky’s Novel «Crime and Punishment»1

The article is devoted to studying of the famous Dostoyevsky’s novel at school. The author offers system of tasks, gives the plan of the analysis of few episodes, specifies Porfiry Petrovitch's position in system of characters.

Текст научной работы на тему ««Весьма важная штука понять, в Какую сторону развит человек. . . »: образ Порфирия Петровича в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»»

ГОТОВИМСЯ К УРОКУ_________________________

УДК 821.161.1 (Достоевский Ф. М.) ББК Ш5(2Рос=Рус)6-4

М. А. Алексеева

Екатеринбург, Россия

«ВЕСЬМА ВАЖНАЯ ШТУКА ПОНЯТЬ, В КАКУЮ СТОРОНУ РАЗВИТ ЧЕЛОВЕК...»: ОБРАЗ ПОРФИРИЯ ПЕТРОВИЧА В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Аннотация. Статья посвящена изучению романа Ф. М. Достоевского в школе. Автор предлагает систему заданий для работы над образом героя, дает план анализа ключевых эпизодов одной из сюжетных линий романа, уточняет позицию Порфирия Петровича в системе персонажей.

Ключевые слова: Достоевский, «Преступление и наказание», образ, герой-идеолог, теория, игра, жизнь, интерпретация, система персонажей.

M. A. Alekseeva

Yekaterinburg, Russia

“IT’S IMPORTANT TO UNDERSTAND THE WAY OF A PERSION’S DEVELOPMENT... THE IMAGE OF PORFIRY PETROVICH IN THE DOSTOYEVSKY’S NOVEL “CRIME AND PUNISHMENT”

Abstract. The article is devoted to studying of the famous Dostoyevsky’s novel at school. The author offers system of tasks, gives the plan of the analysis of few episodes, specifies Porfiry Petrovitch's position in system of characters.

Keywords: Dostoyevsky, “Crime and punishment”, image, hero ideologist, theory, game, life, interpretation, system of characters.

Начиная работу над проектом любого урока, стоит проанализировать литературу по теме и составить концепцию изучаемого произведения (образа, темы, проблемы).

В системе персонажей романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Порфирий Петрович занимает особое место. Фактически - пристав следственных дел, которому поручено ведение дела об убийстве процентщицы Алены Ивановны и ее сестры Лизаветы. С этой точки зрения, отношения преступника Раскольникова и следователя Порфирия Петровича составляют основу авантюрнодетективной сюжетной линии романа, а их психологические поединки становятся своеобразной игрой «в кошки-мышки» и сохраняют напряженное внимание читателя. Таково первое представление о роли Порфирия Петровича в романе.

Но в полифоничном романе не может быть героев, выполняющих только одну функцию. Образ Порфирия Петровича не менее сложен и противоречив, чем образы Родиона Романовича Раскольникова или Аркадия Ивановича Свидригайлова.

Вспомним известное суждение М. Бахтина о том, что героем романов Ф. М. Достоевского становится человек идеи. Исследователь называет Соню, Порфирия и Свидригайлова носителями полноценных идей, которые обращаются к «незавершенному внутреннему ядру личности Раскольникова» и определяют поле диалогической встречи нескольких сознаний [Бахтин 1979: 98]. Но героем идеи, по Бахтину, может стать только «незавершимый и неисчерпаемый “человек в человеке”» [Там же]. Если мы рассматриваем Порфирия Петровича как идеологического оппонента Раскольникова, то в чем, в таком

случае, заключается «неисчерпаемость» Порфирия Петровича и какова его «полноценная идея»?

В методической литературе образ Порфирия Петровича представлен очень противоречиво.

Авторы программы под редакцией В. Я. Коровина не уделяют пристального внимания этому герою, сосредоточив внимание на хрестоматийных «двойниках Раскольникова» Лужине и Свидригай-лове и спасительнице Сонечке Мармеладовой.

В программе под редакцией Т. Ф. Курдюмовой персонаж рассматривается в рамках раздела «диалоги в романе». При этом особое внимание уделяется тому, что Порфирий Петрович намеренно низводит теорию Раскольникова до бытового плана, искажает его идею. «Намеренное искажение идеи в нарочно утрированной и провоцирующей форме потребовалось Порфирию и главным образом автору, чтобы заставить Раскольникова самого раскрывать смысл теории и выйти за рамки статьи, раскрыть те воззрения, которые не могли быть напечатаны в силу их общественной опасности» [Курдюмова 2007: 345346]. Обратим внимание на противоречивость суждения: с одной стороны, Порфирий Петрович провокатор, с другой - сближается с автором и становится своеобразным резонером.

В. Г. Маранцман характеризует этого героя как притворщика, который скрывает свои истинные намерения, заставляя Раскольникова искренне говорить о своих убеждениях. «Порфирий Петрович считает себя “поконченным человеком”, но в Раскольникове видит силу и молодость, которые достойны лучшего применения, и призывает сделать явку с повинною, так как “убивец” все-таки не безнадежный подлец и перемена воздуха его прояснит»

[Маранцман 2009: 163]. Основную роль Порфирия Петровича методист видит в том, что он спас Раскольникова, заставив его раскаяться. С этим связан и вопрос предлагаемой обучающимся дискуссии: «Какова цель Порфирия Петровича: изловить убийцу или спасти Раскольникова, заставив его раскаяться?» [Там же].

Много внимания уделено образу Порфирия в программе Ю. В. Лебедева, по концепции которого этот персонаж - мнимый антагонист Раскольникова, умный и хитрый. Душа Раскольникова его интересует лишь как средство для поимки преступника. «И менее всего интересовал Порфирия живой, страдающий, потерявший себя, ищущий защиты и покровительства человек... Порфирий испытывает какое-то садистское наслаждение муками жертвы» [Лебедев, Кузнецова 2000].

Совершенным злодеем и преступником видит Порфирия Петровича С. Н. Михальчук. Задав вопрос, является ли Порфирий Петрович спасителем Раскольникова или «камнем преткновения» на его пути, злодеем или праведником, учитель приходит к выводу, что Порфирий Петрович - человек, ведомый только юридически рациональной, прямолинейной идеей наказания, и сам является преступником. Преступление его заключается в истязании человеческой души. Преподаватель приходит к следующему выводу: «В образе Порфирия Петровича выражена преступная идея каменного порфироносного Петербурга» [Михальчук].

Как мы видим, уже на этапе создания концепции образа учитель сталкивается со множеством противоречий, связанных с фигурой Порфирия Петровича. Почему не названа его фамилия? Если он герой-идеолог, то какова его идея? Если он ведет Раскольникова к покаянию и спасению, то почему такими негуманными методами? Если он побеждает в психологических поединках, добиваясь признания в совершенном преступлении, то почему выходит, «как-то согнувшись и как бы избегая глядеть на Раскольникова» [Достоевский 1972-1990, VI: 353]?

Второй шаг в разработке темы - выяснение уровня знакомства обучающихся с текстом и прогнозирование трудностей восприятия текста. Это можно сделать с помощью очень простого упражнения.

В начале работы над сложными и объемными произведениями я обычно прошу старшеклассников составить вопросы, на которые они хотят получить ответ при изучении текста на уроках. Это дает возможность определить, прочитан ли текст, понят ли, какие возникли трудности, что показалось лич-ностно значимым в романе.

Задача преподавателя - проанализировать вопросы, систематизировать их и, при необходимости, внести некоторые изменения в план работы с текстом, а заодно продумать систему опережающих индивидуальных заданий. Интересует кого-то нумерология в романе - можно дать тему для небольшого сообщения. Задал кто-то вопрос о значении имен - можно попросить его быть ведущим этой микротемы на каждом занятии.

Из предварительной работы над проектом урока следует, что не может быть двух одинаковых

уроков по одной и той же теме в разных классах. Каждый раз - это диалогическая импровизация на заданную тему.

Практика показывает, что при первом обращении к роману образ Порфирия Петровича остается вне сферы внимания старшеклассников. Они задают вопросы, связанные с состоянием Раскольникова, образом Сони, снами, символикой, прототипами, актуальностью романа и т. п., но образ Порфирия Петровича интереса поначалу не вызывает.1

В 2012/2013 учебном году единственный вопрос, связанный с Порфирием Петровичем, прозвучал так: «Образ Разумихина и следователя».2 Осталось предположить косвенную связь с образом следователя в других запросах: «Загадка человека -удалось ли Достоевскому в романе ее раскрыть?», «Почему Раскольников все-таки признался в преступлении?» или «Игры разума» в романе «Преступление и наказание» - и через них подводить к образу Порфирия Петровича на этапе подготовки к восприятию текста.

Урок-размышление над образом Порфирия Петровича в системе занятий по роману «Преступление и наказание» занимает позицию между уроком-исследованием теоретических воззрений

«двойников» Раскольникова - Лужина и Свидри-гайлова, и уроком, посвященным образу Сони Мар-меладовой.

Диагностические цели урока:

После изучения темы обучающиеся смогут:

• дать толкование значения имени героя (уровень знания);

• охарактеризовать приемы создания образа Порфирия Петровича (портрет, мимику, жесты, манеру поведения, речь) (уровень понимания);

• прочитать выразительно фрагмент диалога Порфирия Петровича и Раскольникова (уровень интерпретации);

• проанализировать эпизод романа «Встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем», обращая внимание на детали (уровень анализа);

• сопоставить Порфирия Петровича с другими персонажами романа и определить его место в системе персонажей (уровень понимания);

1 В качестве примера - один из «вопросников»: Почему Раскольников совершает убийство? С какой целью Соня едет на каторгу с Раскольниковым в Сибирь? Любил ли Раскольников? Почему Раскольников сознается в убийстве? Является ли Достоевский прототипом Раскольникова? Верил ли Раскольников в счастье? Почему сомневался в богатом женихе Дуни?

По перечню вопросов ясно, что текст прочитан и что автора вопросов интересует нравственная проблематика романа -проблемы любви, счастья и веры.

В другом классе были заданы общие вопросы: «В чем идея романа?», «Какова его главная идея?», «Что хотел сказать Достоевский своим романом?», «Почему роман так называется?» и т.д. Очевидно, текст еще не был прочитан и никаких эмоций не вызвал.

2 Подобное сближение образов Разумихина и Порфирия дано в монографии В. Я. Кирпотина «Разочарование и крушение Родиона Раскольникова». Двенадцатая глава исследования называется «Лебезятников, Разумихин, Порфирий». Порфирий Петрович охарактеризован как «орудие палаческой стороны действительности», явление «закономерного и злого порядка вещей» [Кирпотин 1986: 262, 266].

• сформулировать ответ на вопрос: «Какую роль сыграл Порфирий Петрович в судьбе Раскольникова?» (уровень интерпретации и творческий уровень);

• предложить вариант авторской идеи, выраженной в образе Порфирия Петровича (уровень анализа и интерпретации);

• сопоставить образы, созданные актерами в разных экранизациях романа Ф. М. Достоевского, и собственное представление о герое (уровень интерпретации).

Ход занятия:

1. Этап предпонимания. Формирование проблемной ситуации. Постановка учебной задачи.

Начинаем вспоминать, что нам известно о Порфирии Петровиче. Один из многочисленных юристов в романе (Лужин, Заметов, недоучившийся Раскольников). Имя героя - имперское, сильное, имеющее греческие корни: «порфирос» - багряный, «Петр» означает «камень», «каменная глыба»,

«утес». По отчеству перекликается с Петром Петровичем Лужиным и Ильей Петровичем Порохом -поручиком, помощником квартального полицейского надзирателя. Фамилия не указана, но известно, что Дмитрий Прокофьич Разумихин (Вразумихин) -его дальний родственник.

Стоит обратить внимание на то, что в святцах упоминается Порфирий Эфесский - лицедей и мученик, который жил в III веке при Юлиане Отступнике. Занимаясь лицедейством, насмехался над христианскими обычаями. Уверовав, открыто объявил себя христианином и был обезглавлен.

Вспомним в связи с этим, как во время первой встречи с Раскольниковым Порфирий постоянно хихикает, подмигивает, жмурится, во время второй встречи говорит об игривом уме, комической струне и упоминает Гоголя, а во время третьей встречи сравнивает Раскольникова с мучеником: «Я ведь вас за кого почитаю? Я вас почитаю за одного из таких, которым хоть кишки вырезай, а он будет стоять да с улыбкой смотреть на мучителей, - если только веру иль бога найдет» [Достоевский: 351].

С мучениками первых веков христианства Аркадий Иванович Свидригайлов сравнит Авдотью Романовну Раскольникову: «Знаете, мне всегда было жаль, с самого начала, что судьба не дала родиться Вашей сестре во втором или третьем столетии нашей эры, где-нибудь дочерью владетельного князька или там какого-нибудь правителя, или проконсула в Малой Азии. Она, без сомнения, была бы одна из тех, которые претерпели мученичество, и уж, конечно бы, улыбалась, когда бы ей жгли грудь раскаленными щипцами. Она бы пошла на это нарочно сама, а в четвертом и в пятом веках ушла бы в Египетскую пустыню и жила бы там тридцать лет, питаясь кореньями, восторгами и видениями» [Там же: 365].

О пути Свидригайлова мы говорили на прошлом занятии, сегодня в центре внимания - Порфи-рий Петрович. В чем его загадка? Какую роль сыграл этот герой в том, что Раскольников признался в преступлении? Как раскрывается характер этого

персонажа? Какое место в системе персонажей романа он занимает? Какова функция образа в романе? На эти вопросы мы ищем ответы.3

2. Этап анализа текста.

В центре внимания - три встречи Раскольникова и Порфирия Петровича в романе. Работа выпол-

4

няется в жанре анализа эпизода.

Класс разделяется соответственно на три группы. Записанные вопросы становятся дополнительными ориентирами для самостоятельной работы. Внутри группы каждый выбирает себе один из аспектов изучения образа: портрет, психологический портрет, речь, ремарка, ключевые реплики, отношения с собеседником, роль персонажа и т. п. На выполнение работы - 10-15 минут.

Если класс не вполне готов к самостоятельной работе, можно предложить вопросы для анализа эпизодов:

Вопросы для анализа первой встречи Порфирия Петровича и Раскольникова (ч. 3, гл. V):

1. Какие события предшествуют визиту Разумихина и Раскольникова к Порфирию Петровичу? Что произойдет после него?

2. Как вы объясните, что Раскольников, Разумихин и Порфирий Петрович в начале эпизода смеются и стремятся придать сцене «вид самой искренней веселости», выходят друзья от Порфирия мрачные и хмурые, а Порфирий Петрович провожает их чрезвычайно любезно?

3. Как раскрывается характер Порфирия в его портрете?

4. Как вы объясните, что Порфирий Петрович в начале сцены насмешлив, подмигивает Раскольникову, хихикает? Когда он становится серьезным?

5. Как характеризует Порфирия реплика Разумихина: «Прошлого года уверил нас для чего-то, что в монахи идет: два месяца стоял на своем! Недавно вздумал уверять, что женится, что все уж готово к венцу. Платье даже новое сшил. Мы уж стали его поздравлять. Ни невесты, ничего не бывало: все мираж!» [Достоевский: 198].

6. Дискуссия в рамках эпизода начинается с обсуждения социалистических воззрений на преступление. Разумихин не принимает объяснение «среда заела» и обвиняет социалистов в том, что они не любят живого процесса жизни: «Живая душа жизни потребует, живая душа не послушается механики, живая душа подозрительна, живая душа ретроградна.» [Там же: 197]. С какой целью дан пересказ

3 Важное замечание: вопросы формулируются коллективно и записываются на доске и в тетрадях. Объявляется тема урока -высказывание изучаемого персонажа.

4 Для нас привычен следующий план работы с эпизодом эпического текста: 1. Место в сюжетно-композиционной структуре. Границы эпизода; 2. Место и время действия (хронотоп). Пейзажи и интерьеры; 3. Участники эпизода. Мизансцены. Портреты персонажей; 4. Проблема эпизода. Суть конфликта. Позиции сторон. Речь, жест, поступок персонажа. Мотивы. Детали; 5. Авторская позиция (гипотеза); 6. Связь с другими эпизодами данного произведения и с похожими эпизодами других произведений; 7. Роль эпизода в произведении. Авторская идея, выраженная в эпизоде. — М. А.

дискуссии, которая накануне разворачивалась на квартире Порфирия?

7. Почему Порфирий Петрович говорит, что его всегда интересовала статья Раскольникова о преступлении? Что его могло настолько заинтриговать в статье, что он узнал через редактора имя автора?

8. Раскольников считает, что его идея в изложении Порфирия Петровича «усиленно и умышленно искажена»: «Существуют на свете будто бы некоторые такие лица, которые могут. то есть не то что могут, а полное право имеют совершать всякие бесчинства и преступления, и что для них будто бы и закон не писан» [Там же: 198-199]. Почему он воспринимает это как вызов и решает его принять?

9. Как Вы объясните трижды звучащий вопрос Порфирия Петровича о вере («Так вы все-таки верите же в Новый Иерусалим?»; «И-и-и в бога веруете?»; «И-и в воскресение Лазаря веруете? Буквально веруете?» [Достоевский: 201])? Как отвечает Раскольников? В каких эпизодах снова возникнет тема воскрешения Лазаря?

10. Почему Разумихин, наблюдающий за дискуссией Раскольникова и Порфирия Петровича, считает, что они друг друга морочат и подшучивают один над другим? Как вы определите роль Разумихина в этом эпизоде? Кто еще слушает размышления Раскольникова?

11. В ремарках подчеркивается назойливость, насмешливость и язвительность Порфирия Петровича. В репликах сам он неоднократно за эти качества извиняется и говорит, что ему совестно. Как можно объяснить это противоречие?

12. Почему по ходу развития действия Раскольников становится все более грустным, Разумихин мрачнеет, а Порфирий Петрович, наоборот, становится чрезвычайно ласковым и любезным?

13. В каком контексте в репликах Порфирия Петровича упоминается имя Наполеона?

14. Как вы можете определить роль Порфирия Петровича в этом эпизоде? Кто он по отношению к Раскольникову? Разумихину?

Вопросы для анализа второй встречи Пор-фирия Петровича и Раскольникова (ч. 4, гл. V):

1. Какое событие предшествовало встрече Раскольникова и Порфирия Петровича? Какой эпизод последует за ней?

2. Раскольников заходит в отделение пристава следственных дел, «готовясь к новому бою», испытывая страх и негодование. Как вы можете объяснить такое состояние героя?

3. Маленькая и толстенькая фигурка Порфи-рия сравнивается с мячиком, катающимся в разные стороны, герой постоянно смеется, щурится, «кудахчет», хлопочет, суетится. Почему следователь так преувеличенно подвижен в этой сцене? Как реагирует Раскольников на передвижения, жесты и мимику Порфирия?

4. Порфирий Петрович рекомендует себя так: «Я, знаете, человек холостой, этак несветский и неизвестный, и к тому же законченный человек, закоченелый человек-с.», а потом объединяет себя с Раскольниковым в местоимении «мы»: «У всех есть тема для разговора. а среднего рода люди, как

мы, - все конфузливы и неразговорчивы. мыслящие то есть. Отчего это, батюшка, происходит-с? Интересов общественных, что ли, нет-с али честны уж мы очень и друг друга обманывать не желаем, не знаю-с». [Достоевский: 257-258]. Прокомментируйте реплики героя. Какой характер раскрывается с помощью подобной речевой характеристики? Найдите и проанализируйте другие реплики об обмане и лжи.

5. В этом эпизоде Порфирий Петрович раскрывает Раскольникову свои воззрения на психологию преступника: Он у меня психологически (курсив Ф. М. Достоевского - М. А.) не убежит. Он по закону природы у меня не убежит. Видали бабочку перед свечкой? Ну, так вот он все будет, все будет около меня, как около свечки, кружиться, свобода не мила станет, станет задумываться, запутываться, сам себя кругом запутает, как в сетях, затревожит себя насмерть!» [Достоевский: 262]. Можно ли эти размышления считать своеобразным ответом на теорию Родиона Раскольникова о необыкновенных людях, которые тоже появляются по необъяснимому закону природы? Можно ли Порфирия Петровича назвать теоретиком? В чем вы видите основную идею его теории?

6. Прокомментируйте реплику Порфирия о Наполеоне: «Мне бы в военной службе служить-с, право-с. Наполеоном-то, может быть, и не сделался бы, ну а майором бы был-с, хе-хе-хе!» [Там же: 263]. Как вы ее поняли?

7. Порфирий Петрович называет себя человеком откровенным, заявляет, что истинно любит Раскольникова и желает ему добра. Так ли это?

8. Как ведет себя Раскольников в этом эпизоде? Состоялся ли «бой», к которому он готовился? Можно ли сказать, кто одержал победу в психологическом поединке?

9. Как вы можете определить роль Порфирия Петровича в этом эпизоде? Кто он по отношению к Раскольникову?

Вопросы для анализа третьей встречи Раскольникова и Порфирия Петровича (ч. 6, гл. II):

1. Что предшествовало визиту Порфирия Петровича? Куда отправится Раскольников после разговора со следователем?

2. Порфирий Петрович начинает разговор с привычной усмешки и улыбки. Но потом лицо его «даже как будто грустью подернулось», что изумляет Раскольникова. Как можно объяснить новые ноты в интонациях Порфирия Петровича?

3. Как Порфирий Петрович объясняет цель своего визита? «Хочу вам все дотла изложить, как все было, всю эту историю всего этого тогдашнего, так сказать, омрачения», - говорит он. Как вы думаете, о чем идет речь?

4. Порфирий Петрович утверждает, что полюбил и досконально исследует Миколку, готового принять страдание. Можно ли утверждать, что он и Раскольникова воспринимает как объект исследования?

5. Порфирий говорит о вине Раскольникова строго и убежденно, снижая голос до шепота. Как ведет себя в этот момент Раскольников?

6. Противопоставляя себя Раскольникову, Порфирий Петрович так характеризует себя: «Я поконченный человек, больше ничего. Человек, пожалуй, чувствующий и сочувствующий, пожалуй, кой-что и знающий, но уж совершенно поконченный. А вы - другая статья: вам бог жизнь приготовил (а кто знает, может, и у вас так только дымом пройдет, ничего не будет)» [Достоевский: 352]. В чем смысл противопоставления? На чем основано суждение Порфирия о том, что Раскольников может стать солнцем? Верит ли Порфирий в сиятельное преображение Раскольникова?

7. Порфирий Петрович говорит о себе как о человеке с честью и совестью. В то же время утверждает, что ему нельзя верить на слово. Как можно объяснить столь противоречивые утверждения?

8. Пожелав Раскольникову добрых мыслей и благих начинаний, Порфирий Петрович покидает каморку Раскольникова. Как вы можете объяснить, что выходит он «как-то согнувшись и как бы избегая глядеть на Раскольникова»?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Какую роль по отношению к Раскольникову играет в этом эпизоде Порфирий Петрович?

3. Этап интерпретации.

Выслушиваем ответы групп. Ответы фиксируются в рабочих тетрадях.

Задача учителя на данном этапе занятия - выявить ключевые мысли в ответе каждой группы, скорректировать неточные суждения, соединить ответы групп в единое целое, расставить смысловые акценты.

Приведем некоторые ключевые выводы:

Портрет Порфирия Петровича обманчив: в фигуре есть что-то бабье, круглое, он кажется комичным, тем более что постоянно жмурится, щурится, хихикает, передвигается быстро, размахивает руками («буффон-с»). Но выражение глаз («с каким-то жидким водянистым блеском») не гармонирует со всей фигурой и выдает серьезного и умного человека. Он действительно лицедей, играющий комическую роль в трагической пьесе. Кстати, он и Раскольникова называет человеком, соблазненным игривой остротой ума. С одной стороны, эта манера поведения сбивает с толку Раскольникова, провоцирует его на объяснение теории (в первой встрече), доводит до исступления (во второй). Во время третьей встречи игра Порфирия становится менее яркой, он почти серьезен, искренен и грустен.

Интерес Порфирия к Раскольникову, возможно, не только профессиональный. Да, Раскольников для него - преступник, которого надо загнать в психологическую ловушку, определив «черточку», но, с другой стороны, Порфирия Петровича искренне заинтересовала статья Раскольникова, которую он прочитал до разворачивающихся в романе событий. И диспуты теоретические он в своей квартире устраивает. И имя Наполеона в речи Порфирия звучит. И о статье Раскольникова он говорит как о знакомой. Возможно, идеи, подобные изложенной в статье Раскольникова, когда-то в молодости доводили до исступления и сердцебиения и самого Порфирия Петровича (во время романного действия он лет на

десять старше Раскольникова), но потом энтузиазм угас, герой справился с этим состоянием, теперь считает себя «поконченным человеком» и называет себя стариком в тридцать пять лет.

Можно предположить, что в Раскольникове Порфирий Петрович увидел какие-то свои черты. Не случайно же он во время второй встречи называет себя и Раскольниковы мыслящими людьми. А во время третьей встречи так точно характеризует состояние «теоретически раздраженного сердца». Мы не знаем, о чем думал молодой Порфирий, но в чем-то его теория психологического давления на преступника сродни «новому слову», на которые способны необыкновенные люди в теории Раскольникова.

В принципе, он достиг своей цели: Раскольников признался в преступлении, несмотря на отсутствие прямых улик. Психология сработала. Но удовлетворения Порфирий не испытывает: «Я не изверг», - говорит он Раскольникову, придя к нему в каморку, и, по сути, рассказывает историю своего «омрачения», где случайная цепь событий доводит его до ложных выводов. «Таким-то вот образом я и дошел до последних столбов, да как стукнулся лбом, и опомнился» [Достоевский: 346]. «По крайней мере, долго себя не морочил, разом до последних столбов дошел» [Там же], - через несколько минут скажет он уже о Раскольникове.

Жизненный опыт и ум Порфирия позволяют ему по отношению к Раскольникову вести себя по-отечески строго и давать прямые советы: принять страдание, отдаться жизни, исполнить, что требует справедливость. Когда Порфирий во время последней встречи советует Раскольникову: «Вам теперь воздуху надо, воздуху, воздуху!» [Там же: 351], тот вздрагивает, потому что буквально те же слова слышал ранее от Аркадия Ивановича: «Эх, Родион Романыч, всем человекам надобно воздуху, воздуху, воздуху-с.» [Там же: 336].

Порфирий и Свидригайлов сближаются в сознании Раскольникова как люди, которых он боится и ненавидит и с которыми готов бороться. Перед визитом Порфирия Раскольников думает о них и собирается с силами: «Опять борьба - значит, нашелся исход» [Там же: 341]. «С Свидригайловым, может быть, еще тоже предстоит борьба. Свидри-гайлов, может быть, тоже целый исход; но Порфи-рий дело другое» [Там же]. Раскольников чувствует, что Свидригайлов и Порфирий для него - беспокоящие и тревожащие загадки, и хочет решительно расправиться с ними: «И в это время такая ненависть поднялась вдруг из его усталого сердца, что, может быть, он бы мог убить кого-нибудь из этих двух: Свидригайлова или Порфирия» [Там же: 342].

Жажда борьбы, в данном случае, - влияние идеи необыкновенного человека. Вспомним, что Раскольников, объявивший Соне о своем преступлении, получив от нее прямое указание принять страдание и искупить себя им, вдруг мрачнеет, надменная насмешка выдавливается у него на губах, и он заявляет: «.может, я еще человек, а не вошь и поторопился себя осудить. я еще поборюсь» [Там же: 323]. Дуне, узнавшей от Свидригайлова о преступлении, Раскольников заявит: «Никогда, никогда

я не был сильнее и убежденнее, чем теперь!» [Там же: 400]. Он часто убеждает себя в том, что он силен и смел, но это, конечно, самообман.

В силу Раскольникова могут поверить те, кто его любит: Соня, Дуня, Пульхерия Александровна, мечтающая о славном поприще для своего сына, Разумихин, считающий Раскольникова политическим заговорщиком.

Порфирия и Свидригайлова Раскольникову не удается ввести в заблуждение. В последнем разговоре следователь убедителен и строг, а у Раскольникова дрожит губа, как у испуганного ребенка. Свид-ригайлов открыто иронизирует: «А вы и на силу претендуете? Хе-хе-хе! Удивили же вы меня сейчас, Родион Романыч, хоть я заранее знал, что это так будет. Вы - Шиллер. Вы - идеалист!» [Достоевский: 362].

Таким образом, и Порфирий, и Свидригайлов оказываются для Раскольникова слишком сильными противниками, и слабость его претензии на то, чтобы считать себя человеком «право имеющим», становится очевидной.

Отметим еще одну черту, объединяющую Свидригайлова и Порфирия Петровича. Для них Раскольников - интересный объект для изучения. По сути, оба выступают в роли критиков теории Раскольникова. Порфирий - в первую встречу, вызывая Раскольникова на рассуждения о людях обыкновенных и необыкновенных и выявляя слабые места недостроенной теории, а Свидригайлов - в сцене объяснения с Авдотьей Романовной, пренебрежительно заметив: «Ничего, так себе теорийка.». Оба видят романтическую подоплеку теории (во всяком случае, Свидригайлов говорит о шиллеров-щине, А Порфирий упоминает Шиллера, предлагая Раскольникову просиять, как солнце). Оба они видят противоречие между теорией и натурой / природой Раскольникова, оба наблюдают за страданиями теоретика, создавшего «проклятую мечту».

Оба героя предлагают помощь Раскольникову. Порфирий прямо призывает явиться с повинной: «А я вам, вот самим богом клянусь, так “там” подделаю и устрою, что ваша явка выйдет как будто совсем неожиданная. Всю эту психологию мы совсем уничтожим. Все подозрения на вас в ничто обращу, так что ваше преступление вроде помрачения какого-то представится, потому, по совести, оно помрачение и есть. Я честный человек, Родион Романыч, и свое слово сдержу» [Там же: 350]. Свидригайлов предлагает сделку Авдотье Романовне: спасение Раскольникова в обмен на ее любовь: «Вы. одно ваше слово, и он спасен! Я. я его спасу. У меня есть деньги и друзья» [Там же: 380].

Оба варианта исхода могут спасти Раскольникова физически, но не могут спасти его душу, Порфи-рий и Свидригайлов, вроде бы, видят добрую природу Раскольникова и предполагают, что он еще может стать великим человеком. В этом и кроется провокация. Судьба великого человека - вариант судьбы человека необыкновенного. Порфирий вроде бы указывает верный путь и даже считает, что Раскольников не верит в свою теорию, но полной уверенности у него нет («может, так только дымом пройдет, ничего

не будет»). Обратим внимание на вывод Порфирия: «.страданье, Родион Романыч, великая вещь. в страдании есть идея» [Там же: 352].

С точки зрения автора, страдание идее противопоставлено. Принять страдание советует Раскольникову и Соня, и в этом случае вряд ли случайно соположение визитов Раскольникова к Соне и Пор-фирию в четвертой части романа. Но Соня, в отличие от Порфирия, своим словам верит, а Раскольникова любит. По-настоящему искренне. Вспомним кстати, что сначала Порфирий Петрович задает Раскольникову вопрос, верует ли он в воскресение Лазаря, а потом у Сони Раскольников требует читать именно эту историю. И во время чтения голос ее звучит все суровее и суровее, а потом он становится звонок, как металл: «. торжество и радость звучали в нем и крепили его» [Достоевский: 251].

Силу отеческого убеждения и наставления можно услышать и в голосе Порфирия, но в нем нет радости и торжества. Радость и торжество - проявление силы веры и любви. Ни того ни другого в душе Пор-фирия Петровича нет, это, возможно, и становится причиной его душевной муки (вспомним, что имя лицедея-мученика не могло быть случайным). Может быть, поэтому Достоевский и уводит героя со страниц романа сгорбившимся и прячущим взгляд5.

Если определять роли Порфирия Петровича в романе, то их несколько. Во время первой встречи он, скорее, выступает в роли критика теории Раскольникова. Во время второй - явный провокатор, и манипулятор, и судья. Третья встреча раскрывает Порфирия в роли наставника.

«Незавершимая» (Бахтин) идея Порфирия Петровича вступает в диалог с идеями Раскольникова, Свидригайлова, Сони.

Порфирий Петрович - один из тех неисчерпаемых героев Ф. М. Достоевского, о которых недавно хорошо сказал Виктор Сухоруков, исполнитель роли Порфирия Петровича (Спектакль «Р.Р.Р.» по «Преступлению и наказанию» Ф. М. Достоевского в Театре им. Моссовета поставил режиссёр Юрий Ерёмин): «Я всё слово ищу. Но, мне кажется, нет его, этого слова. Могу назвать “непредсказуемость”, “неоднозначность”, “двойственность”. Русский характер в романах Достоевского - это разбитое зеркало. Осколки! Не понятное отражение - руки, ноги, глаза, нет! Мятущиеся мы люди, подвергающие и себя, и мир сомнению. Русский человек сам строит и сам тут же ломает. И снова ищет что-то в этих обломках. Мы народ неугомонный» [Сухоруков 2013].

4. Этап рефлексии (домашнее задание) - по выбору:

1. Письменный ответ на вопрос: «Какую роль играет Порфирий Петрович в судьбе Раскольникова?»

2. Письменный ответ на вопрос: «Какую авторскую идею воплощает образ Порфирия Петровича в романе «Преступление и наказание?»

5 Правда, в эпилоге Порфирий будет упомянут еще раз - в качестве гостя на свадьбе Дмитрия Прокофьевича Разумихина и Авдотьи Романовны Раскольниковой.

3. Сопоставить образы Порфирия Петровича,

созданные в разных экранизациях романа «Преступление и наказание»: «Преступление и наказание» 1969 (режиссер Лев Кулиджанов, в роли Порфирия Петровича - Иннокентий Смоктуновский); «Преступление и наказание» («Crime and Punishment») 2002 (Великобритания, двухсерийная адаптация

BBC, режиссер Джулиан Джаррольд); «Преступление и наказание» 2007 (режиссер Дмитрий Светоза-ров, в роли Порфирия Петровича - Андрей Панин).

ЛИТЕРАТУРА

Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. -М.: Сов. Россия, 1979.

Достоевский Ф. М. Полное собр. соч.: в 30 т. - Л.: Наука, 1973. Т. 6: Преступление и наказание.

Кирпотин В. Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. - М.: Худож. лит., 1986.

Лебедев Ю. В., Кузнецова М. Б. Литература. 10 класс:

метод. советы. Книга для учителя. 2000 [Электронный ресурс]. - иКЬ: http://www.prosv.ru/ebooks/Lebedev_Literatura_ 10kl_Metod/15.html (дата обращения 23.02.2013).

Литература. 10 класс: учебник. Базовый и профил. Уровни: в 2 ч. Ч. 2 / В. Г. Маранцман, Е. К. Маранцман, О. Д. Полонская и др.; под ред. В. Г. Маранцмана. - М.: Просвещение, 2009.

Литература. 10 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Б. Марьина и др.; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. - М.: Дрофа, 2007.

Михальчук С. Н. Дополнительный материал к уроку: «Образ Порфирия Петровича в романе Достоевского «Преступление и наказание» [Электронный ресурс]. -Ц^: http://festival.1september.ru/articles/568458/ (дата обращения 20.02.2013).

Сухоруков В. Штрихкод души. Интервью газете АИФ. № 8. 2013 [Электронный ресурс]. - Ц^:

http://www.aif.ru/culture/article/60328 (дата обращения 25.02.2013).

Данные об авторе:

Мария Александровна Алексеева - кандидат филологических наук, заведующий кафедрой филологии Специализированного учебно-научного центра Уральского федерального университета.

Адрес: 620137, г. Екатеринбург, ул. Данилы Зверева, 30.

E-mail: [email protected]

About the author:

Maria Aleksandrovna Alekseevna is a Candidate of Philology, Head Chair of the Specialized Education and Research Center (a Scool) of the Ural Federal University (Yekaterinburg).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.