растений, самец препятствует зарастанию мелководья вокруг гнезда. Кроме того, он проделывает и поддерживает в окружающих гнездо зарослях рогоза «просеки», по которым плавают взрослые, а в последствии и выводок.
Ночью самка бодрствует. Спит она в светлое время суток в среднем 7.8 ч/сут. Самец ночью спит, а днём отдыхает меньше самки. Большую часть дня он находится в пределах видимости гнезда. Кормится дальше от гнезда, чем самка, так что кормовые зоны партнёров мало перекрываются. Около 3.5 ч/сут самец проводит в плавании по озеру. Активно препятствует появлению других лебедей, прогоняет с берегов лисиц Vulpes vulpes, енотовидных собак Nyctereutes procyonoides, третирует ондатр Ondatra zibethicus и водяных полёвок Arvicola terrestris. Остальное время (преимущественно вечером) проводит на заливе и в отдалённых частях озера, в период вождения выводка включаемых в кормовой участок семейной группы.
Ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2013, Том 22, Экспресс-выпуск 864: 875-876
Весенние миграции чижа Spinus spinus в юго-восточном Приладожье
Н. П. Иовченко, Г. А. Носков
Второе издание. Первая публикация в 1983*
Работа основана на семилетних (1975-1981 годы) материалах отловов птиц рыбачинскими ловушками на стационаре Гумбарицы на юго-восточном берегу Ладожского озера.
В данном районе чиж Spinus spinus отмечается на весеннем пролёте ежегодно, но сроки миграций и численность перемещающихся особей варьируют в значительных пределах. В разные годы пролёт может начинаться в марте-апреле и даже в мае. В годы с максимальной численностью мигрантов (1977 и 1981) пролёт начинался в 20-х числах марта, становился массовым во второй половине апреля с пиками 28, 30 апреля, 2, 6, 8, 13, 15 мая. Окончание весенних миграций приходится на конец мая — начало июня.
Среди отловленных особей незначительно преобладают первогодки — 54% особей в возрасте около года (против 46% в возрасте 2 лет и
* Иовченко Н. П., Носков Г. А. 1983. Весенние миграции чижа в юго-восточном Приладожье II Тез докл. 11-й Прибалт. орнитол. конф. Таллин: 100-101.
более); среди самцов соответственно — 56 и 44%, самок — 51 и 49%. Численность самцов в потоке мигрантов, по данным отлова ловушками, выше численности самок (соответственно 60 и 40%).
Большинство особей обоих полов не имеют подкожных жировых запасов, либо они очень незначительные. Запасы подкожного жира, определённые визуально по методике Т.И.Блюменталь и В.Р.Дольника (1962), распределяются следующим образом: «нет» - 62%, «мало» - 32%, «средне» — 6%. Вес чижей с разным уровнем жирности равен, г: для группы птиц, полностью лишённых жировых запасов — 10.4-13.9 (в среднем 11.9); для птиц с баллом «мало» — 11.0-14.0 (12.3); для птиц со средними жировыми резервами — 12.0-14.4 (13.5).
Все самцы, участвующие в миграции, имеют развитые клоакальные выступы. Степень развития клоакальных выступов оценивалась по 4-балльной системе: «нет» — клоака не увеличена, «мало» — клоака увеличенных размеров, но меньше половины максимальных размеров (1/3), «средне» — клоака больше половины, но меньше максимума (2/3), «много» — клоака максимальных размеров (6x7 мм). Среди отловленных самцов особи с размерами клоаки «мало» составили 4%, «средне» — 54%, «много» — 42%.
Большинство перемещающихся самок также физиологически находится в состоянии половой активности. Только 23% самок в это время не имеют никаких признаков начала формирования наседного пятна. Остальные 77% имеют наседные пятна разных стадий развития. Анализ стадий развития наседного пятна по методике Д.С .Люлеевой (1965) показал, что лишь 5% самок имеют первую стадию, то есть готовятся к размножению впервые. Большинство птиц (70%) имеют четвёртую стадию наседного пятна, соответствующую концу первого цикла размножения. Большая часть особей со второй и третьей стадиями на-седных пятен (соответственно 22 и 3%) восстанавливают наседные пятна после уже имевшего место размножения, о чём свидетельствует морщинистость и шелушение кожи, не наблюдаемые на этих стадиях развития наседного пятна при его первичном формировании.
Участие в весенних миграциях взрослых особей с морфологическими признаками, свидетельствующими об активном состоянии репродуктивной системы, а также наличие в потоке мигрантов сформированных пар говорит в пользу предположения о смене мест гнездования у чижа в течение одного сезона (Меженный 1963; Паевский 1971).
Молодые птицы текущего сезона размножения в весенних миграциях в юго-восточном Приладожье не участвуют. Они начинают встречаться в отловах только с конца июня.