Научная статья на тему 'Вещь как объект культуры: взаимосвязь понятий «Вещь» и «Телесность» в философии культуры'

Вещь как объект культуры: взаимосвязь понятий «Вещь» и «Телесность» в философии культуры Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
809
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЩЬ / ТЕЛЕСНОСТЬ / КУЛЬТУРА / ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ / ОБЪЕКТ КУЛЬТУРЫ / ТЕЛО / ФОРМА / ИДЕЯ / СМЫСЛ / ЦЕННОСТЬ / THING / CORPOREALITY / CULTURE / PHILOSOPHY OF CULTURE / OBJECT OF CULTURE / BODY / FORM / IDEA / MEANING / VALUE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Селиверстова Анастасия Андреевна

В данной статье рассматривается проблема взаимосвязи таких понятий, как «вещь» и «телесность», в контексте философии культуры. Обосновывается идея о том, что понятие телесности, применяемое, как правило, в отношении человеческого тела, может быть перенесено и на вещи, окружающие человека. При этом в работе речь идет именно о вещах как объектах культуры, которые несут на себе печать целенаправленной творческой деятельности человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THING AS OBJECT OF CULTURE: INTERRELATION OF THE NOTIONS “THING” AND “CORPOREALITY” IN PHILOSOPHY OF CULTURE

In the article the problem of interrelation between such notions as “thing” and “corporeality” in the context of philosophy of culture is considered. The idea that the concept of corporeality used, as a rule, with respect to the human body can be transferred to things surrounding a person is grounded. At the same time the work deals specifically with things as objects of culture, which bear a stamp of purposeful creative activity of a person.

Текст научной работы на тему «Вещь как объект культуры: взаимосвязь понятий «Вещь» и «Телесность» в философии культуры»

Селиверстова Анастасия Андреевна

ВЕЩЬ КАК ОБЪЕКТ КУЛЬТУРЫ: ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОНЯТИЙ "ВЕЩЬ" И "ТЕЛЕСНОСТЬ" В ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ

В данной статье рассматривается проблема взаимосвязи таких понятий, как "вещь" и "телесность", в контексте философии культуры. Обосновывается идея о том, что понятие телесности, применяемое, как правило, в отношении человеческого тела, может быть перенесено и на вещи, окружающие человека. При этом в работе речь идет именно о вещах как объектах культуры, которые несут на себе печать целенаправленной творческой деятельности человека. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372017/6-1/40.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 6(80): в 2-х ч. Ч. 1. C. 148-149. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/6-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

148

Издательство ГРАМОТА

www.gramota.net

УДК 130.2

Философские науки

В данной статье рассматривается проблема взаимосвязи таких понятий, как «вещь» и «телесность», в контексте философии культуры. Обосновывается идея о том, что понятие телесности, применяемое, как правило, в отношении человеческого тела, может быть перенесено и на вещи, окружающие человека. При этом в работе речь идет именно о вещах как объектах культуры, которые несут на себе печать целенаправленной творческой деятельности человека.

Ключевые слова и фразы: вещь; телесность; культура; философия культуры; объект культуры; тело; форма; идея; смысл; ценность.

Селиверстова Анастасия Андреевна

Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого angeltwo@mail.ru

ВЕЩЬ КАК ОБЪЕКТ КУЛЬТУРЫ: ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОНЯТИЙ «ВЕЩЬ» И «ТЕЛЕСНОСТЬ» В ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ

Данное исследование посвящено вещи как объекту культуры. Как и понятие культуры, понятие вещи очень многообразно и встречается во многих сферах жизни человека. Но нас в нашем исследовании интересует вещь именно в поле культуры человека. Если говорить о культуре как о «целенаправленном воздействии человека на природу» [4, с. 238], то предметы культуры, вещи, находящиеся в поле культуры, «несут на себе печать целеполагающей деятельности человека, они пропитаны идеальными целями, делающими их ценностно значимыми» [Там же, с. 239]. Именно такое понимание вещи интересует нас в нашем исследовании.

Если говорить о вещи как объекте культуры или вещи в культуре - то это бытие вещи как феномена культуры [1, т. 1, с. 119]. А как феномен культуры вещь пребывает в разных плоскостях.

1. «Вещь обладает актуальным бытием (Вещь существует)» [Там же]. Другими словами, существует определенный временной путь каждой вещи, отрезок времени, за который реализуются всевозможные смысловые связи относительно данной вещи. Актуальное бытие вещи, таким образом, становится начальным этапом для изучения вещи как феномена культуры.

2. «Актуальное бытие Вещи дополняется потенциальным бытием (Вещь могла бы существовать как именно такая)» [Там же]. Это некое дополнение к актуальному бытию вещи. Любая вещь, имея статус феномена культуры, обладает также скрытыми в ней самой возможностями, смыслами, скрытым содержанием, которое в процессе ее существования может быть не реализовано.

3. «Вещь практически с необходимостью обладает идеальным бытием в памяти, воспоминании (Вещь существовала или могла существовать)» [Там же]. То есть самой вещи может уже и не быть, но есть наше представление о ней, скорее всего, достаточно противоречивое и субъективное.

4. И наконец, «Вещь будет или может существовать именно как таковая» [Там же]. Так, вещь может прибывать в поле нашей фантазии и в воображении.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что бытие вещи в культуре отличается изменчивостью и подвижностью. Оно зависит, прежде всего, от самого человека, создающего материальную культуру и вкладывающего в созданные вещи определенные смыслы как на этапе создания, так и в процессе их использования и затем даже после их полного исчезновения из предметного мира уже в поле своего воображения.

Стоит отметить, что «значение вещи для человека тождественно значению культуры» [3, с. 63]. «Определяя культуру, мыслители прошлого и современности рассматривали ее как совокупность духовного и материального, где вещи являются материальными феноменологическими продуктами смыслообразования, в совокупности определяющими иноприродный характер человеческого бытия» [5, с. 11].

Для нас вещь, взятая как объект культуры, это, прежде всего, именно материальный объект, в котором сочетаются физическая целостность и смысловая, символическая наполненность. Сочетание этих двух начал в материальном объекте, вещи дает нам основание говорить о телесности вещи. Телесна ли вещь?

Как правило, понятие «телесность» употребляется в философии применимо к человеку и его телу. «В современном философском понимании тело и телесность принято, в отличие от естественнонаучных, психологических представлений, определять как тесно взаимосвязанные феномены» [2, с. 130].

«Телесность представляет собой "особый тип целостности человека", качественной характеристикой которого является единство тела и телесности, включающий в себя оппозиции материального и духовного, души и тела, чувственного и сознательного. Иными словами - телесность - это одухотворенное тело, которое выражает личностный нравственный опыт в его культурно-историческом измерении» [Там же]. Причем следует отметить, что «...в современном научном представлении ценностное понимание телесности тяготеет к интегративному определению данного понятия как синтеза физического и духовного» [Там же, с. 131].

То есть для современного философского знания термин «телесность» применимо к человеку говорит о нем не как о чисто биологическом существе, не как о неком физическом теле, а как о сочетании формы (физическом теле) и внутренней наполненности, одухотворенности (телесности).

Таким образом, можно предположить, что и применимо к вещи понятие телесности будет означать некую ее одухотворенность. Любая вещь в материальной культуре имеет свое тело (оболочку, форму), но, кроме нее, существует и внутреннее содержание - телесность вещи - соединение в ней двух начал: материального и духовного. Но именно в духовной составляющей состоит проблема нашего исследования, так как, по сути, одухотворение

ISSN 1997-292X

№ б (80) 2017, часть 1

149

любой вещи происходит только в ее соприкосновении с миром человека. Вне человеческого бытия любая вещь становится лишь материей, предметом, формой, оболочкой. И лишь человек может заложить в вещи смыслы, идеи, символы, знаки. Только человек способен понять вещь, интерпретировать ее, изучить и использовать в процессе своей деятельности. С другой стороны, и сама вещь, попадая в бытие человека, способна влиять на его жизнь, поведение, мировоззрение. Как человек может понять вещь, постичь ее смысл и рассказать о ней, так и вещь может помочь нам понять как отдельную личность, так и целую историческую и культурную эпоху, культуру отдельных стран. Телесность вещи непосредственно переплетается с человеческой телесностью.

Стоит также отметить, что «...включение "человека телесного" в социокультурное пространство влечет за собой существенные последствия для его тела, превращающегося из биологического феномена в явление социокультурное, приобретающего, в дополнение к своим природно заданным атрибутам, свойства и характеристики, порожденные социальными и культурными воздействиями» [l, т. 2, с. 249]. То же можно сказать и о вещах, и материальной культуре в целом. Любой природный объект, проходя через человеческие руки, творческую деятельность человека, приобретает сначала некую форму, оболочку и затем, согласно заложенной в него идее, обретает свое предназначение, свой особый смысл. Причем с течением времени эти смыслы и интерпретация каждой отдельной вещи претерпевают изменения, согласно перестройке взглядов, ценностных ориентаций, методов, применяемых к познанию и т.д.

В течение жизни человека его тело постоянно вступает во взаимодействие с тремя основными элементами системы бытия: с природой, обществом, культурой. И в процессе контакта с этими элементами тело человека постепенно меняется, проходя три основные стадии, а именно: «природное тело» [Там же] (подчинение биологическим законам), «социальное тело» [Там же] (взаимодействие с социумом) и «культурное тело» [Там же] (переход к высшей форме существования - телесности). «"Культурное тело" - продукт культуросообразного формирования и использования телесного начала человека. "Культурное тело" как бы "снимает" характеристики двух других уровней телесного бытия; оно является своего рода квинтэссенцией, завершением процесса перехода от "безличных", природно-телесных предпосылок к собственно человеческому, не только социально-функциональному, но и личностному бытию телесности...» [Там же].

Таким образом, можно предположить, что материальная культура и каждая отдельно взятая вещь проходит подобную эволюцию. Вещь также контактирует в течение своего жизненного цикла с перечисленными элементами системы бытия. Вещь зарождается в природе в виде бесформенной материи, затем материя видоизменяется, проходя через человеческую деятельность, и далее, в зависимости от степени важности вложенных в нее идей, символов, ценностного начала, она приобретает статус культурной вещи, вещи значимой, ценной. Чем выше и сложнее внутреннее содержание каждой вещи (телесность), тем более она ценна как для отдельного человека, так и для целых эпох и культуры.

Хотелось бы отметить также то, что применение термина «телесность» относительно вещи носит, как правило, субъективный характер. Одухотворенность в вещи может видеть как отдельный человек (вещи, напоминающие о близких людях, семейные реликвии), так и группы людей (религиозные артефакты; вещи исторических личностей). Но нет вещей абсолютно авторитетных с точки зрения их внутреннего содержания для всего человечества. Одна и та же вещь в культурно-историческом процессе претерпевает некую смысловую эволюцию и может как приобрести значимость для культуры, так и со временем утратить ее.

Выводы. В нашем исследовании мы предприняли попытку проанализировать связь понятий «телесность» и «вещь» в контексте философии культуры. Для этого мы определили круг вещей именно как предметов культуры, несущих на себе отпечаток творческой деятельности человека. Таким образом, телесность применимо к человеческому телу переносится и на вещи, его окружающие. Вещь в плане своей телесности, так же как и человеческое тело, соединяет физическое тело, форму, оболочку и внутреннее содержание, смыслы, идеи.

Список источников

1. Культурология. ХХ век: энциклопедия: в 2-х т. / гл. ред., сост. и автор проекта С. Я. Левит. СПб.: Университетская книга, 1998. Т. l. А-Л. 447 с.; Т. 2. М-Я. 446 с.

2. Мелешко Е. Д., Афонский В. И. Физическая культура как ценность // Исторические, философские, политические и юридические пауки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 20l6. № 3 (65): в 2-х ч. Ч. l. C. l30-l32.

3. Муштей Н. А. Вещь и телесность: топология субъект-объектных отношений // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana): научно-теоретический журнал. СПб.: ЦНИТ «Астерион», 20ll. № 4. С. 63-67.

4. Назаров В. Н. Философия в вопросах и ответах: учеб. пособие. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 20l2. 334 с.

5. Пелипенко А. А., Яковенко И. Г. Культура как система. М.: Языки русской культуры, l998. 376 с.

THING AS OBJECT OF CULTURE: INTERRELATION OF THE NOTIONS "THING" AND "CORPOREALITY" IN PHILOSOPHY OF CULTURE

Seliverstova Anastasiya Andreevna

Tula State Pedagogical University named after L. N. Tolstoy angeltwo@mail. ru

In the article the problem of interrelation between such notions as "thing" and "corporeality" in the context of philosophy of culture is considered. The idea that the concept of corporeality used, as a rule, with respect to the human body can be transferred to things surrounding a person is grounded. At the same time the work deals specifically with things as objects of culture, which bear a stamp of purposeful creative activity of a person.

Key words and phrases: thing; corporeality; culture; philosophy of culture; object of culture; body; form; idea; meaning; value.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.