Научная статья на тему 'Вертикальный взлет за счет разрежения воздуха на поверхности летательного аппарата'

Вертикальный взлет за счет разрежения воздуха на поверхности летательного аппарата Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
131
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Протевень И.С., Краев М.В.

На основе представленной модели радиального обтекания газовым потоком поверхности проведены экспериментальные исследования по определению подъемной силы для летательного аппарата с крылом круглой формы Ключевые слова: летательный аппарат, струйное течение, разрежение, подъемная сила.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вертикальный взлет за счет разрежения воздуха на поверхности летательного аппарата»

Секция «Проектирование и производство летательньк аппаратов»

- этап имитационного моделирования был завершен созданием математических моделей, имитирующих работу составных частей антенной системы, а именно математических моделей двигателя, редуктора, блока управления приводами;

- на этапе проработки логики функционирования системы наведения антенн был разработан специфический алгоритм управления системой, обеспечивающий минимизацию динамического возмущающего момента;

- этап оценки правильности заложенных решений был исполнен в виде отработки алгоритма на созданных математических моделях.

Построенный алгоритм управления системой наведения антенн был реализован в бортовом программном обеспечении. Такое специфическое программное обеспечение потребовало и переосмысления методик проведения наземной экспериментальной отработки и летных испытаний.

С учетом современных требований к космическим аппаратам были созданы принципиально новые алгоритмы управления, методики проведения испытаний, как наземных, так и штатных.

Впервые предъявленные жесткие требования к системе наведения антенн по оценке воздействия возмущающего момента на космический аппарат вызвали необходимость более глубокого теоретического изучения проблемы и путей её решения в виде принципиально новой реализации алгоритмов управления положением антенны. Полученные теоретические результаты были подтверждены при проведении ав-

тономных испытаний, испытаний в составе отработочного изделия и в составе космического аппарата «Луч-5». При таком подходе к проведению испытаний кроме получения стандартных характеристик -информации об угловом положении антенны, скорости ее поворота - проводились динамические испытания для оценки возможного возмущающего момента на космический аппарат. При этом применялись динамические имитаторы, соответствующие по своим параметрам реальным конструкциям антенн. При проведении динамических испытаний работа системы наведения антенн повторяла работу в составе космического аппарата, управление положением осуществлялось по алгоритму, предварительно разработанному для программного контура управления. Также был проведен анализ влияния на динамику космического аппарата возмущающих моментов, возникающих при управлении положением антенны и обеспечении требуемой погрешности наведения.

Выработанные инженерные решения были реализованы в бортовом программном обеспечении, методиках проведения наземной экспериментальной отработки и при штатном управлении.

Эти системы установлены и успешно выполняют поставленные задачи на аппаратах серии «Луч-5». В настоящее время ведутся летные испытания космических аппаратов «Луч-5А», «Луч-5Б», результаты работы системы - положительные.

© Гончарук А. В., 2013

УДК 532.522

И. С. Протевень

Научный руководитель - М. В. Краев Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

вертикальный взлет за счет разрежения воздуха на поверхности летательного аппарата

На основе представленной модели радиального обтекания газовым потоком поверхности проведены экспериментальные исследования по определению подъемной силы для летательного аппарата с крылом круглой формы

Ключевые слова: летательный аппарат, струйное течение, разрежение, подъемная сила.

В работе рассматривается возможность создания летательного аппарата нетрадиционной формы. На основе анализа возможных конструктивных решений рассматривается модель обтекания крыла полусферической формы (1) газовым потоком, источником которого является двигательная установка (2), расположенная в центре летательного аппарата (далее - ЛА).

Подъемная сила, уравновешивающая силу гравитации, создается за счет разности давлений на нижней и верхней поверхностях платформы (рис. 1). Разрежение на верхней поверхности ЛА образуется за счет взаимодействия истекающей в радиальном направлении струи газа с данной поверхностью.

На основе проведенных исследований был выбран вариант специального обтекаемого профиля для создания наибольшей тяги и разработана экспериментальная модель, с помощью которой провели ряд опытных экспериментов.

В ходе проведенных экспериментов была получена графическая зависимость изменения подъемной силы [грамм] от скорости потока [м/сек], вытекающего из воздуховода измеряемого анемометром.

Анализируя приведенный на рис. 2 график подъемной силы видим, что в широком диапазоне скоростей полученная зависимость имеет преимущественно параболический характер, что хорошо согласуется с теоретической моделью обтекания ЛА.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Технические науки

400

Рис. 1. Летательный аппарат и двигательная установка

3

4

У

200

100

Ю

12

14

16

18 [М/С]

Рис. 2 Зависимость подъемной силы от скорости истечения потока

Библиографические ссылки

1. Шлихтинг Г. Теория пограничного слоя. М., 1974. 712 с.

3. Гиневский А. С. Теория турбулентных струй и следов. М, 1969. 400 с.

4. Bradbury L. J. S. The structure of a self-preserving

2. Абрамович Г. Н. Теория турбулентных струй. turbulent plane jet // J. Fluid Mech., 1965. 23, ptl. Р. 31-64. М., 1960. 715 с.

© Протевень И. С., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.