Научная статья на тему 'Вертикальное сейсмическое профилирование (ВСП) на геофизических симпозиумах SEG Хьюстон 2013 и EAGE Амстердам 2014'

Вертикальное сейсмическое профилирование (ВСП) на геофизических симпозиумах SEG Хьюстон 2013 и EAGE Амстердам 2014 Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
153
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКОРОСТИ / ТРЕХКОМПОНЕНТНАЯ ЗАПИСЬ / ВРЕМЕННЫЕ РАЗРЕЗЫ РР И PS ВОЛН / VELOCITY / 3C DATA RECORDS / PPAND PS-WAVE TIME SECTIONS

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Шнеерсон М. Б., Жуков А. П.

В статье приведен обзор докладов по ВСП на двух последних геофизических симпозиумах, позволяющих получить представление о направлениях работ по этому методу за рубежом. Материалы и методы Сейсмозаписи ВСП, волновые поля продольных, обменных, поперечных волн, методика работ. Итоги Информация, позволяющая получить определенное представление о работах ВСП за рубежом. Выводы Предлагается специалистам геофизикам учитывать в своей работе положительные результаты применения новых технологий, приведенных в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Шнеерсон М. Б., Жуков А. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vertical seismic profiling (VSP) on geophisiocal conventions SEG Houston 2013 and EAGE Amsterdam 2014

The article consists the rereview about the last reports about VSP on gheophical conventions in Houston and Amsterdam. Materials and methods VSP data records, P-, PS-,S-wave fields, acquisition. Results Information about VSP abroad. Сonclusions It is suggested to specialists’geophysicists in their work to the use benefits of new technologies described in this article.

Текст научной работы на тему «Вертикальное сейсмическое профилирование (ВСП) на геофизических симпозиумах SEG Хьюстон 2013 и EAGE Амстердам 2014»

БУРЕНИЕ

УДК 622.243.23 47

Выбор допустимых радиусов кривизны скважин сверхмалого диаметра (каналов) для технической системы «Перфобур»

А.В. Лягов

д.т.н., профессор, главный специалист отдела строительства скважин1 [email protected]

И.А. Лягов

аспирант2 [email protected]

1ООО «БашНИПИнефть», Уфа, Россия Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», С-Петербург, Россия

В статье описан опыт использования в составе компоновки нижней части бурильной колонны (КНБК) перфобура малогабаритных винтовых двигательных секций и гибких межкорпусных и межроторных сочленений, которые способствуют уменьшению радиуса кривизны до показателя 5,3 м. а, возможно, и менее, о чем свидетельствуют результаты стендовых испытаний. Проведенные аналитические исследования позволяют говорить о том, что использование гибких соединений в составе КНБК перфобура обеспечивает получение траекторий перфорационных каналов с минимальным радиусами кривизны, схожих с дугой окружности, в которую вписывается компоновка.

Материалы и методы

1. Определение минимально возможных радиусов кривизны перфорационных каналов пробуренных с использованием технической системы «Перфобур».

2. Исследование траектории перфорационного канала при применении рассматриваемой технологии.

3. Стендовые эксперименты бурения каналов в песчано-бетонном блоке перфобуром с гибкими межкорпусными и межроторными сочленениями.

Ключевые слова

перфорационный канал, заканчивание скважин, винтовой забойный двигатель (ВЗД), шпиндельная секция ВЗД, радиус кривизны, перекашивающий момент, гибкое соединение, компоновка нижней части бурильной колонны (КНБК)

Надежная и эффективная работа бурового и нефтегазопромыслового оборудования в наклонно-направленных и горизонтальных скважинах в первую очередь зависит от интенсивности искривления ствола, которая ограничивается как нормативными документами «Правила безопасности в нефтяной и газовой отрасли», так и требованиями прочности и долговечности.

В ходе аналитических расчетов действия изгибающих моментов и анализа отказов оборудования при промысловых испытаниях технической системы «Перфобур» был проведен аналитический синтез базовых узлов повышенной надежности. В результате были спроектированы инструментальные компоновки для бурения каналов с различными радиусами кривизны: 3,5 м; 5,5 м; 7,7 м и 12 м.

Бурение стволов малого диаметра имеют различные предпосылки: геологические, технические и экономические. Геологические преимущества подробно обоснованы в работах С.И. Кувыкина, Н.Ф. Кагарманова и М.У. Муратова [1-3]. Технико-экономическое обоснование строительства скважин впервые было сделано В.С. Федоровым в 50-х годах прошлого века, где отмечалось незначительное сокращение объема разрушенной долотом породы, ускорение и удешевление первичного вскрытия ПЗП скважины за счет снижения подводимой мощности, которая по В.С. Федорову пропорциональна диаметру долота [4,5]. Например, необходимая мощность для работы долот 0 215,9 мм составляет 50...250 кВт; для долот 0 190,5 мм — 28...230 кВт; для долот 0 120,6 мм — 9.38 кВт; для долот 0 83 мм — 5.21 кВт; и для долот 0 47,6.69,9 мм — 1,4.2 кВт, конечно, в зависимости от буримости пород.

В.И. Тарасевичем, А.Ф. Сухановым, А.И. Медведко, Ф.М. Гусейновым и др. признается рост механической скорости с уменьшением диаметра долота [6-10]. Также создаются более благоприятные условия для очистки забоя от выбуренной породы за счет возможности увеличения скорости восходящего потока в уменьшенных зазорах между стенками скважины и бурильной колонны, при меньшей мощности буровых насосов и т.д

На основании исследований, выполненных в БашНИПИнефть, ВНИИБТ и др. НИИ в 1957.67 гг. доказано [11-13, 15-19]: 1. С уменьшением диаметра долота повышается эффективность разрушения пород и увеличивается механическая скорость проходки. Проходка на долото в мягких породах увеличивается, а в твердых породах снижается от 20% до 200%, из-за низкой стойкости опорных узлов шарошек (шарошечные долота 1950.1960-х годов выпуска). Сегодня имеются потенциальные возможности повышения проходки на долотах малого диаметра при применении долот истирающе-режущего типа, например, долот PDC;

2. Общая продолжительность спуско-подъ-емных операций (СПО) снижается, также снижается продолжительность основных и непроизводительных работ из-за облегчения всех видов колонн;

3. Продолжительность строительно-монтажных работ может быть снижена в 2-3 раза.

В целом, с уменьшением диаметра долота возрастает производительность труда, коммерческая и цикловая скорость бурения. В различные периоды развития скважинных технологий к вопросу бурения малым диаметром неоднократно обращались различные буровые подрядчики и нефтегазодобывающие компании, но до сих пор вопрос остается открытым, несмотря на очевидные и доказанные предпосылки.

Обоснование траектории КНБК сверхмалого диаметра и определение минимального возможного радиуса кривизны

При выборе допустимой интенсивности искривления ствола скважины в первую очередь следует учитывать радиус кривизны, который подбирают из условий:

а) минимизации остаточных деформаций при прохождении и работы оборудования на искривленном участке канала;

б) сведения к минимуму влияния упругих деформаций элементов конструкции компоновки перфобура при её прохождении через искривленный участок.

Необходимо также учитывать вероятность износа обсадной колонны и образование канавок на внутренней части обсадной колонны [12].

Проектированием КНБК с минимальными радиусами кривизны, позволяющим оптимизировать профиль скважины, занимались исследователи: Калинин А.Г., Султанов Б.З., Н.А. Григорян, Морозов Ю.Т. и др., а так же научные организации: ВНИИБТ, БашНИПИнефть ТатНИПИнефть и др. [11, 12]. Получены аналитические зависимости, связывающие механические параметры КНБК, геологические особенности пластов, энергетические возможности спускоподъ-емной техники [12, 13].

Забуривание бокового канала (ствола) является наиболее энергоемким процессом при строительстве многозабойных скважин. Компоновка, находясь на клине-отклонителе, постепенно переходит в породу по определенной траектории. От формы траектории зависит характер сил, действующих на компоновку.

Составим уравнение движения шарнирной компоновки перфобура при зарезке (фрезеровании) окна канала из клина откло-нителя. Расчетная схема показана на рис. 1.

Пусть КНБК, состоящая из шпинделя 4 с долотом 2, общей длинной 10 (до линии перегиба кривого переводника 6), двигается так, что её конец (точка А) скользит по клину 1 по прямой ОО1, а скорость точки В равняется V и

направлена по прямой АВ.

В начальный момент точка С, имитирующая выступ долота, также принадлежит прямой ОО1, но при движении точки А по клину точка С начинает двигаться по некоторой кривой. Через определенный промежуток времени точка А проходит на кривую, описанную точкой С, которая продолжает движение уже по другой траектории и т.д. по бурящемуся каналу. Таким образом, мы получаем траекторию канала, которая состоит из суммы дуг кривых, имеющих в общих точках общие касательные, за исключением точки перехода с прямолинейного клина на криволинейный канал.

В общем виде движение шпиндельной секции КНБК перфобура длиной 10 при кривой секции запишется следующим образом (рис. 2):

(1)

где — ^ скоростьточкиА по кривои; уг — угол наклона касательной к кривой в точке А; Ф — угол между шпинделем длиной 10 и ул. Для первого участка будем иметь:

Интегрируя, получим:

2 л2

Начальные условия: при я = 0 , и малости углов Ф1 = Ф10 = к/1о. (2)

Для второго участка имеем:

+ф|)

Л

ds.

■ sinq>:.

Выразим dsx через ds, т.е. свяжем перемещение точки А по второму участку с перемещением точки А по первому участку:

К

+ h)J(р; = (.— + h)

SlllfP;

m

L

ds =

I

■ф, JsmiptA'-«Vi

Тогда для второго участка:

Начальные условия:

пРи s/l0 = 0 ф2 = ф1к- <р0 .

Или окончательно в общем случае:

Ш . , !

-ЫПфл.,(--- + ig*pLi )шф„= ~Шф„_,

ds

I,

'ЯФ„_,

ПРи Я/10 = 0 Ф2 = Ф(п _ 1) , ,

где ф(п _ 1 к — конечный угол на (п-1)-м участке.

Так как углы ф1о, ф1,......фпявляются малыми, то справедливы следующие приближенные уравнения [14]:

(3)

при прежних начальных условиях (2). Система уравнений (3) решалась по методике ВНИИБТ [11-17], в результате получили:

Подсчитаем значения соотношений для компоновки перфобура:

V,

В таб. 1 приведены полученные значения отношений фл/ ф1о.

Рассмотрим уравнение:

Ф.,

> 0.

Так как

Ф| „ =

^ г gg

2 L

(где йД- ДВЗД = (58 - 43) = 15 мм — разность диаметров долота и двигателя), то

R =-^-S2,6м '

Од ~Dm

что совпадает с геометрическим расчетом радиуса кривизны для случая асимметричного разрушения забоя [18], тогда при l0 = 300 мм, R = 6 м; при l0 = 400 мм, R = 10,7 м.

В таб. 1 приведены значения минимально допустимых радиусов кривизны КНБК перфобура при различных диаметрах долота. КНБК перфобура с гибкими межкорпусными и межроторными сочленениями, позволяющие получить минимальный радиус кривизны при бурении перфорационных каналов, представлена на рис. 3.

Варьируя диаметр долота и длину шпиндельной секции, можно определить радиус кривизны канала для различных мощностей продуктивной зоны пласта скважины.

Сделать точные выводы о дальнейшей траектории на основании уравнений (3) нельзя ввиду их приближенности и из-за накопления ошибок вычислений [17].

Однако можно заметить, что если компоновку, представленную на рис. 3, поместить в канал, искривленный по окружности радиуса к, то в дальнейшем движение будет происходить по окружности того же радиуса, что было установлено при лабораторных испытаниях на экспериментальном стенде.

Действительно, для этого случая будем

иметь: , ,

ац> . а\у

Тогда:

Так как <pn1 монотонно возрастает, то в начальный момент:

То есть если я = 0, то в начальный момент будет выполняться условие:

При этом длина пути КНБК, необходимая для достижения значения ф, отличного от ф0, выразится формулой:

Щ

I '

Если в какой-то момент dфn / 10 станет отрицательным, то это будет означать, что фп < фп1 и в дальнейшем фп будет убывать, а фп 1 возрастать, т. е. далее будет выполняться условие фп < фщ, в частности, фл < ф(п_т

Как видно из таблицы 1, фпк < фп_1к при п<26. П

Следовательно, фп (я / 10) на участках 1 < п > 26 монотонно возрастает в пределах фп0 < фп > флт. е. сохраняет значение, близкое

к 2фо.

Отсюда радиус искривления (см. рис. 2), практически начиная с третьего участка, равен: Я = I/ ф = I / 2ф, .

0 'п 0 <1о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ф|'5111<р -

К

Так как знаменатель подинтегрального выражения при ^

ф,, = агезт 0 К

обращается в нуль, то значение этого несобственного интеграла равно

Следовательно, угол ф не может принимать другого значения, кроме ф = ф0. Таким образом, движение продолжается по той же окружности.

В то же время мы показали, что если движение начинается с прямого участка клина отклонителя, то траектория приближается к той же окружности.

Если рассматривать начало движения со второго участка, который представляет собой участок логарифмической спирали, то в дальнейшем траектория также приближается к окружности. Таким образом, можно сделать вывод: если движение начинается с 26-го участка, весьма близкого к окружности, то и в дальнейшем движение будет происходить по траектории, близкой к окружности, радиус которой совпадает с радиусом окружности, в которую вписывается компоновка.

Отсюда, траекторию канала, получаемую

где

(р|' -1,7182 ч>1п ф11' —2,0000 ч>,„ -2.0002

Ф —= 1,9524 ЧЧ, Фр- =2,0000 =2.0002

ф!< =1.9957 =2,0000 % =2,0002

^=2.0000 44 ^=2,0001 "К ^_=2,0002 91.

Ф!' =2.0000 44 =2,0001 <Ь'* =2,0002

=2,0000 ф|„ =2,0001 Ф|, =2,0002

ф — =2,0000 Ф* =2,0002 Ш —=2,0001 <Р,,

Ф"' =2,0000 Ф,н* =2,0002 % Ф"!' =2,0001

44 =2.0000 =2,0002 =2.0001

^ =2,0000 ^ =2,0002 ^ =2,0000 VI,,

Таб. 1 — Значения отношений фл/<рю Диаметр долота (мм) Радиус кривизны (м)

55 3,25

56 3

57 2,78

58 2,6

59 2,43

Таб. 2 — Зависимость радиуса кривизны от диаметра долота при 10 = 200мм

Рис. 1 — Расчетная схема входа зарезки окна канала: 1 — клин отклонитель; 2 — долото; 3 — гибкий вал; 4 —шпиндельная секция ВЗД длиной 10 ВЗД 2Д-43.5/6; 5 — силовая секция ВЗД 2Д-43.5/6; 6 — переводник кривой

Рис. 2 — Расчетная схема движения шпиндельной секции винтового забойного двигателя 2Д-43.5/6

Рис. 4 - Прогнозируемые профили перфорационных каналов при угле отклонителя 7° а — траектория ствола радиусом 3,5 м КНБК перфобура с односекционным ВЗД Д-43.5/6 и одним центратором, угол искривления шпинделя-отклонителя (ШО) 8°28'; б — траектория ствола радиусом 5,5 м КНБК перфобура с двух секционным ВЗД 2Д-43.5/6 и гибкими межкорпусными сочленениями, угол искривления ШО с гибким валом 6°30'; в — траектория ствола радиусом 7,7 м КНБК перфобура с двух секционным ВЗД 2Д-42.9/10 и с двумя

центраторами, угол искривления ШО 5°; г — траектория ствола радиусом 12 м КНБК перфобура с односекционным ВЗД 2Д-43.5/6 без центраторов, угол искривления ШО 4°

Рис. 5 — Шпиндель-отклонитель перфобура с гибким валом 1— вал шпинделя; 2 — гайка-ниппель; 3 — корпус шпинделя; 4 — опора радиально-осевая; 5 — переводник кривой; 6 — вал гибкий; 7 — полумуфта гибкого вала

Рис. 3 — Сборка КНБК перфобура с гибкими соединениями для испытаний на стенде УГНТУ

Рис. 6 — Шпиндельная секция с шарнирным соединением (сверху) и гибкие межкорпусные и межроторные сочленения перфобура (внизу)

при помощи гибких отклонителей, можно с достаточной степенью точности принимать за дугу окружности.

Выбор радиуса кривизны при различных КНБК перфобура

Определение минимально возможного радиуса кривизны перфорационного канала производилось по формуле [13, 19]:

(4)

где ЬВ3Д — длина статора с верхним переводником до

места искривления ВЗД;

ОВ3Д — наружный диаметр статора ВЗД;

Эд — диаметр долота.

Угол искривления ВЗД определяли из полученной на стадии разработки эскизного проекта зависимости:

осевых линий (прямолинейной у шпинделя с долотом и криволинейной у ствола перфорационного канала, = 1,03...1,05).

Используя исходные данные: ЬВ3Д = 0,6 м,

О = 0,043 м, О = 0,056 м, Ь = 0,225 м,

взд д шп

кп = 1,03, получен предельно малый радиус кривизны ствола канала Я = 3,5 м и угол искривления ВЗД в = 8о28' (рисунок 4 а).

Были спроектированы следующие инструментальные компоновки: 1. Компоновка с двух секционным укороченным статором ВЗД (2Д-43.5/6) и гибкими межкорпусными сочленениями со

следующими параметрами: L

0,73 м,

(5)

где Ьш — длина шпинделя от места искривления ВЗД до конца долота;

к — поправочный коэффициент на разницу форм

D = 0,043 м, D = 0,056 м, L = 0,265

взд д шп

м, р = 6о30', при которых радиус кривизны перфорационного канала, пробуренного в цементно-песчаном блоке в стендовых условиях, составил 5,5.5,6 м (рис. 4 б);

2. Компоновка с двухсекционным укороченным статором ВЗД 2Д-43.5/6 и двумя центраторами диаметрами 56 мм, установленными на расстоянии 570 мм и 1480 мм от долота, имеет следующие параметры: L = 0,5 м, D = 0,043 м, D/f

= 0,058 м, Ьшп = 0,43 м, в = 5о, при которых радиус кривизны перфорационного канала, пробуренного в стендовых условиях, составил 7,7 м (рис. 4 в). Компоновка спроектирована таким образом, чтобы свести к минимуму величины действия изгибающих моментов, влияние которых на КНБК перфобура подробно описано в статье [20]. В качестве забойного двигателя выбран ВЗД модели Д-42.9/10, перекашивающий момент на валу которого на два порядка меньше, чем у модели Д-43.5/6 при схожих технических и энергетических характеристиках. Использование винтового забойного двигателя типа Д-42, взамен ранее использованного Д-43, позволит снизить вибрацию в КНБК перфобура и обеспечить надежную работу оборудования в перфорационном канале с малым радиусом кривизны за счет многократно меньшего перекашивающего момента и достаточной величины крутящего момента;

3. Компоновка с односекционным удлиненным статором ВЗД Д-43.5/6 без гибких

Рис. 9 — Процесс бурения канала в песчаном Рис. 11 — Деформация и разгерметизация многослойного

блоке КНБК перфобура гибкого соединения — сверху, снизу — новое гибкое соединение с

с гибким соединением дополнительным слоем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.