Научная статья на тему 'Вероятностная интерпретация законов освоения и сохранения навыков в программах репетиционного типа'

Вероятностная интерпретация законов освоения и сохранения навыков в программах репетиционного типа Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
57
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИИ ЗАБЫВАНИЯ / РЕТРОАКТИВНАЯ ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ / МОТИВАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ / РОЛЬ ПОВТОРЕНИЙ В ОБУЧЕНИИ / FORGETTING FUNCTIONS / RETROACTIVE INTERFERENCE / MOTIVATION TO TRAINING / INFLUENCE OF REPETITIONS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Буймов Аркадий Георгиевич

Строятся две модели функций забывания. Одна из них позволяет учесть влияние эффекта ретроактивной интерференции, другая – лучше понять роль повторений и мотивации к обучению в программах и тренингах репетиционного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The probabilistic interpretation of the laws of development and conservation skills through training programs with repetitions

Two probabilistic models of forgetting functions are derived. One of them contributes to understanding influence of effect of a retroactive interference, another one – shows a role of repetitions and motivation to training in programs of rehearsal type.

Текст научной работы на тему «Вероятностная интерпретация законов освоения и сохранения навыков в программах репетиционного типа»

УДК 658.3

А.Г. Буймов

ВЕРОЯТНОСТНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЗАКОНОВ ОСВОЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ НАВЫКОВ В ПРОГРАММАХ РЕПЕТИЦИОННОГО ТИПА

Первые закономерности, связанные с описанием процессов запоминания и забывания информации, были обнаружены в экспериментах немецкого психолога Германа Эббингауза в 1885 году [1].

В дальнейшем его идеи стали базой для развития методов освоения новой информации и контроля остаточных знаний [2], оценки влияния квалификации персонала на рост производительности труда [3], улучшения планов и повышения эффективности рекламных кампаний [4].

Для выполнения расчетов, связанных с проектированием, оценкой и прогнозированием процессов развития навыков обучающихся людей или исполнителей, экспериментальные данные должны быть сглажены аналитическими зависимостями [5].

В большинстве случаев зависимости не выводятся, а предполагаются. В результате этого информации, которая в них заложена, хватает только на их количественное согласование с экспериментальными данными, но не достаточно для объяснения наблюдаемых эффектов.

При таком подходе несколько кривых с принципиально различными свойствами, но согласованных с экспериментом по методу наименьших квадратов, могут быть признаны годными. Известны примеры, когда две разных кривых выдерживают стандартную проверку на адекватность, при этом одна соответствует предположению, что остаточный след от «записанной» в памяти информация может храниться вечно, а другая отвечает гипотезе о возможности его полного разрушения [6].

Ниже выводятся две вероятностных модели подобных зависимостей. Одна из них позволяет учесть эффект ретроактивной интерференции и лучше понять механизм его влияния на сохранность остаточной информации или навыков. Другая — помогает оценить роль повторений

и мотивации к обучению в программах репетиционного типа.

Исходные формулы

Для определенности представим, что речь идет о развитии навыков принятия решений некоторым исполнителем. При этом отметим, что в зависимости от контекста под исполнителем можно подразумевать и некоторую бригаду, и отдельного работника, и учащегося, а под принятием решений — осуществление выбора, например выбора плана действий, репертуара поведения, варианта ответа на поставленный вопрос.

Пусть в этом случае имеется множество N возможных вариантов решений, из которых некоторый учитель (наставник, менеджер, инструктор) выбирает решения г с вероятностями П , а необученный исполнитель (ученик) — решения ^ с вероятностями ; г, я = 1, N. В дальнейшем распределение пг будем рассматривать как вероятностную характеристику рекомендуемого поведения, которому учитель обучает ученика, — как характеристику его начального, необученного поведения.

При совместном рассмотрении пар будем считать, что в случае успешного обучения исполнителя решения г и я начинают совпадать. Эту ситуацию обозначим И0. В альтернативном случае, который обозначим Иь решения г и я будем считать независимыми.

В этих предположениях условные двумерные распределения вероятностей Р(г, ) рассматриваемых пар (г, я) можно с применением символа Кронекера 5га записать в виде следующих выражений:

если я = г;

Р (г, я|Н0 ) = Пг 5га =(Пг, [0, (

Р (г, ) = пг ^.

если я ф г;

(1) (2)

Чтобы отобразить неопределенность возникновения ситуаций И0, Нх, введем вероятности

р (Н ) = р;

Р(Н ) = 1 -р. (3)

Безусловное двумерное распределение Р(г, я), вычисляемое по формуле полной вероятности 1

Р (г > я) = X Р (г > ]р (Н), с учетом введенных

г =0

обозначений и выражений (1)—(3) может быть представлено формулой

Р(г,я) = пг (р + 3, (1 -р)). (4)

Суммирование распределения (4) по всем возможным значениям г позволяет получить выражение для одномерного распределения Р(я) и представить его в виде

Р(я) = л5р + ^ (1 -р). (5)

Распределение (5) характеризует новое, «обученное» поведение исполнителя, принимающего решения я с учетом полученных от учителя указаний. При успешном усвоении указаний, т. е. при р = 1, новое поведение Р(я) совпадает

с рекомендуемым поведением: Р(я) = . В случае плохого усвоения, т. е. при р = 0 , поведение

исполнителя остается необученным и имеет место равенство Р(я) = .

Завершая обсуждение распределения (4), заметим, что вероятность р, входящая в это распределение как параметр, численно совпадает с коэффициентом корреляции между случайными величинами г и я. В этом можно легко убедиться, вычисляя соответствующие моменты данного распределения.

Фактор времени

и учет последовательных циклов обучения

Если циклы обучения и применения разнесены во времени, то это можно отразить представлением формулы (5) в виде

р( /1, () = п (/1 )р (/1, ()+^ ()(1 -р (/1, ()), (6) где вероятность р1 (1, () характеризует степень усвоения указаний учителя (/1), полученных в момент времени /1, и их сохранения до момента применения ( > /х, а распределение Р(я; /х, ()

является вероятностной характеристикой поведения исполнителя, наблюдаемого в точке (.

Из (6) видно, что в случае успешного усвоения и сохранения приобретенного опыта, т. е. при р1 (1, () = 1, обученное поведение Р(я; /х, ()

в точке ( > совпадает с рекомендуемым поведением (/1). В случае неусвоения или несохранения опыта, т. е. при р1 (/1, () = 0, поведение остается необученным: Р(я; /х, () = (().

Усложним задачу и представим, что циклы обучения повторяются. Тогда по аналогии с (6) результат двух последовательных циклов обучения, совершенных в моменты времени /1 и (2, можно записать в виде формулы

Р (; М2, ( ) = = П ( )р2 (/2, /) + Р( /1, /)(1 -р2 (2, ()), (7)

которая от (6) отличается тем, что здесь характеристика необученного поведения (() заменена на результат первого цикла обучения Р(я; /х, (), наблюдаемый в точке ( > (2 > /1.

С учетом выражения (6) формула (7) может быть переписана в виде

Р (; М2, / ) = = П (2)р2 (/2, /) + Р( /1, /)(1 -р2 (2, /)) +

+ ^ (/)(1 -р1 (/1, /))(-р2 (/2, /)).

Для трех циклов по той же логике можно получить

Р (я; /1, /2, (3, / ) = = П ((3 )рЗ (^ () + П ((2)Р2 ((2, ()(1 - рз (t3, ()) +

= П (/1 )р1 ((1, ()(1 -р2 ((2, ())( - рз ((3, ()) + + ^ (()(1 - р1 ((1, ())(1 - р2 ((2, ())( - рз ((3, ()) ,

и далее по индукции для любого числа к > 1 последовательных циклов обучения при выполнении условий (> (к >... (1 можно вывести общую формулу

Р (; (1... (к, () =

= П ((к )рк ((к( ) + ^ (( )П(1 -р/ (, ( ))

I=1

к > 1.

(8)

Полученная формула представляет собой итоговый результат освоения исполнителем некоторой образовательной программы {(/,.), / = й|.

Функции забывания. Эффект интерференции

Обратим внимание на то, что каждое слагаемое в формуле (8), содержащее характеристику П (^) указаний учителя, предъявляемых

обучаемому исполнителю в г-м цикле обучения (/ = 1, 2, ..., к), можно рассматривать как вклад этого цикла в формирование обученного поведения исполнителя Р(;¿1,...,Iк,t), наблюдаемого в момент времени t.

Введем функции

Рк (¿к, t) для г=к;

к - (9)

Я (, t ) =

Рк (¿к, t)П (1 - р} (, t)) дляг < к

1=/+1

и с их помощью преобразуем (8) к виду

Р (; tl... ^, t ) = кк =Еп )я (tг., t()П(1 -Р, , t)). (10)

/=1 /=1

Полученное выражение (10) позволяет интерпретировать функции Я (, t) как «функции

забывания» результатов соответствующих циклов обучения [6].

Согласно формулам (9) результаты последнего цикла обучения забываются по закону Як (к t) = Рк (к t), а результаты предшествующих циклов — по закону к

Я(, t) = Р/ (tI.,/)П(1 -Р1 (, t)), /< к.

1=/+1

Здесь равенство Я (1, t) = Рг ((, t) возможно только при одновременном выполнении условий р 1 (, t) = 0 для всех 1 е {/ +1,..., к|. В остальных случаях будем иметь Я (1, t) < рi (tI■, t).

Из полученных соотношений можно сделать вывод, что последующие циклы обучения приводят к снижению вклада предшествующих циклов в итоговый результат. Психологи сказали бы, что формулы (9) отражают эффект ретроактивной интерференции, при которой старая ин-

формация смешивается с новыми данными и быстрее стирается из памяти [7].

Рассмотрим с этих позиций формулу (9) более подробно. При интерпретации вероятностей рi (, t) как функций забывания для удобства условимся называть их, в отличие от общего случая Я (1, t), «частными функциями забывания».

Считается доказанным, что частные функции забывания Рг ((, t) с увеличением интервала

t = ti монотонно убывают либо до нуля, либо до некоторой ненулевой постоянной асимптоты Рг (tI■, да)> 0 [5, 6]. Что касается наибольшего

значения этой функции, которое она принимает в точке t = ti, то оно не обязательно должно быть равно единице. Естественно считать, что в общем случае Рг (, t )< 1. По смыслу вероятность Рг (tI■, t) может рассматриваться как характеристика степени начального усвоения исполнителем информации п5 ), предъявленной ему

в момент времени ti. Снижение этой вероятности может быть обусловлено целым рядом мешающих факторов: состоянием рабочей обстановки, недостаточным уровнем мотивации, влиянием старых привычек и ранее накопленной информации. С учетом этих соображений функция (1 -Рг ((, t)) с увеличением разности

t = ti должна монотонно возрастать от некоторого наименьшего значения (1 - Рг ((, t)) > 0 до

значения (1 -Рг (, да)) < 1.

Согласно формуле (9) забывание информации п (tI■) на промежутке времени ((, ti+1) происходит по закону Р; (tI■, t), а с момента поступления новой информации п (+1) — по закону Р; (, t)(1 -Р;+1 (+1, t)). Это означает, что в момент времени ^+1 в монотонно убывающей функции Я (1, t) появится «провал» с тенденцией последующего постепенного возвращения к Р/ (tI■, t).

В нашей интерпретации эта особенность реакции функции Я (1, t) на воздействие п (tI■+1)

и есть проявление эффекта ретроактивной интерференции. Если информация ((,) является важной, а (+1) воспринимается как помеха, то для нейтрализации обсуждаемого эффекта наложения может потребоваться повторное изучение информации ((г).

Функции забывания. Эффект повторений

Далее рассмотрим ситуацию с применением программы репетиционного типа. Имеется в виду такая программа обучения, в которой на каждом занятии отрабатываются одни и те же навыки или закрепляется одна и та же информация. Отметим эту ситуацию условием ((г ) = ((1) для всех

г = 1, к. Формула (10) при этом принимает вид

Р (; (1... (к, () = кк = П ((1 )ХЯ ((,, () + ^ (()П(1 -р, ((,, ()),

где сумма ^ R ((, t) определяет вероятность со-

i=1

хранения информации ((1) до момента времени ( после завершения репетиционной программы. Введем для указанной вероятности _ к обозначение Як ((1,..., (к, () = Х Я (, () и, под-

г=1

к

ставляя в сумму XЯ (, () соответствующие вы-

г =1

ражения (9) для слагаемых Я ((, (), получим

Як ((1,..., (к, ()=1 -П(1 -р,- (, () (11)

г=1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отсюда следует, что общая характеристика обученного поведения исполнителя в случае применения программы репетиционного типа может быть представлена формулой

P (s; ti,..., tk, t ) = п (ti) 1 -П(1 -Pi (, 0 )l +

V i=i ^

Г k \

+ ^ (t) П(1 -Pi (ti, t)) (12)

i=1

Из формул (11) и (12) видно, что повторение циклов обучения в репетиционной программе приводит к следующим результатам:

при ненулевых вероятностях pi (, t), т. е. при

k

pi (, t) > 0 , произведение П(1 - Рг' ((, t)) с уве-

i=1

личением k монотонно убывает, и характеристики обученного поведения P (s; t^..., tk, t) сходятся к характеристикам рекомендуемого поведения. Математически это отражается формулой

lim P(s;t1,...,tk,t))(t1);

k ^от

при нулевых вероятностях pi ((, t) во всех циклах обучения, т. е. при pi (ti, t) = 0, i = 1, k , для любых k получаем

P (s; t1,..., tk, t) (t).

Это означает, что если полученная в процессе обучения информация не усваивается или не сохраняется, то при любом числе повторений поведение исполнителя к моменту времени t остается необученным.

После завершения репетиционной программы процесс забывания рекомендуемого поведения ns (1) соответствует формуле (11). Анализируя эту формулу вместе с формулой (8), можно сделать вывод, что для успешного прохождения образовательной программы

{ns (ti), i = 1, k} важно обеспечивать высокие вероятности pi (ti, t) начального освоения ее элементов ns (1) и включение в нее репетиционных циклов с необходимым числом повторений изученного материала. Кроме того, как уже отмечалось при анализе формул (9), важно позаботиться об устранении помех, приводящих к проявлению эффекта ретроактивной интерференции.

Для выполнения количественных расчетов надо знать характеристики сложности заданий ns (1) и индивидуальные реакции исполнителей

pi (ti, t) на эти задания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Contributions to memory [Электрон. ресурс] // Wikipedia, the free encyclopedia.— Режим доступа: http : / / en.wikipedia. org/wiki/Hermann_Ebbinghaus (дата обращения 12.02.2012).

2. Чмыхова, Е.В. О методологических проблемах использования результатов тестирования знаний студентов как показателя качества образования [Текст], [Электрон. ресурс] / Е.В. Чмыхова, А.Т. Терехин // Труды СГА.— 2007.— Режим доступа: http://ecology. genebee.msu.ru/3_SOTR/CV_Terekhin_publ/2007_ Test_TrudySGA.doc (дата обращения 14.02.2012).

3. Experience curve effects [Электрон. ресурс] // Wikipedia, the free encyclopedia.— Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/Experience_curve_effects (дата обращения 14.02.2012).

4. Мозер, К. Повторение рекламы и ее эффективность [Электрон. ресурс] / К. Мозер / Энциклопедия маркетинга /2008/05/04/.— Режим доступа: http://

www.marketing.spb.ru/lib-around/socio/adv_repetition. htm (дата обращения 15.02.2012).

5. Robertson, G.S. A Brief History of the Mathematical Definition of Forgetting Curves [Электрон. ресурс] /G.S. Robertson / Grant Sheridan Robertson's personal blog.— Friday, June 26, 2009.— Режим доступа: http://www.ideationizing.com/2009/06/brief-history-of-mathematical.html (дата обращения 16.02.2012).

6. Wixted, J.T. On Common Ground: Jost's (1897) Law of Forgetting and Ribot's (1881) Law of Retrograde Amnesia [Текст], [Электрон. ресурс] / J.T Wixted // Psychological Review— 2004.— Vol. 111.— No. 4.— P. 864—879.— Режим доступа: http://wixtedlab.ucsd. edu/publications/wixted/Jost_Law.pdf (дата обращения 16.02.2012).

7. Большая психологическая энциклопедия [Электрон. реcурс] // Словари и энциклопедии на Академике.— Режим доступа: http://psychology. academic.ru/ (дата обращения 16.02.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.