Научная статья на тему 'Вероятность экстремистских угроз в этнонациональной сфере России'

Вероятность экстремистских угроз в этнонациональной сфере России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
117
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГРОЗЫ В ЭТНОНАЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ / ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ АКТЫ / ЭТНОНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ / СОЦИАЛЬНАЯ НАПРЯЖЁННОСТЬ / ПРОТЕСТНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ / МАССОВЫЕ АНТИОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ / THREATS IN THE ETHNO-NATIONAL SPHERE / TERRORIST ACTS / ETHNO-ETHNIC CONFLICTS / SOCIAL TENSION / PROTESTS / MASS ANTI-SOCIAL MANIFESTATIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Найденко Виталий Николаевич

В статье рассматриваются проблемы проявления экстремистских угроз в этнонациональной сфере Российской Федерации. Проведённый опрос (с применением методов анкетирования и глубинного интервью) 20-ти экспертов, являющихся квалифицированными специалистами в сфере противодействия этноэкстремизму, анализ результатов массовых социологических исследований, научных работ и публикаций СМИ по теме исследования позволили выявить наиболее вероятные экстремистские угрозы, которые в ближайшие 5-7 лет будут оказывать негативное воздействие на этнонациональную обстановку в стране, и определить их потенциал. Наиболее высокую экспертную оценку вероятности получили (средняя величина 5) такие угрозы в этнонациональной сфере, как террористические акты, этнонациональные конфликты и массовые антиобщественные проявления. Результаты массовых социологических опросов позволяют сделать вывод о том, что общественное мнение россиян, равно как и выводы опрошенных экспертов, склоняются к оптимистичным оценкам состояния и динамики противодействия терроризму в Российской Федерации. Вместе с тем значительное количество преступлений террористической направленности, их высокая общественная опасность и широкое распространение на территории России требуют напряжённых усилий государства и общества по организации эффективного противодействия террористическим угрозам. Достаточно высокую экспертную оценку вероятности на ближайшие 5-7 лет (средняя величина 4) получили конфликты между Центром и регионами и призывы к совершению насильственных действий под националистическими лозунгами. Несколько меньшую экспертную оценку вероятности проявления угроз в этнонациональной сфере (средняя величина 3) получили призывы к свержению существующей власти, а также насильственные действия в отношении представителей органов власти и правоохранительных органов, российских граждан другой национальности и иностранных граждан. Наименьшую же вероятность осуществления (средняя величина 2), по мнению экспертов, имеют попытки изменения основ конституционного строя, а также создание и деятельность незаконных вооружённых формирований. Экспертные оценки этнонациональных угроз представляются достаточно обоснованными, поскольку подтверждаются выводами массовых социологических исследований и результатами анализа публикаций СМИ, касающихся исследуемых угроз. Приведённые в статье результаты научных исследований свидетельствуют о важности дальнейшего изучения этнонациональных угроз, и прежде всего таких наиболее опасных, как террористические акты, этнические конфликты и массовые антиобщественные проявления на этнонациональной или этнорелигиозной основе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Найденко Виталий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Probability of extremist threats within the ethno-national realm manifesting in Russia

This article examines such an issue as the manifestation of extremist threats within the ethno-national realm in Russia. A survey (carried out using questionnaire survey and in-depth interview methods) conducted among 20 experts, who are qualified specialists in the field of counteracting ethnic extremism, analysis of the results of extensive sociological research, as well as scientific work and mass-media publications on the topic allowed to identify the most probable extremist threats, which within the next 5-7 years will start negatively affecting the ethno-national situation in the country, and evaluate their potency. Ethno-national threats with the highest probability, based on expert opinion (with 5 being the average value), include terrorist acts, ethno-national conflicts and mass anti-social displays. The results of extensive sociological surveys suggest that public opinion in Russia, together with the conclusions drawn by the interviewed experts, lean towards a positive evaluation of the state and dynamic of terrorism countermeasures in Russia. However, a considerable amount of terrorism-related crimes, them presenting a serious threat to the public and their prevalence in Russia demands decisive efforts on behalf of the government and society to implement effective countermeasures against potential threats of terrorism. A fairly high degree of probability (with 4 being the average value) was attributed by experts to conflicts occurring within the next 5-7 years between the central government and Russian regions, accompanied by calls to violent action under the guise of nationalism. Somewhat lower probability, according to experts (with 3 being the average value), was attributed to such manifestations of ethno-national threats as calls to overthrow the current government, as well as violent acts targeting government officials and law enforcement, Russian citizens of another nationality or foreign citizens. The least likely threats to manifest (with 2 being the average value) experts considered possible attempts to alter the foundation of the country's constitutional order, as well as the creation and functioning of illegal armed formations. Expert evaluation of ethno-national threats seem to be reasonably valid, with them being confirmed by conclusions drawn while carrying out extensive sociological research, and by the results of analysis of mass-media publications on the topic of the threats in question. The results of scientific research cited in this article indicate the importance of the further study of ethno-national threats, especially such hazardous ones as terrorist acts, ethnic conflicts and mass ethno-national or ethno-religious based anti-social displays.

Текст научной работы на тему «Вероятность экстремистских угроз в этнонациональной сфере России»

ВЕСТИ У ^оц'""""7""'

ит

-ОЦИОЛОГИИ

ТЕМА НОМЕРА

ЭТНИЧНОСТЬ

В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ МИРЕ

001: 10.19181/У1Б.2019.31.4.607

Вероятность экстремистских угроз в этнонациональной сфере России

Ссылка для цитирования: Найденко В. Н. Вероятность экстремистских угроз в этнонациональной сфере России // Вестник Института социологии. 2019. Том 10. № 4. C. 111-125. DOI: 10.19181/ vis.2019.31.4.607

For citation: Naydenko, V. N. Probability of extremist threats within the ethno-national realm manifesting in Russia. Vestnik instituta sotziologii. 2019. Vol. 10. No. 4. P. 111-125. DOI: 10.19181/ vis.2019.31.4.607

AuthorlD РИНЦ: 722172

Найденко

Виталий Николаевич

Институт социологии ФН ИСЦ РАН, Москва, Россия

[email protected]

ВЕСТНИК®»'!

ттитцта оциологии

112

Вероятность экстремистских угроз в этнонациональной сфере России

сл

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы проявления экстремистских угроз в этнонациональной сфере Российской Федерации. Проведённый опрос (с применением методов анкетирования и глубинного интервью) 20-ти экспертов, являющихся квалифицированными специалистами в сфере противодействия этноэкстремизму, анализ результатов массовых социологических исследований, научных работ и публикаций СМИ по теме исследования позволили выявить наиболее вероятные экстремистские угрозы, которые в ближайшие 5-7 лет будут оказывать негативное воздействие на этнонациональную обстановку в стране, и определить их потенциал. Наиболее высокую экспертную оценку вероятности получили (средняя величина 5) такие угрозы в этнонациональной сфере, как террористические акты, этнонациональные конфликты и массовые антиобщественные проявления. Результаты массовых социологических опросов позволяют сделать вывод о том, что общественное мнение россиян, равно как и выводы опрошенных экспертов, склоняются к оптимистичным оценкам состояния и динамики противодействия терроризму в Российской Федерации. Вместе с тем значительное количество преступлений террористической направленности, их высокая общественная опасность и широкое распространение на территории России требуют напряжённых усилий государства и общества по организации эффективного противодействия террористическим угрозам. Достаточно высокую экспертную оценку вероятности на ближайшие 5-7 лет (средняя величина 4) получили конфликты между Центром и регионами и призывы к совершению насильственных действий под националистическими лозунгами. Несколько меньшую экспертную оценку вероятности проявления угроз в этнонациональной сфере (средняя величина 3) получили призывы к свержению существующей власти, а также насильственные действия в отношении представителей органов власти и правоохранительных органов, российских граждан другой национальности и иностранных граждан. Наименьшую же вероятность осуществления (средняя величина 2), по мнению экспертов, имеют попытки изменения основ конституционного строя, а также создание и деятельность незаконных вооружённых формирований. Экспертные оценки этнонациональных угроз представляются достаточно обоснованными, поскольку подтверждаются выводами массовых социологических исследований и результатами анализа публикаций СМИ, касающихся исследуемых угроз. Приведённые в статье результаты научных исследований свидетельствуют о важности дальнейшего изучения этнонациональных угроз, и прежде всего таких наиболее опасных, как террористические акты, этнические конфликты и массовые антиобщественные проявления на этнонациональной или этнорелигиозной основе.

о Ключевые слова: угрозы в этнонациональной сфере, террористические акты, <4

этнонациональные конфликты, социальная напряжённость, протестные выступления, О массовые антиобщественные проявления

О!

Опыт постсоциалистического развития ряда стран со всей очевидностью показал, что в условиях кардинальных социально-политических изменений идеи коллективизма и солидарности, принципы патриотизма, равенства и единства народов очень быстро замещаются процессами поляризации и политизации этнических общностей, ростом эгоизма и национализма, которые в значительной степени способствуют взрывному росту конфликтогенного, радикально-националистического и этноэкстремист-ского потенциалов.

Вследствие острой политизации этнонациональных отношений и дискредитации базовых основ советской национальной политики в 1980-2000-е гг. «в каждой из национальных республик на поверхность вышло множество дремавших в советский период противоречий и конфликтов, в основе которых лежал прежде всего этно-территориаль-ный фактор» [Гаджиев 2018: 133].

Россия является одной из стран, где эти проблемы проявляются, к сожалению, особенно остро. В российском социуме активизировались процессы распространения многочисленных страхов, недоброжелательного отношения к «чужим», агрессивности как способа самоутверждения и противостояния реальным или мнимым угрозам соответствующих этнических групп, различных идеологических течений радикальной националистической направленности.

В Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации отмечается, что в сфере межнациональных отношений «сохраняют актуальность проблемы, связанные с проявлениями ксенофобии, межэтнической нетерпимости, этнического и религиозного экстремизма, терроризма»1.

Эти негативные явления существенно тормозят развитие страны, препятствуют социально-политической консолидации российского общества, подрывают межнациональное согласие2, вызывают обоснованную обеспокоенность российского социума.

Результаты социологический диагностики этнонациональных отношений показывают, что значительная часть российского общества считает их достаточно напряжёнными; 14% наших сограждан оценивают эти отношения как напряжённые, на грани возможных столкновений; 40% - как внешне спокойные, но внутренне напряжённые; 45% - как доброжелательные и спокойные [Горшков 2017: 8].

Цель проведённого исследования заключалась в выявлении наиболее опасных угроз в этнонациональной сфере и анализе вероятности их проявления в ближайшие пять-семь лет.

Общая гипотеза исследования состояла в том, что наиболее опас-О ными угрозами для этнонациональной сферы Российской Федерации Ц ^ являются террористические акты, этнонациональные конфликты и мас-|| О совые антиобщественные проявления.

СЛ

1 Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на пе-

риод до 2025 года (утв. Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666). 2012 // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70184810/ (Дата посещения: 20.06.2019).

У 2 О концепции межнационального (межэтнического) согласия более подробно см.:

Щ [Дробижева 2015; Гантамиров 2016; Межнациональное согласие как... 2016; Дробижева 2017;

Межнациональное согласие... 2018].

СЛ

Эмпирическую базу исследования составили материалы массовых социологических опросов, проведённых Институтом социологии ФНИСЦ РАН в 2014-18 гг.1, результаты опроса экспертов, рейтинга «Национального индекса тревожностей» Компании развития общественных связей2 и анализа публикаций в СМИ, характеризующих современные этноконфликтные факторы в Российской Федерации. В настоящей статье представлены подтверждения гипотезы исследования и актуальные обоснования его результатов.

Для достижения поставленной цели в октябре 2018 - марте 2019 г. был проведён двухэтапный опрос 20-ти экспертов, включавший анкетирование и глубинное интервью. После заполнения экспертами заранее подготовленной по теме исследования анкеты было проведено их интервьюирование в соответствии с разработанным гайдом глубинного интервью3.

Опрошенные эксперты являются квалифицированными специалистами в сфере деятельности международных структур, органов государственной и муниципальной власти, правоохранительных органов, юриспруденции, науки, образования, культуры и искусства4.

Эксперты имеют практический, аналитический, научный и педагогический опыт (от 12 до 35 лет) в области обеспечения безопасности Российской Федерации в этнонациональной сфере. 15 экспертов (75%) имеют учёные степени (из них 6 докторов и 9 кандидатов наук) по отраслям философских, политических, юридических, экономических и исто-

1 Массовые опросы проводились ФНИСЦ РАН в 2014—18 гг. в рамках масштабного социологического проекта Российского научного фонда № 14-28-00218 «Динамика социальной трансформации современной России в социально-экономическом, политическом, социокультурном и этнорелигиозном контекстах». В соответствии с программой выполнения проекта каждые шесть месяцев проводились общенациональные социологические исследования, направленные на изучение трансформационных процессов, происходящих в современной России в контексте реально складывающихся общественных ситуаций. Объём выборочной совокупности каждого исследования составлял 4000 респондентов, репрезентирующих взрослое население страны в возрасте 18 лет и старше в разбивке по полу, возрастным когортам, уровню образования и типу поселения.

2 Компания развития общественных связей (КРОС) — российская компания по связям с общественностью. Штаб-квартира компании расположена в Москве. В глобальном рейтинге коммуникационных компаний «Top 250 Global Rankings 2011» (подготовлен бюллетенем The Holmes Report — одним из самых авторитетных независимых отраслевых источников о пиар-индустрии в мире) КРОС находится на 55 месте среди PR-агентств мира и на 1 месте среди российских PR-компаний. Кроме того, по мнению The Holmes Report, КРОС вошла в топ-10 самых быстрорастущих PR-агентств мира (https://ru.wikipedia.org/wiki/).

3

с учётом потенциала и интересов конкретного эксперта.

В каждом случае гайд адаптировался в зависимости от хода интервью, а также

1| г\1

I® - 4

|| Эксперты имеют опыт работы в Экспертно-аналитическом управлении Секретариата

ОЧ *—' Совета Межпарламентской Ассамблеи СНГ, Антитеррористическом центре СНГ, Евразийском

^^ ^ информационно-аналитическом консорциуме, Совете Безопасности Российской Федерации,

0 Федеральной службе безопасности Российской Федерации, аппарате Национального антитер-

1 |— рористического комитета, Министерстве юстиции Российской Федерации, Министерстве науки

^ ^ и высшего образования Российской Федерации, Главном управлении региональной безопас-

У ности Московской области, Московском государственном университете, Московском государ-

МШ О! ственном институте международных отношений МИД России, профессиональном сообществе

аналитиков «Русская аналитическая школа».

рических наук. Некоторые из них имеют опыт проведения научных исследований и преподавательской работы в области этнонациональных и этнорелигиозных отношений и конфликтов.

В ходе экспертного опроса анализировалась вероятность различных угроз в области этнонациональных отношений на ближайшие пять-семь лет. Угрозы оценивались респондентами по шкале от 1 до 5, где 1 - наименьшее негативное воздействие, а 5 - наибольшее. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1 (Tablel)

Оценка вероятности угроз в этнонациональной сфере на ближайшие пять—семь лет

(один ответ по каждой угрозе, N=20) Evaluating the probability of threats in the ethno-national realm for the next five to seven years (Single answer for each threat, N=20)

Угрозы Оценка вероятности (средние величины по выборке)

Террористические акты 5

Этнонациональные конфликты 5

Массовые антиобщественные проявления 5

Конфликты между Центром и регионами 4

Призывы к совершению насильственных действий под националистическими лозунгами 4

Призывы к свержению существующей власти 3

Насильственные действия в отношении представителей органов власти и правоохранительных органов 3

Насильственные действия в отношении российских граждан другой национальности 3

Насильственные действия в отношении иностранных граждан 3

Изменение основ конституционного строя 2

Создание и деятельность незаконных вооружённых формирований 2

Наиболее высокую оценку вероятности (средняя величина 5) получили такие угрозы в этнонациональной сфере, как террористические акты, этнонациональные конфликты и массовые антиобщественные проявления.

Один из экспертов дал следующую оценку террористических угроз в этнонациональной сфере: «Одной из наиболее опасных угроз для нашей страны в настоящих условиях является терроризм, а точ-Ц ^ нее его разновидность - этнорелигиозный терроризм, который полу-|| ^ чил в России, к сожалению, достаточно широкое распространение. Эта ^ ^ разновидность терроризма имеет ярко выраженную политическую О направленность, содержит огромный разрушительный потенциал и представляет серьёзную опасность для нашего государства и обще-

у ства, ставит под угрозу жизнь и здоровье российских граждан».

Ш 01 СО 2

сл

тН

о

(N

Подчёркивая опасность террористических угроз, Президент Российской Федерации В. В. Путин 5 марта 2018 г. на расширенном заседании коллегии Федеральной службы безопасности отметил, что «в 2017 году было предотвращено 68 преступлений террористической направленности, в том числе 25 террористических актов»1.

Одним из наиболее опасных российских регионов с точки зрения террористической активности является Северный Кавказ.

Директор ФСБ России А. Бортников на заседании Национального антитеррористического комитета 9 октября 2018 г. сообщил, что в 2018 г. правоохранительные органы и власти реализовали комплекс силовых и профилактических мер, позволивших более чем в два раза снизить количество преступлений террористической направленности на территории СКФО2.

В ходе массового социологического опроса, проведё нного ФНИСЦ РАН осенью 2018 г., выяснялось мнение граждан о положении дел в сфере борьбы с терроризмом в России за последние пять лет: 41,3% респондентов считают, что это положение улучшилось, 47,6% - не изменилось, 11% - ухудшилось.

В результате можно сделать вывод о том, что общественное мнение россиян, равно как и выводы опрошенных экспертов, склоняются к оптимистичным оценкам состояния и динамики противодействия терроризму в Российской Федерации.

Вместе с тем проведённое исследование показало, что террористические угрозы продолжают оставаться наиболее опасными для этнона-циональной сферы Российской Федерации. Так, по информации начальника Главного управления по противодействию экстремизму МВД России О. Ильиных, в 2018 г. сотрудниками ФСБ и МВД России выявлено 1679, а в первом полугодии 2019 г. - 972 преступления террористического характера, организаторами которых являлись эмиссары международных террористических и экстремистских структур, а также выпускники зарубежных теологических центров, проповедующих радикальные течения в исламе. Конечными целями этнорелигиозных террористов являются ликвидация светского общества и создание всемирного исламского государства - халифата, а также замена существующей правовой системы законами шариата3.

Только в 2019 г. сотрудниками ФСБ и МВД России в ходе совместных мероприятий пресечена деятельность законспирированных ячеек ИГ4 в 17-ти российских регионах: Краснодарском, Ставропольском и Красноярском краях; Москве; Астраханской, Владимирской, Москов-

^^ 1 Заседание коллегии Федеральной службы безопасности. 2018 // URL: http://www.

*—I kremlin.ru/catalog/keywords/7/events/56977 (Дата посещения: 18.02.2019).

О

_ 2

|| ("Nj Успокаивать Северный Кавказ будут в Дагестане. 2018 // URL: https://chernovik.

fg ^ net/content/lenta-novostey/uspokaivat-severnyy-kavkaz-budut-v-dagestane (Дата посещения:

¡1 О 12.06.2019).

so

3

Ильиных О. 2019. Не допустить ненависти и вражды // Полиция России. № 9 // ™ g URL: http://ormvd.ru/pubs/101/to-prevent-hatred-and-enmity/ (Дата посещения: 25.09.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 |— 4 «Исламское государство» — исламистская террористическая организация, действу-

^ ющая на территории Ирака и Сирии (сокращенно ИГ или ИГИЛ, в арабских СМИ — ДАИШ).

У ИГ признано террористической организацией в США, Канаде, Великобритании, Австралии,

Jjj Таджикистане, Турции, Египте, ОАЭ, Индии, Индонезии, а также России (с 29 декабря

2014 г.). Деятельность ИГ на территории этих стран запрещена.

ской, Ростовской, Самарской, Саратовской, Тюменской областях; республиках Дагестан, Адыгея, Кабардино-Балкария, Чечня; Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах1.

Высокая опасность терроризма, главным образом этнорелигиозного, негативно отражается на социальном самочувствии россиян. В представленном Компанией развития общественных связей (КРОС)

*-» х Т" «-» «-» О

ежеквартальном рейтинге «Национальный индекс тревожностей»2 к наиболее волнующим россиян фобиям исследователи отнесли страх взрыва бытового газа в домах3, резкий рост цен на товары и услуги, боязнь терактов и изоляция рунета. При этом относительно доминирования «боязни терактов» в российском социуме в исследовании КРОС отмечается: «Можно констатировать, что угроза терроризма не оставляет граждан, и любая информация по теме только подпитывает эту фобию»4.

Угрозу этнонациональных конфликтов опрошенные эксперты также оценили как наиболее вероятную на ближайшие 5-7 лет (средняя оценка 5). Один из экспертов так объяснил своё видение причин наиболее острых этноконфликтов в Российской Федерации: «Наибольшую опасность для нашей страны в современных условиях представляют этнокон-фликты в национальных образованиях Российской Федерации. Основными причинами таких конфликтов являются: во-первых, борьба между этническими группами за власть, которая характерна практически для всех субъектов - национальных республик Российской Федерации; во-вторых, борьба за доступ к федеральным деньгам, поскольку почти все национальные регионы являются дотационными. Причём борьба за власть носит вторичный, подчинённый характер, а главным мотивом является получение доступа к федеральным деньгам».

Результаты массовых социологических исследований отмечают улучшение положения дел в сфере межнациональных отношений, но вместе с тем подтверждают выводы экспертов о высокой актуальности этой проблемы для современной России. Так, осенью 2017 г. случаи межнациональных конфликтов в городе и селе отмечали 46% респондентов. Причём оценка частоты таких конфликтов среди русских и нерусских респондентов совпадает, заметных возрастных различий в оценках не наблюдалось [Двадцать пять лет... 2018].

1 Ильиных О. 2019. Не допустить ненависти и вражды // Полиция России. № 9 // URL: http://ormvd.ru/pubs/101/to-prevent-hatred-and-enmity/ (Дата посещения: 25.09.2019).

Суммарный индекс тревожностей граждан составлен КРОС в результате анализа СМИ и соцсетей, а также оценки степени «приживаемости» страха — «то, как информацион-11 Г\1 ная повестка страха в масс-медиа соотносится с её обсуждением пользователями в социальных

|§ ^ сетях и блогах». Исследователи указывают, что если «приживаемость» страха представляет

§§ малую величину, это говорит о том, что «мы имеем дело с псевдострахом»: «СМИ об этой теме

* ' говорят, но люди этого не обсуждают и не боятся» (см. сноску [Миллер 2019]).

5 3

Причиной актуализации этой фобии стало освещение в СМИ взрыва бытового ™ газа в жилом доме в Магнитогорске 31 декабря 2018 г. Этот взрыв связывался российскими

гражданами с угрозой терроризма, поскольку одна из версий расследования предполагала возу можный террористический акт.

Jjj 4 Миллер JI. 2019. Убоюсь я роста цен // URL: https://www.kommersant.ru/

™ ^ doc/3945655 (Дата посещения: 12.06.2019).

СЛ тН

О

Ярким примером межнационального конфликта являются события в ауле Кенделен Кабардино-Балкарской Республики 18 сентября 2018 г. Поводом для конфликта стало проведение кабардинскими организациями конного похода в честь 310-летия Канжальской битвы (1708 г): они считают, что тогда черкесы победили войска крымских татар. Итоги этого сражения до сих пор болезненно воспринимаются тюркскими (в т. ч. балкарскими) активистами, поэтому жители балкарского села Кенделен запретили конникам проходить по их территории.

За вниманием кабардинцев к историческому событию балкарцы видят также претензии на земли, которые считают своими1. На помощь кабардинцам в село прибыли многочисленные участники черкесских молодёжных организаций. Вспыхнувший конфликт попытались остановить силы Росгвардии, которым в итоге пришлось использовать дубинки и даже стрелять в воздух. Село было заблокировано правоохранительными органами, власти республики провели переговоры с участниками столкновений2.

Пресс-служба Следственного управления СКР по КБР заявила: «Неустановленные лица, отказавшись выполнять законные требования сотрудников правоохранительных органов, применили физическое насилие в отношении представителей власти, а также пытались спровоцировать столкновение сторон, в том числе размещая в социальных сетях недостоверную информацию о происходящем, а также призывая к возбуждению ненависти и вражды по признаку национальности»3.

Как показало проведённое исследование, избирательное использование концепции «исторической памяти» используется конфликтующими этносами в первую очередь как орудие борьбы за ресурсы. По мнению ряда специалистов, главный вопрос длительного конфликта состоит «не в ассоциации кабардинцев и балкарцев с той или иной стороной давнего сражения, а в интерпретации исторического события для решения современных проблем, прежде всего статуса горных земель отгонно-пастбищного животноводства»4.

К числу наиболее вероятных угроз в области этнонациональных отношений на ближайшие 5-7 лет опрошенные эксперты отнесли также массовые антиобщественные проявления (со средней оценкой 5).

По мнению экспертов, «повышенная опасность массовых антиобщественных проявлений в этнонациональной сфере обусловлена достаточно высоким уровнем социальной напряжённости в российском обще-

1 Конфликт кабардинцев и балкарцев в селе Кенделен стал поводом для дослед-ственной проверки. 2018 // URL: https://www.interfax.ru/russia/629866 (Дата посещения:

|| ^ 12.06.2019).

|i ^^ Кабардино-Балкарский конфликт в Кенделене: хроника противостояния. 2018 //

* ' URL: https://news-r.ru/news/kabardino_balkar_republic/249303/ (Дата посещения: 12.06.2019).

§ 3

i £

Н <-)- 4

У ^ Историки назвали земельный спор первопричиной конфликта в Кенделене. 2018 //

Щ .OJ Кавказский Узел. URL: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/325632/ (Дата посещения: 12.06.2019).

Следственным управлением инициировано проведение доследственной проверки по событиям в селении Кенделен. 2018 // URL: http://kbr.sledcom.ru/news/item/1256940 (Дата посещения: 12.06.2019).

СО

стве, ростом вероятности протестных выступлений и нерешённостью проблем, накопившихся в области этнонациональных отношений. Рост социальной напряжённости и вероятность протестов вызваны прежде всего снижением социально-экономического уровня жизни основной массы россиян, недостаточно эффективными действиями Правительства Российской Федерации по развитию страны и улучшению жизни граждан, непопулярными реформами в сферах здравоохранения, образования и пенсионного обеспечения».

Сравнительный анализ экспертных оценок и результатов массовых социологических опросов показал, что выводы экспертов в отношении протестных выступлений гораздо более пессимистичны, чем оценки опрошенных респондентов.

Так, массовые опросы показали, что доля россиян, признающих возможность протестных выступлений, в 2007-18 гг. не превышала 29%. При этом с мая 2017 г. по апрель 2018 г. доля допускающих вероятность протестов снизилась с 29 до 20%, а доля считающих их маловероятными или невозможными возросла с 71 до 80% [Российское общество... 2018: 30].

Протестные выступления при определённых условиях приобретают этнополитическую окраску и перерастают в массовые антиобщественные проявления с использованием различных форм информационно-пропагандистского воздействия и применением открытого силового политического давления на органы власти и их представителей.

Массовые антиобщественные проявления зачастую сопровождаются выражением протестов против региональной или общегосударственной политики; выдвижением ультимативных требований властям; насильственным воспрепятствованием деятельности конституционных органов и поддерживающих правительство общественных организаций; созданием помех деятельности тех или иных государственных и общественных объектов. При этом могут распространяться публичные призывы к экстремистской деятельности, возбуждающие ненависть либо вражду к представителям других этносов, а также угрозы совершения насильственных акций в отношении определённых учреждений, групп граждан, конкретных государственных, политических и общественных деятелей, сотрудников правоохранительных органов и т. д.

Примером массовых протестных выступлений, возникших из-за недостаточно продуманных действий региональных властей ^ и повлёкших политические последствия, явились события в Республике ^ Ингушетия в сентябре 2018-июне 2019 г. || 4 октября 2018 г. в столице Ингушетии Магасе начался массовый

¡1 сГ митинг протеста против принятия соглашение об административной гра-03 11 нице с Чеченской Республикой. Участники митинга объявили его бессрочным и заявили о намерении добиваться отставки главы республики ^ Юнус-Бека Евкурова и премьера Зелимхана Евлоева. Митингующие

^ л- обвинили руководителей Республики Ингушетия «в фальсификации

I I ^Т

_ 01

СО 2 согласно официальной информации, проголосовали 17 из присутствовав-

У 0| результатов голосования в парламенте». За утверждение документа,

СЛ тН

О

ts Sa-

S .о X I-

и

ших 25 депутатов1. Митингующие обвинили депутатов, поддержавших соглашение, в предательстве национальных интересов и потребовали от Евкурова уйти в отставку, а вопрос о границе с Чечнёй вынести на всенародный референдум. Попытки властей «поговорить с народом» протестующих не успокоили2.

Митингующих поддержал Конституционный суд Ингушетии3. В регионе как минимум дважды в течение недели прошли крупные волнения. 26 сентября местным властям даже пришлось отключить интернет в столице республики, чтобы пресечь распространение призывов выходить на улицу4. 27-28 октября 2018 г. в Ингушетии состоялся Чрезвычайный Съезд представителей тейпов ингушского народа, решение о созыве которого было принято оргкомитетом митинга. Съезд собрал около тысячи человек: 830 делегатов, представляющих 283 ингушских фамилии; ещё около 200 человек стали гостями съезда. В результате работы съезда соглашение глав Ингушетии Юнус-Бека Евкурова и Чечни Рамзана Кадырова об установлении границы было признано «антинародным». Участники съезда выступили с требованием о его отмене, выразили недоверие главе Республики, а также потребовали возврата в Ингушетии прямых выборов главы, поскольку именно действия Евкурова привели к протестным выступлениям в Магасе5.

Недовольство граждан было вызвано не только тем, что ингушские власти приняли решение о передаче земель без учёта мнения местных жителей и предварительного обсуждения этого вопроса с общественностью. На обострение конфликта существенное влияние оказали проблемы безработицы, коррупции, клановости, сложных взаимоотношений между этносами (в данном случае - ингушами и чеченцами), а также недостатки в системе государственного управления, которые особенно актуальны на Северном Кавказе.

Острый конфликт был в какой-то степени локализован в результате признания Конституционным судом (КС) Российской Федерации правомерности соглашения о границе Чечни и Ингушетии. КС РФ аннулировал решение КС Ингушетии, который отменил в сентябре 2018 г. соглашение о ратификации границы между Ингушетией и Чечнёй. КС РФ признал, что КС Ингушетии был не правомочен проверять всту-

1 Подробнее см.: Ингуши грозят выйти из своих границ. 2018 // URL: https:// www.kommersant.ru/doc/3760075; Чечня и Ингушетия отошли к своим границам. 2018 // URL: https://www.kommersant.ru/doc/3753042; Кадыров и Евкуров обменялись землями Чечни и Ингушетии. 2018 // URL: https: / /www .mk.ru/politics/2018/09/26/kadyrov-i-evkurov-razgranichili-chechnyu-i-ingushetiyu.html (Дата посещения: 12.06.2019).

2

Митингующие в Магасе призвали Евкурова отозвать подпись под соглашением о границе. 2018 // URL: https://ria.ru/politics/20181010/1530378983.html (Дата посещения:

|| ^ 12.06.2019).

Конституционный суд Ингушетии не ушел с границы. 2018 // URL: https://www. kommersant.ru/doc/3785993 (Дата посещения: 12.06.2019).

4 Чечено-ингушский конфликт из-за земель разожгли на слухах. 2018 // URL: https:// www.mk.ru/politics/2018/09/26/chechenoingushskiy-konflikt-izza-zemel-razozhgli-na-slukhakh. ^ html; Власти Ингушетии призвали жителей не поддаваться на провокации в соцсетях. 2018

^t // URL: https://ria.ru/society/20181010/1530336192.html (Дата посещения: 12.06.2019).

Jjj 5 Съезд тейпов ингушского народа выразил недоверие Евкурову. 2018 // URL: http://

club-rf.ru/06/news/51925?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (Дата посещения: 12.06.2019).

СЛ

пивший в силу договор между регионами. По мнению КС РФ, вопрос о границах между регионами к исключительному ведению региональных властей не относится1.

Однако ингушские власти не учли полученный осенью 2018 г. негативный опыт противостояния с оппозицией и вновь реанимировали конфликтную ситуацию. В марте 2019 г. в Республике Ингушетия опять возникли протестные настроения. Причиной нового выступления ингушской оппозиции стало принятие в первом чтении региональным парламентом поправок к республиканскому закону о референдуме. Законопроект предусматривал упразднение нормы об обязательности вынесения на референдум вопроса об изменении статуса, наименования республики, её разделения или объединения с другими субъектами РФ, изменения её территории или границ. Один из лидеров ингушской оппозиции, сопредседатель совета тейпов Батыр Богатырёв заявил: «Власти, по сути, пытаются узаконить свои антинародные действия, разрешив себе без учёта мнения народа принимать любые решения, касающиеся границ и статуса республики, но им не удастся это сделать»2. Под угрозой протестных акций власти Ингушетии отозвали из парламента свой законопроект о референдуме, который к тому времени уже прошёл первое чтение3.

Вследствие острого конфликта с оппозицией (в т. ч. с ингушским муфтиятом) и углубляющегося раскола в обществе глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров 25 июня 2019 г. объявил о своём намерении досрочно покинуть пост4. Решение об отставке он объяснил отсутствием единства в ингушском народе: «Все мы - власть, которую я представляю, общественные, религиозные и другие организации - ответственны за то, что мы сегодня разобщены»5. 26 июня 2019 г. Президент РФ В. В. Путин принял отставку главы Ингушетии Ю.-Б. Евкурова.

В ряде случаев массовые антиобщественные проявления могут перерасти в массовые беспорядки, сопровождающиеся разжиганием в толпе агрессивных настроений, насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, либо иных веществ и предметов, представляющих опасность для окружающих, а также оказанием вооружённого сопротивления представителям власти6.

1 Конституционный суд признал соглашение о границе Чечни и Ингушетии. 2018 // URL: https://www.kommersant.ru/doc/3821343 (Дата посещения: 12.06.2019).

2

Ингушская оппозиция вернулась к границам. 2019 // URL: https: / /www.kommersant. ru/doc/3916825 (Дата посещения: 12.06.2019).

4s ^^ 3 Ингушские власти пошли навстречу оппозиции. 2019 // URL: https://www.

|| ™ kommersant.ru/doc/3917399 (Дата посещения: 12.06.2019).

_"ч

|i Бочарова С., Мухаметшина Е., Корня А. 2019. Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров

* ' решил уйти в отставку // URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2019/06/24/804938-

§ yunus-bek-otstavku (Дата посещения: 20.09.2019).

SO 5

■w Мурадов М., Сергеев Н., Тяжлов И. 2018. У главы Ингушетии разладилось с обществом //

URL: https://www.kommersant.ru/doc/4011510?from=doc_vrez (Дата посещения: 20.09.2019).

I ^

Н f4 б

У ^ Подробнее см.: Уголовный кодекс Российской Федерации. Статья 212. Массовые

Jjj беспорядки. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/cdfbaa9aeaf8b47

60 - 695afl8e41433e4e3f5f4be5f//

Достаточно высоко эксперты оценили вероятность (средняя величина 4) конфликтов между Центром и регионами, а также призывов к совершению насильственных действий под националистическими лозунгами.

Один из опрошенных экспертов дал следующую оценку публичных призывов к совершению насильственных действий под националистическими лозунгами: «Опасность публичных призывов к совершению насильственных действий под националистическими лозунгами состоит в том, что в короткий период времени экстремистские взгляды и установки могут быть вновь сформированы или усилены у довольно большого числа людей. Публичность облегчает процесс идеологической и психологической обработки граждан и втягивания их в практическую этноэкстремист-скую, в т. ч. и террористическую деятельность. С развитием интернета и социальных сетей публичные призывы к совершению этноэкстремист-ских действий получают всё большее распространение и создают дополнительные сложности по выявлению общественно опасных последствий такого рода действий. Правоохранительным органам и спецслужбам очень непросто получать своевременную информацию на лиц, на которых такие призывы оказывают радикальное и провоцирующее воздействие».

Эта оценка общественной опасности рассматриваемых публичных призывов подтверждается опытом деятельности российских правоохранительных органов. Начальник Главного управления по противодействию экстремизму МВД России О. Ильиных заявил, что в 2018 г. около 80% от всех преступлений экстремистского характера были связаны с публичными призывами к осуществлению экстремистской деятельности, а также возбуждению ненависти либо вражды и совершались с использованием сети интернет1.

Среднюю оценку вероятности угроз в исследуемой сфере (средняя величина 3) получила со стороны экспертов следующая группа угроз: насильственные действия в отношении представителей органов власти и правоохранительных органов, российских граждан другой национальности и иностранных граждан; призывы к свержению существующей власти (см. таблицу 1).

Наименьшую вероятность осуществления (средняя величина 2), по мнению экспертов, имеют попытки изменения основ конституционного строя, а также создание и деятельность незаконных вооружённых формирований. Обусловлено это достаточно высоким уровнем поддержки президента России В. В. Путина, а также отсутствием в стране причин и условий для вооружённого противостояния легитимным органам власти.

Таким образом, проведённое исследование показало, что наиболее высокую экспертную оценку вероятности на ближайшие 5-7 лет ^ получили (средняя величина 5) такие угрозы в этнонациональной сфере, q как террористические акты, этнонациональные конфликты и массовые ¡1 СМ антиобщественные проявления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

¡5 q4 Об опасности террористических актов для нашей страны и важ-

1=1 т—I ности мер по снижению уровня террористических угроз свидетельствуют ^ g данные, которые привёл В. В. Путин 25 октября 2018 г. на встрече SO с офицерами и прокурорами по случаю их назначения на вышестоящие должности и присвоения им высших воинских (специальных) званий

и -—

Jjj Ильиных О. 2019. Не допустить ненависти и вражды // Полиция России. № 9 //

URL: http://ormvd.ru/pubs/101/to-prevent-hatred-and-enmity/ (Дата посещения: 25.09.2019).

и классных чинов: «Стабильное уверенное развитие России, безопасность наших граждан прямо зависит от результативности, качества работы специальных служб и правоохранительных органов. Отмечу, что за девять месяцев этого года сотрудниками ФСБ предотвращено 26 преступлений террористической направленности. Из них - 15 терактов. За этими показателями - спасённые жизни наших людей»1.

Заключение

Результаты массовых социологических опросов, проведённых ФНИСЦ РАН, позволяют сделать вывод о том, что общественное мнение россиян, равно как и выводы опрошенных экспертов, склоняются к оптимистичным оценкам состояния и динамики противодействия терроризму в Российской Федерации.

Вместе с тем значительное количество преступлений террористической направленности, их высокая общественная опасность и широкое распространение на территории России требуют напряжённых усилий государства и общества по организации эффективного противодействия террористическим угрозам.

Достаточно высокую экспертную оценку вероятности на ближайшие 5-7 лет (средняя величина 4) получили конфликты между Центром и регионами, а также призывы к совершению насильственных действий под националистическими лозунгами.

Несколько меньшую экспертную оценку вероятности проявления угроз в этнонациональной сфере (средняя величина 3) получили призывы к свержению существующей власти, а также насильственные действия в отношении представителей органов власти и правоохранительных органов, российских граждан другой национальности и иностранных граждан.

Наименьшую же вероятность осуществления (средняя величина 2), по мнению экспертов, будут иметь попытки изменения основ конституционного строя, а также создание и деятельность незаконных вооружённых формирований.

Экспертные оценки этнонациональных угроз представляются достаточно обоснованными, поскольку подтверждаются выводами массовых социологических исследований и результатами анализа публикаций СМИ, касающихся исследуемых угроз.

Некоторое исключение составляет, пожалуй, только оценка про-тестных выступлений. В отличие от экспертов, оценивших их вероятность в ближайшие 5-7 лет по максимальной шкале (средняя вели-О чина 5), подавляющее большинство российских граждан (от 71 до II ^ 80%) в ходе массовых социологических опросов посчитали такие высту-

§5

¡| О пления маловероятными или невозможными.

Полученные результаты настоящего исследования свидетель* § ствуют о важности дальнейшего изучения этнонациональных угроз j |2 и прежде всего таких наиболее опасных, как террористические акты,

Н -~—

У ^ Путин призвал «серьезно усилить контроль» за оборотом оружия. 2018 // URL:

Jjj https://rg.ru/2018/10/25/putin-prizval-serezno-usilit-kontrol-za-oborotom-oruzhiia.html (Дата

™ ^ посещения: 15.02.2019).

ст>

этнические конфликты и массовые антиобщественные проявления на этнорелигиозной основе. Такие исследования должны носить комплексный характер и проводиться с привлечением широкого круга специалистов, в первую очередь социологов, политологов, юристов и психологов.

Библиографический список

Гаджиев К. С. 2018. Российская Федерация: национальное государство или государство народов? // Полис. Политические исследования. № 3. С. 130-146.

Гантамиров Т. Т. 2016. Межэтнический диалог как фактор цивилизационного развития современной России // Наука. Искусство. Культура. Вып. 2 (10). С. 84-93.

Горшков М. К. 2017. Российский социум в условиях кризисного развития: контекстный подход (статья 2) // Социологические исследования. № 1. С. 5-13.

Двадцать пять лет социальных трансформаций в оценках и суждениях россиян: опыт социологического анализа / Отв. ред. М. К. Горшков, В. В. Петухов. М.: Весь Мир, 2018. 384 с.

Дробижева Л. М. 2017. Общероссийская идентичность и уровень межнационального согласия как отражение вектора консолидационных процессов // Социологические исследования. № 1. C. 25-36.

Дробижева Л. М. 2015. Потенциал межнационального согласия: осмысление понятия и социальная практика в Москве // Социологические исследования. № 11. С. 80-90.

Межнациональное согласие в общероссийском и региональном измерении. Социокультурный и религиозный контексты. Монография / Отв. ред. Л. М. Дробижева. М.: ФНИСЦ РАН, 2018. 552 с.

Межнациональное согласие как ресурс консолидации российского общества. Монография / Отв. ред. Л. М. Дробижева. М.: Институт социологии РАН, 2016. 400 с. ISBN 978-5-89697-276-1

Российское общество после президентских выборов-2018: запрос на перемены: Информационно-аналитический доклад. 2018. М.: ФНИСЦ РАН, 2018. 55 с.

Статья поступила: 02.10.2019

СЛ тН

О

II ™

!| -|£ О

i? r-i

Ш Ol GO 2

DOI: 10.19181/vis.2019.31.4.607

Probability of Extremist Threats

Within the Ethno-National Realm Manifesting in Russia

Vitaly N. Naydenko

Institute of Sociology of FCTAS RAS, Moscow, Russia

E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-0878-4204

For citation: Naydenko, V. N. Probability of extremist threats within the ethno-national realm manifesting in Russia. Vestnikinstitutasotziologii. 2019. Vol. 10. No. 4. P. 111-125. DOI: 10.19181/vis.2019.31.4.607

Abstract. This article examines such an issue as the manifestation of extremist threats within the ethno-national realm in Russia. A survey (carried out using questionnaire survey and in-depth interview methods) conducted among 20 experts, who are qualified specialists in the field of counteracting ethnic extremism, analysis of the results of extensive sociological research, as well as scientific work and mass-media publications on the topic allowed to identify the most probable extremist threats, which within the next 5-7 years will start negatively affecting the ethno-national situation in the country, and evaluate their potency. Ethno-national threats with the highest probability, based on expert opinion (with 5 being the average value), include terrorist acts, ethno-national conflicts and mass anti-social displays. The results of extensive sociological surveys suggest that public opinion in Russia, together with the conclusions drawn by the interviewed experts, lean towards a positive evaluation of the state and dynamic of terrorism countermeasures in Russia. However, a considerable amount of terrorism-related crimes, them presenting a serious threat to the public and their prevalence in Russia demands decisive efforts on behalf of the government and society to implement effective countermeasures against potential threats of terrorism. A fairly high degree of probability (with 4 being the average value) was attributed by experts to conflicts occurring within the next 5-7 years between the central government and Russian regions, accompanied by calls to violent action under the guise of nationalism. Somewhat lower probability, according to experts (with 3 being the average value), was attributed to such manifestations of ethno-national threats as calls to overthrow the current government, as well as violent acts targeting government officials and law enforcement, Russian citizens of another nationality or foreign citizens. The least likely threats to manifest (with 2 being the average value) experts considered possible attempts to alter the foundation of the country's constitutional order, as well as the creation and functioning of illegal armed formations. Expert evaluation of ethno-national threats seem to be reasonably valid, with them being confirmed by conclusions drawn while carrying out extensive sociological research, and by the results of analysis of mass-media publications on the topic of the threats in question. The results of scientific research cited in this article indicate the importance of the further study of ethno-national threats, especially such hazardous ones as terrorist acts, ethnic conflicts and mass ethno-national or ethno-religious based anti-social displays.

Keywords: threats in the ethno-national sphere, terrorist acts, ethno-ethnic conflicts, social tension, protests, mass anti-social manifestations.

References

Drobizheva L.M. All-Russian identity and interethnic accord as a reflection of the consolidation processes in Russian society. Sociologicheskie issledovaniya = Sociological Studies, 2017; 1: 25-36 (In Russ.).

Drobizheva L.M. The potential of interethnic consent. Comprehension of the concept and social practice in Moscow. Sociologicheskie issledovaniya = Sociological Studies, 2015; 11: 80-90 (In Russ.).

Gadzhiev K.S. Russian Federation: national state or the state of nations? Polis. Politicheskie issledovaniya = Political Studies, 2018; 3: 130-146 (In Russ.).

Gantamirov T.T. Inter-ethnic dialogue as a factor of civilization development of modern Russia. Nauka. Iskusstvo. Kul'tura = Science. Art. Culture, 2016: 2 (10): 84-93 (In Russ.).

Gorshkov M. K. Russian socium in the conditions of crisis development: a contextual approach. Sociologicheskie issledovaniya = Sociological Studies, 2017; 1: 5-13 (In Russ.).

Twenty-five years of social transformation in Russians' assessments and judgements: experience of sociological analysis. Ed. by M.K. Gorshkov, V.V. Petukhov. Moscow: Ves' Mir, 2018: 384 (In Russ.).

Inter-ethnic harmony in the all-Russian and regional dimension. Sociocultural and religious ^ contexts. Ed. by L.M. Drobizheva. Moscow, FCTAS RAS publ., 2018: 552 (In Russ.).

*—I Inter-Ethnic Harmony as a Resource for Consolidation of Russian Society. Ed. by

O L.M. Drobizheva. Moscow, IS RAS publ., 2016: 400 (In Russ.).

Ss CN|

S'o ^ Russian Society After the 2018 Presidential Election: A Request for Change 2018. Moscow:

!§ О FCTAS RAS publ., 2018: 55 (In Russ.).

lo tH

Ш Ol CÛ 2

The article was submitted on: October 02.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.