Верин М. Белл
НЕПРАВИЛЬНОЕ ИСТОЛКОВАНИЕ РОМАНА В. ВУЛФ «МИССИС ДЭЛЛОУЭЙ»*
Роман английской писательницы Вирджинии Вулф «Миссис Дэллоуэй» был написан методом «потока сознания». Этот метод используется Вирджинией Вулф для того, «чтобы показать неизбежную субъективность и относительность всего, что представляется истиной героям повествования, а также с целью воспроизведения будничного течения жизни во всей разнородности событий, происходящих одновременно и независимо друг от друга»1. Действие фактически происходит в подсознании или в памяти персонажа.
Американский литературный критик Верин М. Белл обозревает суждения литературоведов об этом романе, которые появились в большом количестве в связи с его возросшей популярностью у читателей. Так, Джейн Маркус утверждает, что капитализм разрушил жизнь Клариссы и ее мужа Септимуса, который покончил жизнь самоубийством. Между тем капитализм здесь ни при чем, просто Септимус был душевнобольным. Кристофер Херберт пишет о том, что Кларисса Дэллоуэй переживает из-за геноцида армян в Турции, но это вовсе не ее мысли, замечает автор реферируемой статьи, а она просто вспоминает слова другого персонажа романа. Сама же Кларисса путает армян с албанцами. Дж. Хиллис Миллер утверждает, что Кларисса, раздумывая о самоубийстве Септимуса, понимает, что «смерть - это место подлинного приобщения святых тайн», хотя такую мысль писательница не высказывала (с. 93). Многие критики утверждают, что в образе Клариссы Дэллоуэй за-
* Bell Vereen M. Misreading «Mrs. Dalloway» // Sewanee rev. - Baltimore, 2006. - Vol. 114, N 1. - P. 93-111.
1 Литературная энциклопедия терминов и понятий. - М., 2001. - Стб.774.
ложены идеи трансцендентализма, но не объясняют, какие именно идеи они имеют в виду.
Верин М. Белл напоминает о том, что Вирджиния Вулф неоднократно писала, что личность в романе «потока сознания» никогда не является постоянной величиной. Это положение писательница иллюстрировала в своей прозе. Персонажи Вулф никогда не являются стабильными, их внутренний мир меняется от часа к часу, да и с каждым днем. Вот почему ни Клариссе Дэллоуэй, ни какому-либо другому персонажу романа нельзя приписать желательную нам идеологию.
Вирджиния Вулф, которая поклонялась двум богиням - Пропорции и Замене, сказала бы сейчас, что «наши идеологии являются только артефактами отрицания, что помогает нам защищаться от устрашающей правды нашего бытия» (с. 110). Имеется много способов воздействовать на свою душу. Метод «потока сознания» позволяет отдельным уровням сознания объединиться в единый поток. Роман, верный такому пониманию жизни, показывает, как активизируются непредсказуемые «впечатления-толчки», реально составляющие душевную жизнь индивида. «Характер персонажа мыслится как совокупность восприятий, реакций полуосознанных побуждений и подсознательных импульсов».
«Фиксация побуждений, поток бытия, наслаивающийся на «поток сознания», определяют композицию и стиль произведения, которое предстает не как истина о мире, но как «истинность видения», и не столько показывает реальность, сколько ее конструирует в согласии с особенностями мирочувствования и психологии описываемых персонажей»1.
Хотя роман «Миссис Дэллоуэй» был задуман, по словам самой Вирджинии Вулф, как критика английского общества 1923 г., но социальная критика в нем дается мелкими дозами и чрезвычайно фрагментарно, полагает автор реферируемой статьи.
И. Л. Галинская
1 Литературная энциклопедия терминов и понятий. - М., 2001. - Стб.774.
77