Научная статья на тему 'Верификация атрибута недореализуемости материи'

Верификация атрибута недореализуемости материи Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
84
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРИФИКАЦИЯ / АТРИБУТ МАТЕРИИ / КРИТЕРИЙ АТРИБУТИВНОСТИ / НЕДОРЕАЛИЗУЕМОСТЬ МАТЕРИИ / VERIFICATION / ATTRIBUTE OF MATTER / CRITERION OF ATTRIBUTIVITY / UNDER-REALIZATION OF MATTER

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гайворонский Б. П.

В данной статье осознанно и своевременно предпринимается верификация предложенного автором нового атрибута материи, а именно, недореализуемости. Поскольку верификация для нее завершилась успешно, ее можно предложить в философскую картину мира в качестве нового атрибута материи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Гайворонский Б. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VERIFICATION OF ATTRIBUTE UNDER-REALIZATION OF MATTER

This article is about verification of new attribute of matter, namely under-realization of matter. Successfulness of this action permit to consider under-realization like a new attribute of matter

Текст научной работы на тему «Верификация атрибута недореализуемости материи»

ББК 87. 212

ВЕРИФИКАЦИЯ АТРИБУТА НЕДОРЕАЛИЗУЕМОСТИ МАТЕРИИ Б.П. Гайворонский

В данной статье осознанно и своевременно предпринимается верификация предложенного автором нового атрибута материи, а именно, - недореализуемости. Поскольку верификация для нее завершилась успешно, ее можно предложить в философскую картину мира в качестве нового атрибута материи

Ключевые слова: верификация, атрибут материи, критерий атрибутивности, недореализуемость материи

В работе /1/ я предложил принцип недореализуемости материи, который гласит: материя существует так, что любая материальная наличность в любых превращениях еще может побыть самой собой. Он атрибутивен. Философы издавна стремились познать материю исчерпывающе, для чего вводили в философскую картину мира всё новые и новые вскрываемые ими атрибуты материи. Поскольку не все предложения были удачными, поскольку некоторые из них не выдержали философской верификации, то предложение каждого нового атрибута материи (в том числе, и предложенного мною) обязательно должно предваряться философской верификацией. Таковой и посвящена предлагаемая работа. В ней будут последовательно, до полного исчерпания, формироваться критерии атрибутивности и производиться последовательная сверка с ними кандидата на статус атрибута материи.

Критерии атрибутивности неоткуда взять, кроме как из определения атрибута материи вообще. Вот оно. Атрибут материи это неотъемлемо присущее ей ее свойство, обладающее теми же признаками, что и материя (вечностью, бесконечностью, безграничностью, несотворимостью, неуничтожимостью,

неисчерпаемостью) и существующее лишь зависимо от нее. Отсюда и следуют искомые критерии.

1. Кандидат в атрибуты должен проявляться всюду, притом содержательно одинаково. Так, например, атрибут «отражение материи» этому критерию соответствует, а кандидат в атрибуты «ощущение материи» - нет. Посмотрим на предлагаемый атрибут. Во всех известных явлениях неживой и живой природы он проявляется. В неживом, - благодаря отсутствию мгновенных трансформаций, бесконечно больших амплитуд энергии, абсолютного вакуума и т. п. В живом, - плюс к тому, что

Гайворонский Борис Павлович - ВГТУ, канд. филос. наук, доцент, тел. (4732) 236-44-68

ассимилировано из неживого, - благодаря не мгновенности метаболизма, инерционности генетических процессов, не мгновенной обработке информации. В социуме, - благодаря инерционности социальных феноменов (ценностей, обычаев, привычек и т. п.) и не мгновенности социальных действий. Даже в материальных наличностях, эмпирически освоенных как мгновенные (например, аннигиляция), проявится не мгновенность. Почему? Потому, что в природе не может быть мгновенных материальных наличностей. Рожденное во вненаучном опыте предположение о существовании таковых немедленно ведет к мистике, а значит, является браком мышления и поэтому должно быть отброшено. Так что же, -прощай мгновенность? Нет. Но - лишь в явлениях, имеющих иной, чем материальная наличность, статус существования (например, такое явление, как «интуиция», появляется мгновенно). Итак, коль скоро это так, то найдется здесь и всеобщее содержание: любая трансформирующаяся наличность, уже трансформируясь, т. е. переставая быть самой собой, всё еще остается на уровне целостности (хоть в чём-то, хоть как- то) самой собой. Итак, верификация кандидата по первому критерию атрибутивности завершилась в его пользу.

Продолжим.

2. Кандидат в атрибуты должен быть зафиксирован как чисто онтологическое явление. Это значит, что в нем не должно быть ничего субъективного и даже субъектного. Этого критерия не выдерживают, например, предложенные разными авторами такие

кандидаты в атрибуты, как всеобщая одушевленность, мировая воля, мировая гармония, антропный принцип. Наш кандидат в атрибуты, как легко увидеть, этому критерию соответствует. Есть, правда, небольшая

лингвистическая шероховатость: понятие

«реализация» внятно связано с человеческой деятельностью. Поскольку у других кандидатов в подобных случаях шероховатость

преодолевалась добавлением приставки «само»

(например, саморазвитие, самоорганизация), то такое же добавление напрашивается и здесь. Итак, как будто бы точнее по смыслу будет «самонедореализуемость» материи. Но такое понятие лингвистически громоздко и таит в себе смысловые «подводные камни». Поэтому я оставлю за предлагаемым кандидатом прежнее название (недореализуемость), надеясь на недопущение в его истолковании вируса субъективизма.

3. Кандидат в атрибуты не существует

независимо от материи. Этого критерия не выдерживают, например, предложенные И. Ньютоном мировые пространство и время. С предлагаемым же кандидатом здесь всё в

порядке: не должно никому прийти в голову, что недореализуемость материи - независимая от нее наличность, подобно, скажем, Аристотелевой Форме. Далее.

4. Кандидат в атрибуты философски

специфичен. То есть, обладает таким

конкретным философским содержанием, которое напрямую не содержится у других атрибутов материи. Так, например, движение и развитие, несмотря на общность (оба характеризуют одно и то же, а именно - взаимодействие), имеют свою атрибутивную специфику (у движения это изменчивость, а у развития - возникновение новизны). С предлагаемым кандидатом в атрибуты по данному критерию всё обстоит благополучно. Ибо, как не трудно убедиться, его характерное философское содержание отсутствует у «патентованных» атрибутов (структурности, движения, пространства, времени, развития, самоорганизации,

причинности, отражения, неисчерпаемости, возможности).

5. К кандидату в атрибуты неправомерно

задавать великие вопросы, (как-то: откуда

возник?, из чего состоит?, как образовался?, чем порожден?, во что превращается? И т.д.) с ожиданием частно конкретного специфичного, как в конкретном опыте, ответа на них. Потому что ответы на них неизбежно окажутся мистифицированными, а значит, будучи браком философствования, должны быть отброшены.. Такие вопросы, всё-таки, могут быть заданы, но лишь с ожиданием ответа не частно конкретного, а философского характера. Например, откуда возникает новое качество? Ответ: из развития материи. Применительно к нашему кандидату в атрибуты: откуда возникает недореализуемость материи? Уместен лишь ответ философского характера: из несотворимости и

неуничтожимости материи. Так что и этому критерию предлагаемый кандидат

удовлетворяет.

6. Критерий эвристичности. Поскольку материя всеобща и атрибутивна, то какой-нибудь атрибут материи можно увидеть в любом материальном явлении. А если речь идет о поиске новых атрибутов, то - и новый тоже. Можно увидеть, но... Но лучше, уместнее, продуктивнее это осуществить тогда, когда у кандидата в атрибуты вызрела эвристичность, т. е. намек на жизнезначимую новизну. Если - не вызрела, то новый атрибут трудно и найти, и не исказить его при этом (В самом деле, например, атрибут отражения упреждающе предлагали Б. Спиноза и И. Дицген; но искаженно. Философски корректно он был предложен В. И. Лениным в преддверии эпохи научно-технического

овладения информацией). Поскольку сегодня «поприще эвристичности» разрослось, то сегодня философская картина мира продолжает обогащаться новыми атрибутами материи. Так, на статус атрибута сегодня явно претендуют все фундаментальные понятия физики (масса, энергия, квант, спин, фрактал, аттрактор и т. д. Разумеется, после их философской

трансформации) и неявно - фундаментальные характеристики других наук. Убедитесь в этом хотя бы на примере физики.

Например, масса ассоциативна с материальной субстанциальностью. Масса как количество материи в природной наличности может считаться атрибутом материи. Разумеется, при исключении (так же, как, например, в случае с атомизмом) философских некорректностей (например, наделения «всей» материи массой, в понимании её ньютоновой механикой). Далее. Атрибутивность энергии легко опознаётся за её расширенной расшифровкой, как способностью движущейся наличности производить изменение в своём окружении. Далее. Квант действия - это элементарная структуризация любого

проявления любой материальной наличности, в данном случае - воздействия на иное. Далее. Твердость - это способность любой наличности противодействовать воздействию сохранением своих формальных характеристик (формы, размеров и т. д.). Сегодня, далее, уже поддается атрибутивизации такое фундаментальное понятие нелинейной физики как хаос. Хаос понимается физиками как перемешивание движения нелинейных систем, предстающее динамической стохастичностью движения. Философски он предстает как скачок в процессе самоорганизации, т.е. разрыв (по фиксированному признаку) непрерывности функционирования самоорганизатора в неравновесной системе. Это непосредственно и естественно присущий хаосу статус его существования, его «кровный» статус. Все иные таковыми не являются, а, значит, хаос не должен

мыслиться, например, как суверенная дискретность, как онтологическая основа чего-либо, как генератор и т. д. Лишь в своем «кровном» статусе он должен соотноситься с атрибутивизированными понятиями физики, привнесенными в процесс самоорганизации. А, значит, только при этом можно надеяться на получение корректных концептуальных эвристик и только при этом можно избежать многочисленных статусных ошибок, например, таких как «рождение материи, начинающееся с флуктуации» и т. д.

Для чего следует, в тенденции, атрибутивизировать все фундаментальные понятия любой научной дисциплины, в данном случае, - физики? Во-первых, для сохранения уверенности в неуничтожимости и несотворимости их в природе, исключающие вопросы, вида: «Как возникла в природе масса?». Во-вторых, для того, чтобы ответы на вопросы, вида: «Как возникла масса, понимаемая так, как в ньютоновой механике?» искать в иерархических глубинах развития видов материальной массы. В-третьих, для оформления существования данных фундаментальных явлений (например, массы) в законах сохранения и трансформации. В-четвертых, для априорного связывания между собой данных фундаментальных понятий, ведущего к эвристическому обогащению. И т. д. Вернемся к нашему кандидату в атрибуты.

Эвристична ли сегодня недореализуемость материи? В науках о неживой природе (прежде всего, в физике) опора на недореализуемость позволит выработать новый стиль мышления, исключающий финитистский эффект при рассмотрении краевых эффектов и, в то же время, не возрождающий линейную бесконечность. При его воплощении, например, в физике, не только исчезнут попытки выдвигать

гипотезы о существовании исходно и абсолютно фундаментальных физических объектов (например, эфира, вакуума, вселенной), но и появится новый способ видения явлений, предстающих, как эффект недореализуемости материи. В науках о живом гораздо глубже и полнее может быть постигнута жизнь как самовозрождение при угасании. И, быть может, с позиций недореализуемости материи наука наконец-то получит убедительный ответ на мучающий ее вопрос: как живое возникло из не живого. В социальности при таком подходе может быть эффективно решена проблема генерации и самосохранения человечности. Человечество давно заинтересовано в ее фундаментальном решении для ликвидации угрозы самоистребления. А применительно к своим персонам - для того, чтобы канули в вечность восклицания, подобные предсмертному восклицанию великого физика И. В. Курчатова: «хороша физика, да жизнь коротка». Канули не потому, что такие слова имманентно впускают в человечество губительную для него неизбежность утраты, а потому, что жизнь человеческая окажется недореализуемой, а значит, может не достигать состояния смерти. Следует ожидать, что овладение землянами недореализуемостью материи, как минимум, расширит и углубит ее «поприще эвристичности». А, как максимум, - обнаружит с ее помощью новые концептуальные проблемы философского характера.

Литература

1. Гайворонский Б.П. Антропный принцип? Нет, принцип недореализуемости материи! / Б.П.

Гайворонский // Вестник ВГТУ. Т. 6. № 10. 2010.

Воронежский государственный технический университет

VERIFICATION OF ATTRIBUTE UNDER-REALIZATION OF MATTER B. P. Gayvoronsky

This article is about verification of new attribute of matter, namely under-realization of matter. Successfulness of this action permit to consider under-realization like a new attribute of matter

Key words: verification, attribute of matter, criterion of attributivity, under-realization of matter

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.