Научная статья на тему 'ВЕРХОЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА - СТАРЕЙШАЯ ШКОЛА НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ: НАЧАЛО ДОЛГОГО ПУТИ'

ВЕРХОЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА - СТАРЕЙШАЯ ШКОЛА НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ: НАЧАЛО ДОЛГОГО ПУТИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
325
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Арктика и Север
Область наук
Ключевые слова
ВЕРХОЯНСК / ВЕРХОЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМ. М.Л. НОВГОРОДОВА / ОБРАЗОВАНИЕ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ССЫЛКА / ПРОСВЕЩЕНИЕ / ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЯКУТИЯ / VERKHOYANSK / VERKHOYANSK SECONDARY SCHOOL NAMED AFTER M.L. NOVGORODOV / EDUCATION / POLITICAL EXILE / SCHOOL EDUCATION / YAKUTIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Старостин Владимир Петрович

В данной статье автор делится результатами своего исследования истории города Верхоянска - одного из самых старинных городов Крайнего Севера России. Город был основан русским казаком Постником Ивановым ещё в 1638 г. Школа, которая была открыта через два с половиной века, имеет свою историю, столь же интересную, как и сам город: в ней отразились практически все события, которые происходили в столь далёкое время в арктическом побережье Заполярья, в Якутии, в России. Несмотря на то, что город является одним из самых малых по численности своего населения, основатели школы, её учителя и выпускники были участниками многих исторических событий, сделавших славу и гордость этих мест, внесли немалый вклад в развитие своего региона, своей страны. Мы познакомимся с самым ранним периодом - временем основания и создания школы как одного из основных опорных пунктов просвещения огромной территории, лежащей к северу от Верхоянских хребтов. Как оказалось, несмотря на давний интерес к этому месту со стороны отечественных и зарубежных историков, социологов, этнографов, этот период до сих пор остаётся белым пятном в истории: нам до сих пор неизвестны многие участники этих событий, нет достоверных данных о некоторых фактах. Автору приходится довольствоваться отрывочными сведениями, давать свою интерпретацию и объяснение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VERKHOYANSK SECONDARY SCHOOL - THE OLDEST SCHOOL IN THE FAR NORTH: THE BEGINNING OF A LONG JOURNEY

In this article, the author shares the results of his research on the history of the city of Verkhoyansk - one of the oldest cities in the Far North of Russia. The city was founded by the Russian Cossack Postnik Ivanov in 1638. The school, which was opened two and a half centuries later, has its own history, as interesting as the city itself: it reflects almost all the events that took place in such a distant time in the Arctic coast of the Arctic, in Yakutia, in Russia. Despite the fact that the city is one of the smallest for its population, however, the founders of the school, its teachers and alumni were involved in many historical events, facts that made the fame and pride of place, has contributed to the development of their region, their country. Today we will get acquainted with the earliest period - the time of the Foundation and creation of the school as one of the main points of enlightenment of the vast territory lying to the North of the Verkhoyansk ridges. As it turned out, despite the long-standing interest in this place on the part of domestic and foreign historians, sociologists, and ethnographers, this period still remains a blank spot in history: we still do not know many participants in these events, there is no reliable data about some facts. The author has to be content with fragmentary information, give his own interpretation and explanation.

Текст научной работы на тему «ВЕРХОЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА - СТАРЕЙШАЯ ШКОЛА НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ: НАЧАЛО ДОЛГОГО ПУТИ»

ОБЗОРЫ И СООБЩЕНИЯ REVIEWS AND REPORTS

УДК: 373.5(571.56)(045)

DOI: 10.37482/issn2221-2698.2021.42.271

Верхоянская средняя школа — старейшая школа на Крайнем Севере:

*

начало долгого пути

© СТАРОСТИН Владимир Петрович, кандидат философских наук, доцент E-mail: starost@list.ru

Арктический государственный агротехнологический университет, Якутск, Россия

Аннотация. В данной статье автор делится результатами своего исследования истории города Верхоянска — одного из самых старинных городов Крайнего Севера России. Город был основан русским казаком Постником Ивановым ещё в 1638 г. Школа, которая была открыта через два с половиной века, имеет свою историю, столь же интересную, как и сам город: в ней отразились практически все события, которые происходили в столь далёкое время в арктическом побережье Заполярья, в Якутии, в России. Несмотря на то, что город является одним из самых малых по численности своего населения, основатели школы, её учителя и выпускники были участниками многих исторических событий, сделавших славу и гордость этих мест, внесли немалый вклад в развитие своего региона, своей страны. Мы познакомимся с самым ранним периодом — временем основания и создания школы как одного из основных опорных пунктов просвещения огромной территории, лежащей к северу от Верхоянских хребтов. Как оказалось, несмотря на давний интерес к этому месту со стороны отечественных и зарубежных историков, социологов, этнографов, этот период до сих пор остаётся белым пятном в истории: нам до сих пор неизвестны многие участники этих событий, нет достоверных данных о некоторых фактах. Автору приходится довольствоваться отрывочными сведениями, давать свою интерпретацию и объяснение.

Ключевые слова: Верхоянск, Верхоянская средняя школа им. М.Л. Новгородова, образование, политическая ссылка, просвещение, школьное образование, Якутия.

Verkhoyansk Secondary School — the Oldest School in the Far North: The Beginning of a Long Journey

© Vladimir P. STAROSTIN, Cand. Sci. (Phil.), associate professor E-mail: starost@list.ru

Arctic State Agrotechnological University, Yakutsk, Russia

Annotation. In this article, the author shares the results of his research on the history of the city of Verkhoyansk — one of the oldest cities in the Far North of Russia. The city was founded by the Russian Cossack Postnik Ivanov in 1638. The school, which was opened two and a half centuries later, has its own history, as interesting as the city itself: it reflects almost all the events that took place in such a distant time in the Arctic coast of the Arctic, in Yakutia, in Russia. Despite the fact that the city is one of the smallest for its population, however, the founders of the school, its teachers and alumni were involved in many historical events, facts that made the fame and pride of place, has contributed to the development of their region, their country. Today we will get acquainted with the earliest period — the time of the Foundation and creation of the school as one of the main points of enlightenment of the vast territory lying to the North of the Verkhoyansk ridges. As it turned out, despite the long-standing interest in this place on the part of domestic and foreign historians, sociologists, and ethnographers, this period still remains a blank spot in history:

* Для цитирования: Старостин В.П. Верхоянская средняя школа — старейшая школа на Крайнем Севере: начало долгого пути // Арктика и Север. 2021. № 42. С. 271-280. DOI: 10.37482/issn2221-2698.2021.42.271 For citation: Starostin V.P. Verkhoyansk Secondary School — the Oldest School in the Far North: The Beginning of a Long Journey. Arktika i Sever [Arctic and North], 2021, no. 42, pp. 271-280. DOI: 10.37482/issn2221-2698.2021.42.271

we still do not know many participants in these events, there is no reliable data about some facts. The author has to be content with fragmentary information, give his own interpretation and explanation. Keywords: Verkhoyansk, Verkhoyansk secondary school named after M.L. Novgorodov, education, political exile, education, school education, Yakutia.

1 января 2021 г. одно из старейших учебных заведений на Крайнем Севере — Верхоянская средняя школа им. М.Л. Новгородова — отмечает своё 150-летие. Надеемся, что эта дата будет отмечаться во всей Якутии как одна из знаменательных дат в истории региона. В ней, как в зеркале, отразилась вся история не только этой, когда-то богом забытой российской окраины, очень точно названной «тюрьмой без решёток», но и вся драматическая

w w rv

жизнь российской провинции. Она прошла через многие испытания: то её охватывали ветра реформ и надежд XIX в., то уносили вихри революционных перемен начала прошлого века, то она делила со всей страной драматическую судьбу российских школ советского периода развития. По биографии школы можно изучать историю страны, развития образовательной системы России: дореволюционной, советской и постсоветской.

Когда мы совместно с учителями и директором школы — Маргаритой Николаевной Юмшановой — начали изучать летопись школы, то оказалось, что самым малоизученным является тот период, который приходится на дореволюционное время. И это при том, что научно-историческая и этнографическая изученность Верхоянского округа не лишена внимания как историков, так и путешественников, географов и этнографов, фольклористов и славистов, учёных других специальностей. Они активно посещали эти места, исследовали вдоль и поперёк его территорию, живо описывали окружающую природу, жизнь, быт и мировоззрение местных обитателей.

Но по поводу наличия здесь учебного заведения мы можем найти лишь несколько строк в их путевых заметках, а об учителях и воспитанниках мы найдём только некоторые критические заметки в российской прессе периода конца XIX в.

Всему этому есть несколько объективных причин. Прежде всего, это объясняется тем, что с самого начала создания школы, и в первые десятилетия своего существования учебный процесс был напрямую связан с именами образованнейших людей страны, находившихся в верхоянской ссылке, — бывших студентов университетов, дворян, разночинцев, общественных деятелей и учёных. Они сыграли огромную роль в организации образовательного учреждения на окраине империи. Это вовсе не было секретом для местного населения, да и властей, но могло стать компроматом как для самих «сидельцев», так и для чиновников, которые должны были строго следить за их жизнью здесь, в «тюрьме без решёток». Кстати, данный термин не имеет ничего общего ни с прожектами француза Пьера Боттона, ни с современными проектами реформы западной пенитенциарной системы. Якутская ссылка получила такое название из-за невозможности осуществления побега из этих мест: зимой — суровые морозы, летом — отсутствие дорог не давали никакого шанса выжить беглецам. К тому же, многие местные жители — обитатели стойбищ, оленьих стоянок отличались завидным

законопослушанием, так что сбежавшим, а таковые были, приходилось обходить все их тропы.

Другой причиной сохранения режима молчания о дореволюционном периоде развития российского образования может быть то, что в советский период было не принято говорить о достижениях в этой сфере царского времени — нужно было восхвалять только послереволюционные успехи. Умалчивание было выборочным, но так как практически все первые народные школы были сплошь и рядом церковно-приходскими, то о них особо не распространялись. Поэтому нам приходится довольствоваться только фрагментарными данными и отрывочными сведениями, говоря о первых годах распространения просвещения на этой земле. Основными источниками нашего исследования станут научно-исторические и этнографические труды разных лет, воспоминания, записки современников и архивные документы.

Верхоянск — один из самых известных и потому один из самых изученных городов как Якутии, так и всего Севера Российской Федерации. Одним из самых полных первых исследований Верхоянья является труд политического ссыльного, уроженца Тобольской губернии Ивана Александровича Худякова, происходившего из богатой купеческой семьи с очень непростой судьбой. После окончания Ишимского уездного училища он поступает в 1858 г. на историко-философский факультет Казанского университета, где впервые знакомится с революционными идеями [1, Худяков И.А., с. 35]. Как считается, чтобы лучше изучать славистику, он переводится в Московский университет, где преподавание этого предмета было на более высоком уровне. Однако в 1861 г. он был исключён из университета за неявку на экзамены. Правда, получил справку с правом преподавания.

Далее он уезжает в Санкт-Петербург, где в 1863-1864 гг. он сближается с Н.А. Ишути-ным, членом разогнанного к тому времени тайного кружка «Земля и воля», а в августе 1865 г. едет за границу, где устанавливает связь с А.И. Герценом и Н.А. Огарёвым. Позднее Худяков вспоминал, что кружковцы «большею частью отказались от всех радостей жизни и посвятили себя делу народного освобождения» [1, Худяков И.А., с. 103]. По возвращении домой он продолжает свою антигосударственную деятельность и становится одним из активных руководителей Ишутинской организации «Ад».

24 сентября 1866 г. по делу о покушении Д.В. Каракозова на императора Александра III Иван Александрович был приговорён Верховным уголовным судом «как не изобличённый в знании о намерениях Каракозова, но уличённый в знании о существовании и целях тайного общества». Не совсем ясно, была ли доказана его личная вина, но в обвинительном заключении особо указывается, что он является человеком «крайнего социалистического убеждения, врагом существующего порядка, требующим преобразования государства в коренных его основаниях» [2, Покушение Каракозова, c. 37]. Худяков был лишён всех прав состояния и выслан на вечное поселение в Сибирь.

И.А. Худяков прибыл в Верхоянск 7 апреля 1867 г. и 7 лет проведёт здесь. Его поселяют в юрту многодетного якута, и первое, что он делает, — принимается за изучение якутского языка, жизни и быта местного населения. Самые добрые отношения у него складываются с очень образованным и любознательным купцом С.В. Гороховым. Именно он помогал Худякову материально в его этнографических и фольклорных исследованиях 1.

Семён Васильевич Горохов, единственный в Верхоянске купец 2-й гильдии, был одним из немногих людей в Якутской области, который хорошо знал север Якутии, поэтому к нему часто обращались члены научных и картографических экспедиций. Семён Васильевич родился в 1819 г. в семье мещанина и получил хорошее домашнее образование и, как отмечают современники, «довольно порядочно усвоил себе знания по части грамматики и математики». Он был одним из самых высокоразвитых и начитанных якутов того времени, среди немногих стал купцом II гильдии, активным участником общественной жизни. Кстати, на его средства содержалась в Верхоянске больница — первое в Заполярье лечебное заведение, устроенное ещё в 1817 г.

Позднее И.А. Худяков стал наставником и учителем сына С.В. Горохова — Никиты, оказав ему помощь в упорядочении круга чтения и самообразования, расширении кругозора, а потом и в освоении методики краеведения, этнографии, поисковой работе. Скорее всего, именно через Худякова Н.С. Горохов получил первые познания в области методологии педагогики и обустройства учреждения образования.

Этих людей, И.А. Худякова и Н.С. Горохова, мы смело можем назвать пионерами системы образования в Верхоянье и основания школы в 1871 г. Вместе с тем доподлинно известно, что первые прошения об открытии учебного заведения подавались жителями Верхоянского округа задолго до этой даты. В нашем распоряжении имеется копия прошения за 1825 г. В Якутском архиве был найден документ: письмо священника Алексея Ивановича Слепцова исправнику Верхоянского округа Петру Петровичу Михалеву о необходимости открытия училища 2.

Но тот год был одним из самых драматичных периодов российской истории: скоропостижная кончина императора Александра I и, таким образом, окончание «дней Александровых...» ознаменовало собой и конец просвещённого абсолютизма и либеральных реформа-ций в России. А выступление декабристов на Сенатской площади предопределило реакционное правление Николая I с его жёстким управлением государством.

Верхоянск был далёк от этих событий в столице империи, однако можно предугадать, каковым был результат прошения об открытии школы: как ни странно, но события легко ложились на одну плоскость и развивались в одном направлении. В донесении Верхоянской инородной управы от 10 ноября 1825 г. на имя Верхоянского окружного исправника говори-

1 Первый учёный-якут Никита Семёнович Горохов (1847-1895). Тематический перечень документов по фондам Национального архива РС (Я). Якутск: ГКУ РС (Я) Нац. архив РС (Я), 2014. с. 4.

2 Курчатова Т.Т. Первая перепись в Якутской области. Эхо столицы. 2017. 19 марта. № 30 (2761). URL: https://www.exo-ykt.ru/articles/02/608/17955/ (дата обращения: 13.08.2020).

лось: «... на нынешнем съезде родовые старосты... с согласия своих, или собственного заблуждения, на учреждение школы. совершенно отказали быть таковой» [3, Верхоянской школе, с. 6]. Таким образом, был дан обратный ход прошению верхоянского священника.

Получив данное донесение, окружной исправник своим отношением от 27 декабря 1825 г. на имя «благочинного иерея Алексия Иоанновича» препроводил донесение управы и выражал надежду, что «последствием времени» родовые старосты придут к пониманию пользы этого дела, отметив, что для этого нужно вести разъяснительную работу, «вразумить их быть в других предположениях». Так что внутренний цензор, верноподданнические настроения и консервативный менталитет местных старост стали причиной отказа в устройстве школы в это время.

В связи с этим любопытным и несколько парадоксальным выглядит сообщение в газете «Социалистическая Якутия» от 30 августа 1932 г., где в статье «Всеобуч и школьное строительство в Верхоянском районе» инспектора Д. Кычкина в которой сообщается: «Первая школа в районе возникла в 1859 г. (!-классная церковно-приходская)...» 3. Являлось ли это ошибкой автора или действительно ему было известно, что ещё задолго до официального открытия Верхоянского училища в городе действовали неофициально подобия учебных классов при храмах округа — доподлинно неизвестно. Но то, что и до открытия школы в 1871 г. детей обучали грамоте в домашних условиях, а горожане понимали значимость и ценность образования, особенно в зажиточных семьях, нам известно из истории города и рассказов старожилов.

Надо отметить, что в Верхоянске в то время было довольно большое количество грамотных людей, их количество увеличивалось с прибытием всё новых ссыльных, начиная с первой половины XIX в. Они не считали зазорным заниматься обучением местных детишек, а обеспеченные горожане охотно отдавали им в обучение своих детей. Это было существенным вкладом в материальное состояние ссыльных. Но все это происходило не без ведома местных властей, или, по крайней мере, с молчаливого их согласия.

И только при вступлении на престол величайшего реформатора в российской истории императора Александра II, прозванного в народе «Освободителем», оказалось возможным открытие в далёком захолустье, каковым был в то время Верхоянск, учебного заведения. «1 января 1871 года после литургии и молебствия открыто Верхоянское училище в удобном здании Семёна Горохова. Поступило 4 мальчика. Один из них якут, а трое русские, эти по-

4

следние получили уже первоначальное домашнее воспитание» .

Первым учителем был казак, пятидесятник якутского казачьего полка Ефим Попов. Попечителем и неустанным подвижником дела просвещения среди местного населения был С.В. Горохов, который безвозмездно отдал под школьное заведение флигель своего дома,

3 Кычкин Д. Всеобуч и школьное строительство в Верхоянском районе // Социалистическая Якутия. 1932. 30 августа. № 198(3108). С. 1. URL: https://e.nlrs.ru/open/22292 (дата обращения: 13.08.2020).

4 ЦГА ЯАССР. Ф. 24, оп. 1, д. 1625, л. 1.

состоящий из четырёх комнат. Таковым было начало развития школьного образования на огромной заполярной территории.

Верхоянский округ во второй половине XIX в. являлся крупнейшим из всех округов Якутской области, так как составлял более одной трети всей её территории. Административным центром округа был Верхоянск. Здесь находилось окружное управление, возглавляемое исправником, которого назначал генерал-губернатор Восточной Сибири. Исполнительным аппаратом являлись полицейское управление и казачья команда. Верхоянск, возможно, мало походил на административный центр: жалкий вид городишка всегда поражал приезжающих. По переписи 1897 г., в Верхоянске было 59 дворов с 356 людьми, из которых 177 человек мужского пола и 179 — женского, а в 1911 г. в нем было 450 жителей. По данным этой же переписи, Якутская область занимала одно из последних мест по грамотности среди всех губерний и областей империи: было выявлено всего 11 090 грамотных, то есть всего 4,11% от численности населения 5.

Таким образом, можно смело сказать, что открытие школы оказалось самым значительным событием Верхоянья того времени, в которое тогда входили Абый, Аллаиха, Мома, Усть-Яна, Саккырыр, предгорье Верхоянского хребта.

Несомненным является вклад политических ссыльных в открытие школы, но является фактом и тяга образованных людей из местного населения к распространению образования на данной обширной территории. Известен также и вклад местных чиновников: исправник Верхоянского округа В.В. Иващенко по настоятельной просьбе И.А. Худякова пишет донесение Якутскому губернатору о возможности открытия в Верхоянске приходского училища. В нём, в частности, исправник говорит о том, что «население округа с радостью изъявило своё согласие с полной готовностью. пожертвовали для открытия приходского училища 1,064 рб. 80 коп.» 6.

В последующем, в период с 1871 по 1875 г. в Якутской области повсеместно стали открываться подобные училища; они действовали в 12 улусах, финансируемые, в основном, местным населением. Инспектор училища Якутской области В. Попов, говоря о тяге якутов к образованию, писал имперскому министру народного просвещения: «Считаю долгом отметить сильное стремление якутов к получению образования не только низшего, но и среднего и высшего. Только жаждой знания и желанием пробиться к свету и можно объяснить то, что якутские дети бегают в сельские школы за 5-6 вёрст даже в трескучие 40-градусные морозы» 7.

Гороховы помогали Худякову также в личных его просьбах и делах, в том числе обеспечили его дефицитными тогда бумагой и перьями. По всей видимости, по просьбе Ивана Александровича Семён Горохов в 1868 г. совершил поездку по наслегам Верхоянского улуса и собрал огромное количество сведений о народных обычаях, мифах, поверьях и фольклоре верхоянских якутов, которые были затребованы Русским географическим обществом. Как

5 Курчатова Т.Т. Первая перепись в Якутской области. Эхо столицы. 2017. 19 марта. № 30 (2761). URL: https://www.exo-ykt.ru/articles/02/608/17955/ (дата обращения: 13.08.2020).

6 ЦГА ЯАССР, ф. 24, оп. I, д. 1625, л. 12.

7 РГИА ДВ. Ф. 733, оп. 186, д. 2115, л. 24.

пишет П.С. Троев в своей книге «И. Худяков в Верхоянской ссылке», именно С. Горохов оказал неоценимую помощь учёному в сборе материалов, которые легли в основу фундаментального труда И.А. Худякова «Краткое описание Верхоянского округа».

Во всей этой истории очень наглядной, но сомнительной выглядит первая попытка организации школы, в которой, как становится понятно, Иван Худяков видел самый надёжный способ ускорения дела просвещения народа. Как известно, по приезду в город учёный уговорил исправника Иващенко устроить школу. Однако тот, в худших традициях русского чиновничества того времени, видел в этом мероприятии только новый источник финансовых доходов для себя. Он легко «склонил» горожан пожертвовать на это дело деньги (была собрана немалая сумма в размере 1 000 рублей серебром), которые исправник присвоил.

Политический ссыльный понимает, что за дело народного просвещения честно и бескорыстно может взяться только представитель самого народа. С этой целью он начинает обучать сына С.В. Горохова Никиту, как он пишет, «уже грамотного и любознательного юношу». «Мне важны были его указания, что надо выписать, и я стал выписывать книги по его совету, так как отец не отказывал мне в деньгах. Я читал теперь под руководством Худякова, часто говорил с ним по поводу прочитанного, и в этом, если хотите, заключалось для меня учительство Худякова», — рассказывал впоследствии Никита Горохов [3, Верхоянской, с. 139].

По совету И.А. Худякова в Верхоянск в 1867 г. Гороховы выписали журнал «Детское чтение», а через год — журнал «Семья и школа», затем и журналы «Народная школа» и «Учитель». Все это оказалось тем научным, теоретическим и практическим основанием начала учебной и учебно-методической работы в Верхоянской школы

Надо сказать, что, несмотря на приходское название Верхоянского одноклассного училища, оно изначально было светским учебным заведением. Церковно-приходская школа при Благовещенской церкви будет открыта только через 21 год. В то время в приходской школе учили, конечно, и Закон Божий, и основы христианского вероучения, что было обязательным. Но всё же большее внимание уделялось чтению, письму и арифметике; кроме этих предметов преподавались геометрия, география, история, начатки физики и естественной истории. Тогда же в Верхоянске начинаются и метеорологические наблюдения, которые прославят город как самое холодное место в Северном полушарии. Так что оба этих события — открытие школы и нахождение мирового полюса холода — события одного порядка.

Также известно, что И. Худяков первым начал метеорологические наблюдения, понимая важность данного дела в условиях этого сурового края. Он постоянно передавал через Верхоянское окружное полицейское управление донесения с метеорологическими наблюдениями. Известно донесение Верхоянского окружного полицейского управления якутскому гражданскому губернатору о представлении Худяковым таблицы с метеорологическими наблюдениями, которые направлялись в Императорское географическое общество в Санкт-

Петербург 8. Они были составлены им по поручению Чукотской экспедиции барона Г.Л. Май-деля. Данная экспедиция была организована в начале 1868 г., Восточно-Сибирским генерал-губернатором М.С. Корсаковым, Сибирским отделом Императорского Русского географического общества и Санкт-Петербургской Академией наук. Её целью было обозначено усиление влияния России на восточных рубежах и окончательного принятия чукчами российского

9

подданства .

Барон Г.Л. Майдель отблагодарил Худякова и оставил ему 2 термометра, а впоследствии передал часы и денежные средства для продолжения метеонаблюдений 10. Правда, в донесении экзекутора и казначея Якутского областного полицейского управления сотника Е. Жиркова Верхоянскому окружному исправнику говорится о доставлении только «часов английского производства» и записки от самого барона 11.

Как писал известный исследователь истории этого края, профессор, доктор исторических наук П. Казарян, «После Худякова метеорологическими наблюдениями занимался Семён Горохов. С 13 ноября 1871 г. по 27 марта 1872 г. он проводил наблюдения» [4, Город Верхоянск, с. 17]. К этим наблюдениям, несомненно, привлекались и школьники. Как отмечал в своём дневнике участник экспедиции А. Чекановского Сигизмунд Венгловский, посетивший Верхоянск в 1875 г., «Никита устроил небольшую обсерваторию, старательно вёл в течение нескольких лет свои наблюдения». О самом купце он отзывается так: «Горохов . — просвещённый, довольно начитанный человек, патриот Якутии, горячо любящий свой родной край. .Он помог нам в организации нового обоза для дальнейшей перевозки собранных коллекций. Ему мы обязаны также множеством практических указаний, касающихся путешествия зимой» [5, Мостахов С.Е., с. 408].

У Никиты Семёновича была обширная библиотека, которая в основном состояла из научно-популярных книг по наукам о земле. Он много занимался метеорологией, устроив у себя обсерваторию, по результатам своих наблюдений вёл специальный дневник, занимался записью преданий, рассказов, сказок родного народа. «Свои работы он посылал географическому обществу в Иркутск» [6, Казарян П.Л., с. 87]. К сожалению, эти материалы не известны широкому научному кругу, хотя есть сведения, что Н. Горохов вёл активную переписку с Академией наук, в частности, с академиком Л.И. Шренком.

Первоначально первому учителю школы Ефиму Попову помогал с июля 1872 года священник местной церкви Орлов. Однако вскоре выяснилось, что он не справляется с возложенными на него обязанностями, а И. Худяков был болен и в делах школы участвовать не мог. Но в том же году из Олекминских золотых приисков возвращается Никита Горохов, который вызывает из Якутска имеющего педагогическую практику пятидесятника Ивана Брат-

8 НА РС (Я). Ф. И-12, оп. 1, д, 1672, л. 84-84-об.

9 Казаев А.В. Предисловие. Чукотская экспедиция Гергарда Людвиговича Майделя (1868-1870). Якутск: ГКУ РС (Я) Нац. архив РС (Я), 2014. 29 с. URL: http://archivesakha.ru/?page_id=8500 (дата обращения: 13.08.2020).

10 НА РС (Я). Ф. И-25, оп. 1, д. 156, л. 2-3.

11 НА РС (Я). Ф. И-25, оп. 1, д. 156, л. 4-4 об.

чикова. Уже через два года после смерти отца, в 1874 г. губернатор утверждает Н. Горохова почётным попечителем Верхоянского приходского училища, после чего дела пошли намного лучше. Он сразу же организует при школе пансионат, понимая, что увеличение количества учеников за счёт приезжих обязательно потребует поиск места их жительства. Сохранилось его прошение от 7 января 1874 г. верхоянскому исправнику А.С. Антипину: «Искренне сочувствуя делу народного образования и желая по возможности содействовать правительству в распространении грамотности и русского языка между якутами, покорнейше прошу, ваше высокоблагородие, принять от меня под училище дом, что супротив дома лекарского ученика Климовского. Дом этот я жертвую со всеми амбарами и пристройками в вечное владение училища. Чтобы как можно меньше тратилось от основного училищного капитала, обязуюсь в течение 3-х лет доставлять для учащихся учебные пособия» 12. Для лучшего устройства образовательного процесса Горохов заказывает ученические столы и скамейки по рисункам и чертежам, опубликованным в журнале «Народная школа» за 1870 г.

В результате проведённого нами исследования мы получили возможность узнать новые факты из истории открытия и первых лет существования Верхоянской средней школы. Она оказала существенное влияние на дальнейшее развития дела образования в арктической зоне Якутии и стала форпостом просвещения на Крайнем Севере. Социальное устройство и культурное просвещение народа напрямую связано с историей усиления тяги людей к учёбе и распространения основ наук среди местного населения. Это даёт нам возможность иными глазами взглянуть на прошлое своей республики — без идеологического или политического подтекста. Вместе с тем духовность неразрывно связана с государственной политикой, хозяйственным укладом и экономическим развитием общества. Анализ дореволюционного периода формирования и функционирования образовательной системы даёт возможность более отчётливо представлять проблемы современного реформирования и модернизации этой важнейшей сферы государства.

Литература

1. Худяков И.А. Записки каракозовца. Москва; Ленинград: Молодая гвардия, 1930. 213 с.

2. Покушение Каракозова: стенографический отчёт по делу Д. Каракозова, И. Худякова, Н. Ишу-тина и др. Москва — Ленинград: Издательство Центрархива РСФСР, 1938. 512 с.

3. Верхоянской школе — 125 лет / [сост.: И.В. Рожин]. Батагай: НИПК «Якутполиграфиздат», 1996. 299 с.

4. Город Верхоянск — полюс холода Северного полушария / [сост.: А.В. Слепцова]. Якутск: Бичик, 2012. 160 с.

5. Мостахов С.Е. История географического изучения Северо-Востока Сибири (XVII в. — начало XX в.): избранные труды. Якутск: ИД СВФУ, 2013. 464 с.

6. Казарян П.Л. Комментарии к статье Н.С. Горохова // Вестник СВФУ. 2011. Т. 8. № 1. С. 87-88.

12 НА РС (Я). Ф. 25-и, оп. 1, д. 310, л. 23.

References

1. Khudyakov I.A. Zapiski karakozovtsa [Karakozovts' Notes]. Moscow; Leningrad, Molodaya gvardiya Publ., 1930, 213 p. (In Russ.)

2. Pokushenie Karakozova: stenograficheskiy otchet po delu D. Karakozova, I. Khudyakova, N. Ishutina i dr. [Assassination Attempt of Karakozov: a Verbatim Report on the Case of D. Karakozov, I. Khudyakov, N. Ishutin and others]. Moscow, Leningrad, Tsentrarkhiv RSFSR Publ., 1938, 512 p. (In Russ.)

3. Rozhin I.V., ed. Verkhoyanskoy shkole — 125 let [Verkhoyansk School is 125 Years Old]. Batagay, Yakutpoligrafizdat Publ., 1996, 299 p. (In Russ.)

4. Sleptsova A.V., ed. Gorod Verkhoyansk — polyus kholoda Severnogo polushariya [The City of Verkhoyansk is the Cold Pole of the Northern Hemisphere]. Yakutsk, Bichik, 2012, 160 p. (In Russ.)

5. Mostakhov S.E. Istoriya geograficheskogo izucheniya Severo-Vostoka Sibiri (XVII v. — nachalo XX v.): izbrannye trudy [History of the Geographical Study of the North-East of Siberia (17th — early 20th century): Selectas]. Yakutsk, NEFU Publ., 2013, 464 p. (In Russ.)

6. Kazaryan P.L. Kommentarii k stat'e N.S. Gorokhova [Comments on the Article of N.S. Gorokhov]. Vestnik of North-Eastern Federal University, 2011, vol. 8, no. 1, pp. 87-88.

Статья принята 13.08.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.