Научная статья на тему 'ВЕРБАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ'

ВЕРБАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
579
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТ / ВЕРБАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / КРЕАТИВНОСТЬ / ВЕРБАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ / ВЕРБАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / СТУДЕНТЫ / СТУДЕНТЫ-ПСИХОЛОГИ / ПСИХОДИАГНОСТИКА ИНТЕЛЛЕКТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Панченко Людмила Леонидовна, Шестернина Ольга Игоревна

Цель : изучить уровень вербального интеллекта и вербальной креативности у студентов, обучающихся на направлении подготовки «Психология» первого, второго и четвертого курсов. Методы : психодиагностические методики: 1)WAIS субтест «Осведомленность» (Д. Векслер); 2) WAIS субтест «Сходство» (Д. Векслер); 3) WAIS субтест «Понятливость» (Д. Векслер); 4) WAIS субтест «Словарный» (Д. Векслер); 5) Методика «вербальной креативности» С. Медника, адаптированная А.Н. Ворониным; 6) Методика «Оценка продуктивности вербальной памяти (опвп) (Пятиминутка)» О.Ф. Потёмкиной, Е.С. Романовой. Для подтверждения значимости различий между группами студентов разного курса использовались критерии Стьюдента и Манна - Уитни. Результаты : В результате проведения психодиагностического исследования были получены данные, свидетельствующие о том, что: большинство респондентов обладают низким объёмом вербальной памяти; уровень вербального интеллекта большинства студентов-психологов в данном исследовании - средний. Такое развитие вербальных способностей позволяет достаточно успешно осваивать программу обучения, но создает возможность для сомнений в будущей профессиональной состоятельности психологов этого потока. Уровень развития вербальных способностей студентов-психологов на разных курсах значимо не отличается. Вербальный интеллект студентов не соответствует возрастным нормам 80-90г.г. ХХ века, большинство респондентов имеют уровень IQ ниже значений 1981 и 2001 года. Практическая значимость : основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при работе со студентами соответствующего профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Панченко Людмила Леонидовна, Шестернина Ольга Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VERBAL ABILITIES OF PSYCHOLOGY STUDENTS AT DIFFERENT STAGES OF TRAINING

Purpose: to study the level of verbal intelligence and verbal creativity of students studying in the direction of training "Psychology" of the first, second and fourth years. Methods: psychodiagnostic techniques: 1)WAIS subtest "Awareness" (D. Wexler); 2) WAIS subtest "Similarity" (D. Wexler); 3) WAIS subtest "Intelligibility" (D. Wexler); 4) WAIS subtest "Vocabulary" (D. Wexler); 5) Method of "verbal creativity" S. Mednik, adapted by A. N. Voronin; 6) Method "Assessment of productivity of verbal memory (opvp) (five-minute)" O. F. Potemkina, E. S. Romanova. To confirm the significance of differences between groups of students of different courses, the student and Mann - Whitney criteria were used. Results: As a result of the psychodiagnostic study, data were obtained indicating that: the majority of respondents have a low volume of verbal memory; the level of verbal intelligence of the majority of psychology students in this study is average. This development of verbal abilities allows you to successfully master the training program, but creates the possibility for doubts about the future professional competence of psychologists in this stream. The level of development of verbal abilities of psychology students in different courses does not significantly differ. The verbal intelligence of students does not correspond to the age norms of the 80-90 years of the twentieth century, the majority of respondents have an IQ level lower than the values of 1981 and 2001. Practical significance: the main provisions and conclusions of the article can be used in scientific and pedagogical activities when working with students of the appropriate profile.

Текст научной работы на тему «ВЕРБАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ»

Азимут научных исследований: педагогика и психология. ПАНЧЕНКО Людмила Леонидовна и другие

2021. Т. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474 ВЕРБАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ ...

УДК 159.95

DOI: 10.26140/anip-2021-1001-0093

ВЕРБАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ

© Автор(ы) 2021

SPIN-код: 5920-8840

AuthorlD: 404272

ПАНЧЕНКО Людмила Леонидовна, кандидат биологических наук, доцент кафедры философии и юридической психологии ШЕСТЕРНИНА Ольга Игоревна, студент кафедры философии и юридической психологии Владивостокский университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя, 41, e-mail: freedom.1993@mail.ru)

Аннотация. Цель: изучить уровень вербального интеллекта и вербальной креативности у студентов, обучающихся на направлении подготовки «Психология» первого, второго и четвертого курсов. Методы: психодиагностические методики: 1)WAIS субтест «Осведомленность» (Д. Векслер); 2) WAIS субтест «Сходство» (Д. Векслер); 3) WAIS субтест «Понятливость» (Д. Векслер); 4) WAIS субтест «Словарный» (Д. Векслер); 5) Методика «вербальной креативности» С. Медника, адаптированная А.Н. Ворониным; 6) Методика «Оценка продуктивности вербальной памяти (опвп) (Пятиминутка)» О.Ф. Потёмкиной, Е.С. Романовой. Для подтверждения значимости различий между группами студентов разного курса использовались критерии Стьюдента и Манна - Уитни. Результаты: В результате проведения психодиагностического исследования были получены данные, свидетельствующие о том, что: большинство респондентов обладают низким объёмом вербальной памяти; уровень вербального интеллекта большинства студентов-психологов в данном исследовании - средний. Такое развитие вербальных способностей позволяет достаточно успешно осваивать программу обучения, но создает возможность для сомнений в будущей профессиональной состоятельности психологов этого потока. Уровень развития вербальных способностей студентов-психологов на разных курсах значимо не отличается. Вербальный интеллект студентов не соответствует возрастным нормам 80-90г.г. ХХ века, большинство респондентов имеют уровень IQ ниже значений 1981 и 2001 года. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при работе со студентами соответствующего профиля.

Ключевые слова: интеллект, вербальный интеллект, креативность, вербальная память, вербальные способности, студенты, студенты-психологи, психодиагностика интеллекта.

VERBAL ABILITIES OF PSYCHOLOGY STUDENTS AT DIFFERENT STAGES OF TRAINING

© The Author(s) 2021

PANCHENKO Liudmila Leonidovna, candidate of biological sciences, associate professor, associate professor of department of Department of Philosophy and Legal Psychology SHESTERNINA Olga Igorevna, student of the Department of Philosophy and Legal Psychology Vladivostok State University Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogol street, 41, e-mail: freedom.1993@mail.ru)

Abstract. Purpose: to study the level of verbal intelligence and verbal creativity of students studying in the direction of training "Psychology" of the first, second and fourth years. Methods: psychodiagnostic techniques: 1)WAIS subtest "Awareness" (D. Wexler); 2) WAIS subtest "Similarity" (D. Wexler); 3) WAIS subtest "Intelligibility" (D. Wexler); 4) WAIS subtest "Vocabulary" (D. Wexler); 5) Method of "verbal creativity" S. Mednik, adapted by A. N. Voronin; 6) Method "Assessment of productivity of verbal memory (opvp) (five-minute)" O. F. Potemkina, E. S. Romanova. To confirm the significance of differences between groups of students of different courses, the student and Mann - Whitney criteria were used. Results: As a result of the psychodiagnostic study, data were obtained indicating that: the majority of respondents have a low volume of verbal memory; the level of verbal intelligence of the majority of psychology students in this study is average. This development of verbal abilities allows you to successfully master the training program, but creates the possibility for doubts about the future professional competence of psychologists in this stream. The level of development of verbal abilities of psychology students in different courses does not significantly differ. The verbal intelligence of students does not correspond to the age norms of the 80-90 years of the twentieth century, the majority of respondents have an IQ level lower than the values of 1981 and 2001. Practical significance: the main provisions and conclusions of the article can be used in scientific and pedagogical activities when working with students of the appropriate profile.

Keywords: intelligence, verbal intelligence, creativity, verbal memory, verbal abilities, students, psychology students, psychodiagnostics of intelligence.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важ- ческом кодексе психолога, размещенном на официальными научными и практическими задачами. Активная ном сайте профессиональной корпорации психологов компьютеризация жизни, присутствие современных России. Один из пунктов этического кодекса - высокая технологий, гаджетов, планшетов, выступает важней- компетентность специалиста.

шим средством, способствующим развитию современ- Согласна этому пункту, психолог должен обладать

ной жизни, коренным образом изменяя привычные фор- высоким уровнем компетенции, который будет реали-

мы учебного процесса и влияя на интеллектуальные и зовывать в своей работе, а также определять границы

творческие способности людей. Быстрый поиск инфор- своего профессионального опыта и компетентности.

мации, посредством компьютеров и других технических Специалист - психолог обязан оказывать только квали-

устройств, подключенных к сети интернет, обладая яв- фицированную помощь, обусловленную образованием и

ным преимуществом перед другими традиционными соответствующим обучением, согласно выбранным ме-

средствами обучения, является и средством воспитания, тодикам. В подпункте «ограничения профессиональной

влияющим на развитие творческого потенциала студен- компетентности« прописаны компетенции психолога,

тов, на развитие интеллектуальных способностей, в том в которых психолог должен оказывать непосредствен-

числе и вербального интеллекта. Актуальность исследо- ную (интервьюирование, анкетирование, электрофизио-

вания обусловлена требованиями, прописанными в эти- логическое исследование, психотерапия, тестирование,

PANCHENKO Liudmila Leonidovna and others VERBAL ABILITIES OF PSYCHOLOGY STUDENTS .

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

тренинг и др.) или опосредованную (метод наблюдения, биографический метод, исследование результатов деятельности клиента и др.) работу с клиентом, и должен обладать методами наблюдения, психодиагностической беседы, психолого-педагогического воздействия в объеме, необходимом, чтобы сформировать у клиента чувство доверия симпатии, комфорта и удовлетворения от проделанной работы.

Чтобы осуществлять реализацию данных компетенций, психолог должен обладать высоким уровнем вербального интеллекта, не испытывать трудностей в том, чтобы облекать мысли в слова, выражать информацию доступно, уметь объяснить обоснованность используемых методик и их важность. Таким образом, вербальный интеллект и навык получения, обработки информации, а также возможности выразить ее, - является для психолога одним из важных навыков.

В настоящее время много говорят о так называемом поколении Ъ - поколении 2000-х. Молодежь, отличающаяся высокой степенью компьютерной грамотности, поколение интернета, воспринимает только краткую и наглядную информацию, мало читает книг и т.д. В связи с этим ставится вопрос о падении уровня вербального интеллекта у представителей современной молодежи, в частности, будущих психологов, чьи вербальные способности - одно из профессионально-важных качеств [1].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Интеллект представляет собой систему психических механизмов, определяющих то, каким образом организуется «внутри» индивидуума его личная, субъективная реальность, обусловленная внешней реальностью [2]. В структуру интеллекта входит вербальный и невербальный интеллект. Вербальный интеллект - логическая форма мышления, в которой акцент делается на словесно - логическую форму, на осознание. Понятие «креативность» впервые было использовано в 1922 г. Д. Симпсоном. Этим термином он обозначил способность человека отказываться от стереотипных способов мышления [3]. По мнению Е. Торренса, креативность - это общая способность, которая базируется на констелляции общего интеллекта, личностных характеристик и способностей к продуктивному мышлению. Креативность проявляется при дефиците знаний, в процессе включения информации в новые структуры и связи, идентификации недостающей информации, поиска новых решений и их проверки, сообщения результатов [3]. В классификации И.Б.Дермановой и М.А.Крыловой, креативность делится на два вида: вербальную креативность (словестно-творческое мышление) и невербальную (изобразительное творческое мышление) [4]. К основным критериям вербальной креативности относят беглость, гибкость, оригинальность. При этом беглость как количественный критерий свидетельствует о скорости протекания мыслительных процессов, что выражается в выдвижении и словесном формулировании большего или меньшего количества идей за определенную единицу времени; гибкость характеризует разнообразие этих идей, оригинальность предполагает их нестандартность. Оригинальность как наиболее очевидный показатель вербальной креативности проявляется в отказе от стандартных способов выражения мысли, даже в рамках предсказуемого сюжета, а также в неожиданном сближении разных семантических сфер, нахождении одновременно экономной и емкой формы слова [5]. Для профессии психолога вербальная креативность важна, как инструмент успешной работы с клиентом. Творческий подход к реализации запроса, к решению задачи, к выбору методики диагностики, направления работы, а главное возможность выражать свою мысль понятным и доступным способом, увлекая клиента перспективами возможности решить постав-

ленную задачу. Вербальная креативность для психолога напрямую связана с коммуникацией, а также с возможностью вариативности в пределах подхода, в котором он работает, с целью достижения максимальной адаптации методики под индивидуальные личностные особенности клиента. Вербальная креативность также необходима психологу для комбинирования методик, способов диагностики, для моделирования плана дальнейшей работы. Поскольку вербальный интеллект позволяет анализировать и систематизировать полученную информацию, а также словесно воспроизводить ее, - несомненно на его развитие влияет способ получения информации и ее качество. [6]. Современные социальные сети изобилуют доступной информацией, предлагая широкий спектр видеоряда, не требующий усилий для его получения. И если студент не обладает интеллектуальной инициативой, а также интеллектуальной саморегуляцией, наиболее доступным и простым способом получения информации для него, в его повседневной жизни, являются социальные сети, что обуславливает развитие его вербальных способностей [7]. В современной отечественной психологии все чаще исследуются разные виды интеллекта и других когнитивных способностей студентов, что определено влияниями времени (цифровизация учебного процесса, снижение активности чтения молодежью, ЕГЭ) и тревогой преподавателей вузов. Рассматриваются разнообразные аспекты жизни студента в связи с развитием разных типов вербальных способностей [8-14]. Современные психологи поднимают вопрос о влияния 1Т-активности студентов на их когнитивные способности. Исследование И.П. Березовской и др. на выборке студентов 17-23 лет выявило, что активное использование 1Т-устройств в учебной деятельности отрицательно связано с показателями вербального интеллекта, тогда как общение в соцсетях и компьютерные игры не оказывают однозначно негативного влияния [15].

Формирование целей статьи (постановка задания). В данной работе исследовался уровень вербального интеллекта и вербальной креативности у студентов, обучающихся на направлении подготовки «Психология» первого, второго и четвертого курсов. Актуальность исследования обусловлена профессиональной необходимостью развития вербального интеллекта и вербальной креативности у студентов психологического факультета. Преподавателям необходимы знания о том, на каком уровне находится вербальный интеллект у студентов, которые поступают учиться на психолога (на входе), а также знание о том, как влияет на развитие вербального интеллекта обучение на факультете психологии, в том числе у выпускного курса (на выходе). Основной гипотезой исследования стало предположение, что вербальный интеллект и вербальная креативность студентов факультета психологии различны на разных этапах обучения. В качестве дополнительной гипотезы: вербальные способности студентов не соответствует возрастным нормам 80-90г.г. ХХ века.

Исследование проводилось с добровольным участием студентов первого, второго и четвертого курса ВГУЭС, обучающихся по направлению подготовки «Психология». Выборка составила 57 человек: 17 человек с первого курса, в возрасте 16-17 лет; 22 человека со второго курса, в возрасте 17-18 лет; и 18 человек с четвертого курса, в возрасте 19 - 20 лет (реальные учебные группы). Для проведения исследования были использованы следующие методики: субтест «Осведомленность» (Д. Векслер); 2) WAIS субтест «Сходство» (Д. Векслер); 3) WAIS субтест «Понятливость» (Д. Векслер); 4) WAIS субтест «Словарный» (Д. Векслер) [16]; 5) Методика «вербальной креативности» С. Медника, адаптированная А.Н. Ворониным [17]; 6) Методика «Оценка продуктивности вербальной памяти (опвп) (Пятиминутка)» О.Ф. Потёмкиной, Е.С. Романовой [18]. Тестирование проходило в утреннее время, в учебных аудиториях.

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; е-Ш8Ы; 2712-8474

ПАНЧЕНКО Людмила Леонидовна и другие ВЕРБАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ ...

Студентам были выданы бланки методик, общее время прохождения всех методик в каждой группе составило около полутора часов.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

По результатам, полученных по субтесту «Осведомленность» (Д. Векслер), у подавляющего большинства студентов уровень осведомленности попадает в средние значения. Тенденция такова, что все три курса имеют достаточно хорошие показатели по параметрам осведомленности, то есть они могут быстро, без особых трудностей излагать свои мысли, высказывать свое мнение, способны связно и грамотно излагать и пересказывать текст. У большинства респондентов развиты способности к логическому мышлению, обобщению материала и абстрагированию. Скорее всего респонденты не испытывают сложности в словесном воспроизведении материала, могут высказать свое мнение, описать связно и логично ситуацию, происшествие или еще что-либо. У них выражены способности к логическому мышлению, обобщению материала и абстрагированию. Основную сложность для респондентов составили вопросы: «назовите четырех космонавтов, летавших в космос после Ю. Гагарина», «Где находится Бразилия? », «В каком направлении Вы будете путешествовать, если поедете из Киева в Болгарию?», «Что такое Ватикан?», «Как далеко от Москвы до Владивостока?», «Назовите три вида кровеносных сосудов в человеческом теле», «Кто написал «Илиаду»? », «Кто написал «Фауста»?», «Что такое этнография?», «Что такое гносеология?».

Для проверки значимости различий между группами (попарное сравнение групп) использован критерий Стьюдента, который значимых различий не показал.

По результатам, полученных по субтесту «Сходство» (Д. Векслер), у большинства студентов (8 из 17 - первый курс; 6 из 22 - второй курс и 16 из 18 - четвертый курс) имеют высокий вербальный интеллект (19-26 баллов). Респонденты скорее всего сильны в культурном понимании и знании своей языковой культуры. Однако, 10 человек из всей выборки показали низкий результат (ниже 12). У них могут возникнуть трудности при изложении своих мыслей, мнения, формулировки полученной информации. Респонденты испытывают сложности в словесном воспроизведении материала, им нелегко высказать свое мнение, описать связно и логично ситуацию, происшествие или еще что-либо. Для проверки значимости различий между группами (попарное сравнение групп) использован критерий Стьюдента, который значимых различий не показал.

По результатам, полученных по субтесту «Понятливость» (Д. Векслер), у большинства студентов (16 из 17 - первый курс; 10 из 22 - второй курс и 10 из 18 - четвертый курс) имеют высокий вербальный интеллект (22-29 баллов). Респонденты могут без особых трудностей строить умозаключения на основе жизненного опыта и с опорой на здравый смысл, подключая эмоциональные и интеллектуальные факторы, обладают актуальной готовность к умственной деятельности, самостоятельности и зрелости суждений. Всего 3 человека из всей выборки показали низкий результат. Наибольшую сложность вызвали следующие задания: «Почему человек, родившийся глухим, обычно не может и говорить?», «Почему необходимо планирование?«, «Что означает пословица «Одна ласточка весны не делает?». Для проверки значимости различий между группами (попарное сравнение групп) использован критерий Стьюдента, который значимых различий не показал.

По результатам, полученных по субтесту «Словарный» (Д. Векслер), у большинства студентов (10 из 17 - первый курс; 11 из 22 - второй курс и 9 из 18 - четвертый курс) имеют высокий вербальный интеллект (22-29 баллов). Респонденты скорее всего имеют достаточно большой словарный запас, хорошее чувство меры и адекватность при определении необходимого и

достаточного для раскрытия смысла слов. В усвоении нового понятийного материала, и в словесном и понятийном его воспроизведении они не будут испытывать сложностей. Всего 3 человека из всей выборки показали низкий результат. У большинства респондентов описание было точным, различалось в объеме описываемого. Некоторые респонденты пропускали слова. Особую сложность для описания у студентов вызвали слова «плагиат», «тирада», «периметр», «осязаемый», «пародия». Для проверки значимости различий между группами (попарное сравнение групп) использован критерий Стьюдента, который значимых различий не показал.

Согласно суммарным данным по субтестам вербального интеллекта, большинство испытуемых (38 человек: 15 первокурсников, 10 второкурсников и 13 студентов четвертого курса) имеют средний уровень вербального интеллекта - ^ 90-109. Сниженная норма вербального интеллекта зафиксирована у 15 человек, пограничный уровень - у двух. Согласно исследованиям интеллекта, проведенным Р. Линном, средний уровень ^ российских респондентов по состоянию на 2001 год в возрасте 14-15 лет составляет 97 баллов; в возрасте 27-55 лет составляет 96 баллов. Эти данные Р. Линн сравнивает в своем исследовании с данными, полученными в 1981 году, по которым средний уровень ^ респондентов составляет 99 баллов соответственно по состоянию на 1981 год [19]. В результате анализа данных по методикам вербальных субтестов студентов первого, второго и четвертого курсов ВГУЭС, обучающихся по напрвлению «Психология», установлено, что 12 из 57 респондентов имеет результат 96 и выше баллов оставшаяся часть (79%) соответственно имеет результат ^ ниже среднего показателя, представленного в исследовании на 1981. Таким образом, если сравнивать показатели интеллекта, полученные в 1981 и 2001 году с результатами нашего исследования, можно сделать вывод, что большинство респондентов имеют уровень ^ ниже значений 1981 и 2001 года.

По результатам, полученным по методике вербальной креативности С. Медника-А. Воронина, индекс оригинальности у студентов первого курса средний (7 из 17) и низкий (10 чел.). У второго курса 10 респондентов из 22 имеют высокие показатели по методике, 9 - средние, 3 респондента имеют низкие показатели. У четвертого курса 5 респондентов имеют высокий уровень вербального интеллекта и продуктивности, 7 средний уровень, и 6 респондентов имеют низкие показатели. Большинство респондентов давали по одному ответу на каждую тройку слов, при инструкции, в которой говорилось, что количество ответов неограниченно. Но респонденты, показавшие высокие результаты имели не только не менее двух ответов на каждую тройку слов, но и большое число уникальных ответов, которые оценивались в один балл. Из таких уникальных ответов, которых не было в стандартных, прописанных при обработке результатов ответов, были такие как - «событие», «забыть» к тройке слов «детство - случайное - хорошее». В целом, выполнение заданий по методике вербальной креативности не доставило сложностей студентам, некоторые студенты давали несколько ответов, что может свидетельствовать о высокой мотивации к прохождению заданий. Гипотеза о различиях по данному показателю между курсами, подтверждена на уровне тенденции.

По результатам, полученным по методике «Оценка продуктивности вербальной памяти (опвп) («Пятиминутка»)» О.Ф. Потёмкиной, Е.С. Романовой, у первого курса среднюю продуктивность воспроизведения показали 3 человека, низкую - 13 человек. Результаты второго курса: высокую продуктивность воспроизведения показали 2 человека, среднюю продуктивность воспроизведения показали 8 человек, низкую - 13 человек. Результаты четвертого курса: среднюю продуктивность воспроизведения показали 3 человек, низкую - 14 человек. Таким образом, большинство студентов обладает

PANCHENKO Liudmila Leonidovna and others VERBAL ABILITIES OF PSYCHOLOGY STUDENTS .

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

средним и низким уровнем вербальной памяти. Среди писателей и поэтов, фамилии которых писали студенты в задании, в большинстве преобладали такие писатели и поэты, как А. Пушкин, Л. Толстой, С. Есенин, В. Маяковский, Ф. Достоевский, М. Булгаков, А. Ахматова, М. Цветаева (школьная программа). Реже студенты писали таких писателей, как С. Кинг, Д. Донцова, братья Стругацкие, Э. Хемингуэй, Ф.Ницше, М. Лабковский. По результатам статистической обработки результатов, объем вербальной памяти студентов от курса к курсу не претерпевает существенных изменений. Дополнительно было проведено сравнение полученных результатов с подобным исследованием, проведенным в 2009 году по методике объем вербальной памяти, проведенное Панченко Л.Л., Приймак Ю.В. в работе «Интеллект у студентов первого курса факультета психологии», в котором принимали участие студенты первого и второго курсов МГУ им. адм. Г.И. Невельского Гуманитарного института факультета психологии по специальности «Психология» [20]. Респонденты исследуемой в 2009 группы обладают низким объёмом вербальной памяти (норма которой составляет 25-40, свыше 40 - высокий показатель), что может говорить о низкой успеваемости и наибольших трудностях в обучении. Подобные результаты получены и в нашем исследовании.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Выводы по результатам исследования: Большинство респондентов обладают низким объёмом вербальной памяти, что может быть связано как с увлеченностью видео-презентациями на электронных носителях вместо чтения; так и со спецификой современного школьного обучения и ЕГЭ. Уровень вербального интеллекта большинства студентов-психологов в данном исследовании - средний. Такое развитие вербальных способностей позволяет достаточно успешно осваивать программу обучения, но создает возможность для сомнений в будущей профессиональной состоятельности психологов этого потока. Уровень развития вербальных способностей студентов-психологов на разных курсах значимо не отличается, что может объяснено, во-первых, более ранним возрастом интенсивного развития этих видов способностей; и во-вторых, недостаточностью бакалаврской подготовки выпускников-психологов. Вербальный интеллект студентов не соответствует возрастным нормам 80-90г.г. ХХ века, большинство респондентов имеют уровень ^ ниже значений 1981 и 2001 года. Такая тенденция может говорить о трудностях в обучении. Вероятна низкая продуктивность вербального воспроизведения, низкая коммуникабельность, сложность в запоминании большого объема информации на длительное время, в итоге, это приводит к тому, что испытуемым сложно воспроизводить полученную информацию, анализировать информацию, выделять существенное, мыслить критически и делать выводы. В качестве практических рекомендаций, которые можно предложить при организации образовательного процесса на факультете психологии, является педагогическая методика, направленная на развитие вербальных способностей у студентов. Важно давать студентам задачи, направленные на реализацию логики собственного ума. Например, при обучении предмету «Психологическое консультирование» студентам дается задание разобрать несколько психологических ситуаций. В этой ситуации преподаватель может дать возможность студенту сначала опереться на логику собственного ума, а потом направить его в нужном направлении. Дать возможность поразмышлять, ошибиться, предложить нестандартные решения, нащупать уникальность собственного мышления. Развитие уникальности склада индивидуального ума важно не только как условие успешного учения. Именно в индивидуальном своеобразии интеллекта заключен потенциал необычных, дерзких решений. Важно давать возможность обучающимся учиться облекать свои мысли в слова, рассуждать вслух,

давать возможность свободного собственного изложения информации, своими словами объясняя понятое. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Богачева Н. В., Сивак Е.В. Мифы о «поколении Z» : научное издание. М.: НИУВШЭ, 2019. — 64 с.

2. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1997. — 800 с.

3. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности : учебник для студ. вузов /Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2009. - 390 с.

4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей: учебное пособие. СПб.: Питер, 1999. - 368 с.

5. Гридина Т.А. Экспериментальное исследование вербальной креативности: словотворчество и речепорождение: учебное пособие. СПб.: Питер, 2012. - 372 с.

6. Синченко Т.Ю. Взаимосвязь составляющих интеллекта, вербальной и невербальной креативности с продуктивностью и успешностью решения психодиагностических задач у студентов-психологов / Личность и динамика социальных систем //Материалы научной конференции. Под редакцией Л.А. Мирской. Ростов-на-Дону: Общество с ограниченной ответственностью «Наука-Спектр». 2017. С. 166-171.

7. Крамаренко В.Ю. Интеллект и уровни его развития: научное издание. М.: Моск. ун-т. 1983. — 243 с.

8. Разумникова О.М., Яшанина А.А., Асанова Н.В. Вклад вербального, пространственного и эмоционального компонентов интеллекта в самооценку качества жизни в молодом возрасте // Экспериментальная психология, 2017. Т. 10, № 4. С. 34—45.

9. Колесникова А.Г., Ильина Е.А., Колоколова Е.В. Развитие вербальной функции как неотъемлимый элемент в методике обучения врача // Университетская клиника, 2014. Т. 10 № 1. С. 118-119.

10. Лобанов А.П. Динамика развития вербального интеллекта: ко-гортные различия и эффект Флинна //Весц БДПУ. Сер. 1, Педагогта. Псiхалогiя. Фiлалогiя. — № 4. — 2012. — С. 37—41.

11. Лобанов А.П., Радчикова Н.П., Дроздова Н.В., Воронова А.В. Влияние академических и неакадемических видов интеллекта на учебные достижения студентов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 4. С. 304-312.

12. Мананникова И.А. Состояние высших психических функций у студентов с разным уровнем вербального интеллекта / Теоретические и практические аспекты развития современной науки // Материалы XVI международной научно-практической конференции. М.: Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований». 2015. — С. 113-114.

13. Трухан Е.А., Сидоренко Ю.С. Вербальная и невербальная креативность у студентов с различным уровнем эмоционального интеллекта // Психологическое сопровождение образовательного процесса. Минск: Учреждение образования «Республиканский институт профессионального образования». 2015. С. 227-234.

14. Цхончик Н.В., Данилова Р.И. Психофизиологический анализ структуры интеллекта студентов социальных и педагогических специальностей // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». 2013. № 1. С. 89-93.

15. Березовская И.П. Современное образование: проблема влияния IT-активности на вербальный интеллект //Научно-технические ведомости СПбГПУ, 2016. № 2 (244). C. 140-145.

16. Панасюк А.Ю. Адаптированный вариант методики Векслера. М.: 1973. 79 с.

17. Воронин А.Н., Галкина Т.В. Диагностика вербальной креативности (адаптация теста Медника) // Методы психологической диагностики. Вып. 2. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 1994. С. 40-81.

18. Романова Е.С., Усанова О.Н., Потемкина О.Ф. Психологическая диагностика развития школьников в норме и патологии. — М., 1990. — С. 47-48.

19. Линн Р. Расовые различия в интеллекте. Эволюционный анализ: учебник. М.: Профит Стайл, 2010. — 304 с.

20. Панченко Л.Л., Приймак Ю.В. Интеллект у студентов первого курса факультета психологии // сб. материалов десятой регион. науч.-практ. конф. «Воспитание учащейся молодежи: проблемы, исследования, перспективы». - Владивосток, МГУ им. Невельского, 2009. - С. 140-144.

Статья поступила в редакцию 04.06.2020 Статья принята к публикации 27.02.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.