Научная статья на тему 'Вербальные и невербальные маркеры игровой агрессии в общении матери с ребенком'

Вербальные и невербальные маркеры игровой агрессии в общении матери с ребенком Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

1095
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВАЯ АГРЕССИЯ / МАТЕРИНСКОЕ ОБЩЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ МАТЕРИ / РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ / VERBAL AGGRESSION / MOTHER-CHILD INTERACTION / MOTHER 'S SOCIAL ROLE / SPEECH PORTRAIT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Варламова О. Н.

В статье рассматривается феномен агрессии как социальное и коммуникативное явление. Описываются лексические и грамматические способы проявления имплицитной агрессии в общении матери с ребенком, ее паравербальные и невербальные маркеры, а также уточняется роль речевой агрессии в коммуникативном поведении женщины в социально-релевантной роли матери.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VERBAL AND NON-VERBAL MARKERS OF PLAYFUL AGGRESSION IN MOTHER-CHILD INTERACTIONS

The article considers aggression as social and communicative phenomenon. It describes lexical and grammatical means of verbal aggression as well as paraverbal and non-verbal marks in «mother-child» interaction. Taken together, the results of the analysis specify the role of woman ’s verbal aggression as a feature of women ’s communicative behavior in the social role of a mother.

Текст научной работы на тему «Вербальные и невербальные маркеры игровой агрессии в общении матери с ребенком»

УДК 81-13:811.161.1

ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ МАРКЕРЫ ИГРОВОЙ АГРЕССИИ

В ОБЩЕНИИ МАТЕРИ С РЕБЕНКОМ

О. Н. Варламова

Сибирский федеральный университет

Поступила в редакцию 2 ноября 2016 г.

Аннотация: в статье рассматривается феномен агрессии как социальное и коммуникативное явление. Описываются лексические и грамматические способы проявления имплицитной агрессии в общении матери с ребенком, ее паравербальные и невербальные маркеры, а также уточняется роль речевой агрессии в коммуникативном поведении женщины в социально-релевантной роли матери.

Ключевые слова: речевая агрессия, материнское общение, социальная роль матери, речевой портрет.

Abstract: the article considers aggression as social and communicative phenomenon. It describes lexical and grammatical means of verbal aggression as well as paraverbal and non-verbal marks in «mother-child» interaction. Taken together, the results of the analysis specify the role of woman's verbal aggression as a feature of women's communicative behavior in the social role of a mother.

Key words: verbal aggression, mother-child interaction, mother's social role, speech portrait.

Статья посвящена изучению вербальных и невербальных маркеров агрессии в материнском общении с ребенком. В процессе формирования у ребенка моделей агрессивного речевого поведения мать использует особые приемы, которые мы называем имитацией речевой агрессии или игровой агрессией.

Агрессия как явление социальное и вербальное

Проблема агрессии изучается в различных направлениях гуманитарного знания: социологии, психологии, юриспруденции, политологии, а также в лингвистике. В психологии наиболее известны следующие концепции: психоаналитическая, этологиче-ская, фрустрационная, бихевиористская [1].

Обобщая определения агрессии, существующие в гуманитарных науках, Ю. Б. Можгинский определяет данный феномен как «действия и высказывания, направленные на причинение вреда, душевной и физической боли другому существу» [2]. Из определения очевидно, что такой актуальный для современного общества феномен, как агрессия, существует как в физической, так и в вербальной форме. А. Х. Басс ввел последовательное деление на физическую и вербальную агрессию. Он определяет вербальную агрессию как выражение негативных чувств либо через форму (крик, визг), либо через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы) [3; 4].

Термин «языковая агрессия» в лингвистике неоднозначен. Наряду с ним в науке употребляются такие термины, как «вербальная агрессия» [5], «речевая агрессия» [6; 7], «речевая агрессивность» [8].

© Варламова О. Н., 2017

В данной работе мы опираемся на термин «речевая агрессия», под которой мы будем понимать разновидность речевого поведения, для которого характерны 1) выражение негативного отношения к адресату или референту высказывания и 2) установка на субъектно-объектный тип общения с адресатом, проявляющаяся в деструктивном (некооперативном) речевом поведении [9].

В качестве материала исследования были использованы аудио- и видеозаписи общения матерей со своими детьми в возрасте от 0 до 1 года общей длительностью 2,5 часа. Возраст матерей варьируется от 22 до 33 лет, возраст детей, среди которых 2 мальчика и 5 девочек, варьируется от 3 до 10 месяцев. Материал собирался при использовании метода включенного наблюдения, т.е. аудио- и видеозаписи делали сами матери либо члены их семей.

В психологии возраст детей до 1 года делится на 2 периода: период новорожденности (0-2 мес.) и период младенчества (2 мес. - 1 год). Поскольку корпус нашего исследования составляют видеозаписи общения матерей с детьми от 3 месяцев, то краткую характеристику психологических особенностей представим именно для периода младенчества.

Основным типом деятельности ребенка в младенческом возрасте выступает эмоционально непосредственное общение, предметом которого для ребенка является взрослый человек [10]. Поскольку начало психической жизни состоит в формировании у ребенка специфически человеческой потребности в общении, то первая потребность, формирующаяся у ребенка, - это потребность в другом человеке.

Социальная ситуация психического развития ребенка младенческого возраста - ситуация нераз-

рывного единства ребенка и взрослого, социальная ситуация «МЫ», социальная ситуация комфорта. Показателем существования такой социальной ситуации служит положительный эмоциональный фон, который является условием нормального физического и психического развития ребенка. Данный эмоционально положительный фон необходимо постоянно поддерживать [10].

Из вышесказанного видно, что нарушение положительного эмоционального фона, а если быть точнее - агрессия в адрес ребенка, со стороны взрослых недопустима. Тем не менее материал нашего исследования показал, что в некоторой степени агрессия все-таки присутствует в материнской речи, принимая форму игровой агрессии.

Лексические и грамматические маркеры игровой агрессии

Вслед за В. Ю. Апресян мы выделяем формальные маркеры имплицитной агрессии (грамматические и лексические) [9].

Рассмотрим грамматические средства выражения имплицитной агрессии.

Одним из способов выражения скрытой агрессии является использование императива, часто в сочетании с частицами ну-ка, ну. Чаще всего при общении матерей со своими детьми имеператив используется в прямой функции, побуждает к определенному действию:

(1) Ну-ка ложись спать! Ложись спать! По-хорошему! По-хорошему!

(2) Ложись спать!

Другим способом выразить имплицитную агрессию грамматически является вопрос в непрямом употреблении. Цель «агрессивных» вопросов - упрекнуть или задеть адресата, однако в речи матери цель подобных реплик может состоять в том, чтобы просто указать ребенку на нежелательное действие:

(3) Почему не спишь? Аа? Ты че лежишь тут пищишь?

(4) Ты хулиганка?

(5) Лера, ты че творишь?

(6) Как тебя спать уложить, козявка?

Данные примеры используются, когда, по мнению

адресанта, адресат не делает того, что требует ситуация.

При анализе материнской речи мы выделили еще один способ демонстрации речевой агрессии - осуждение выполняемого действия посредством употребления глагола в 3-м лице по отношению к лицу как участнику интеракции:

(7) А, еще язык высовывает...

(8) Козявка не спит, нет?

Из лексических средств выражения речевой агрессии мы выделяем следующие:

1. Гиперболическое употребление глаголов:

(9) Давай по попке буду колотить!

В данном примере глагол колотить имеет двойную семантическую структуру: с одной стороны, в фокусе внимания у него находится негативная оценка интенсивности действия, а в пресуппозиции - его нейтральное описание («наносить удары») [11]. Таким образом, глагол употребляется гиперболически, чтобы подчеркнуть интенсивность планируемого действия [12].

(10) Забодаю-забодаю-забодаю!

В данном примере глагол бодать имеет негативную коннотацию 'бить, колоть рогами' [12], а употребление префикса за-, выражающего чрезмерность действия, в сочетании с повтором увеличивает негативное значение глагола.

2. Использование прагматически окрашенных частиц:

Исследователь семантики русского языка Т. М. Николаева считает, что средоточением прагматического потенциала высказывания часто являются частицы [13]. Рассмотрим следующий пример:

(11) Ну-ка. Ложись спать! Ну-ка щас же спи там! Спи там! Спи там в своем домике, ну?

Данный речевой акт характеризуется высокой степенью интенсивности иллокутивной цели побуждения. Используемая частица ну в этом случае имеет сильную побудительную направленность, ко -торая еще больше усиливается при сочетании с постпозитивной частицей -ка [14]. Следовательно, в приведенном примере частица ну имеет прагматику приказа и даже пренебрежения.

Частица там в приведенном примере, повторяющаяся несколько раз, также свидетельствует о пренебрежительном отношении. Для сравнения, приведем несколько примеров из НКРЯ:

(12) Да что там знакомый, просто близкий друг

(13) Че там, как у вас с добром и злом, со смыслом жизни и вообще?

(14) Чего ты там такое Рубцову наговорил?

Паравербальное сопровождение

Определения речевой агрессии в гуманитарных науках трактуют как проявление в речи негативного отношения к чему-либо или кому-либо. Для коммуникативной лингвистики важна не только форма высказывания, но также и его прагматика; в таком случае мы можем утверждать, что не любое высказывание, наполненное вербальным выражением негативных эмоций, может расцениваться как агрессия. «Жизненный смысл и значение высказывания (каковы бы они ни были) не совпадают с чисто словесным составом высказывания. Сказанные слова пропитаны подразумеваемым и несказанным. То, что называется "пониманием" и "оценкой" высказывания (согласие

О. Н. Варламова

или несогласие) всегда захватывают вместе со словом и внесловесную жизненную ситуацию» [15].

Анализ прагматической составляющей вербальной агрессии в речи матери показал противоречие между эмоционально-экспрессивной формой высказывания и прагматическими установками. В этом случае речь идет об имитации речевой агрессии или игровой агрессии. Когда мать формально, с помощью лексических и грамматических средств, демонстрирует ярко выраженную агрессию по отношению к ребенку, то одновременно с помощью паравербаль-ных средств она показывает, что ее агрессия не должна быть воспринята всерьез. Из таких средств мы выделяем:

• смех (имитация смеха ребенка);

• щелканье языком, причмокивания;

• вздох;

• изменение интонации голоса;

• изменения тембра;

• изменение скорости речи.

О том, что подобные высказывания на самом деле воспринимаются как игра, свидетельствует ответная реакция ребенка - он улыбается, смеется:

(15) (Мама щелкает языком). Почему не спишь? (повышение интонации к концу фразы) Ты (придыхание), зараза такая, почему не спишь? (повышение интонации к концу фразы)Ааа?(передразнивает ребенка) Ты че лежишь тут пищишь? (мама издает гортанные звуки, похожие на смех ребенка), кто так делает?Ну-ка, спи (повышение интонации), ложись говорю! А-а-а! (мама подражает смеху ребенка). Еще крякает кого-то... А-а-а!(мама подражает смеху ребенка).

В приведенном примере коммуникативной целью матери не является агрессивное отношение к ребенку, напротив, несмотря на то, что глобальную цель данной коммуникации - уложить ребенка спать - не удается достичь, через используемые средства мать демонстрирует нежное отношение к ребенку, кооперацию.

В следующем примере пренебрежительные высказывания матери по отношению к действиям ребенка смягчаются ласковой интонацией, удлинением гласных звуков и смехом:

(16) Да, ладно, не скрипи, щас поверну. Давай-давай, и-и! (протяжно) ну, поднимайся, поднимайся. Ай, (придыхание) развалюха (смеется). Дочь, ты ручку вытаскивай (повышение интонации), вот так.

Данные примеры демонстрируют несовпадение эмоционально положительной или нейтральной прагматики высказывания и его агрессивной вербальной формой. В отличие от приемов воздействия на эмоционально волевую сферу ребенка в рамках жанра нотации (прием эмоционального давления, вторжения в личное социальное пространство и др.) [16], такой

прием, как игровая агрессия, не вызывает у ребенка негативной эмоциональной реакции.

Невербальный контекст

Проанализировав невербальное сопровождение ситуаций речевой агрессии матерей по отношению к своим детям, мы видим несовпадение вербального и невербального кодов. Часто акт вербальной агрессии сопровождается следующими действиями: улыбка, подмигивание, кивки головой, прищур и распахнутые глаза, открытые жесты (вытянутые вперед руки, ладони матери направлены вверх). В сочетании с формальными маркерами агрессии они дают ребенку понять, что ему ничего не угрожает, что мать не стремится обидеть его или навредить. Знаком проявления именно игровой агрессии по отношению к ребенку мы можем считать несовпадение хотя бы одного из типов средств сопровождения языковых маркеров агрессии - паравербальной или невербальной составляющей со значением языковой формы высказывания, например:

(17) Спать ложись! Ложись спать, кому сказала! А-а! (передразниваетребенка) Ложись спать! Ну-ка ложись спать! А-аээ (передразниваетребенка). Кто так деляет? Кто научился скрипеть так?М? Козяв-кина. Маруся (повышение интонации). Маруся (повышение интонации). Спать (прищуривает глаза)! Бай-бай! Спать бай-бай (произносит в быстром темпе)! Спать (вытягивая голову к ребенку)! Кому говорю? Я кому казала пать? Ээ, ээ, ээ. Што такое (с улыбкой)? Ну сьто это?

В настоящей статье мы рассмотрели феномен агрессии как социальное и коммуникативное явление, описав лексические и грамматические способы проявления имплицитной агрессии в речи матери по отношению к ребенку, а также ее паравербальные и невербальные маркеры. Изученный материал показывает, что в диаде «мать - ребенок» речевая агрессия несет игровую функцию, не имея своей целью передать негативное отношение к адресату. Таким образом, игровая агрессия является одной из особенностей коммуникативного поведения женщины в социально-релевантной роли матери.

ЛИТЕРАТУРА

1. Щербинина Ю. В. Речевая агрессия. Теория вражды : учеб. пособие / Ю. В. Щербинина. - М. : Форум, 2014. - 400 с.

2. Можгинский Ю. Б. Агрессивность детей и подростков : распознавание, лечение, профилактика / Ю. Б. Можгинский. - М. : Когито-Центр, 2006. - 181 с.

3. Buss A. H. The Psychology of Aggression / A. H. Buss. - New York : Wiley, 1961. - 365 р.

4. Buss A. H. An Inventory for Assessing Different Kinds of Hostility / A. H. Buss, A. Durkee // Journal Consulting Psychology, 1957. - Mode of access: https: //www.research-

gate.net/publication/10103670_An_Inventory_for_Assess-ing_Diferent_Kinds_of_Hostility

5. Вязигина Н. В. Особенности проявления вербальной агрессии у мужчин и женщин (на материале судебных лингвистических экспертиз по ст. 130 УК РФ «Оскорбление») / Н. В. Вязигина // Право как дискурс, текст и слово : интернет-конференция. - Режим доступа: http://konference.siberia-expert.com/publ/konferenci-ja_2010/doklad_s_obsuzhdeniem_na_sajte/vjazigina_n_v_ quot_osobennosti_projavlenija_verbalnoj_agressii_u_mu-zhchin_i_zhenshhin_quot/2-1-0-26

6. Седов К. Ф. Агрессия и манипуляция в повседневной коммуникации / К. Ф. Седов // Юрислингвисти-ка-6 : Инвективное и манипулятивное функционирование языка. - 2005. - № 6. - С. 87-103.

7. Закоян Л. М. Выражение агрессии в современном русском и английском языках : дис. ... канд. филол. наук / Л. М. Закоян. - М., 2010. - 300 с.

8. Романова Н. Н. Культура речевого общения. Словарь / Н. Н. Романова, А. В. Филиппов // Русский язык в школе, дома. - 2008. - № 2-8.

9. Апресян В. Ю. Имплицитная агрессия в языке / В. Ю. Апресян // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии : труды Междунар. конф. «Диалог 2003». - М. : Наука, 2003. - С. 32-35. - Режим доступа: http://www.dialog-21.ru/media/2604/apresian. pdf

10. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология : учебник / Л. Ф. Обухова. - М. : Российское педагогическое агентство, 1996. - 374 с.

11. Ожегов С. И. Словарь русского языка : ок. 57 000 слов / С. И. Ожегов ; под ред. Н Ю. Шведовой. - 18-е изд., стереотип. - М. : Русский язык, 1987. - 797 с.

12. Гловинская М. Я. Гипербола как проявление речевой агрессии / М. Я. Гловинская // Сокровенные смыслы : сб. статей в честь Н. Д. Арутюновой. - М. : Языки славянской культуры, 2004. - С. 69-76.

13. Николаева Т. М. Функции частиц в высказывании (на материале славянских языков) / Т. М. Николаева. -М. : Наука, 1985. - 170 с.

14. Щербань Г. Е. Частица ну как актуализатор субъективно-модальных и иллокутивных значений в диалоге : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Г. Е. Щербань. - Санкт-Петербургский государственный университет, 1994. - Режим доступа: Шр://сИе1оуекпаика. сот/у/482147/а?#?раяе=1

15. Волошинов В. Н. Слово в жизни и слово в поэзии / В. Н. Волошинов // Звезда. - 1926. - № 6. - Режим доступа: http://twirpx.com/fi1e/767598

16. Колмогорова А. В. Так детство миновало. Ты твердила нотации, и я примерным стал. : жанр нотации как речевая форма психологического воздействия в семейном общении / А. В. Колмогорова // Вопросы психолингвистики. - 2016. - № 1 (27). - С. 140-152.

Сибирский федеральный университет Варламова О. Н., аспирант кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации E-mail: [email protected] Тел.: 8 (391) 206-27-10

Siberian Federal University

Varlamova O. N., Post-graduate Student of the Linguistics and Intercultural Communication Department E-mail: [email protected] Tel.: 8 (391) 206-27-10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.