рассуждение, где концепт раскрывается путем нахождения определенных черт, и описание-сравнение: «Слагаю я веселые стихи / О жизни тленной, тленной и прекрасной...» (А. Ахматова); «И будет жизнь, с ее насущным хлебом, / С забывчивостью дня...» (М. Цветаева); «Жизнь, ты явно рифмуешь с жиром. /Жизнь: держи его! жизнь: нажим...» (М. Цветаева); «Жизнь: ножи, на которых пляшет Любящая... » (М. Цветаева); «Вчера еще - в ногах лежал! / Равнял с Китайскою державою! / Враз обе рученьки разжал, - / Жизнь выпала - копейкой ржавою!» (М. Цветаева); «Когда все превосходно строится / И жизнь пылает, словно стяг, /К чему о счастье беспокоиться?! / Ведь все сбывается и так!» (Э. Асадов).
Следует отметить специфику формирования и функционирования суперконцепта «Жизнь» в художественно-поэтическом дискурсе. Как уникальная языковая личность поэт или писатель ассоциирует понятие с различными феноменами: жизнь - огонь, жизнь - ад; жизнь - это разлука; ничего не стоящая вещь; жизнь - удар ножом в спину и пр. По нашим наблюдениям, суперконцепт «Жизнь» в поэтическом дискурсе соотносится с концептом «Любовь», выступающим его актуализатором.
Авторы, следуя поставленной цели - определить сущностные, важнейшие черты человеческой жизни, - выражают особое отношение к различным жизненным вопросам, высказывают свое субъективное мнение, что дает возможность взглянуть на феномен «жизнь» широко, понять смысл и многоаспектность проявлений, осознать их роль в культурном процессе. Отражение этого в языке свидетельствует о глубокой психо-
логической сложности интерпретации жизни в языковом суперконцепте «Жизнь» как доминантной константе русского языка и великой русской культуры. В современном русском языке данный суперконцепт есть емкое вербально-деривационное единство, репрезентирующее этнокультурные представления о жизни в русской языковой картине мира.
Литература
1. Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. М., 1997. С. 280.
2. Буянова Л. Ю. Понятие, слово, концепт: от простого к сложному // Континуальность и дискретность в языке и речи. Краснодар, 2007. С.49-52.
3. Краткий словарь по философии. М., 1982. С. 42.
4. Словарь-справочник энтомолога. М., 1992.
5. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 159.
6. Там же.
7. Словарь русского языка: в 4 т. / под ред. А. П. Евгеньевой. М., 1981-1984. Т. 1. С. 484.
8. Буянова Л. Ю. Термин как единица логоса. Краснодар, 2002. С. 50-51.
9. Философский энциклопедический словарь . С. 159.
10. Берлов В. И. Психологический словарь: реалистическое миропонимание. Краснодар, 2001.
11. Словарь по этике / под ред. И. С. Кона. М., 1983. С. 226.
12. Там же.
13. Аль Каттан О. Н. Языковая концептуализация любви: лингвокультурный аспект: дис. . канд. филол. наук. Краснодар, 2003.
V. V. opryshko. language representation of the super concept «LIFE» in Russian cuLтuRE: derivation aspect
The article researches derivation parameters of the super concept «Life», examines the relationship of Russian culture, language and mentality.
Key words: cultural space, Russian linguistic picture of the world, representation, concept, concept, super concept, derivation.
О. Ю. ЩИБРЯ
ВЕРБАЛЬНО-МЕНТАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА КАК МОДЕЛИ АВТОРСКОЙ КОГНИЦИИ
Композиционно-речевые формы обеспечивают раскрытие замысла дидактической функции произведения. В статье показано, что когнитивная база автора реализуется в тексте посредством эксплицитных коммуникативных ориентаций.
Ключевые слова: авторская когниция, художественный текст, речевые формы, концепт.
Любое литературное произведение ориентировано на общество в целом и на отдельного читателя. Как средство и продукт реализации коммуникативной задачи оно связано с познанием: фиксирует в языковой форме процесс и результаты приобретения знаний и опыта. Направление
исследований, опирающееся на понятие когниции (Ю. Н. Марчук, Н. И. Жинкин, Г. И. Богин, М. А. Шахнарович, И. П. Севбо, Л. В. Витковская, Л. Г. Бабенко и др.), синтезирует, на наш взгляд, все имеющиеся подходы к феномену художественного текста.
Л. В. Витковская придерживается мнения, что «когнитивный подход в исследованиях художественной литературы нацеливает на изучение широких связей, которые существуют между тем, что выражено и накоплено в языке, в его “поверхностной” репрезентации, и тем, что скрыто от наблюдения в глубинах сознания человека и составляет внутреннюю, невидимую часть. Данный аспект наиболее важен для понимания процессов и механизмов человеческой когниции в моменты литературно-художественной деятельности. Вербализованные продукты познающего эстетического сознания представляют особый ментальный лексикон, состоящий из концептов, отражающих сущность творческой личности» [1].
Л. О. Бутакова определяет художественный текст как единство когнитивных комплексов, вербальные компоненты которых относительно стабильно представляют результаты динамического освоения действительности индивидом [2], и отмечает, что в произведении отражается особая картина мира - индивидуально-авторская, виртуально-идеальная, в пространстве которой реальное и идеальное переплетаются в зависимости от когнитивной базы и интенций писателя.
Исходя из этого, в художественном тексте имманентно выражена модель авторской когниции, которую невозможно декодировать однозначно и адекватно замыслу творца. Однако по этой модели можно судить о его семантико-ментальной системе.
Ассоциативно-смысловое поле и идиостиль, как правило, характеризуются уникальностью, неповторимостью семантических модуляций, отражают образ мира, преломленный через призму особенностей языкового сознания и мышления. Путем смены компонентов членения автор может управлять течением художественного времени, изменять линейность развертывания действия, поддерживая интерес и усиливая внимание читателя к логическому следованию событий на протяжении всего произведения. Единство и целостность текста при таком варьировании обеспечивается, прежде всего, когнициями автора.
Как известно, существуют различные композиционно-речевые формы: сообщение, описание, рассуждение; и одним из признаков, определяющих специфику каждой из них, является отношение текстового фрагмента к художественному времени. Сообщение как вид повествования выражает собой течение сюжетного времени, а рассуждение и описание замедляют либо останавливают его. Таким образом, значение имеет не только линейность развертывания событий, но и логика их следования, в основе которой лежит каузальность, выраженная эксплицитно и имплицитно. Иначе говоря, повествование являет диахронический срез действительности, описание -синхронический, а рассуждение - форму, не связанную с объективным течением сюжетного времени. Появление какой-либо из перечисленных трех композиционно-речевых форм в художественном тексте отмечено соответствующим языковой маркировкой: меняется лексическое
наполнение и синтаксическое структурирование, происходит изменение грамматического времени, наблюдается сдвиг эмоционально-оценочной позиции рассказчика, а также, в большинстве случаев, изменение стилевой окрашенности фрагмента.
Можно утверждать, что распределение (соотношение) композиционно-речевых форм в тексте зависит преимущественно от когнитивной базы его творца.
Протяженные отрезки текста, состоящие из одной коммуникативно-речевой формы, встречаются довольно редко; чаще различные формы переплетаются в пределах одного сверхфразового единства. Определенную роль в их объединении играют психологические закономерности восприятия:
- сообщение, прерываемое описанием или рассуждением, способствует лучшему пониманию сюжета, делает текст насыщенным и более глубоким;
- преобладание описаний приводит к рассеиванию читательского внимания (он не всегда оказывается в состоянии проследить за ходом мыслей автора);
- то же самое происходит, если текст перенасыщен рассуждениями (хотя эта форма представления информации в художественном тексте обычно не составляет более 20%).
Нетрудно заметить, что общая семантика рассуждения исходит из отношения автора к предмету - из социально-ценностных ориентаций, эмоционально-волевых и познавательных установок, что соответствует теории активной позиции субъекта, отражающего мир.
Как события и явления, представленные в различных композиционно-речевых формах, отражают авторскую когницию? Рассуждение - логически наиболее вариативная композиционно-речевая форма, она воплощает в себе суждение, вопрос, умозаключение, (оценочное) понятие. В повествовании присутствует только суждение, в описании - суждение и оценочное понятие. Однако большая или меньшая вариативность не нарушает двойственной природы композиционно-речевых форм как модусов коммуникации, опирающихся на формы мышления.
Поскольку текст в целом и каждая его композиционно-речевая форма в частности нацелены на передачу определенной информации, информативность в применении к художественному тексту должна быть обозначена как многоканальная, гетерогенная категория, которая имеет единую направленность на раскрытие концепта произведения.
И. Р. Гальперин выделяет три вида информации. Содержательно-фактуальная (рассказ о происходящем в мире) встречается в описании, сообщении и рассуждении [3]. Содержательноконцептуальная (интенции автора плюс содержательная интерпретация) - один из основополагающих, обязательных компонентов художественного текста. В формировании содержательно-концептуальной информации особую роль играют рассуждения, выраженные в виде сентенций, глубо-
ких философских обобщений и выводов, а подчас и в форме шуточных заключений. Сентенции лишь косвенно связаны с событиями, описываемыми в тексте. Содержательно-подтекстовая информация факультативна, ситуативна, связана с контекстом изображаемых событий. Она передается благодаря способности единиц языка порождать ассоциативные значения, приращивать смыслы внутри сверхфразового единства. Такая информация, заключенная в рассуждениях, может быть адекватно декодирована читателем и вне зависимости от контекста, поскольку текстовые фрагменты-рассуждения относительно автономны.
Появление в информационно-маркированном контексте сигналов рассуждения, сообщения или описания придает художественной наррации дискретность, выразительность. Композиционно-речевые формы обладают рядом структурно-логических признаков, позволяющих выделить их в тексте. Выполнение указанных функций способствует более полной реализации таких категорий, как прагматичность и коммуникативность, отражающих когниции автора.
Считается, что, по сравнению с другими композиционно-временными формами прагматичность рассуждения выражена сильнее [4]. Иными функциональными признаками являются модальность и адресованность.
В авторском плане произведения можно выделить линию изображения и линию самовыражения. Вторая при имплицитности нередко есть проявление «скрытой полемики», и по отдельному фрагменту авторскую позицию выявить трудно. Она ясна только из целого произведения, либо из оценочной манеры изложения. Последняя наиболее эксплицирована, как правило, именно в рассуждении.
Рассуждение - это прямая и косвенная апелляция к разуму и чувствам адресата с целью воздействия на него. Можно предположить, что в рассуждениях налицо эксплицированное проявление когнитивной базы автора как стержня, скрепляющего все произведение (увеличивающего содержательную емкость текста).
Для литературной коммуникации важна, прежде всего, коммуникативная установка автора и связанное с ней эстетическое воздействие. Поскольку единство произведения - это целостность охвата предмета и события, постольку художественный текст, отражая действительность, отражает и когниции автора.
Распределение сигналов концепта, размещенных в авторской речи, зависит от композиционно-языковых форм. Если все рассуждения одного произведения объединены ключевой темой, то они образуют самостоятельный концепт, скреп-
ляющий произведение образом автора. Концептуальная информация в таких случаях соответствует концепту всего произведения или пересекается с ним. Автор посредством текстовых фрагментов-рассуждений активизирует восприятие читателя, чем собственно и реализуется дидактическая функция рассуждения. В непосредственный контакт с читателем автор входит в развернутом рассуждении (нередко включенном в авторское отступление). Оно может содержать различные коммуникативно-речевые формы, в том числе -сообщения и описания. Открыто заявленная коммуникативная посылка в авторском отступлении усиливается, эксплицитность оценки того или иного события, явления практически исключает возможность искажения концепта.
Эксплицитно выраженный автор приглашает читателя разделить его точку зрения, выступает как бы автором-наставником (в таких случаях рассуждения становятся откровенно дидактичными), имплицитно выраженный - менее назойлив, хотя воспитательная функция рассуждения сохраняется. Наиболее часто рассуждает автор-наставник. Когда рассуждения встречаются в речи персонажей, в основном рассуждает положительный герой (отклонения от нормы в окружающей действительности есть повод преподать урок читателю или другому персонажу). Менее заметная дидактическая направленность предполагает опору на разнообразие типов изложения, хотя рассуждения представлены в большем объеме.
Итак, композиционно-речевые формы (сообщение, описание, рассуждение) обнаруживаются во всех типах наррации. Относительно их распределения можно отметить, что в последнее время возросло использование персонажной (произнесенной и внутренней) речи в качестве контекста означенных композиционно-речевых форм. Независимо от заявленного адресанта они всегда отражают когнитивную базу автора и являются в связи с этим наиболее очевидно концептоформирующими из всех композиционноречевых форм.
Литература
1. Витковская Л. В. Когнитивные функции эт-но-эстетических концептов в эпическом тексте // Caucasus Philologуia. 2006. № 1. С. 80-85.
2. Бутакова Л. О. Авторское сознание как базовая категория текста: когнитивный аспект: авто-реф. дис. ... д-ра филол. наук. Барнаул, 2001.
3. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1985.
4. Дейк Т. А. ван. Вопросы прагматики текста // Новое в зарубежной лингвистике. 1978. Вып. 8. С.259-337.
o. yu. shchibrya. verbal and mental features of a fiction as a model of author's cognition
Compositional and speech forms reveal the concept of a fiction's didactic function. The article shows that author's cognitive base is implemented in a fiction by means of explicit communicative orientations.
Key words: author's cognition, fiction, speech forms, concept.