Научная статья на тему 'Вербализация оппозиции «Свой - чужой» в речи политических лидеров советской эпохи (20-30-е годы)'

Вербализация оппозиции «Свой - чужой» в речи политических лидеров советской эпохи (20-30-е годы) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
273
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / КОНЦЕПТ "СВОЙ - ЧУЖОЙ" / THE CONCEPT "OWN-ALIEN" / SOVIET POLITICAL DISCOURSE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Карманова Светлана Валерьевна

В статье проводится анализ лексических единиц, входящих в семантическое поле концепта «свой - чужой», на материале стенографических отчетов партийных (ВКП(б)) форумов 1930-х годов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VERBALISATION OF THE OPPOSITION «OWN-ALIEN» IN THE SPEECH OF POLITICAL LEADERS OF THE SOVIET TIMES (1920S-1930S)

The article deals with the analysis of the lexical units included into the semantic field of the concept «own» «alien», based on the material of the verbatim records of the party forums made in the 1930s.

Текст научной работы на тему «Вербализация оппозиции «Свой - чужой» в речи политических лидеров советской эпохи (20-30-е годы)»

# АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ, Научный дебют

ВЕРБАЛИЗАЦИЯ ОППОЗИЦИИ «СВОЙ - ЧУЖОЙ» В РЕЧИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЛИДЕРОВ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ (20-30-е ГОДЫ)

VERBALISATION OF THE OPPOSITION «OWN-ALIEN» IN THE SPEECH OF POLITICAL LEADERS OF THE SOVIET TIMES (1920S-1930S)

C.B. Кар макова S.V. Karmanova

Советский политический дискурс, концепт «свой -чужой».

В статье проводится анализ лексических единиц, входящих в семантическое поле концепта «свой - чужой», на материале стенографических отчетов партийных (ВКП(б)) форумов 1930-х годов.

Soviet political discourse, the concept «own-alien». The article deals with the analysis of the lexical units included into the semantic field of the concept «own» - «alien», based on the material of the verbatim records of the party forums made in the 1930s.

Всякая культура начинается с разбиения мира на внутреннее («своё») пространство и внешнее - («чужое»). Интерпретация этих бинарных понятий и существующей между ними границы зависит от типологии культуры. Однако они являются универсальными для всех сфер жизни человечества. «Это противопоставление, в разных видах, пронизывает всю культуру и является одним из главных концептов всякого коллективного, массового, народного, национального мироощущения» [Степанов, 1997, с. 472].

Ю. Степанов в книге «Константы. Словарь русской культуры» пишет о том, что противопоставление двух этих констант нашло отражение в понятиях Космополитизм / Интернационализм, сыгравших немалую роль в пропагандистских опусах сталинской эпохи, то есть советские идеологи просто возродили средневековые представления об устройстве мира, где все делится на своё - чужое [Степанов, 1997, с. 479]. В советской словесной культуре, таким образом, семантика концепта «свой - чужой» наполняется сугубо идеологическим содержанием.

Рассмотрим реализацию концепта «свой -чужой» в выступлениях оппозиционеров в СССР

1920-1930-х годов (на материале стенографических отчетов съездов партии и процессов по делам «врагов» народа). А.П. Романенко в монографии, посвященной образу советского ритора, обращает внимание на то, что противопоставления типа свой - чужой, плохой - хороший, зло -добро и другие входят в единую структурирующую оппозицию «враг - не враг» [Романенко, 2003, с. 118]. Во всякой культуре «враг» воспринимается как источник угрозы культуре и цивилизации, тот, кто готов на обман и преступления, носитель смерти.

В разные периоды борьбы с врагами народа концепты «свой - чужой» наполнялись различным пониманием того, кто свой, а кто нет. В начале 30-х годов (XVI и XVII съезды Всесоюзной Коммунистической партии) ядро концепта «свой» включало лексические единицы с семантикой'член партии, последователь большевистской идеологий (В рядах нашей партии нет и не может быть человека, который не понимал бы, что только на основе проведения в жизнь ленинского учения <...> партия добилась величайших побед), соответственно, «чужой» -'не партиец, т. е. тот, кто ведет ан-

C.B. КАРМАНОВА. ВЕРБАЛИЗАЦИЯ ОППОЗИЦИИ «СВОЙ -ЧУЖОЙ» В РЕЧИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЛИДЕРОВ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ (20-30-е ГОДЫ)

тисоветскую политику против государства (В последний период партия провела чистку против нарушителей партийной и советской дисциплины). В советскую эпоху партийность была одним из определяющих свойств политического деятеля, да и человека вообще: «партийность - свойство, цементирующее советский ОР (образ ритора. - С.И.), его конституирующее качество» [Романенко, 2003, с. 73]. К концу 30-х годов семантика данных концептов значительно расширяется, приобретая глобальный характер. В семантику концепта «чужой» включаются лексемы со значением ' иностранные, буржуазные, капиталистические государства (Капиталистические страны до сих пор не могут выбраться из ямы мирового экономического кризиса; Они по заданию разведок враждебных Советскому Союзу иностранных государств составили заговорщическую группу), а «своими» являются' страны и народы СССР' (Этих изменников, торговавших свободой народов СССР).

В группу «своих» также входили представители определенного класса, социальной группы-пролетариат, крестьянство, рабочий класс и пр. (Эти провокаторы, однако, не переставали опасаться разоблачения своих преступлений против рабочего класса). Контекстуальными антонимами последних, соответственно, были кулаки, помещики, буржуи и т. д. (Эти участники заговора видели свое единственное спасение в восстановлении власти помещиков и капиталистов).

Основное концептуальное направление в оценке деятельности «своих» и «чужих» связано с характером деятельности политических организаций. Деятельность «своих» направлена на созидание, развитие, движение вперед (Наша страна неизменно шла по пути быстрого экономического подъёма; Растет энтузиазм строителей социализма; партия сплотила рабочий класс и миллионные массы крестьянства), «чужих» - уничтожение, деструкция (Составили заговорщическую группу, поставившую своей целью вредительство, диверсии, террор, подрыв военной мощи СССР).

Ядро концепта «свой» также составляет его репрезентант - местоимение свой (Партия провела чистку многих своих организаций). Интересен, однако, и тот факт, что это же местоимение обозначает деятельность оппортунистов, тем самым отделяя её от деятельности ВКП(б) (Через своих сообщников; В своей борьбе против Советской власти; Осуществляя свои преступные замыслы).

Вэтойжероливыступаютианафорическиеме-стоимения, варианты лексемы-репрезентанта -мы, наш, все и т. п. Эти лексические единицы одинаково применимы к обеим сторонам враждующих партий (ср.: По нашему замыслу наша подрывная вредительская работа <...>; и Мы имеем много миллионов верных друзей; В нашей стране, в рабочем классе и во всей массе трудящихся крепка вера в своё дело).

Ядро концепта «чужой» выстроено аналогичным способом, однако само наименование «чужой» практически не употребляется в речи. Его заменяют анафорические местоимения типа их, они, те и др., выражающие идеологический признак ' отчужденность, удаленность, либо местоимение-синоним - другой (Они вместе с другими участниками антисоветского заговора <...> ориентировались и на другого фашистского агрессора - Японию).

Терминологическая лексика также представляет ядро концептов «свой - чужой», сюда включаются названия политических движений (После этого «левые» эсеры организовали убийство Мирбаха; «левые коммунисты» в борьбе с большевиками и Советским правительством оказывают «левым» эсерам организационную и политическую помощь), их контекстные синонимы (Руководители «право-троцкистского блока»; Надо готовиться к смене правительства и аресту его вождей), а также антропонимы (в первую очередь имена Сталина, Ленина; и сторонников оппозиции Бухарин, Рыков, Томский и др.). Примечательно, что в досоветский период слово «оппозиция» являлось неотъемлемой частью демократического государства, но по мере укрепления авторитарной власти в стране получило дополнительные

Î

ч

с m

о

ь

X

Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о ^ h о я

EÎ W H

s о

Рч

w

0

1

X %

«

«

о w

V

s

ь

l-ч

<с n w с

«

S X

H U

W M

# АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ. Научный дебют

коннотации, наполняясь сугубо «контрреволюционным» содержанием [Славкина, 2006, с. 69].

В советском политическом дискурсе «чужие» представлены рядом специфических, экспрессивно и эмоционально окрашенных эпитетов и метафор. Во-первых, периферийную зону концепта «чужой» реализуют слова со значением «вор, грабитель, преступник» (Следствием установлено, что большинство главарей «право-троцкистского блока» <...> осуществляло свою преступную деятельность по прямому указанию Троцкого; Вооруженное выступление повстанческих антисоветских банд в тылу Красной Армии). Во-вторых, такие слова, как шпион, диверсант, террорист пр. (Слушается дело <...> обвиняемых в измене родине, шпионаже, диверсии, терроре, вредительстве, подрыве военной мощи СССР; Участники этого заговора являлись давнишними агентами иностранных разведок). В-третьих, используется лексика, относящаяся к эпохе царской России, что имманентно должно вызвать у слушателя отторжение и неприятие (Восстановление власти помещиков и капиталистов, в интересах которых они продавались царской охранке; Организаторы ориентировались на пополнение своих повстанческих резервов за счет перебрасываемых на территорию Советского Союза остатков басмачества, белогвардейцев; В лагере империалистических сил мы не можем не иметь заклятых врагов).

Таким образом, семантическое поле слов «свой - чужой» формируется на основе идеолого-политической концепции, в рамках которой «чужой» представлен как в образе внутреннего врага, изменника, так и в образе враждебных иностранных государств. Концепт «чужой» выступает своего рода лакмусовой бумажкой для прояснения позиции правящей партии. Образ «непартийца» усиливается дополнительно экспрессивно-эмоциональной лексикой, выражающей агрессивное отношение и изображающей его как абсо-

лютно безнравственного человека, способного к любым действиям против своей страны и народа. Важно отметить, что нахождение в стане «своих» не обеспечивало полной безопасности и неприкосновенности любому человеку, так как среди «своих» маскируются «чужие». А опаснее и сильнее внутренние враги, бывшие «свои», которых следовало ликвидировать.

И всё же, несмотря на явное противопоставление этих позиций в контексте советской реальности, концепты «свой - чужой» не являются прямо противоположными, но включают в себя элементы комплементарное™.

Библиографический список

1. XVII съезд Всесоюзной Коммунистической партии (б): стенографический отчет. М.: Пар-тиздат, 1934. 716 с.

2. БалашоваЛ.В. Реализация концептов «свой-чужой» в российском политическом дискурсе начала XXI в. // Политическая лингвистика. 2014. № 1 (47). С. 40-50.

3. Васильев А.Д. Манипулятивная эвфеми-зация как атрибут дискурса СМИ // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2010. № 1. С. 150-158.

4. Лотман Ю.М. История и типология русской культуры. СПб.: Искусство-СПб, 2002. 768 с.

5. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПб, 2000. 704 с.

6. Романенко А.П. Образ ритора в советской словесной культуре: учеб. пособие. М.: Флинта, 2003. 428 с.

7. Славкина И.А. Образ «чужого» в истории русского языка: монография / Краен, гос. ун-т. Красноярск, 2006 212 с.

8. Стенограмма Бухаринско-троцкистского процесса 2-12 марта 1938 г.: интернет-ресурс.

9. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. 824 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.