Научная статья на тему 'Вера в справедливый мир у российских подростков: гендерный аспект'

Вера в справедливый мир у российских подростков: гендерный аспект Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
572
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРА В СПРАВЕДЛИВЫЙ МИР / ИСТОЧНИКИ СПРАВЕДЛИВОСТИ / ИММАНЕНТНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ / КОНЕЧНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ПОДРОСТКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Астанина Н.Б.

В статье рассмотрены гендерные различия веры в справедливый мир у современных российских подростков. Представлены результаты эмпирического исследования. Описаны и проанализированы общие и специфические черты композиции и степени веры в справедливый мир у мальчиков и девочек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вера в справедливый мир у российских подростков: гендерный аспект»

ВЕРА В СПРАВЕДЛИВЫЙ МИР У РОССИЙСКИХ ПОДРОСТКОВ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ1

© Астанина Н.Б.*

Воронежский филиал Московского гуманитарно-экономического института, г. Воронеж

В статье рассмотрены гендерные различия веры в справедливый мир у современных российских подростков. Представлены результаты эмпирического исследования. Описаны и проанализированы общие и специфические черты композиции и степени веры в справедливый мир у мальчиков и девочек.

Ключевые слова вера в справедливый мир, источники справедливости, имманентная справедливость, конечная справедливость, подростки.

Происходящие в современном мире социально-экономические изменения приводят к трансформациям социально-психологических феноменов на уровне личности. Ускорение общественной динамики способствует росту переживаемой неопределенности, переоценке ценностей, изменению отношений личности с социальной действительностью. Изучение особенностей мировоззрения молодого поколения особенно актуально в связи с происходящими изменениями.

Исследование базируется на теории веры в справедливый мир М. Лернера и развиваемой С.К. Нартовой-Бочавер и Н.Б. Астаниной в России [2, 3, 6].

Вера в справедливый мир (ВСМ) представляет собой мировоззренческую установку, согласно которой мир является упорядоченным местом, где его жители получают награды и наказания в соответствии с их заслугами. Однако, в последнее время все более распространенной становится точка зрения о том, что целесообразно рассматривать ВСМ не как единый конструкт, а ее отдельные разновидности.

Шмитт М. и Маес Ю. предлагают разделять ВСМ по срокам компенсации несправедливости. Авторы утверждают, что следует отдельно рассматривать веру в имманентную справедливость (справедливость уже осуществившуюся в событиях, ВСМимм) и веру в конечную справедливость (как еще не определенную во времени возможность, ВСМконеч). ВСМконеч может также принимать две формы: веру в итоговую компенсацию страданий жертв (ВСМЖконеч) и итоговое наказание нарушителя (ВСМНконеч) [5]. Такое разделение целесообразно, поскольку ВСМимм и ВСМконеч по разному влияют

1 Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ, проект № 15-36-01233.

* Доцент кафедры Психологии, кандидат психологических наук.

на жизненные установки и поведение человека. Если ВСМимм сопровождается обвинениями и санкциями против жертвы, внутренним контролем, высокой чувствительностью к опыту несправедливости в качестве потерпевшего, то ВСМконеч связана с положительным отношением к жертве, помогающим поведением, верой в судьбу и более мягким и понимающим отношением к себе в качестве потерпевшего.

Штребе К. предлагает разделять виды ВСМ зависимости от источников справедливости, то есть сил, ответственных за справедливость и несправедливость в мире [7]. Отношение к миру и себе, способы борьбы с несправедливостью, которые выбирают люди, зависят от того, кого они считают источником справедливости: Бога, Природу, Других людей, Себя самого или Случай. Автор также придерживается уже существующего разделения Веры в справедливый мир на Веру в справедливость мира по отношению к себе (ВСМличн) и веры в общую справедливость мира (ВСМобщ) и считает необходимым разделять веру в источники справедливости для себя и для других.

В последнее время все более популярна точка зрения, согласно которой людям свойственно верить в справедливость, и в несправедливость мира (ВНСМ) одновременно [4]. ВНСМ является отдельной характеристикой индивидуальности, которая может временно усиливаться при столкновении с несправедливостью и выступать в качестве стратегии совладания с травмой.

Результаты предыдущих исследований, проведенных нами, свидетельствуют о том, что подростки склонны воспринимать мир преимущественно как место, где справедливость - явление более редкое, чем несправедливость [1]. При этом важно, что, подростки склонны также верить в то, что несправедливость часто компенсируется в виде отсроченного наказания нарушителя. Главными источниками справедливости для них являются Сам человек (Я сам) и Бог, и вера в справедливый мир по отношению к себе (ВСМличн) у них выше, чем к другим людям (ВСМобщ).

Целью данного исследования являлось изучение особенностей ВСМ в зависимости от гендерной принадлежности.

Для достижения цели были использованы следующие методики: 1) Шкала веры в справедливый мир в целом (General Belief in a Just World Scale, M. Schmitt, L. Montada, C. Dalbert); 2) Шкала веры в несправедливый мир в целом (General Belief in a Unjust World Scale, J. Maes); 3) Шкала веры в имманентную справедливость (Belief in Immanent Justice Scale, J. Maes); 4) Шкала веры в конечную справедливость с двумя субшкалами: ВСМЖконеч и ВСМНконеч (Belief in Ultimate Justice Scale, J. Maes); 5) Пятимерная шкала веры в справедливость (5-Dimensional Belief in a Just Treatment Scale (BJT5), K. Stroebe). Шкала включает по 5 субшкал, измеряющих веру в источники

справедливости (Бога, Природы, Других людей, Самого себя, Случая) для других людей (ВСМобщ) и для самого себя (ВСМличн).

В исследовании приняли участие 216 респондентов, учащихся школ и среднеспециальных учебных заведений г. Воронежа в возрасте от 13 до 18 лет: 126 девочек и 90 мальчиков.

Задачей первого этапа исследования являлось сравнение уровня выраженности и композиции ВСМ у мальчиков и девочек. Результаты в графической форме представлены на рис. 1.

Рис. 1. Композиция средних значений видов ВСМ и ВНСМ у мальчиков и девочек

Как видно из результатов, представленных на рис. 1, в композиции ВСМ девочек наиболее ярко представлены ВНСМ и ВСМНконеч, у мальчиков наиболее выражена ВНСМ. Попарное сравнение компонентов ВСМ и ВНСМ с помощью парного ^критерия Стьюдента (ВНСМ vs. ВСМ; ВНСМ vs. ВСМЖконеч; ВНСМ vs. ВСМНконеч; ВНСМ vs. ВСМ,,..,..,) у мальчиков показывает наличие значимых различий во всех случаях (от р < 0,001 до р < 0,01), у девочек - почти во всех случаях (р <0,001), кроме ВНСМ vs. ВСМНконеч.

Иными словами, мальчики верят, что мир преимущественно несправедлив, а в мировоззрении девочек обилие несправедливости в мире в конечном итоге компенсируется в виде отсроченного наказания обидчика.

Результаты сравнения с помощью критерия Манна-Уитни показывают наличие значимых различий по всем видам ВСМ (р < 0,01): у девочек показатели значимо выше. По ВНСМ значимых различий не обнаружено. То есть и девочки, и мальчики в одинаковой степени склонны воспринимать мир как место, где много несправедливости. Однако, в отличие от мальчиков, для девочек вера в несправедливость уравновешена верой в итоговое наказание виновных, и, в целом, девочки видят мир более справедливым, чем мальчики.

Второй этап нашего исследования был посвящен сравнению композиции и уровня веры в источники справедливости в зависимости от тендерной принадлежности. Результаты представлены на рис. 2.

Как видно из результатов, представленных на рис. 2, композиция веры в источники справедливости у мальчиков и девочек похожа: доминирующими силами, ответственными за справедливость в мире как по отношению к себе, так и по отношению ко всем людям, являются Сам человек и Бог.

Рис. 2. Композиция веры в источники справедливости по отношению к себе (ВСМличн) и по отношению к другим людям (ВСМобщ)

В результате процедуры сравнения с использованием критерия Манна-Уитни значимые различия были выявлены только в вере в Случай как источник справедливости по отношению к другим людям (р = 0,034): у мальчиков показатели выше. По другим параметрам значимых различий не обнаружено.

Сравнение веры в источники справедливости по отношению к себе и к другим людям с применением парного критерия Стьюдента (ВСМличн vs. ВСМобщ) показывает наличие особенностей у мальчиков и девочек.

В группе мальчиков была выявлена тенденция к различиям в преобладании ВСМличн над ВСМобщ: вера в Других людей (р = 0,06) как источник справедливости выше по отношению к себе, чем к другим людям. В группе девочек различия более явны: ВСМличн выше, чем ВСМобщ по параметрам Природа (р = 0,004) и Другие люди (р = 0,004).

Таким образом, девочкам в большей степени свойственно убеждение по типу «ко мне мир более справедлив, чем к другим» по сравнению с мальчиками.

На основе результатов проведенного исследования, мы заключаем, что мальчикам и девочкам свойственны общие черты ВСМ: они считают мир местом, где много несправедливости. При этом главными силами, ответст-

венными за справедливые и несправедливые события, которые происходят или могут произойти с ними и другими людьми, они считают Самого человека (и Самих себя) и высшие силы (Бога).

При этом имеют место и различия. Девочки в большей степени верят в возможность справедливости в мире по сравнению с мальчиками. Они также сильнее склонны верить в действие внешних (высших) сил как источник восстановления справедливости: нарушители в конечном итоге понесут наказание за несправедливые действия. В мировоззрении девочек вера в конечную справедливость уравновешивает и компенсирует обилие несправедливости в мире.

У девочек также ярче по сравнению с мальчиками выражена поддерживающая иррациональная установка в виде веры в то, что к ним мир более справедлив, чем к другим людям. По-видимому, девочки в большей степени нуждаются во внешней поддержке чувства безопасности и стабильности в мире, где много неопределенности и несправедливости.

Мальчики гораздо меньше верят в возможность справедливости в мире, полагают, что происходящее в мире чаще бывает несправедливым. У них гораздо слабее выражено иррациональное убеждение в виде веры в большую справедливость личной судьбы по сравнению с общей. И в целом, мы заключаем, что мальчикам свойственна картина мира, которую М. Лернер называл реалистичной.

Несмотря на размывание четких гендерных границ, характерное для современной эпохи, девочки все же больше нуждаются в упорядоченной картине мира, а мальчики толерантны к неопределенности. Описанные особенности мировоззрения девочек, вероятно, обеспечивают им достаточный уровень трезвого отношения к действительности, опоры на себя и при этом чувство безопасности за счет опоры на внешние источники справедливости; особенности ВСМ мальчиков, вероятно, будут способствовать развитию их мобилизации и собственной активности в вопросах восстановления, защиты, установления справедливости.

Список литературы:

1. Астанина Н.Б. Особенности веры в справедливый мир у российских подростков // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России. Материалы IV Международной научно-практической конференции. Ч. III: Симпозиум «Личностные трансформации субъекта труда в условиях относительной неопределенности». - Кисловодск; М., 2015. - С. 15-20.

2. Нартова-Бочавер С.К., Астанина Н.Б. Психологические проблемы справедливости в зарубежной персонологии: теории и эмпирические исследования // Психологический журнал. - 2013. - № 1. - С. 16-23.

3. Нартова-Бочавер С.К., Астанина Н.Б. «Униженность и оскорблен-ность» как черта личности: феноменологический анализ позиции жертвы // Социальная психология и общество. - 2014. - № 2. - С. 13-26.

4. Lench H.C., Chang E.S. Belief in an Unjust World: When Beliefs in a Just World Fail // Journ. of Personality assessment. - 2007. - V 89 (2). - P. 126-135.

5. Maes J., Schmitt M. More on Ultimate and Immanent Justice: Results from the Research Project «Justice as a Problem within Reunified Germany» // Social Justice Research. - 1999. - Vol. 12, No. 2.

6. Nartova-Bochaver S., Astanina N. Individual Differences in Russian Adults' Justice Sensitivity // 16th European Conference on Personality Psychology, July 10-14 2012, Trieste Italy. Book of abstracts.

7. Stroebe K., Postmes T., Täuber S., Stegeman A., John M.S. Belief in a Just What? Demystifying Just World Beliefs by Distinguishing Sources of Justice // PloS One. - 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.