Научная статья на тему 'Вера - доверие - достоверность: когнитивный и коммуникативный аспекты'

Вера - доверие - достоверность: когнитивный и коммуникативный аспекты Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1519
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / ВНУТРЕННЯЯ ФОРМА / СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ / ВЕРА / ДОСТОВЕРНОСТЬ / ДИСКУРС / CONCEPT / INNER FORM / CONTENT MINIMUM / BELIEF/TRUST/FAITH / AUTHENTICITY / DISCOURCE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Панченко Надежда Николаевна

В данной статье основное внимание уделяется концепту 'вера', его внутренней форме, рассматриваются функции веры, выделяемые философами, анализируется содержательный минимум понятия, определяется связь веры с такими близкими понятиями, как доверие и достоверность. Устанавливается, что в рассматриваемых типах дискурса (религиозном, научном, бытовом) вера связана с достоверностью, выступает в форме возможности и базируется на принятии вероятностных утверждений в качестве достоверных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BELIEF/FAITH-TRUST-CERTAINTY: COGNITIVE AND COMMUNICATIVE ASPECTS

In this article a particular attention is paid to the concept 'belief'/'faith', its functions, and relations with concepts 'trust', 'knowledge' and 'certainty'. Belief is proved to be based on the ability of an individual to trust without any sufficient reason and may be expressed in the form of trust or subjective certainty. In scientific context belief is opposed to knowledge. Individual belief is less categorical, more subjective and based on empiric experience.

Текст научной работы на тему «Вера - доверие - достоверность: когнитивный и коммуникативный аспекты»

Н.Н. Панченко

ВЕРА - ДОВЕРИЕ - ДОСТОВЕРНОСТЬ: КОГНИТИВНЫЙ И КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТЫ

концепт, внутренняя форма, содержательный минимум, вера, достоверность, дискурс

В данной статье основное внимание уделяется концепту 'вера\ его внутренней форме, рассматриваются функции веры, выделяемые философами, анализируется содержательный минимум понятия, определяется связь веры с такими близкими понятиями, как доверие и достоверность. Устанавливается, что в рассматриваемых типах дискурса (религиозном, научном, бытовом) вера связана с достоверностью, выступает в форме возможности и базируется на принятии вероятностных утверждений в качестве достоверных.

Среди антропологических феноменов, сопровождающих жизнедеятельность человека, особое место занимает вера. О вере можно говорить как о феномене социального, так и индивидуально-личного сознания. Вера - одна из важнейших ценностных составляющих жизни и деятельности человека, сопровождающая его с раннего детства, когда ребенок осваивает окружающую действительность через доверие взрослым, и «существует на глубинном уровне отношения к реальности в виде не подлежащих сомнению верований, формирующихся с самого детства» [Ка-люжная 2007: 8]. Нет необходимости говорить, что человек не может жить без веры. Полное безверие - состояние редкое и нереальное, при котором человек теряет направляющее начало.

Вера базируется на способности человека к объективной необходимости доверять другим людям. «Поскольку человек постоянно сталкивается с разнообразными ситуациями, требующими от него принятия решения, а полной информацией он, как правило, не располагает, то это вынуждает его либо верить (доверять и вверяться) кому-либо или чему-либо, либо сомневаться, не верить, отвергать предложенное или случившееся» [Карпенко http]. Вера - особое состояние субъекта, отражающее его потребности и интересы, а также эмоциональное и ценностное отношение к предмету веры. Вера - и условие жизни, и способ жизнедеятельности.

В рамках данной статьи обратимся к кон-цептологическому рассмотрению феномена 'вера', пронаблюдаем актуализацию в коммуникативном контексте, для того чтобы определить связь веры с такими близкими концептами, как 'доверие' и 'достоверность .

Концепт представляет собой важнейшую часть концептуальной системы, имеющую самостоятельное содержание и самостоятельную (от-

носительно автономную) ценность, выступают результатами освоения того или иного фрагмента реальности, итогами опыта и обобщения, объективируются прежде всего в словах и эквивалентных им языковых выражениях [Кубрякова 2002]. Мы абсолютно согласны с Т.А. Фесенко, что терминами «концепт», «фрейм» и другими «пестрят страницы диссертационных исследований и публикаций ..., выступая скорее модным атрибутом...» [Фесенко 2002: 16]. Несмотря на определенную «стертость» термина «концепт», его чрезмерную популярность в лингвистических изысканиях последних лет, нельзя не согласиться, что «концептологические исследования по своей сути направлены на расширение общегуманитарного знания, и поэтому выводы в таких работах касаются универсальных и этноспецифических характеристик языкового сознания и коммуникативного поведения» [Карасик 2007: 32].

Под концептом принято понимать сложное многослойное ментальное образование, в структуре которого выделяются взаимосвязанные между собой когнитивная и образно-оценочная части. Согласно Е.С. Кубряковой, «понятие концепта отвечает представлению о тех смыслах, которыми оперирует человек в процессах мышления и которые отражают содержание опыта и знания, содержание результатов всей человеческой деятельности и процессов познания мира в виде неких 'квантов' знания» [Кубрякова и др. 1996: 90]. Разграничение коллективности знаний, обусловленной «культурной, национальной, территориальной, социальной общностью людей», и индивидуальности знаний, заключающейся в исключительности и неповторимости количественного и содержательного показателей уровня усвоения коллективного знания, его индивидуальной оценке и интерпретации [Болдырев 2006: 9], позволяет противопоставить универсальные - индивидуаль-

ные концепты (в этой связи уместно вспомнить «авторские модификации общепринятых ценностей» [Карасик 2007: 36]).

Сегодня алгоритм исследовательских процедур при изучении концептов хорошо отрегулирован, апробирован на многих работах и включает в себя этимологический анализ имен концепта, дефиниционную интерпретацию, анализ ассоциативных связей концепта, анализ средств лексико-фразеологической объективации концепта, а также контекстов, в которых данный концепт актуализируется.

Вера относится к числу концептов, отправляющих к высшим универсальным (общечеловеческим) ценностям. Этимологически вера соотносится с понятием 'истина'/'правда', 'истинный' (от лат. veritas - истина, verus - истинный), с одной стороны, надежность, доверие - с другой. В древнегерманских языках данные понятия зафиксированы в семантике следующих имен: др.-англ. treow 'вера, верность, правда', др.-исл. tryggr 'верный, надежный', а также гот. trauins 'доверие', 'надежность', trauan 'доверять'. По словам Ю.С. Степанова, общеиндоевропейское значение «верить», «уповать», «питать доверие» выражается древним словосочетанием, буквально истолковываемым как «класть сердце» [Степанов 1997: 265].

Первое же приближение к определению содержательного минимума понятия 'вера' убедительно демонстрирует, что вера - понятие отнюдь не элементарное. В первую очередь, понятие 'вера' ассоциативно связывается с религиозным представлением о вере. С религиозных позиций вера есть следствие непосредственно чувствуемого, переживаемого и осознаваемого разумом человека живого и истинного откровения. Такая вера не подвержена сомнениям, не требует доказательств и обнаруживает себя как созерцание факта невидимого, проявленного в факте видимом [Хомяков http]. В Православной энциклопедии также выделены три значения понятия веры: вера как убежденность - в сфере интеллекта; вера как уверенность - в сфере чувств; вера как надежда -в волевой сфере [ПЭ 2004].

В обыденном сознании большинства людей слово вера обладает следующим значением: верить - 1) быть убежденным, уверенным в ком-чем-н.; 2) принимать за истину что-н; 3) вполне доверять [СОШ 1994].

Несколько иное значение имеет лексема верный, реперезентирующая концепт 'вера\ В семантической структуре выделяются следующие компоненты: 1) истинный, правильный точный;

2) неизбежный, несомненный; 3) надежный, прочный, где истинный/правдивый являются ядерными. Кроме того, прилагательное верный при актуализации в контексте приобретает статус истинностной оценки и затрагивает области модальной характеристики сказанного (верное рассуждение) или ценностной характеристики, сближающейся с интенсификаторами положительных качеств предмета, индивида (верный ленинец, теория верна, верное решение, верный идеалам коммунизма), имплицирующие значение истинности, правильности, убежденности, приверженности.

Любопытно отметить, что в значении лексем вера, верить фиксируется представление о непроверенности, недоказанности истинной природы того, во что верят, характерное для наивного сознания: - Софи, всякая вера на этой земле основана на фабрикации. Это подпадает под само определение веры как таковой. Что есть вера, как не принятие того, что мы лишь считаем непреложной истиной, того, что мы просто не в силах доказать? (Браун Д. «Код да Винчи»).

Вера, как и ее антипод неверие, являлись предметом исследования многих поколений теологов, философов, а в последнее время и психологов. С точки зрения психологии, вера - 1) особое состояние психики, заключающееся в полном и безоговорочном принятии человеком, его разумом и душой, фактов внутреннего и внешнего существования живого, истинного откровения; фиксируясь в идеях и образах, эти факторы могут стимулировать и направлять последующие деяния человека; 2) признание чего-либо истинным с такой решительностью, которая превышает силу внешних фактических и формально-логических доказательств [Карпенко http]. Психологи, таким образом, обращают внимание на самостоятельность, субъективность психологического акта веры, интенсивность проявления которого не зависит полностью от эмпирического и логического основания.

Согласно энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, вера - «признание чего-нибудь истинным без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их» [ЭСБЭ 2007].

В философской литературе вера определяется как сознательное некритическое отношение к тем или иным выводам, умозаключениям и представлениям сознания, восприятие каких-либо фе-

номенов в качестве достоверных при наличии субъективных оснований, верить - значит безоговорочно принимать какие-либо принципы и положения, присоединяться к той или иной системе взглядов, по сути своей недоказуемых [ФЭС 2005].

По словам С. Франка, «вся наша жизнь основана на «вере» - на убеждениях, истинность которых не может быть доказана с неопровержимой убедительностью» [Франк 2003: 443-444].

Помимо вынесенных в заголовок статьи од-нокоренных слов в русском языке есть много других, которые связаны со словом вера: верность, удостоверение, верование, уверенность, поверие, уверовать, сверить, проверить, заверить, суверенитет, доверенность, вероятность, двоеверие и т.п. Анализ обширного дефиниционного материала показывает, что в значении слова вера и лексем, близко связанных с данным понятием, фиксируются следующие основные признаки: 1) отношение, состояние; 2) затрагивающее область разума и/или психики; 3) субъективность; 4) сознательность; 5) отсутствие теоретических и практических доказательств истинности, достоверности объекта/содержания веры.

Слово вера, таким образом, обозначает и специфический ментально-психологический акт, и его содержание - объект веры. Объекты веры многообразны и многолики: от недостоверных в настоящее время, но потенциально проверяемых в будущем, теорий и представлений до принципиально недоказуемых рациональным способом явлений природной, социальной и духовно-интеллектуальной деятельности, от конкретных объектов, человеческих личностей до абстрактных (воображаемых) сущностей и идей. Человек верит кому/чему-то или в кого/что-то: верит людям, друзьям, слухам, байкам, лжи, прогнозам, в любовь, в себя, в рай, в научные теории, в коммунизм, инопланетян, в приметы, в людей, в Бога, в успех и т.д. По сути дела, под словом вера в русскоязычном сознании с равным успехом подразумеваются как религиозное убеждение, приверженность и преданность какому-либо идеологическому учению, так и повседневные явления и отношения. «Внутренняя компактность лексической единицы «вера» в русском языке определяет ее мощный содержательный и понятийный потенциал» [Бобырева 2007: 13]. Кроме того, большинство случаев употребления предиката «верить», ориентированного в будущее, с непропозициональными объектами отражает положительное эмоциональное состояние субъекта веры: верить в победу, в светлое будущее, в любовь (ср.

невозможность сочетания предиката верить с но-минантами отрицательных эмоциональных состояний *в ненависть, в ревность, и другие имена с отрицательной коннотацией *верить в поражение, в неудачу, в предательство и др.). Вера выступает не только в качестве присоединения к некоторому мнению или системе взглядов, но и, выражаясь словами М.Г. Селезнева, в качестве утверждения «доброй интуиции о мире» [Селезнев 1988: 254].

В англоязычном сознании такие разнородные реалии, как вера-доверие, вера-убежденность обозначаются разными именами: belief - a strong feeling that sth/sb exists or is true; confidence that sth/sb is good or right; faith - 1. trust in sb's ability or knowledge; trust that sb/sth will do what has been promised; 2. strong religious belief; 3. a particular religion; trust - the belief that sb/sth is good, sincere, honest, etc. and will not try to harm or deceive you [OALD 2000].

На самом общем уровне по объекту веры принято дифференцировать веру религиозную и нерелигиозную - светскую веру [ПЭ 2004; Карпенко http; Гельфанова 2007]. В религиозной картине мира реальность структурирована, выделяются мир естественный и мир сверхъестественный, центром последнего является Бог, вера в реальность которого и является основополагающим догматом христианской религии. Религиозный дискурс концентрируется вокруг системообразующей, концептуальной доминанты «вера», приобщение к которой является основной целью религиозного дискурса. По сути, можно говорить о религиозной вере не как об ипостаси веры, а как отдельном специфическом феномене, в котором особое душевное состояние восприимчивости к взаимодействию с неким Высшим началом преобладает над разумным отношением и которое характеризуется 1) высокой степенью субъективности и убежденности; 2) отсутствием необходимости в верификации истинности.

Вера в так называемом светском ракурсе может рассматриваться в двух основных аспектах -эпистемологическом и межличностном. Первый соответствует научному дискурсу, второй - бытовому.

Существует устойчивое стереотипное представление о противопоставленности религиозной веры («слепая вера») и знания и, наоборот, что научная вера основана на глубоких знаниях природы вещей и явлений, уверенности человека в истинности научных положений или общественных идей. Знание, как известно, может быть рациональным, опирающимся на объективную

достоверность, проверяемость данных, и иррациональным, основанным на субъективной достоверности, непроверяемости. В связи с этим выделяют веру рациональную и иррациональную.

Знание, «попадая в коммуникативный контекст, становится истинной, достоверной информацией и приобретает субъективный, практический смысл, - благодаря тому, что составляет содержание сообщения» [Рябцева 1995: 139]. Здесь же, в коммуникативном контексте, обнаруживаются определенные различия между верой и знанием. Формально семантическую структуру глаголов пропозиционального отношения принято изображать следующим образом:

Верить: Х верит, что Р Знать: Х знает, что Р.

Различие между верить и знать обусловлено тем фактом, что в первом случае Х считает Р истинным и достоверным, что в действительности необязательно, а во втором - Х считает Р истинным и достоверным, при этом Р таковым и является.

Данные предикаты описывают, используя терминологию И.Б. Шатуновского, «имение» субъектом в уме мысленного объекта (или, другими словами, наличие в концептуальной картине мира субъекта того или иного фрагмента, образа) [Шатуновский 1989: 155]. Очевидно, что при употреблении глагола верить немаловажным представляется факт оценивания Р говорящим. Если предикат знать вводит тип пропозиции, достоверность которой не нуждается в верификации (то, что имеется в уме - истинная пропозиция), то предикат верить присоединяет невери-фицируемые пропозиции:

Я знаю, что Зидан родился во французском городе Марсель.

Я верю, что судьбу можно корректировать.

Другими словами, отличие эпистемических предикатов знать и верить друг от друга обнаруживается в характере презумпций, касающихся истинности Р (пропозиции): Он знает о твоем желании помочь ему (презумпция: ты хочешь ему помочь); Он верит в твое желание ему помочь (нет подобной презумпции).

Если у предиката верить обнаруживается презумтивный компонент «отсутствие достаточных рациональных оснований», то в значении фак-тивного предиката знать, выражающего эписте-мическую модальность, реализуется семантический компонент «наличие у субъекта речи информации о ситуации, оцениваемой как истинная».

- Есть, Иван Ильич, три вида отношения к будущему и настоящему, <... > - Первое - знание, <... > основывается на достаточных и достовер-

ных данных. Второе - надежда. Основывается тоже на достоверных данных. Но недостаточных. Наконец, третье, что нас сейчас интересует - вера. Это отношение, которое основывается на данных недостаточных и недостоверных. Вера по своему смыслу исключает себя (Дудин-цев В. «Белые одежды»).

Кроме того, отличие веры от знания маркируется наличием/отсутствием связи со свободным выбором субъекта, участием воли человека в акте веры. Согласно мнению Т.В. Булыгиной, А.Д. Шмелева, «язык представляет веру как контролируемую ментальную установку - человек несет ответственность за то, во что и чему он верит. ... можно не верить (не хотеть верить) даже при наличии положительного знания: Хоть знаю, да не верю» [Булыгина, Шмелев 1989: 48], поскольку зачастую не верить равносильно не хотеть верить.

В обыденном русскоязычном сознании неоспоримой признается взаимосвязь веры и знания, но отдается приоритет знанию как неотъемлемой составляющей веры: знание - это информация, вера - ощущение. У меня не может быть ощущения истинности чего-то, о чем я не имею никакой информации. Соответственно, знание первично.

Я получил информацию, что идет дождь. Если источник информации - мои собственные глаза, то это «надежный» источник, информация получает статус достоверной и, как следствие, я верю, что идет дождь. Если источник недостоверный (рассказ вруна или наличие косвенных признаков дождя), я не присваиваю информации статус знаний, и вера не возникает (Форум).

В научной картине мира вера - разновидность мнения, «с тем отличием (сужением), что объектом, который имеется в уме в этом случае, является пропозиция, что нечто есть в действительности» [Шатуновский 1993].

Во всех рассматриваемых типах дискурса вера связана с достоверностью. В религиозном дискурсе вера основывается на достоверности, истинности постулируемых положений, религиозном опыте. В научном дискурсе, где центральными концептами выступают истина, достоверность, знание, и в частности в эпистемологическом плане, вера базируется на принятии вероятностных утверждений в качестве достоверных [Калюжная 2007], другими словами, вера выступает в форме возможности и основывается на допущении достоверности/истинности чего-либо. Если возможность становится реальностью, то вера преобразуется в уверенность, отсутствие со-

мнений. Достоверность полученных результатов в процессе познания знаменует переход веры в новое качество - знание. «Когда вера доведена до достоверности, она разрушается. Тогда это уже более не вера, а знание» [Локк 1985: 354].

В сфере личностных отношений вера предстает в качестве механизма сканирования возможности реализации той или иной проблемы, фактора внутренней самоорганизации личности, актуализируя следующие «функции феномена веры: стимулирование познавательной и всякой творческой деятельности, эвристическая функция, функция оценки пробных шагов решения проблемы, энергетическая функция (питает волю), компенсаторная функция (способ преодоления неопределенности, связанный с недостатком информации, ограниченностью знания, наличием «логического разрыва» на пути решения проблемы)» [Калюжная 2007: 9].

М.Г. Селезнев обращает внимание на разницу значений верить в форме первого лица и в формах второго/третьего лица. По его мнению, слова «Я верю ...» несут на себе «печать «космического оптимизма и исповедничества», а слова «Он верит.» - «отпечаток снисходительного пренебрежения к чужому заблуждению» [Селезнев 1988: 251-252].

В плане межличностных отношений вера в большей степени зависит не от знания как продукта той или иной научной парадигмы, а от эмпирического опыта, что рождает доверие/недоверие к субъекту, в частности партнеру по коммуникации: ты мне веришь? = ты мне доверяешь?

- Я могу позволить себе верить только на основе личного опыта, <...> - Личного опыта, который, к примеру, говорит: «Дед Тимофей всегда верно предсказывает погоду». Здесь я доверяюсь своему опыту и получается уже не вера - а почитай что знание (Дудинцев В. «Белые одежды»).

Доверие в межличностном контексте программирует действия, определенное поведение человека. В основе многих поступков человека лежит сознательная необходимость доверия другим людям, потребность верить. Конструируя модель концепта 'вера', Ю.С. Степанов выделяет двух актантов: А и Б, вступающих в «круговорот общения». По словам исследователя, «актант А, «носитель веры», вручает, дает или поверяет свое «доверие» актанту Б («верит ему» или «верит в него»). Но этому акту предшествует некий акт со стороны актанта Б, которым Б «внушает доверие» актанту А. Это «внушение доверия» - еще не «Вера», но как бы ее эмбрион, нечто такое в ответ на что, у актанта А может появиться вера» [Сте-

панов 1997: 268]. При этом отмечается, что акт «внушения доверия» проходит несколько этапов, а весь процесс носит рекуррентный характер.

Следует заметить, что между верой научной, основанной в большей степени на коллективных знаниях, и верой личностной, апеллирующей к собственным знаниям и индивидуальному опыту, существует, на наш взгляд, определенное различие: вторая менее категорична, более субъективна, базируется на переходе от веры к мнению, что в тексте выражается с помощью ментальных предикатов верить, поверить, считать, допускать. Так называемые belief verbs (глаголы полагания) вводят пропозицию, выражающую некое ментальное содержание индивидуального сознания, которое подразумевает мнение о вероятности некоторого явления/ситуации.

- А мои друзья, люди глубоко верующие, считают, что Христос действительно ходил по воде, действительно умел превращать воду в вино, действительно родился от непорочной девы (Браун Д. «Код да Винчи»).

Доверительное отношение, лежащее в основе веры, может быть непосредственным (прямым) или опосредованным: испытывать доверие можно к хорошо знакомому человеку на основе опыта общения с ним (знание), доверять можно и малознакомому человеку на основе свидетельств других людей (репутация, авторитет), заслуживающих непосредственно доверия и способных засвидетельствовать его порядочность и честность.

Предикат доверять выражает более детерминированные ментальные состояния, нежели верить/поверить: Я могу поверить в/что Р = у меня есть некие основания в это верить Я могу доверять У = у меня есть достаточные основания для этого, даже если основания доверия не осознаются как обоснованные: Интуиция подсказывала Лэнгдону, что Тибингу можно доверять абсолютно и полностью (Браун Д. «Код да Винчи»).

Подводя итог сказанному, заметим, что содержательно понятие вера многолико, выступает в качестве центральной мировоззренческой аксиомы религиозных систем, интеллектуальной убежденности, чувственной уверенности. Смысл русского слова вера собирателен. Вера ориентирована на разнообразный реальный/нереальный мир, базируется на способности человека признавать истинность без достаточный оснований, что может быть выражено в форме доверия, субъективной достоверности или убежденности, носит вероятностный характер. Предикат верить в отличие от предиката знать характеризует не толь-

ко эпистемическое, но и эмоциональное (положительное) состояние. Различие в семантике предложений с верить и знать - в характере презумпций относительно истинности пропозиции, что отражается в субъективности веры и объективности знания.

Список литературы

Бобырева Е.В. Религиозный дискурс: ценности, жанры, стратегии (на материале православного вероучения): Автореф. дис. ... д-ра фи-лол. наук. Волгоград, 2007.

Болдырев Н.Н. Языковые категории как формат знания // Вопросы когнитивной лингвистики. 2006. № 2.

Булыгина Т.А., Шмелев А.Д. Ментальные предикаты в аспекте аспектологии // Логический анализ языка. Проблемы интенсиональных и прагматических контекстов. М.: Наука, 1989.

Гельфанова С.В., Шабатура Л.Н. Вера и доверие как проблема человека // Духовно-нравственный миропорядок развития России: Мат-лы V Междунар. Ильинских чтений (8-13 мая 2007 г.). Ярославль-СПб., 2007.

Калюжная Н.А. Проблема веры в контексте принципа доверия субъекту познания // Гуманитарные исследования. Астрахань. № 1. 2007.

Карасик В.И. Языковые ключи. Волгоград: Парадигма, 2007.

Карпенко Л.А. Общая психология. Словарь // http://slovari.yandex.ru

Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панк-рац Ю.Г., Лузина Л. Г. Краткий словарь когнитивных терминов. М., 1996.

Кубрякова Е.С. О современном понимании термина «концепт» в лингвистике и культурологи // Реальность, язык и сознание: Междунар. межвуз. сб. науч. трудов. Вып. 2. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002.

Локк Дж. О противоположности веры и знания // Локк Дж. Соч.: В 3 т. Т. 2. М.: Мысль, 1985.

ПЭ - Православная энциклопедия / Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т. 2. М., 2004.

Рябцева Н.К. Истинность в субъективно-модальном контексте //Логический анализ языка. Истина и истинность в культуре и языке. М.: Наука, 1995.

Селезнев М.Г. Вера сквозь призму языка // Прагматика и проблемы интенсиональности. М., 1988.

СОШ - Ожегов СМ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. РАН, Российский фонд культуры. 2-ое изд. М.:АЗЪ, 1994.

Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997.

Фесенко Т.А. Принципы когнитивной транслятологии // Реальность, язык и сознание: Междунар. межвуз. сб. науч. тр. Вып. 2. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002.

Форум «Вера и знание» // http://kuraev.ru/index. php?option=com_smf&Itemid=63&topic=12400.45

Франк С. С нами Бог. М.: АСТ, 2003.

ФЭС - Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА, 2005.

Хомяков А. Психологический словарь // http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word= 125

Шатуновский И.Б. Пропозициональные установки: воля и желание //Логический анализ языка. Проблемы интенсиональных и прагматических контекстов. М.: Наука, 1989.

Шатуновский И. Б. Семантическая структура предложения, «связка» и нереферентные слова // Вопросы языкознания. 1993. № 3.

ЭСБЭ - Брокгауз Ф.А., Эфрон И.А. Энциклопедический словарь. Современная версия. М.: Эксмо, 2007.

OALD - A.S. Hornby, Oxford Advanced Learner's Dictionary of Current English, Sixth edition, edited by Sally Wehmeier. Oxford University Press, 2000.

N.N. Panchenko

BELIEF/FAITH-TRUST-CERTAINTY: COGNITIVE AND COMMUNICATIVE ASPECTS

concept, inner form, content minimum, belief/trust/faith, authenticity, discource

In this article a particular attention is paid to the concept 'belief /'faith', its functions, and relations with concepts 'trust', 'knowledge' and 'certainty'. Belief is proved to be based on the ability of an individual to trust without any sufficient reason and may be expressed in the form of trust or subjective certainty. In scientific context belief is opposed to knowledge. Individual belief is less categorical, more subjective and based on empiric experience.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.