Вера Бокова
СОЛНЦЕ И СОЛНЕЧНЫЕ ЭМБЛЕМЫ*
У всех народов мира исчезающее вечером, как бы умирающее, и возрождающееся утром солнце почиталось одним из самых первых и наиболее важных божеств. Тепло и свет, оживление и пробуждение природы, исходящие от Солнца, делали его символом бессмертия и божественности, жизни и плодородия, изобилия и блага. Вместе с тем Солнце представало и карателем всякого зла: мглы, холода, нечистой силы, кривды и нечестия.
Обожествление Солнца засвидетельствовано многими мифами и преданиями. В древней Элладе Солнце считалось глазом Зевса. Основным богом Солнца здесь был Гелиос, но солнечную природу имел и Зевс, и отчасти Аполлон, воплощавший сияние солнечного света. В Скандинавии Солнце было глазом верховного бога Одина, в Иране - Ахурамазды, в Индии - Варуны. Пророк Мохаммад называл его глазом Аллаха. Пигмеи и бушмены считали Солнце сыном Верховного бога, по чукотским верованиям, Солнце и Луна - это глаза небес (Солнце - хороший, Луна - дурной). Буддисты почитают Солнце как свет Будды; индейцы Северной Америки - как сияние Великого духа.
Наиболее сложные солнечные культы сложились в Перу, Мексике и Египте. Инки называли себя «детьми Солнца». Перуанский бог Солнца изображался в антропоморфном виде с золотым дискообразным лицом. Солнечных божеств, замещающих и дополняющих друг друга, у египтян было несколько. Керпи, бог-
* Бокова В. Солнце и солнечные эмблемы // Сокровища мировой цивилизации. Символы. Знаки. - М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2012. - С. 3847.
скарабей, олицетворял восходящее Солнце, Гор - дневное, Ра -Солнце в зените, Озирис - заходящее.
В древнерусском пантеоне солнечную природу имели родоначальник богов Сварог, верховный владыка Вселенной; Хорс, божество белого света, и бог Солнца Дажьбог. В христианские времена славяне считали Солнце ликом, оком или словом Бога, либо оконцем, через которое Бог смотрит на землю.
Традиции почитания солнца сохранялись в России вплоть до ХХ столетия. При восходе и заходе солнца крестьяне снимали шапки, крестились и кланялись «на солнышко».
В христианстве солнце стало олицетворением Спасителя, «Солнца Правды». В византийской и древнерусской гимнографии Христа называют «Праведное Солнце», а христианство сравнивают с исходящим от Него светом.
В народном православии бытуют представления о том, что после распятия Христа солнце остановилось и не заходило трое суток. Считается, что на Пасху и некоторые другие важные праздники восходящее солнце «играет» - переливается разными цветами, а на Ивана Купалу - купается в воде.
В иконографии солнце представлено самыми разными символами: золотым диском с лучами или лучами и крыльями (чаще на Ближнем Востоке), полудиском с лучами (знак восходящего солнца), как на японской императорской эмблеме, кругом с точкой в центре (символ самопознания в астрологии), звездой, спиралью, кольцом, колесом, крестом, свастикой, «всевидящим оком» и др. Все солярные знаки считались сильными оберегами и широко использовались в этом качестве человечеством.
Солнце как символ тепла и света, славы и богатства, созидательной энергии, интеллекта и творчества, храбрости и вечной молодости стало общепризнанным символом верховной власти, королевского величия и имперского блеска. В древнерусской литературе и былинах с солнцем метафорически сближали князя (Владимир Красное Солнышко). Во Франции прозвище «Короля-Солнце» носил блистательный Людовик XIV. В Китае и Японии солнце служило символом императорской власти.
Как символ верховной власти солнце часто используется в геральдике. Помещенное в виде полного диска в центре или верхнем поле герба или флага солнце говорит о совершенстве и расцвете государства, а также о его независимости (Аргентина, Эфио-
пия, Япония, Мальта и др.). Восходящее солнце в геральдике -знак развития, устремленности в будущее (в этом значении оно помещалось в гербе Советского Союза).
Диск
Во многих традициях диск являлся символом Солнца. Но помимо Солнца он мог олицетворять Луну или Небо, быть знаком вращающегося колеса мироздания или энергетических центров -чакр.
В Египте диск с рогами или полумесяцем был символом солнечного и лунного единства. В Индии диск с лучами считался оружием Вишну-Сурья, знаком его абсолютного могущества и силы, в такой же степени разрушительной, как и созидательной. В Китае священный диск с отверстием в центре стал символом духовного совершенства - космического круга с непознаваемой сущностью или пустотой в его центре. Диск, окруженный змеями или драконами, - символом примирения противостоящих сил.
Крылатый диск - один из наиболее распространенных древних символов. На Востоке он был эмблемой солнечных богов: в Египте - Ра, в Ассирии - Ашшур. Сочетая символы солнца и орла, крылатый диск стал эмблемой восходящего солнца и как следствие эмблемой возрождения и космической энергии. Эта эмблема, как воплощение движения, в настоящее время используется в авиационной символике.
Колесо
Колесо - широко распространенный символ космического движения, изменения и повторения, рождения, смерти и возрождения, времени и судьбы человека.
В Египте, на Ближнем Востоке, в Индии и Азии колесо воплощало прежде всего властный символизм Солнца и считалось воплощением могущества. Боги, связанные с колесами (Ашшур, Шамаш, Ваал на Ближнем Востоке, Зевс, Аполлон в Греции, Вишну и Сурья в Индии) имели солнечную или всемирную власть. В Библии в видениях пророка Иезеккииля колесо - символ могущества Иеговы, неумолимости его моральных законов, неуклонного пути, которому следуют его ангелы.
Круг
Этот солнечный знак одновременно воплощение и постоянства, и динамизма, круг олицетворяет полноту, законченность, общность, совершенство, единство, вечность, равенство.
Древние часто представляли себе обозримую Вселенную круглой и подчиненной законам круга: по кругу шли планеты, круглым был земной диск, окруженный водой, круговому циклу подчинялись времена года. Отсюда круговые танцы и ритуальные хороводы вокруг огня, божества или алтаря, круглые формы жилищ и поселений кочевых народов; кружение шаманов, круговая структура мегалитических знаков и сооружений неолитического периода.
Круг заключает в себе самодостаточность и гармонию: любая его точка равноудалена от центра. С этим смысловым значением связана передаваемая по кругу трубка мира у индейцев Северной Америки и знаменитый Круглый стол в легендах о короле Артуре, в центре которого было оставлено место для священного Грааля. Стол придумал волшебник Мерлин, чтобы посадить за него 150 рыцарей, никому не отдавая предпочтения. Мистическая сила Круглого стола основывалась, как считают, на традиционном для кельтов почитании круга, вероятно, основанном на культе небесных богов. Идея круглого стола активно стала использоваться в Новое время в дипломатической практике для устранения иерархичности между членами мирового сообщества.
Спираль
Формы спирали можно встретить в искусстве любого народа -у римлян и кельтов, славян и полинезийцев, индейцев и папуасов и др. Являясь солнечным символом, спираль также универсальный символ развития и жизненной силы. Сочетая форму круга и импульс движения, она воплощает в себе идею времени, эволюции, циклических ритмов, сезонов года, рождения и смерти, продолжения и непрерывности.
Вырезанная на мегалитическом памятнике спираль изображала путешествие по лабиринтам подземного мира и давала надежду на возможное возвращение оттуда. Двойная спираль - символ единства противоположностей. Этот же смысл содержится в даосской символике «инь-ян» - разновидности двойной спирали.
Свастика
Свастика - один из древнейших символов на земле, распространенный чрезвычайно широко. Как крест со «сломанными» концами, она по своему значению близка ко всякому кресту, но в то же время форма придает свастике динамику и делает ее символом движения космоса и созидательной энергии.
Концы свастики могут быть закручены как по, так и против часовой стрелки. Свастика с концами, повернутыми влево, - буддийский символ бесконечного цикла существования; иногда ее связывали с мужским началом. Такой символ использовал в качестве своей личной эмблемы император Карл Великий. Свастику с концами, завернутыми вправо (как на знаменах нацистов), в Верхней Месопотамии связывали с женским порождающим началом и часто изображали внизу живота великой богини Иштар.
Свастику использовали индейцы (в частности, навахо) как космический символ. В Китае правосторонняя свастика служила символом женского начала инь. В иранской и некоторых других традициях свастику как изображение солнечного колеса связывали с богами Солнца и Неба.
В раннехристианских катакомбных церквах свастику использовали как эмблему Христа, а впоследствии она стала секретным знаком гностиков и применялась вместо креста в христианской секте манихеев.
Перед Первой мировой войной свастика стала использоваться членами антисемитских социалистических группировок в Германии и Австрии как эмблема арийской расовой чистоты. В августе 1920 г. ее поместили на своих знаменах нацисты, и с этого времени репутация этого знака была безнадежно испорчена. Жертвой этого стало, в частности, русское прикладное искусство. На протяжении полувека - с 40-х до 90-х годов - абсолютному запрету к экспонированию в советских музеях подлежали чрезвычайно многочисленные образцы вышивки, кружева, костюмы и другие изделия, на которых имелось изображение этого древнего солнечного знака.
Э.Ж.