вьется слабым хмелем около (выделено нами. -Ф.Н.) мирового. Слышать шелест рогоз, узнавать глаза и душу своего знакомого в морском раке, вбок убегающем с поднятой клешней, не забывая военного устава, - часто дает большее счастье, чем все, что делает славу и громкое имя, например, полководца» [Хлебников 1988: 136]. Этот счастливый человек Хлебникова напоминает нам героя Каменского из сборников «Девушки босиком» и «Звучаль Веснеян-ки». Он счастлив, потому что понял, что счастье людей - «вьется, обращается около основного звука мирового», он остался ребенком, знающим жизнь природы, зверей и растений, а значит, он не знает «темного небытия кругом», где «нет игры, нет товарищей» [там же: 137].
6 По словам В.Н.Альфонсова, у Пастернака нет обиды на мироздание, для себя он выбрал другое - «доверие (курсив автора. - В.А.) к жизни, ее безусловным началам. Этим доверием преодолевается космическое одиночество человека, страх смерти, а с другой стороны агрессивность сверхчеловеческих претензий (внутренне стороны связанные, совмещающиеся)» [Альфонсов 1990: 105].
7«Поэт начал писать большую вещь, для театра -представленье жизни, изображающее Переселенье Души: где земная жизнь - лишь мимолетное звено пролетающей Птицы Странствий.
Переселенье Души - жизнь Поэта, судьбе которой фантастически везет настолько, что Поэт стремительно испытывает все высшие радости земного Звена, все испытывает до конца в этой жизни и мудро переселяется в Птицу Странствий с неизменно-мятущимся криком Духа:
-Дальше» [Каменский 1918:134].
8 О связи своеобразного визуального автопортрета в «железобетонной поэме» «Солнце (лубок)» (1917) и портрета «солнцеликого» Каменского, окруженного кольцом-нимбом, написанного в 1917 г. Д.Бурлюком, с проблемой самопознания, самоос-мысления в книге «Его-Моя биография» см.: [Стри-галев 1995: 530-531].
Список литературы
Альфонсов В.Н. Поэзия Бориса Пастернака. Л., 1990.
Каменский В.В. Его-Моя биография Великого Футуриста. М., 1918.
Каменский В.В. Заметки о Н.И. Кульбине. РГА-ЛИ. Ф. 1497. Оп. 1. Ед. хр. 147.
Каменский В.В. Танго с коровами. Степан Разин. Звучаль Веснеянки. Путь энтузиаста / сост. и статья МЛ.Полякова. Репринт, воспроизвел, изданий 1914, 1916, 1918 гг. с прилож. М., 1990.
Лурье А. Наш марш // Русский футуризм: Теория. Практика. Критика. Воспоминания / сост. В.Н.Терехина, А.П.Зименков. М., 2000. С.429-439.
Малевич К. Собр. соч.: В 5 т. М., 1995. Т.1.
Марков В.Ф. История русского футуризма. СПб., 2000.
Паперный З.С. Будетляне // Единое слово. Статьи и воспоминания. М.:, 1983. С.258-294.
Первый журнал русских футуристов. М., 1914. №1-2.
Поэзия русского футуризма / вступ. ст. В.Н.Альфонсова, сост. и подгот. текста В.Н.Альфонсова и С.Р.Красицкого, персональные справки-портреты и примеч. С.Р.Красицкого. СПб., Академический проект, 2001.
Стригалев А. Картины, «стихокартины» и «железобетонные поэмы» Василия Каменского // Вопросы искусствознания. 1995. № 1/2. С.505-539.
Хлебников В. Собр. соч.: в 5 т. Л., 1928-1933. Т.5.
Хлебников В. Утес из будущего. Проза, статьи. Элиста, 1988.
Шершеневич В. Футуристы // Русский футуризм: Теория. Практика. Критика. Воспоминания / сост. В.Н.Терехина, А.П.Зименков. М., 2000. С.403-439.
А.Н.Байрамова (Азербайджан, Баку) ВЕНОК СОНЕТОВ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ XX ВЕКА
Существуют тексты, в которых фрактальная природа проявляется в их форме, структуре. К таким произведениям можно отнести сложные стихотворные циклы, состоящие из стихотворений твердых форм, такие как венки сонетов. Русские поэты XX в. внесли весомый вклад в расширение сферы сонетной лирики, именно они сделали достаточно популярным венок сонетов.
Стремление поэтов расширить жанровую структуру и дал толчок к возникновению венка сонетов. С одной стороны, данное жанровое образование обнаруживает сходство с лирическим циклом, с другой -приближается к жанру лиро-эпической поэмы. Отличие в обоих случаях заключается в более значительной формообразующей целостности. В венке сонетов не может быть свободы соединения разнородных фрагментов цикла или поэмы. Строгость формы подразумевает определенную последовательность развития идеи. Вместе с тем, нельзя не согласиться с поэтом И.Р.Бехером, многократно обращавшимся к сонетной форме, что «венок сонетов - это эксперимент, рассчитанный на виртуозное мастерство поэта и адресованный читателю-знатоку, способному воспринять и оценить искусство его создателя» [Бехер 1981: 407].
Рассмотрим схему венка сонетов, которая составлена Л.Г.Портером [Портер 2003: 212]:
В венке сонетов осуществляется одна итерация увеличения сложности стихотворения. Осуществим еще одну итерацию - пусть теперь каждый сонет из венка сонетов будет магистральным для своего, второго порядка, венка сонетов, а все 14*14 + 14 + 1 =
© А.Н.Байрамова, 2009
211 сонетов образуют венок венков сонетов. Рассмотрим схему венка венков сонетов:
Эта конструкция настолько сложна, что она не имеет однозначного названия - различные исследователи именуют ее и венком в квадрате, и кружевом, и короной сонетов. На ней уже явно видна фрактальная природа такого цикла. Композиция венка венков сонетов настолько сложная, что не каждый поэт может к нему подступиться. Вот что пишет об этом И.Сельвинский: «В 1919 г. я задумал создать корону корон сонетов - «Георгий Гай», где магистралью была бы целая корона. Такая поэма должна была бы иметь 3164 строки и обладать женскими рифмами для катренов в количестве 196, мужскими - 196, женскими для терцин - 154, мужскими для терцин - 154. Я написал было несколько первых сонетов, но вовремя одумался» [Сельвинский 1962: 135]. Очевидно, что умозрительная конструкция венка венков доводит до нелепости и без того усложненную, но все же гармонически выверенную форму венка сонетов, которая по-своему гибка и может быть и циклом и лирической поэмой.
А если подступиться к конструкции более сложной, то мы увидим направление усложнения в сторону венка венков венков сонетов - он же венок в кубе (иногда это образование называют пирамидой сонетов или диадемой сонетов), состоящей из 14° + 142 + 141 + 14° = 2455 сонетов. Создание фрактального произведения следующего уровня сложности, венка венков венков сонетов, представляется нам практически неосуществимым. И это еще одно подтверждение ограниченности человеческого духа, не способного справиться с задачей не то что бесконечного, а хотя бы третьего уровня сложности. В.Шкловский даже выражал сомнение в том, что она может быть проведена без риска для психики автора. Однако таким стихотворным циклам нельзя отказать в наличии завораживающей красоты, настоятельно требующей полного в нее погружения и не дающего пустых обещаний относительно возвращения в реальный мир.
В настоящее время зафиксировано около 150 венков сонетов русских поэтов. В мировой поэзии число венков сонетов приближается к 600. Обычно, в справочниках венку сонетов отводится всего несколько строк, а из авторов упоминаются одни и те же 5-6 имен. Из этого можно сделать вывод, что эта поэтическая форма не пользовалась успехом среди русских поэтов ни в прошлом, ни в настоящем. Однако, исследования В.П.Тюкина и Г.В.Мелентьева показали, что форма венка сонетов довольно распространена среди поэтов. Так, рассмотрев творчество русских поэтов с 1911 по 1982 гг., они обнару-
жили, что за это время было опубликовано около 146 венков сонетов и 3 поэмы, состоящие из венков сонетов [Тюкин 1984: 206]:
а) в 1911-1920 гг. было опубликовано 11 венков сонетов восьми авторов, причем в этой сложной форме пробовали себя не только признанные мастера, как К.Д.Бальмонт, В.Я.Брюсов, М.А.Волошин и Вяч.Иванов, но и малоизвестные поэты:
A.Г.Архангельский, Ю.Б.Кричевский, Н. Оболенский и Н.Н.Шульговский;
б) в 1921-1930 гг. было опубликовано 14 венков сонетов и одна поэма, состоящая из двух венков сонетов. Чаще всего к этой форме обращались И.Сельвинский, Г.Ширман, но венки сонетов создавали и такие поэты как Е.Ф.Вихрев, Г.А.Вяткин, М.А.Тарловский, почти забытые в наше время;
в) в 40-е и 50-е гг. были опубликованы лишь венки сонетов П.Панченко («Венок матросу», «Ире-ли») и С.Кирсанова («Весть о мире»), а написанный в 1954 г. «Венок сонетов» Н.Крандиевской-Толстой был опубликован позднее.
г) в 60-е гг. было опубликовано 29 венков сонетов и одна поэма из четырех венков сонетов;
д) в 70-е гг. - 77 венков сонетов и поэма из 5 венков сонетов.
Венок сонетов становится популярным в русской поэзии в 60-е гг. XX в., однако, интерес в нему возрастает еще более в 70-е гг. В начале 80-х гг. было опубликовано 9 венков сонетов [Тюкин 1984: 209].
На основании данных, предложенных
B.П.Тюкиным, нами составлен график, из которого ясно видна динамика сонетов с 1911 по 1990-е гг.
Бехер И.Р. Философия сонета, или малое наставление по сонету. // Бехер И.Р. О литературе и искус-
стве. М., 1981. С. 407-432.
Портер Л.Г. Симметрия - владычица стихов. М., 2003
Сельвинский И. Студия стиха. М., 1962
Солоухин В. Венок сонетов. М., 1976.
Тюкин В.П. Венок сонетов в русской поэзии XX века // Проблемы теории стиха. Л., 1984.
Д.С.Туляков, Н.С.Бочкарева (Пермь) СООТНОШЕНИЕ ВЕРБАЛЬНОГО И ВИЗУАЛЬНОГО В МАНИФЕСТАХ РУССКОГО КУБОФУТУРИЗМА И БРИТАНСКОГО ИМАЖИЗМА 1913-1914 гг.
Всякий интеллект, достойный зваться интеллектом, должен испытывать потребности в чем-
© Д.С.Туляков, Н.С.Бочкарева, 2009