Научная статья на тему 'ВЕНГРЫ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОРТРЕТ'

ВЕНГРЫ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОРТРЕТ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
619
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕНГРИЯ / ВЕНГРЫ / МЕНТАЛИТЕТ / ГЕНДЕР / ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОРТРЕТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Оришев Александр Борисович

Настоящая статья представляет собой очередной завершенный этап масштабного исследования по изучению менталитета народов Европы, стартовавшего в 2017 г. Объект исследования - венгры. Предмет исследования - менталитет венгров, гендерные отношения в Венгрии, деловое общение в этой стране. Главный научный результат: изучив источники и проанализировав научную и научно-популярную литературу, используя методы современного гуманитарного знания, автор создал социокультурный портрет венгров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUNGARIANS: SOCIOCULTURAL PORTRAIT

This article presents a special next completed stage of a large-scale study of the mentality of the peoples of Europe, which started in 2017. The object of the study is the Hungarians. The subject of the research is the mentality of the Hungarians, gender relations in Hungary, business communication in this country. The main scientific result: after studying the sources and analyzing the scientific and popular science literature, using the methods of modern humanitarian knowledge, the author created a socio-cultural portrait of the Hungarians.

Текст научной работы на тему «ВЕНГРЫ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОРТРЕТ»

УДК 316.356.2

Оришев Александр Борисович,

доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, г. Москва, e-mail: Orishev71 @mail.ru

ВЕНГРЫ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОРТРЕТ

Настоящая статья представляет собой очередной завершенный этап масштабного исследования по изучению менталитета народов Европы, стартовавшего в 2017 г. Объект исследования - венгры. Предмет исследования - менталитет венгров, гендерные отношения в Венгрии, деловое общение в этой стране. Главный научный результат: изучив источники и проанализировав научную и научно-популярную литературу, используя методы современного гуманитарного знания, автор создал социокультурный портрет венгров.

Ключевые слова: Венгрия; венгры; менталитет; гендер; деловой этикет; социокультурный портрет.

Orishev Alexandr Borisovich,

doctor of historical Sciences, Moscow agricultural Academy a. K.A. Timiryazev, Moscow,

e-mail: Orishev71 @mail.ru

HUNGARIANS: SOCIOCULTURAL PORTRAIT

This article presents a special next completed stage of a large-scale study of the mentality of the peoples of Europe, which started in 2017. The object of the study is the Hungarians. The subject of the research is the mentality of the Hungarians, gender relations in Hungary, business communication in this country. The main scientific result: after studying the sources and analyzing the scientific and popular science literature, using the methods of modern humanitarian knowledge, the author created a socio-cultural portrait of the Hungarians.

Keywords: Hungary; Hungarians; mentality; gender; Business Etiquette; sociocultural portrait.

Введение

Отношения с Венгрией всегда были непростыми для России. Дуалистическое государство Австро-Венгрия было одним из противников Российской империи в годы Первой мировой войны, в годы Второй мировой войны в боях около венгерского озера Балатон погибло около 100 тыс.

бойцов Красной Армии, в 1956 г. в Венгрии вспыхнул мятеж за выход страны из социалистического блока. Вместе с тем, Венгрия в числе небольшого числа европейских государств заняла более или менее реалистичную позицию в событиях вокруг Украины в 2022 г. Венгерское правительство выступило против антироссийских санкций и отказалось поставлять оружие украинцам. Все это позволяет надеяться, что Россия и Венгрия больше не окажутся по разные стороны баррикад, а между их народами установятся отношения дружбы и взаимопонимания.

Отечественные ученые довели до общественности результаты своих антропологических исследований венгерского народа [2, с. 66-72].

В отечественной историографии поднимались такие вопросы, как повседневная жизнь венгров за пределами своего государства, а именно в Румынии [4, с. 271-271], на Каме и Урале [9], в Закарпатье [6, с. 316-327], в Воеводине [5, с. 528-540], в Северном Причерноморье [10, с. 69-74].

Отдельный блок исследований был посвящен участию венгров во Второй мировой войне [7, с. 116-118], в частности, их пребыванию в советском плену [1, с. 256-265].

Если говорить о венгерской историографии, то особого внимания заслуживает монография выдающегося специалиста по праистории венгров, бывшего директора Венгерского национального музея, заведующего кафедрой Сегедского университета Иштвана Фодора, в которой в научно -популярном жанре рассказывается о формировании венгерского менталитета [8]. Европа в его исследовании представляется как новая родина для венгров. «Завоевание» или «бегство»? Именно так ставится ученым вопрос о появлении венгров в Европе.

В плане получения эмпирического материала весьма полезными стали работы других венгерских авторов, опубликованные в последние годы в научных журналах [12, рр. 25-37; 13, рр. 183].

Что касается работ ученых из других зарубежных стран, посвященных венгерскому менталитету, то назовем исследование Гжесика Рышарда

(Польша), посвященное формированию венгерской идентичности в Средневековье [3, с. 136-144].

Таким образом, мы видим, что большинство работ посвящено вопросам средневековой истории. Что же касается современной повседневной жизни венгров, то здесь обнаруживаются лакуны. Автор настоящей статьи предпринимает попытку восполнить этот пробел.

Цель исследования: укрепление отношений между народами России и Венгрии, налаживание взаимовыгодных отношений и бизнес-контактов.

Методы исследования

В процессе работы над статьей использовались методы общественных и гуманитарных наук: контент-анализ туристских сайтов, интервьюирование, социологический опрос, описание, сравнение и экстраполирование.

Результаты исследования и их обсуждение

Происхождение венгров. Венгры (самоназвание - «мадьяры») -европейский народ финно-угорского происхождения. Их мифический прародитель - Магор был внуком библейского Хама. В языковом плане ближайшие родственники венгров - ханты и манси. Предки венгров -полукочевники-скотоводы, проживавшие в степных областях к востоку от Урала. Кочевая жизнь привела их в Трансильванию, откуда они распространили свое влияние на земли современной Венгрии, восточной Австрии и южной Словакии. В X в. пришельцы-венгры ассимилировались с местным населением - валахами, в результате образовалась венгерская нация. В историю этот процесс вошел под названием «обретение родины». В Средние века венгров считали одним из гуннских племен, вторгшихся в Европу. Эту идею поддерживали и сами венгры, считая себя наследниками Аттилы. Остается лишь сказать, что само венгерское государство было образовано в 896 г., в связи с чем оно считается одним из древнейших в Европе.

В настоящее время в Венгрии проживает 9,5 млн венгров, что составляет 93% населения этой страны. Значительная часть венгров (1 млн 415 тыс.) проживает в Трансильвании, принадлежащей Румынии.

Национальный характер. Венгры приветливы и доброжелательны. Здороваются они всюду и даже с незнакомыми. Вежливость - одна из черт их национального характера. В случае если на улице взгляды двух прохожих венгров пересеклись, то они непременно по-дружески начнут приветствовать друг друга. При этом у венгров нет английской привычки улыбаться по поводу и без повода. Туристы, бизнесмены и иммигранты не сразу могут привыкнуть к тому, что здороваться приходиться с местными жителями повсюду: при входе в магазин, при посещении местной кофейни или банка.

Неторопливость - еще одна черта венгерского менталитета. С ней сталкиваются как бизнесмены, так и туристы. Венгры очень медленно обслуживают в банках, ресторанах, магазинах. Очереди здесь частое явление. И одна из причин - местная бюрократия.

В целом это спокойный и уравновешенный народ, предпочитающий тихие беседы, но при этом неравнодушный к танцам и увеселительным мероприятиям. Если хочешь добиться в общении с венгром успеха - не стоит его торопить и, проявив терпение, выказать уважение к местным обычаям и укладу жизни.

В отличие от многих европейцев, венгры охотно приглашают малознакомых людей в гости, могут позвать на день рождения. Они всегда обращаются на «ты», используя массу сокращенных и неформальных слов, даже в разговоре с незнакомцами.

Венгры часто жалуются на судьбу. Только делают это не открыто, смотря в глаза начальству, а украдкой на собственной кухне. При этом они не критичны к властям, многое принимается ими на веру.

Гендер, семья и брак. Семья занимает важное место в жизни венгров. Если будет дилемма семья или бизнес, то большинство выбирает первое. С

большим почтением венгерская молодежь относится к старшему поколению, а к детишкам она проявляет трепетное отношение.

С недоумением венгры смотрят на граждан, которые предпочитают холостяцкую жизнь. Во многих семья считается, что девушка, засидевшаяся в девках, есть большое горе. Достаточно долго в стране сохранялся патриархальный уклад жизни в семье. Мужчина считался главой семейства, немыслимо было неподчинение его воле. В традиционной венгерской семье жена даже не имела права сесть с мужем за один обеденный стол.

Ранее в стране существовал обычай заключать браки в узком кругу или локальной группке. Он соблюдается до сих пор в небольших селениях. В Венгрии также существует еще одна нерушимая традиция, которая соблюдается и в наше время - брак в церкви.

Никогда не поймут венгры тихую свадьбу. Они обожают танцы и шумные торжества, а также не забывают о своих красочных национальных одеждах. Как правило, в каждой венгерской семье можно увидеть несколько таких нарядов.

Очень редко в Венгрии можно услышать про развод. Причины на то разные, одной из них является сложность этой процедуры. Измена при этом считается очень серьезной причиной для развода.

Однако в XXI в. феминизм берет свое. Количество разводов в стране неуклонно растет. По данным социологических опросов инициаторами прекращения брака выступают в подавляющем большинстве женщины. Заметим, что Венгрии принадлежит сомнительный рекорд - один из самых высоких показателей по уровню самоубийств среди женщин. Одиноким женщинам здесь действительно живется непросто. Шансы найти работу для матери-одиночки невелики.

В деловой среде. Венгерский язык, относящийся к финно-угорской семье, считается самым трудным для изучения европейским языком. Многие венгры знают немецкий язык. Английским владеют значительно хуже. Некоторые представители старшего поколения знакомы с русским языком.

Справедливости ради стоит сказать о том, что русский язык в Венгрии заставляли учить в послевоенное время, которое в современной Венгрии трактуется как период советской оккупации.

Мужчины приветствуют друг друга крепким, теплым и однократным рукопожатием, обнимают только близких и хорошо знакомых людей, нередко соприкасаясь щеками. Рукопожатие используют и женщины, только пожимают руки они гораздо мягче и длительнее. Часто женщины в Венгрии представляются мужчинам, тем самым выражая свое почтение, хотя желательнее, чтобы друг другу венгров представлял общий хороший знакомый. Самостоятельное знакомство по правилам этикета допускается лишь в случае крайней необходимости, хотя и имеет место при определенных обстоятельствах. Во время представления сначала называют свою фамилию и только после нее - имя.

Венгры четко разделяют рабочее время и часы для досуга. Совмещать приятное с полезным здесь не принято. Обязательность также не относится к их достоинствам. Правда, это замечание распространяется только на часть населения, хотя и на большую. С венграми, как советуют многие российские предприниматели, познакомившиеся с местным менталитетом, все работы должны вестись лишь через письменные договоры с точно обговоренными датами, цифрами и объемами.

Венгры внимательны к мелочам (иногда даже слишком), хотят все делать хорошо, реально вкладываются в свою работу и переживают за нее.

Женщины здесь на равных с мужчинами занимаются предпринимательством. Обращаясь к ним, нужно соблюдать ритуалы -целовать девушкам и женщинам руки и занимать место слева.

Обычно встреча начинается с беседы, к решению деловых вопросов переходят не сразу. Венгры любят лишний раз подчеркнуть важность обсуждаемых вопросов. Им нравится яркая речь и красивые обороты. При этом венгры любят выражать свою точку зрения. Поэтому благоразумным будет проявить терпение и выслушать собеседников.

Пунктуальность - обязательная черта характера здешних бизнесменов. Если вы договорились о встрече, то ждать не придется. Венгры обязательно придут вовремя. Деловые вопросы, как правило, решаются за бизнес-ланчем. Местные бизнесмены ожидают от партнеров только фактов и цифр в подкрепление доводов. Мнения и эмоции лучше оставить при себе. При рассмотрении каких-либо начальных предложений следует помнить, что венгры любят торговаться.

За совместным обедом также устанавливаются теплые личные отношения. От приглашений на обед, кстати, нельзя отказываться. Во время делового обеда или ужина не стоит чокаться бокалами: венгры убеждены, что это приносит несчастье. Также нежелательно говорить о здоровье, о личном, хотя на бытовом уровне венгры очень спокойно относятся к личной тематике. Лишними будут политические темы. Не стоит, например, обсуждать ситуацию вокруг Сирии и Украины. При этом они готовы поговорить о венгерской культуре, о местных винах. Не нравится венграм и то, когда их пытаются сравнивать с другими славянскими народами. Так или иначе, но уровень образованности здесь высокий и большинство венгров умеют поддержать разговор практически на любые темы. При этом если венгр проявляет симпатию, то он может показать фото своих детей. Для того чтобы расположить к себе собеседника, ему также можно показать семейные фото.

Выводы. Мифы и стереотипы о венграх.

В качестве выводов по настоящей статье приведем несколько мифов и стереотипов о венграх. Первый миф - о радикализме венгров. Этот миф создан австрийцами, которые видели в лице венгров бунтовщиков, угрожавших их империи. Якобы венгры могут быть либо крайне правыми, либо крайне левыми. Современная политическая ситуация в стране говорит о том, что это далеко не так.

Второй миф о Венгрии как о цыганской стране. Цыгане здесь есть, их образ жизни, действительно несколько портит имидж этой страны, но ни они главная достопримечательность Венгрии.

Список литературы

1. Айрапетов А.Г. Военнопленные венгры в лагерях Советского Союза во время и после окончания Великой Отечественной войны // Социальная история Второй мировой войны. Материалы Международной конференции. Тамбов: ТГУ имени Г.Р. Державина, 2017. - С. 256-265.

2. Газимзянов И.Р. Древние венгры в антропологическом аспекте // Археология Евразийских степей. - 2018. - № 6. - С. 66-72.

3. Гжесик Рышард. Какую традицию использовали венгры для формирования исторической идентичности? // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. - 2019. - № 1 (25). - С. 136-144.

4. Изъюров А.Ю. Венгры за пределами Венгрии: Румыния // Богатство финно-угорских народов. Материалы V Международного финно-угорского студенческого форума. Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2018. - С. 271-272.

5. Мартынова М.Ю. Венгры Воеводины: идентичность в фокусе демографии, политики, культуры // Ежегодник финно-угорских исследований. - 2022. - Т. 16. - № 3. - С. 528-540.

6. Пивовар Е.И., Левченков А.С., Гущин А.В. Венгры Закарпатья и отношения Украины и Венгрии на рубеже XX-XXI вв. // Ежегодник финно-угорских исследований. - 2021. - Т. 15. - № 2. - С. 316-327.

7. Филоненко С.И. Начало операции «Блау»: венгры и японцы в степях Придонья летом 1942 г. // Последняя точка Второй мировой. материалы международной научно-практической конференции «Проблемы современной международной законности и уроки Токийского и Хабаровского процессов». редкол.: Л. И. Швецова и др., Москва, 2009. - С. 116-118.

8. Фодор Иштван. Венгры: древняя история и обретение родины. Пермь: ООО Типография «ЗЕБРА», 2015. - 132 с.

9. Халикова Е.А., Халиков А.Х. Ранние венгры на Каме и Урале (больше - Тиганский могильник). Сер. 25 Археология евразийских степей. Казань: Фэн, 2018. - 144 с.

10. Шорохов В.А. Венгры в Северном Причерноморье по данным «Анонимной записки» // Вестник Удмуртского университета. Серия История и филология. 2011. № 3. С. 69-74.

11. Юрасов М.К. Когда появились венгры в Северном Причерноморье? // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. - 2003. - № 4 (14). - С. 86.

12. Robert Gyoria, Ferenc Jankoba. Burgenland or West-Hungary: The aspirations and limits of Austrian and Hungarian geography, 1918-1938 // Journal of Historical Geography. - 2022. - Vol. 77. - pp. 25-37.

13. Aigerim Yerkena, Lan Anh Nguyen Luu. A stepping stone to the "West": Academic adaptation of international students from post-Soviet countries in Hungary // International Journal of Intercultural Relations. - 2022. - Vol. 89. - pp. 183-194.

References

1. Airapetov A.G. Voennoplennye vengry v lageriakh Sovetskogo Soiuza vo vremia i posle okonchaniia Velikoi Otechestvennoi voiny, Sotsialnaia istoriia Vtoroi mirovoi voiny. Materialy Mezhdunarodnoi konferentsii. Tambov: TGU imeni G.R. Derzhavina, 2017. - pp. 256-265.

2. Gazimzianov I.R. Drevnie vengry v antropologicheskom aspekte, Arkheologiia Evraziiskikh stepei. - 2018. - №2 6. - pp. 66-72.

3. Gzhesik Ryshard. Kakuiu traditsiiu ispolzovali vengry dlia formirovaniia istoricheskoi identichnosti? Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. - 2019. - № 1 (25). - pp. 136-144.

4. Izieiurov A.Iu. Vengry za predelami Vengrii: Rumyniia, Bogatstvo finno-ugorskikh narodov. Materialy V Mezhdunarodnogo finno-ugorskogo studencheskogo foruma. Ioshkar-Ola: Mariiskii gosudarstvennyi universitet, 2018. - pp. 271-272.

5. Martynova M.Iu. Vengry Voevodiny: identichnost v fokuse demografii, politiki, kultury, Ezhegodnikfmno-ugorskikh issledovanii. - 2022. - T. 16. - №2 3. - pp. 528-540.

6. Pivovar E.I., Levchenkov A.S., Gushchin A.V. Vengry Zakarpatia i otnosheniia Ukrainy i Vengrii na rubezhe XX-XXI vv. Ezhegodnik fmno-ugorskikh issledovanii. -2021. - T. 15. - № 2. - pp. 316-327.

7. Filonenko S.I. Nachalo operatsii «Blau»: vengry i iapontsy v stepiakh Pridonia letom 1942 g. Posledniaia tochka Vtoroi mirovoi. materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Problemy sovremennoi mezhdunarodnoi zakonnosti i uroki Tokiiskogo i Khabarovskogo protsessov». redkol.: L. I. Shvetsova i dr., Moskva, 2009. -pp. 116-118.

8. Fodor Ishtvan. Vengry: drevniaia istoriia i obretenie rodiny. Perm: OOO Tipografiia «ZEBRA», 2015. - 132 p.

9. Khalikova E.A., Khalikov A.Kh. Rannie vengry na Kame i Urale (bolshe -Tiganskii mogilnik). Ser. 25 Arkheologiia evraziiskikh stepei. Kazan: Fen, 2018. - 144 p.

10. Shorokhov V.A. Vengry v Severnom Prichernomore po dannym «Anonimnoi zapiski» // Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriia Istoriia i filologiia. - 2011. - № 3. -p. 69-74.

11. IUrasov M.K. Kogda poiavilis vengry v Severnom Prichernomore? Drevniaia Rus. Voprosy medievistiki. - 2003. - № 4 (14). - S. 86.

12. Robert Gyoria, Ferenc Jankoba. Burgenland or West-Hungary: The aspirations and limits of Austrian and Hungarian geography, 1918-1938. Journal of Historical Geography. - 2022. - Vol. 77. - pp. 25-37.

13. AigerimYerkena, Lan Anh Nguyen Luu. A stepping stone to the "West": Academic adaptation of international students from post-Soviet countries in Hungary. International Journal of Intercultural Relations. - 2022. - Vol. 89. - pp. 183-194.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.