Научная статья на тему 'Венчурный оператор как «Двигатель» инновационного лифта'

Венчурный оператор как «Двигатель» инновационного лифта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ РЫНОК / ВЕНЧУРНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИННОВАЦИОННЫЙ ЛИФТ / ВЕНЧУРНЫЙ ОПЕРАТОР / INNOVATIVE MARKET / VENTURE BUSINESS / INNOVATIVE LIFT / VENTURE OPERATOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хожин Б. Э.

В настоящее время в России предпринимаются серьезные меры для формирования инновационного рынка, выделяются существенные финансовые ресурсы. Через встроенные в «инновационный лифт» институты развития государство стремится создать привлекательную среду для инновационной деятельности в стране. Но для этого предстоит решить еще много проблем. Некоторые из них в данной статьей предлагается решить путем встраивания организующего института венчурного оператора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The venture operator as «motor» of innovation elevator

At the moment, Russia is taking serious measures to create an innovative market, allocated substantial financial resources. Through built-in «an innovative lift» development institutions, the state seeks to create an attractive environment for innovation in the country. But for this it is necessary to solve many problems. Some of them we propose to solve by embedding an organizing institute a venture operator.

Текст научной работы на тему «Венчурный оператор как «Двигатель» инновационного лифта»

Хожин Б. Э, аспирант МФПУ «Синергия», Bogdanur@mail.ru

ВЕНЧУРНЫЙ ОПЕРАТОР КАК «ДВИГАТЕЛЬ» ИННОВАЦИОННОГО ЛИФТА

В настоящее время в России предпринимаются серьезные меры для формирования инновационного рынка, выделяются существенные финансовые ресурсы. Через встроенные в «инновационный лифт» институты развития государство стремится создать привлекательную среду для инновационной деятельности в стране. Но для этого предстоит решить еще много проблем. Некоторые из них в данной статьей предлагается решить путем встраивания организующего института — венчурного оператора.

Ключевые слова: инновационный рынок, венчурное предпринимательство, инновационный лифт, венчурный оператор.

Введение.

Проблемы венчурного предпринимательства

В настоящее время в России существуют различные проблемы венчурного предпринимательства. Наиболее важными из них являются:

1. Несогласованность. Главное для инновационного развития — это среда, условия взаимодействия государства с конкретным бизнесом. В России в той или иной форме представлены почти все механизмы стимулирования развития венчурного предпринимательства, но основная проблема состоит в том, что между ними нет никакой согласованности. Отсутствие четкой структуры поддержки вынуждено рождает дополнительные меры и стимулы, которые еще больше запутывают общую систему поддержки инновационных предприятий.

Все большие российские проекты в сфере обновления российской экономики, такие как фонд «Сколково», ОАО «Роснано», ОАО «РВК» и другие, являются нужными,

ценными с точки зрения получения необходимого опыта, но отдельными элементами с уникальными системами поддержки инновационной деятельности. Единой системы развития венчурного предпринимательства в России нет. Крупные участники инновационного рынка отдельно создают себе среду, имеют индивидуальные льготы и преференции. Отсутствует единое поле, одинаковые правила для ведения инновационного бизнеса.

С большими объемами финансирования инновационной деятельности появились и так называемые «инноваторы-жулики». По сведениям Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий «НАИРИТ», из 250 - 270 млрд рублей, выделенных в 2011 году на грантовую поддержку инноваторов, около 60% расходуется впустую. По мнению Ольги Усковой (президент НАИРИТ) деньги тратятся на уже существующие проекты, которые реализуются и исполняются в рамках других параллельных научно-инновационных программ и бюджетов. Выделение гранта в этом слу-

чае никак не влияет на скорость и глубину проводимых научных исследований и идет на выплату премиальных членам исследовательской группы1.

2. Коррупция. Крупные компании имеют влияние во властных структурах, и их проекты ограждаются от административного прессинга и бюрократической волокиты, но малый бизнес вынужден самостоятельно бороться и договариваться с бюрократическим аппаратом и налоговыми структурами, что влечет за собой дополнительные риски и убытки. Инвесторы сталкиваются с неисполнением законов из-за коррупции на местах. Коррупция ограничивает возможности, получаемые бизнесом от всех предоставленных льгот и преференций. Вследствие этого падает инвестиционная привлекательность.

3. Нежелание компаний выделять средства на НИОКР. Крупные государственные корпорации вынуждены выделять средства на новые разработки, но делают это неохотно. Частные компании тратят на внедрение или разработку инноваций еще меньше. На данный момент в России проще и дешевле нанять 100 гастарбайте-ров, чем вкладывать деньги в инновации, автоматизацию, после внедрения которых этот же объем работы смогут выполнять

5 - 10 человек. По данным Федеральной службы государственной статистики (Рос-стат) в России технологические инновации внедряют 8 - 9% предприятий. Для сравнения в США, Франции, Германии и Японии этот показатель достигает 70 - 80%.

4. Несовершенство нормативно-правовой базы. Базовое законодательство в России достаточно хорошо разработано. С 1 января 2012 года вступает в силу закон

06 инвестиционном товариществе, что снимает проблему отсутствия удобной организационно-правовой формы для венчурных фондов. Но до сих пор не принят закон, ре-

1 НАИРИТ: Около 60% госгрантов на инновации идут впустую. URL: http://www.unova.ru/article/9105.

гулирующий венчурное предпринимательство. Запрещено вкладывать средства пенсионных фондов в венчурные фонды. Серьезное противодействие развитию венчурного предпринимательства оказывает таможенная зарегулированность.

5. «Утечка мозгов». Эта проблема в последнее время потеряла свою остроту, но остается значимым фактором, влияющим на предложение рынка персонала в высокотехнологичной сфере.

6. Коммуникации между учеными и предпринимателями. Существует преграда во взаимопонимании научного сообщества и бизнес-среды. Недостаточно площадок, где они могут находить общий язык.

7. Неразвитость инфраструктуры. Многие технопарки, пользуясь льготами и преференциями, не имеют к инновационной деятельности никакого отношения, занимаясь сдачей помещений в аренду. Во многих регионах России отсутствует не только единая информационная база площадей, находящихся в распоряжении местных бизнес-инкубаторов и технопарков, но и соответствующая региональная программа и единая концепция их создания и функционирования. Отсутствует необходимая в столь рискованном бизнесе прозрачность и открытость, что создает благотворную среду для коррупционных схем.

Государственные технопарки и бизнес-инкубаторы часто занимаются больше саморекламой, чем поиском перспективных проектов. Они проводят различные клубные мероприятия, мастер-классы, конференции. Зачастую технопарки вместо того, чтобы искать по всему миру перспективные проекты и разработки, привлекать к себе компании с прорывными технологиями, пассивно ждут, когда их найдет инноватор с готовым проектом. И к ним приходят иннова-торы из данного региона с ограниченным опытом ведения такого вида бизнеса. В результате резидентами технопарка становятся предприниматели с небольшим потенциалом роста.

Представляется, что помочь решить некоторые из перечисленных выше проблем может венчурный оператор — институт взаимодействия и координации мер стимулирования развития венчурного предпринимательства.

Инновационный лифт

Российские власти всеми известными способами пытаются создать «инновационный лифт», в который будут встроены все наличествующие институты развития. Так, на первом этаже этого «лифта» деятельность «фонда Бортника» и Посевного фонда РВК будут направлены на поиск молодых людей с прорывными идеями, на поддержку их идей грантовыми субсидиями. Затем сформировавшаяся организация поднимается до уровня, где ей требуется более серьезное финансирование. Тут приходят другие фонды: РВК, фонд «Сколково». Подтягивается и частный капитал, выражающий оценку эффективности и перспективности новой компании. Далее в игру вступают такие крупные игроки, как ВЭБ, «Роснано» и другие. Для инновационных компаний, достигнувших достаточно высокого уровня развития, появилась возможность выйти на биржу и получить дополнительный источник финансирования и оценки компании. Специально для этого на ММВБ была создана специальная площадка — РИИ (рынок инноваций и инвестиций), на которой торгуются эмитенты — компании инновационного сектора.

Таким образом, для российских компаний создана возможность подняться на «инновационном лифте» от зарождения идеи до выхода на IPO. Но пока «инновационный лифт» работает недостаточно слаженно. Считаем, что в качестве реального воплощения «инновационного лифта» может выступить венчурный оператор, который станет связующим элементом этой системы, ее ответственной стороной.

Венчурный оператор

Предполагается, что этот новый институт унифицирует процесс, соберет в себе все дублирующие функции других государственных институтов. Создание такого инструмента добавит прозрачности и четкости во взаимодействие между инноватором, частным бизнесом и государством. Появится реальная возможность проследить за всей историей развития определенного проекта, что оградит от возможности дублирования тех или иных мер поддержки и даст точную картину, в чем нуждается конкретный проект на данном этапе своего развития. При достижении открытости возможности коррупционных схем резко снизятся, что добавит привлекательности для инвесторов. Венчурный оператор, будучи государственной структурой, не будет заниматься финансированием или субсидированием. Институтов, инвестирующих в инновационные проекты в России, на сегодняшний день достаточно. Не хватает некоего стержня, вокруг которого и вращались бы все организации, занимающиеся венчурным инвестированием и субсидированием.

Задача венчурного оператора — максимально упростить ведение бизнеса для организации, желающей воплотить свою идею в конкурентоспособную продукцию. Для этого предпринимателю и инвестору нужно предоставить весь спектр возможностей:

• создание матрицы развития компании;

• налоговые преференции;

• поиск инвестора, фонда, госпрограммы;

• снятие административных барьеров;

• консультационная поддержка;

• поиск первичного размещения (бизнес-инкубатор, технопарк).

У венчурного оператора должна быть собрана широкая база партнеров: венчурных фондов, технопарков, бизнес-инкубаторов, ассоциаций бизнес-ангелов, региональных агентств по инновационному развитию

и других, которой и предлагается воспользоваться предпринимателю. И наоборот — полный реестр всех зарегистрированных у венчурного оператора инновационных проектов для потенциальных инвесторов или технопарков, ищущих интересные проекты. Также венчурный оператор договаривается с технопарками, государственными фондами, частными инвесторами, банками, подключает к работе аутсорсинговые компании, проводит бизнес-тренинги и прочее.

Заключение

Не финансируя напрямую инновационный проект, венчурный оператор ведет его по всем стадиям инвестирования от предпосевной, через «долину смерти» к более поздним стадиям. Он открывает перед предпринимателем объективную и конкретную картину его возможных путей развития. Венчурный оператор создает предпринимателю более дружественную среду для ознакомления с реалиями ведения бизнеса в России. Бизнес, проходя подобную «акклиматизацию», плавнее переходит к самостоятельной деятельности. Так как управленцев в сфере инновационного предпринимательства в России крайне мало, подобный «бережный» уход за начинающими предпринимателями необходим. Это позволит вовлечь в инновационную деятельность более широкий круг специалистов и ученых.

Для частного инвестора венчурный оператор дает прозрачность и объективность. Зная суть проекта, его историю, команду, условия инвестирования (соинвестирова-

ния), об участии или неучастии в проекте различных государственных программ или фондов, инвестору будет значительно проще проводить первоначальный отбор проектов, ищущих инвестирования.

Можно утверждать, что, создав такую площадку, удастся серьезно поднять уровень открытости, четкости. Это в свою очередь значительно усилит конкуренцию как за возможность проинвестировать проект, так и за возможность получить инвестирование. А серьезная конкуренция поднимет уровень качества предлагаемых проектов, сделает более привлекательными условия, предоставляемые инвестором, а также улучшит условия размещения инновационных проектов в бизнес-инкубаторах и технопарках. Таким образом, инновационная деятельность в России выйдет на качественно другой уровень.

Список литературы

1. Балдин К. В., Передеряев И. И. Инновационный менеджмент. Москва. Издательский центр «Академия». 2010 г.

2. Фияксель Э. А, Ермакова Е. А, Единство и борьба венчурных инвестиций. // Современная конкуренция. 2011. № 4 (28).

3. Новиков А. А., Новикова Е. В., Ресурсы и факторы инновационного развития российской экономики. // Современная конкуренция. 2011. № 5 (29).

4. НАИРИТ: Около 60% госгрантов на инновации идут впустую. URL: http://www.unova.ru/ article/9105.

5. Технопарки инкубационного периода. URL: http://www.unova.ru/article/9083.

B. Hozhin, Postgraduate Student, Moscow Financial-Industrial University «Synergy», Bogdanur@mail.ru

THE VENTURE OPERATOR AS «MOTOR» OF iNNOVATiON ELEVATOR

At the moment, Russia is taking serious measures to create an innovative market, allocated substantial financial resources. Through built-in «an innovative lift» development institutions, the state seeks to create an attractive environment for innovation in the country. But for this it is necessary to solve many problems. Some of them we propose to solve by embedding an organizing institute — a venture operator.

Key words: innovative market, venture business, innovative lift, venture operator.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.