Научная статья на тему 'Велосипедный спорт в свете концепции социально-педагогической системы'

Велосипедный спорт в свете концепции социально-педагогической системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1042
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛОСИПЕДНЫЙ СПОРТ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / BICYCLE SPORTS / SOCIAL AND PEDAGOGICAL SYSTEM / CONTROL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковылин Максим Михайлович

В статье велосипедный спорт рассматривается автором как многоуровневая социально-педагогическая система. Анализируются ее структурно-функциональные особенности, системообразующий фактор, подсистемные образования. Исследуется возможность построения адекватной системы управления. Несмотря на определенную новизну данной темы в науке о физической культуре и спорту она уже неоднократно рассматривалась в монографиях и учебных пособиях многих авторов и была посвящена разработкам в области единоборств и футбола. Обращение к концепции социально-педагогической системы в области велосипедного спорта является актуальным и целесообразным как минимум по двум причинам: это накопление большого объема в теории и практике велосипедного спорта требующего обоснованной систематизации, с другой стороны это концептуальная основа способная стать системным фундаментом теории комплексного управления спортивной и внеспортивной подготовки с использованием велосипеда. Что касается организационного момента фактического развития велосипедного спорта в Российской Федерации, то можно назвать целый ряд факторов указывающих на правомерность и целесообразность рассмотрения велосипедного спорта в качестве социально-педагогической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковылин Максим Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bicycle sports in the light of the concept of social and pedagogical system

The author considers in article the bicycle sports as multilevel social and pedagogical system. Its structurally functional features, a backbone factor, under system elements are analyzed. Possibility of creation of an adequate control system is investigated. Despite a certain novelty of this subject in a science about physical culture and sport, it was already repeatedly considered in monographs and manuals of many authors and was devoted to developments in the field of single combats and football. The appeal to the concept of social and pedagogical system in the field of bicycle sports is actual and expedient at least for two reasons: this accumulation of large volume in the theory and practice of bicycle sports demanding reasonable ordering, on the other hand it is a conceptual basis capable to become the system base of the theory of integrated management of sports and extra sports preparation with bicycle use. As to the organizational moment of the actual development of bicycle sports in the Russian Federation, it is possible to call a number of factors indicating legitimacy and expediency of consideration of bicycle sports as social and pedagogical system.

Текст научной работы на тему «Велосипедный спорт в свете концепции социально-педагогической системы»

УДК 796.6

ВЕЛОСИПЕДНЫЙ СПОРТ В СВЕТЕ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Максим Михайлович Ковылин, кандидат педагогических наук, доцент, проректор по социально-воспитательной работе, развитию спорта и внешним связям, заведующий кафедрой, Заслуженный тренер России, тренер высшей категории, Председатель комиссии по развитию студенческого спорта Федерации велосипедного спорта России, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и

туризма (ГЦОЛИФК), г. Москва

Аннотация

В статье велосипедный спорт рассматривается автором как многоуровневая социальнопедагогическая система. Анализируются ее структурно-функциональные особенности, системообразующий фактор, подсистемные образования. Исследуется возможность построения адекватной системы управления. Несмотря на определенную новизну данной темы в науке о физической культуре и спорту она уже неоднократно рассматривалась в монографиях и учебных пособиях многих авторов и была посвящена разработкам в области единоборств и футбола. Обращение к концепции социально-педагогической системы в области велосипедного спорта является актуальным и целесообразным как минимум по двум причинам: это накопление большого объема в теории и практике велосипедного спорта требующего обоснованной систематизации, с другой стороны это концептуальная основа способная стать системным фундаментом теории комплексного управления спортивной и внеспортивной подготовки с использованием велосипеда. Что касается организационного момента фактического развития велосипедного спорта в Российской Федерации, то можно назвать целый ряд факторов указывающих на правомерность и целесообразность рассмотрения велосипедного спорта в качестве социально-педагогической системы.

Ключевые слова: велосипедный спорт, социально-педагогическая система, система управления.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.09.91.p66-76

BICYCLE SPORTS IN THE LIGHT OF THE CONCEPT OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL SYSTEM

Maxim Mikhaylovich Kovylin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Vice rector on social and educational work, development of sports and external relations, department chairman, Deserved trainer of Russia, trainer of the highest category, Chairman of the commission on development of student’s sports of Federation of bicycle sports of Russia, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Moscow

Annotation

The author considers in article the bicycle sports as multilevel social and pedagogical system. Its structurally functional features, a backbone factor, under system elements are analyzed. Possibility of creation of an adequate control system is investigated. Despite a certain novelty of this subject in a science about physical culture and sport, it was already repeatedly considered in monographs and manuals of many authors and was devoted to developments in the field of single combats and football. The appeal to the concept of social and pedagogical system in the field of bicycle sports is actual and expedient at least for two reasons: this accumulation of large volume in the theory and practice of bicycle sports demanding reasonable ordering, on the other hand it is a conceptual basis capable to become the system base of the theory of integrated management of sports and extra sports preparation with bicycle use. As to the organizational moment of the actual development of bicycle sports in the Russian Federation, it is possible to call a number of factors indicating legitimacy and expediency of consideration of bicycle sports as social and pedagogical system.

Keywords: bicycle sports, social and pedagogical system, control system.

Очень часто объект управления и сама управленческая деятельность, призванная нормализовать стабилизировать, улучшать функционирование управляемого объекта, в

общем и целом весьма далеки от системной организации. Очевидно, поэтому столь желательный для социально-экономической политики уровень программного управления достигается все реже и реже. Для большинства современных отечественных и зарубежных производственно-экономических, социальных, политических, правовых, административно-хозяйственных отраслей, блоков, единиц, в теории пытающихся более или менее оперативно отслеживать свои сбои и дисфункции, а на практике, при всей своей информатизации, компьютеризации, маркетинговой службе, фактически латающих новые и новые «прорехи», гасящих новые и новые «пожары», - программное управление недостижимо в принципе. Причем недостижимо не только в настоящий момент, но и в отдаленной перспективе, если, конечно, указанные социальные образования не на словах, а на деле не встанут на путь действительно системной организации. Историческая цикличность политических режимов, о которой говорят многие известные историки и философы, свидетельствует, что на этот путь общественные структуры добровольно или, скорее, принудительно обязательно встанут. Весь вопрос лишь во времени. Но в этом случае они неизбежно утратят свою рыночно-демократическую «природу», перестанут быть статистическими объектами.

Применительно к физической культуре и спорту как учебно-образовательным и воспитательным феноменам системный подход, в частности, по вышеназванным причинам также не типичен, по крайней мере, в западной литературе он явно не позиционируется, хотя спортивный менеджмент - тема достаточно избитая. Между тем, социальнопедагогическая система физического воспитания, спорта, какой-либо иной телесной двигательной практики - это, как минимум, не только организационно-институциональное оформление, не только административно-хозяйственное управление, не только объект для менеджмента и маркетинга. Это еще и «вещь в себе». Внешнее политикоэкономическое управление спортом, его видами, в общем-то, мало что проясняет по поводу внутренних закономерностей существования и развития данной социокультурной целостности. А попытка отнесения этой сферы общественной жизни к разряду отрасли есть явное признание всего лишь политико-экономической значимости, но никак не культурной самоценности спорта. Цивилизаторский подход к спорту губит социокультурность спорта уже потому, что либо вообще ею не интересуется, либо учитывает ее очень однобоко, чисто внешне, навязывая свои усредненные управленческие шаблоны и стереотипы. Спортсмен, тренер, спортивный чиновник и надспортивный чиновник, бизнесмен и политик подходят к проблеме управления в спорте по-разному. Разница эта столь же велика, как если бы мы оценивали и познавали культуру, обычаи и традиции народа по порядкам, бытующим в фешенебельном отеле для отдыхающих иностранцев.

В отечественной научной литературе на физическое воспитание, спорт как самобытную социально-педагогическую систему или системы стали смотреть уже во второй половине XX века, но концептуально исследовать данный аспект начали только в XXI веке.

Постепенно выкристаллизовывается общий взгляд на спорт как на социальнопедагогическую систему с многоуровневым контролем и управлением. Гипотетически, такой подход должен способствовать не только оптимизации собственно спортивной и обеспечивающих ее видов деятельности, отношений, управляющего воздействия, но и изысканию новых значительных резервов, недоступных в рамках несистемного анализа. Попробуем принять приведенные выше рассуждения за относительную истину и исследовать, насколько эта истина остается таковой и эффективно «работает» применительно к велосипедному спорту.

Для нас, несмотря на все, имеющие место на сегодняшний день, в частности, в России, несистемные и антисистемные явления и тенденции в функционировании и развитии велоспорта, последний как вид спорта и как составная часть физического воспитания, несомненно, представляет собой социально - педагогическую систему. Какие аргу-

менты можно привести в подтверждение данного тезиса?

Начнем с того, что соревнования по велосипедному спорту проводятся по целому комплексу дисциплин. Например, на Олимпийских играх в Лондоне в 2012 году представлены пять дисциплин и девять субдисциплин велосипедного спорта.

При таком обилии дисциплин и субдисциплин велоспорт просто не может не быть системой с общей системообразующей базовой техникой и тактикой, воспитательной, учебной и образовательной основой. Иначе он неминуемо распадается на «куст» родственных видов спорта. В подобных случаях дисциплинарного разнообразия сильные центробежные тенденции окажутся мощнее центростремительных. Пока что этого не происходит. И это аргумент в пользу системности.

Пойдем дальше. По большому счету, сведения о велосипедах и самокатах до 1817 года сомнительны. Тем не менее, описываемый нами вид спорта, несмотря на относительную молодость, чрезвычайно популярен и отличается массовостью. Ему «покорны» не только все возрастные, но и половые категории. В гонках на велотреке участие женщин разрешено с летних Олимпийских игр в Сеуле 1988 году. В шоссейные гонки женщины-велогонщицы были введены на летних Олимпийских играх 1984 года в Лос-Анджелесе. Маунтинбайк был впервые включен в программу Олимпийских игр в 1996 году в Атланте, а ВМХ - в 2008 году в Пекине. И там и там мужские и женские соревнования стали проводиться одновременно. Таким образом, велоспорт следует рассматривать как действительно широко социально-ориентированную спортивную соревновательную систему без каких-либо изъятий и ограничений, кроме как по здоровью и другим основаниям, общим для спорта в целом.

За то, что данная система довольно стабильна, устойчива, свидетельствует и разработанный Международным союзом велосипедистов (иС1) соревновательный Регламент, изменения которого в последние годы коснулись технических характеристик велосипеда, спортивной формы гонщиков, локальных моментов программы соревнований, то есть вещей несомненно важных, но все-таки второстепенных.

Позиционируя велоспорт в качестве педагогической системы, прежде всего следует отметить, что он выступает действенным механизмом, методом и средством физического воспитания. Физиологически, педагогическая система велоспорта посвящена задаче формирования должного уровня функционального состояния велогонщика. А это означает высокую работоспособность сердечно-сосудистой, дыхательной, кровеносной, теплообменной систем организма, крепкую и выносливую костно-мышечную структуру тела. Психофизической задачей педагогической системы велоспорта является формирование и развитие таких качеств, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, координация, а особенно скорость реакции на движущийся объект, по которой, кстати, обычно фиксируются более низкие показатели (по сравнению с мужчинами) у юных велогонщиков и гонщиц-женщин.

Велоспорт как учебно-образовательная технология направлен на сообщение целого комплекса знаний и умений. Среди других знаний велогонщик должен знать соответствующие технико-тактические разделы, характеристики трассы, погодные условия, анатомическое строение тела и особенности физиологии, профилактические меры и Всемирный антидопинговый кодекс.

Велогонщик обязан уметь все свои знания успешно применять на практике, овладеть техникой посадки, педалирования, психотехникой, индивидуальной и групповой тактикой. Но главное - он должен уметь грамотно распределять силы на дистанции, учитывая для этого все возможные постоянные и переменные сложной формулы достижения победы.

Велоспорт выступает также эффективной воспитательной системой, воплощающей духовно-нравственные ценности патриотизма, проявления воли и стойкости высокой самоотдачи и самоотверженности, уважения и почитания своих тренеров-наставников,

верности и надежности для товарищей по команде, в определенных случаях ответственности за лидеров в своей группе. Велоспорт формирует эстетические ценности и идеалы, основанные на понимании и переживании велогонки как социально-спортивного зрелища, соревновательной зрелищности, не лишенных красоты и гармонии. Велоспорт активно прививает «чувство» социальной и правовой культуры, базирующееся на индивидуальной и групповой дисциплине, инициативе и групповой слаженности, подчиненных установленному Регламенту.

Таким образом, социально-педагогическая система велоспорта охватывает биосо-матические (физиологические), психофизические (деятельностные), духовные (нравственные, эстетические, иные) аспекты формирования личности, способствуя ее активной и продуктивной социализации.

Между тем, было бы не очень правильным утверждать, что по отношению к такой замечательной социально - педагогической системе осуществляется столь же эффективное, оптимальное управление, направленное на раскрытие всех заложенных в указанной системе перспективных возможностей. На сегодняшний день существует множество как раз мешающих системному развитию велоспорта моментов, в том числе, и моментов управленческого характера:

• управленческая структура Федерации велосипедного спорта России располагает еще не использованными возможностями и потенциалом для оптимизации своей структуры и организационной деятельности;

• погоня за кубками и медалями, являющаяся причиной многих травм и заболеваний велогонщиков (особенно в раннем возрасте), идущая в разрез принципу спортивного долголетия;

• разработка системы управления лишь в очень ограниченной области - в области управления тренировочными нагрузками с целью «повышения спортивного результата»;

• активное вмешательство в тренировочный процесс чиновников, за которыми остается последнее и решающее слово даже в тех случаях, когда оно противоречит диагнозу и рекомендациям врачей, взвешенной и грамотной стратегической и тактической оценке тренерского состава.

Определенная логика во всех вышеперечисленных моментах естественно есть. Имеется и цель, ориентирующая все изменения велоспорта лишь в одном направлении -всеми правдами и неправдами улучшить спортивный результат, не думая о последствиях. Да действительно, кривая роста спортивных результатов отечественного велоспорта медленно поползла вверх. Но какой ценой? Состав команд великовозрастный. Молодежи нет. Нет «лавочки запасных». Нет системы первоначального отбора детей по «узким» специализациям. В национальной сборной работают иностранные специалисты, а отечественные тренеры уезжают за рубеж и выигрывают золото для других стран. Совершенно не работает институт повышения квалификации. Национальный рынок специализированных товаров, как и кадров, отсутствует: в Россию ежегодно завозится около трех миллионов велосипедов и всего, что с ними связано. Продукция в основном китайского происхождения. Рынок услуг в основном представлен фитнес объединениями.

А между тем, самой сильной в мире является европейская велоспортивная школа, так как в Европе государственная политика направлена на всеобщее «овелокультуриро-вание» общества. Лучшая российская велоспортивная школа в Санкт-Петербурге, так как там работает система отбора и подготовки спортивного резерва.

Итак, основные координационные меры, требующиеся для эффективной практической разведки социально-педагогической системы велоспорта на лицо:

• возвращение государству руководства всеми видами спорта, уход от бесконтрольности общественных федераций;

• развитие полноценного национального профильного рынка, а не российского

придатка мирового и европейского рынков;

• возрождение системы подготовки спортивного резерва и переподготовки тренерского резерва;

• разумная деполитизация и декоммерциолизация спорта;

• прочее.

Коротко говоря, назрела необходимость не перестройки любительского, а разработки основ профессионального управления профессиональной социальнопедагогической системой профессионального велоспорта.

В исследовании возможностей существования характеристик такой профессиональной системы, соответственно, и состоит одна из главных задач нашей работы, к решению которой мы готовимся приступить.

Но сначала вкратце рассмотрим, что из себя представляет концепция социальнопедагогической системы применительно к сфере физической культуры и спорта. В указанную концепцию разработавшие ее авторы включили следующее:

- исследование принципа системности в спортивной педагогике;

- обоснование основных моментов, положений, характеризующих сущность и специфику социально-педагогической системы спорта;

- перечень, описание и анализ ее основных взаимосвязанных компонентов и принципов функционирования;

- представление о ее многоуровневой организации с конкретизацией состава, структуры, контрольных механизмов и интегративных факторов на каждом уровне;

- системную разработку методолого-методических связей в области профессионального образования и тренировочно-соревновательной деятельности спортсменов и тренеров;

- соответствующий социально-педагогической системе спорта раздел теории управления;

- системный подход к анализу и оценке социально-педагогических проблем и перспектив функционирования и развития спорта (вида спорта).

Исследование принципа системности в спортивной педагогике велось и ведется многими известными авторами. Определенную систематизацию проделанной в этом направлении работы удалось выполнить С. Д. Неверковичу. Поэтому целесообразно уделить внимание именно его разработке, изложенной, в частности, на страницах учебника «Педагогика физической культуры и спорта» [см. Неверкович С. Д., 2006]. Несмотря на то, что, в общем и целом педагогическая наука имеет устойчивую тенденцию к смешению и взаимоподмене принципов системности и целостности, понимая под системой как раз целостность, в чем С. Д. Неверкович справедливо видит некоторую слабость и недостаточность действующей педагогической теории и методологии, самому автору удается выявить и нейтрализовать данный пробел. Он локализует критерии системности. С.Д. Неверковичу на базе философско-педагогической методологии не только удается показать основные компоненты дидактической системы, но и выйти на системное обоснование педагогической технологии как системообразующего, интегративного фактора этой системы [см. там же]. Последнее особенно ценно для нашего исследования, так как позволяет нам, в итоге, определиться с направлением поисков подобного фактора для различных уровней социально-педагогической системы велоспорта.

Как известно, социально-педагогическая система спорта может рассматриваться в целом или по частям, представленным подсистемными образованиями, то есть конкретными видами спорта. Через новые и новые виды спорта социально-педагогическая система тиражируется и воспроизводит себя, постоянно изменяясь и приспосабливаясь к реальной и динамичной социально-производственной практике. В силу такого тиражирования она содержит в себе как общие, типичные, так и частные, уникальные моменты. И те и другие в их взаимосвязи и взаимовлиянии не следует выпускать из внимания, пони-

мая важность роли их синтеза в интересующей нас педагогической системе велоспорта. Поэтому представляется перспективным исследовать их не обособленно друг от друга, а вместе, на примерах каких-либо определенных видовых спортивных социальнопедагогических систем. Разработка такого рода осуществлена Передельским А.А. в единоборствах и Михалевским В.И. в футболе. Рассмотрим ее и попробуем провести аналогии в нужном нам направлении.

С помощью многоступенчатой аргументации Передельский А.А. дает определение социально-педагогической системы единоборств как социальной, психологической, методической, спортивно-педагогической самоуправляемой системы, включающей семь основных взаимосвязанных компонентов. Имеется в виду:

- спортсмены и тренеры;

- содержание обучения и воспитания в единоборческой деятельности;

- формы организации этой деятельности;

- применяемые в ней методы;

- используемые средства;

- реализуемые цели;

- ожидаемый личностный и социальный результат [см. Передельский А. А., 2008,

С. 8].

Даже столь развернутое определение социально-педагогической системы единоборств потребовало от его автора более конкретных пояснений, в процессе которых были сформулированы шесть основных принципов функционирования позиционируемой системы:

- единства и взаимовлияния обучающего и обучаемого;

- приоритетности воспитания над обучением;

- единства и многообразия мировоззренческо-методологических основ едино-борческой деятельности;

- порождения мотивов и целей деятельности особенностями единоборческой практики;

- комплексного использования вербальных и невербальных форм организации деятельности;

- единства и взаимопревращения теории в методы [см. там же, С. 10].

Легко заметить, что и по содержанию и по формальной последовательности и сущностной иерархии указанные компоненты и функциональные принципы между собой соотносятся, коррелируют.

В русле концепции социально-педагогической системы по аналогии с тремя уровнями политической организации общества [см. Разин В.И., 1967] Михалевский В.И. исследует состав, структуру, контрольные механизмы и интегративные факторы трехуровневой системы футбола.

В системе футбола нижнего или командно-игрового уровня он видит состав, включающий тренера, помощника тренера по физической подготовке, капитана команды (или лицо, выполняющее функции капитана), членов команды. Состав среднего или внутриклубного системного уровня, по его мнению, включает игроков, тренера, спортивного руководителя (президента или председателя) футбольного клуба. В составе верхнего уровня системы, определяющей «внешние сношения футбольного клуба» В.И. Миха-левский выделяет сам футбольный клуб, его болельщиков, сферу рекламы и бизнеса, сферу власти. Последняя подается автором также в качестве многоуровневого образования (от административно-хозяйственной власти - до политической, государственной и международной власти союзов и объединений) [см. Михалевский В.И., 2010, С. 38-39].

Анализ функционирования указанных элементов трехуровневой социальнопедагогической системы футбола автор совершенно логично строит на выяснении орга-

низационной иерархии реально существующих в сфере футбола отношений. Выбирая системообразующий фактор, В.И. Михалевский, на первый взгляд, неожиданно, но, как видно далее, достаточно обоснованно смещает акцент с комплекса взаимоотношений тренера с остальными членами футбольного коллектива - на личность самого тренера. Именно тренера исследователь рассматривает «интегрирующим субъектом, персонификацией духа футбола», образа клуба, символа команды как единственно «истинного системообразующего фактора футбола во все времена» [см. там же, С. 40-43].

Анализируя далее контрольные механизмы футбольной социально-педагогической системы, автор в качестве наиболее объективного и комплексного из всех возможных называет жесткую ориентацию на результат матча. Он показывает однако, что этот результат может быть различным: игровым, зрелищным, коммерческим, политическим. Подчеркивая сложность, многовекторность политического результата, В.И. Михалевский как опытный и известный футбольный администратор-функционер уверен, что многие (если не все) проблемы современного футбола проистекают из-за волюнтаристского влияния руководителей-контролеров, а точнее, из-за давления властной организационнополитической верхушки. Перемешивая в своем давлении объективные потребности с субъективными интересами и неприкрытым произволом, эта верхушка «реализует свои установки через решения спортивных руководителей (президентов, председателей, директоров) футбольных клубов и федераций», а также через контрольный механизм футбольного спортивно-соревновательного Регламента, прежде всего, выражающийся в деятельности другой группы контролеров - футбольных судей, арбитров. Выступая для людей непосвященных незыблемой твердыней футбольных традиций, доказывает В.И. Ми-халевский, правила и механизм футбольного судейства суть «такой же сплав объективного и субъективного, как и многое другое в общественной практической деятельности» [см. там же, С. 46].

В. И. Михалевский показывает определенную несогласованность системообразующих, интегративных факторов и свойств с реальными современными контрольными механизмами социально-педагогической системы футбола. Он конкретизирует этот момент несогласованности, интерпретируя его как объективное сопротивление системы внешнему инородному давлению, субъективизм и волюнтаризм которого увеличивается по мере приближения к верхнему уровню управления системой футбола. Таким образом, основной рычаг совершенствования футбола, в частности, национального футбола автор, как нам представляется, усматривает в укреплении профессиональных объективных (и субъективных) центростремительных факторов, обеспечивающих интеграцию социально-педагогической системы футбола. В поддержке и культивировании системного профессионализма он видит главную задачу оптимального управления футболом. Отсюда его интерес к разработке методолого-методических связей в системе профессионального образования и деятельности спортсменов и тренеров по футболу. Рассуждая о разноплановости методологии футбола, В.И. Михалевский пишет: «Но все это единство и многообразие всеобщей и общей методологии воплощается в методике деятельности не напрямую, не непосредственно, а через общую и частную педагогическую методологию, которая, собственно, и выстраивает методолого-методические связи, реализуемые в конкретной игровой практике» [см. там же, С. 51]. Таким образом, системообразующим фактором, придающим «правильный ракурс», ориентацию на решение спортивнообразовательных проблем «всему методолого-методическому зданию современного футбола», по убеждению автора, выступает именно педагогическая методология. Именно она создает возможности максимального учета всех объективных и субъективных факторов, способных улучшить результат. Поэтому в грамотном использовании педагогической методологии заключается и профессионализм, и... гуманизм тренера по футболу [см. там же, С. 60].

Данный момент требует уточнения и определенности: необходимо чётко прояс-

нить, что рассматривать в качестве системообразующего фактора социальнопедагогической системы спорта. С одной стороны, таким фактором видится педагогическая технология, с другой - «дух» вида спорта и его субъект-носитель, персонификация, то есть тренер. Так что же в итоге? По всей видимости, педагогическая технология выступает объективным носителем указанного «духа», идеи вида спорта точно также как тренер, работающий с ней, рассматривается в качестве его (ее) субъективного носителя. И в тренере и в технологии в совокупности воплощается идеальное, духовное начало каждого вида спорта. Противоречия нет, есть субъект-объектные отношения, свойственные человеческой деятельности в целом.

В. И. Михалевский в своей монографии не выходит на понятие педагогической технологии, но вплотную приближается к нему, позиционируя важность индивидуальной психологической подготовки и работы с субъективным фактором (к примеру, со взрывным эмоциональным самовыражением и восприятием игроков). Выход исследователя в русло технологического анализа подтверждается и его рассуждениями об оптимальном тренировочно-соревновательном режиме. «Наращивать интенсивность тренировок, избегая при этом последствий перетренировки, - полагает он, - можно за счет учета соблюдения оптимального тренировочного режима и режима чередования периодов работы и отдыха (восстановления), комбинирования видов нагрузки, способов проведения занятий, за счет учета периодов восстановления организма после работы аэробного и анаэробного характера, за счет знания о человеческой биохимии и физиологии, психологии в целом, о различном периоде восстановления футболистов с разными игровыми амплуа (нападающих, защитников, вратаря, полузащитников), знания о колебаниях биоритма в течение суток у представителей различных хронотипов («жаворонки», «совы», «голуби»), за счет индивидуального подхода» [там же]. Кстати, последний связывается с индивидуальностью игрока, которая рассматривается как общая закономерность в футболе, то есть как объективный фактор.

Подробное цитирование объясняется тем обстоятельством, что в приведенном выше высказывании буквально каждая строчка представляет безусловный интерес и для педагогической технологии велосипедного спорта.

Не меньший интерес вызывают размышления В.И. Михалевского о синтетических субъективно-объективных факторах, под которыми он понимает социокультурные типы (особенности социокультурной среды, менталитета, национального характера, темперамента) игроков команд различных национальностей. Особо В. И. Михалевский оговаривает роль выдающихся личностей в общекомандной тактической схеме, модели, стиле. Действительно интересно, как выдающийся спортсмен находит свое место в «тотальном футболе», или жестком коллективном «прессинге», или в «финтовом» футболе, когда команда играет «на лидера».

Естественно, все указанные и многие другие моменты обязательно должны учитываться и отражаться теорией управления. В.И. Михалевский убеждает нас, что «если систему управления в футболе представить в виде круга, то началом и концом его будет тренер. Сколько бы ни было в этом круге других субъектов управления, роль их сводится к выполнению более-менее важных, но второстепенных, вспомогательных функций, функций социальной организации, адаптации и обслуживания футбола. Социальнопедагогическая роль тренера гораздо более объемна и грандиозна. Она состоит в развитии самого футбола. Не просто игры или вида спорта, а относительно автономного направления профессионализации и социализации личности» [см. там же С. 78].

Система управления, ориентированная на центральную роль тренера определяет четкую дифференциацию, регламентацию, иерархию, преемственность уровней компетентности. Она создает ситуацию, при которой «трудно соответствовать более высокому уровню управления, не освоив предварительно более низкие», при которой соответственно, мобильность управленческих кадров, их продвижение вверх по карьерной лест-

нице оправданы и обоснованы. Следовательно, тем самым создаются максимальные гарантии защиты от «несоразмерного роста субъективного фактора и личностного произвола» [см. там же, С. 78-79].

Многие социологи, исследующие феномен современного футбола довольно аргументировано доказывают, что этот «король спорта» является и беспримерным, безальтернативным спортивным лидером в плане построения собственного, относительно автономного и самостоятельного социально-производственного пространства [см. Айзенберг К. 2006].

Поэтому анализ современных проблем и перспектив футбола в концепции социально-педагогической системы интересен нам по двум причинам. Первое - в нем мы можем с определенной долей вероятности увидеть будущее велосипедного спорта. Второе -на его примере мы имеем возможность понять и «прочувствовать» различные слабые места, негативные факторы велоспорта, по которым он рискует подобного, футбольного «величия» не добиться.

В. И. Михалевский для анализа состояния и перспектив российского футбола из всех трех уровней социально-педагогической системы предпочитает исследовать верхний, убедительно доказывая, что всё «важное и существенное в футболе начинает «работать» только тогда, когда есть главное - социально-экономические и политические, базисные и идеологические условия развития и распространения футбола в стране» [см. там же, С. 81-82]. А в сегодняшней России, по мнению известного и опытного футбольного функционера, в этом смысле сложилась «неблагоприятная ситуация», заключающаяся, прежде всего, в отсутствии государственного подхода к футболу. Он убежден, что неразвитость в России спорта высших достижений как темы бизнеса вызвана слабой государственной поддержкой, причем не государственно-корпоративного, а массового спорта. Без массового спорта в полную силу «не работает» ни один механизм коммерческого развития большого спорта. Только массовый спорт способен приобщить сотни тысяч детей «и их родителей к товарно-денежным отношениям в сфере физкультурноспортивных услуг, подготавливая общественное мнение и армию болельщиков к еще более коммертизированной области большого спорта» [см. там же, С. 84]. Вот почему государство должно «на порядок» увеличить поддержку массовому спорту, делая это грамотно и неформально. А это уже выход на всесторонне продуманные государственные программы строительства спортшкол, профильных объектов, инфраструктуры, товаров физкультурно-спортивного предназначения.

Что в данном контексте необходимо предпринять в области велосипедного спорта?

Мы убеждены, что российский велосипедный спорт способен получить импульс к гораздо более динамичному, поступательному, широкомасштабному развитию в том и только в том случае, если в основу этого развития на общественно-государственном уровне будет заложен принцип оптимального управления, в свою очередь, базирующийся на концепции социально-педагогической системы.

Принцип оптимального управления, как было показано выше, подразумевает, что весь механизм управления велосипедного спорта осуществляется, прежде всего, исходя из внутренних закономерностей его социально-педагогического функционирования, под влиянием присущих этому функционированию детерминант, определяемых как спецификой самого велоспорта, так и особенностями занимающегося им национального социального контингента.

Понимание и признание указанного обстоятельства позволяет выделить несколько фундаментальных характеристик оптимального управления велоспортом:

- естественность (не насильственность, органичность, внутренняя обусловленность механизма управления);

- программность (не спонтанность, значительная продуманность, прогнозируе-

мость, взвешенность и обоснованность управленческих решений);

- тождественность (соразмерность управления и управляемого объекта, полнота и объективность отражения и учета качественно-количественных особенностей последнего.

В спортивной деятельности, например, управление обязано учитывать удельный вес и влияние целых четырех форм коммуникации: текстово-речевой или вербальной, образно-ассоциативной, знаково-символической, моторно-двигательной).

Системность (организованность, структурированность управления сообразно с уровнями системной организации управляемого объекта, в данном случае с индивидуальными, групповыми, клубными, видовыми уровнями социально-педагогической системы велоспорта).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Представление о социально-педагогической системе велоспорта, необходимое для осуществления оптимального управления, формируется под влиянием знания об основных аспектах, направлениях, областях ее функционирования.

Социально-педагогическая система велосипедного спорта характеризуется:

- охватом девяти олимпийских спортивных субдисциплин при пяти спортивных дисциплинах;

- доступностью практически для всех возрастных и половых категорий населения как вида спорта или как разновидности физического воспитания;

- наличием и использованием сложного и объемного комплекса знаний, умений, навыков, способностей, объединяемых вокруг присущей велоспорту системной или интегративной технологии;

- развитием и совершенствованием технологии велоспорта в педагогическом процессе (в единстве его технико-тактического базового содержания и онтокинезиологи-ческого обоснования), в сфере материально-технического обеспечения данного процесса, в области административно-хозяйственного (даже, можно сказать, политикоэкономического) обеспечения и стратегии развертывания общественно-государственной, например, вузовской образовательной практики велоспорта.

Проблемный анализ современного состояния отечественного велоспорта, по нашему мнению, доказывает, что реализация (и конкретизация) концепции оптимального управления велоспорта с необходимостью, обусловленной реальной значимостью, должна покоиться на результатах исследования проявлений принципа оптимального управления в областях, касающихся:

- диалектики управления двигательными действиями в тренировочносоревновательном процессе спортсменов-велосипедистов;

- тактических основ управления спортивной деятельностью на примере велоспорта;

- общих онтокинезиологических рекомендаций к разработке двигательных комплексов велоспорта;

- велоспорта в свете стратегии управления физкультурно-спортивным вузом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айзенберг, К. Футбол как глобальный феномен / Кристиана Айзенберг [электронный ресурс] // иЯЬ: http://www.ruthenia.ru/logos/number/54/06.pdf. - Дата обращения 30.09.2012.

2. Михалевский, В.И. Футбол как социально-педагогическая система: методология, методика, управление : монография / В.И. Михалевский. - М. : Физическая культура, 2010. - 112 с.

3. Момджян, К.Х. Общество, история и культура / К.Х. Момджян // Философия : учебник для вузов / под ред. В. В. Миронова. - М. : Норма, 2008. - С. 678-708.

4. Передельский, А.А. Философия, педагогика и психогогика единоборств : учеб.

пособие I А. А. Передельский. - М. : Физическая культура, 200S. - 240 с.

5. Педагогика физической культуры и спорта : учебник I под ред. С. Д. Неверко-вича. - М. : Физическая культура, 2006. - 52S с.

REFERENCES

6. Ayzenberg, K. (2006), Football as global phenomenon, available at: http:IIwww.ruthenia.ruIlogosInumberI54I06.pdf (accessed 30 September 2012)

7. Mikhalevsky V.I. (2010), Football as social and pedagogical system: methodology, technique, management: monograph, Physical culture, Moscow Russian Federation.

S. Momdzhyan, K.Kh. (200S), “Society, history and culture”, Philosophy: Studies for higher education institutions, publishing house Norm, Moscow Russian Federation, pp. 67S-70S.

9. Redelhi, A.A. (200S), Psychological Philosophy, pedagogics and psychogogic single combats: studies grant, Physical culture, Moscow Russian Federation.

10. Ed. Neverkovich, S.D. (2006), Physical culture and sport pedagogics: the textbook, Physical culture, Moscow Russian Federation.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 29.08.2012.

УДК 615.851+159.96

ПСИХОКОРРЕКЦИЯ И ЕЕ ДЕФИНИЦИИ

Владимир Петрович Колесник, директор по развитию ООО "Северный спорт ",

Санкт-Петербург

Аннотация

Одно из развитых направлений в современной прикладной психологии - это психологическая коррекция. Так как поведение человека в каждом случае детерминируется психическим процессом отражения окружающей среды, то зачастую ошибки в поведении могут быть откорректированы воздействием на психическую составляющую человека. Существуют различные точки зрения на психокоррекцию, ее механизмы, цели, задачи. Еще более сложен вопрос о видах психокоррекционного воздействия: убеждение, внушение, подражание, подкрепление. Каждый из них имеет свои особенности и весьма сложен при практическом воздействии. Настоящая статья рассматривает некоторые аспекты психокоррекции европейских и отечественных психологических школ. Проблема психокоррекционного воздействия обратила на себя взоры не только психотерапевтов, но и психологов силовых структур. В отечественной военной педагогике психокоррекция определяется, как направленное психологическое воздействие на определенные психические структуры в целях оптимизации развития и функционирования индивида в конкретных условиях жизнедеятельности. Оказание психокоррекционной помощи является одним из важных направлений прикладной психологии.

Ключевые слова: психологическая коррекция - психокоррекция, виды психокоррекционного воздействия: убеждение, внушение, подражание, подкрепление.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.09.91.p76-79

PSYCHO-CORRECTION AND ITS DEFINITIONS

Vladimir Petrovich Kolesnik, director on development of Open Company "Northern sports",

Saint Petersburg

Annotation

One of the advanced directions in modern applied psychology is a psychological correction. As the behavior of the person in each case is determined by mental process of reflection of an environment, so frequently, the mistakes in behavior can be corrected by influence on the mental component of the person. There are various points of view on psycho-correction, its mechanisms, purposes, tasks. The question of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.