Научная статья на тему 'ВЕЛИКОЕ ЗАМЕЩЕНИЕ - ДОКТРИНА ВОЙНЫ ЦИВИЛИЗАЦИЙ'

ВЕЛИКОЕ ЗАМЕЩЕНИЕ - ДОКТРИНА ВОЙНЫ ЦИВИЛИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
470
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЙНА ЦИВИЛИЗАЦИЙ / "ВЕЛИКОЕ ЗАМЕЩЕНИЕ" / С. ХАНТИНГТОН / Р. КАМЮ / Э. ЗЕММУР / ИММИГРАЦИЯ / ИСЛАМ / ФРАНЦУЗСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / НАЦИОНАЛ-РАДИКАЛИЗМ / ДЕЛО ДРЕЙФУСА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гордон Александр Владимирович

Широкомасштабная межконтинентальная миграция, захлестнувшая страны Запада, оживила идеологемы глобального цивилизационного конфликта, предсказанного С. Хантингтоном более полувека назад. Восприятие такого конфликта в общественном мнении Запада поглотило бытовавшие социально-экономические разломы и дало им новое выражение. Так появилась доктрина «великого замещения» Р. Камю о смене коренного населения европейских стран выходцами из Африки и Азии. Развитая Э. Земмуром доктрина была осмыслена как угроза европейской цивилизации и французской идентичности со стороны ислама. Оказавшаяся в центре президентской кампании 2022 г. эта угроза способствовала подвижке общественного мнения страны в сторону национал-радикализма и политическому успеху праворадикальных сил. Ожесточенная полемика о французской идентичности затронула глубинные пласты национального сознания, актуализировала коллизию ее универсальности и специфичности, инклюзивности и эксклюзивности. Адепты «великого замещения» протестуют против складывающейся мультикультурности Франции, добиваясь возвращения к политике ассимиляции, проводившейся в колониальную эпоху, при Третьей и Четвертой республиках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GREAT REPLACEMENT IS THE DOCTRINE OF THE WAR OF CIVILIZATIONS

Large scale intercontinental migration flooded the West has revived the ideologemes of global civilizational conflict predicted by S. Huntington over half a century ago. The perception of such a conflict in the Western public opinion has absorbed the existing socio-economic chasms and has given them a new expression. Thus, R. Camus' doctrine of the «great replacement» of the indigenous population of European countries by natives of Africa and Asia was born. Further developed by E. Zemmour, the doctrine was understood as describing the threat to European civilization and specifically to French identity from Islam. This threat, which was in the center of the presidential campaign of 2022, contributed to a shift of the public opinion of the country towards national-radicalism and to the political success of the right-wing political forces. The fierce polemics about French identity perpetrated into deep layers of the national consciousness, actualized the collision between universality and specificity, inclusiveness and exclusiveness. The adherents of the «great replacement» protest against France's emerging multiculturalism, seeking a return to the assimilationist policies of the colonial era, in the times of the Third and Fourth Republics.

Текст научной работы на тему «ВЕЛИКОЕ ЗАМЕЩЕНИЕ - ДОКТРИНА ВОЙНЫ ЦИВИЛИЗАЦИЙ»

ФОРМАЦИИ. ЦИВИЛИЗАЦИИ. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

ГОРДОН А.В. * «ВЕЛИКОЕ ЗАМЕЩЕНИЕ» - ДОКТРИНА ВОЙНЫ ЦИВИЛИЗАЦИЙ1.

Аннотация. Широкомасштабная межконтинентальная миграция, захлестнувшая страны Запада, оживила идеологемы глобального цивилизационного конфликта, предсказанного С. Хантингтоном более полувека назад. Восприятие такого конфликта в общественном мнении Запада поглотило бытовавшие социально-экономические разломы и дало им новое выражение. Так появилась доктрина «великого замещения» Р. Камю о смене коренного населения европейских стран выходцами из Африки и Азии. Развитая Э. Земмуром доктрина была осмыслена как угроза европейской цивилизации и французской идентичности со стороны ислама. Оказавшаяся в центре президентской кампании 2022 г. эта угроза способствовала подвижке общественного мнения страны в сторону национал-радикализма и политическому успеху праворадикальных сил. Ожесточенная полемика о французской идентичности затронула глубинные пласты национального сознания, актуализировала коллизию ее универсальности и специфичности, инклюзивности и эксклюзивности. Адепты «великого замещения» протестуют против складывающейся мультикультурности Фран-

* Гордон Александр Владимирович - доктор исторических наук, главный научный сотрудник отдела Азии и Африки Института научной информации по общественным наукам РАН.

1 Автор статьи выражает признательность сотруднице Отдела глобализации ИНИОН РАН Екатерине Леонидовне Ушковой за помощь в переводах современной французской политической лексики и заведующей Отделом глобализации Наталии Юрьевне Лапиной за конструктивную критику первоначального варианта статьи.

ции, добиваясь возвращения к политике ассимиляции, проводившейся в колониальную эпоху, при Третьей и Четвертой республиках.

Ключевые слова: война цивилизаций; «великое замещение»; С. Хантингтон; Р. Камю; Э. Земмур; иммиграция; ислам; французская идентичность; национал-радикализм; дело Дрейфуса.

GORDON A.V. Great Replacement is the doctrine of the war of civilizations.

Abstract. Large scale intercontinental migration flooded the West has revived the ideologemes of global civilizational conflict predicted by S. Huntington over half a century ago. The perception of such a conflict in the Western public opinion has absorbed the existing socioeconomic chasms and has given them a new expression. Thus, R. Camus' doctrine of the «great replacement» of the indigenous population of European countries by natives of Africa and Asia was born. Further developed by E. Zemmour, the doctrine was understood as describing the threat to European civilization and specifically to French identity from Islam. This threat, which was in the center of the presidential campaign of 2022, contributed to a shift of the public opinion of the country towards national-radicalism and to the political success of the right-wing political forces. The fierce polemics about French identity perpetrated into deep layers of the national consciousness, actualized the collision between universality and specificity, inclusiveness and exclusiveness. The adherents of the «great replacement» protest against France's emerging multiculturalism, seeking a return to the assimilationist policies of the colonial era, in the times of the Third and Fourth Republics.

Keywords: war of civilizations; S. Huntington; great replacement; R. Camus; E. Zemmour; immigration; Islam; French identity; national-radicalism; Dreyfus affair.

Для цитирования: Гордон А.В. «Великое замещение» - доктрина войны цивилизаций // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 9: Востоковедение и африканистика. -2022. - № 4. - С. 5-21. DOI: 10.31249/rva/2022.04.01

Концепт «великого замещения (Grand Replacement)» неоригинален до банальности и прост до трюизма: подразумевается

глобальный этно-демографический процесс, в результате которого большинство населения европейских стран и конкретно Франции будут составлять неевропейцы, выходцы из стран Африки и Азии. Однако примитивно расовая суть прикрыта интеллектуальной оболочкой, позволяющей концепту претендовать на новую доктрину.

Во-первых, это претензии на научность и объективность. Указывается на масштабы современной трансконтинентальной миграции, напоминающей «великое переселение» народов на заре нашей эры. Присовокупляется фактор фертильности, более высокой рождаемости среди афро-азиатских мигрантов, осевших в Европе и образовавших устойчивые диаспоры.

Во-вторых, вводится фактор исключительно модной в последнее время глобальной геополитики и указывается виновник новой «тектонической катастрофы», приводящей к расовой чистке европейских стран. Это мировые элиты, которые таким способом рассчитывают обеспечить свое господство: коли они не могут получить поддержку своего народа, можно постараться его поменять.

В-третьих, и это представляет предмет данной статьи, чтобы осуществить свой коварный замысел и парализовать сопротивление коренного населения европейских стран, элиты добиваются его деморализации, проводя политику «великого обескультурива-ния (Grande Déculturation)», т.е., отчуждения коренного европейского населения от своих корней.

Европейцам навязывается чуждая им цивилизация, наиболее опасной угрозой считается ислам1. С ним адепты «великого замещения» выбираются на утрамбованную многими и многими столетиями почву конфронтации христианства с исламом, вспоминая о христианских корнях европейской цивилизации, а заодно афишируя свою принадлежность или приобщение к ним, что выглядит достаточно странно в секуляризованных обществах современной Европы2 и особенно Франции, где республиканский строй утвердился на принципах деконфессионализации (равноудаленности государства от всех религий) и так называемой светскости (лаи-

1 На тему исламской угрозы во Франции существует обширная, в том числе отечественная литература см.: [6].

2

Из новейшей литературы см.: [4].

цизм), которые в конфронтации с исламом защищали до последнего времени даже правые радикалы. Между тем именно в конфессиональном контексте подчеркнутого обращения к христианским «корням» исходная расовая идея обретает вполне благопристойную с точки зрения существующей в Европе политкорректности оболочку «столкновения цивилизаций»1, об опасности которого еще полвека назад предупреждал авторитетный американский политолог Сэмюел Хантингтон.

Возникает вопрос: почему доктрина, претендующая на защиту всей христианской цивилизации, глобальный этнодемогра-фический характер и вскрытие тектонических подвижек в мировом историческом процессе, оказалась в центре идейно-политической жизни одной Франции, превратив жизнь важнейшей европейской страны накануне недавних президентских выборов в арену столкновения верующих и неверующих в перспективу «великого замещения».

Франция в меньшей степени ощутила эффект последнего нашествия беженцев с мусульманского Ближнего Востока, так что доля мигрантского населения и его демографический состав изменились менее значительно, чем, например, в соседней Германии [19]. И не случайно сейчас лишь более половины (57%) французов озабочены численностью иммигрантов [26]. Сокрушительные акты массового террора исламистских боевиков последовали в 2015 г., и пика общественно-политической реакции на те трагические события, казалось, следовало бы ожидать раньше. Реальной, не фантомной угрозой политическому режиму в первом президентстве Э. Макрона оказался не исламский терроризм, а скорее волны пандемии, да выходцы из французской глубинки, прибегшие к деструктивным антисоциальным действиям во имя своих партикуля-ристских, хотя и законных интересов.

Полноценная оценка значения этих угроз в духовном плане и дает, думаю, ключ к пониманию алармистской истерии, сопровождавшей французскую президентскую кампанию 2022 г. Действовавший и подтвердивший в конечном счете свою легитимность президент Эммануэль Макрон озвучил в 2017 г. девизом

1 Замечу, что у Хантингтона речь шла именно о «столкновении (clash)» цивилизаций [см. 13], а милитарный аспект его концепция приняла в российском политологическом обиходе.

собственного правления возрождение «величия Франции (Grandeur Française)1«. [1; 10]. Он связал острейший вопрос отставания страны в переходе к экономике высоких технологий с духовным состоянием французского общества.

«Эмманюэль Макрон, - пишет редактор авторитетного делового издания, газеты "Эко", - делает ставку, характерную для него: Франция сможет воспрять в полном смысле этого слова, т.е., действительно восстановит уверенность в себе и свой динамизм только в том случае, если вернет свое Величие. Его "определенное представление о Франции"2 совпадает с представлением Шарля де Голля и его прославленных предшественников. Имеется в виду нация, которая осознает свое предназначение, которая несет послание миру, которая, будучи наделена свободой, равенством и братством, представляет собой идеал родины. Отказаться от уязвленного Величия - таков был курс на протяжении последних 40 лет: подчиняться экономической необходимости, ориентироваться на пример других, этих "маленьких" шведов, этих "средненьких" канадцев или этих далеких новозеландцев, которые преподают нам уроки успешности3. Эммануэль Макрон придерживается прямо противоположного мнения. Если дела во французской экономике идут плохо, так это потому, что ее конкурентоспособность испытывает ограничения, необходимо освободить дух творчества/... /. Дело тут совсем не в Конституции, нужно оставить бесполезные споры о Шестой республике4, дело тут опять же в "состоянии духа". Новейшие экономические исследования констатируют, что все коренится в "поведении", другими словами, индивидуальной и коллективной психологии/./. Франция станет по-настоящему динамичной только в том случае, если она будет французской, обратится к своим корням, культуре, творческому духу, а также соци-

1 Термин, встречающийся в названиях улиц французских городов.

2

Название книги де Голля, провозгласившего, что Франция может быть только великой или никакой.

Имеется в виду так называемый жискардизм, политический курс, озвученный Валери Жискар д'Эстеном ^8сап118те) и подразумевавший ослабление роли государства в модернизации страны. См. также: [10].

4 Подразумевается отказ от принципа сильной президентской власти, заложенного в основание Пятой республики [см. 8].

альной справедливости и стремлению вернуть достоинство человеку труда и гражданину» [24].

Однако обращенная к национальной гордости вдохновляющая программа обновления Франции на путях либеральных экономических реформ [1; 11] была сорвана обстоятельствами, часть которых можно было предвидеть и оказавшихся в другой части совершенно непредвиденными. Начались протестные выступления «желтых жилетов », которые не увидели, да и не могли найти себе места в президентской программе обновлении и которые при их сравнительной малочисленности выражали настроения очень значительной депрессивной периферии, озабоченной сохранением стабильности своего материального положения на основе бытовавшей десятилетиями практики наращивания государственных субсидий в социальной сфере (политика République protective, радикальная французская вариация «социального государства» [5; 9]).

Довершила срыв реформ пандемия COVID-19, борьба с которой потребовала не только огромных вложений в социальную сферу, но и репрессивных ограничений публичного пространства, оттолкнувших от президента многочисленных приверженцев либеральной демократии. К моменту президентских выборов 2022 г. духовная атмосфера стала опускаться в ту пучину упаднических настроений (déclinisme) [7; 10], выбраться из которой преследовала своей целью программа «величия Франции», провозглашенная Макроном.

«У двух третей французов есть ощущение, что Франция находится в упадке, указывают данные опроса, проведенного институтом CSA1 в сентябре 2021 г. Этот страх постоянно возвращается вследствие текущих событий» [21]. Хотя авторы статьи в католической газете (не они одни это делают, и подобные опровержения звучали при атаке на республиканские институты национал-радикалов еще в конце XIX в.2) последовательно опро-

1 Conseil supérieur de l'audiovisuel.

2 В ряду соответствующих текстов хочу обратить внимание на доклад автора многотомной «Истории французской нации» Габриеля Анното для академического форума. Дело в том, что «большая» Академия оказалась в известной части на стороне «антидрейфусаров», поддержав национал-радикалов: 22 ее члена подписали манифест Лиги защиты французского отечества против пересмотра дела, уже когда обнаружились свидетельства подлога. Таким образом, текст Ан-

вергают представление об экономическом упадке Франции, политическая повестка дня в избирательной кампании складывалась под влиянием всевозможных и все возрастающих, как писала «Фигаро», страхов, источниками которых служили медицина, климат, экономика и больше всего - миграция [23].

Как подчеркивают авторы статьи в «Фигаро», главный редактор журнала «Ревю политик э парламентер» Жером Сент-Мари и основатель Института общественного мнения РоШ^Уох1 Бе-недетти Арно, страх может оказаться «двигателем истории». «Он сплачивает и разрушает общества, становится основой их организации, так же как дезорганизации. И напоминание об этом больше, чем когда-либо, отмечаешь в центре коллективного поведения, поскольку фантомы озабоченности становятся определяющими в вопросах прогресса, осложненного противоречивыми устремлениями и иногда прямо противоположными представлениями. Кризисы оказываются повсеместно/./, создавая впечатление бесконечного кризиса» [там же].

В такой политической ситуации идеология восстановления французского Величия девальвировалась в патетику «войны цивилизаций», национальное обновление - в идеологемы «великого замещения», вера в республиканские институты - в конспироло-гию. По результатам выборочного обследования 2018 г., проведенного Французским институтом общественного мнения (ШОР), видно, что около половины респондентов выборки согласны (48%: 17% - полностью согласны, 31% - скорее согласны) с высказыванием, что «великое замещение» - это «политический проект замещения одной цивилизации другой, сознательно проводимый нашими политическими, интеллектуальными и медийными элитами, и ему необходимо положить конец, отправив тех людей туда, откуда они прибыли»2.

ното важен и для оценки эволюции позиции французской академической элиты (см. : Hanotaux G. La France est-elle en décadence ? Séance publique annuelle des cinq Académies le 25 octobre 1901. - URL: https://www.academie-francaise.fr/la-france-est-elle-en-decadence (дата обращения 5.07.2022)).

1 Société d'études et de conseil spécialisée dans les enjeux d'opinion.

2 de Montvalon J.-B. Les théories du complot bien implantées au sein de la population française // Le Monde. - 2018. - 7 janvier.

Аналогичное обследование, проведенное Challenges-Harris Interactive накануне избирательной кампании, в мае 2021 г. показало, что общественное мнение страны буквально подавлено страхами «великого замещения»: две трети французов уверовали в «замещение» (61% в его пришествие, 67% в такую возможность). Страх поразил приверженцев различных политических ориента-ций, хотя, что многозначительно, крайне неодинаково. Среди сторонников президента уверовавших только половина, а другая не верит в такую возможность, между тем в праворадикальной части общественно-политического спектра, среди сторонников «Национального объединения» Марин Ле Пен обеспокоенных 93% [26].

Заслуживает внимания комментарий проводивших обследование. Они заключают, что речь идет не о реальном феномене «замещения» (как утверждал Камю), а о реакции на него, и именно такая реакция оказывается в центре «нынешних общественных дебатов» [там же].

Вброс в политическую повестку дня фантомов коллективного сознания, питаемых ожиданием этнических катаклизмов, до крайности напоминает, казалось бы, давно изжитую страной ситуацию, явленную при Третьей республике в связи с печально знаменитым «делом Дрейфуса»1. Республиканский режим никак не мог укрепиться, страна раздиралась антагонизмами, теряя международные позиции и подвергаясь угрозам со стороны могущественного соседа. Поражением во Франко-прусской войне 18701871 гг. и капитуляцией, отягощенной огромной контрибуцией и аннексией пруссаками двух исторических провинций - Эльзаса и Лотарингии, французское национальное сознание было крайне уязвлено. Самые серьезные последствия это имело «не столько для гордости народа, сохранявшего убеждение в своем величии, сколько, - указывает Кристоф Прохассон, - для существа его идентичности». Поиск национальной идентичности в далеком прошлом, характерный для нового национализма2, утверждает ис-

1 Об основных линиях раскола, произошедшего во французском обществе, см.: [3, с. 158-167]. Об устойчивых стереотипах исторического сознания в определении национальной идентичности см.: [14].

2

В сравнении с оптимизмом и обращенностью в будущее в национализме Великой французской революции и ее наследии (Гюго, Мишле, Гамбетта).

торик, был не чем иным, как «реакцией на чувство упадка» [23, р. 67].

Переживание национального упадка сделалось пропагандистским приемом ультраправых в борьбе с республиканским строем. Упадок объявлялся наследием Революции 1789 г., разрушившей Старый порядок, поэтому он подлежал яростному живописанию, вплоть до эстетизации. Особенно на этой ниве преуспел Морис Баррес1, в котором усматривают предтечу современного французского национал-радикализма.

«Подобно своим учителям Тэну и Фюстелю де Куланжу, -пишет Клод Дижон, - Баррес видел Францию больной/./. Он воспевал беспокойство и нагнетал тревогу. Земля и могилы предков -вот его девиз/./. В созерцании кладбищ Баррес искал свой путь/./, упиваясь запахом смерти». Дух упадничества полезен, уверял он, ибо порожденные им «яростные националистические страсти необходимы побежденным народам» [16, р. 431-432].

Объектом националистических страстей сделались этнические предрассудки, сфокусированные на антисемитизме. Для ультраправых тот явился находкой, как откровенно признавал важнейший их идеолог, создатель «Аксьон франсез» Шарль Моррас: «Все казалось невозможным или трудно осуществимым без этого провиденциального антисемитизма. Благодаря ему все упорядочивается, выравнивается и упрощается» [22, р. 129].

В антисемитизме - и в этом секрет успеха ультраправой агитации, обеспечившей национал-радикалам ранее не достававшуюся массовую поддержку, - слились средневековые религиозные предрассудки и фрустрации определенных слоев общества, обойденных историческим процессом. В представлении последних евреи воплощали все зло новоевропейской цивилизации Модерно-сти: власть денег, дымящие трубы заводов, разрушение сельского уклада жизни, контрасты капиталистического города, наконец, то, что теперь окрестили «глобализацией».

«Торжеством еврейства» назвал Всемирную выставку 1889 г. зачинатель антисемитской кампании, публицист Эдуард-Адольф Дрюмон, «автор бессмертного труда» о засилии евреев во Фран-

1 Характерно для Франции, что идеологами национал-радикализма обычно становились литераторы, в том числе представители первого ранга французской литературы.

ции [10] \ как говорилось в эпитафии на его могиле, выбитой в 1942 г. (и уничтоженной распоряжением мэрии Парижа в 2002 г.). С мрачным восторгом описывал он посещение Всемирной выставки: «Еврей сделал из нее образец своих идей. Этот гигантский базар; этот шатер, более величественный, чем дворец; этот Номадизм, струящийся золотым дождем и покрытый пурпуром; это последнее слово Модернизма - башня, напоминающая о Вавилонской башне и ее происхождении; это низменная магия со своим лживым сиянием» [22, p. 69]2.

При таком мироощущении не имело значения, что евреев во Франции (по данным 1914 г.) было 0,2% населения - 80 тыс. жителей нескольких крупных городов. Важно, что этот народ воплощал, как пишет М. Винок, «в самом чистом виде» Другое или Другого [22, p. 13], чужеродное начало во французском обществе, от которого надлежало избавиться. В соответствии с роялистско-клерикальной традицией чуждыми французской идентичности объявлялись также протестанты и масоны. В ХХ в. пространство ксенофобии поступательно расширялось.

Особым предметом тревоги за французскую идентичность сделалось возрастание числа иммигрантов, которое сопровождалось все большими сложностями с их ассимиляцией. Крупнейший исследователь иммиграции Жерар Нуарьель фиксирует три волны страхов, распространявшихся во Франции в ХХ в.

Из правоведческой диссертации 1914 г.: «Всегда ли мы можем побудить интервентов (envahisseurs) принять наши нравы, нашу цивилизацию/.../? Успешно ли происходит ассимиляция? Недвусмысленные симптомы, кажется, указывают на то, что мы приближаемся к точке насыщения. Наши обычаи пронизаны экзотизмом, наш язык засорен иностранными выражениями, самой нашей безопасности угрожают опасные элементы, которых привлекают наши богатства и которым снисходительные законы никак не препятствуют».

1 Пространный (1200 стр.) памфлет Дрюмона «Еврейская Франция», изданный в конце 1885 г., сделался бестселлером, открыв серию подобных публикаций (по несколько дюжин ежегодно), которые психологически подготовили

общественное мнение к «Делу Дрейфуса».

2

«Вавилонской башней» в воображении Дрюмона оказалось творение Эйфеля, сооруженное к открытию Выставки.

Из журналистского бестселлера 1931 г.: «Теперь, когда компактные полчища иностранцев утвердились на нашей территории и когда в некоторых округах молодые чужестранцы превосходят числом местную молодежь, проблема принимает совсем другой оборот, и мы вынуждены заключить, что среди нас формируются этнические меньшинства».

Из «Фигаро-магазин» 26 октября 1985 г.: «Останемся ли мы еще французами через 30 лет?» (Смысл риторики наглядно передавало изображение символа Республики Марианны, затянутой в чадру) [12, р. 321].

Тема иноплеменного этнокультурного вторжения и особенно поступательного утверждения цивилизации ислама на французской земле развивалась в бесчисленных публицистических продуктах, а также в романах из жанра антиутопии. Самыми значительными по степени таланта авторов и влиянию на общество можно считать «Лагерь святош» Жана Распая и «Покорность» Мишеля Уэльбека. Роман Распая вышел еще в 1973 г. и в известных кругах французского общества почитается романом-пророчеством о гибели европейской цивилизации под давлением неевропейских масс, оказавшихся на их земле благодаря сочувствию европейцев их нищете и доброй воле правительств. Конкретно у Распая это миллион мигрантов с берегов Ганга, высадившихся на Лазурном Берегу и полностью подчиняющих жизнь Прованса своим нравам и обычаям [28].

Роман Уэльбека, вышедший в 2015 г. накануне террористических акций исламистских организаций, был уже вполне конкретным предсказанием краха европейской цивилизации во Франции в результате победы на президентских выборах 2022 г. представителя «Мусульманского братства». Уэльбек использовал сложившуюся в массовом сознании и литературе тему правоверного мусульманского правителя Франции, оказавшегося в Елисей-ском дворце, притом что последствия для судьбы французской интеллигенции выписаны с присущим автору художественным талантом [12].

Расстановка сил в президентской кампании 2022 г. и ее исход оказались совершенно иными, чем описано в романе; однако излишне опровергать футуристические предположения писателя политическими реалиями. Он достоверно и проникновенно отоб-

разил дезориентированность и депрессивность в хорошо ему знакомой интеллигентской среде, но главное - ярко и эмоционально выразил распространенные во французском обществе страхи1, которые и создали благоприятную почву для вброса и выдвижения в центр общественно-политической жизни концепта «великого замещения».

Автор, французский литератор2 Рено Камю (род. 1946 г.), по собственному утверждению, пришел к этой идее по наитию (видимо, как Моррас к антисемитизму). Его буквально осенило, что в нарастании массовой иммиграции афро-азиатских выходцев в европейских странах кроется своекорыстие элит - политических, экономических, интеллектуальных - этих стран.

Если отрешиться от области подсознания этой незаурядной личности, можно сказать, что сложилась благоприятная обстановка, и Камю почувствовал возможность проявить свои амбиции. А амбиции у него соответствовали господствующим в обществе настроениям. Начинал он с отстаивания левых политических позиций, из-за чего подвергся изгнанию из родительской старомодной буржуазной семьи3. В 1970-1980-х годах в художественных произведениях высказывался в поддержку педофилии. В 1990-х отметился антисемитизмом. Следующим этапом сделались выступления против мусульманской иммиграции с начала 2010-х годов, ознаменовавшиеся выходом в свет книги «Великое замещение» [15]. В 2014 г. был приговорен к штрафу Исправительным трибуналом за выступление на конференции по «исламизации»,

1 Кратко стоит отметить, что подобные страхи разделялись далеко за пределами Франции. Австралийский террорист-одиночка, расстрелявший в Новой Зеландии около сотни аборигенов, вдохновлялся концептом «великого замещения». Он заявлял, что отчаяние при виде того, как Эмманюэль Макрон - «интернационалист, глобалист, противник белых», вероятный сторонник «массовой» иммиграции - побеждает [на выборах] в 2017 г. Марин Ле Пен, стало одним из детонаторов его убийственного безумия. А также созерцание, во время пребывания во Франции, страны, где «захватчики были повсюду», убедило его в необходимости перейти к действиям [31].

Камю принадлежит более 160 литературных произведений, а также альбомы рисунков и фотографий собственной работы.

з

Следствием стало обретение псевдонима, к чему он впоследствии прибегал неоднократно.

где мусульмане были объявлены воинством захватчиков, цель которых заменить французский народ и его цивилизацию исламом.

Между тем идеи Камю стали внедряться во французском общественном мнении, второе дыхание их распространению придал журналист и политик, «пандит1 французского телевидения», как его окрестили коллеги, Эрик Земмур (род. 1958 г.). Свою политическую программу он выстроил вокруг лозунга Реконкисты, назвав свою партию «Reconquête (Отвоевание)». Имея в виду исторический пример изгнания мусульман2 с Пиренейского полуострова, Земмур задумывает «отвоевание» Франции у ислама во имя торжества христианства. Находясь в Армении в древнем монастыре на границе с Турцией, он выступил провозвестником «великой конфронтации христианства с исламом», которая некогда началась на этих рубежах и «ныне возобновилась» [29]. Победоносное христианство, считает Земмур, вернет Францию к ее цивилизацион-ным истокам и благодаря этому возвратит ей величие после десятилетий упадка.

Борьба с исламом во Франции должна происходить, по Зем-муру, именно на цивилизационном уровне. Он требует «обнуления» иммиграции, т.е. прекращения доступа во Францию иммигрантов, прибывающих из Африки и Ближнего Востока. Стране надлежит отказаться от мультикультурализма и вернуться к утвержденному во времена Третьей республики курсу на ассимиляцию иммигрантов. В предвыборной программе Земмура специальный раздел был посвящен этой теме: «Возобновить ассимиляцию, чтобы переделать французов». И Земмур обещает: «Я переделаю французов благодаря подлинной политике ассимиляции».

Предлагается:

«Снова сделать из школы горнило (un creuset)3 выделки ассимилированных французов, возобновив в начальной школе образование в национальном духе (récit national), представив и внушив

1 В современном англоязычном журналистском дискурсе интеллектуал, мнение которого авторитетно в СМИ.

2 То, что одновременно остракизму были подвергнуты евреи-сефарды, Земмур, очевидно сефард по происхождению, умолчал.

3 Возможен перевод «котел» по ассоциации с популярным концептом американского ассимиляционного процесса.

(учащимся) любовь к истории нашей страны. Поощрить знание великих литературных произведений, чтобы все французы с самого юного возраста владели французским языком. Дать возможность всем юным французам добиться успеха в школе без угрозы подвергнуться осуждению со стороны среды, из которой они происходят, а для этого расширить сеть специальных интернатов для лучших учеников средней школы. Восстановить школьную форму, чтобы ликвидировать различия в одежде, которые способствуют коммюнотаризму, школьным преследованиям, социальному неравенству. Покончить с приглашением преподавателей из арабских стран и Турции в рамках EILE = Enseignements Internationaux de Langues Etrangères1. Предложить на референдуме закон об именах для новорожденных, с тем чтобы первое имя устанавливалось на основании французского и региональных календарей или выдающихся людей античной и библейской истории. Дать возможность ежегодно 10 000 юношей проходить добровольную военную службу для лучшей ассимиляции с национальным сообществом. Учредить великое министерство Мира знаний (Etat du savoir) и (их) распространения, объединяющее государственное просвещение, высшее образование и культуру» [32].

Легко заметить, что автор старательно приноравливается к режиму официальной политкорректности: никаких упоминаний ислама или афро-азиатского происхождения иммигрантов, нет даже отсылки к иммиграции. Программа обращена ко всем французам, преследуя цель их воспитания со школьных лет в надлежащем патриотическом духе. В деталях она безусловно полезна: знание французской истории, литературы, языка в целом выглядит повторением прошлого, воспроизведением опыта канувшей в Лету колониальной школы, где африканские, арабские, вьетнамские детишки декламировали «Наши предки - галлы». И целью их обучения было воспитание профранцузской колониальной элиты «продвинутых (évolue)».

В ответ на обнаруженное Камю «великое обескультурива-ние», отчуждение коренных французов от их цивилизационных корней Земмур предлагает отчуждение выходцев из афроазиатских стран от цивилизационного наследия их предков. Вызы-

1 Программа преподавания иностранных языков их носителями.

18

вает удивление, что выходец из колониального Алжира игнорирует труды Октава Маннони, Альбера Мемми, Франца Фанона, описавших последствия для туземной интеллигенции политики ассимиляции с разрушительным раздвоением личности, оказавшейся на «рубеже культур» [2; 25; 30]. Между тем эта ситуация подверглась художественному отображению и аналитической рефлексии во многих произведениях эпохи деколонизации, красноречиво связывавших личностный кризис в среде формировавшейся колонизаторами интеллигенции с ее вступлением в национально-освободительное движение. Пророческой в этом отношении стала книга Фанона «Черная кожа, белые маски» (1952) о неврозах темнокожего интеллигента из колоний во Франции [20].

Понимая невозможность «реконкисты» в полном историческом смысле изгнания иммигрантов-мусульман из Франции, Зем-мур помимо демографического «обнуления» (прекращения иммиграционного притока) приходит к идее цивилизационного «обнуления», очищения французского общества от наследия неевропейских цивилизаций, начисто отрицая возможность «диалога культур» и их взаимообогащения. Даже в облагороженном, цивилизованном виде доктрина «великого замещения», получается, грозит Франции утратой универсальности ее идентичности, того исторического предназначения ее цивилизации, которая, как считают приверженцы идеи Французского величия, «несет послание всему миру» [24].

Список литературы

1. Бунин И.М. Выборы Макрона, или Выбор Франции: французская политика в 2017-2018 годах. - Москва : Школа гражданского просвещения, 2018. - 200 с.

2. Гордон А.В. Проблемы национально-освободительной борьбы в творчестве Франца Фанона. - Москва : Наука, ГРВЛ, 1977. - 240 с.

3. Гордон А.В. Историческая традиция Франции. - Москва : Контент-Пресс, 2013. - 368 с.

4. Инглхарт Р. Неожиданный упадок религиозности в развитых странах (orig. title: Religion's Sudden Decline: What's Causing it, and What Comes Next?) / пер. с англ. яз. Н.Ю. Фирсова. - Санкт-Петербург : Изд-во Европейского университета, 2022. - 238 с.

5. Клинова М.В. Государство-покровитель: социальное государство на перепутье // Современная Европа. - 2019. - № 2. - С. 151-162.

6. Лапина Н.Ю. «Исламский фактор» и общественно-политическая дискуссия по вопросам иммиграции в современной Франции // Мировая экономика и международные отношения. - 2021. - Т. 65, № 11. - С. 97-105.

7. Лапина Н.Ю. Общество утраченных иллюзий // Актуальные проблемы Европы. - 2021. - № 3. - С. 85-112.

8. Медушевский А.Н. Сравнение конституций России и Франции: дуалистическая система и ее трансформация // Политические институты России и Франции: традиции и современность : сборник научных трудов / Ефременко Д.В., Лапина Н.Ю. (ред.). - Москва : ИНИОН РАН, 2014. - С. 81-112.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Преображенская А.А. Франция в XXI веке: социальные проблемы и реформы // Социальное государство в зеркале общественных трансформаций / Садовая Е.С., Цапенко И.П., Гришин И.В. (ред.). - Москва : ИМЭМО РАН, 2020. -С. 136-150.

10. Рубинский Ю.И. Приметы времени : в 3-х томах. - Москва : Институт Европы РАН, 2018. - Т. 2 : Франция: незаконченная модернизация. - 422 с.

11. Семеко Г.В. Неолиберальный реванш Эммануэля Макрона // Актуальные проблемы Европы. - 2021. - № 3.- С. 54-84.

12. Уэльбек М. Покорность / пер. с фр. яз. М. Зониной (orig. title: Soumission). -Москва : АСТ, 2019. - 352 с.

13. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций : пер. с англ. яз. (orig. title: The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order). - Москва : АСТ, 2003. - 603 с.

14. Чеканцева З.А. Память и национальная идентичность в исторической культуре Франции // Диалог со временем. - 2017. - Вып. 59. - С. 54-80.

15. Camus R. Le grand remplacement: Introduction au remplacisme global. - 6-e édition. - Paris : La Nouvelle Librairie, 2021. - 568 p.

16. Digeone C. La crise allemande de la pensée française (1870-1914). - Paris : PUF, 1959. - 576 p.

17. Drumond E.-A. La France juive : Essai d'histoire contemporaine. - Paris : C. Marpon ; E. Flammarion, 1880. - T. 1-2.

18. En qu (o)i les Français ont-ils confiance aujourd'hui? Le Baromètre de la confiance politique. - Paris : Sciences Po/CEVIPOF, 2021. - Vague 12. - URL: https://www. sciencespo. fr/ cevipof/ sites/ sciencespo. fr. cevipof/files/ 0pinionWay%20pour%20le% 20CEVIP0F-Barome%CC%80tre%20de%20la%20confiance%20en%20politique% 20-%20vague 12%20-%20Rapport%20international%20( 1 ). pdf (дата обращения: 16.03.2022).

19. Europe's Growing Muslim Population / Рew Research Centre. - URL: https://www.pewforum.org/2017/11/29/europes-growing-muslim-population/ (дата обращения: 14.03.2022).

20. Fanon F. Peau noire, masques blancs. - Paris : Seuil, 1952. - 240 p.

21. Guillemoles A., Blaise F. La France en déclin? Vingt chiffres pour sortir des idées reçues // La Croix. - 2022. - 4.02. - URL: https://www.la-croix.com/France/Fran ce-declin-Vingt-chiffres-sortir-idees-recues-2022-02-04-1201198626 (дата обращения 20.02.2022).

22. Histoire de l'extrême droite en France / Sous la dir. de M. Winock. - Paris : Seuil, 1993. - 336 p.

23. Jérôme S-M., Arnaud B. : «Le sentiment du déclin est désormais partagé par la majorité des Français» // Le Figaro. - 2021. - 6.10. - URL: https://www.lefigaro. fr/vox/societe/jerome-sainte-marie-et-amaud-benedetti-le-sentiment-du-declin-est-desormais-partage-par-la-majorite-des-francais-20211006 (дата обращения 14.03.2022).

24. Le Boucher Е. La «Grandeur de la France» sauvera son économie // Les Echos. -2017. - 7.07. - URL: https://www.lesechos.fr/2017/07/la-grandeur-de-la-france-sauvera-son-economie-174025 (дата обращения 14.07.2022).

25. Memmi A. Portrait du colonisé, précédé du portrait du colonisateur. - Paris : Gallimard, 1967. - 198 p.

26. Menthon P.-H. de. 67% des Français s'inquiètent d'un «grand remplacement» // Challenges. - 2021. - 21.10. - URL: https://www.challenges.fr/france/67-des-francais-s-inquietent-d-un-grand-remplacement_785793 (дата обращения 15.02.2022).

27. Noiriel G. Le creuset français: Histoire de l'immigration XIXe - XXe siècles. -Paris : Seuil, 1988. - 447 p.

28. Raspail J. Le camp des saints. - Paris : Robert Laffont, 2011. - 396 p.

29. Toumi Abdennour. Eric Zemmour: Reconquista and French inquisition // Daily Sabah. - 2022. - 25.01. - URL: https://www.dailysabah.com/opinion/op-ed/eric-zemmour-reconquista-and-french-inquisition (дата обращения 18.05.2022).

30. Vatin F. Octave Mannoni (1899-1989) et sa Psychologie de la colonisation. Contextualisation et décontextualisation // Revue du Mauss. - 2011. - N 1(37). -P. 137-178.

31. Vaudano M., Laurent S., Dagorn G. La théorie du «grand remplacement», de l'écrivain Renaud Camus aux attentats en Nouvelle-Zélande // Le Monde. - 2019. -15.03. - URL : https://www.lemonde.fr/les-decodeurs/article/2019/03/15/la-theorie-du-grand-remplacement-de-l-ecrivain-renaud-camus-aux-attentats-en-nouvelle-ze lande_5436843_4355770.html (дата обращения: 15.07.2022).

32. Zemmour Е. Immigration: Le programme d'Eric Zemmour. - URL: https:// programme.ericzemmour.fr/immigration (дата обращения 17.06.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.